Библиография / Голубева Л. А. Весь и славяне на Белом озере X—XIII вв. / Л.А. Голубева.–М., 1973.
Антропоморфные изображения в вышивках (вепсы)
Рубрики
Трактовка антропоморфных женских фигур архаична. В композициях они даются раппортом одинаковых фигур или в сочетании с деревьями, птицами, корнями. Во всех вышивках женские фигуры, как наиболее значимые мотивы, изображались анфас, а животные и птицы – повернутыми к ним в профиль. Размеры женских изображений либо соответствовали высоте деревьев или животных, либо были даже выше них, чем, видимо, также подчеркивалась их особая значимость. Женские фигуры имели геометризованное, столбовидное туловище, нижняя часть его переходила в крупный треугольник или трапецию. Голова изображалась в виде ромба или восьмигранника, обрамленного линиями-лучами, а также звездочками. Стопы ног наряду с обычными иногда трактовались в виде крупных треугольников, имитировавших, видимо, стилизованные лапки водоплавающей птицы. Руки изображались воздетыми вверх или полуопущенными вниз. В одних вышивках кисти рук сильно гипертрофированы, в других - руки трехпалые, в третьих - кисти вообще отсутствуют, а запястья рук органично переходят, к примеру, в профильных птиц или в ветки растений, в восьмилепестковые розетки и т.п. Наделение женских образов разнохарактерными признаками (ветками растений, птицами, рогами животного, геометрическими знаками и прочими элементами) свидетельствует, очевидно, о том, что в отдаленном прошлом они отображали различных антропоморфных духов или божеств, значение которых было давно забыто исполнительницами вышивок. Сходные антропоморфные женские образы распространены также в вышивках соседних с вепсами народов: карел южной и средней Карелии, ижорцев и русских северо-западных областей.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Зооморфные изображения в вышивках (вепсы)
Рубрики
В вепсских вышивках довольно широко представлена и зооморфная тематика: изображения льва-барса, а также предположительно медведя, бобра, рептилий. Но наиболее характерными были фигуры коня; они изображались то с всадницей на спине, то без нее. Наибольшее распространение они получили в вышивках средне- и южновепсской группы. На северновепсских изделиях они встречались редко. Их вышивали старинной двусторонней техникой. В композициях конь, имевший обычно всадницу на спине, изображался либо рядом с геометризованным деревом, либо с женской фигурой, держащей иногда животное за уздечку. Конь трактовался в профиль, всадница - в фас. Животное вышивалось в двух вариантах: одноголовым конем и двухголовым, с разнонаправленными головами и одним ладьевидным туловищем. Последний вариант особенно характерен для средневепсских вышивок. Зооморфные образы часто имели гибридные признаки: на одних вышивках морда животного изображалась остроконечной (конь-птица?), в других - массивной, горбоносой, нередко с роговидными отростками на голове (конь-лось?). Туловища этих ирреалистичных животных обильно помечались растительными знаками, а также звездочками и ромбиками. Такими же знаками маркировалась и всадница со столбовидным туловищем и ромбовидной головой. По всем признакам (стилистическим, иконографическим, композиционным и др.) вепсские мотивы коней сходны с аналогичными узорами в вышивках карел южной и средней Карелии, ижорцев, а также русских северо-западного региона. Вопрос о генезисе этих образов в современных вышивках их северо-западного ареала достаточно подробно освещен в литературе. Их истоки исследователи видят в раннесредневековой зооморфной пластике, где встречались обе иконографические разновидности коня. В материалах же более раннего, чем средневековье, периода, относившихся к северо-западному региону, этот образ вообще не отмечался.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Керамика
Рубрики
Изготовление глиняной посуды и мелкой пластики имело, судя по археологическим памятникам, многовековую историю. Орнаментированные глиняные сосуды, которые были изготовлены лепным и гончарным способом, а также глиняная зоо- и орнитоморфная пластика, стилистически сходная с поздневепсской игрушкой, были найдены в приладожских и белозерских археологических материалах. В XIX – первой половине XX в. керамическое производство сохраняло у вепсов большое значение. По сравнению с другими видами народного ремесла, рассчитанными на собственные нужды, гончарство имело у вепсов иные формы организации труда. Это были профессиональные крестьянские промыслы, продукция которых шла на сельские и городские рынки северо-западного региона. Гончарное производство было сосредоточено преимущественно в селениях по р. Ояти и в с. Рыбрека, расположенном на побережье Онежского озера. Гончарное производство, известное как «оятские промыслы», в XIX и в первой половине XX в. было сосредоточено в селениях Шапшинской волости Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии. О размахе этих промыслов говорят следующие данные: дореволюционные материалы свидетельствуют, что за год мастеровые одного Сотского погоста Шапшинской волости вырабатывали для продажи более 400 тыс. гончарных сосудов. Позже, в 1928 г. в Оятском районе насчитывалось 194 крестьянских «горшечных». Это были двухраздельные бревенчатые постройки, в которых проходили формовка и обжиг керамических изделий. Гончарство у вепсов было семейным делом, в котором мужчины занимались формовкой и обжигом сосудов, а женщины и дети – подготовительными работами, а также лепкой мелкой пластики. Глиняные сосуды иногда орнаментировались несложными узорами. Рисунки наносились на тулово изделий разными способами: при помощи штампа или палочки, готовые изделия расписывались рожком с краской и кистью. Штампованные узоры состояли из простейших геометрических и изобразительных элементов – кружков, звездочек, птичьих лапок и пр. Рожок позволял получать рельефные узоры; кистью на верхней части тулова сосудов наносили многополосные волнистые и прямые линии, а также концентрические круги, схематичные розетки с белыми «тычками» вместо лепестков. Женщины и дети занимались также лепкой детской игрушки и мелкой пластики. Вепсская детская игрушка – это свистульки, представлявшие собой схематические образы птичек, коней, всадников, барашков и пр. Некоторые из этих образов встречались уже среди керамических изделий древнего Белоозера. Известна и камерная керамическая пластика вепсов – это реалистические образы крестьянских женщин и мужчин в народной одежде, а также близкие к натуре скульптурки водоплавающих птиц – уточек. Такая разновидность керамической пластики, в отличие от игрушки, – исторически более позднее явление. В послевоенный период гончарное производство в вепсских селениях постепенно пошло на убыль. В 1950–1960-е годы оно сохранялось еще в отдельных населенных пунктах, в частности – в селах Ефремково и Алеховщина.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Находки захоронений. Военное снаряжение
Рубрики
В мужских захоронениях X в. обнаружены мечи, наконечники копий и стрел, топоры, которые соответствовали уровню развития военного снаряжения того времени и ничем не отличались от древнерусских. Это вооружение, скорее всего, закупалось в древнерусских городах. Необходимо заметить, что оятское население, судя по небольшому, по сравнению с другими районами Приладожья, количеству оружия, найденному в курганах, не отличалось особой воинственностью. Известны всего три меча. У одного на лезвии демаскированный узор, у другого рукоять плотно обвита серебряной проволокой, от третьего остались лишь обломки. Такие мечи встречены во многих странах Центральной и Северной Европы, а также на территории Руси в X — первой половине XI в.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Орнитоморфные изображения в вышивках (вепсы)
Рубрики
Исключительно развиты орнитоморфные мотивы, причем преимущественно в вышивках полотенец, у средних и южных вепсов. Исполнялись они старинной техникой - двусторонним швом и строчкой по сетке. У северных вепсов они отмечены реже. Композиции имели несколько основных типов: птицы, повернутые друг к другу, образовывали раппорт с рисунками геометризованных деревьев или вышивались одной крупной фигурой на всю ширину полотенца. Птицы были одной из наиболее распространенных фигур при заполнении орнаментального "поля" между другими изображениями, а также в фризовых окаймлениях узоров. Часто птицы оказывались также атрибутами других мотивов (например, женская фигура с птицами в поднятых руках, дерево с птицами на ветвях и т.д.). Орнитоморфные изображения в вышивках вепсов, как и у соседних народов, выполнены в условно-реалистическом стиле, и поэтому определить в них какие-либо конкретные виды птиц можно лишь с большой долей вероятности. В отдельных случаях можно узнать птиц из семейства водоплавающих, куриных (лесных), хищных, а также, возможно, болотных птиц. Орнитоморфные мотивы в вепсских вышивках можно свести к нескольким иконографическим типам. Первый включал различные варианты профильных, одноглавых птиц с поднятым крылом и веерообразным хвостом. Второй тип изображал птиц без крыла, причем хвост вышивался в виде большого круга, спирали или же Г-образной формы. Третий тип - это также профильные птицы, но с двумя разнонаправленными головами и одним туловищем. Наконец, еще одна разновидность - также двухголовые птицы с корпусом, поставленным в фас, в которых узнается изображение двуглавого геральдического орла. Мотивы двуглавой геральдической птицы, по единодушному мнению исследователей, были усвоены крестьянскими вышивальщицами в позднем средневековье, генетические истоки трех первых типов, видимо, более древние. Некоторые из них обнаруживают сильное стилистическое и иконографическое сходство с орнитоморфными подвесками из металла, которые в период раннего средневековья были характерными украшениями у "чудских" и смешанных славяночудских племен Европейского Севера и средней полосы России. Вместе с тем орнитоморфные мотивы, пройдя многовековую эволюцию, на новых декоративных материалах, т.е. на текстиле получили самостоятельное развитие. В частности, они стали наделяться, как упомянуто, многочисленными знаками, имевшими, видимо, символическое происхождение, которые не встречались еще на раннесредневековых подвесках и других украшениях древнего женского костюма.
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Украшение вепсского костюма
Рубрики
На предплечьях одежда крепилась парными овально-выпуклыми фибулами – застежками западно-европейского, точнее скандинавского происхождения. Наиболее часто встречались двускорлупные фибулы: верхняя, иногда позолоченная «скорлупка» накладывалась на нижнюю гладкую, по ободку которой шел орнамент. Поверхность фибулы покрывалась узором в виде ленточного плетения, изображениями переплетающихся чудовищ, стилизованных масок. Фибулы соединялись друг с другом цепочками или низками бус. Вместо скорлупообразных фибул могли использоваться подковообразные. На груди (в центре) располагалась трилистная или щитообразная фибула тоже скандинавского происхождения. На руках носили массивные бронзовые браслеты. Выпуклая, ажурная верхняя часть браслета украшалась кусочками драгоценных металлов. К парным фибулам на длинных спиральках подвешивались пластинчатые и объемные подвески-уточки, бубенчики, бусы-«флакончики», ножи в ножнах и т. д., характерные для финно-угорского мира. В XI в. многие западноевропейские вещи исчезают, вместо них появляются разнообразные древневепсские украшения, изображающие птиц и животных, к которым в свою очередь подвешивались на цепочках колоколообразные подвески, привески в виде лапок водоплавающих птиц, так называемые шумящие украшения, при движении издававшие мелодичные звуки. Помимо фибул, весянки украшали свой наряд множеством других ювелирных изделий, располагая их на груди, поясе и руках. Эти декоративные предметы были как собственного производства, так и импортного западноевропейского происхождения. В Х в. в комплект женских украшений обязательно входили железные, бронзовые или серебряные гривны из Финляндии и Прибалтики, бусы из сердоликовых, стеклянных и пастовых глазчатых бусин, массивные бронзовые браслеты, парные фибулы. К последним на длинных спиралях или цепочках подвешивались подвески-уточки, бубенчики, бусы-«флакончики», ножи в ножнах. В XI в. количество украшений в древневепсском женском костюме увеличилось. Появились новые предметы не только декоративного, но и утилитарного назначения: копоушки, кресала для высекания огня, ключи-амулеты. Многие западноевропейские изделия исчезли. Большое место среди украшений стали занимать шумящие подвески в виде птиц и животных, издающие при движении мелодичный звук и, тем самым, отгоняющие злых духов. В XI-XII вв. в наборе древневепсских ювелирных изделий сказывается влияние славян. Весянки носят на голове новое украшение - бронзовые и серебряные височные кольца. Для XII-XIII вв. характерны конические шумящие изделия с бутылкообразными или лапчатыми привесками, бронзовые бусы с припаянными кружочками, височные кольца, браслеты. В целом, в этот период древневепсские женщины используют в своем наряде значительно меньше украшений, чем прежде.
Тематические группировки
  •  
подробнее…