Библиография
/
Богданов Н.И. К истории вепсов. – Петрозаводск, 1951.
Верования (вепсы) | |
Рубрики | |
Вепсы живут в настоящее время в восточных районах Ленинградской области, на западе Вологодской и на юго-востоке Карельской АССР. По диалектам их делят на 4 группы: 1) средние - оятские, винницкие (Лодейнопольскнй и Подпорожский районы Ленинградской области); 2) северные - шелтозерские (Карельская АССР); 3) южные - капшинские (Тихвинский район Ленинградской области); 4) восточные (Шольский район Вологодской области). Наибольший интерес представляют средние и южные вепсы, составляющие основную массу этой народности. Они занимают, чересполосно с русскими, восточную часть Межозерья – пространство между озерами Ладожским, Онежским и Белым. Происходит сокращение этнической территории вепсов как за счет ассимиляции, так и за счет миграции в города. Ко времени появления на этой территории славян весь (вепсы) представляла довольно крупное этническое образование, заметную и политически влиятельную силу. Весь активно участвовала в образовании древнерусского государства. В легенде о призвании варягов среди пяти племен упоминается и весь. Наиболее интересны <…> языческие верования, остатки древней мифологической системы, связанной с природой; своеобразное «осознание связи человека с ней и зависимость людей от нее». Люди верили, что их повсюду окружает «живая сознательная сила», с которой надо было жить в мире, и потому была выработана система отношений к этой «силе» в виде различных обрядов, примет, заговоров, заклинаний, оберегов и т.п. Некоторые из них существуют и в сегодняшнем быту вепсов. Всю эту «силу» условно можно разделить на 3 группы: 1) духи природы; 2) духи предков; 3) чужие злые духи. Хотя христианизация веси началась, по-видимому, еще в X-XI вв., вплоть до XX в. сохранилось двоеверие. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Колдуны (нойды) | |
Рубрики | |
Самые непосредственные отношения с "лесной силой" имеют нойды (колдуны). Их бывает несколько на группу деревень. В 1973 г. на шесть деревень Kадвинского куста (Подпорожский район) было три нойды – двое мужчин и одна женщина. К нойдам обращаются, если теряется скот, заблудятся в лесу люди, когда долго болеют и в разных других случаях. И нойды «помогают». Рассказывают, что «метц-ижанд» (лесной хозяин) подчиняется нойдам, выполняет их требования. В д. Ладва Подпорожского района рассказывали, что местная нойда – А. З. Наумова (1887 г. рождения – маленькая старушка) очень строго разговаривает с лесным хозяином, порой кричит на него, ругает. При помощи нойды происходит также договор – «отпуск» – пастуха с «лесной силой». Он делается в строгой тайне в присутствии нойды. Пастух принимает на себя на весь пастуший сезон одно из следующих обязательств: 1) не стричь волос, ногтей, не бриться; 2) не перелезать под изгородью, а перепрыгивать через нее; 3) не ломать в лесу ничего живого, не жечь костров; 4) не резать ничего живого. «Обход» наговаривается на пастуший рожок, на кнут, на ремень и т.д. Затянет пастух на себе ремень вечером – стадо собирается. «Лесные силы» берут на себя обязательство не трогать стадо – помогать пастуху. Если же отпуск нарушается пастухом, то случается беда. П. Д. Морозов (1926 г. рождения, д. Сидорово Бокситогорского р-на) в 1971 г. рассказал, что он в юности, будучи пастухом, нечаянно нарушил «отпуск». И у него на глазах волки порезали часть стада, остальной скот загнали в болото и разогнали по лесу. При том один волк бегал прямо около него и заглядывал в глаза, как будто говорил: «Что же ты наделал?». Только с помощью стариков и нойды удалось собрать оставшееся стадо. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Поклонение водяному (вэдэхийне) | |
Рубрики | |
Одним из наиболее почитаемых духов является водяной. Он соединяет в себе духа – хозяина вод и духа, связанного с царством мертвых. В представлении вепсов – это тучный мужчина с длинными волосами. Но показывается он в разных обличьях: то в виде утопленника, – его взяли в лодку, а он вывалился, только его и видели, то в виде коряги, а то в виде большой старой щуки. О «вэдэхийне» (водяном) ходит много быличек. Указывают места его обитания – глубокие и узкие проливы. В д. Ладва Подпорожского района рассказывают, что «вэдэхийне» много раз утаскивал людей в проливе, где ходит паром, особенно любит хватать молодых светловолосых женщин. У него, как и у лесного хозяина, есть семья: жена, дети. «Часто рассказывают про водяную. Сидит она на берегу, чешет гребнем голову, волосы по песку далеко. Она белая, полная, садится под сосну». «Водяным силам» надо угождать, по-видимому, в древности им приносились большие жертвы, возможно, даже человеческие. Не об этом ли напоминает символическое купание людей и скота («по завету», т.е. обету) в Шидр-ярвь - Сидоровском озере 21 июля (д. Сидорово Бокситогорского района). Праздник, во время которого это происходит, называется «Сурь пигя пяйвь» – Большой день. Он слился с христианским праздником Казанской божьей матери. Проходит он следующим образом: утром люди идут к часовне, приносят туда небольшие жертвы (масло, творог, яйца, хлеб, деньги). Собирается процессия и идет к озеру, впереди – двое с иконой. Подойдя к озеру, все останавливаются, затем проходят, как бы в ворота, под иконой, и идут купаться в озеро. Купаются те, у кого дан обет, т.е. за какую-либо милость со стороны «сил». «По завету» же купают скот (если скотина болела и выздоровела, например). Подобный же праздник наблюдали эстонские этнографы в июле месяце 1972 г. в д. Озёра Подпорожского района. | |
Тематические группировки | |
подробнее… |