Тематические группировки
/
справочник "Малочисленные коренные народы Ленинградской области" /
темы /
Ремесла, промыслы
Берестяное дело | |
Рубрики | |
Каждый карел умел плести из бересты кошели, корзины, солонки и т.д. В Богоявленской волости Повенецкого уезда из бересты плели веревки, которые употреблялись для ловли рыбы неводом в летнее время. Такая веревка, по отзывам рыбаков, могла прослужить до 30 лет. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 53-59. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Бондарный промысел | |
Рубрики | |
Бондарный промысел был довольно развит у карел . Делали ушаты, лохани, бочки различной величины, подойники, кадушки, столь необходимые для хозяйства крестьянина. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 53-59. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Вышивка (карелы) | |
Рубрики | |
Художественные ремесла имели в Карелии неравномерное развитие: на юге они представлены широко, на севере гораздо скромнее. Это различие легко заметить на примере распространения вышивок. Если людики и ливвики любили украшать ими свою одежду и др. изделия из тканей, то у северных карел вышивок почти не встречается. Довольно широко была распространена вышивка тамбуром – это нечто среднее между шитьем и вязанием; для него пользовались специальной иглой с крючком на конце. Этим швом шили обычно по кумачу белыми нитками. У всех карел наряду с вышивкой очень широко бытовало узорное тканье на краях полотенец красной бумагой на холсте. В начале XX века в ряде деревень южной Карелии получило распространение шитье «крестом». Узоры вышивок были различные. В южной Карелии преобладали животно-растительные, антропоморфные мотивы, а в северной – преимущественно геометрический орнамент. Нередко среди узоров можно было встретить мотивы, уводящие в далекую древность (женская фигура с поднятыми вверх руками, с птицами, цветами, символами небесных светил и т.д.). Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 53-59. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Вязание и плетение кружев | |
Рубрики | |
Среди карел-ливвиков (в районе Олонца) имело широкое распространение вязание и плетение кружев. Кружева вязали из тонкой льняной нити железным крючком. Товар продавали на ярмарках, а также в Финляндии. В некоторых местностях Олонецкого уезда (Мегрега, Юргилица, Куйтежа, Сабатукса, Обжа и др.) занимались плетением изделий из соломы: шляп, корзинок и т.д. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 53-59. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Жемчужный промысел | |
Рубрики | |
В середине XIX в. в северной и средней Карелии на реках Керети, Повенчанке, Кумсе, Остер и др. имел место жемчужный промысел. Жемчуг добывался в небольших количествах, поэтому доставлял жителям незначительный доход. Для промысла жемчужных раковин карелы устраивали специальные плоты. Ловля жемчуга впоследствии привела к почти полному исчезновению жемчужных раковин в реках Карелии. Гончарство у карел почти не развивалось. Как правило, карелы покупали горшки у горшечников вепсов или русских, которые каждое лето разъезжали со своим товаром по деревням и имели постоянных покупателей, или же на ярмарках. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 53-59. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Животноводство (вепсы) | |
Рубрики | |
О древности животноводства у вепсов говорят названия некоторых домашних животных, появившихся, видимо, еще до распада прибалтийско-финской общности: lehm – корова, harg – бык, hebo – лошадь, lambas – овца, siga – свинья. Археологические материалы подтверждают, что в раннем средневековье весь разводила лошадей, коров, овец. Кости этих животных в большом количестве были найдены археологами в курганах Юго-Восточного Приладожья и Белозерья (IX-XIII вв.). Анализ фрагментов шерстяных и полушерстяных тканей показал, что древние вепсы разводили груборунных местной породы овец. В меньшем количестве встречались кости свиней. В поселении белозерской веси Крутик среди остеологических останков были обнаружены кости коз. Археологические материалы раннего средневековья не дают никаких сведений о разведении домашней птицы. Однако названия петуха (kukoi) и курицы (kana) относятся к древним пластам лексики. В XIX – начале ХХ в. состав выращиваемых животных несколько изменился. Крестьянская семья среднего достатка, как правило, держала 1 лошадь, 1-2 коровы, 2-3 овцы, 4 курицы. В некоторых хозяйствах разводили свиней. Начиная с ХХ в. в вепсских деревнях стали выращивать коз. На их позднее появление указывает и русское название - koza. Годовой цикл ухода за скотом делился на две части: стойловый и пастбищный. Стойловый период длился почти 8 месяцев: с Покрова (1/14.10) и примерно до Егорьева дня (23.04/6.05). Длительное содержание скота в хлевах требовало большого количества кормов. Основным кормом служило сено. Поэтому его заготовке придавалось очень важное значение. В сенокосную страду, начинавшуюся в большинстве вепсских деревень с Петрова дня (29.06/12.07) и длившуюся месяц, дома вепсских крестьян пустели. Все члены семьи уходили на заготовку сена. Даже те, кто был на отхожих промыслах, в это время старались возвратиться домой. За крупным и мелким рогатым скотом ухаживали женщины, за лошадьми – мужчины. В летнее время скот пасли на пастбищах, практикуя 2 типа выпаса, в зависимости от категорий скота: без пастуха и с пастухом. Кони, телята, овцы обычно паслись без пастуха на открытых пространствах (лугах, полянах) или в огороженных пастбищах (вепс. paimetos). Крупный рогатый скот пас в лесу пастух. У вепсов, как и у соседних народов (карел, русских), существовал развитый социальный институт пастушества. Пастуха за определенную плату на летнее время жители деревни нанимали совместно. По нормам деревенской общины, пастух должен был поочередно жить в каждой семье – столько дней, сколько во дворе было коров. В этот период хозяева несли ответственность за пропитание, ночлег и одежду пастуха. Важная роль животных в хозяйстве (тягловая сила, средство передвижения, источник питания, сырья, удобрений), а также трудности, связанные с уходом за скотом, способствовали появлению значительного количества животноводческих примет, верований, магических запретов и обрядов. Развитый комплекс верований и обрядов был связан и с пастушеством. Считалось, что опытные пастухи владели обходами (obhod, spusk) - своеобразной системой договора пастуха с духом – «хозяином» леса, состоящей из взаимных обязательств. Хозяин леса не трогал скот, если пастух отдавал ему жертву (1-2 коровы, часть молока или предметы одежды), а также соблюдал в течение пастбищного периода ряд запретов: нельзя было ломать в лесу сучья и деревья, сдирать с них кору, есть ягоды и грибы, убивать птиц, животных и змей, вступать в половые отношения, стричься, бриться, драться, ругаться и др. Существовало множество вариантов таких договоров, нарушение одного из звеньев которого влекло за собой гибель скота или самого пастуха. Вера в «обходы» стойко сохраняется в вепсских деревнях до сих пор. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Земледелие | |
Рубрики | |
Данные вепсской лексики, археологические находки, земледельческие обычаи и обряды свидетельствуют о давнем знакомстве вепсов с земледелием. Лексический материал показывает, что земледелие, преимущественно подсечно-огневого типа, было распространено у племен прибалтийско-финской общности еще до ее распада. О древневепсском земледелии в эпоху раннего средневековья рассказывают археологические находки из курганов Юго-Восточного Приладожья. В конце I - начале II тыс. н.э. среди народов Европейского Севера (в том числе и вепсов) широко распространяется соха с железными наконечниками. На рубеже XV-XVI вв. доли подсечного и парового земледелия (трехполья) в некоторых вепсских деревнях становятся примерно равными. Но более широкого распространения трехполье в дальнейшем не получает. Наиболее распространенной и эффективной системой земледелия на вепсской территории оставалась подсека. Она давала значительно большие урожаи, чем постоянные поля. Подсечный способ земледелия состоял из нескольких стадий. На первой стадии выбирался участок леса под подсеку с учетом породы деревьев и состава почвы. Лучшим считался участок, поросший елью, смешанной с березой и осиной, на красноглинистой почве с достаточной примесью суглинка. Ниже всего оценивался участок, поросший почти одною сосною, с грунтом песчаным и рассыпчатым, так как опавшая хвоя давала мало перегноя. В конце мая - начале июня, когда деревья покрывались листвою, участок вырубали. Срубленные деревья и кустарник равномерно распределяли по земле и оставляли до следующего года. Через год высохший лес сжигался. После этого производили вспашку участка специальной сохой для подсеки paloadr, с более вертикальной рассохой, чем в обычной полевой сохе adr. Затем с помощью бороны-суковатки землю рыхлили и заволакивали посеянные семена. Такая борона делалась из нескольких расколотых вдоль кусков елового ствола с обрубками сучьев, обращенными в одну сторону. В южновепсских деревнях борону-суковатку широко применяют и сейчас при обработке огородов. Среди традиционных зерновых культур главными у вепсов считались рожь, ячмень, овес. Посевы пшеницы и гречихи были незначительны. Издавна большое значение имели лен и репа. От вепсских крестьян требовалось много сил и терпения, чтобы вырастить урожай, но собранного зерна хватало только на 5-6 месяцев. Все без исключения путешественники и исследователи, побывавшие на вепсских землях в конце XIX - начале XX в., называли главные причины, тормозившие развитие земледелия: недоброкачественность почвы - обилие глинистых и местами песчаных почв с трудом поддающихся обработке, масса камней ледникового происхождения; неблагоприятные климатические условия с резкими перепадами температуры. Из-за этих причин и огородничество у вепсов не получило широкого развития. На рубеже XIX-XX вв. наиболее распространенными овощными культурами стали картофель, который появился в вепсских деревнях лишь в середине XIX в. и постепенно заменил репу; капуста, морковь, лук. Но они часто погибали от заморозков. По народным представлениям, будущий урожай во многом зависел от правильно выбранных сроков начала сева. Местом хранения зерна, а также других пищевых припасов, одежды, хозяйственного инвентаря, служили амбары (ait). Строили их обычно рядом с домом. Репу до наступления холодов держали на подсеке в яме, а затем привозили домой и опускали в подполье. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Зимний лов | |
Рубрики | |
Подледный лов начинался, когда толщина льда доходила до 15-20 см. До 1950-60-х гг. на зимний лов ходили с будками, в которых жили на месте лова по неделе (на субботу и воскресенье возвращались домой). Если лов проводился рядом с берегом, ночевать отправлялись домой. Будку доставляли на место лова на санях, запряженных лошадьми. Таким же образом увозили улов. В будку, где обычно жила бригада из 6 человек, устанавливали железную печь с трубой, которая топилась всю ночь, откидной стол и двухъярусные нары. На неводе зимой работала бригада из 12 человек. Невод запускали под лед через специальную лунку в глубоком месте, а вытаскивали через другую лунку на мели. Проруби рубили по линии. Рыбак, называемый жердогоном, прогонял жердь подо льдом неводными вилами через 6-7 прорубей, по длине жерди и протягивал побег - веревку, которой растягивали невод. На зимний лов ходили в шубах и валенках с галошами. Ловцы носили глубокие шапки с отворотами, в послевоенный период их заменили ушанками. На руки одевали вязаные рукавицы, а поверх них кожаные. В остальное время года в море ходили в фуфайках, ватных костюмах, плащах. После войны появились прорезиненные костюмы. Также использовали передники, до войны - из кожи, потом - резиновые. На ноги одевали кирзовые сапоги, улиги из кожи. На лов рыбы брали подростков лет с 15-16. Женщины также ходили на летний и зимний лов рыбы. Рыбаков женщины встречали на берегу с коробами, чтобы выбирать рыбу. Толмачева, Е. Б. Рыболовство у ижорского и русского населения Сойкинского полуострова. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Изготовление изделий из мрамора | |
Рубрики | |
Карелы-людики в XIII-XIX вв. занимались мраморными ломками в районе Тивдии (близ Кондопоги). Из мрамора делали потом подоконники, шашечные, столовые и каминные доски, надгробные памятники и различные мелкие изделия, а также мраморный щебень для мозаичных полов. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этнографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 53-59. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Кузнечное дело | |
Рубрики | |
У карел в прошлом были широко распространены добыча руды и кузнечное ремесло. Причем развитию кузнечного дела способствовало наличие так называемой болотной руды, добываемой и обрабатываемой примитивным способом. О наличии металлообрабатывающего производства еще в древности свидетельствует обилие железных поделок местного изготовления, найденных в курганах и могильниках, это подтверждают документы более позднего времени. Не случайно, что один из основных героев «Калевалы» Илмаринен - искусный кузнец. С.Гадзяцкий справедливо отметил, что «техника в этих промыслах со времен Илмаринена не изменилась вплоть до второй половины XIX века». Карельские кузнецы в XIX веке из добытой и выплавленной руды изготовляли различные предметы, необходимые для хозяйства: одни делали земледельческие орудия (сошники, косы, топоры, заступы), коровьи колокола, подковывали лошадей и т.д.; другие оковывали сани, тарантасы, телеги и т.д.; третьи, преимущественно в северной Карелии, - различные вещи для мореходных судов и охотничьи ружья, которыми снабжали своих земляков и поморов. Все ремесленники, а особенно кузнецы-судостроители, пользовались большим уважением у местного населения, находясь как бы на правах деревенских аристократов. Но кузнечное ремесло развивалось неодинаково в разных районах. В пограничных с Финляндией карельских волостях кузнечное дело было развито очень слабо, поэтому карелы вынуждены переплачивать финнам за железные изделия. В Олонецкой Карелии славились своим ремеслом самбатукские и улванские кузнецы. Выделкой коровьих колоколов занимались в основном карельские кузнецы из Коткозерской, Рыпушкальской, Видлицкой и Ведлозерской волостей Олонецкого уезда. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 53-59. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Лесосплав и транспортировка грузов | |
Рубрики | |
Еще в XX веке в прилужских деревнях занимались лесосплавом. На Курголовском полуострове ижоры строили лодки («лайбы») и другие мелкие суда. Владельцы парусников подрабатывали перевозкой дров, гравия, дикого камня и других грузов в Петербург. Этот промысел был традиционным, ведь еще в ХII–XIII веках ижоры, жившие на берегах Невы, занимались перевозом грузов даже по Волхову. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Лодки | |
Рубрики | |
Летний лов рыбы обычно проводился на лодках. До войны использовали весельные и парусные лодки с одной или двумя мачтами и парусами двух типов: треугольным кливером и большим парусом прямоугольной или трапециевидной формы. На таких лодках было до восьми весел; они не имели палубы, кубрика и других построек. Грузоподъемность лодок достигала 1,5 тонны, скорость - 10-20 км/ч. С середины 1930-х гг. широко стали использовать моторные лодки. На них ставили моторы мощностью 6 л.с., и скорость достигала 18 км/ч. После войны появились мотоботы с моторами 9 л.с., а позже и до 80 л.с. На мотоботах была палуба и каюта. Сейчас лов осуществляется тральщиками. Толмачева, Е. Б. Рыболовство у ижорского и русского населения Сойкинского полуострова // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Обработка волокна, изготовление одежды | |
Рубрики | |
Большое место в домашнем производстве карел занимала обработка растительного волокна для изготовления одежды. Для этой цели сеяли коноплю и лен. Широко использовали также овечью шерсть. Здесь главной работницей была карельская женщина. Из льняных нитей она ткала холст, полотно, скатерти, полотенца. Нитку конопли использовали на вязание неводов, сетей, ткали мешковину, половики, а также пестрядь, из которой потом шили сарафаны, нижние юбки. Из шерсти вязали чулки, рукавицы, шарфы. Карелки пряли на ручных прялках, сделанных из целого куска дерева с расписной лопастью. В северо-западной Карелии в XIX веке получили распространение самопрялки-лепсаки, которые приобретались в Финляндии. В начале XX века такие самопрялки продвинулись на юг, их можно было встретить у олонецких карел, а также в районе Ведлозера. Веретена крестьяне делали сами, иногда украшая их скромным резным орнаментом. Женщины ткали на горизонтальном ткацком станке, аналогичном русскому. В некоторых местностях имелись «стационарные» станки, которые были, по всей вероятности, наиболее древними. Такой станок был вделан в стену и его никогда не разбирали. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 53-59. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Орудия лова | |
Рубрики | |
Орудия лова - сети и невода. Также используют мережи - длинные расширяющиеся по кругу конусы, с крыльями до 25-50 метров и ставники - ящики из сеток с двумя крыльями. Сети прежде вязали специальными иглицами, величина которых зависела от размера ячеи сети. Изготовление сетей считалось женской работой. Толмачева, Е. Б. Рыболовство у ижорского и русского населения Сойкинского полуострова // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Охота | |
Рубрики | |
Охота – древнейшее занятие вепсов, но ее характер и значение в хозяйстве менялись в различные исторические периоды. В раннем средневековье в связи с развитием торговых и даннических отношений существенную роль в жизни древних вепсов играл пушной промысел. В арабских исторических источниках весь запечатлена прежде всего как народ, поставляющий ценные меха на продажу. Главным промысловым животным был речной бобр (78% найденных костей диких животных принадлежало ему). Хищническая добыча бобра в конечном счете привела к его полному истреблению. В XIX – начале ХХ в. для основной массы вепсского населения охота уже имела подсобное значение. Главными объектами добычи были, как и в более ранние периоды истории заяц, белка, лисица, куница, выдра, норка, горностай, волк, медведь, лось, барсук, рысь; промысловой птицей – тетерев, глухарь, рябчик, куропатка, утка и др. Охота была активной и пассивной. Активная форма включала выслеживание, преследование и добычу зверя с помощью активных орудий охоты: рогатин, кремневых и шомпольных ружей. На такую охоту шли с собакой. Так, в южновепсских деревнях собаки ловили норку и горностая, выкапывая их норы, находящиеся под корнями деревьев. При пассивной форме охоты пользовались различными ловушками, куда зверь попадал сам. Наиболее архаичными были ловушки с самострелом, давящим бревном и т.п. При установке капкана на зверя использовали палку длиною около полутора метров с изогнутым верхним концом и особо обработанным нижним, который оставлял отпечаток на снегу в виде следа определенного животного. Одним из пассивных приемов ловли волков были ямы, верх которых покрывали тонкими прутьями и мхом. Для ловли птиц широко применялись петли (plet), силки (rihm), сачки из рыболовных сетей (sak). Способы охоты на тетеревов отличались разнообразием. Известна, например, подманка их с помощью чучел (cucelod), сшитых из тряпок и набитых паклей. В тетеревов стреляли, когда они слетались к чучелам, укрепленным на берёзах. Осенью, когда тетерева кормились на овсяных полях, охотились при помощи ловушки, напоминающей по форме ступу, отсюда и ее название - humbar. В землю по кругу втыкались остроконечные колья (2-3 м высотою) с приманкой из колосьев овса. В центре круга помещалась палка с прибитой к ней горизонтально жердочкой. Клюнув на приманку, птица садилась на жердочку, которая не выдерживала ее и опрокидывала в ловушку. Такая ловушка была известна и карелам, но под другим названием - puzu - «туес». В каждом вепсском поселении проживало в прошлом по 2-3 профессиональных охотника. Особенно выделялись своим умением охотники–медвежатники (kondinik) Шимозера. Очень много преданий дошло до нашего времени о знаменитом шимозерском охотнике М. П. Мартьянове. В Шимозерье в те времена ежегодно приезжали на медвежьи облавы великие князья. Облава чаще всего проводилась в марте с установлением наста, но поиск берлоги охотником начинался уже ранней зимой и требовал высокого профессионального мастерства. Отыскав берлогу, охотник проверял ее 5-10 раз за зиму. На обойденную берлогу охотник ходил сам или продавал ее петербургским гостям. Во время облавы группа охотников окружала медвежью берлогу и на расстоянии 10-15 шагов начинала стрелять в воздух, чтобы разбудить зверя. Когда рассерженный медведь выскакивал из логова, его убивали из ружья. Охота с примитивными ружьями, дающими частые осечки, была связана с постоянным риском. Поэтому, чтобы обезопасить себя, охотники, помимо ружей, брали на облаву и рогатину. В летнее время, когда медведи начинали вредить посевам овса и скоту, применялся лов зверя «с лабаза», а также с помощью капканов и ям. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Оятская керамика | |
Рубрики | |
ОЯТСКАЯ КЕРАМИКА. В рус. и вепсских деревнях на р. Оять (совр. Лодейнопольский р-н) издавна существовало гончарное дело. Этому способствало наличие залежей высококачественной красной глины. Особое развитие гончарный промысел получил в XVIII в. Оятские гончары в осн. изготавливали разнообразную столовую посуду, а также лепную глиняную игрушку. Длительное совм. проживание вепсов и русских сказалось на формировании стилевого единства оятской керамики – характерны приземистые формы сосудов и штампованный орнамент. Помимо штампов, применяли также рельефную роспись рожком, а также белую и черную ангобную роспись (жидко разведенной глиной). Изредка употреблялась зеленая краска (медный купорос). В нач. XX в. только мастеровыми Сотского погоста Шапшинской вол. Лодейнопольского у. вырабатывалось для продажи более 400 тыс. гончарных сосудов. В 1928 в Оятском р-не насчитывалось 194 крест. «горшечных» (бревенчатые постройки, в к-рых проходили формовка и обжиг керамических изделий). В 1969 в с. Алёховщина Лодейнопольского р-на был создан керамический цех (впоследствии – ООО «Оятская керамика»). К работе были привлечены опытные гончары – А.В. Лукичев, А.З. Бойцов, Г.М. Романов, А.А. Смирнов, к-рые помогли возродить традиции О. к. В 1990-е в селе восстановлена дерев. ц. Михаила Архангела XVII в., ее внутреннее убранство оформлено керамическими изделиями местного произ-ва. Предприятие уничтожено пожаром в 2004, в наст. время идет подготовка к стр-ву новой керамической ф-ки. В селе работает Центр возрождения ремесел, в т. ч. гончарного дела (рук. Л. Иванова). Лит.: Киселев В.И. «От добрых рук ничего не уходит» // Область культуры. 2006. № 5. С.57-60; Косменко А.П. Народное декоративно-прикладное искусство. Керамика. – http://www.vepsia.ru/tr_culture/iskustvo.php#niz; Оятская керамика. – http://oyatskaya.813.ru/; Храмы, соборы, церкви, часовни. –http://www.lenobl.ru/culture/heritage/cultus/temple?notpl=1 В.И. Киселев | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Промыслы | |
Рубрики | |
В XIX веке в экономическом укладе ижоры большую роль стали играть отхожие промыслы. Мальчики уходили в подпаски, девушки батрачили на известных в Петербургской губернии огородах под Копорьем. Население восточных ижорских деревень лучше знало русский язык и искало работу в Петербурге: мужчины уходили на фабрики и в мастерские, работали извозчиками, девушки шли в няньки и горничные. Наиболее прибыльным занятием считался извоз. Также был распространен найм на различные сельскохозяйственные работы как в помещичьи хозяства, так и к богатым крестьянам Петербургской губернии. На территории современных Кингисеппского, Волосовского, Ломоносовского районов были широко известны ижоры-пастухи с Сойкинского полуострова, которые нанимались на лето пасти деревенское стадо (так называемые сойколовские пастухи). Этот промысел сохранялся до 1940-х гг. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Промыслы и ремесла традиционные | |
Рубрики | |
ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА ТРАДИЦИОННЫЕ, выделились из домашних занятий и ремесел, к-рые были направлены на изготовление предметов крест. быта для собственных нужд. Своеобразие традиционных промыслов Лен. обл. связано с особенностями ист., соц.-экон. и этногр. развития населения. Длительные контакты рус. и финноязычных народов сыграли важную роль в формировании быт. иск-ва края. Нельзя исключить и влияние на творчество мастеров древних центров худож. ремесла – Новгорода, Пскова, Старой Ладоги, Тихвина, а позже СПб. Одним из важнейших занятий народов, населяющих терр. совр. Лен. обл., было ткачество. Встречались практически все изв. в ткачестве техн. приемы: двухремезное, многоремезное, двууточное, браное тканье. Повсеместное распространение имело двухремезное тканье, применяемое для изготовления тонких белых холстов и «пестряди» – клетчатой или полосатой ткани. Большого опыта требовала многоремезная техника тканья с рельефным узором, особенно распространенная в Новоладожском у. Браное ткачество с красно-белыми узорами было развито в Лужском и Лодейнопольском у. Здесь же встречаются и закладные ткани. Интересной разновидностью крест. ткачества являлось изготовление тканных поясов. Их ткали из разноцветных шерстяных нитей на ткацких станах и нестандартных орудиях: дощечках, бердечках и на ниту. Красочностью и нарядностью выделялись вепсские и карельские пояса. С 1930-х широкое распространение получило тканье половиков с хл.-бум. основой и утком из цветных тряпичных лент. Вышивка – традиционный вид нар. творчества. Это иск-во было развито в дер. Лужского, Новоладожского, Лодейнопольского, Тихвинского, Устюженского у. Еще в 1920-е многие местные вышивальщицы владели старинными декорат. швами и узорами, к-рые передавались из поколения в поколение. Широко применялся двухсторонний шов-«роспись», иногда в сочетании с гладью-«атласником» и «набором». Часто в вышивке использовали такие приемы как «крест», «тамбур», а также различные варианты «строчки». Рус. мастерицы Лужского и Новоладожского у. вышивали тамбуром пышные растительные узоры, используя нити, окрашенные яркими анилиновыми красителями. Узоры с геометрическим орнаментом, выполненные двухсторонним швом цветной шерстью, украшали детали одежды ижор и води. В Новоладожском у. местные портные шили к праздникам и свадьбам «щегольские» дубленые полушубки, правую полу и воротник к-рых украшали узорным шитьем. «Стародавний», «досюльный» двусторонний шов применялся для вышивки обрядовых полотенец у русских и вепсов. Орнамент вышивки представлял собой геометризованные мотивы, образующие бордюры, или сложные сюжетные композиции, изображающие фигуры людей, животных, птиц, а также растительные узоры. В сюжетных вышивках нередко встречаются также геральдические птицы, напр., двуглавый орел. У южных вепсов встречались многоцветные узоры, выполненные «строчкой по сетке». Новоладожские мастерицы украшали головные уборы жемчужным шитьем («низание», «саженье»). Такие предметы являлись семейной ценностью и нередко передавались по наследству по жен. линии. Применение жемчуга было закономерным, т. к. он добывался в сев. реках басс. Ладожского и Онежского оз. Полотенца, подзоры простыней, домотканые скатерти обычно обшивались кружевом, плетенным на коклюшках или связанных крючком, реже – на спицах. Коклюшечное кружево изготовляли крестьянки Никольской вол. Шлиссельбургского у., Мозинской, Покровской, Дудергофской и Тосненской вол. Царскосельского у. Широкой изв. пользовались кружевницы Новоладожского у., к-рые плели на коклюшках в осн. предметы большого размера: покрывала, накидки, пелерины, косынки и пр. (см. Захожское кружево). Произ-во кубовой набойки (старинной техники крашения тканей) с крупно- или мелкоузорными геометрическими и растительными орнаментами сохранялось еще в 1930-е в вепсских и рус. деревнях Тихвинского р-на. Резьбой и росписью по дереву украшались избы, предметы домашней обстановки и утварь (см. Фасадная резьба). В любом крест. х-ве встречались изделия, плетенные из корней ели или сосны, а также изделия из щепы, прутьев и берестяная «серебр.» посуда, выполненная диагональным или прямым плетением. К пам. нар. иск-ва относятся прялки. Делали их в каждой семье для собственных нужд. Наиболее искусные мастера изготовляли прялки и на заказ. Прялки из Новоладожского у. расходились по неск. уездам. Широко бытовали цельные «корневые» прялки, вырубавшиеся из дерева с корнями. В каждой местности складывались свои формы прялок и приемы их украшений (см. Волховская школа росписи). Изготавливалась разнообразная глиняная утварь. В селениях по ср. течению рр. Оять, Явосьма, Паша находились центры гончарного произ-ва. Занятие гончарным промыслом было зафиксировано в отд. волостях Ямбургского, Лужского, Царскосельского уездов (см. Гончарное дело; Оятская керамика). Одним из старинных центров металлообработки являлся г. Тихвин. Выполненные здесь накладные или врезные замки с фигурно кованными личинами, а также ключи и светцы, украшенные ажурным орнаментом, отличаются разнообразием и изяществом. Кустарное произв-во гармоней было развито в кон. XIX – нач. ХХ вв. в с. Большое Заборовье (ныне Тихвинский р-н), в г. Тихвин и др. С XIX в. на терр. обл. получили развитие кустарные промыслы – мелкотоварное произ-во изделий, ориентированое на рынок. Оно стало дополнительным хоз. занятием крест. нас. и осн. занятием значительной части гор. жит. В большинстве своем кустари сохраняли традиционные инструменты и техн.-технол. приемы обработки природных материалов (дерева, глины, волокнистых веществ, кожи, металла). В осн. эти изделия были рассчитаны на небогатого гор. потребителя. Приспосабливаясь к его вкусу, мастера совершенствовали технику изготовления, форму и отделку изделий. Помимо своего осн. назначения, эти предметы обладали худож. ценностью и отражали эстетические представления и вкусы их создателей. На терр. совр. Лен. обл. кустарные промыслы существовали повсеместно, но в структуре хоз. занятий нас. занимали разл. место. Процесс индустриализации привел к постепенному исчезновению мн. промыслов, в т. ч. направленных на произ-во с.-х. орудий, средств передвижения, столярного промысла и пр. Отд. промыслы сохранялись до наших дней. Наибольший их расцвет связан с образованием в 1968 Лен. обл. производственного объединения нар. худож. промыслов, деятельность к-рого была направлена на возрождение, сохр. и развитие традиционных промыслов. После распада объединения в нач. 1990-х произошло угасание работы его центров. В настоящее время мастеров поддерживает Ассоциация нар. худож. промыслов и ремесел, общественная орг-ция «Палата ремесел» и Ленинградский областной учебно-методический центр культуры и искусства. Лит.: Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей: Путеводитель-каталог: Этнографические коллекции и предметы религиозного назначения. СПб., 2001; Киселев В.И. «От добрых рук ничего не уходит» // Область культуры. 2006. № 5. С. 57-60. Д.А. Горб | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ремесла (ижора) | |
Рубрики | |
О значительном развитии ремесел у ижор сведений нет, известно лишь, что в XIV – XV веках многие жители Толдожского и Каргальского погостов (северная часть современного Кингисеппского района) выплавляли железо кричным способом, используя при этом болотную красную руду. Железо получалось высокого качества, из него изготовляли орудия труда и оружие, о чем говорят письменные источники и археологические данные. Издавна в ижорских деревнях развивалась торговля. Для продажи в Петербурге мелкие скупщики перекупали рыбу, ягоды, грибы и др. В деревне Большое Стремление изготовляли гончарную посуду, часть которой везли в Финляндию. Среди ижор было немало прекрасных плотников, во многих деревнях ткали полотно, плели из прутьев корзины и другую домашнюю утварь. Сейчас почти все ремесла забыты. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Ремесла, промыслы (водь) | |
Рубрики | |
Неземледельческие промыслы, ремесла и занятия Водской земли отличались большим разнообразием. В Водской земле древний кузнечный промысел не только отделился в ряде случаев от сельского хозяйства, но, соединяя в себе первоначально все процессы от добычи руды до готового изделия, выделил к концу XV века в особые промыслы: добычу руды, выплавку железа, изготовление изделий из него или собственно кузнечное дело. При рассмотрении других, неземледельческих занятий Водской земли можно отметить, что в районе преимущественного развития промыслов по обработке льна изготовление берд выделялось в особую специальность, создав профессию бердников. Гончарное дело является, как известно, одним из тех производств, которое раньше всего выделяется в ремесло, но следует отметить скудость сведений писцовой книги в этом отношении. «Портные» мастера, являющиеся в городах ремесленниками, в деревнях вели крестьянское хозяйство. Они оставались крестьянами, портняжничество же являлось для них подсобным занятием. Чисто крестьянскими промыслами являлось изготовление ведер и решет. Все ведерники и решетники сидели на пашне и платили обычный крестьянский оброк. Наконец, можно указать еще одну профессию, связанную с удовлетворением культурных запросов на селе - скоморошество. Существование многих крестьянских промыслов и занятий с работой на вотчинника и возникло и развилось из нужд боярского двора. На такую связь указывает наличие среди крестьян скорохода и пивоваров. В XVIII - XIX вв. в основном были распространены различные отхожие промыслы. Крестьяне уходили на заработки в Петербург или Нарву. Наиболее прибыльным занятием считался извоз. Также нанимались на различные сельскохозяйственные работы. К сожалению, нет возможности судить о том, насколько широко эти промыслы были распространены, а те сведения, которые почерпнуты из писцовой книги, не отражают всей широты спектра ремесел и промыслов населения Водской земли. 1. Водь // Финно-угры и балты в эпоху средневековья / Под общ. ред. Г.А.Рыбакова. – М. : Изд-во «Наука», 1987. – С. 34-42. – (Археология СССР). 2. Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорская земли Новгородского государства //Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б.Д.Греков. – [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940. – С. 100-148. 3. Народы мира: ист. – этногр. справ. / гл. ред. Ю.В.Бромлей. – М. : Сов. Энциклопедия. – 1988. – С. 125-126. 4. Сайт vod.org.ua/index.php?t=26 | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ремесла, промыслы. Общая статья | |
Рубрики | |
В ХIХ – начале ХХ в. у вепсов, как и у других народов лесной полосы Европейского Севера, существовал комплексный тип хозяйства. Наряду с земледелием и тесно связанным с ним животноводством – основными направлениями хозяйственной деятельности вепсов – существовал и ряд подсобных занятий: рыболовство, охота, собирательство, а также домашние и отхожие промыслы (лесные разработки, сплав леса, камнетесный промысел и др.). Комплексное хозяйство было характерно для вепсов уже в древности - во второй половине I – начале II тыс. н.э., однако тогда соотношение в нем присваивающих и производящих видов деятельности было другим. Так, у веси, проживающей по р. Суда, основу системы хозяйства составляла охота в сочетании с животноводством и рыболовством. Роль земледелия была ограниченной. Высокого уровня достигли металлургическое производство, ювелирное и костерезное дело. В Юго-Восточном Приладожье IX–XIII вв., судя по археологическим материалам, основными занятиями обитающих здесь древневепсских групп являлись земледелие и животноводство. Важную роль в хозяйстве играли также рыболовство, охота, собирательство, различные ремесла и промыслы. Большое значение в жизни вепсов занимали кустарные промыслы. Доходы от них шли на уплату государственных налогов, мирских сборов, а также на покупку хлеба и другого продовольствия. Кустарные промыслы делились на домашние и отхожие. Домашние промыслы были сосредоточены в пределах своей семьи или деревни. Отхожие - представляли собой временную сезонную работу крестьян за пределами своей деревни. В прошлом у вепсов существовали исторически сложившиеся районы традиционных промыслов. В вепсских деревнях по среднему течению Ояти (центр – д. Надпорожье) был распространен гончарный промысел, которым, что примечательно, в основном занимались мужчины в зимнее время. Изделия оятских гончаров (горшки, кринки, миски и пр., а также свистульки, вылепленные от руки детьми) находили сбыт в северных губерниях России. Промысел просуществовал до 30–х годов ХХ в. В настоящее время его традиции пытаются возродить в гончарном цехе в п. Алеховщина на Ояти. Известным центром бондарного ремесла считалось Тукшозеро. Некоторые тукшозерские бондари, помимо работы у себя дома, в летнее время уходили на заработки в присвирские деревни Креснозеро, Оренжу, Гонговичи и др., где крестьяне занимались скупкой соленых грибов для отправки в города. Выделкою седел занимались в д. Берег (Ярославичи), откуда седла расходились по всей вепсской территории. Оятские вепсы с. Ладва были стекольщиками. Катовальный промысел был распространен среди оятских (с. Озера), исаевских (ныне обрусевших) и шимозерских вепсов. Известны фамилии некоторых изготовителей валяной обуви из Шимозерья: Я. М. Гаврилов, Г. В. Мишкин (Сюрьга), С. Е. Климов (Линжозеро), С. Г. Павшуков (Полозеро). В зимнее время Олонецкая и Новгородская губернии становились местом заработков вепсских катовалов. Каждый хозяин, на которого работал катовал, обязан был, помимо оплаты заказа, обеспечить его ночлегом и питанием на это время, а также необходимым сырьем. Средние вепсы деревень Бахарево и Пелдуши занимались таким доходным делом, как закупка племенного скота для Петербурга. Район закупки был довольно обширный: Ладва, Озера, Шимозеро, деревни Вытегорщины. В конце XIX в. среди вепсов, проживающих вблизи сплавных рек Свири, Ояти, Капши, Паши, широкое развитие получили заготовка и сплав леса. Этими промыслами крестьяне занимались в свободное от полевых работ время - зимой и ранней весной. Жители с. Залесье в вепсском Прионежье были знаменитыми печниками. Вепсы Шокши и Рыбреки прославились своим каменнотесным мастерством: они изготавливали надгробные плиты, памятники, каменные тумбы, жернова, обтесывали камень для фундаментов домов и ступеней. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ремесла. Промыслы (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
В результате Северной войны 1700-1721 Ингерманландия была возвращена России. В 1703 началось строительство Санкт-Петербурга. В нём с самого начала были жители - финны, так как город вобрал в себя множество населённых ингерманландцами деревень. В 1820 в Петербурге насчитывалось 5800 финнов, к 1869 их число возросло до 15100, к 1890 до 21300, но уже в 1897 проживало 17600, а в 1910 -15000. Около половины всех переселенцев были выходцами из городов, значительная часть были ремесленники и квалифицированные рабочие. Наиболее характерными для петербургских финнов были профессии ткача, прядильщика, портного, сапожника, столяра, плотника. Многие были заняты в металлургической промышленности, они работали в небольших мастерских и на всех крупных предприятиях (у Нобеля, Путилова, Лесснера и др.), Специфически финской была профессия трубочиста: в 1869 они составляли 62% всех столичных трубочистов. В целом в промышленности и ремёслах было занято св. 4/5 всех петербургских финнов. Женщины работали в качестве прислуги (св. 60%), а также в текстильной промышленности. В окрестностях столицы финны занимались главным образом извозом, ремёслами и торговлей. Ремесленные занятия, даже в рамках собственного хозяйства, были у местных финнов развиты слабо. С. Халтсонен, один из лучших специалистов по традиционной культуре финноязычного населения края, писал что финны-ингерманландцы ремесленниками «не славятся», хотя среди них есть хорошие кузнецы, но в основном хозяйственный инвентарь финские крестьяне сами не изготавливали, а приобретали за деньги. Но все же ремесленники были и среди местных финнов. Так, известны, мастера, изготовлявшие «финские сани»; на Карельском перешейке, в приходе Валкъярви, делали колесные транспортные средства: брички, коляски и т. п., а в Усть-Луге – плотники-корабелы, специализировались на изготовлении лодок и парусников. Традиционными промыслами для финнов-ингерманландцев были морское и речное рыболовство, охота на тюленя, лесные промыслы – смолокурение, заготовка банных веников, метел, плетение корзин и лукошек, заготовка ивовой коры для дубления кож, деревообработка, в том числе изготовление деревянной утвари. Многие финские крестьяне держали пчел, мед всегда был в цене. В ближайших окрестностях столицы разводили яблоневые сады и садовые ягоды, привозили на рынки и лесные ягоды и грибы. В городе можно было выгодно продать также сено и солому, веники, осиновую кору, мочало и т.д. К наиболее специализированным промыслам относились также распиловка льда в зимнюю пору и доставка его в погреба горожан и рестораны. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Рыболовство (вепсы) | |
Рубрики | |
Множество озер и рек на территории вепсского края способствовало повсеместному появлению и развитию здесь рыболовства. В случае неурожая или падежа скота оно существенно помогало жителям избежать голода. Подавляющее большинство мужского населения было заядлыми рыбаками и добывало рыбу для собственных нужд в свободное от сельскохозяйственных работ время. Порода вылавливаемых рыб зависела от водоема. В лесных озерах ловили окуня, щуку, плотву. Озера Шимозерского края отличались изобилием щуки. Неслучайно в этих местах были широко распространены поверья и обряды, связанные с этой породой рыбы. Особым изобилием отличалось Онежское озеро: в нем добывали более 25 видов рыбы, в том числе такие ценные, как лосось, палья, форель, сиг, стерлядь. Вепсы Прионежья в огромном количестве вылавливали ряпушку. Лов мальков, используемых населением в пищу и как приманка для добычи хищных пород рыбы, был распространен на Куштозере и Ундозере. У южных вепсов изредка ловили угря, когда он неожиданно появлялся для нереста в р. Лидь. Орудия рыбной ловли отличались разнообразием. Особенно распространенными были сетевые снасти: неводы (not), плавные и ставные сети (verk), мережи (merez), морды (merd). Ряпушку ловили мелкоячейными сетями, имевшими специальные названия: kerikod, rapuskverk. Конусообразные мережи и морды отличались по материалу изготовления. Морда плелась целиком из прутьев, а у мережи из прутьев изготовлялись только обручи каркаса, на которые натягивалась сеть. Крупную рыбу иногда били с помощью остроги (azrag), представляющей собой шест с наконечником в виде вилки с 3-5 зубьями. Это древнее орудие лова встречалось при раскопках древневепсских курганов. Острога издавна известна и другим прибалтийско–финским народам, название ее в прибалтийско-финских языках однотипно: atrain (фин.), astrain (с.к.), azrain ( ливв.), azrag (люд.), aning (эст.). Рыба шла не только для домашнего употребления, но и на продажу. Некоторые вепсские деревни целиком специализировались на ловле рыбы для рынка. Так, д. Огеришта в поселении Вехручей была рыбацкой. Мужчины занимались ловлей лосося, а женщины – вязанием сетей. Лосось, вылавливаемый в большом количестве, засаливался в бочках и вывозился на продажу в Петербург. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Рыболовство (ижора) | |
Рубрики | |
Главным занятием прибрежных жителей было рыболовство, в том числе подводный лов. Писцовые книги начала XVI века отмечают рыболовство, «положенное в оброки», а в списке податей часто значится рыба – «курва» (возможно, так называли корюшку). Основными способами ловли тогда были тони и заколы. В XX веке промысел корюшки и салаки оставался у ижор главным средством существования. Рыбной ловлей занимались в основном поздней осенью и зимой. Еще в середине ХХ в. ижоры, в том числе и женщины, уходили для зимнего подледного лова на несколько недель в море, где жили на льду в небольших дощатых «будках», привозимых с собой, изредка снимали жилье у финнов на островах Сейскари, Лавансаари и др. Ловили салаку, кильку, корюшку. Орудием лова являлись сети и неводы. Зимний лов носил товарный характер, доход от него имел большое значение для крестьянских хозяйств, несмотря на то, что он был тяжел и опасен, подрывалось здоровье рыбаков, гибли десятки людей. Ижорки пели: «Ой, как посмотрю на море – Как на смерть смотрю большую. Мужа у меня море взяло, Волна – единственного сына, Пахаря – холодное озеро». На реке Луге ловили миногу с помощью особых «морд» из лучины. С появлением колхозов рыбу стали сдавать на приемный пункт. Заработок рыбаки получали деньгами в зависимости от размера улова. В годы "застоя", по утверждениям информантов, зарабатывали до 1000-2000 рублей в месяц. Толмачева, Е. Б. Рыболовство у ижорского и русского населения Сойкинского полуострова // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104 | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Экипажно-колесный промысел | |
Рубрики | |
В южной Карелии широкое распространение получил экипажно-колесный промысел. «Телеги и тарантасы лучших фасонов наблюдаются в окрестностях Олонца… В Олонецком уезде проглядывает фасон телег, кабриолетов и саней финских». Готовую продукцию мастера продавали в Олонце, Петрозаводске, Лодейном Поле и на Александро-Свирской ярмарке. В Петрозаводском уезде и Сямозерской волости производились сани и дровни, которые продавались на месте или сбывались в Петрозаводске. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этнографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 53-59. | |
Тематические группировки | |
подробнее… |