«Берегиня», народная студия
|
Рубрики
|
|
подробнее…
|
Волховская школа росписи
|
Рубрики
|
|
ВОЛХОВСКАЯ ШКОЛА РОСПИСИ. Традиции росписи по дереву характерны для нар. худож. ремесел, сформировавшихся в поселениях в р-не Ладожского оз. В С.-Петерб. губ. наиб. изв. получила В. ш. р., возникшая и распространившаяся по берегам р. Волхов. Первыми и наиболее изученными ее образцами являются прялки. Ранние изделия украшались трудоемкой резьбой; краской служила сажа, смешанная с береговой глиной и связанная раствором смолы лиственницы с водой. С нач. XIX в. применяется клеевая роспись по меловому грунту с покрытием олифой или лаком. Это позволило создать более праздничные, сочные росписи. Известны два вида прялок, выполненных в этой технике: «золоченки» и «крашенки». Для первых характерны широкие золоченые полосы по краям лопасти, в центре – растительный орнамент; они особо ценились из-за надписей с именами владелиц. Вторые выделяются изяществом форм, необычностью живописного декора. В росписи четко выражены символы природных стихий – земли, воды и неба. Наиб. расцвета В. ш. р. достигла в сер. XIX в. Во второй пол. ХХ в. в г. Волхов существовало небольшое произ-во по изготовлению кухонной утвари из дерева. При организации в 1968 Лен. объединения нар. худож. промыслов на его базе был создан цех худож. обработки дерева. Волховский цех стал выпускать дерев. изделия с традиционной и совр. росписью – красочные шкатулки, разделочные доски, подносы, поставцы, пасхальные яйца и пр. Основой для воссоздания волховской росписи послужила коллекция прялок ГРМ. Впоследствии роспись была творчески переработана мастерами – появились новые элементы (птицы, фрукты, рыбы), совр. композиционные решения, более разнообразная цветовая палитра. Работы волховских мастеров росписи (среди них Л.П. Чичерина, Е.С. Токарева, М.П. Бут, В.Н. Лыткина) получили признание на отеч. и междунар. выставках. В посл. годы волховскую роспись изучают и развивают в школах искусств Лен. обл., в Рос. лицее традиционной культуры (СПб.). Уникальные образцы В. ш. р. представлены в ГРМ, Музее истории города Волхова, Волховском художественном музее.
Лит.: Покровский Б.Н. Волховская роспись по дереву // Личность и культура. 2001. № 3/4. С. 56-58; Волховская роспись. – http://b1502029.narod.ru/St3.htm
В.И.Киселев
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Вырицкие гобелены
|
Рубрики
|
|
ВЫРИЦКИЕ ГОБЕЛЕНЫ, гобеленовые миниатюры произ-ва ОАО «Узор» (пос. Вырица, Оредежская ул., 2). Ф-ка «Узор» осн. в 1944 на базе швейной артели (с 1991 – ОАО). Наряду с гобеленовыми и мебельно-декорат. тканями с 1994 выпускает В. г. Оригинальные рис. для них разрабатываются фабричные художники, выпускники С.-Петерб. худож.-пром. академии. Всего ими создано ок. 250 наименований В. г. К 70-летнему юбилею Лен. обл. была выпущена серия гобеленов с видами Гатчины («Гатчинский парк», «Приорат»), Гатчинско-го р-на («Выра», «Оредеж» и др.) и СПб.; к 200-летию А.С. Пушкина – серия гобеленов, посвященных жизни и творчеству поэта; по заказу Русского музея разработана серия В. г. с видами всех его филиалов. Гобелены этих серий, пользующиеся спросом как сувениры, разрабатывались на осн. старинных гравюр и акварелей. Продукция ОАО «Узор» удостоена многих дипломов и медалей, в т. ч. диплома лауреатов «100 лучших товаров России». В 2001 в пос. Вырица открыт фирменный маг. ОАО «Узор».
Лит.: Ганцев Р. Вырицкий узор // Оредеж: Лит.-краевед. альманах. Вып.1. СПб., 2002. С. 195-196; Сайт ОАО «Узор». – www.uzor.biz/
О.Н. Ансберг, Е.А. Фролова
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Гончарное дело
|
Рубрики
|
|
ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО. До нач. XX в. Г. д. в России было связано с нар. бытом и распространено практически повсеместно. Гончарные центры возникали обычно близ торг. путей, на базе месторождений качественной гончарной (горшечной) или огнеупорной глины. Сохранялись осн. технол. приемы изготовления и традиционные формы хоз. посуды, выработанные еще в древности. Т. н. «крест. керамика» (горшки, кувшины, миски, бутыли, рукомойники, подойники-«носаки», бочонки, подставки для цветов, кружки, масляники, чайники, латки), как правило, изготавливалась на гончарном круге из красной или серой глины. На терр. совр. Лен. обл. зафиксированы многочисл. центры гончарного произ-ва. В Лодейнопольском у. Олонецкой губ. широкую изв. получила оятская керамика. Гончарный промысел охватывал круг деревень, расположенных в ср. течении р. Оять и на р. Сясь. Здесь изготавливали разнообразную столовую посуду. В Явосемском гончарном центре на рр. Явосьме и Паше (совр. Тихвинский р-н) посуда изготавливалась на ручных гончарных кругах, употреблялся старинный способ обработки поверхности – обварка (сосуд опускали в отвар из льняных головок). Изделия отличались вытянутым овальным туловом, высокой придонной частью и тяжеловесным круглым венчиком-валиком. Как правило, они не были украшены (иногда наносили 2-3 углубленные бороздки под венчиком и на горле сосудов). В Выскатской вол. Гдовского у. наряду с изготовлением гончарной посуды занимались изготовлением кирпича. В Лисинской вол. Царскосельского у. в рус. и фин. деревнях, а также в г. Гатчина и пос. Тайцы помимо гончарных изделий изготавливали игрушки и свистульки. В Тарантаевской вол. Тихвинского у. гончары-карелы занимались изготовлением молочных и печных горшков. В Стремленской вол. Ямбургского у. в ижорских и рус. деревнях в нач. ХХ в. Г. д. занималось 60 чел. Гончарным промыслом занимались также в Перечицкой и Павской вол. Лужского у., в Копорской и Вовашевской вол. Петергофского у. и др. местах. В каждом центре гончарного произ-ва сложилась своя школа, специфические особенности решения форм сосудов и их орнаментики. Керамическая посуда чаще всего удовлетворяла потребности местного нас., она продавалась в своей округе на рынках и ярмарках, развозилась по деревням. Часть продукции попадала в СПб. Близость столицы способствовала ориентации промыслов на вкусы и потребности горожан. Крест. керамика была достаточно популярна в деревенском быту до 1950-х. Помимо сел. гончарных промыслов, в С.-Петерб. губ. простую и поливную посуду из местных глин выпускали гончарные з-ды. Значительные коллекции крест. гончарной керамики имеются в фондах Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника, Тихвинского историко-мемориального и архитектурно-художественного музея, Лодейнопольского историко-краеведческого музея и ряде др.
Лит.: Горб Д.А. Гончарные промыслы Ленинградской области // Промыслы и ремесла народов СССР: Сб. науч. тр. ГМЭ. Л., 1986; Кузнецова И.А. О двух малоизвестных центрах традиционной глиняной игрушки Ленинградской области // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства: Сб. науч. тр. Л., 1991.
Д.А. Горб
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Захожское кружево
|
Рубрики
|
|
ЗАХОЖСКОЕ КРУЖЕВО, коклюшное кружево, составляющее особую группу рус. декорат. кружева. Ист. сложившееся назв. «захонское» связано с местностью Захонье, к-рая в кон. XIX в. объединяла неск. селений Городищенской вол. Новоладожского у. С.-Петерб. губ. (с. Мотоково, дер. Нивинка, Дуняково, Витка, Пчевушка и др.). Предполагается, что кружево здесь начали плести в кон. XVIII – нач. XIX в. в подражание металлическому (местные кружевницы называют кружево «галунцами», «галунами» – так назывались изделия, плетенные из зол. и серебр. нитей), но выполняли его из тонких льняных ниток. В последней четв. XIX в. лен был вытеснен фабричной хл.-бум. нитью. Преимущественно изготавливались отд. предметы большого размера: покрывала, накидки на подушки, жен. платья и пальто, шарфы и косынки. Мерное кружево использовалось в качестве украшения для свадебных полотенец, простынь, рубах, занавесок и др. В белое кружево иногда вводили цветные нити. Для З. к. характерны местные мотивы узоров: пяти- и семилепестковые широкие округлые цветы под названием «медвежья лапа», круги, лопаточки и др. Кружева плели в зимний период не только женщины, но и мужчины. С 1870-х З. к. становится предметом сбыта. В 1920-е создавались артели кружевниц. В 1926 был принят устав Дуняшинской артели, в 1929 артель получила название «Красный Октябрь» и вошла в Производсоюз. Впоследствии кружево стало назвываться «киришским» – по назв. районного центра г. Кириши. В настоящее время искусство плетения кружев изучают в Киришском профтехучилище № 16, работает также кружок кружевоплетения при гор. Дворце дет.-юношеского творчества. В фондах Киришского историко-краеведческогой музея имеется значительная (ок. 300 экспонатов) коллекция образцов З. к.
Лит.: Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. Л., 1983; Паспорт культурной жизни регионов России в сети Интернет: Ленинградская область. М., 2003. С. 63-64. – http://orel3.rsl.ru/regions/32.pdf
И.П.Рыжова
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Киришское кружево см. Захожское кружево
|
Рубрики
|
|
Тематические группировки
|
|
подробнее…
|
«Народные традиции», студии декоративно-прикладного искусства
|
Рубрики
|
|
подробнее…
|
Оятская керамика
|
Рубрики
|
|
ОЯТСКАЯ КЕРАМИКА. В рус. и вепсских деревнях на р. Оять (совр. Лодейнопольский р-н) издавна существовало гончарное дело. Этому способствало наличие залежей высококачественной красной глины. Особое развитие гончарный промысел получил в XVIII в. Оятские гончары в осн. изготавливали разнообразную столовую посуду, а также лепную глиняную игрушку. Длительное совм. проживание вепсов и русских сказалось на формировании стилевого единства оятской керамики – характерны приземистые формы сосудов и штампованный орнамент. Помимо штампов, применяли также рельефную роспись рожком, а также белую и черную ангобную роспись (жидко разведенной глиной). Изредка употреблялась зеленая краска (медный купорос). В нач. XX в. только мастеровыми Сотского погоста Шапшинской вол. Лодейнопольского у. вырабатывалось для продажи более 400 тыс. гончарных сосудов. В 1928 в Оятском р-не насчитывалось 194 крест. «горшечных» (бревенчатые постройки, в к-рых проходили формовка и обжиг керамических изделий). В 1969 в с. Алёховщина Лодейнопольского р-на был создан керамический цех (впоследствии – ООО «Оятская керамика»). К работе были привлечены опытные гончары – А.В. Лукичев, А.З. Бойцов, Г.М. Романов, А.А. Смирнов, к-рые помогли возродить традиции О. к. В 1990-е в селе восстановлена дерев. ц. Михаила Архангела XVII в., ее внутреннее убранство оформлено керамическими изделиями местного произ-ва. Предприятие уничтожено пожаром в 2004, в наст. время идет подготовка к стр-ву новой керамической ф-ки. В селе работает Центр возрождения ремесел, в т. ч. гончарного дела (рук. Л. Иванова).
Лит.: Киселев В.И. «От добрых рук ничего не уходит» // Область культуры. 2006. № 5. С.57-60; Косменко А.П. Народное декоративно-прикладное искусство. Керамика. – http://www.vepsia.ru/tr_culture/iskustvo.php#niz; Оятская керамика. – http://oyatskaya.813.ru/; Храмы, соборы, церкви, часовни. –http://www.lenobl.ru/culture/heritage/cultus/temple?notpl=1
В.И. Киселев
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Промыслы и ремесла традиционные
|
Рубрики
|
|
ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА ТРАДИЦИОННЫЕ, выделились из домашних занятий и ремесел, к-рые были направлены на изготовление предметов крест. быта для собственных нужд. Своеобразие традиционных промыслов Лен. обл. связано с особенностями ист., соц.-экон. и этногр. развития населения. Длительные контакты рус. и финноязычных народов сыграли важную роль в формировании быт. иск-ва края. Нельзя исключить и влияние на творчество мастеров древних центров худож. ремесла – Новгорода, Пскова, Старой Ладоги, Тихвина, а позже СПб. Одним из важнейших занятий народов, населяющих терр. совр. Лен. обл., было ткачество. Встречались практически все изв. в ткачестве техн. приемы: двухремезное, многоремезное, двууточное, браное тканье. Повсеместное распространение имело двухремезное тканье, применяемое для изготовления тонких белых холстов и «пестряди» – клетчатой или полосатой ткани. Большого опыта требовала многоремезная техника тканья с рельефным узором, особенно распространенная в Новоладожском у. Браное ткачество с красно-белыми узорами было развито в Лужском и Лодейнопольском у. Здесь же встречаются и закладные ткани. Интересной разновидностью крест. ткачества являлось изготовление тканных поясов. Их ткали из разноцветных шерстяных нитей на ткацких станах и нестандартных орудиях: дощечках, бердечках и на ниту. Красочностью и нарядностью выделялись вепсские и карельские пояса. С 1930-х широкое распространение получило тканье половиков с хл.-бум. основой и утком из цветных тряпичных лент. Вышивка – традиционный вид нар. творчества. Это иск-во было развито в дер. Лужского, Новоладожского, Лодейнопольского, Тихвинского, Устюженского у. Еще в 1920-е многие местные вышивальщицы владели старинными декорат. швами и узорами, к-рые передавались из поколения в поколение. Широко применялся двухсторонний шов-«роспись», иногда в сочетании с гладью-«атласником» и «набором». Часто в вышивке использовали такие приемы как «крест», «тамбур», а также различные варианты «строчки». Рус. мастерицы Лужского и Новоладожского у. вышивали тамбуром пышные растительные узоры, используя нити, окрашенные яркими анилиновыми красителями. Узоры с геометрическим орнаментом, выполненные двухсторонним швом цветной шерстью, украшали детали одежды ижор и води. В Новоладожском у. местные портные шили к праздникам и свадьбам «щегольские» дубленые полушубки, правую полу и воротник к-рых украшали узорным шитьем. «Стародавний», «досюльный» двусторонний шов применялся для вышивки обрядовых полотенец у русских и вепсов. Орнамент вышивки представлял собой геометризованные мотивы, образующие бордюры, или сложные сюжетные композиции, изображающие фигуры людей, животных, птиц, а также растительные узоры. В сюжетных вышивках нередко встречаются также геральдические птицы, напр., двуглавый орел. У южных вепсов встречались многоцветные узоры, выполненные «строчкой по сетке». Новоладожские мастерицы украшали головные уборы жемчужным шитьем («низание», «саженье»). Такие предметы являлись семейной ценностью и нередко передавались по наследству по жен. линии. Применение жемчуга было закономерным, т. к. он добывался в сев. реках басс. Ладожского и Онежского оз. Полотенца, подзоры простыней, домотканые скатерти обычно обшивались кружевом, плетенным на коклюшках или связанных крючком, реже – на спицах. Коклюшечное кружево изготовляли крестьянки Никольской вол. Шлиссельбургского у., Мозинской, Покровской, Дудергофской и Тосненской вол. Царскосельского у. Широкой изв. пользовались кружевницы Новоладожского у., к-рые плели на коклюшках в осн. предметы большого размера: покрывала, накидки, пелерины, косынки и пр. (см. Захожское кружево). Произ-во кубовой набойки (старинной техники крашения тканей) с крупно- или мелкоузорными геометрическими и растительными орнаментами сохранялось еще в 1930-е в вепсских и рус. деревнях Тихвинского р-на. Резьбой и росписью по дереву украшались избы, предметы домашней обстановки и утварь (см. Фасадная резьба). В любом крест. х-ве встречались изделия, плетенные из корней ели или сосны, а также изделия из щепы, прутьев и берестяная «серебр.» посуда, выполненная диагональным или прямым плетением. К пам. нар. иск-ва относятся прялки. Делали их в каждой семье для собственных нужд. Наиболее искусные мастера изготовляли прялки и на заказ. Прялки из Новоладожского у. расходились по неск. уездам. Широко бытовали цельные «корневые» прялки, вырубавшиеся из дерева с корнями. В каждой местности складывались свои формы прялок и приемы их украшений (см. Волховская школа росписи). Изготавливалась разнообразная глиняная утварь. В селениях по ср. течению рр. Оять, Явосьма, Паша находились центры гончарного произ-ва. Занятие гончарным промыслом было зафиксировано в отд. волостях Ямбургского, Лужского, Царскосельского уездов (см. Гончарное дело; Оятская керамика). Одним из старинных центров металлообработки являлся г. Тихвин. Выполненные здесь накладные или врезные замки с фигурно кованными личинами, а также ключи и светцы, украшенные ажурным орнаментом, отличаются разнообразием и изяществом. Кустарное произв-во гармоней было развито в кон. XIX – нач. ХХ вв. в с. Большое Заборовье (ныне Тихвинский р-н), в г. Тихвин и др. С XIX в. на терр. обл. получили развитие кустарные промыслы – мелкотоварное произ-во изделий, ориентированое на рынок. Оно стало дополнительным хоз. занятием крест. нас. и осн. занятием значительной части гор. жит. В большинстве своем кустари сохраняли традиционные инструменты и техн.-технол. приемы обработки природных материалов (дерева, глины, волокнистых веществ, кожи, металла). В осн. эти изделия были рассчитаны на небогатого гор. потребителя. Приспосабливаясь к его вкусу, мастера совершенствовали технику изготовления, форму и отделку изделий. Помимо своего осн. назначения, эти предметы обладали худож. ценностью и отражали эстетические представления и вкусы их создателей. На терр. совр. Лен. обл. кустарные промыслы существовали повсеместно, но в структуре хоз. занятий нас. занимали разл. место. Процесс индустриализации привел к постепенному исчезновению мн. промыслов, в т. ч. направленных на произ-во с.-х. орудий, средств передвижения, столярного промысла и пр. Отд. промыслы сохранялись до наших дней. Наибольший их расцвет связан с образованием в 1968 Лен. обл. производственного объединения нар. худож. промыслов, деятельность к-рого была направлена на возрождение, сохр. и развитие традиционных промыслов. После распада объединения в нач. 1990-х произошло угасание работы его центров. В настоящее время мастеров поддерживает Ассоциация нар. худож. промыслов и ремесел, общественная орг-ция «Палата ремесел» и Ленинградский областной учебно-методический центр культуры и искусства.
Лит.: Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей: Путеводитель-каталог: Этнографические коллекции и предметы религиозного назначения. СПб., 2001; Киселев В.И. «От добрых рук ничего не уходит» // Область культуры. 2006. № 5. С. 57-60.
Д.А. Горб
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
«Рукодельница», студия
|
Рубрики
|
|
подробнее…
|
«Русская роспись», студия
|
Рубрики
|
|
подробнее…
|
Фасадная резьба
|
Рубрики
|
|
ФАСАДНАЯ РЕЗЬБА. С развитием дерев. крест. архитектуры развивалась и резьба по дереву. Резной обработке подвергались несущие водоспуски на кровле. Резьбой (первоначально глухой, в кон. XIX в. – пропильной) украшались крыльца, фронтоны домов, балконы, усадебные постройки. Причелины фронтона состояли из 2-3 накладных резных досок: ниж. чаще всего оформлялась геометрическим узором из полукружий или треугольных зубцов с круглыми отверстиями над ними, верх. украшалась рядом круглых отверстий. Доски, спускающиеся с конца фронтона («полотенца»), орнаментировались узором из кругов, розеток, квадратов, ромбов. Распространенными мотивами резьбы наличников были круги и полукруги с лучами, прямоугольники, ромбы, фестоны. Резьба на наличниках часто покрывалась яркими масляными красками. Типичные для сев. архитектуры дома, украшенные резьбой, встречаются в Подпорожском р-не (дер. Гимрека, Шилейка, г. п. Важины). У вепсов орнаменты, украшавшие детали дома, повторяли сюжеты традиционных вышивок. Большинство резных наличников на домах Ладвинского об-ва (совр. Подпорожский р-н; см. Ладва) изготовил в 1920-е вологодский плотник Сергей Прокич с сыновьями Константином и Николаем. Для вепсских домов Корвальского сельсовета Бокситогорского р-на характерны крыльца с резными столбиками. В водских и ижорских дер. Ямбургского у. до 1930-х сохранялись дома с кровлями, опирающимися на корневища елей («курицы»), с резными подзорами под крышей и под оконами, со ставнями, украшенными глухой резьбой и разноцветной росписью. В окрестностях с. Котлы верх. и ниж. части наличника украшали резьбой и раскрашивали в 2-3 цвета. Своими резчиками по дереву славился г. Тихвин. Дерев. дома, богато украшенные резьбой (наличники, фронтоны, балконы) сохр. в дер. Лампово Гатчинского р-на.
Лит.: Габе Р.М. Материалы по народному зодчеству западных финнов Ленинградского округа // Западнофинский сборник: Труды КИПС. Вып. 16. Л., 1930; Малиновская З.П. Из материалов по этнографии вепсов // Там же; Динцес Л., Большева К. Народные художественные ремесла Ленинградской области // Советская этнография. 1939. № 2; Архитектурное наследие Ленинградской земли. Л., 1983.
И.П. Рыжова
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|