Библиография
/
Народы мира : ист. – этногр. справ. / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М. : Сов. энциклопедия. – 1988.
Вероисповедание (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
По вероисповеданию финны-ингерманландцы традиционно относятся к лютеранской церкви, однако часть из них придерживается православной веры. Хотя, по условиям Столбовского мира, жителям отошедших к Швеции территорий было предоставлено право свободного выбора вероисповедания, шведы стали проводить насильственное обращение в евангелистскую веру, под влиянием чего православное население, среди которых большое количество води и ижорцев, массово бежало во внутренние области России. В 1655 г. в Ингерманландии уже действовало 58 религиозных евангелистских общин с 36 церквями и 42 священниками. Лютеранские приходы, созданные при шведском владычестве, продолжали действовать и в XVIII в. В середине столетия к ним прибавлялись возникавшие на окраинах капелланские общины, которые в первое время не имели самостоятельности, но постепенно по мере роста благосостояния, тоже становились самостоятельными. К началу советского периода в Ингерманландии насчитывалось 34 финских лютеранских прихода, в них числилось около 120 тыс. прихожан. При Священном Синоде, который с 1721 г. начал управлять Русской православной церковью, был образован, без долгих проволочек «консисториальный отдел юридической коллегии по делам иноверцев» (своего рода церковное правление), под властью которого с 1734 г. оказались дела лютеранской церкви Ингерманландии. Пока этим учреждением руководили авторитетные священнослужители из петербургских немцев, лютеранские приходы в Ингерманландии особых затруднений не испытывали. В 1820 г. они получили даже своего епископа Сакари Сюгнеуса - младшего из Порвоо, который прослужил в Петербурге с 1820 по 1830 г. В настоящее время финны-ингерманландцы переживают эпоху пробуждения национального самосознания. Возродились вновь восстановленные общественные и религиозные организации, которые раньше играли столь значительную роль в сохранении чувства своей национальной принадлежности у финнов-ингерманландцев. В наше время в Ингерманландии действуют 15 евангелистских общин. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
День Ивана Купалы (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Одним из главных национальных праздников финнов-ингерманландцев является летний праздник Дня Ивана Купалы. Все обряды этого праздника направлены на победу сил плодородия и жизни. Иванов день сохранил свои языческие черты с древнейших времен до наших дней и широко отмечается и сейчас. Дата проведения праздника привязывается к ночи с 24 на 25 июня – к самой короткой ночи в северных широтах. Важным моментом праздника являлось зажигание священного костра «КОККО» - орла. В костре должны были сгореть старые бороны – суковатки, развалившиеся лодки и прочее. Все это специально привозилось издалека, даже если рядом было достаточно дров. Все отслужившие свое предметы складывались в кучу, вокруг них ставились длинные жерди, концы которых соединялись так, чтобы образовывался огромный конус. «Кокко» разжигали вскоре после захода солнца. Дети парни плясали вокруг костра, к ним присоединялся кое-кто из стариков. Старшие люди пели руны, а кто-то стрелял в воздух. В старину, как известно, в костер складывали старые луки и стрелы, а ныне кладут поломанные оружейные приклады. По представлениям финнов «кокко» - орел поднимается выше всех птиц. Накануне Иванова дня парни наряжались привидениями и пугали девушек. По воспоминаниям старожилов, в Токсово в Иванов день зажигали смоляные бочки на высоких шестах, которые устанавливали молодые парни. В деревне Коростовицы, приход Молосковицы Волосовского района жгут до сих пор старую автомобильную покрышку на огромной березе, в празднике участвуют с русские и финны. Библиография: 1. http://www.inkpulp.narod.ru 2. http://www.spbumag.nw/ru/2005/12/13.shtml 3. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482. 4. Сарессало Л. Ингерманландия : рассказ о народах и культуре Ингерманландии / 66 изд. музеев г. Тампере. – Тампере ; СПб., 2003. – С. 41. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Древняя форма свадьбы (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Еще сохранилась древняя форма свадьбы, символизирующая заключение союза двух родов: жениха и невесты. Часть обрядов была направлена на защиту невесты от злых духов: при переезде в дом жениха ей закрывали лицо покрывалом, в повозку брали нож. На свадьбе невесту передавали из положения незамужней девушки в положение замужней женщины. Свадьба – это как бы большое театральное песенное представление, где наряду с юмором и игрой было много серьезного. Между родственниками жениха и невесты велся песенный диалог, в котором каждая противоположная сторона как хвалила, так и хулила то жениха, то невесту. Свадебный праздничный стол в первую очередь состоял из похлебок: ухи, щей, горохового и картофельного супов. Из каш наряду с ячменной подавались также гречневая и рисовая. На праздничном столе обязательно должно было быть мясо различных сортов как вареное, так и жареное, рыба, в том числе и покупная селедка. Богатые финские крестьяне привозили из города к праздничному столу колбасы и вина, подавалось и традиционное пиво домашнего приготовления. Библиография: 1. http:/www.edu.sbor.net/sbor2005/r3/razd3.html 2. http://vottovaara.ru/karelia/etnos/material.html 3. http:/www/finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_ 4. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482. 5. Прибалтийско–финские народы России / отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2003. – 671 с. : ил. – (Народы и культуры). –Из содерж.: Российские финны. Гл.1. Финны-ингерманландцы. Хозяйственные занятия и материальная культура: с. 501-502; 508-513. 6. Сарессало Л. Ингерманландия : рассказ о народах и культуре Ингерманландии / 66 изд. музеев г. Тампере. – Тампере ; СПб., 2003. – С. 24. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Жилище. Поселения (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Существует ряд работ, где сделана попытка выяснения общего соотношения региональных, локальных и этнических традиций в жилище русского и прибалтийско-финского населения Ленинградской области. Были проведены исследования жилищ ингерманландских финнов Кировский, Всеволожский, Тосненский, Гатчинский, Ломоносовский, Волосовский. Кингисеппский районов. Планировка финских деревень не имела этноспецифических черт. Чаще всего в центре крупных деревень располагались лютеранские церкви. Строились прогоны для скота с плотными изгородями по обеим сторонам. Двор для скота огораживался строениями с четырех сторон. Гумна и бани из пожароопасных соображений, как было предписано законом, строили подальше от жилых домов. Преобладали изгороди из косых жердей. Ставились мельницы, высотой до 10-12 метров. Круглые ветряные мельницы, сложенные из камня, ставились основательно. В основном бытовала однорядная связь дома и двора, реже – двухрядная. В Кингисеппском и Ломоносовском районах встречалась также Г-образная связь, в Кингисеппском и Кировском районах зафиксировано двухрядное расположение дома и двора: двор стоит рядом с домом, на некотором расстоянии от него. Были широко распространены двухчастные дома, дома с трехчастной связью и пятистенки с поперечной пятой стеной. Дома в основном ставили на низком, реже – на среднем подклете, преимущественно бытовала западно-русская планировка избы – дворы были одноэтажные, как крытые так и полузакрытые, продольные, поперечной и П-образной планировки. Двор состоял из собственно крытого двора и хлева. В полузакрытом дворе был внутренний закрытый дворик. Сено хранили в отдельно стоящих сенных сараях. В Кингисеппском районе в одноэтажном дворе выделялись сенники. Усадьба делилась на следующие составные части: дом и крытый двор, открытый двор рядом с ними (при П- образной связи дома и двора открытый двор был внутри последнего), позади огород. На усадьбе стояли амбар, баня и сенной сарай; рига с гумном находились вне её. Дома ставили как без фундамента (камни под углы), так и на фундаменте. В Кингисеппском районе широко бытовали каменные фундаменты, скрепленные гашеной известью. Бревна стен рубили в угол и «в чистый угол», между ними прокладывали мох или паклю. Полы делали одинарные, изредка двойные, их стлали на балках, врубленных в стены. Потолки делали на балках, расположенных параллельно, реже – перпендикулярно узкой стене дома; их утепляли глиной, мхом, землей. Крыши были двухскатные, стропильной конструкции; их крыли соломой с снопиках, реже – в натруску, а также дранкой. Жилище состояло из одного жилого помещения и холодных сеней. Долго сохранялись курные печи. Печи были духовые (по типу русской печи), но ставились на каменном опечье. Над шестком устраивался подвесной котел. С усовершенствованием печи и появлением дымохода стали характерными пирамидальные колпаки над шестком, в который встраивалась плита с подтопком. В избе делались неподвижные лавки вдоль стен, на них сидели и спали. Детская колыбель была подвесной. Встречались дома, где в центре располагались передняя, правая жилая часть дома была с печным отоплением, а левая была изба по-черному. В дальнейшем жилище развивалось в трехкамерную постройку. При постановке жилища торцом к улице передняя изба была зимней, а задняя служила летним жилищем. Библиография: 1. www/hrono.ru/etnosy/ingerman.html 2. http:/www/finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_ 3. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482. 4. Прибалтийско–финские народы России / отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2003. – 671 с. : ил. – (Народы и культуры). – Из содерж.: Российские финны. Гл.1. Финны-ингерманландцы. – Хозяйственные занятия и материальная культура: с. 492- 508. 5. Прибалтийско–финские народы России / отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2003. – 671 с. : ил. – (Народы и культуры). –Из содерж.: Российские финны. Гл. 1. Финны-ингерманландцы. – Хозяйственные занятия и материальная культура. – Поселения. Жилище : с. 497-501. 6. Ушаков Н.В. Жилище Ленинградской, Архангельской и Вологодской областей // Русский север: к проблеме локальных групп / Ред.- сост. Т.А.Бернштам; РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). – СПб., 1995. – С. 177-207. 7. Ушаков Н.В. Жилище Санкт-Петербургской губернии начала XX века. – СПб.: МАЭ РАН, 2004. – 152 с.; ил. – Библиогр.: с. 141-144. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Иванов день (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Верования у финнов-ингерманландцев связаны с пасхальной ночью и ночью на Ивана Купалу. В ночь на Иванов день обычно предсказывают будущее. С этой целью следует подняться на крышу трижды перемещенного дома, либо на камень, который никогда не сдвигали с места. Полагалось сидеть там неподвижно и ждать видений, по которым затем предсказывали будущее: если виделись детушки – к ожиданию любимого, если старые женщины – к благоприятному году для коров и скота. Но чтобы ведьмы и злые духи не помешали делу, нужно накануне вечером с псалтырем в руках десять раз обойти дом или камень против солнца. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Изучение народного искусства (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Вопросами изучения народного искусства в Ленинградской области занимаются сотрудники Государственного Русского музея уже в течении 80 лет. Нельзя не отметить, что ученые уделяли внимание изучению народного искусства и этнографии как русских, так и финно-угорских групп, издавна живущих на территории Ленинградской области. В 20-30 годы прошлого века были исследованы этнические группы финского населения в современных Кингисеппском, Ломоносовском, Гатчинском, Волосовском районах. Собраны немалые коллекции одежды, утвари, орудий земледелия и рыболовства. Эту работу проводили в 1925-29 гг. Д. А. Золотарев и Н. Ф. Прыткова. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Ингерманландский певческий праздник | |
Рубрики | |
В XIX веке древний народный обычай трансформировался в Певческий праздник, который стал символизировать единение народа. В 1899 году в поселке Пудость прошел первый общефиннский (ингерманландский) Певческий праздник. Последний перед репрессиями праздник прошел 1926 г. в Мариенбурге. Возрождение национальных традиций в Ингрии началось только в 1989 году, когда прошел певческий праздник в деревне Колтуши Всеволожского района. Много лет прадник проходил на горе Кирхгоф, в окрестностях Туутари (станция Можайская). Юбилейный праздник прошел в 1999 году в деревне Скворицы Гатчинского района. Праздник проходит по одному и тому же сценарию: сначала пастор читает проповедь, прихожане поют псалмы, исполняется национальный гимн «Nouse Inkere», поднимается национальный флаг, потом начинают выступать самодеятельные артисты. Они представляют разные приходы Ингрии и одеты в национальные костюмы. В 18.00 разжигают костер «кокко», три раза обходят его, взявшись за руки. Если костер падает – это плохая примета. У ингерманландцев считается, что в этот день всегда стоит хорошая погода, так как Бог не забывает свой маленький народ. Иногда устраивают спортивные состязания, но не по национальным видам спорта. Для детей делается площадка, где проходят детские конкурсы. Продаются сувениры и поделки народных мастеров. На праздник Иванов день приезжают ингерманландцы из Эстонии, Швеции, Финляндии. В странах Балтии Иванов день – выходной. Библиография: 1. http://www.inkpulp.narod.ru 2. http://www.spbumag.nw/ru/2005/12/13.shtml 3. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482. 4. Сарессало Л. Ингерманландия : рассказ о народах и культуре Ингерманландии / 66 изд. музеев г. Тампере. – Тампере ; СПб., 2003. – С. 41. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
История финнов-ингерманландцев | |
Рубрики | |
Ижорская земля (по-шведски Ingermanland (Ингерманланд), по-русски Ингерманландия) - это территория площадью примерно в 15 тыс. кв. км, лежавшую по обоим берегам Невы между Ладожским озером и Финским заливом. Она получила свое название от левого притока Невы реки Ижоры (по-фински Inkeri). Ингерманландия уже почти три столетия не является административной единицей. С 1710 г. официальное название этой территории - Санкт-Петербургская губерния, с 1927 г. и до настоящего времени – Ленинградская область. Вследствие ее выгодного стратегического расположения на Ингерманландию претендовали многие большие державы. Почти не было столетия, чтобы ее не разоряли шведские или русские войска, уничтожая живущих там финнов. Часть Ингерманландии разделили между шведской знатью в качестве пленных земель-феодов. Новые феодалы-землевладельцы переселили на свои новые уделы крестьян из прежних поместий, часть из которых была выслана туда в наказание, кроме этого, шёл процесс спонтанного переселения жителей восточных финских провинций Швеции в эту славившуюся своими плодородными землями провинцию. Финские переселенцы в 1656 г. составили 41,1 % населения; в 1671 г. - 56,9 %; а в 1695 - уже 73,8%. Финские колонисты прибывали сначала из прихода Яуряпяя (Эуряпяя), занимавшего северо-западную часть Карельского перешейка, а также из соседних с ним приходов Яэски, Лапес, Рантасальми и Кякисальми (Кексгольм), именовались эвримейсет, т. е. люди из Эуряпяя. Одна часть эвримейсет заняла ближайшие юго-восточные части Карельского перешейка, другая расселилась на южном побережье Финского залива между Стрельной и низовьями р. Коваши. Ещё одна значительная группа эвримейсет жила на левом берегу р. Тосны и ок. Дудергофа. Группа переселенцев из земли Саво (провинции Саволакс) известна под названием савакот. В качестве третьей, обособленной группы финского населения нужно отметить финнов Куземкино (Нарвуси), проживающих между реками Нарва и Луга. Со временем различия между группами стёрлись, и образовалось единое ингерманландско-финское население (инкери), которое постоянно увеличивалось и обновлялось за счёт свежего притока прибывавших из Финляндии переселенцев. В результате Северной войны 1700-1721 гг. Ингерманландия была возвращена России, что решающим образом изменило положение ингерманландских финнов, сделав их подданными государства с чуждой культурой. В период после Октябрьской революции началось физическое истребление ингерманландских финнов. В начале 30-х гг. с первой волной спецпереселенцев, отправленных в ссылку в связи с событиями коллективизации, согласно некоторым оценкам, были насильственно депортированы из мест постоянного проживания около 18 тыс. чел. В 1935-1936 гг. под предлогом расширения пограничной нейтральной полосы из Северной Ингерманландии выселили 27 тыс. чел. К концу 30-х гг. из Ингерманландии было сослано примерно 50 тыс. чел., они рассеялись на территориях от Кольского полуострова до Дальнего Востока и Сахалина. Во время Великой Отечественной войны блокадное кольцо вокруг Ленинграда разделило надвое населённые финнами-ингерманландцами районы. Большинство финнов-ингерманландцев оказалось на оккупированных немцами территориях. В результате немецко-финских переговоров они получили возможность переселяться на жительство в Финляндию. В три потока в Финляндию было эвакуировано в общей сложности 62 848 финнов-ингерманландцев. Параграф 10 подписанного 19 сентября 1944 г. советско-финского соглашения о прекращении военных действий стал для финнов-ингерманландцев окончательным. На основании этого параграфа все ранее эвакуированные в Финляндию ингерманландцы должны были быть выданы финскими властями Советскому Союзу. Финляндия передала Советскому Союзу почти 55 тыс. финнов-ингерманландцев, судьба их трагична. Разбросанным по всему СССР финнам-ингерманландцам только в конце 40-х гг. разрешили переселиться на земли по соседству с их отчим краем - в Карельскую АССР. Разрешение вернуться в Ингерманландию было получено только в 1956. Грядущие годы покажут, какова будет участь этнической группы финнов-ингерманландцев. Окажется ли она способна сохранить свой язык, культуру, обычаи, или окончательно обрусеет, а возможно, изберёт путь массовой эмиграции. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Календарные обряды (водь) | |
Рубрики | |
Особо почитаемыми праздниками води были Егорьев день 23 апреля (6 мая), Иванов день 24 июня (7 июля), дни святого Ильи 20 июля (2 августа), святых Флора и Лавра 18 августа (31 августа). В день весеннего Егория — в первый день выгона скота на пастбище — молодые парни и девушки разводили на краю деревни костер, играли, танцевали и пели. В 1927 году удалось записать одну из егорьевских песен: Приходите девицы к огню, Старые старухи на бдение. Смольняки в огонь, Лен в поле, Сорную траву на межу! Кто не придет к огню, У того пусть девочка родится… В ночь Купала (Иванов день) жгли старое колесо, танцевали вокруг огня. Девушки обязательно гадали о замужестве: под крышей, куда не проникает солнце, сажали капусту, если она через девять дней не взойдет — замужем в этом году девушке не бывать. В поле из ржаных колосьев заплетали косы, если коса расплетется — быть свадьбе. Древнейший пласт дохристианских верований проявился в праздновании дня святого Ильи, когда устраивали не только «братчины» вблизи старых деревьев и «святых» мест, но и ритуальный лов рыбы. Накануне шли к ближайшему озеру или другому водному источнику, пели и молили о богатой рыбной ловле. На следующий день после молебна начинался лов рыбы, причем первую пойманную рыбу жарили и бросали назад в воду, а остальной угощались в продолжении всего дня святого Ильи. Считалось, что без этого год будет безрыбным. День святых Флора и Лавра — покровителей скота — водь отмечала подобно русским. Во время летних праздников в дом приносили растительные украшения. Особую магическую силу придавали можжевельнику, называя его «крестовым» деревом, так как на верхушке каждой шишечки есть крестообразная складка, а крест защищает от всего плохого. В Юрьев день хозяин дома вырывал можжевельник из земли с корнями и подвешивал его на чердаке (часто над местом расположения стола), что служило защитой от бед и гроз. 1. Конькова О.И. Водь //Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В.Чистов. – СПб.: Лениздат, 1992. – С. 84; 87-88. 2. Народы мира: ист. – этногр. справ. / гл. ред. Ю.В.Бромлей. – М. : Сов. Энциклопедия. – 1988. – С. 125-126. 3. Сайт vod.org.ua/index.php?t=26 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Ларин Параске | |
Рубрики | |
«Ларин Параске – замечательная сказительница наших дней, достигшая настоящих высот певческого искусства. Для современного поколения она является образцом совершенного мастерства, которое может быть доступно только выдающемуся певцу. Творчество Параске – это лучшее из того, что собрано у народных сказителей из областей издавна славившихся своим музыкальным искусством. Её поэзия включает в себя значительную часть рун Восточной Ингерманландии и Южной Карелии – певческих областей, в которых были обнаружены стихи, составившие сборники «Калевала», «Кантелетар» и «Лйдсуруно» Историк Оскар Реландер, 1894 г. Параске Никитична родилась в начале 1830 г. в Северной Ингерманландии, в Лемболово (Лемпаала). Православная ижорка, она уже в молодом возрасте была известна, как одаренная певица. Позже она вышла замуж в Финляндию в Саккола. С Параске работали несколько собирателей, но лишь настоятель прихода Саккола Ад. Неовиус наиболее основательно записал её песни. Во время продолжительной совместной работы с Параске им было записано от неё более 1300 различных песен. Позже, после переезда Неовиуса из Саккола в Порвоо, Параске жила у него три года. Портреты Параске написаны финским художником А. Эдельфельтом. Ларин Параске, к сожалению, более известна в Финляндии, чем на своей родине. Там ей установлен памятник, о ней написан роман и снят фильм. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Луукка Мария | |
Рубрики | |
Марию Луукку считают одной из самых одаренных певиц западной Инкери. Она родилась в 1849 или 1850 г. в деревне Кайболово (Кайпаала) в Куземкино (Нарвуси), ныне Кингисеппский район. В 18 лет она вышла замуж за уроженца Приморска (Койвисто) Туомаса Туули. В своей местности Мария считалась искусной целительницей и очень разносторонней и талантливой певицей. Из финнов-рунопевцев Куземкино она напела больше всех рун. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Мельников Онтропо | |
Рубрики | |
Онтропо Мельников был современником и земляком Ларин Параски, и в детстве они пели вместе. Он родился в деревне Соффолово (Сохвола) прихода Вуолы в 1834 г. Онтропа считают самым искусным певцом в Северной Ингерманландии. Он был крепостным, и его жизнь была тяжелой. В 1859 г. за пение рун собирателю Саксбеку он понес публичное наказание розгами во дворе мызы. Его отец был великим рунопевцем, от него и сын научился петь свои руны. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Народная вышивка (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Декоративно-прикладное искусство финнов-ингерманландцев представлено в первую очередь народной вышивкой. Круг предметов, украшаемых вышивкой, был достаточно широк: полотенца с широкими узорными концами, подзоры – нарядные края простыней, скатерти, женская одежда, головные уборы. В собрании Государственного Русского музея финская вышивка, наряду с ижорской, близкой к ней по технике исполнения, представлена замечательными произведениями конца XIX – начала XX веков из Ямбургского уезда, приобретенными в 1930-е гг. Среди них полотенца, скатерти, разнообразные предметы одежды, в том числе два редких комплекта женской одежды, сочетающих качество и вышивку. Оба по-своему показывают старинные формы финского и ижорского костюмов и влияние на него русской одежды. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Образование (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
«Евангелистская церковь <...> проделала в XVI в. работу в области сохранения финского языка, значение которой трудно переоценить». Обязательным условием для заключения церковного брака была грамотность - умение читать, писать и знать религиозные тексты. Благодаря этому уровень образованности ингерманландских финнов значительно превосходил уровень русского населения, бывшего в подавляющем большинстве неграмотным. В начале XIX в. по инициативе церкви начала создаваться система школьного обучения. Из-за нехватки учителей и незаинтересованного отношения людей число школ росло крайне медленно. Поворота удалось добиться только благодаря помощи открытой в 1863 г. учительской семинарии в Колппана. Семинария не только готовила учителей для финских начальных школ, но и, благодаря педагогам-просветителям, сделалась центром расцвета культуры и духовной жизни Ингерманландии. В 1888 г. в Ингерманландии работало уже 38 финских школ. При школах организовывались кружки чтецов, песенные хоры и музыкальные оркестры, проводились праздники песни, более того, пожарные команды тоже обязаны своим появлением школам. В 30-х годах существовали школы с преподаванием на ижорском и финском языках, существовало издательство “Кирья”, выпускавшее книги на финском, ижорском и эстонском языках. По некоторым данным, существовали и учебники на водском языке, которые впоследствии были уничтожены. Библиография: 1. www/hrono.ru/etnosy/ingerman.html 2. http://www.finugor.ru/?q=node/880 3. http:/www/finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_ 4. Мусаев В.И. Финские школы Петербурга-Ленинграда и Ингерманландии: ист. очерк // Национальные общественные объединения Санкт-Петербурга и власть: пути развития диалога и сотрудничества: материалы науч.-практ. конф. 23 декабря 2001 г. и науч.-практ. семинара 26 янв. 2002 г., Санкт-Петербургский Дом национальных культур / под ред. Т.М.Смирновой. – СПб., 2002. – С. 114-122. 5. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482. 6. Прибалтийско–финские народы : история и судьбы родственных народов / сост. М. Йокипии. – Ювяскюля, Издательство «Атена», 1995. – Из содерж.: Ингерманландия – с. 203-205. 7. Прибалтийско–финские народы России / отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2003. – 671 с. : ил. – (Народы и культуры). –Из содерж.: Российские финны. Гл.1. Финны-ингерманландцы. – Язык финнов-ингерманландцев: – с. 485-492. 8. Сарессало Л. Ингерманландия : рассказ о народах и культуре Ингерманландии / 66 изд. музеев г. Тампере. – Тампере ; СПб., 2003. – С. 19, 20, 28, 21-25, 29, 45. 9. Янсон П.М. От угнетения и бесправия – к счастливой жизни. – Л. : Изд-во Леноблисполкома и Ленсовета, 1936. – С. 35-55. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Общие вопросы (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
ИНГРИЕЙ, или ИНГЕРМАНЛАНДИЕЙ, называют район расселения прибалтийско – финских народов на территории современной Ленинградской области. На западе по реке Нарве он граничит с Эстонией, простираясь далее на 50-60 километров от южного побережья Финского залива, на востоке доходит до берегов Ладожского озера и реки Лавы, на севере – до бывшей границы СССР с Финляндией на Карельском перешейке. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Одежда (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Финны-ингерманландцы в целом держались довольно изолированно от коренного населения края – води, ижоры и местных русских. Женская одежда эвримейсет и савакот существенно различалась. Одежда эвримейсет имела локальные различия. Наиболее красивой считалась одежда в Дудергофе (Туутари). Женские рубахи имели нагрудный разрез сбоку, на левой стороне, а на середине груди трапециевидный вышитый нагрудник – рекко. Разрез застегивался круглой фибулой. Рукава рубахи были длинными, с манжетой у кисти. Поверх надевалась одежда в виде сарафана: синяя юбка, пришитая к лифу с проймами, сделанными из красного сукна. Голову девушки повязывали суконной лентой, украшенной белым бисером и оловянными нашивками. Женщины носили на голове так называемый хунту, небольшой кружок из белой ткани, укреплявшийся на волосах у пробора надо лбом. Волосы носили стриженные, девушки имели обычно короткие волосы с челкой. Православные замужние женщины носили уборы типа сороки с богато вышитым очерельем и небольшим «хвостом» сзади. Здесь девушки заплетали волосы в одну косу, а после выхода замуж – две косы, которые укладывались на темени венцом. Передник у эвримейсет был шерстяной полосатый, а в праздники – белый, украшенный красной вышивкой крестом и бахромой. Теплой одеждой служили белый или серый суконный кафтан и овчинные шубы. Летом носили «костоли» - полотняный кафтан длиной до бедер. Долго сохранялось ношение шитых из полотна (зимой из красного сукна) ноговиц, закрывающих голени. У женщин-савакот рубахи были с широкими рукавами, которые поддергивали до локтя. Рубаха имела разрез посреди груди, её застегивали на пуговицу. Поясной одеждой были пестрые юбки, часто клетчатые. В праздники поверх будничной юбки надевали шерстяную или ситцевую. С юбкой носили или безрукавый лиф или кофты, которые застегивались на талии и у ворота. Обязателен был белый передник. Широко использовались платки – головные и наплечные. В некоторых деревнях Западной Ингрии савакот перешли на ношение сарафанов русского типа. В конце XIX века во многих местностях эвримейсет стали переходить на сакотский тип одежды. Мужчины носили такую же одежду, как окрестное русское и карельское население. Суконные штаны, полотняную рубаху, серый суконный кафтан в талию с клиньями, расширяющими его от пояса. Праздничные высокие сапоги надевали и летом по большим праздником. Они служили определенным символом благосостояния. Наряду с войлочными шляпами носили и кепки, которые покупали в городе. Библиография: 1. www/hrono.ru/etnosy/ingerman.html 2. http:/www/finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_ 3. http://vottovaara.ru/karelia/etnos/material.html 4. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482. 5. Прибалтийско–финские народы России / отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2003. – 671 с. : ил. – (Народы и культуры). –Из содерж.: Российские финны. Гл. 1. Финны-ингерманландцы. – Хозяйственные занятия и материальная культура. – Одежда : с. 502-508. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Пасхальная ночь (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Пасхальная ночь помогала ведьмам, заговаривающим скот, а Иванова ночь помогает мужчинам – колдунам, которые надеются переместить урожай с одного поля на другое. С этой целью идут на поле, которое хотят лишить изобилия, заключают в охапку колосья, не вырывая их из земли, затем возвращаются на свое поле и сеют на нем невидимое жито. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Разновидности вышивки (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Выделяются две разновидности народной вышивки двусторонним швом. В западной части Ямбургского уезда преобладали вышивки цветной шерстью с узорами геометрического характера: в виде косых крестов, розеток, ромбов. Большинство узоров исполнены ярко-красным, синим и зеленым гарусом; некоторые дополнены темно-красным, серо-голубым, темно-зеленым, желтым цветом. Узоры миниатюрны, отчетливы, словно прорисованы тонкими яркими линиями. В вышивке восточной части уезда, выполненной красной нитью по полотну, чаще встречаются изображения птиц с хвостом-розеткой, всадников на двухголовых конях, женские фигуры. Они вышиты широкими рельефными стежками – «шашками», отличаются крупным масштабом фигур. Финские головные уборы - «сорокки» с прямоугольным ожерельем из парчи, шелка или кумача, с нашитыми лентами или галуном, сохранялись до конца прошлого века во многих деревнях. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Ремесла, промыслы (водь) | |
Рубрики | |
Неземледельческие промыслы, ремесла и занятия Водской земли отличались большим разнообразием. В Водской земле древний кузнечный промысел не только отделился в ряде случаев от сельского хозяйства, но, соединяя в себе первоначально все процессы от добычи руды до готового изделия, выделил к концу XV века в особые промыслы: добычу руды, выплавку железа, изготовление изделий из него или собственно кузнечное дело. При рассмотрении других, неземледельческих занятий Водской земли можно отметить, что в районе преимущественного развития промыслов по обработке льна изготовление берд выделялось в особую специальность, создав профессию бердников. Гончарное дело является, как известно, одним из тех производств, которое раньше всего выделяется в ремесло, но следует отметить скудость сведений писцовой книги в этом отношении. «Портные» мастера, являющиеся в городах ремесленниками, в деревнях вели крестьянское хозяйство. Они оставались крестьянами, портняжничество же являлось для них подсобным занятием. Чисто крестьянскими промыслами являлось изготовление ведер и решет. Все ведерники и решетники сидели на пашне и платили обычный крестьянский оброк. Наконец, можно указать еще одну профессию, связанную с удовлетворением культурных запросов на селе - скоморошество. Существование многих крестьянских промыслов и занятий с работой на вотчинника и возникло и развилось из нужд боярского двора. На такую связь указывает наличие среди крестьян скорохода и пивоваров. В XVIII - XIX вв. в основном были распространены различные отхожие промыслы. Крестьяне уходили на заработки в Петербург или Нарву. Наиболее прибыльным занятием считался извоз. Также нанимались на различные сельскохозяйственные работы. К сожалению, нет возможности судить о том, насколько широко эти промыслы были распространены, а те сведения, которые почерпнуты из писцовой книги, не отражают всей широты спектра ремесел и промыслов населения Водской земли. 1. Водь // Финно-угры и балты в эпоху средневековья / Под общ. ред. Г.А.Рыбакова. – М. : Изд-во «Наука», 1987. – С. 34-42. – (Археология СССР). 2. Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорская земли Новгородского государства //Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б.Д.Греков. – [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940. – С. 100-148. 3. Народы мира: ист. – этногр. справ. / гл. ред. Ю.В.Бромлей. – М. : Сов. Энциклопедия. – 1988. – С. 125-126. 4. Сайт vod.org.ua/index.php?t=26 | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ремесла. Промыслы (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
В результате Северной войны 1700-1721 Ингерманландия была возвращена России. В 1703 началось строительство Санкт-Петербурга. В нём с самого начала были жители - финны, так как город вобрал в себя множество населённых ингерманландцами деревень. В 1820 в Петербурге насчитывалось 5800 финнов, к 1869 их число возросло до 15100, к 1890 до 21300, но уже в 1897 проживало 17600, а в 1910 -15000. Около половины всех переселенцев были выходцами из городов, значительная часть были ремесленники и квалифицированные рабочие. Наиболее характерными для петербургских финнов были профессии ткача, прядильщика, портного, сапожника, столяра, плотника. Многие были заняты в металлургической промышленности, они работали в небольших мастерских и на всех крупных предприятиях (у Нобеля, Путилова, Лесснера и др.), Специфически финской была профессия трубочиста: в 1869 они составляли 62% всех столичных трубочистов. В целом в промышленности и ремёслах было занято св. 4/5 всех петербургских финнов. Женщины работали в качестве прислуги (св. 60%), а также в текстильной промышленности. В окрестностях столицы финны занимались главным образом извозом, ремёслами и торговлей. Ремесленные занятия, даже в рамках собственного хозяйства, были у местных финнов развиты слабо. С. Халтсонен, один из лучших специалистов по традиционной культуре финноязычного населения края, писал что финны-ингерманландцы ремесленниками «не славятся», хотя среди них есть хорошие кузнецы, но в основном хозяйственный инвентарь финские крестьяне сами не изготавливали, а приобретали за деньги. Но все же ремесленники были и среди местных финнов. Так, известны, мастера, изготовлявшие «финские сани»; на Карельском перешейке, в приходе Валкъярви, делали колесные транспортные средства: брички, коляски и т. п., а в Усть-Луге – плотники-корабелы, специализировались на изготовлении лодок и парусников. Традиционными промыслами для финнов-ингерманландцев были морское и речное рыболовство, охота на тюленя, лесные промыслы – смолокурение, заготовка банных веников, метел, плетение корзин и лукошек, заготовка ивовой коры для дубления кож, деревообработка, в том числе изготовление деревянной утвари. Многие финские крестьяне держали пчел, мед всегда был в цене. В ближайших окрестностях столицы разводили яблоневые сады и садовые ягоды, привозили на рынки и лесные ягоды и грибы. В городе можно было выгодно продать также сено и солому, веники, осиновую кору, мочало и т.д. К наиболее специализированным промыслам относились также распиловка льда в зимнюю пору и доставка его в погреба горожан и рестораны. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Свадьба (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Свадьба была главным, самым большим праздником в жизни финнов-ингерманландцев. Событием, которое касалось всех. Это ритуал, в котором, пению отводилась главная роль. Уже в XVIII веке на культуру финнов стала оказывать влияние культура окружающего русского населения. Но еще в конце XVIII века исследователи описывали своеобразные обычаи при свадебном обряде. При сватании все (и женщины) курят табак, набивая трубки. Табак привозит сват. А сватанье называется «тчеппа», т.е. «быть с табаком». «Табашниками» назывались поезжане – мужчины на свадьбе, а женщины «кааст» - провожатые. Как у русских, бывали накануне свадьбы бани. Существовал и еще интересный обычай – в чулок «левый» и жениху и невесте, собирая их в кирху, кладут серебряную монету, а в пазухи привязывают девять хлебных зерен из-под жернова. Библиография: 1. http:/www.edu.sbor.net/sbor2005/r3/razd3.html 2. http://vottovaara.ru/karelia/etnos/material.html 3. http:/www/finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_ 4. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482. 5. Прибалтийско–финские народы России / отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2003. – 671 с. : ил. – (Народы и культуры). –Из содерж.: Российские финны. Гл.1. Финны-ингерманландцы. Хозяйственные занятия и материальная культура: с. 501-502; 508-513. 6. Сарессало Л. Ингерманландия : рассказ о народах и культуре Ингерманландии / 66 изд. музеев г. Тампере. – Тампере ; СПб., 2003. – С. 24. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Сельское хозяйство (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Скудные земли Ингерманландии не благоприятствовали сельскому хозяйству и земледелие здесь не в состоянии было полностью обеспечить зерном даже собственные потребности. Из зерновых сеяли в основном рожь, яровой ячмень и овес, из технических культур – лен и коноплю, которая шла на домашние нужды (изготовление сетей, мешков, веревок), основными овощными культурами была капуста и картофель. Хлеб приходилось завозить сюда из более южных краев. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Финский язык | |
Рубрики | |
Язык ингерманландцев относится к восточным диалектам финского языка. Распространен также литературный финский язык. Ингерманландские говоры принято делить на четыре группы: северная, восточная, центральная и западная. Характерными чертами, объединяющими все ингерманландские говоры, что в них в качестве окончания третьего лица множественного числа наряду с –vat выступает удлинение конечного гласного основы +t. Для ингерманландских диалектов характерны многочисленные заимствования из русского языка: рукавицы, щеголять, чердак, чулан, дача. Влияния русского языка сказывались также в особенностях интонации и порядка слов. Поддержанию знания финского языка содействовали также сельские библиотеки, возникшие с середины XIX века в приходских центрах. В 1870 г. в Петербурге вышла первая газета на финском языке «Пиетарин саномат». Её издателем был Й. Хагман, переселившийся в 1868 г. из Выборга и до этого редактировавший выборгский журнал «Ильмаринен». Но более известной стала газета «Инкере», основанная по инициативе известного ингерманландского композитора, педагога и просветителя Моозес Путро. Это издание, возрожденное в 1998 году, выходит и в наши дни. В период после Октябрьской революции культурные учреждения финнов-инкери могли ещё некоторое время продолжать свою работу, в школах ещё велось обучение на финском языке. Однако в конце 20-х гг. начались наступление на церковь и гонения на финский язык. С 1926 г. на проведение любого религиозного и церковного мероприятия требовалось получить специальное разрешение местного Совета. Немало хлопот причиняла нехватка священнослужителей. Всё больше священников переезжали в Финляндию, спасаясь от угрозы ссылки и исправительно-трудовых лагерей. Преподавание закона божьего было прекращено, в результате чисток среди педагогического состава учительская гвардия стала более русской. В 1937 г. финский, как язык "националистов-контрреволюционеров", был запрещён, издание газет на финском языке было прекращено, книги сожжены. В настоящее время хранителями живой народной речи являются лишь люди старшего поколения. При общении молодежи, сегодня, в основном русскоязычной, в финской культуре идет через литературный финский язык. Библиография: 1. www/hrono.ru/etnosy/ingerman.html 2. http://www.finugor.ru/?q=node/880 3. http:/www/finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_ 4. Мусаев В.И. Финские школы Петербурга-Ленинграда и Ингерманландии: ист. очерк // Национальные общественные объединения Санкт-Петербурга и власть: пути развития диалога и сотрудничества: материалы науч.-практ. конф. 23 декабря 2001 г. и науч.-практ. семинара 26 янв. 2002 г., Санкт-Петербургский Дом национальных культур / под ред. Т.М.Смирновой. – СПб., 2002. – С. 114-122. 5. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482. 6. Прибалтийско–финские народы : история и судьбы родственных народов / сост. М. Йокипии. – Ювяскюля, Издательство «Атена», 1995. – Из содерж.: Ингерманландия – с. 203-205. 7. Прибалтийско–финские народы России / отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2003. – 671 с. : ил. – (Народы и культуры). –Из содерж.: Российские финны. Гл.1. Финны-ингерманландцы. – Язык финнов-ингерманландцев: – с. 485-492. 8. Сарессало Л. Ингерманландия : рассказ о народах и культуре Ингерманландии / 66 изд. музеев г. Тампере. – Тампере ; СПб., 2003. – С. 19, 20, 28, 21-25, 29, 45. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Фольклор (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Ингерманландия с её народными традициями была открыта для науки в середине XIX века, когда Даниэль Эуропеус (1820-1884) рассказал, что там есть еще места, где умеют петь старинные народные песни. Это искусство в самой Финляндии было уже во многом утрачено. Свою первую экспедицию Д. Эуропеус совершил в северную часть Ингерманландии в 1847 г. Он пришел в восторг от своих находок и совместно с Э. Лённротом и Обществом финской литературы направил туда собирателей фольклора. В своей экспедиции 1844 г. Э. Лённрот убедился, что там еще живы народные руны. Экспедицией ученых и студентов от Общества финской литературы были собраны десятки тысяч листов материалов о духовных традициях народа Ингерманландии, рун, причитаний, сказаний, инструментальной музыки, новых народных песен и т.д. На рубеже XIX – XX веков в Ингерманландии появились свои собиратели фольклора. Работа финских собирателей продолжалась до Октябрьской революции. После этого граница с Россией для финских исследователей была закрыта. После войны финские фольклористы нашли проживавших в Швеции ингерманландских эмигрантов. Так, Мартти Хаавио и Лаури Хонко получили возможность продолжить сбор ингерманландского духовного фольклора. По традиции в Ингерманландии пели в основном женщины. В собрании фольклора финского народа в отделе Ингерманландии из 1200 записей певцов, имена которых известны, только 104 (около 9 %) записи мужчин. Чаще они играли на кантеле, а будучи пастухами – на духовых инструментах: тростниковых свирелях, пастушьих рожках и пр. Женщины пели как в будни, так и в праздники, а также в связи с какими-либо событиями. Более искусные были запевалами, остальные просто присоединялись к пению. Обычно было пение в движении: в хороводе, цепочкой, танцуя, играя, на качелях или просто идя по деревенской дороге. На песенные традиции значительное влияние оказывала и оказывает лютеранская церковь. Народ заново научился петь духовные песни, которые и сегодня звучат в возрожденных приходах Ингерманландии. Некоторые пожилые люди, представители старого поколения, возможно, еще умеют петь старинные народные песни. Лучше всего исполняются рифмованные народные песни - рёнтюшки (частушки). | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Численность (водь) | |
Рубрики | |
По материалам П.И. Кёппена в 1848 г. численность води составляла 5148 человек. По материалам переписи 1897 г. сведения о численности води отсутствуют. По переписи 1920 г. – около 1000 человек. По переписи 1926 г. – около 500 человек. В настоящее время по приблизительным оценкам – менее 100 человек. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Этническая история. Территория расселения (водь) | |
Рубрики | |
Водь - древнейшее известное нам население северо–запада Ленинградской области. Археологические находки и данные лингвистики указывают на то, что формирование води относится к I тыс. н. э., когда произошло отделение води от древнеэстонских племен. Со второй половины I тыс. н.э. начинаются контакты води и славян. В русских летописях водь впервые упоминается под 1069 г. Исследователи выделяют три группы води: северо-западную, к которой принадлежит сохранившееся водское население; ассимилированные северо-восточную (расселялась в окрестностях Копорья) и южную (окрестности г. Гдова, Псковская обл.). Исторические сведения о води очень скудны. Поскольку водь жила на окраинах новгородских владений, летописи обходят ее историю молчанием, отмечая только наиболее значительные события – бедствия, войны. По ним можно представить лишь некоторые стороны жизни средневековых вожан. Особенно часто водь упоминается при описании военных столкновений, затрагивающих интересы Древнего Новгорода. Территория, названная в летописях Водской землей, была основной частью владений Новгорода на северо-западе. В 1478 году, когда Новгород был покорен Иваном III и все новгородские владения разделены на пятины, одна из пятин стала называться Водской, хотя ее границы выходили далеко за пределы древней Водской земли, захватывая даже Карелию. Так территория расселения води вошла в состав Русского централизованного государства. Водь являлась особой волостью Новгородского государства. Однако эта волость не была волостью – колонией, а представляла собой одну из частей самого государства. Она выполняла чрезвычайно важные обязанности, обусловленные географическим положением, являясь форпостом борьбы Новгорода за независимость. Водские земли находились на границе новгородских земель и Тевтонского ордена и были ареной вооруженных столкновений. В середине XV века немецкие рыцари угнали большую группу води на территорию Латвии в район г. Бауска, где вплоть до середины XIX века сохранялась группа их потомков, известная под этнонимом кревинги. В 1617 году, когда по Столбовскому миру северо-западная часть русских земель временно отошла к Швеции, название «Водская земля» было забыто, а эта территория получила название «Ингерманландия». Часть води была ассимилирована финнами. К этому времени относятся шведские описи деревень и уникальные, большей частью не опубликованные, официальные документы из ингерманландского архива в Швеции. В 1943 г. водь как и остальное финноязычное население территории, оккупированной немецкими войсками, была вывезена в Финляндию. По возвращению в СССР в 1944–1945 гг. и до середины 1950-х гг. существовали ограничения на расселение в местах прежнего проживания. На рубеже XIX–XX вв. водь населяла западную часть современной Ленинградской области (Кингисеппский р-н) – окрестности д. Котлы и нижнее течение реки Луги. В настоящее время водь проживает в нескольких деревнях в низовьях р. Луги. Использованные источники: 1. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008) 2. Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорские земли Новгородского государства // Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б.Д. Греков. – [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940. – С. 100–148; 110–111. 3. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71-88; 71–74. 4. Народы мира : ист. – этногр. справ. / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М. : Сов. энциклопедия. – 1988. – С. 125–126. 5. Рябинин Е.А. Водь // Природа. – 1992. – № 3. – С. 78-86. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Этноним (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Слово "Инкери" имеет несколько значений. Оно в равной мере означает и определенную территорию, и финно-угорское по происхождению население этой территории. Этноним "инкери" - "финны-ингерманландцы" (по-фински inkerin suomalainеn, inkerilainen - "инкеринсуомалайнен", "инкерилайнен") стал относиться после Столбовского мира 1617 г. к переселившейся на территорию Ингерманландии этнической группе, говорившей на финском языке и исповедовавшей евангелистскую веру. Финнов-инкери (ингерманландцев) даже многие из финно-угроведов часто смешивают с ижорцами. | |
Тематические группировки | |
подробнее… |