Адреса / Ленинградская обл/Бокситогорский р-н/Корвала д
Девичник
Рубрики
В предсвадебный день проводился девичник, с утра для невесты готовили баню. Обряд девичьей бани сопровождался причитаниями. В с. Винницы в этот день у невесты собиралась молодежь. Девушки причитаниями звали невесту в баню, затем вели ее с песнями, звеня при этом сковородами и печными заслонками. В деревнях Немжинского прихода невеста собиралась в баню с особенными церемониями. После исполнения причитаний, в которых невеста оплакивала свою «волюшку», отец одевал на нее шубу, зажигал свечу перед образами. Невеста молилась, обращаясь к Богородице с просьбой благословить ее, потом прощалась со всеми присутствующими. Отец брал хлеб и соль в уголок скатерти. Скатертью он покрывал невесту, на голову ей возлагали икону и хлеб. В таком виде девушка шла в баню в сопровождении отца и брата, придерживавших эти предметы на ее голове. Впереди шел кто-нибудь из родственников и звонил в колокольчик. Девушки оставались на крыльце и пели песни. В бане невесту мыли «вожатая» (vodii) и мать. Сопровождающие невесту брали с собой краюху хлеба, пироги и горшок молока. Когда невесту одевали, родственники ели хлеб и пироги, запивая молоком, и говорили при этом: «Как без хлеба, без соли жить нельзя, так и рабу Божию (имя жениха) без рабы Божией (имя невесты) жить нельзя было». Возвратившись в избу, невеста снимала шубу и опять ходила вдоль половиц и причитала. В деревнях погоста Корвала невесту сопровождали в баню подруги и сваха – женщина, знавшая магические приемы. Девушки пели протяжные песни, пока невеста находилась в бане. Сваха натирала тело невесты солью, парила веником, приготовленным в ночь под Иван-день, и произносила при этом слова заговора, который должен был «присушить» жениха: «Как пот сохнет от веника, так пусть сохнет по мне такой-то (имя жениха)». Невеста вставала на сковороду, сваха обливала ее молоком. На нем растворялось тесто, из которого потом пекли рыбник для жениха и его родни. Девичник начинался после возвращения невесты из бани. В доме накрывались столы, стены украшались большим количеством вышитых полотенец. Собиралась молодежь, приходили женщины, чтобы поучаствовать в оплакивании «воли-красоты» невесты. Невесту снова накрывали платком и водили по избе с причитаниями. Она должна была плакать, даже если ей на самом деле вовсе не хотелось этого делать, но так требовал обычай. Невесту поочередно подводили к отцу и к матери; в причитании, исполнявшемся при этом, высказывалась просьба благословить на «разлуку с вольной волей». После этого начиналось ритуальное расчесывание волос невесты. Она садилась посередине избы на коробейку (сундук из осины), и причитальщица от ее имени звала всех членов семьи расчесать ее волосы. Сначала подходил отец, слегка дотрагивался гребнем до волос девушки, потом то же самое после приглашения причитальщицы проделывали мать, сестра, брат; последней подходила подруга. После расчесывания девушки убирали невесте волосы. При этом в косу вплеталась одна лента, а к концу косы подвязывались еще несколько лент. «Вольной волюшкой» считалась лента, вплетенная в косу. Она называлась по-вепсски «voug'es voudein'e» – белая волюшка. К заплетенной косе невесты прикрепляли пучок разноцветных лент – «красоту». «Красотой» мог быть и девичий головной убор, который состоял из расшитой бусами широкой ленты, поставленной на картон или бересту. Сзади приделывался пучок разноцветных лент. Невесту покрывали платком (углом спереди) и поверх платка надевали «красоту». Причитальщица или девушки водили невесту по избе с причитаниями. Невеста плакала, поскольку расставание с «красотой» было для нее самым драматичным моментом. Затем с невесты снимали «красоту» и расплетали ей косу. Невеста с выплетенной лентой выходила на улицу, чтобы «спустить волю», то есть, окончательно расстаться с ней. Для этого на земле расстилался платок, на который невеста и «спускала волю» – ленту. В это время она должна была по обычаю рыдать, показывая, как ей жаль расставаться с девичьей волей. Если у невесты или жениха не было в живых кого-то из родителей, перед свадьбой было необходимо навестить родную могилу, попросить благословения и «пригласить» умерших на свадьбу в назначенный день. Невеста «ревела голосом» на родительской могиле. Было принято посещать и могилы других ближних родственников, «звать» их на свадьбу.
Тематические группировки
подробнее…
Поселения вепсов
Рубрики
Основными типами вепсских поселений в настоящее время являются деревни (кюля, пагаст) и лесные рабочие поселки. Последние появились лишь в середине 1930-х г. По наиболее ранним сведениям, до XVI в. у вепсов преобладали однодворки или поселения в два-три двора. Позже возникают деревни, причем более ранний тип заселения – речной и озерный, что отразилось и в названиях деревень (Шимозеро, Ярьвьозеро, Рыбрека, Гимрека). С XVIII в., а особенно с середины XIX в. возникает водораздельный или сележный (от селъг – хребет, спина, возвышенность) тип заселения (деревни строились «при колодцах»), что связано с развитием дорожной сети и гужевого транспорта. В XIX в. возникла, а затем особенно усилилась тенденция к образованию сросшегося гнездового типа расселения, когда ряд деревень сливается в единое поселение, которое имеет обычно название с характерными суффиксами – прибалто-финским – ла или русским – чи,– ичи (ср. Корвала, Нойдала, Корбиничи). Значительная часть вепсских деревень отличается беспорядочной планировкой жилых и хозяйственных построек. В прибрежных деревнях преобладало рядовое расположение дворов, что определялось географическими условиями. Со второй половины XIX в. начинается перепланировка многих поселений, в результате которой они приобретают уличную форму. Особенно интенсивно этот процесс протекал в годы советской власти.
Тематические группировки
  •  
подробнее…