Гатчинский дворцово-парковый ансамбль
|
Рубрики
|
|
ГАТЧИНСКИЙ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ. Пам. архитектуры и садово-паркового иск-ва XVIII–XIX вв. федерального значения. Входит в состав Гос. дворцово-паркового и худож.-ист. Музея-заповедника «Гатчина». Включает дворцы, павильоны, мосты, скульптуру и др. декорат.-монументальные сооружения на терр. Дворцового и Приоратского парков. Формирование ансамбля началось, когда владельцем Гатчинской усадьбы был (с 1765) граф Г.Г. Орлов. В это время строился Большой дворец (1766-81, арх. А. Ринальди), романтичный силуэт к-рого определяют две башни (Сигнальная и Часовая), ограничивающие центральный корпус, соединенный полуциркульными галереями со служебными флигелями в виде каре (Арсенальным и Кухонным). Изысканная отделка интерьеров (рококо, ранний классицизм) контрастирует со сдержанной декорировкой фасадов, облицованных местным пудостским камнем. У входов установлены мраморные статуи: на парковом фасаде «Война» и «Мир»; со стороны луга (позже преобразованного в дворцовый плац-парад) – «Бдительность» и «Мудрость» (скульп. И. Морлейтер и Д. Маркиори). Одновременно проходила разбивка т. н. Английского сада на берегах Белого и Серебряного оз. (садовые мастера Д. Буш, Д. Гекет и др.). Последнее слово тогдашнего паркостроения – свободная пейзажная планировка – впервые в России была применена в Гатчине. На Белом оз. устроены искусственные островки, линия берега изрезана живописными бухтами, через парк проложены аллеи и просеки. Органичной ч. Английского сада стали первые декорат. сооружения, появившиеся в 1770-е: колонна Орла, Чесменский обелиск, грот «Эхо», оформивший подземный ход от Большого дворца к Серебр. оз. С 1783, когда хозяином Гатчины стал вел. кн. Павел Петрович (с 1796 – имп. Павел I), произошли значительные изменения. К парку присоединились новые участки, устроенные в регулярном стиле, со стриженным шпалерником, декорат. мраморной скульптурой, геометрической планировкой дорожек и газонов, как-то: Придворцовые сады (Собственный, Верх. и Ниж. Голландские), Ботанический сад, Сильвия. Были устроены водный лабиринт, искусственный Карпин пруд, сооружено неск. мостов, парковые ворота (Адмиралтейские, Березовые, Сильвийские и др.). Среди павильонов, появившихся в парке: дерев. храм Венеры на о-ве Любви; «Березовый домик» (худ. Ф. Виолье) в виде штабеля дров, декорированный 16-колонным порталом «Маска»; Темпль, или павильон Орла; кам. Оранжереи. На Длинном о-ве (архипелаг небольших островков, разделяющий Белое оз.) построена Терраса-пристань, кажущаяся в перспективе цоколем Большого дворца. Перестройка и изменение интерьеров Большого дворца, как и большинство парковых сооружений, осуществлены по проектам В. Бренны в 1790-е. На берегу Черного оз. в 1797-99 по проекту Н.А. Львова построен Приоратский дворец («земляное игуменство») – уникальный образец монументального землебитного сооружения. Одновременно разбивался пейзажный Приоратский парк (садовые мастера Д. Гекет, Ф. Гельмгольц). Терр. двух парков разделяет Б. Порховская дорога (ныне – пр. 25 Октября), на к-рой были сооружены вошедшие в ансамбль мосты: трехарочный Львиный и Адмиралтейский, с кам. балконом и будками-кордегардиями; площадь Коннетабля с 32-метровым обелиском (мастер К. Пластинин). Плац-парад перед зап. фасадом Большого дворца окружен бастионной стенкой и рвом, на Екатерингофском (Красноармейском) пр. построены кам. Дворцовые конюшни. В 1800 на Длинном о-ве сооружен венецианский Горбатый мост, неск. ранее в Сильвии, к сев.-зап. от Английского сада, – павильон Птичник (оба – арх. А.Д. Захаров). На границе с Сильвией – земляной Амфитеатр, близ Птичника – каскад «Наумахия» (оба – арх. Н.А. Львов), павильон Ферма. Последний, как и ряд др. сооружений (напр., павильон Венеры, Дворцовые конюшни), построен по образцам, увиденным Павлом I в Шантийи, поместье принцев Конде. В течение XIX в. значительных изменений в ансамбле не происходило. Появились новые жел. мостики, кирпичные будки у въездов в парки (1880-е, арх. Л.Ф. Шперер). В Большом дворце проводились ремонтные работы, в 1850-е были построены новые Арсенальное и Кухонное каре (арх. Р.И. Кузьмин), на плацу поставлен пам. Павлу I (1851, скульп. И.П. Витали). После рев-ции 1917 пригородные резиденции были объявлены дворцами-музеями, парки использовались для разл. видов культурно-массовой работы. В отличие от Дворцового парка, связанного с музейным комплексом, Приоратский дворец и парк уже перед ВОВ утратили музейное значение, – здесь разместилась экскурсионная станция и база отдыха (после войны дом пионеров; позже, до 1982, – краевед. музей). Во время нем.-фаш. оккупации Гатчины в 1941-44 ансамбль понес значительный ущерб. В янв. 1944 пожар уничтожил интерьеры Большого дворца и ряд др. сооружений. Приоратский дворец был заминирован фашистами, но уцелел. Большинство парковых сооружений (за исключением неск. взорванных мостов) сохр. В послевоен. годы в парках были проведены значительные реставрационные работы. В 1976 восстановлен павильон Березовый домик (проект арх. А.А. Кедринского). Реставрировались Горбатый мост, колонна и павильон Орла, мраморные статуи на Террасе-пристани: «Живопись», «Архитектура», «Скульптура», «Математика» (две подняты со дна Белого оз. в 1971; находятся в музейной экспозиции Большого дворца). В 1990-е были восстановлены мосты: Адмиралтейский, Львиный, Карпин (с каскадом). Первые восстановленные залы Большого дворца открылись в 1985. В 2005 завершена капитальная реставрация Приоратского дворца, вновь ставшего частью музея-заповедника. Многое из того, что было поднято из руин в 1950–70-е, разрушено в последние годы руками совр. вандалов.
Лит.: Минкина Г.А., Мамаев К.К. Гатчинский парк. Л., 1956; Пирютко Ю.М. Гатчина. Художественные памятники города и Гатчинского района. 2-е изд. Л., 1979; Елкина А.С. Гатчина. Л., 1980; Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина. Художественные памятники. СПб., 2002. Макаров В.К., Петров А.Н. Гатчина. 2-е изд. СПб., 2006.
Ю.М. Пирютко
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Охотничий дворец
|
Рубрики
|
|
ОХОТНИЧИЙ ДВОРЕЦ (пос. Лисино-Корпус, Тосненский р-н). «Охотничий дом» (он же «дом для помещения приезжающих гостей»), сооружен в 1853-58 в комплексе казенной лесной дачи, все постройки к-рой проектировал Н.Л. Бенуа. Композиционное и декорат. решение дворца своеобразны и имеют черты, предвосхищающие стиль модерн. Внутренние помещения (кабинет, опочивальня, камердинерская и т. д.) скомпонованы вокруг центрального двусветного зала. В процессе внутр. отделки помещений уже готового дворца появилась необходимость его расширить, в связи с чем был пристроен двухэтажный корпус, к-рый соединен с дворцом галереей-залом. Интерьеры О. д. были представлены в журн. «Нива» за 1885. В камер-фурьерском журн. зафиксировано 87 посещений имп. Александром II О. д. в Лисине. В сов. время здание занимали лесная опытная станция (с 1931), а затем, вплоть до наших дней, – общежитие студентов Лесотехн. академии. Внутр. отделка утрачена, дворец нуждается в проведении реставрац. работ.
Лит.: Бартенева М.И. Николай Бенуа. Л., 1985. С. 84-90; Зотова А. Лисино и его обитатели. – http://www.lesprom.spb.ru/newsite/main/article.php?lang=ru&num=n11&part=5&art=13
Ю.М. Пирютко
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Пелла, дворцовый ансамбль
|
Рубрики
|
|
ПЕЛЛА, дворцовый ансамбль (ныне в черте г. Отрадное Кировского р-на), создавался по повелению имп. Екатерины II на левом берегу р. Нева, у Ивановских порогов – на землях, купленных в 1784 у предпринимателя С.Я.иЯковлева. В честь своего внука – вел. кн. Александра Павловича (будущего имп. Александра I) Екатерина II указом от 31 марта 1785 назвала новое дворцовое имение Пеллой (по аналогии со столицей древней Македонии – родиной Александра Македонского). П. стала одним из любимых мест отдыха императрицы. В 1785 по проекту арх. И.Е. Старова в П. начато стр-во имп. дворца, в 1789 осн. корпуса подвели под крышу. Гл. фасад ансамбля в стиле строгого классицизма был обращен к Неве; от обширной речной пристани в сторону дворца поднимались широкие марши кам. лестницы. Центральный парадный трехэтажный корпус фланкировали два симметричных двухэтажных корпуса, выдвинутых вперед и перекрытых куполами. Корпуса соединялись с центральной частью галереями. Монументальность ансамбля усиливалась его протяженностью (сев. фасад – ок. 200 м, юж. фасад со стороны Шлиссельбургского тракта – ок. 500 м). В 1796, после кончины Екатерины II, работы были прекращены, а вскоре по повелению имп. Павла I недостроенный дворец разобран до фундамента, материалы перевезены в СПб. и использовались на стр-ве Михайловского замка. Уцелели только здание почтовой ст. (см. Почтовые станции) и конюшни (ныне в них – управление з-да «Пелла»). Назв. сохр также в наименовании ж.-д. ст. Пелла на линии СПб. – Волховстрой.
Лит.: Столпянский П.Н. Вверх по Неве от Санкт-Петербурха до Шлюшина: Путеводитель. Пг., 1922; Кючарианц Д.А. Иван Старов. Л., 1982. С. 103-120.
А.Д. Марголис
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Приоратский дворец
|
Рубрики
|
|
ПРИОРАТСКИЙ ДВОРЕЦ (г. Гатчина, Приоратский парк), уникальная землебитная постройка в стиле ложной готики (1797-99, арх. Н.А. Львов), неразрывно связанная с пейзажем Черного оз. и Приоратского парка. Стены П. д. возведены из утрамбованной в станке земли, пропитанной особым раствором (с дерев. кессонированными междуэтажными перекрытиями). Назв. этого «земляного Игуменства» связано с учреждением в России «вел. приорства» Мальтийского ордена, однако для орденских церемоний П. д. не использовался. Силуэт двухэтажного здания с высокой кровлей усложнен кам. башней со шпилем (выс. 30,8 м). Вплоть до 1880-х здание не нуждалось в ремонте, использовалось как запасной дворец, с 1885 в нем размещались придворные певчие. После рев-ции 1917 во дворце располагался дом отдыха, дом пионеров, затем Гатчинский краеведческий музей. В 2004 завершена науч. реставрация, дворец вновь открылся для посетителей.
Лит.: Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина: Худож. памятники. СПб., 2001. С. 246-262; Сковпнев С. Три лица «Приората». Гатчина. 2001.
А.Д. Марголис
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Ропшинский дворцово-парковый ансамбль
|
Рубрики
|
|
РОПШИНСКИЙ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ (пос. Ропша, Ломоносовский р-н). Пам. архитектуры и садово-паркового иск-ва XVIII в. Входит в число дворцово-парковых ансамблей, созданных при Петре I на юж. побережье Финского зал. Расположен на высоте 80 м над уровнем моря. Земли на Княжей горе первоначально принадлежали Петру I, к-рый устроил здесь небольшую усадьбу для пользования минеральными водами. Подземные ключи, обнаруженные в Р., использовались также в качестве источника воды для фонтанов Ниж. парка Петергофа. В 1714 царь пожаловал Р. кн.-кесарю Ф.Ю. Ромодановскому. Второй усадьбой в Р. владел гос. канцлер Г.И. Головкин. В 1734 сын Г.И. Головкина Михаил женился на внучке Ромодановского и стал владельцем обеих усадеб и нового кам. дворца, выстроенного по проекту арх. П.М. Еропкина. После вступления на престол имп. Елизаветы Петровны Головкин был сослан в Сибирь, имение передано в казну и превращено в царскую резиденцию. В 1748 арх. Ф. Растрелли была поручена перепланировка дворца, осн. работы велись в 1750-56. Одноврем. с дворцом, выполненным в стиле «рус. барокко», создавался пейзажный парк с системой водоемов и каскадов, гранитными причалами и арочными мостиками, с фонтаном-гротом. В 1762 в Ропшинском дворце был заточен и вскоре убит Петр III. В 1764 Екатерина II подарила Ропшу Г.Г. Орлову. Долгое время усадьбой никто не занимался, она приходила в упадок. В 1782 наследники Орлова продали усадьбу придворному ювелиру И.Л. Лазареву, к-рый занялся переустройством имения. Работы велись в течение 25 лет. Регулярный сад был заменен ландшафтными англ. парками с разветвленной водной системой (инж. Г.И. Энгельман, садовый мастер Т. Грей). По проекту арх. Антонио Порта дворец расширен и надстроен, пристроены два павильона. К работам в Р. были привлечены мн. изв. зодчие – Е.Т. Соколов, Л.И. Руска и др. В частности, по проекту Ю.М. Фельтена в 1787-89 возведено здание Бумажной фабрики. В 1801 Р. стала собственностью Павла I и вплоть до февр. 1917 являлась увеселительной, охотничей и рыболовной усадьбой царской фамилии. После рев-ции имение национализировано, во дворце устроен дом отдыха для парт. и хоз. рук. В годы ВОВ Р. была оккупирована, дворец неоднократно горел, парк изрыт траншеями и заминирован. В послевоен. время дворцовые здания занимала воинская часть, на терр. усадьбы в разное время располагались с.-х. политехникум, рыбхоз, животноводческий совхоз «Октябрьский», Центральная эксперим. станция НИИ озерного и речного рыбохозяйства. В 1990-е восстановленный дворец пережил два пожара. В 2004 ансамбль включен в программу «Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы», реализуемую Пр-вом РФ. Рассматриваются возможности использования Ропши в качестве центра делового туризма, организация во дворце музейных экспозиций, ведутся предпроектные работы.
Лит.: Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 296-301; Ропша. – http://www.lenobl.ru/culture/heritage/ropsha
О.А. Чеканова
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|