Антропоморфные изображения в вышивках (вепсы)
Трактовка антропоморфных женских фигур архаична. В композициях они даются раппортом одинаковых фигур или в сочетании с деревьями, птицами, корнями. Во всех вышивках женские фигуры, как наиболее значимые мотивы, изображались анфас, а животные и птицы – повернутыми к ним в профиль. Размеры женских изображений либо соответствовали высоте деревьев или животных, либо были даже выше них, чем, видимо, также подчеркивалась их особая значимость. Женские фигуры имели геометризованное, столбовидное туловище, нижняя часть его переходила в крупный треугольник или трапецию. Голова изображалась в виде ромба или восьмигранника, обрамленного линиями-лучами, а также звездочками. Стопы ног наряду с обычными иногда трактовались в виде крупных треугольников, имитировавших, видимо, стилизованные лапки водоплавающей птицы. Руки изображались воздетыми вверх или полуопущенными вниз. В одних вышивках кисти рук сильно гипертрофированы, в других - руки трехпалые, в третьих - кисти вообще отсутствуют, а запястья рук органично переходят, к примеру, в профильных птиц или в ветки растений, в восьмилепестковые розетки и т.п. Наделение женских образов разнохарактерными признаками (ветками растений, птицами, рогами животного, геометрическими знаками и прочими элементами) свидетельствует, очевидно, о том, что в отдаленном прошлом они отображали различных антропоморфных духов или божеств, значение которых было давно забыто исполнительницами вышивок.
Сходные антропоморфные женские образы распространены также в вышивках соседних с вепсами народов: карел южной и средней Карелии, ижорцев и русских северо-западных областей.