Библиография
/
Водь. Водский язык и культура (03.04.2008). URL: http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1
Женская одежда (водь) | |
Рубрики | |
Выделяются четыре группы водской женской одежды: - костюм девушки, который состоял из глухого сарафана из белого холста без рукавов – «амы», поверх которого надевали короткую кофту – «ихад». Подпоясывались несколькими поясами, носили передники особого покроя. Для украшения одежды использовали бисер и раковины-каури. На голову надевали круглую шапочку «пяясиэ»; - костюм молодки, только что вышедшей замуж; после выхода замуж женщине коротко стригли, а в прошлом (до второй половины XIX в.) брили волосы и одевали высокий головной убор из белого полотна – «пайкас». Женщины носили сарафан из синего сукна «рукка». - костюм женщины через два года после свадьбы; спустя два года пайкас меняли на шапочку из красного сукна, украшенную желтым бисером, которую, как и девичий головной убор называли «пяясиэ»; - костюм женщины (старухи) через 10-15 лет после замужества, который не имел никаких украшений, допускались лишь простые серьги и нитка бус, к которой подвешивался крест. Старухи носили сложный головной убор – белый полотняный «пайкас», повязанный сверху белым покрывалом – «ылгалина». Сарафан был простой белый холстинный, с рукавами, сшитый как мужская рубашка, с поясом. Передники и набедренники старухи не носили. Данные об одежде в XIX веке отрывочны. По видимому, традиционные русские формы одежды стали очень быстро вытеснять старинный костюм води: появились косоклинные, затем прямые сарафаны, головные уборы типа сороки, повойники и т.д. Однако существовала четкая терминологическая разница между прежним национальным костюмом и новой одеждой: одежды, сотканные дома, называли «сыват», а одежду новых форм из покупной ткани – «эхтээт». ХХ век привнес в деревни води городской костюм, но некоторые элементы старинной традиционной одежды еще хранятся у пожилых людей, и важно выявить и сберечь их хотя бы для музеев. Использованные источники: 1. Водь // Финно–угры и балты в эпоху средневековья / отв. ред. тома В.В. Седов, д–р ист. наук ; под общей ред. акад. Б.А. Рыбакова.–М.: Изд-во «Наука», 1987.–С.34–42.–(Археология СССР). 2. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71-88; 79–82. 3. Прыткова Н.Ф. Одежда ижор и води // Западнофинский сборник. [Вып.] 16. Труды комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран / АН СССР. – Л. : Издательство Академии наук СССР, 1930. – С. 306–340. 4. Рябинин Е.А. Водь // Природа. – 1992. – № 3. – С. 78-86. 5. сайт http://www.vatland.ru (04.04.2008). 6. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008) | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Календарные обряды (водь) | |
Рубрики | |
Особо почитаемыми праздниками води были Егорьев день 23 апреля (6 мая), Иванов день 24 июня (7 июля), дни святого Ильи 20 июля (2 августа), святых Флора и Лавра 18 августа (31 августа). В день весеннего Егория — в первый день выгона скота на пастбище — молодые парни и девушки разводили на краю деревни костер, играли, танцевали и пели. В 1927 году удалось записать одну из егорьевских песен: Приходите девицы к огню, Старые старухи на бдение. Смольняки в огонь, Лен в поле, Сорную траву на межу! Кто не придет к огню, У того пусть девочка родится… В ночь Купала (Иванов день) жгли старое колесо, танцевали вокруг огня. Девушки обязательно гадали о замужестве: под крышей, куда не проникает солнце, сажали капусту, если она через девять дней не взойдет — замужем в этом году девушке не бывать. В поле из ржаных колосьев заплетали косы, если коса расплетется — быть свадьбе. Древнейший пласт дохристианских верований проявился в праздновании дня святого Ильи, когда устраивали не только «братчины» вблизи старых деревьев и «святых» мест, но и ритуальный лов рыбы. Накануне шли к ближайшему озеру или другому водному источнику, пели и молили о богатой рыбной ловле. На следующий день после молебна начинался лов рыбы, причем первую пойманную рыбу жарили и бросали назад в воду, а остальной угощались в продолжении всего дня святого Ильи. Считалось, что без этого год будет безрыбным. День святых Флора и Лавра — покровителей скота — водь отмечала подобно русским. Во время летних праздников в дом приносили растительные украшения. Особую магическую силу придавали можжевельнику, называя его «крестовым» деревом, так как на верхушке каждой шишечки есть крестообразная складка, а крест защищает от всего плохого. В Юрьев день хозяин дома вырывал можжевельник из земли с корнями и подвешивал его на чердаке (часто над местом расположения стола), что служило защитой от бед и гроз. 1. Конькова О.И. Водь //Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В.Чистов. – СПб.: Лениздат, 1992. – С. 84; 87-88. 2. Народы мира: ист. – этногр. справ. / гл. ред. Ю.В.Бромлей. – М. : Сов. Энциклопедия. – 1988. – С. 125-126. 3. Сайт vod.org.ua/index.php?t=26 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Музеи (водь) | |
Рубрики | |
Деревня Лужицы Кингисеппского района Ленинградской области – последняя деревня компактного проживания води – коренного народа Санкт-Петербургской губернии. Деревня расположена в южной части Лужской губы Финского залива. В 2001 году постоянного населения насчитывалось всего 72 человек. С 1998 г. в деревне начал работу первый Водский музей. Сожжен в 2001 году. В 2005 году начал работу второй Водский музей. Сожжен в 2006 году. Музей работал в рамках Организации «Общество Водской культуры», зарегистрированной 26 апреля 2005 года. Сайт 1. www.vatland.ru 2. vod.org.ua/index.php?t=26 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Одежда води | |
Рубрики | |
Одежда – единственный элемент материальной культуры води, о котором есть ясное и определенное представление. Хотя археологические материалы и данные этнографии дают лишь небольшие фрагменты истории водского костюма, но и по ним можно представить, насколько своеобразной, сложной и красивой была одежда этого народа. Погребения XIII–XVI веков у деревень Великино и Валговицы Кингисеппского района сохранили металлические украшения средневековых вожан – нагрудные булавки, которыми прикалывались к верхней части одежды сложные цепочки с бубенчиками и круглыми ажурными украшениями, многочисленные бляшки, бронзовые пронизки, вплетавшиеся в ткань одежды и порой рядами закрывавшие передники. Такие украшения в прошлом были характерны и для Восточной Прибалтики и для Финляндии, что делает водский костюм живым свидетелем одежды древних финских народов. Первые этнографические описания водской одежды относятся к XVIII – началу XIX века (данные известного историка И.Г. Георги, нарвского пастора Фр.-Л. Трефурта, пастора Л.А. Цетреуса). Мужской и женский костюм конца XVIII века подробно описан Ф. Туманским. Последующие материалы XIX века лишь подкрепляют достоверность и исключительную детальность его труда. Сведения о мужской одежде води того времени бедны: зимой мужчины носили шубы, летом – льняные, осенью – суконные кафтаны. Лишь шапка – с красным верхом, отороченная мехом – была не похожа на русскую или финскую. Женской одежде води Туманский уделил особое внимание, отмечая ее красоту. Большинство деталей костюма сохранено в музеях Эстонии и Финляндии. Поэтому есть возможность его восстановить. Интересна водская женская одежда и тем, что в ней очень важны были различия по возрастным группам. У соседних народов в XVIII веке таких различий уже почти не было. Данные об одежде в XIX веке отрывочны. По видимому, традиционные русские формы одежды стали очень быстро вытеснять старинный костюм води: появились косоклинные, затем прямые сарафаны, головные уборы типа сороки, повойники и т.д. Однако существовала четкая терминологическая разница между прежним национальным костюмом и новой одеждой: одежды, сотканные дома называли «сыват», а одежду новых форм из покупной ткани – «эхтээт». ХХ век привнес в деревни води городской костюм, но некоторые элементы старинной традиционной одежды еще хранятся у пожилых людей, и важно выявить и сберечь их хотя бы для музеев. Использованные источники: 1. Водь // Финно–угры и балты в эпоху средневековья / отв. ред. тома В.В. Седов, д–р ист. наук ; под общей ред. акад. Б.А. Рыбакова.–М.: Изд-во «Наука», 1987.–С.34–42.–(Археология СССР). 2. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71-88; 79–82. 3. Прыткова Н.Ф. Одежда ижор и води // Западнофинский сборник. [Вып.] 16. Труды комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран / АН СССР. – Л. : Издательство Академии наук СССР, 1930. – С. 306–340. 4. Рябинин Е.А. Водь // Природа. – 1992. – № 3. – С. 78-86. 5. сайт http://www.vatland.ru (04.04.2008). 6. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008) | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Пища (водь) | |
Рубрики | |
Значительную часть традиционного рациона питания составлял кислый ржаной хлеб, различные каши (ячменная, ржаная), репа, со второй половины XIX в. – картофель. Из овса готовили толокно. Были широко распространены кисели; молочные продукты (простокваша, творог). В праздничные дни готовили пироги, плоские ячменные лепешки («иивакко»), мясные блюда. Наиболее распространенным напитком являлось пиво. Использованные источники: сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008) | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Поселения и жилище (водь) | |
Рубрики | |
Большая часть водских земель раскинулась на Ижорском плато, поднимающимся между Нарвой и Санкт-Петербургом на высоту до 150 метров над уровнем моря. На краю плато и находился центр водской земли - деревня Котлы, к северу от которой глинт круто обрывается, давая место широкой низменности, покрытой густыми лесами. Еще в XVIII веке отмечалось, что водь любит «жить на открытом воздухе и совместно». Это стремление к некоторой скученности сохранилось и до середины ХХ века: дома были поставлены тесно, деревни не имели строгого плана, хотя в некоторых больших деревнях, например в Котлах, по примеру русских можно было наблюдать развитие уличной планировки. Древним жилищем води являлась рига подобная эстонской жилой риге. В такой постройке жилое помещение и помещение для просушки снопов (собственно рига) были объединены под одной крышей. На бытование в древности такого типа жилища указывает и тот факт, что слово «рихи» обозначало в водском языке жилой дом вообще. В XIX в. так же как и у соседних этнических общностей – ижоры, ингерманландских финнов, русских – жилой постройкой являлась изба. Дома и хозяйственные постройки строили, как правило, из бревен. При строительстве дворов часто использовали местный камень. Были распространены дома, состоящие из двух изб, соединенных сенями, а также пятистенки. Крыши были стропильной конструкции двускатные, покрытые соломой или дранкой. В большинстве домов были русские печи или печи с подвесным котлом, характерные для прибалтийско-финских народов. К хозяйственным постройкам относились клети, бани, риги. В водском доме в прежние времена бытовали своеобразные традиции внутреннего разделения жилого помещения, размещения гостей и членов семьи. Часть комнаты у дверей – место, где происходил как бы отбор гостей; войти дальше в избу без разрешения хозяев никто не мог. Люди «незначительные» там и оставались, а родственники или важное лицо (особенно мужчину) приглашали садиться на заднюю скамейку (у стенки напротив входа). Разграничительным знаком при приеме гостей была балка, несущая потолок ( в русской избе – «матица»). Стол в доме занимал в зависимости от событий различное положение: в будние дни, в дни похорон и поминок он стоял у конца боковой скамейки, которую считали скамейкой умершего, в дни свадеб стол стоял перед задней скамейкой. В основном за столом ели только мужчины, женщины ели в другом месте, например у очага. Порой ели в три приема: сначала мужчины, потом женщины, следом дети. Передний угол избы по диагонали от печи назывался «юмаланурк»(а)» – («божий угол»). Там располагался особый шкафчик «коло», в котором хранили иконы, туда же клали вербы и яйца, ветки троициных берез и клочек сена Иванова дня – ими окуривались для выздоровления. Использованные источники: 1. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71-88; 82–84. 2. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008) | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
После венчания | |
Рубрики | |
После венчания жених и невеста возвращались каждый в свой дом и там устраивали вечеринки. На следующий день к вечеру, когда жених приезжал к тестю, невесту отводили в соседнюю комнату. Там женщины при сильном плаче и крике обстригали невесте волосы, которые тут же сжигали или чаще отдавали жениху, он хранил их и, если жена умирала раньше его, клал ей в гроб. По приходе молодых в дом жениха в сенях с молодой снимали фату, а она подавала свекру и свекрови ведро с водой для мытья рук и дарила им подарки. Войдя в избу, молодая угощала родителей жениха пивом, те, выпив, клали деньги в пустые кружки, а свекровь хлебом благословляла новобрачных. Затем все приехавшие с невестой гости садились за стол, молодые же стояли, а после отъезда гостей ужинали в особой комнате. На ночь мать и родня отводили их в нетопленую баню или хлев. Утром молодая сразу же начинала мыть посуду. Потом она трижды набирала воду в ручье, которым пользовалась семья мужа, а его родня все три раза опрокидывала ведра ногами. В тот же день родители молодой опять приезжали в дом ее мужа, гостили там сутки, а потом всех звали к себе домой. XX век донес до нас немало прекрасных свадебных водских песен. Вот перевод одной из них, ее пели после свадьбы родственники невесты жениху: Ой, зять, зять, братец. Сумел взять, сумей держать; Не учи на улице, Не секи на полосе — Деревни пахари увидят, Боронящие догадаются. Учи в своем доме, В избе четырехугольной; Возьми соломинку из кучи, Нить из веретена матери — Соломка будет кнутовищем, Нить вытяни кнутом; Этим секи свое яблочко, Нашу сестру. 1. Конькова О.И. Водь //Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В.Чистов. – СПб.: Лениздат, 1992. – С. 85-86. 2. Сайт vod.org.ua/index.php?t=47 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Ремесла, промыслы (водь) | |
Рубрики | |
Неземледельческие промыслы, ремесла и занятия Водской земли отличались большим разнообразием. В Водской земле древний кузнечный промысел не только отделился в ряде случаев от сельского хозяйства, но, соединяя в себе первоначально все процессы от добычи руды до готового изделия, выделил к концу XV века в особые промыслы: добычу руды, выплавку железа, изготовление изделий из него или собственно кузнечное дело. При рассмотрении других, неземледельческих занятий Водской земли можно отметить, что в районе преимущественного развития промыслов по обработке льна изготовление берд выделялось в особую специальность, создав профессию бердников. Гончарное дело является, как известно, одним из тех производств, которое раньше всего выделяется в ремесло, но следует отметить скудость сведений писцовой книги в этом отношении. «Портные» мастера, являющиеся в городах ремесленниками, в деревнях вели крестьянское хозяйство. Они оставались крестьянами, портняжничество же являлось для них подсобным занятием. Чисто крестьянскими промыслами являлось изготовление ведер и решет. Все ведерники и решетники сидели на пашне и платили обычный крестьянский оброк. Наконец, можно указать еще одну профессию, связанную с удовлетворением культурных запросов на селе - скоморошество. Существование многих крестьянских промыслов и занятий с работой на вотчинника и возникло и развилось из нужд боярского двора. На такую связь указывает наличие среди крестьян скорохода и пивоваров. В XVIII - XIX вв. в основном были распространены различные отхожие промыслы. Крестьяне уходили на заработки в Петербург или Нарву. Наиболее прибыльным занятием считался извоз. Также нанимались на различные сельскохозяйственные работы. К сожалению, нет возможности судить о том, насколько широко эти промыслы были распространены, а те сведения, которые почерпнуты из писцовой книги, не отражают всей широты спектра ремесел и промыслов населения Водской земли. 1. Водь // Финно-угры и балты в эпоху средневековья / Под общ. ред. Г.А.Рыбакова. – М. : Изд-во «Наука», 1987. – С. 34-42. – (Археология СССР). 2. Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорская земли Новгородского государства //Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б.Д.Греков. – [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940. – С. 100-148. 3. Народы мира: ист. – этногр. справ. / гл. ред. Ю.В.Бромлей. – М. : Сов. Энциклопедия. – 1988. – С. 125-126. 4. Сайт vod.org.ua/index.php?t=26 | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Свадьба (водь) | |
Рубрики | |
Отец невесты сажает за стол свата и свою родню. Сват сидит при этом в Божьем углу за столом, жених напротив, рядом с дверью. Невеста сидит в другой комнате с девушками. Сват наливает вина, дает отцу невесты со словами: «Выпей, теперь будем нового рода». Отец девушки берёт левой рукой из руки свата стакан с вином. Возьмёт в правую руку из левой руки и повернётся в сторону Божьего угла, перекрестится и скажет: "Ну, теперь да поможет Бог, дай Бог счастья и умения друг друга слышать и любить. Потом называет свата "родственником", а жениха "зятем": "Здорово пить, родственник и зять". Потом сват нальёт матери. Мать уже плачет и такие же самые слова говорит: "Дайте, Боже, здоровья, счастья, да доли друг друга любить и слушать, старшим быть хорошими, слушать и любить старших". Потом тоже крестится и пьёт стакан вина. Сват дает жениху стакан вина. Жених возьмёт в руку, пьёт и идёт прочь; домой, если дом близко, а если далеко, то здесь в коридоре или в другой комнате сидит. Как жених возьмёт стакан в руки, тогда девушки возьмут печные заслонки в руки, идут к жениху, бьют по заслонкам палками и начинают петь. Выходят на улицу, стучат палками по заслонкам, поют песни и идут по деревне. В деревне все спят, а как услышат, некоторые придут смотреть и вином угощаться. Сват раздаёт вино родственникам невесты, потом деревенским мужикам и все желающим. Девушки возвращаются. Спросят у свата: "А нам бутыль вина!" Сват даст им бутыль вина. Девушки возьмут вдвоём и отнесут в другую комнату, дадут невесте в руки. Молодая возьмёт рюмку и станет раздавать девушкам, первую рюмку пьет сама. Если девушка не хочет взять вина, тогда невеста говорит: "Возьми, возьми! Или не хочешь шить прийти, как не возьмёшь вина". Тогда девушка немного попробует. Родственники девушки договариваются о свадьбе со сватом и женихом, просят Бога помочь согласием и обычаем. Девушки несут пустую бутыль, завязанную поясом за горлышко, и дают вдвоем свату через стол, говоря: "Вперёд не забывайте нас!" Сват спросит у девушек: " Что за причина есть вам второй раз прийти"? Девушки: "Когда второй раз к нам придёте, тогда будете большего рода, теперь принесите большую бутыль вина, хороший большой пирог, как стол, потом принесите фунт мыла, два фунта печенья, большой пряник, как дверь, носок и кольца, каждой девушке кольцо". Придя к невесте, говорят: "Теперь всё сосчитали, что надо" Потом они на Табакад придут. Затем гонят свата из комнаты: "Идите прочь! Идите прочь! Невеста хочет плакать в голос, да вас стесняется". Сваты говорят: "Идём, идём. Слава Богу, наконец, достали невесту, теперь мы пойдём с хорошим настроением прочь". Кто любит шутить – идет на чердак, возьмёт лошадиный хомут в руки, и когда сват будет уходить, бросит хомут ему на шею. Сват ржёт в хорошем настроении, как лошадь, бежит по коридору на улицу, бросит хомут на землю на улице, идёт домой и сам себе приговаривает: "Слава Богу, наконец, достали, что надо, мы другого и не хотим". Невеста плачет, идёт из комнаты в комнату, плачет в голос тихонько. Сначала ищет отца, плача, среди народа; идёт и всё смотрит, где отец. Когда находит, то садится рядом с отцом, начинает причитать. Отец говорит: "Не плачь, не плачь, моя дочь, что сделаешь, раз надо идти расставаться друг с другом. После девушка ищет мать, плачет матери: "Матушка, белая моя, светлая". Мать плачет дочери голосом в ответ. Потом идёт к старшему брату, плачет для него. Если брат женат, плачет и жене брата, потом плачет сестре, крёстной матери, крёстному отцу, дяде и тёте и всем родственникам, потом плачет всему деревенскому народу. Идёт во двор под окно, стоит и кланяется, - большей частью в сторону церкви. На улице плачет деревенской улице, всему миру плачет. 1. Конькова О.И. Водь //Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В.Чистов. – СПб.: Лениздат, 1992. – С. 85-86. 2. Сайт vod.org.ua/index.php?t=47 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Сватовство (водь) | |
Рубрики | |
Для води была характерна полная свобода сговора девушки и парня, родителям объявляли о свадьбе только после взаимного соглашения. Девушки с парнями ходят спать в сарай. Спали парами и спали артелью. Затем парень спрашивает у девушки, согласна ли она выйти за него замуж, заручается её согласием и предупреждает о приходе сватов. Утром они идут из сарая каждый в свой дом. Парень объявляет родителям о своем желании жениться. Девушка дома ничего не говорит о предстоящем сватовстве, а парень, придя домой, сообщает о своем намерении жениться отцу или матери и слушает, что скажут отец с матерью. Мать, если согласна на женитьбу сына, интересуется именем невесты. Выяснив, кого сын хочет взять в жены, определяют дату свадьбы. Затем сын говорит о женитьбе отцу, тот отвечает: «Если хочешь, тогда женись. Однажды надо сделать такой шаг. Иди, спроси у дяди или крестного, который из них хочет идти сватать. Пускай идет с Богом!» Парень просит дядю или крестного сходить за молодкой. Парень с просьбой о сватовстве обращается поочередно к дяде и крестному. Тему, кто согласен или может идти свататься, сообщает имя невесты и день свадьбы и уходит домой. Дядя или крестный идут сватать невесту. Придя в дом отца невесты, сват здоровается, задевает ногой ухватки и вытаскивает их на пол, садится на скамью. Отец невесты интересуется причиной прихода. Сват на это отвечает заковыристыми словами: «У вас есть яблоня на продажу. Мы хотим купить и посадить в своем саду». Отец невесты понимает, что пришли сватать его дочь и отвечает: «Я не хочу отдавать её замуж перед летом, у меня не хватает рабочих рук». Тогда крестный спрашивает девушку: «Как ты теперь думаешь? Будешь выходить замуж?». Та отвечает: «Один раз выходить замуж нужно», тогда крестный спрашивает, можно ли придти завтра еще раз, девушка отвечает согласием. Крестный идет к парню, говорит, что завтра звали обратно. Парень вместе с крестным идет свататься еще раз. Отец девушки сердится и начинает ругаться, что вчера отказал, потому что некому летом работу делать. Крестный просит позвать девушку. Отец зовет дочь и спрашивает у нее, хочет ли она идти замуж. Та опять отвечает: «Один раз надо идти замуж». Отец отвечает: «Ну, пойдешь, так иди. Силком мне тебя не удержать». Крестный отвечает: «Теперь принесут вина, покрестятся богу и дадут платок». Невеста дает платок. Крестный идет за вином. Девушка идет звать своих родственников и некоторых соседей: «Приходите вина пить, я стану давать платок». Когда её спрашивают, идет ли она замуж, она опять отвечает: «Ведь раз надо идти». Приглашенные благодарят за приглашение и выражают желание увидеть жениха. Девушка отвечает: «Приходите! Приходите!». Пришли все родственники. Невеста идет, берет из кирсту платок, дает отцу или матери в руки. Крестятся Богу, отдают платок жениху, тот дает матери рубль. Жених платком вытирает матери невесты рот, затем свой, они целуются. 1. Конькова О.И. Водь //Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В.Чистов. – СПб.: Лениздат, 1992. – С. 85-86. 2. Сайт vod.org.ua/index.php?t=47 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Фольклор (водь) | |
Рубрики | |
Водский язык никогда не был письменным, но существовала богатейшая устная традиция. Еще в середине XIX века финские фольклористы открыли на этих землях поистине клад песенной культуры. И хотя об эпической поэзии води данных нет, в течении более чем столетия удалось записать немало водских свадебных и лирических песен, причитаний и заговоров. Так, еще Элиас Лённрот, всемирно известный собиратель фольклора и составитель «Калевалы», только от одной жительницы деревни Котлы Кингисеппского района узнал 29 свадебных песен. Исполнение песен часто сопровождалось игрой на кантеле – музыкальном инструменте, широко распространенном у многих прибалтийско-финских народов и сходном с русскими гуслями. Были широко распространены свадебные причитания. 1. Конькова О.И. Водь //Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В.Чистов. – СПб.: Лениздат, 1992. – С. 78. 2. Сайт vod.org.ua/index.php?t=26 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Численность (водь) | |
Рубрики | |
По материалам П.И. Кёппена в 1848 г. численность води составляла 5148 человек. По материалам переписи 1897 г. сведения о численности води отсутствуют. По переписи 1920 г. – около 1000 человек. По переписи 1926 г. – около 500 человек. В настоящее время по приблизительным оценкам – менее 100 человек. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Этническая история. Территория расселения (водь) | |
Рубрики | |
Водь - древнейшее известное нам население северо–запада Ленинградской области. Археологические находки и данные лингвистики указывают на то, что формирование води относится к I тыс. н. э., когда произошло отделение води от древнеэстонских племен. Со второй половины I тыс. н.э. начинаются контакты води и славян. В русских летописях водь впервые упоминается под 1069 г. Исследователи выделяют три группы води: северо-западную, к которой принадлежит сохранившееся водское население; ассимилированные северо-восточную (расселялась в окрестностях Копорья) и южную (окрестности г. Гдова, Псковская обл.). Исторические сведения о води очень скудны. Поскольку водь жила на окраинах новгородских владений, летописи обходят ее историю молчанием, отмечая только наиболее значительные события – бедствия, войны. По ним можно представить лишь некоторые стороны жизни средневековых вожан. Особенно часто водь упоминается при описании военных столкновений, затрагивающих интересы Древнего Новгорода. Территория, названная в летописях Водской землей, была основной частью владений Новгорода на северо-западе. В 1478 году, когда Новгород был покорен Иваном III и все новгородские владения разделены на пятины, одна из пятин стала называться Водской, хотя ее границы выходили далеко за пределы древней Водской земли, захватывая даже Карелию. Так территория расселения води вошла в состав Русского централизованного государства. Водь являлась особой волостью Новгородского государства. Однако эта волость не была волостью – колонией, а представляла собой одну из частей самого государства. Она выполняла чрезвычайно важные обязанности, обусловленные географическим положением, являясь форпостом борьбы Новгорода за независимость. Водские земли находились на границе новгородских земель и Тевтонского ордена и были ареной вооруженных столкновений. В середине XV века немецкие рыцари угнали большую группу води на территорию Латвии в район г. Бауска, где вплоть до середины XIX века сохранялась группа их потомков, известная под этнонимом кревинги. В 1617 году, когда по Столбовскому миру северо-западная часть русских земель временно отошла к Швеции, название «Водская земля» было забыто, а эта территория получила название «Ингерманландия». Часть води была ассимилирована финнами. К этому времени относятся шведские описи деревень и уникальные, большей частью не опубликованные, официальные документы из ингерманландского архива в Швеции. В 1943 г. водь как и остальное финноязычное население территории, оккупированной немецкими войсками, была вывезена в Финляндию. По возвращению в СССР в 1944–1945 гг. и до середины 1950-х гг. существовали ограничения на расселение в местах прежнего проживания. На рубеже XIX–XX вв. водь населяла западную часть современной Ленинградской области (Кингисеппский р-н) – окрестности д. Котлы и нижнее течение реки Луги. В настоящее время водь проживает в нескольких деревнях в низовьях р. Луги. Использованные источники: 1. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008) 2. Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорские земли Новгородского государства // Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б.Д. Греков. – [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940. – С. 100–148; 110–111. 3. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71-88; 71–74. 4. Народы мира : ист. – этногр. справ. / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М. : Сов. энциклопедия. – 1988. – С. 125–126. 5. Рябинин Е.А. Водь // Природа. – 1992. – № 3. – С. 78-86. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Язык. Письменность (водь) | |
Рубрики | |
Водский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи, наиболее близок к северо-восточному диалекту эстонского. В настоящее время водский язык знают лишь некоторые люди старшего поколения. Язык бесписьменный. Открытие води и водского языка для российского читателя принадлежит нарвскому пастору Фр.-Л. Трефурту, чье сообщение о чуди, т.е. води, с изображением женского костюма появилось в 1783 году. Трефурт описал целый ряд обычаев и верований води в деревне Котлы (Каттила) (Кингисеппский р-н), привел некоторые образцы водского языка. Насколько неизвестен был этот язык в конце XVIII века, свидетельствует одно письмо Екатерины II, где водь копорских деревень названа «варягами». Со статьи Трефурта начинается трехвековая дискуссия о происхождении води и водского языка. Одни исследователи утверждали, что водский язык – диалект эстонского, а водь – недавние эстонцы, другие отстаивали независимое древнее происхождение води. Водский язык основательно исследован лингвистами. Наиболее крупный вклад в его изучение внес эстонский ученый П.А. Аристе (Ariste P.). На протяжении многих столетий водь находилась в постоянном общении с русскими. Уже с давних пор она усваивала русский язык, обряды и обычаи и постепенно забывала свой говор. Общая с русским населением религия облегчала возможность смешанных браков и ускоряла процесс обрусения. С появлением же сельских школ, где преподавание велось на русском языке, обрусение води пошло еще быстрее. Но все же русский язык оказал сравнительно меньше влияния на говор води, чем это можно было бы предположить. Из русского языка водь заимствовала много слов, но фонетически оказалась под влиянием родственных по языку соседей: ижор, эстов, эурэмейсет, савакот. Эти соседи окружают водь с востока. запада и севера. Водская речь не во всех местах одинакова. В основном водский говор можно делить на два: восточный, образовавшийся под влиянием эурэмейсет и савакот. Этот говор лучше всего сохранился в деревне Ице(и)пино (Кингисеппский р-н). Все остальные деревни относятся к западному говору, который подвергся влиянию ижор. Особняком между финскими селениями и обрусевшей водью, стоит деревня Куровицы (Кингисеппский р-н). Она утратила многое из своего говора, значительно сблизилась с говором прилужских финнов и потому приняла тот своеобразный вид, который имеется налицо. Использованные источники: 1. сайт http://vadjamaa/narod.ru (03.04.2008) : карта. 2. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008) 3. Водь // Финно–угры и балты в эпоху средневековья / отв. ред. тома В.В. Седов, д–р ист. наук ; под общей ред. акад. Б.А. Рыбакова. – М. : Изд-во «Наука», 1987. – С. 34–42; 34–35. – (Археология СССР). 4. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71–88; 74–75. 5. Ленсу Я.Я. Материалы по говорам води // Западнофинский сборник. [Вып.] 16. Труды комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран / АН СССР. – Л. : Издательство Академии наук СССР, 1930. – С. 201–203. | |
Тематические группировки | |
подробнее… |