Библиография / Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорская земли Новгородского государства //Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б.Д.Греков. – [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940.
Похоронные обряды (водь)
Рубрики
На основе дневниковых записей Л.К.Ивановского и свидетельств Н.К.Рериха установлено, что на Ижорском плато в первой половине второго тысячелетия н.э. широко бытовал обычай хоронить умерших в сидячем положении. Для захоронения выбиралась площадка 3 – 7 метров, которая несколько уплотнялась и по окружности обставлялась валунами. На ней разжигался ритуальный костер, от которого в курганах оставался тонкий слой золы и угольков. Затем умерший помещался в сидячем положении в центре площадки. Удержать его позволяла небольшая груда камней, к которым умершего прислоняли спиной. Эти каменные груды, кроме практического значения, имели и ритуальный смысл – промежутки между камнями были заполнены золой и углями, и здесь же встречались следы жертвоприношения в виде костей животных. Поэтому Л.К.Ивановский называл эти сооружения из камней «жертвенниками». В XIII – XIV вв. в Водской земле умерших погребали под курганами в грунтовых ямах и среди них тоже имеются захоронения в сидячем положении (курганы у деревни Теглицы, Волосовский район) При раскопках курганов при деревне Даймище Гатчинского района зафиксировано, что покойника усаживали на сиденье, сложенное из кусков дерна, затем засыпали землей. Захоронения в сидячем положении иногда образуют отдельные могильники, но чаще встречаются на общих кладбищах вместе с курганами в обычном трупоположении. По историческим сведениям, умирающего клали на солому, которую потом на дворе или улице сжигали, а через этот пепел переносили гроб. Мертвых стремились похоронить в тот же день. Известно, что и после перехода в христианство водь продолжала хоронить в священных рощах, на коломищах (т. е. кладбищах) и в курганах. Могилы обкладывали камнями или сверху наваливали большой камень. Покойника хоронили в праздничной одежде, в могилу или на нее клали намеренно сломанные орудия труда — серпы, косы. На могилах приносились жертвы в виде пищи. 1. Водь // Финно-угры и балты в эпоху средневековья / Под общ. ред. Г.А.Рыбакова. – М. : Изд-во «Наука», 1987. – С. 34-42. – (Археология СССР). 2. Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорская земли Новгородского государства //Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б.Д.Греков. – [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940. – С. 100-148. 3. Конькова О.И. Водь //Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В.Чистов. – СПб.: Лениздат, 1992. – С. 86-87. 4. Рябинин Е.А. Водь // Природа. – 1992. - № 3. – С. 78-86.
Тематические группировки
подробнее…
Ремесла, промыслы (водь)
Рубрики
Неземледельческие промыслы, ремесла и занятия Водской земли отличались большим разнообразием. В Водской земле древний кузнечный промысел не только отделился в ряде случаев от сельского хозяйства, но, соединяя в себе первоначально все процессы от добычи руды до готового изделия, выделил к концу XV века в особые промыслы: добычу руды, выплавку железа, изготовление изделий из него или собственно кузнечное дело. При рассмотрении других, неземледельческих занятий Водской земли можно отметить, что в районе преимущественного развития промыслов по обработке льна изготовление берд выделялось в особую специальность, создав профессию бердников. Гончарное дело является, как известно, одним из тех производств, которое раньше всего выделяется в ремесло, но следует отметить скудость сведений писцовой книги в этом отношении. «Портные» мастера, являющиеся в городах ремесленниками, в деревнях вели крестьянское хозяйство. Они оставались крестьянами, портняжничество же являлось для них подсобным занятием. Чисто крестьянскими промыслами являлось изготовление ведер и решет. Все ведерники и решетники сидели на пашне и платили обычный крестьянский оброк. Наконец, можно указать еще одну профессию, связанную с удовлетворением культурных запросов на селе - скоморошество. Существование многих крестьянских промыслов и занятий с работой на вотчинника и возникло и развилось из нужд боярского двора. На такую связь указывает наличие среди крестьян скорохода и пивоваров. В XVIII - XIX вв. в основном были распространены различные отхожие промыслы. Крестьяне уходили на заработки в Петербург или Нарву. Наиболее прибыльным занятием считался извоз. Также нанимались на различные сельскохозяйственные работы. К сожалению, нет возможности судить о том, насколько широко эти промыслы были распространены, а те сведения, которые почерпнуты из писцовой книги, не отражают всей широты спектра ремесел и промыслов населения Водской земли. 1. Водь // Финно-угры и балты в эпоху средневековья / Под общ. ред. Г.А.Рыбакова. – М. : Изд-во «Наука», 1987. – С. 34-42. – (Археология СССР). 2. Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорская земли Новгородского государства //Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б.Д.Греков. – [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940. – С. 100-148. 3. Народы мира: ист. – этногр. справ. / гл. ред. Ю.В.Бромлей. – М. : Сов. Энциклопедия. – 1988. – С. 125-126. 4. Сайт vod.org.ua/index.php?t=26
Тематические группировки
  •  
подробнее…