Роли персон / автор произведения
Андреев Леонид Николаевич (1871 – 1919), литератор
Рубрики
АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871–1919), писатель, драматург. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та (1897). Выступал в суде в качестве защитника (1897–1902). Первый рассказ опубл. в 1892. Среди наиболее изв. произв. А. – повесть «Жизнь о. Василия Фивейского» (1904), рассказы «Красный смех» (1905), «Иуда Искариот и другие» (1907), «Рассказ о семи повешенных» (1908), драмы «К звездам» (1906), «Жизнь человека» (1907), «Дни нашей жизни» (1908), «Тот, кто получает пощечины» (1916), трагедия «Анатэма» (1908). В апр. – окт. 1917 был гл. ред. газ. «Русская воля» в Петрограде. С 1908 поселился с семейством в дер. Ваммельсуу (ныне пос. Серово, Курортный р-н СПб.), где построил оригинальный дом по проекту арх. А.А. Оля (не сохр.). Здесь бывали худ И.Е. Репин, В.А. Серов, И.И. Бродский, писатели М. Горький, К.И. Чуковский, А.С. Серафимович и др. С осени 1918 до мая 1919 жил в дер. Тюрисевя (ныне пос. Ушково, Курортный р-н СПб.), в июле–авг. 1919 – в имении лесопромышленника С.Л. Гуревича в с. Тервус на сев. берегу Ладожского оз. (ныне пос. Терву, Республика Карелия). Умер 12 сент. 1919 на даче писателя Ф.Н.Фальковского (не сохр.) в дер. Нейвола (ныне пос. Горьковское, Выборгский р-н). Первоначально похоронен в часовне на даче А.К. Горбик-Ланге в дер. Неувола. В 1924 прах А. был перенесен на кладб. Картавцева в дер. Метсякюля (ныне пос. Молодежное, Курортный р-н СПб.), а в 1956 – на Литераторские мостки Волковского кладб. в Ленинграде. Соч.: Полн. собр. соч.: В 8 т. СПб., 1913; S.O.S.: Дневник (1914–1919); Письма (1917–1919); Статьи и интервью (1919); Воспоминания современников (1918–1919). М.; СПб., 1994. Лит.: Андреева В.Л. Дом на Черной речке. М., 1974; Иезуитова Л.А. Творчество Леонида Андреева (1892–1906). Л., 1976; Достопримечательности Ленинградской области / Сост. И.А. Орлова. Л., 1977. С. 450-452. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
«Безымянная высота», памятник
Рубрики
«БЕЗЫМЯННАЯ ВЫСОТА» («Холм славы»), памятник в комплексе «Зеленого пояса славы» на правом берегу р. Невы, у Ивановских порогов (Всеволожский р-н). Сооружен трудящимися Выборгского р-на Ленинграда в 1965-68 (арх. Л.И. Копыловский, скульп. Г.Д. Ястребенецкий, Е.И. Ротанова, В.Г. Козенюк). Р-н, где построен мемориал, в 1941 был передним краем обороны Ленинграда. 12 янв. 1943 с этого участка фронта начался артобстрел позиций противника из более чем 4,5 тыс. орудий, что дало возможность форсировать Неву. Композиция рассчитана на обзор с неск. точек. Сооружение представляет собой искусственный холм (выс. св. 20 м) с бетонными лестницами и смотровыми площадками. На верх. обзорной площадке символич. бронзовая скульптурная группа: фигуры солдат, к-рых зовет за собой женщина – олицетворение Победы и стойкости. В комплекс мемориала включены восстановленные оборонит. сооружения 1941-43. Первоначально имелось неск. вариантов назв.: «Холм славы», «Пирамида Победы», «Гимн жизни». По преданию, настоящее назв. возникло случайно. Один пожилой рабочий по завершению стр-ва сказал: «Ну, кажется, наша безымянная высота и готова». Лит.: Лукьянов Ю.А. Зеленый пояс славы. Л., 1972. С. 103-112; Достопримечательности Ленинградской области. Л., 1977. С. 268; Лукьянов Ю.А. Рубежи стойкости и мужества. Л., 1985. С. 82-87; Ганшин В., Сердобольский О. Кольцо памяти, кольцо славы. Л., 1988. С. 60-62. И.А. Карпенко, Ю.М. Пирютко
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Драматический театр на Литейном
Рубрики
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР НА ЛИТЕЙНОМ, областной (СПб., Литейный пр., 51), до 1990 – Театр драмы и комедии. Открыт в 1945 как молодежный Театр-студия под рук. А.Б. Винера, собств. помещения не имел. С 1957, после восстановления здания, разрушенного во время ВОВ, – по совр. адресу. Являясь обл. театром, ок. половины выступлений проводил за пределами Ленинграда. Творческий подъем театра совпал с назначением Я.С. Хамармера на должность гл. реж. (1966-86) и приглашением молодых талантливых реж. Е.Л. Шифферса («Маклена Граса» М. Кулиша; «Кандидат партии» А.А. Крона, 1965), Е.М. Падве («Свидания в предместье» А.В. Вампилова, 1970; «Веселый тракт» Б.Л. Васильева, 1971; «Трамвай “Желание”» Т. Уильямса, 1972; «Чудаки» М. Горького, 1973), Л.А. Додина («Роза Берндт» Г. Гауптмана, 1975; «Недоросль» Д.И. Фонвизина, 1977), К.М. Гинкаса («Последние» М. Горького, 1968; «Похожий на льва» Р.-М.-И. Ибрагимбекова, 1974; «Царствие земное» Т. Уильямса, 1978), сотрудничавших с худ. Э.С. Кочергиным. В 1986-89 гл. реж. театра – В.С. Голиков («Ремонт» М.М. Рощина, «Прощай, Иуда!..» И. Иредыньского, «Солярис» С. Лема), в 1990-94 – Г.Р. Тростянецкий («Скупой» Ж.-Б. Мольера, «Король Лир» У. Шекспира, «Ворон» К. Гоцци, «Привидения» Г. Ибсена). В посл. годы театр, отказавшийся от штатной должности гл. реж., по-прежнему делает ставку на лидеров совр. петерб. режиссуры, сотрудничая с Ю.Б. Дворкиным, А.В. Галибиным, Ю.Б. Маминым, В.Б. Пази, Климом (В.А. Клименко), Ю.Н. Бутусовым, Г.Л. Васильевым, В.А. Тумановым, Г.М. Козловым, Р.В. Смирновым, Г.И. Дитятковским. В театре проводились фестивали ретроспективных показов лучших спектаклей реж. К. Гинкаса (1991), А.В. Эфроса (1992), П.Н. Фоменко (1994), В.В. Фокина (1996). Под крышей театра в 1991 начинал свою деятельность коллектив В.М. Крамера «Фарсы». С 2002 осуществляется проект «Мастерская в Театре на Литейном», в рамках к-рого молодым реж. предоставляется возможность дебютных постановок. В разное время в труппе играли и играют актеры: И.А. Макеев, Т.В. Щуко, Т.П. Тарасова, Ю.А. Панич, В.В. Харитонов, И.И. Краско, Е.П. Меркурьев, З.А. Квятковская, К.Л. Датешидзе, Н.Б. Байтальская, В.С. Ермолаев, Т.Д. Ткач, Е.Я. Немзер, Л.А. Кубарев, С.А. Фурман, А.А. Лыков, В.Г. Захаров, М.В. Разумовский, А.В. Девотченко, А.Л. Баргман, С.С. Дрейден, В.И. Сухоруков, В.А. Кухарешин, О.Б. Самошина, Л.А. Осокин. С 1998 худож. рук. театра – А.В. Гетман. В основе здания театра – перестроенный в 1870 конный манеж гр. Шереметевых (арх. А.К. Серебряков, реконструировано в 1905). Театральное помещение оборудовано в 1909 для Литейного театра (с 1912 – театр «Мозаика», с 1913 – Литейный Интимный театр). В 1918 – Театр Худож. драмы, в 1919 – вновь созданный Театр-студия. В 1926-28 здесь работал Передвижной театр П.П. Гайдебурова и Н.Ф. Скарской, в 1928-31 – Театр рабочей молодежи (ТРАМ), в 1931-32 – Первый рабочий театр Пролеткульта, с 1932 до нач. ВОВ – Театр Ленингр. обл. Совета профсоюзов (ЛОСПС). Лит.: Литейный, 51 // Театр. 2000. № 1. С. 38-51. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Карты и планы
Рубрики
КАРТЫ И ПЛАНЫ. Наиболее старые К. и п. территории Лен. обл. относятся к XVI в. Приневье и Карельский перешеек с г. Нотеборг (Шлиссельбург) и Кексгольм (Приозерск), хотя и с многочисл. искажениями, представлены на «Карте Марина» О. Магнуса (она же «Карта Готика», 1539; гравирована в Венеции). Появлению К. и п. способствовали войны (так составлены, напр., планы осады Кексгольма 1610), а также работы по разметке рус.-швед. границы. На карте А. Буреуса «Orbis Arctoi» (1626) впервые представлены правильные очертания озер Ладожское, Онежское, Ильмень. В XVII в. К. и п. Ингерманландии составлялись в ходе землеустроительных работ, проводимых швед. властями (напр., Ген. карта Ингерманландии 1704). Первая такая рус. карта «Географический чертеж Ижорской земли» сделана А. Шхонебеком в 1704-05. На ее осн. с учетом произошедших после стр-ва СПб. изменений под руководством И.К. Кирилова в 1727 составлена карта Ингерманландии для «Атласа Российского» (изд. в Нюрнберге на лат. яз. в 1734). Картографирование вост. р-нов современной Лен. обл. также производилось в XVIII в., в т. ч. и в связи с их экон. освоением. К. и п. Юж. Приладожья появились в 1720-40-е после открытия Ладожского кан. (см. Ладожские каналы). В 1762 составлена карта Обонежской пятины Новгородской губ., леса к-рой были пригодны для стр-ва кораблей. В 1821 издана Ген. карта Новгородской губ. К. и п. Выборгской, С.-Петерб., Новгородской губ. составлялись в ходе проведения Ген. межевания во второй пол. XVIII в. В XVIII–ХIХ вв. на терр. области проводились воен.-топографические съемки, здесь работали воен. геодезисты и топографы П.И. Нейгардт, Ф.Ф. Шуберт, А.Р. Бонсдорф. Результатом их работы стала, например, Военно-топографическая карта С.-Петерб. губ. (1863). В 1849 издана Этнографическая (сост. П.И. Кёппен), а 1852 – Геологическая карта С.-Петерб. губ. (сост. С.С. Куторга). Вся терр. современной Лен. обл. представлена на «Этнографической карте Европ. России» (1851, сост. П.И. Кёппен). В сов. период продолжались работы по картографированию. В 1927 издана новая этнографическая карта, охватывающая всю Лен. обл., – в качестве приложения к кн. Д.А. Золотарева «Этнический состав населения Северо-западной области и Карельской АССР». Однако изданию общедоступных подробных и точных К. и п. препятствовал режим секретности. В 1934 опубл. «Атлас Лен. обл. и Карельской АССР», в 1967 – «Атлас Лен. обл.», в к-ром наряду с картами размещения населения, экон. развития представлена карта учреждений культуры. С кон. 1980-х появляется большое количество изданий карт и атласов, адресованных туристам, рыболовам, грибникам, любителям спорт. ориентирования. В их числе атласы «Лен. обл. и районные центры» (масштаб 1:200000), «Юго-Запад Лен. обл.» (1:100000), «Карельский перешеек» (1:100000), «Реки и озера Карельского перешейка» (1:50000). Издаются планы отд. городов обл. В 2005 опубл. «Большой автодорожный атлас СПб. и Лен. обл.», в к-ром зап. и центральная части обл. представлены картами масштаба 1:100000, менее заселенная вост. часть – картами 1:200000. Наряду с дорогами, на картах обозначены и памятники. Издана двухтомная «Археол. карта Лен. обл.» (сост. В.А. Лапшин; 1990, 1995), материалы к-рой сгруппированы по р-нам. Проводилось медико-экологическое картографирование, см.: «Экологическая карта Лен. обл.» (2005). В 2006 изд-во «Дискус Медиа» выпустило Большой автодорожный и справочный атлас Лен. обл., наилучшим образом отражающий совр. состояние края. К. и П. отд. частей обл. прилагаются ко мн. современным краевед. изданиям. К. и п. территории Лен. обл. хранятся в собр. различных б-к и архивов России и заруб. стран (в осн. в Швеции), в т. ч. в собр. Ленинградского областного государственного архива в г. Выборг: Ф. 531 «Карты, планы и чертежи г. Выборга, Выборгской, Куопиоской, Миккельской губерний» (854 дела, 1751–1944); Ф. 532 «Карты, планы и чертежи железнодорожных, шоссейных и водных путей сообщения г. Выборга и Выборгской губ.» (57 дел, 1812–1938). Лит.: Санкт-Петербург и Ингерманландия в архивах Швеции. Швеция в архивах Санкт-Петербурга: Материалы рос.-швед. семинара. СПб., 2005; Эренсверд У. Шведское картографирование Ингерманландии // Шведы на берегах Невы. Стокгольм, 1998; Maps of the Neva river and adjacent areals in Swedish archives / Ed. by L. Bagrov & H. Kohlin. Malmo, 1953; http://around.spb.ru/maps/ А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Кировск, г.
Рубрики
КИРОВСК, город, адм. центр Кировского р-на. Нас. – 25,4 тыс. чел. Расположен на левом берегу Невы. Город протянулся вдоль берега более чем на 5 км, имеется пристань. В 5 км южнее К. проходит автомагистраль «Кола», город связан автомоб. дорогами с большинством населенных пунктов р-на. Рядом с К. находится ж.-д. ст. Невдубстрой, от к-рой идет ветка к ст. Мга на линии СПб. – Волховстрой. В 1929 – пос. Невдубстрой при стр-ве ГРЭС. В 1934 ГРЭС присвоено имя С.М. Кирова – одного из инициаторов ее стр-ва. 20 мая 1936 – рабочий пос., 5 нояб. 1953 преобразован в город районного подчинения, тогда же присвоено совр. назв. В 1965 получил статус города обл. подчинения. С 1 апреля 1977 – центр одноим. р-на. В годы ВОВ поселок был практически полностью разрушен, сохр. лишь неск. зданий. Восстанавливался в послевоен. период, когда сложился архит. облик совр. К. В 1950–1960-е застраивался в осн. двух-трехэтажными зданиями, с 1970-х – пяти-шестиэтажными. В К. базируется администрация музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда». В К. работают дом культуры, гор. и дет. б-ки, Дом творчества юных, детские муз. и худож. школы. Издается газ. «Ладога», работает радиостанция «Новый канал» и ред. телевещания «Ладога-ТВ». На центральной пл. города установлен пам. С.М. Кирову (скульп. Е.В. Вучетич). Действует ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи. Лит.: Аркадьев В. Кировск. Л, 1974; Даринский А.В. Ленинградская область. Л., 1975. С. 214-215; Кировск: Фотоальбом. Л., 1979; По Неве и Волхову. СПб., 1982. С.15-16; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 62-63. С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
"Комедианты", театр
Рубрики
«КОМЕДИАНТЫ», гос. драматический театр (СПб., Лиговский пр., 44). Учрежден в 1989 решением Исполнительного к-та Лен. обл. Совета нар. депутатов. Худож. рук. с основания М.А. Левшин. Неск. лет театр не имел собственного помещения, совр. адрес с 1994. В репертуаре пьесы А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, А.Н. Островского, В. Шекспира, Лопе де Вега, Э. Ростана, Т. Уильямса, Э. де Филиппо, совр. драматургов С. Кочнева, В. Карасева, В. Зимина, Дарио Фо и др. В спектаклях заняты артисты В. Полетаев, Н. Мещанинова, В. Матвеев, В. Костецкий, С. Русскин, М. Сергеев, А. Белова и др. Театр ведет интенсивную гастрольную деятельность в России и за рубежом. Ежегодно «К.» показывает жителям Лен. обл. не менее 75 спектаклей. С 1992 под руководством театра регулярно проводится благотворительный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга – детям» для воспитанников дет. домов и школ-интернатов обл. Лучшие спектакли «К.» стали лауреатами театральных фестивалей. Театр располагается в быв. доходном доме А.Н. Перцова (арх. С.П. Галензовский, И.А. Претро; 1910-11). Лит.: Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий / Сост. Т.В. Голованова, И.А. Базарова. СПб., 2003. С. 35-36; Марчук И. Новая жизнь «Комедиантов» // Театральный Петербург. 2005. Сентябрь; Сайт театра. – http://www.komedianty.spb.ru/ А.В. Ланской
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
КРИМ ("Критическая Масса"), театр-студия
Рубрики
КРИМ («Критическая масса»), театр-студия (г. Сосновый Бор, пр. Героев, 61). Создан в 1982 при клубе Лен. атомной электростанции, рук. и реж. – Ю.В. Илюхина. В 1991 коллектив получил звание «народный театр». С янв. 2006 работает при Центре развития личности «Гармония». В труппе более 25 актеров в возрасте от 16 до 70 лет. Поставлено ок. 25 спектаклей по пьесам А.С. Пушкина, А.В. Вампилова, В.К. Арро, Л.А. Филатова и др. Неоднократный лауреат обл. фестиваля «Театральная весна», в т. ч. в 2000 за спектакль по пьесе П. Бессона «Диалог животных» получил диплом «Лучший спектакль», в 2006 за спектакль «Сказка о попе и работнике его Балде» – диплом «За оригинальность пластических решений». Театр показывал свои работы в Гатчине, Волхове, Обнинске, Петрозаводске, СПб.; принимал участие в 10-м Междунар. фестивале молодежных театров в Вене (2001). При театре существует любительское объединение «Клуб полуночников». А.Б. Федулова
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Культовые камни
Рубрики
КУЛЬТОВЫЕ КАМНИ. Поклонение К. к. зарегистрировано на всем севере Вост. Европы, включая страны Прибалтики и Скандинавию. Широко представлены камни-следовики с выбитым углубленным изображением отпечатков человеческой ступни. Иногда такие изображения сопровождаются углублениями в виде следов животных. Реже встречаются отпечатки человеческой руки и изображения рогов, рыбы, трезубца, треугольника, круга, овала, стрелы и т. д. Особые группы образуют чашечные камни с характерными круглыми углублениями и камни-крестовики. Существует предположение о связи камней-следовиков с культом Велеса, покровителя домашнего скота; позднее он трансформировался в почитание св. Власия. К. к. – характерный элемент традиционной аграрной культуры, отражающий длительное взаимодействие языческих и христианских представлений (т. н. «двоеверие»). В процессе христианизации сел. нас. их уничтожали, исполнение др. обрядов запрещали. Позднейшие легенды и предания о К. к. связаны с христианскими верованиями. В XIX–XX вв. местные жители сохр. представление о лечебных свойствах К. к., обычай приносить им дары. Сведения о камнях со знаками на терр. Лен. обл. систематизированы А.В. Курбатовым. Большая часть К. к. до наших дней не сохр. Нек-рые камни исследованы археологами. Среди них огромный валун с изображением ступни на окраине курганного могильника у дер. Большая Вруда в Волосовском р-не (Е.А. Рябинин, 1971), камень «Пятница» у дер. Большое Конезерье в Лужском р-не (Г.С. Лебедев, 1979), неск. камней в Приозерском р-не (А.И. Сакса, 1980; В.А. Лапшин, 1990) и др. Широко известен Конь-камень на о. Коневец в Ладожском оз., к-рый служил местом языческих жертвоприношений. Лит.: Лебедев Г.С. Памятники урочища «Священка» на оз. Врево в Верхнем Полужье // Археология и история Пскова и Псковской земли: Тезисы конференции. Псков, 1987. С. 67-69; Курбатов А.В. Культовые камни и почитаемые источники на территории Ленинградской области // Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 2. СПб., 1995. С.179-193; Рябинин Е.А. От язычества к христианству (По материалам средневекового прошлого Северо-Западной Руси) // Культурное наследие Российского государства. Вып. III. СПб., 2002. С. 130-149. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Ленину В.И. памятники
Рубрики
ЛЛЕНИНУ В.И. ПАМЯТНИКИ. После смерти В.И. Ленина Совнарком принял постановление об увековечении его памяти. Первонач. в городах обл. местными силами создавались временные пам. из недорогих материалов (гипс, дерево, бетон). Во второй пол. 1920-х спец. Комиссией ЦИК СССР был разработан определенный стандарт изображения вождя, осн. на фотографиях и кинохронике. Для массового распространения был рекомендован бюст работы М.Я. Харламова, скульпт. фигура работы В.В. Козлова, маска и барельеф, выполненные И.Д. Шадром. В период ВОВ на временно оккупированных терр. многие пам. были уничтожены или демонтированы. В 1950-е открытие пам. и бюстов Ленина стало официальной традицией; как правило, это приурочивалось к годовщинам Октябрьской рев-ции и дням рождения Ленина. В Лен. обл. были установлены пам.: в г. Луга (1955, скульп. Е.Г. Захаров), в г. Выборг (1957; скульп. Ш.В. Микатадзе, арх. Ю.А. Дьяконов, А.И. Алымов), в г. Волхов (1965, скульп. И.И. Рабин), в г. Приозерск (1966, скульп. П.М. Криворуцкий), в г. Гатчина (1958, скульп. В.И. Ингал), в г. Сланцы (1958; скульп. Р.Н. Будилов, арх. Ф.А. Гепнер), в г. Бокситогорск (1958), в пос. Ильичёво (1957; скульп. А.И. Даниленко, А.Г.Плискин, В.И. Татарович, Г.Д. Ястребенецкий) и др. Лит.: Калинин Б.Н. Памятники Ленинграда и его окрестностей. Л., 1965. С. 137-142; Достопримечательности Ленинградской области. Л., 1977. С. 180, 184. И.А. Карпенко
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Лодейнопольский народный театр комедии
Рубрики
ЛОДЕЙНОПОЛЬСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР КОМЕДИИ (г. Лодейное Поле, ул. Урицкого, 1, Дом нар. творчества им. Ю.П. Захарова). Осн. в 1961 по инициативе К.В. Пиотровской. В том же году театру присвоено звание «народный коллектив». Участники театра – люди разных возрастов и специальностей. Наибольшего расцвета театр достиг, когда им руководили реж. Н. Тухкина и В. Бродянский. Среди лучших постановок – спектакли по произв. А.Н. Островского, В.М. Шукшина, Н. Анпилова, Ю. Сотника. С 1990 худож. рук. театра Б.П. Уткин. Театр неоднократно становился дипломантом обл. фестиваля «Театральная весна»: дипломами «Лучший спектакль» награжден в 1990 за спектакль «Так погиб Гуска» по пьесе М. Кулиша, в 1992 – за постановку по водевилю Д.Т. Ленского «Маскарад в летнем клубе»; в 1994 удостоен диплома «За многолетний эксперимент в комедийном жанре», в 1998 за спектакль «Мнимый больной» по пьесе Ж.Б. Мольера отмечен дипломом «За яркое воплощение мировой классики», и др. На фестивале, состоявшемся в 2006, театр получил пять дипломов (два – за режиссуру и жанровый поиск и три – за лучшие роли). Лит.: Информационный сборник ЛОУМЦКиИ. 2002. № 1. С. 41 И.Н. Илларионова
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Марьино, усадьба
Рубрики
МАРЬИНО, усадьба (вблизи дер. Андрианово, Тосненский р-н). В кон. XVIII в. усадьбой владел гр. А.С. Строганов, при нем на правом берегу р. Тосна построен двухэтажный кам. дом. В 1813-19 дом перестроен гр. С.В. Строгановой. Тогда же возникло назв. Марьино – в честь М.Я. Строгановой, первой владелицы усадьбы с 1726. Первонач. вариант проекта перестройки предположительно разработан А.Н. Воронихиным, строитель – арх. И.Ф. Колодин. Существовавший ранее особняк был надстроен, парадные интерьеры богато декорированы лепкой и росписью. В усадьбе находились большая б-ка (24 тыс. томов) и значительная картинная галерея. Марьинский парк решен в стиле и традициях рус. пейзажных парков кон. XVIII – нач. XIX вв. В 1825-45 реконструкцией усадьбы занимался П.С. Садовников, им же в соавторстве с И.Ф. Колодиным построена ц. Троицы Пресвятой. После 1917 в усадьбе нек-рое время располагался музей. В 1930 все предметы убранства поступили в ГРМ и др. музеи. Во время ВОВ часть дворца взорвана. Восстановительные работы впервые проводились в 1959-65 (арх. М.А. Сементовская). В настоящее время дворец отремонтирован усилиями арендатора, терр. благоустраивается. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С.172-175; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005.С. 191-193. О.А.Чеканова
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
«Парк Монрепо», государственный музей-заповедник
Рубрики
«ПАРК МОНРЕПО», гос. историко-архитектурный и природный музей-заповедник (г. Выборг, пос. Северный). Осн. в 1988 по инициативе акад. Д.С. Лихачева. Расположен на терр. поместья Монрепо баронов Николаи на берегу Защитной бухты Выборгского залива в сев.-зап. части о. Твердыш. В состав музея-заповедника входят гл. усадебный дом (1800-е, арх. Ж.А. Мартинелли) и библиотечный флигель; скальный пейзажный парк (35 га); лесопарковый массив с гранитными грядами (сельгами) ледникового периода (130 га, пам. природы Лен. обл.); акватория залива (132 га). Дерев. усадебный дом находится в процессе реставрации. Часть его помещений с мая по октябрь используется в качестве выставочных и концертных залов. В составе паркового ансамбля сохранились гл. ворота, колонна Павла I, обелиск братьям Августу и Карлу Броглио (де Брольи) на Левантийской скале, источник «Нарцисс». Реставрирована капелла Людвигсбург на острове-некрополе Людвигштайн, воссозданы павильон «Храм Нептуна», Китайские мостики в р-не о. Колонны, Чайная беседка. В фондах – ок. 5 тыс. ед. хр. С 1991 ежегодно проводятся фестивали камерной классической музыки «Вечера в Монрепо», с 1998 – фестивали молодежной музыки «Дверь в лето». Музей-заповедник ежегодно принимает ок. 80 тыс. посетителей. В 1995 включен в Список особо ценных объектов культурного наследия РФ. Лит.: Туристский путеводитель по Ленинградской области / Под ред. М.Б. Биржакова. СПб., 2003. С. 99-100; Музей-заповедник «Парк Монрепо». – htth: // www.head.vyborg.ru/monrepo2.htm А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
«Суйда», музей-усадьба
Рубрики
СУЙДА, музей-усадьба (Гатчинский район, пос. Суйда, Центральная ул., 4). В XII–XV вв. суйдинский погост был одним из адм.-терр. центров Копорского у. Водской пятины. Петр I пожаловал быв. швед. мызу Суйда П.М. Апраксину. При нем была устроена загородная усадьба, а в 1718 воздвигнут храм Воскресения Христова (см. Воскресения Христова ц.). В 1759 усадьбу вместе с с. Воскресенское и дер. Мельницы приобрел А.П. Ганнибал. В имение входила также дер. Кобрино. Выйдя в отставку в 1762, Ганнибал поселился в имении. При нем создано обширное поместье с подъездной березовой аллеей к усадьбе и парку, устроены верх. парк в стиле голландского барокко и ниж., пезайжный, – в стиле рококо. Одна из достопримечательностей ниж. парка – камень-валун, превращенный в огромное садовое кресло. Парк украшали грот и беседка, канал, по к-рому ходили лодки, и клумба с большими солнечными часами. Поскольку естественных водоемов не было, был вырыт пруд, устроена сеть мелиоративных кан. С 1781 поместье перешло к И.А. Ганнибалу, здесь его посещал А.В. Суворов. В 1805, после смерти владельца, имение продано коллежскому асессору В.В. Цыгорову. В 1971 на месте утраченной могилы А.П. Ганнибала воздвигнута стела (арх. М.Н. Мейсель). В 1986 открыт Музей истории Суйды (работал до 1993). В 1999 быв. поместье Ганнибала получило статус музея-усадьбы, под экспозиции ему передали сохр. с XVIII в. флигель. На фасаде установлены мем. доски с именами владельцев и в память о посещении имения родителями А.С. Пушкина. В музейных фондах ок. 1000 ед. хр. Ср. кол-во посетителей в год – 11,5 тыс. чел. Лит.: Гришина Л. И., Файнштейн Л. А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973. С. 198-199; Нет больше в Суйде Лукоморья… / Сост. А. Бурлаков. Гатчина, 2001. С. 3-8; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 323-328; Музей-усадьба «Суйда». – http://lomuz.spb.ru/mus/index.php?m1=600&m2=0&ms=2 И.А.Карпенко
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Театр юного зрителя (г. Гатчина)
Рубрики
ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ (ТЮЗ) (г. Гатчина). Образован в мае 2003 по решению Пр-ва Лен. обл. как обл. выездной театр. Худож. рук. и дир.р – С.А. Рытов. В репертуар ТЮЗа вошли лучшие дет. спектакли гатчинских муниц. театров «Встречи» и «Причастие». ТЮЗ не имеет постоянного помещения, его мобильная труппа гастролирует по Лен. обл. и др. р-нам Северо-Запада России. Театр показывает более 120 спектаклей в год: среди них дет. спектакли: «О страшном драконе и храбром сапожнике» М. Ковнадской, «Жираф и Носорог» Г. Хорста и «Золушка» Е. Шварца (постановка Е. Котельниковой); спектакли для взрослых: «Поза эмигранта» Г. Слуцкой, «Ах, эти женщины» У. Гаррисона, «Счастливый день» А.Н. Островского (режиссер М. Карлина). В Гатчине планируется стр-во здания для ТЮЗа. С.А. Рытов
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Толстой Федор Петрович (1783–1873), художник
Рубрики
ТОЛСТОЙ Федор Петрович, граф (1783–1873), медальер, рисовальщик и живописец, тайный советник (1846). Окончил Мор. кадетский корпус (1802), служил на флоте, с 1804 в отставке. С 1802 в АХ (вольноприходящий, учился у И.П. Прокофьева). С 1806 служил при Эрмитаже. В 1810-25 медальер Монетного двора. С 1825 преподавал в АХ; проф. (с 1842), поч. ч. (с 1809), вице-през. (1828-59), товарищ (зам.) през. (1859-68) АХ. Наибольшую известность получил как автор восковых барельефов: «Душенька» (1808-09, ГЭ), сцены из «Одиссеи» Гомера (1810-15, ГТГ) и медальонов: серии в память воен. событий 1812-15 (1814-26, ГРМ), рус.-персидской войны 1826-28 и рус.-турецкой войны 1828-29 (1826-39, ГРМ). Илл. пером к поэме «Душенька» И.Ф. Богдановича (1820-33, ГТГ, изд. в 1850) оказали заметное влияние на развитие рус. книжной графики. Создавал миниатюрные рис., иллюзионистские натюрморты («Букет цветов, бабочка и птичка», 1820, ГТГ), вырезал силуэты с изображением сцен нар. и армейской жизни, подняв этот жанр на высокий проф. уровень. Сочинил балеты «Эолова флейта» (1838) и «Эхо» (1842), наметил в рис. их сценографию. Особая манера Т., характерная для всех видов его творчества, сочетала формальные принципы классицизма с романтическим восприятием действительности. Масон. Участник движения декабристов. Состоял чл. «Союза спасения» и Коренной управы «Союза благоденствия» (1818-21), отошел от движения в 1821 и по высочайшему повелению к следствию привлечен не был. Поч. ч. Вольного об-ва любителей рос. словесности (1818, пред. с 1820) и Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств (1817). Один из основателей и пред. (1819-20) Об-ва учреждения уч-щ по методе взаимного обучения. Автор мемуаров. В 1788-90 жил в г. Выборг, где служил его отец. В 1850-70-х Т. принадлежала усадьба «Марковилла» в окрестностях Выборга (ныне 4-й км Светогорского ш., не сохр.). Здесь его навещали худ. А.И. Мещерский, Г.Г. Чернецов, историк Н.И. Костомаров и зоолог Н.А. Северцов. Похоронен в СПб. на Лазаревском кладб. Александро-Невской лавры (Некрополь XVIII в.). Соч.: Записки графа Ф. П. Толстого. М., 2001. Лит.: Кузнецова Э. В. Федор Петрович Толстой, 1783–1873. М., 1977; Выборг: Очерк-путеводитель / Сост. Е.Е.Кепп. Л., 1980. С. 86; Новоселова З.А. Выборг в жизни Ф.П.Толстого // Страницы Выборгской истории: Краеведческие записки. Выборг, 2000. С. 325-331. А.Д. Марголис
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…