Статьи / Верхняя мужская одежда вепсов

Верхняя мужская одежда вепсов

Рубрики

Верхняя мужская одежда вепсов (второй половины XIX - начала XX в.) представлена несколькими видами. Наиболее ранний из них - кафтан (kauhtan, kouhtan) из серого или темного сукна или полусукна. Кафтан имел халатообразный покрой, при котором спина, полы и рукава выкраивались прямыми. Этот вид одежды шился без воротника и без пуговиц или с одной пуговицей вверху.

Халатообразный покрой был характерен и для некоторых видов верхней зимней одежды: шуб, тулупов. Шубы (pou, pevu, povu) шились всегда прямые, без воротника, из выделанных в домашних условиях овечьих шкур и очень редко покрывались сукном. Овчинный тулуп (tulup), напротив, делался с воротником, а сверху крылся черной или синей материей. Такой тулуп подпоясывался красным гарусным кушаком (vo) с кистями на концах. Обладателем тулупа был не каждый, поэтому старики охотно отдавали поносить свои тулупы молодым парням во время праздничной гулянки или свадьбы.

Для работы в лесу, на подсеке, в поле у вепсов использовался такой вид халатообразной одежды, как балахон (balafon). Его шили из белого грубого холста, летом надевали на рубаху, а зимой - на шубу. По вепсской традиции крестьянин во время сева разбрасывал семена из подола балахона. Балахоны были настолько популярны в вепсской среде, что в одной из газет дореволюционного времени даже встречается пренебрежительное название вепсов как «балахонники». Во второй половине XIX в. по всей России широко распространяется одежда «со сборами». Новый покрой становится известным и вепсскому населению. Мужчины начинают носить на праздниках поддевку (poddovkad, siberkad) - род демисезонного пальто коричневого или черного цвета длиною до колен; сзади - отрезное по талии и со сборками. Полы такой поддевки крепились с помощью матерчатых петель и «пуговиц» в виде тряпичных палочек. Зимняя верхняя одежда пополняется полушубками с отрезной спинкой и пришитым к ней сборчатым низом.

Важной особенностью верхней одежды вепсов (мужской и женской), как и других оседлых земледельцев Восточно-Европейской равнины, являлся запах - всегда правой полою на левую. По вепсским верованиям, запахивание одежды на правую сторону характеризовало представителей иного мира, в частности, духа-«хозяина» леса.

Библиография

С.48-53

C.193-267

Тематические группировки