Колдовство, знахарство, целительство
На территории Сойкинского полуострова была собрана информация по духовной культуре местного ижорского населения, в том числе относящаяся к сфере народной демонологии и колдовства.
У ижор сохранились представления о домовом, так называемом "земляном человеке" (maanelaa), которого представляют в образе мужчины или женщины, одетых во всё белое. При этом отмечается, что женщина-домовой строже, чем мужчина. Иногда домового отождествляют с покойником. Домовой следит за порядком и согласием в доме. Например, если люди ругаются, особенно на скот, то домовой может нанести вред скотине, постройкам. До сих пор люди считают, что домовой командует людьми и скотиной. Для того чтобы сохранять с домовым хорошие отношения и получать от него помощь (охрану скота и людей от болезней), хозяева дома ставили во все углы дома чашки с молоком. Появление домового в деревне на людях считают плохим знаком - предвестием войны или бедствий.
Реже, чем упоминания о домовом, встречаются описания "пара" (para) - существа в виде огненного шара с длинным хвостом. Считается, что оно появляется в небе с северной стороны в тёмное время суток и влетает в какой-нибудь дом, из которого забирает достаток.
Также многие рассказывают о колдунах, лечивших скот и занимавшихся поиском пропавшей скотины. В то же время, по представлениям местных жителей, колдуны могли и причинять вред скоту. Деятельность последнего такого колдуна относится к рубежу 1980-90-х годов.
Выделяют и другой тип колдунов - "нойда" (noida), основными функциями которых считали любовную магию, наведение порчи, насылание болезней. Для наведения порчи, например, колдун подбрасывал человеку зерно или белую шерсть. Передача колдовского дара происходила, как считают, в семье колдуна через поколение. Считалось, что колдуны умирали тяжёлой смертью, если не передавали кому-либо свое знание.
Теперь функции колдунов перешли к знахаркам, которые встречаются почти в каждой деревне. Они лечат людей заговорами и молитвами от таких болезней как вывихи и переломы, рожа, грудница, укусов змеи, а также занимаются снятием порчи и сглаза. Среди способов лечения - полоскание рубахи больного человека в воде святого источника, чтение заговоров и молитв (наиболее распространена - "Отче наш"). По словам знахарки, практикующей в настоящее время, у каждого знающего человека есть свои определённые заговоры. Сейчас к знахаркам обращаются также по поводу потери скота, с просьбой вылечить скотину, свести или развести людей. Им же в ряде случаев им приписывают порчу скота и людей, что объясняет двойственное к ним отношение: их уважают, стремятся сохранять с ними хорошие отношения, но при этом испытывают и некоторый страх.
Семёнов И.В. Традиционные верования сойкинских ижор // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 65.
С. 65