Библиография
/
Кузнецова В. П. Свадебный обряд / В. П. Кузнецова // Прибалтийско-финские народы России. – М., 2003.
Венчание | |
Рубрики | |
В день венчания родственники собирались в доме жениха, перед отъездом к невесте обедали. Перед выходом из дома родственники проходили друг за другом вокруг стола и клали на него деньги и подарки – помощь жениху. Перед отъездом к невесте дружка трижды обходил свадебный поезд, очерчивая кнутом круг вокруг него. После этого отправлялись в путь. Дружка скакал верхом впереди поезда, чтобы прибыть к дому невесты первым. Народ ждал на улице свадебный поезд, женщины, завидев его, запевали свадебные песни. Братья невесты спешили запереть ворота перед прибывшими гостями. Дружка стучал в ворота кнутом. Его спрашивали, есть ли угощение, на что он отвечал, что есть, и ударял кнутом по воротам. После этого поезжане заходили в дом. Брат невесты, одетый в вывернутую мехом наружу шубу, не подпускал к своей сестре жениха, пока не получал в качестве отступного монетку. Дружка вел торг со свахой, сидевшей за столом вместе с другими родственниками невесты, предлагал бумажные или золотые деньги, водку и крендели. После этого сваха уступала, жених подходил к невесте, открывал ее лицо и садился рядом, за ним усаживались и его родственники. В деревнях Ладва и Курба стол занимали посторонние женщины, встречавшие жениха свадебной песней. Им давали конфеты, печенье, после чего они выходили из-за стола. За столом гостям вручались дары от невесты. Мужчины обычно получали вышитые полотенца, отрезы ткани на рубаху, а женщины – сорочки или юбки. Жених дарил невесте мыло, гребешок и несколько серебряных монет. Невеста отдаривала его еще одним шелковым платком. После окончания обеда начиналось благословение жениха и невесты, встававших ради этого перед столом на овчинную шубу, разостланную мехом вверх. Благословение произносилось дружкой или крестным отцом невесты. Родители по очереди возлагали трижды на головы жениха и невесты хлеб и икону, те трижды низко кланялись. Когда наступало время ехать в церковь, все выходили из избы. Процессия трижды обходила вокруг лошадей. Дружка трижды ударял кнутом по воротам, а отец крестил хлебом и иконой. После этого рассаживались по экипажам. Был и другой обычай: перед тем как тронуться в путь, отец жениха обходил свадебный поезд по ходу солнца с топором, свечой и иконой. После чего топор врубался в землю, и через него проходили все гости. Такой обход совершался и у карел. После венчания молодые навещали родные могилы и отправлялись вместе с остальными праздновать бракосочетание в дом молодого. По пути следования свадебного поезда встречавшие жгли кошели по обе стороны дороги, при встрече молодых у дома стреляли из ружья вверх три раза. Свекор выходил встречать с полным решетом жита и иконой, свекровь с хлебом-солью; был также обычай бросать на молодых пух и перья. Прежде чем сесть за стол, молодухе делали женскую прическу – заплетали две косы, укладывали их на голове и надевали женский головной убор «повойник» или «сорок» («сорока»). Дружка открывал застолье, наливал всем гостям по рюмке и придумывал какой-нибудь предлог, чтобы заставить молодых поцеловаться. Первым блюдом за свадебным столом была каша, подававшаяся в горшке. После того как ее съедали, дружка разбивал горшок о печь. Во время празднования в дом приходили соседские мужики, чтобы поздравить молодых. Под конец ужина дружка и сваха уводили молодых спать. На следующий день застолье собирали снова. Молодая раздавала подарки, если не сделала этого в свадебный день. Свадебный хлеб разрезали на куски и раздавали гостям. Он ценился как средство, помогающее от некоторых болезней. После свадьбы молодые должны были навестить родителей молодой. Во время угощения на стол подавали яичницу и смотрели, как будет ее есть новобрачный. Если он брал яичницу с краю, значит, невеста была невинна, если с середины - нет. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Гадания (вепсы) | |
Рубрики | |
Брачная тема является одной из главных в вепсских календарных обрядах, особенно в зимних. В святки (после Рождества) девушки гадали на женихов; в Крещение происходили своеобразные смотрины девушек на выданье, Масленица тоже поднимала тему брака чествованием молодоженов, смотринами молодух. Летом в ночь на Иванов день девушки купались в росистой ржи, чтобы поднять свою славутность (сексуальную привлекательность), гадали на замужество и привораживали своих любимых разными способами. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Гощение | |
Рубрики | |
Свадьбам предшествовало общение молодежи на беседах, праздничных гуляниях. Большую роль в распространении брачных связей играл обычай гощения девушек у родственников. Гощение обычно приурочивалось к праздникам и продолжалось несколько недель, в течение которых девушки-гостьи посещали молодежные беседы, где могли привлечь к себе внимание местных парней. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Девичник | |
Рубрики | |
В предсвадебный день проводился девичник, с утра для невесты готовили баню. Обряд девичьей бани сопровождался причитаниями. В с. Винницы в этот день у невесты собиралась молодежь. Девушки причитаниями звали невесту в баню, затем вели ее с песнями, звеня при этом сковородами и печными заслонками. В деревнях Немжинского прихода невеста собиралась в баню с особенными церемониями. После исполнения причитаний, в которых невеста оплакивала свою «волюшку», отец одевал на нее шубу, зажигал свечу перед образами. Невеста молилась, обращаясь к Богородице с просьбой благословить ее, потом прощалась со всеми присутствующими. Отец брал хлеб и соль в уголок скатерти. Скатертью он покрывал невесту, на голову ей возлагали икону и хлеб. В таком виде девушка шла в баню в сопровождении отца и брата, придерживавших эти предметы на ее голове. Впереди шел кто-нибудь из родственников и звонил в колокольчик. Девушки оставались на крыльце и пели песни. В бане невесту мыли «вожатая» (vodii) и мать. Сопровождающие невесту брали с собой краюху хлеба, пироги и горшок молока. Когда невесту одевали, родственники ели хлеб и пироги, запивая молоком, и говорили при этом: «Как без хлеба, без соли жить нельзя, так и рабу Божию (имя жениха) без рабы Божией (имя невесты) жить нельзя было». Возвратившись в избу, невеста снимала шубу и опять ходила вдоль половиц и причитала. В деревнях погоста Корвала невесту сопровождали в баню подруги и сваха – женщина, знавшая магические приемы. Девушки пели протяжные песни, пока невеста находилась в бане. Сваха натирала тело невесты солью, парила веником, приготовленным в ночь под Иван-день, и произносила при этом слова заговора, который должен был «присушить» жениха: «Как пот сохнет от веника, так пусть сохнет по мне такой-то (имя жениха)». Невеста вставала на сковороду, сваха обливала ее молоком. На нем растворялось тесто, из которого потом пекли рыбник для жениха и его родни. Девичник начинался после возвращения невесты из бани. В доме накрывались столы, стены украшались большим количеством вышитых полотенец. Собиралась молодежь, приходили женщины, чтобы поучаствовать в оплакивании «воли-красоты» невесты. Невесту снова накрывали платком и водили по избе с причитаниями. Она должна была плакать, даже если ей на самом деле вовсе не хотелось этого делать, но так требовал обычай. Невесту поочередно подводили к отцу и к матери; в причитании, исполнявшемся при этом, высказывалась просьба благословить на «разлуку с вольной волей». После этого начиналось ритуальное расчесывание волос невесты. Она садилась посередине избы на коробейку (сундук из осины), и причитальщица от ее имени звала всех членов семьи расчесать ее волосы. Сначала подходил отец, слегка дотрагивался гребнем до волос девушки, потом то же самое после приглашения причитальщицы проделывали мать, сестра, брат; последней подходила подруга. После расчесывания девушки убирали невесте волосы. При этом в косу вплеталась одна лента, а к концу косы подвязывались еще несколько лент. «Вольной волюшкой» считалась лента, вплетенная в косу. Она называлась по-вепсски «voug'es voudein'e» – белая волюшка. К заплетенной косе невесты прикрепляли пучок разноцветных лент – «красоту». «Красотой» мог быть и девичий головной убор, который состоял из расшитой бусами широкой ленты, поставленной на картон или бересту. Сзади приделывался пучок разноцветных лент. Невесту покрывали платком (углом спереди) и поверх платка надевали «красоту». Причитальщица или девушки водили невесту по избе с причитаниями. Невеста плакала, поскольку расставание с «красотой» было для нее самым драматичным моментом. Затем с невесты снимали «красоту» и расплетали ей косу. Невеста с выплетенной лентой выходила на улицу, чтобы «спустить волю», то есть, окончательно расстаться с ней. Для этого на земле расстилался платок, на который невеста и «спускала волю» – ленту. В это время она должна была по обычаю рыдать, показывая, как ей жаль расставаться с девичьей волей. Если у невесты или жениха не было в живых кого-то из родителей, перед свадьбой было необходимо навестить родную могилу, попросить благословения и «пригласить» умерших на свадьбу в назначенный день. Невеста «ревела голосом» на родительской могиле. Было принято посещать и могилы других ближних родственников, «звать» их на свадьбу. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Парнишник | |
Рубрики | |
В некоторых деревнях средних и южных вепсов накануне свадьбы в доме жениха устраивали «парнишник», «парневик» («prihveuer») – холостую пирушку для друзей и родственников. Если девичник у невесты посвящался оплакиванию «воли-красоты», уходящего девичества, то вечеринка у жениха проводилась весело, с обильным угощением, плясками и музыкой. Непременным участником этого вечера был дружка. Это был очень важный персонаж в вепсской свадебной обрядности. Дружка был большим знатоком старинных обычаев, и следил за тем, чтобы они не нарушались. Кроме того, у южных вепсов дружка еще выполнял роль знахаря или колдуна, поскольку он оберегал жениха и невесту от «сглаза» и «порчи». Он отличался своим нарядом: красная рубаха с цветным поясом, шапка с кисточками и нашитыми ленточками, длинные вышитые полотенца, повязанные накрест через оба плеча и заправленные под кушак, на плечах яркий разноцветный платок, в руках кнут, которым он пользовался как магическим ритуальным предметом. Зимой все «регалии» надевались поверх пальто, подпоясанного кушаком. Перед началом холостой вечеринки дружка вел жениха в баню, сам мыл его, опоясывал куском старой сети-мережки, в которую была замотана высушенная щучья голова – лучший оберег от «призора». При выходе из бани он ударял кнутом в дверь, чтобы отогнать «нечисть». После вечеринки жених в сопровождении друзей отправлялся кататься на санях с бубенцами, песнями и музыкой, а в летнее время прогуляться по деревне с тем же шумным весельем. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Порученье | |
Рубрики | |
«Порученье» («рукобитье») назначалось на один из ближайших дней после первого визита сватов. В доме невесты помимо обычной праздничной еды готовились специальные (ритуальные) блюда: яичница и сканые (тонкие) пироги в форме полумесяца. Стол накрывали в переднем углу, сначала пили чай, потом подавался обед. Невеста обходила гостей со стаканом водки. Жених должен был опустить в него кольцо или серебряную монету, «чтобы брак был так же крепок, как крепка водка, и так же светел, как светло серебро». После угощения все выходили из-за стола, оставались только отец жениха и отец невесты. Со стола все убирали, накрывали лучшей скатертью, ставили солонку и круглый хлеб. Перед иконами зажигали свечу. Отцы вставали за столом друг против друга. Затем отец невесты надевал шубу или кафтан или «пинжак» и шапку. Таким же образом одевался и отец жениха. Одевшись по-торжественному и молча, тот и другой надевали на правую руку рукавицы и через стол три раза ударяли друг друга по руке в знак заключения союза, и через стол же троекратно целовались. После рукобитья кто-либо из родственников невесты брал дугу с колокольчиком и звонил, возвещая этим о совершившемся. В некоторых деревнях «порученье» совершалось несколько иначе: со сватами велся торг, невеста ставила на стол блюдо, на которое они выкладывали крупную купюру. Когда торг заканчивался, зажигали свечу перед иконами, все молились. Затем отцы жениха и невесты пожимали друг другу руки через полы кафтанов, а крестный невесты звонил в колокольчик и объявлял: «Поручена!» После этого невесту впервые накрывали платком – так, чтобы угол платка закрывал голову и часть лица или полностью все лицо. На «порученье» начинались причитания невесты. Причитывать ей помогала «vodii» (водящая, вожатая); во время исполнения причитаний две женщины водили невесту под руки. Если не было в живых кого-то из родителей, невеста в сопровождении плакальщиц выходила на крыльцо и звала умершего на «порученьице». Затем возвращалась в дом, плачеи или «vodii» водили ее посреди избы или вдоль половиц от стола к двери, туда и обратно с причитанием, в котором выражалось сожаление по поводу предстоящей разлуки с родным домом. Для исполнения причитаний вепсы использовали как родной язык, так и русский. Под конец «порученья» жених передавал невесте сладости и вино для угощения девушек на девичнике. Невеста дарила ему полотенце и платок, который тут же повязывался ему на шею. Отцу жениха в качестве подарка также вручалось полотенце, матери – рубаха, повойник, другим членам семьи – пояса и т.д. За дары все давали невесте деньги. Помимо даров девушка давала жениху что-нибудь из своих вещей в залог, например, шелковый платок, который в случае, если она передумает, мог женихом и не возвращаться. На «порученье» назначался день свадьбы – обычно через одну-две недели. Сваты ехали домой под звон бубенцов и поддужного колокольчика. Этот звон возвещал об удачном сватовстве. В течение предсвадебной недели проводилась подготовка к свадьбе, каждый вечер устраивались молодежные вечера. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Свадьба (вепсы) | |
Рубрики | |
Свадьбы у вепсов проводились преимущественно зимой – с Крещения (6 января) до Масленицы, то есть в межговенье, как и у соседних народов – русских и карел. Играли свадьбы и осенью, когда заканчивались сельскохозяйственные работы, реже – летом. В целом о вепсской свадьбе можно сказать то, что нет какого-то единого свадебного обряда для всех диалектных групп вепсов. Существует множество местных традиций проведения того или иного этапа свадьбы. Тем не менее, выделяется общая схема вепсской свадьбы, которая делится традиционно на три части: предсвадебные обряды - сватовство, «порученье» (рукобитье), «гуляние» жениха и невесты с холостой молодежью, посещение невестой родительской могилы, девичья баня; собственно свадьба – празднование в доме невесты и расставание с девичьей «волей», празднование в доме жениха, послесвадебные обряды, предназначенные для приобщения молодой к семье мужа, гощение молодых у родителей невесты. Вепсская свадебная обрядность испытала сильное влияние великорусских свадебных обычаев. В то же время, у вепсов сохранилось и много своеобразных черт в свадьбе. Некоторые свадебные обычаи являются общими для вепсов и карел, а также и для других прибалтийско-финских народов. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Сватовство (вепсы) | |
Рубрики | |
С Крещения начинали засылать сватов. К этому времени, если в семье принималось решение женить сына, было необходимо выбрать невесту. Немалую роль в этом выборе играли экономические соображения, поэтому девушку чаще всего намечали родители или общий семейный совет с учетом мнения жениха. В редких случаях парень уводил девушку с ее согласия без разрешения родителей, чтобы избежать расходов на свадьбу. Но, как правило, практиковалась свадьба сватовством. Когда решение о женитьбе было принято и намечена невеста, выбирали свата – чаще крестного или старшего дядю жениха. Сват должен был иметь опыт в таких делах, быть бойким на язык и обходительным. В свиту сватов входили также жених, его отец или кто-либо из родственников-мужчин. Сватали обычно в праздничные или воскресные дни, поздно вечером или даже ночью. Чтобы не получить отказа, сват перед выходом прятал за пазуху женский повойник. Войдя в дом невесты, сваты дотрагивались до печи руками, чтобы сватовство было удачным. С той же целью они садились на лавку под матицу. Хозяева накрывали стол, угощали гостей чаем. Девушка в это время уходила в другую половину дома и надевала нарядную одежду. Сваты вели переговоры с отцом, матерью, братьями девушки, спрашивая согласия каждого из них. В это время родители посылали за родственниками, жившими по соседству, чтобы вместе «думать», то есть, решить, выдавать или не выдавать дочь замуж; в этом непременно должны были участвовать и ее крестные родители. Если приходили к согласию, крестная мать выводила девушку к столу. Невеста кланялась и начинала обносить гостей чаем. Это было своего рода испытание, так как сваты следили, насколько умело она это делает. На сватовстве решались вопросы о приданом и обо всем, что связано с организацией предстоящей свадьбы. В прошлом веке у вепсов существовал обычай выкупа невесты, который назывался «verehiine velg» («кровавый долг») – плата «за выдачу из семьи одной из кровных ей женщин», которая передавалась отцу невесты и шла потом в пользу молодых. После сватовства родители невесты ездили смотреть дом и хозяйство жениха. | |
Тематические группировки | |
подробнее… |