Библиография / Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. // Западнофинский сборник. – Л., 1930. – С. 306-340.
Будничная одежда (ижора)
Рубрики
Большинство мужского населения Котельского района до сих пор в будни носит домотканую одежду, состоящую из белой длинной рубахи без пояса, с косым воротом, и длинных белых штанов. Остальная часть населения пользуется одеждой того же покроя, но сшитой из различных тканей фабричного производства. В Ораниенбаумском районе носили домотканые рубахи из пестряди. В Сойкинском и Кингисеппском районах домотканину носят только старики, остальное же население шьет одежду из покупных тканей. Пастухов во всех районах население снабжает исключительно домотканой одеждой. Головными уборами везде служат городские фуражки и кепи, за исключением Котельского района, где старики носят еще до сих пор соломенные или войлочные шляпы с широкими полями. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Верхняя одежда (ижора)
Рубрики
Женщины носили зимой сделанный из домашнего сукна серый или черный кафтан, сменившийся теперь дубленым полушубком. Покрой кафтанов вполне совпадал с покроем мужского свадебного кафтана. Летней одеждой служил так называемый «рюди» (rydi) – короткий кафтанчик, сшитый из рядного холста и по покрою примыкающий к женским и мужским кафтанам. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Головные уборы
Рубрики
В Сойкинском районе более поздней, но также уже исчезнувшей формой головного убора, является «куккели» (kukkeli). Сирелиус Уно Таави описывает его следующим образом: «Kukkeli — имел переднюю часть otsaliin, к ней присоединялась так называемая hant, которая спускалась на спину. Otsaliin снабжалась широкой тесьмой для завязывания. Как otsaliin, так и hanta были красиво вышиты. В том месте, где они соединялись, образовывалось очень небольшое углубление для головы». Другим головным убором, тоже вышедшим уже из употребления, но ранее бытовавшим является «шлык» или «шлыкка». Название шлык относилось как ко всему убору в целом, так и к его части,— кичке, стеганой из холста и придающей характерную форму убору. На этот остов-кичку надевался круглый повойник из ситца, шелка или бархата. Спереди на повойник нашивалась полоска серебряного или золотого позумента и узкие цветные ленточки. От шлыка, по словам старухи, на спину спускался «позатылень», большей частью вынизанный из бисера. Шлык вышел из употребления, круглые же повойники еще носятся некоторыми старухами. В Кингисеппском районе подобная форма головного убора носит название «ворму» (vormu). Остов ворму, в отличие от шлыка, делается из папки, обтянутой холстом. В Котельской же волости был распространен еще один головной убор замужней женщины — «сорока». Сорока состояла из «очелья» – кусок холста шириной 11 см, длиной 45 см, к концам которого пришивались более узкие куски холста, служившие завязками. Посредине к очелью пришивался «хвост», кусок холста шириной 17 см, длиной 23 см, спускавшийся на шею. Очелье украшалось шитьем шелком, серебряной мишурной нитью и золотистыми блестками; кроме того, нашивались куски холста, окрашенного в красный цвет, и узкие полоски желтого шелка. По нижнему краю хвоста шла узкая вышивка бледным шелком и мишурной нитью. По лобной части сороки, прикрывая холщевую полосу, повязывался «плетешок» — золотая позументная лента. Своеобразный тип представляет собою «саппано» (sappano),— головной убор ижор Ораниенбаумского района. Этот головной убор, носившийся вместе с ааннуа, в настоящее время совсем уже вышел из употребления, хотя единичные экземпляры его еще можно найти в некоторых деревнях. Публикуемый нами саппано имеет в длину 1,58 м, и состоит из полотенца шириной 41 см, верхний край которого сложен вдвое по нитке утка, и зашит. Нижний край его сложен втрое по нитке основы, на протяжении 49 см, и смётан. В лобную часть вшит кусок синего узорного тканья, вышитого белой и желтой нитками. От этой лобной вставки по бокам пришиты куски темного коленкора и завязки, при помощи которых саппано завязывается на затылке. Средняя часть полотенца и конец его вышиты белым шитьем по выдерганному. К концу пришит кусок холста длиной 36 см, наружная сторона которого украшена узорной тесьмой, кружевом, шелковыми ленточками, а к нижнему краю пришита бахрома из шелковых крученых ниток. При надевании саппано, хвостовая часть его затыкалась за пояс. Одновременно с саппано существовал сходный с ним головной убор, носивший название «лакки» (lakki). Лакки сохранял ту же форму, но в отличие от саппано имел малые размеры (длина 60 см). При надевании саппано и лакки волосы собирались в особую прическу, характер которой установить на месте не удалось. Однако, описание ее мы находим у Паулахарью Самули. Волосы, по его словам, заплетались в три косы, причем боковые косы располагались на висках, где и закручивались в шишки, соединявшиеся между собою проходившим через темя шнурком (sykareet). Третья, средняя коса, закручивалась в шишку, приходившуюся на затылке. Иногда распущенные волосы прямо закручивались в шишки и соединялись между собою шнурком. В описании ижорской одежды у Георги мы опять cталкиваемся c формой головного убора, если не совпадающего целиком с саппано, то, во всяком случае, имеющего много общего с ним: «Бабы... носят так, как и финские, аршин в шесть фату, которая посредине пристегивается к шапке, а концы оной висят по спине, и придерживаются поясом так, что на плечах вздуваются». Если это описание на первый взгляд недостаточно близко к нашему, то зато рисунок, поскольку ему можно доверять, представляет собою головной убор совершенно сходный с саппано. Наличие длинной хвостовой части у саппано ставит его в ряд с целой серией оригинальных головных уборов подобного же типа, широко распространенных, как у восточных финнов (ср. марийск. «шурка»), так и у многих народностей турецкого происхождения (чувашей, башкир и др.). Венок или венокко являлся свадебным головным убором невесты. Состоял он из узкого деревянного обруча, обтянутого холстом; с наружной стороны обруча прикреплялись искусственные бумажные и матерчатые цветы, серебряный «елочный дождь» и крашеные перья. Этот венок надевался невестой перед венцом, после того, как ей распускали волосы. Такие же венки, только более простые, надевались подружками невесты. В этом венке, перед венцом, невеста должна была «голосить» на улице перед всем народом. Среди старинных головных уборов, сохранившихся до настоящего времени особый интерес представляет «сапана» (sapana). Сапана, головной убор типа сороки; состоит из двух частей: налобной, носящей название «отсимус» (otcimus) и задней, хвостовой, спускающейся на спину «селкямюс» (selkamys). Отсимус, шириной 0,14 м, длиной 0,47 м, делается из белого бумажного полотна; селкямюс из белого домашнего холста, (ш. 0,39, дл. 0,45 м). Налобная часть сапана снабжается завязками, при помощи которых головной убор завязывается на затылке, поверх пришитого к отсимусу небольшого прямоугольного куска домашнего холста, — «салахянтя» (salahanta), т. е. «тайного хвоста» (шириною 0,13 м, длиною 0,29 м). Под сапана на темени укрепляют «сюкерoт» (sykerot) в форме валика, имеющего в длину 12 см и состоящего из двух зашитых в холст дощечек с проложенным между ними льном. Обязательными головными уборами старух во всех перечисленных районах являются повойники. В Котельском районе, как мы указывали выше, еще во многих случаях употребляют тот круглый повойник, который составлял в свое время часть шлыка. Повойники бывают всевозможных цветов, не исключая и ярких. При выходе на улицу, поверх повойника всегда повязывается платок. Повойники остальных районов имеют обычный, весьма распространенный покрой. Передняя и задняя части их собираются в сборку и пришиваются к околышу, имеющему в высоту 3—4 см. Остается отметить еще два самых поздних по времени женских головных убора — «колбочку» и «наколку», которые шьются из разнообразных материй всевозможных ярких цветов (рис. 3 и 4). Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Детская одежда (ижора)
Рубрики
Мальчики до двухлетнего возраста носили только одну длинную, доходящую до колен рубашку. Дети старше двух лет носили костюм, состоящий из белой рубахи и штанов с лямками или же с пришитым к штанам лифчиком из той же материи. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
подробнее…
Женская обувь
Рубрики
Женская обувь очень немногим отличается от мужской. Старухи носят те же «улиги», но без голенищ. Остальные женщины носят их с небольшими голенищами, имеющими петли для шнуровки. В Котельском районе в летнее время женщины, так же как и мужчины, носят «поршни». Улиги и поршни имеют множество аналогий среди обуви русского населения северных губерний, а также обуви других западнофинских племен. Зимой с улигами надеваются шерстяные чулки. Старухи, кроме того, носят так называемые «риват» (rivat), представляющие собой кусок домашнего сукна красного цвета, к одному из концов которого пришиваются узкие шерстяные оборы. Риват обертывают несколько раз вокруг ноги, а поверх обвивают оборами. Старухи и пожилые женщины носят риват даже в летнее время, когда ходят босиком. Ходить с обнаженными выше ступни ногами считается позорным. На рисунке в книге Трефурта женщина на ногах также имеет красные обмотки или «паголенки». Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Обувь
Рубрики
Население ижоры пользовалось исключительно кожаной обувью домашнего производства — улигами, «кенгят» (kengat) или « раяшками». Она имела несложный покрой: подошва и головка делалась из одного куска кожи, края которого, слегка загибаясь, пришивались в сборку к небольшому кожаному треугольнику, расположенному на подъеме; сверху пришивалось высокое голенище. В Котельском районе улиги носили только в зимнее время, летом ноги обертывали портянками и надевали «поршни», – еще более простой вид обуви. Поршни делались из одного куска кожи с надрезами по краям; в эти надрезы пропускали узкие ремешки, стягивающие обувь вокруг ноги и служащие оборами. Задник в поршнях иногда отсутствовал. Эти типы обуви употреблялись исключительно в будние дни. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
подробнее…
Одежда ижор
Рубрики
Одежда ижор может быть разделена на несколько основных групп. В отличие от женской одежды, мужская старинных форм почти не сохранила. Из мужской одежды нужно отметить промысловую, будничную и праздничную. Женская одежда разделяется на будничную и праздничную, хотя различие это заключается, главным образом, в материале одежды и количестве украшений; покрой остается без изменения. В пределах этих двух групп женской одежды различаются: одежда детская, девичья, замужних женщин и старух. Первые описания одежды ижоры встречаются в трудах исследователей XVIII века. Одежда девушек не отличалась от одежды замужних женщин, разница была лишь в причёске и форме головного убора. Особого покроя головной платок — саппано — замужние женщины должны были носить всю жизнь, не снимая ни днем, ни ночью. Основным элементом нательной одежды была холщовая рубаха «рятсиня» сложного покроя, скреплявшаяся у ворота фибулой — «большою серебряною овального образа пряжкой… иногда вызолоченною, осыпанною каменьем или жемчугом». Рубахи были необычайно богато украшены сложным тканым орнаментом и вышивкой. Поверх рубахи надевали очень своеобразную одежду: два несшитых полотнища, которые держались на плечевых лямках.Одной из древнейших частей ижорской женской одежды был «спинной пояс». Он представлял собой носимую сзади широкую полосу сукна с подвешенными «змеиными головами» (раковинами каури), украшенную прекрасными узорами из разноцветного бисера, золотым и серебряным позументом и двумя полосами из раковин каури. Такие украшения имели важное магическое значение в обрядах и обычаях. Мужская одежда ижор в XIX в. уже не имела этнической специфики и соответствовала одежде живущих рядом этнических общностей (русские, водь, ингерманландские финны). Женская одежда до конца XIX в. сохранила архаические черты. В XIX в. в связи с русским влиянием получили распространение различные типы сарафанов. С начала ХХ в. в обиход вошли юбки и кофты, такие же как и у других этнических общностей региона. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340. Letopisi.Ru - «Время вернуться домой» http://letopisi.ru/index.php?title=%D0%98%D0%B6%D0%BE%D1%80%D1%86%D1%8B&printable=yes#.D0.9B.D0.B8.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D1.83.D1.80.D0.B0
Тематические группировки
подробнее…
Передники
Рубрики
С юбкой хурстуксет вместо передника носилась ширинка с вышитыми концами. Она складывалась вдвое таким образом, что верхний конец ее был короче нижнего, а узоры располагались один над другим. Особый вид передника представлял собою «рукавникат» (rukavnikat). Это была разрезанная сзади рубаха с рукавами, доходившая до пояса. Стан ее состоял из одного полотнища домашнего холста, перекинутого через плечи. Ворог отделывался тканой тесьмой; разрез на груди делался посредине и также обшивался тесьмой и узкой вышивкой. Покрой рукава совершенно совпадал с покроем, описанным выше для рукава рубахи. Сзади, снизу, приблизительно до середины спины, шел разрез, оканчивавшийся вверху круглым отверстием, обшитым тесьмой, концы которой служили завязками. Подол украшался широкой вышивкой, полосой кумача и кружевом. Sirelius, говоря об этой одежде (в б. Сойкинской вол.), приводит ее название «уммикке» (ummikke). Это название несомненно более старое, ибо современное название, записанное нами, обнаруживает явно русское происхождение. По словам ижор Ораниенбаумского района, у них прежде была в употреблении подобная же одежда, носившая название «хартиа ватике» (hartia vatike). Ближайшие аналогии рукавникат мы можем усматривать в «занавесках» или «запонах с оконцем», встречаемых у южных великорусов, в частности, в Калужской и Рязанской губ. Более распространенным передником, как будничным, так и праздничным, является пестрый домотканый передник. Праздничный домотканый передник отличается от обычного только тем, что нижний конец его украшается домашним кружевом из красной бумаги. Этот передник тесно связан с косоклинным сарафаном. С прямым же сарафаном стали носить ситцевые передники всевозможных цветов, шелковые передники с широким поясом из ленты, завязывающейся сзади бантом, и, наконец, так называемые «финляндские» передники, вышитые тамбуром. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Пояса
Рубрики
Старинный женский пояс «путта» (putta), носившийся при хурстуксет, был кожаный, шириной 4 см. Он оканчивался двумя металлическими кольцами, на одном из которых имелся крючок, а второй заменял собою петлю. По всей длине пояса в три ряда были расположены украшения из олова: в верхнем и нижнем ряду косые крестики, в среднем — острые уголки. Другой старинный пояс «сельга-вюо» (selga-vyo), из Петергофского уезда, носился с "ааннуа". Пояс состоял из красного шерстяного шнура, к нижнему краю которого пришиты три полоски из желтого и зеленого бисера с подвешенными к ним белыми раковинами (Cyprea moneta). Ширина пояса с украшением 6 см. Этот старинный пояс, видимо, давно уже вышел из употребления. Некоторые пояса носились с сарафанами. Косоклинный сарафан везде подпоясывается «вюo» (vyo) — узким шерстяным пояском домашнего плетения. Преобладающим цветом вюo является красный. Концы его иногда украшаются белым бисером. Там, где синяк является единственной одеждой, в праздничные дни этот поясок заменяется длинным и узким полотенцем «кушакка» (kushakka) из белого холста, с вышитыми концами. С прямым сарафаном раньше носили кушаки из позументной серебряной или золотой ленты, позднее в большом употреблении были ременные пояса, надеваемые поверх передника. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Праздничная одежда (ижора)
Рубрики
Праздничной одеждой у стариков служит обыкновенная домотканая одежда. Шьется она большей частью из белого холста, реже — из холста, окрашенного в синий или красный цвета. Праздничной одеждой остального мужского населения являются современные городские костюмы – «толстовка» или «тройка». Обувь, носимая в праздничные дни, также городская. Что касается старинного типа мужской одежды, то в Котельском районе еще лет 30 тому назад бытовал «рюди» (rydi), белый кафтан из рядного холста, с отделкой из голубой покупной ткани по вороту и борту. Спина кроилась в талию, а по бокам вставлялись клинья, образующие сборы. Рюди являлся, прежде всего, свадебной одеждой жениха, не надевался также и в праздничные дни. Подпоясывался он шерстяным, темно-красным плетеным поясом домашнего изготовления, шириной 3 см. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Промысловая одежда рыбаков
Рубрики
Рыбачья промысловая одежда в Сойкинском, Кингисеппском и Ораниенбаумском районах носит название «кожан» и представляет собою коленкоровое пальто городского покроя с капюшоном. В целях непромокаемости кожан пропитывается олифой. Производством этой одежды занимаются специалистки портнихи, число которых весьма ограничено. Кожан носится как летом, так и зимою. В летнее время под кожан всегда надевается шерстяная фуфайка или вязаный жилет, так как работать приходится ночью (установка сетей) или ранним утром (лов рыбы). Летний промысловый костюм дополняют кожаные фартук, рукавицы и «улиги» (uilut), местная кожаная обувь до колен, а у некоторых кожаные шляпы. В зимнее время, кроме кожана, надеваемого поверх полушубка, рыбаки носят еще меховые шапки, шерстяные вязаные рукавицы и валенки. Последние иногда заменяются улигами, с которыми надеваются несколько пар шерстяных чулок. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Рубахи
Рубрики
В прежнее время у ижор и води рубаха была единственной женской одеждой. Пережитки этого мы можем усмотреть в одном старинном описании свадебных обрядов ижор и води. Успенский, описывая обычный костюм ижор, пишет: «После свадьбы молодая ходит в одной сорочке до тех пор, пока свекор не даст ей шубы или кафтана». Далее, при описании свадебного обряда у води, тот же автор отмечает, что все испытания, полагающиеся невесте на другой день после свадьбы, как-то: ношение воды, дров и т. п., молодая совершает в одной сорочке. Правда, в настоящее время среди ижор и води рубаха не имеет значения самостоятельной одежды, и население даже не помнит, чтобы она когда-либо играла подобную роль. Однако, у ижор Кингисеппского района есть один старинный, вышедший уже из употребления, тип рубахи, весьма близкий к тому, который мог быть в старое время самостоятельной одеждой. Эта рубаха имеет форму прямоугольника. Верхняя часть ее состоит из трех полотнищ, перекинутых через плечи, причем среднее полотнище делается из простого холста, а два боковых из узорного холста, тканого с употреблением четырех нитченок. Узор тканья состоит из мелких вытянутых ромбов. Нижняя часть – « станушка» – шьется из трех полотнищ; боковое полотнище делается из более тонкого холста, а два другие из простого грубого. Рукав кроится следующим образом: от полотнища холста с одной стороны, отрезается клин и пришивается к противоположной стороне полотнища, полученный кусок складывается пополам, сшивается и основанием рукава пришивается к боковому полотнищу рубахи. Такие рукава делалются очень длинными и спадают сборами на кисть руки. Разрез на груди делается с левой стороны и застегивается на петлю и пуговицу, сделанные из льняной нити. Центральное полотнище на груди покрыто сплошной вышивкой, состоящей из восьмиконечных розеток, исполненных гладью черной шерстью и красной бумагой. То же полотнище на спине вышито только по краям красной бумажной нитью. На рукава, в верхней их части, нашивается по полосе вышитого холста. Узкая полоска вышивки имеется также на обшлагах. Подол рубахи вышивается только с правой стороны, в том месте, где рубаха открывается разрезом поясной одежды. У ижор Ораниенбаумского района был распространен другой тип рубахи, сведения о которой мы находим у финского исследователя Paulaharju. По его словам, это была длинная белая домотканая полотняная рубаха, носившая название «рятсиня» (ratsina). Верхняя часть рубахи состояла из плотного темного тканья с вышивкой желтыми нитками. На спине средняя часть вставлялась из какой-либо другой материи и называлась «зашейником», ширина ее равнялась 14—15 см. Стан рубахи шился из 4-х полотнищ, перед и зад делались из прямоугольных полотнищ, а бока из скошенных. Рукав доходил до кисти руки и имел квадратную ластовицу. Разрез на груди шел посредине и застегивался медной или серебряной застежкой, которая имела круглую чашкообразную форму. В старину, независимо от времени года, всегда носили по две рубахи. По-видимому, рукава этой рубахи прежде покрывались сплошной вышивкой. Современная ижорская «пайта» (paita), по водски «чйута» (tschiutto), представляет собою рубаху, относящуюся к тому типу, который Куфтин условно называет «восточнославянским покроем». Эта рубаха состоит из двух полос холста, прикрывающих спину и грудь; на плечах вшиваются «полики». Верхняя часть рубахи шьется из более тонкого холста, нижняя же, делается из четырех полотнищ грубого холста и бывает очень тяжелой. Ворот рубахи этого типа пуговиц не имел. Их заменяли две петли из ниток, соединявшихся продернутой сквозь них ленточкой; позднее стали делать из той же льняной нитки как петлю, так и пуговицу. Рукава собирались в сборку около кисти на узенький обшлаг. Этот вид рубахи делается из тонких покупных материй: батиста, кисеи и т. п. Для станушки в данном случае употребляется более грубый материал, большей частью коленкор. Такой же покрой имеет и, так называемая, «кисельная» рубашка, с тою лишь разницею, что станушка у нее отсутствует. К рукавам такой рубахи пришивается широкое кружево, рукав поднимается на локоть и подхватывается бантом из цветной шелковой ленты. На шею, по вороту надевается кружевной воротник с нашитой на него лентой-плиссе, такого же цвета, как ленты на рукавах. Это украшение называется «блойка». Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Сарафаны
Рубрики
Наиболее старинный сарафан «уммикко» (ummikko) сохранился только в Кингисеппском и Котельском районах. По своему покрою он относится к типу косоклинных сарафанов. Лямки уммикко целиком выкраиваются из переднего и заднего полотнища. Спереди делается небольшой разрез, по бокам которого нашиваются узкие полоски вышитого красной бумагой холста. Пуговицы и украшения отсутствуют. Разрез на груди завязывается при помощи двух льняных шнурков. Материал, из которого шились уммикко, был домотканый, так называемый рядной холст, белого цвета, чем и объясняется второе название, присвоенное для уммикко, — «беляки». Уммикко, прежде всего, являлся свадебной одеждой невесты; кроме того, служил праздничной одеждой замужних женщин и, наконец, погребальной одеждой для старух. В других обследованных нами районах уммикко совершенно неизвестен. Другой сарафан, бытующий у ижор и води уже на протяжении последних 50—60 лет, имеет два названия: «синяк» и «красик». Это — типичный косоклинный сарафан, встречаемый у великорусов нашего Севера. Кроить его умеют только немногие старухи. Шьется он из домашнего холста, окрашенного в синий цвет, или из китайки. Носится синяк как в будние, так и в праздничные дни. Будничный сарафан не имеет никаких украшений, за исключением ряда белых фарфоровых пуговиц, нашиваемых спереди вдоль сарафана и указывающих на существование прежде сарафана распашного типа. На подол нашивается в несколько рядов цветная тесьма, шириною в 1 см красного, синего или зеленого цветов. Напротив, праздничный сарафан украшается очень богато: лямки обшиваются тесьмой по верхнему краю и спереди, под пуговицами нашивается покупная тканая или шелковая широкая лента, а на подол – тесьма. Пуговицы спереди нашиваются более крупные. Иногда встречаются небольшие шаровидные металлические пуговицы с ажурным узором. Синяк составлял когда-то одежду девиц, но затем постепенно заменился новою одеждою и, в конце концов, перешел к старухам, этот сарафан в большом распространении у ижор и води Кингисеппского района. В Сойкинском и Котельском районах он встречается только как будничная одежда. Новой модной одеждой, сменившей синяк, явился прямой сарафан. Он шьется не из домашнего холста, а из ситца, коленкора или других бумажных тканей; в праздники надевается шелковый или шерстяной сарафан. Делается он из четырех и более полотнищ. Спереди на груди он собирается в сборку, сзади же закладывается в мелкую складочку; узкие пришивные лямки делаются из той же материи, что и сарафан. В настоящее время во всех районах, за исключением Ораниенбаумского, — прямой сарафан в большом употреблении только у замужних женщин; девицы его не носят. В прежнее время этот сарафан, наряду с замужними женщинами, носили и девицы. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Сундуки
Рубрики
Наиболее старым типом хранилища одежды является круглая, стянутая обручами сосновая кадка на ножках, высотою 67 см. Вся кадка орнаментирована рядами врезанных кружков, диаметром 2см. В такие кадки складывалось прежде приданое невесты. Богатые невесты имели по несколько кадок. Изготовлялись кадки в дер. Валговицы (б. Котельской волости), где население и до сих пор занимается бондарством. Преимуществом кадки-сундука перед громоздким сундуком обычного типа является то, что в случае пожара ее легко может выкатить на улицу один человек. Способ хранения вещей в кадках-сундуках известен и у восточнофинских племен (мари и мордвы). В Белорусии мы находим сходной формы «кубел», в котором наряду с съестными припасами хранится и одежда. Вторым типом сундука, появившимся после кадки и, затем, существовавшем наряду с нею, был «кирсту» (kirstu), деревянный очень глубокий сундук на ножках, прямоугольной формы, с выпуклой крышкой. Филенки сундука окрашивались в разные цвета. Аналогию кирсту мы имеем в типе эстонского сундука, носящем сходное название «кирст» (kirst) и вполне совпадающим с ним по форме. Третьим типом сундука, считавшимся наиболее богатым, является деревянный сундук, окованный железом. Местом хранения сундуков служат обычно сени или амбары. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Украшения (ижора)
Рубрики
В Кингисеппском районе с головным убором сапана, старухи носят особое височное украшение „ушникка" (ushnikka), состоящее из полосы холста, шириною в 2 см, к обоим концам которой пришивается по куску красного сукна, обметанному голубой шерстью и вышитому белым бисером. Каждый кусок оканчивается низанной из цветного бисера подвеской. Ушникка надевается под сапана таким образом, что неукрашенная холщевая полоса перекидывается через голову, а украшения спускаются на виски. Подобный способ укрепления височных и ушных украшений применяется восточными финнами, а также известен и среди южных великорусов. Из ушных украшений более ранней формой, исчезнувшей вместе со старинной одеждой, являются серебряные круглые, дутые серьги. На основное кольцо серег нанизывались граненые, дутые серебряные бусы в количестве 3—4 штук. О способе ношения этих серег в старое время население высказывается различно. Одни говорят, что серьги просто подвешивались к ушам при помощи веревочки; другие же - что за край сапана. К серьгам привязывались длинные ленты, которые, перекрещиваясь спереди под подбородком, шли назад, где вторично перекрещивались, и концы их, украшенные кистями, ложились спереди на грудь. Один экземпляр подобных серег встретился нам в д. Манновке Кингисеппского района, но, к сожалению, приобрести его не удалось, так как среди ижор до сих пор еще в силе обычай спрыскивать тяжело больных с серебряных вещей. В данном случае, помимо материала сыграло роль еще и то обстоятельство,что упомянутые серьги не менее 15 раз надевались под венец и, следовательно, приобрели в глазах населения особое значение и ценность. В старое время в Котельском и Кингисеппском районах носили еще грушевидные медные или серебряные серьги, иногда обвитые жемчугом. Этот тип серег широко распространен в северных губерниях, особенно в Олонецкой. В настоящее время носят серьги городского типа, самых разнообразных форм. Шейными украшениями служат бусы. Наиболее старинный тип бус представляют собою так называемые "хёлмет" (helmet). Они состоят из крученого шнурка, на который нанизаны граненые цилиндрические и круглые стеклянные бусы в таком порядке: две круглые желтые, две цилиндрические белые и две, такой же формы, синие. К связанным концам шнурка привязана тесьма, проходящая сквозь матерчатую пронизку и оканчивающаяся кистью из красных крученых шерстяных ниток, с белой бисеринкой на конце каждой нитки. Над кистью помещена слегка выпуклая, круглая металлическая бляшка. В этой миниатюрной бляшке, сохранившей по краям двойной ряд насечек, мы можем усматривать редуцированную форму тех металлических, полушаровидных, также украшенных насечкой, колпачков, которые прикрывают кисти косников и поясов у некоторых восточно-финских племен. (Ср. мари). Пронизка хелмет имеет форму квадратика толщиною в 1 см и состоит из куска туго свернутого красного сукна, обшитого с боков позументом; с лицевой и с задней сторон пронизка вышита белым стеклярусом. Узор представляет собою свастику, вписанную в круг. Хелмет надевались на шею таким образом, что кисть их спускалась сзади на сапана. Подобный способ ношения шейных украшений, со спущенной на спину кистью, известен также среди южных великорусов. Бусы более позднего происхождения как, например, "дутики" и др., перемешаны с перламутровыми раковинками и бывают всевозможных сортов. Молодые, только что вышедшие замуж женщины, независимо от форм костюма носят еще " бант "—украшение, прикрепляемое сзади к вороту. Оно состоит из широкой цветной шелковой ленты, завязанной бантом, с длинными концами. В некоторых местах молодуха носит бант до появления первого ребенка, но, во всяком случае, не дольше 5—6 лет по выходе замуж. В других районах бант носится только в течение года после свадьбы. Прыткова, Н. Ф.Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926—28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда.—Л.: Изд-во АН СССР , 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к.—(Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С.306—340.
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Юбки
Рубрики
В зимнее время поверх рубахи надеваются пестрые шерстяные юбки, «хаме» (hame). Делаются такие юбки из чистой шерсти или же из ткани, основа для которой берется бумажная, а уток шерстяной. Юбки бывают черного, красного, зеленого и синего цвета, со всевозможных цветов узкими или широкими полосами, расположенными у одних юбок в вертикальном, а у других в горизонтальном направлениях. То или иное расположение полос связано с районом: ижоры, жившие по р. Луге имели на юбках исключительно вертикальные полосы, в то время как у ижор Кургаловского полуострова полосы всегда располагались в горизонтальном направлении. Ижоры и водь Сойкинской и Наровской волостей носили еще особую поясную одежду «хурстуксет» (hurstukset), характерную как своим покроем, так и старинной техникой тканья. Эта одежда состояла из трех кусков. Переднее и заднее полотнища в верхней своей части делались из синей полушерстяной материи с пришитыми снизу белыми вышитыми полотняными подолами; боковое полотнище, расширяющееся книзу, шилось из белого домашнего полотна и также вышивалось. Хурстуксет укреплялась на поясе при помощи завязок таким образом, что боковое полотнище приходилось с левой стороны, правый же бок оставался открытым. Юбка подобного типа ближе всего стоит к поневе, – поясной одежде южных великорусов. Узоры хурстуксет состоят из ромбов и свастик. В прежнее время хурстуксет являлся частью девичьего костюма. Замужние женщины носили подобную же одежду, но при этом всегда надевали поверх нее особого вида две подвески «каттарет» (kattaret), спускавшиеся сзади с пояса. Каждая из этих подвесок представляет собою прямоугольный кусок холста, на котором с наружной стороны нашито по пяти горизонтально расположенных друг над другом кусков красного кумача, чередующихся с узкой узорной тесьмой. К верхнему краю красных кусков пришито по желтой бисерной решетке, оканчивающейся рядом круглых медных штампованных бляшек, подвешенных на нитках, пропущенных сквозь спирали из медной проволоки. К самой верхней решетке вместо бляшек прикреплены белые раковины (Cyprea moneta). В нижней части каттарет, со стороны изнанки, пришивается металлический бубенчик. Внизу подвески заканчиваются бахромою из красных шерстяных нитей, а и верхней части к ним, во всю их ширину, прижимаются петли из вышитого холста. Сквозь эти петли продевается узкий плетеный шерстяной поясок, при помощи которого каттарет удерживаются на поясе. Когда хурстуксет и каттарет заменила новая форма одежды, косоклинный сарафан, то они еще некоторое время продолжали существовать в качестве элемента свадебной одежды невесты. Невеста, направляясь к венцу, надевала их под сарафан: старая одежда должна была принести новобрачной счастье. Не менее любопытна «ааннуа» (aannua), юбка употреблявшаяся прежде ижорами Ораниенбаумского района. Ааннуа представляет собой черную шерстяную юбку, имеющую на левом боку разрез. Юбка удерживалась только одной лямкой, соединявшей верхние концы разреза и перекинутой через левое плечо. Ааннуа имела в длину, приблизительно, около одного метра и вверху немного не достигала до плеча. На месте разреза под юбкой носился с левой стороны четырехугольный кусок материи «хурстут» (hurstut). Этот кусок имел такую же, как и ааннуа, лямку, проходившую через правое плечо. Хурстут делался из полушерстяной ткани, с холщевой основой и шерстяным утком; нижняя часть его, шириной около 25 см, сшивалась из разноцветных треугольных лоскутков. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…