Библиография
/
История инкери. URL: http://vpoluyahtov.narod.ru/Vod/vod.htm
Водский свадебный обряд | |
Рубрики | |
Утром в день свадьбы родные жениха или сам жених ехали за невестой и везли ее в церковь на венчание или в сельсовет на регистрацию. После венчания (регистрации) отправлялись праздновать свадьбу в дом жениха (иногда первый день праздновали в доме невесты). Существовали приметы: если бричка или телега перевернется в дороге, или же во время венчания погаснет свеча, то молодые долго не проживут вместе. Во время всех переездов свадебному поезду устраивали различные преграды (особенно, если жених был не местный) и требовали выкуп - одну или две бутылки водки. Иногда крестный шел впереди свадебной процессии с кнутом, он же первым заходил в дом и крестил кнутом углы. На свадьбу жених и невеста одевались нарядно. Жених был в парадном костюме с цветком на картузе и в петлице. На невесте были одеты широкие длинные юбки, кружевные кофты, украшенные лентами; сарафан с кисейной блузкой, венок из живых цветов с лентами. При входе невесты в дом ее встречала свекровь, смотрела как та перешагивала через порог. На свадьбе обязательно присутствовали крестные и родители с обеих сторон, дружка жениха и подружка невесты, также старались пригласить всех родственников и соседей. Во время трапезы невеста сидела вместе с гостями за столом. Избу специально не украшали. Лишь один информант отметил, что пол в избе устилали соломой, а высоко под потолком ставили маленькую украшенную елочку. Празднование свадьбы обычно продолжалось 2-3 дня, но в богатых семьях могли гулять неделю. Для брачной ночи молодым отводили отдельное помещение: комнату, сеновал, амбар или сени. В дальнейшем молодые, если им не предоставляли отдельной комнаты, спали в общем помещении за ширмой или занавеской, иногда уходили на сеновал. На второй день (после брачной ночи) невеста меняла венок на повойник - головной убор замужней женщины. Собранные сведения характеризуют свадебную обрядность ижоры и води 1920-30-х гг. В целом можно говорить об исчезновении уже в то время ряда архаических элементов (многоэтапного сватовства, празднования свадьбы одновременно в доме жениха и невесты). Библиография: Трипольская, А. А. Традиционная свадебная обрядность ижоры и води (Усть-Лужская волость Кингисеппского района Ленинградской области) // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. История инкери // http://vpoluyahtov.narod.ru/Vod/vod.htm | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Сватовство (водь) | |
Рубрики | |
В качестве сватов, как правило, выступали крестные родители жениха. Лишь в одном случае информант (д. Краколье) указал на то, что родственников сватами не засылали. Вместе со сватами могла приходить и сватья - "профессиональная" бабка, умеющая хорошо говорить и представить жениха с лучшей стороны. Зафиксирован факт, что период между сватовством и свадьбой мог достигать 2-3 лет. В это время парень и девушка, считающиеся женихом и невестой, могли спать вместе на сеновале или в сарае (д. Лужицы). В случае принятия предложения жених угощал родных и соседей невесты табаком и водкой (парней) и конфетами (девушек). Девушкам также могли дарить бутылку водки, после чего они гуляли, пели песни, били в барабан, оповещая население деревни о том, что их подружка стала невестой. В день сватовства девушку заставляли делать что-либо по хозяйству, а парня колоть дрова, чтобы убедиться в их сноровке. Накануне свадьбы невеста с подружками приезжала в дом жениха "устилать постель", собираемую из постельных принадлежностей, отданных в приданое (остальное приданое: мебель, одежду, иногда - скотину перевозили крестные после свадьбы). Иногда под перину на половину жениха подкладывали дрова. После начиналось прощание с невестой: подружки мыли ее в бане, пели "прощальные" песни, расплетали косу. Женщины со всей деревни приносили к столу различные домашние продукты и кушанья, за что получали для гуляния бочку пива. Библиография: Трипольская, А. А. Традиционная свадебная обрядность ижоры и води (Усть-Лужская волость Кингисеппского района Ленинградской области) // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. История инкери // http://vpoluyahtov.narod.ru/Vod/vod.htm | |
Тематические группировки | |
подробнее… |