Персоны энциклопедии
/
Екатерина II, императрица
1
2
Тихвинский Успенский монастырь | |
Рубрики | |
ТИХВИНСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (г. Тихвин). В память об обретении 26 июня 1383 на берегу р. Тихвинка чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии (впоследствии – Тихвинская) была построена приходская дерев. ц. Успения Богородицы. Между 1507 и 1515 на том же месте по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича сооружен кам. Успенский собор по образцу Успенского собора Моск. Кремля – кубический пятиглавый шестистолпный храм с тремя апсидами (строители Дм. Сырков и Фрязин). Храм посещали Василий III (1526) и Иван IV (1547). По указу Ивана IV при храме 12 февр. 1560 устроен муж. общежительный мон. Комплекс, сооруженный Ф.Д. Сырковым, окружали дерев. стена и ров. В 1581 сооружена двухэтажная трапезная палата с ц. Рождества Богородицы, в 1591-93 – Св. врата с ц. Вознесения Господня и приделом Св. Вмч. Феодора Стратилата. В 1593–1600 на средства Бориса Годунова построена пятишатровая трехъярусная звонница. В 1613 мон. выдержал осаду швед. войск. В 1623 сильно пострадал при пожаре. В 1668-70 к собору пристроены приделы Прор. Илии и Ап. Иоанна Богослова (арх. Ларион Осипов), сооружены кам. башни над зап. и вост. вратами монастыря, где в дальнейшем были устроены цц. Тихвинской иконы Божией Матери и Свят. Николая. В 1682-90 построены кам. больничные палаты с ц. Св. Ап. Андрея (позднее – Двенадцати Апостолов), архимандричьи, келарские, казенные, братские кельи. Последние сооружениями XVII в. были Покровская ц. (1691, 1699–1702) и часовня иконы Божией Матери «Споручница грешных». С 1721 в обители открыты первые в Тихвине школа и богадельня. Мон. был отнесен к I классу, он пользовался особым вниманием рос. императоров: здесь бывали Петр I (1717), Елизавета Петровна вместе с будущими Петром III и Екатериной II (1747), Павел I (1799), Александр I (1823) и Александр II (1858). Во время ремонта собора в 1795-98 устроены четырехскатная кровля и луковичные главы, он был расписан ярославскими мастерами под рук. Лонгина Шустова. В 1784–1801 возведены башни и кирпичные стены. В 1802-04 построено кам. здание богадельни с ц. Божией Матери «Всех скорбящих радости», в 1803 открыто духовное уч-ще. Парадные ворота (установлены в 1805) по приказу Павла I украсила решетка с ограды Аничкова дворца. В 1860-65 Тихвинская ц. расширена кам. часовней «Крылечко», выдержанной в формах рус. «узорочья» XVII в. (арх. Н.Л. Бенуа, он же перестроил в 1871-77 в «русско-романском» стиле Покровскую ц., позднее переосвященную в Крестовоздвиженскую). В 1871-76 перестроена и переосвящена в честь Покрова трапезная ц. На терр. обители были похоронены иноки и настоятели мон., один из рук. обороны мон. в Смутное время кн. Симеон Прозоровский (схимонах Сергий), историк Я.И. Бередников, исследователь старины И.П. Мордвинов; А.П. Римский-Корсаков, отец комп. Мон. закрыт не ранее 1924, Успенский собор – в 1930-е, Тихвинская ц. – в 1937. Полностью уничтожены кладб., гостиница, вост. стена с Никольской башней и церковью и сев. стена. Кельи и церкви использовались как жилье и под произв-во. 158 икон из собора после 1955 перевезены в ГРМ. Часть архива и б-ки находится ныне в СПб. Ин-те истории РАН. В 1968 ряд помещений передан Тихвинскому историко-мемориальному и архитектурно-художественному музею. В окт. 1944 приходу возвращена Тихвинская ц., к-рая до 1989 была единственной действующей в р-не. Мон. вновь открыт в июле 1995, 9 июля 1997 первую литургию в соборе служил митр. С.-Петерб. и Ладожский Владимир. С сент. 1998 настоятель игумен Евфимий (Шашорин). В 2000-03 установлены колокола. Чудотворная икона Божией Матери, захваченная нем. войсками в 1941 во время оккупации Тихвина, 8 июля 2004 возращена в мон. Лит.: Тихвинская чудотворная. Тихвин, 1993; Чудотворная икона Тихвинской Богоматери: Иконография – история – почитание. СПб., 2001; Колесникова Л.А., Александр Гарклавс, прот. Тихвинская икона Божией Матери. Возвращение. СПб., 2004; К Тихвинской на богомолье. СПб., 2004; Книга об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской / Сост. Е.В. Крушельницкая. СПб., 2004; Виноградова Л.В. С Тобою, Богородица… СПб., 2004. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Шлиссельбурга города герб | |
Рубрики | |
ШЛИССЕЛЬБУРГА ГОРОДА ГЕРБ. Официальный символ, утвержденный решением Собрания представителей г. Шлиссельбург (второго созыва) от 7 февр. 1997 № 2/7 «О гербе г. Шлиссельбург». Геральдическое описание герба: «В лазоревом поле пересеченная лазоревая и зеленая оконечность, тонко окаймленная серебром и обремененная серебряной четырехугольной вытянутой в пояс крепостью, имеющей впереди и позади по одному треугольному бастиону, с зеленым двором посередине. Над оконечностью золотой ключ в столб, обращенный бородкой вправо и сопровожденный во главе золотой императорской короной без лент». Герб составлен между авг. 1724 и июнем 1727 товарищем герольдмейстера гр. Ф.М. Санти на основании сенатского указа 1724. Утвержден имп. Анной Иоанновной 3 марта 1730, подтвержден сенатским указом от 8 марта 1730. 7 мая 1780 подтвержден имп. Екатериной II. 7 мая 1857 переутвержден имп. Александром II с нек-рой доработкой: введено отделение оконечности серебром, зеленый цвет в оконечности, введено в общем порядке статусное обрамление. Герб внесен в Гос. геральдический регистр РФ под № 148. Лит.: Винклер П.П. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи. М., 1990. С. 170; Борисов И.В., Козина Е.Н. Геральдика России. М., 2005. С. 177. А.А. Трипольская | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Шубин Федот Иванович (1740-1805), скульптор | |
Рубрики | |
ШУБИН (Шубной) Федот Иванович (1740–1805), скульптор. В СПб. с 1759. В 1761-67 учился в АХ у Н.-Ф. Жилле. Пенсионер АХ в Париже (1767-70) и в Риме (1770-72). С 1772 – член Болонской АХ, с 1774 акад. Рос. АХ. Мастер психологического скульпт. портрета. С 1774 работал в осн. по заказам имп. двора и кр. вельмож (скульпт. портреты Екатерины II, Павла I, П.А. Румянцева, Б.П. Шереметева, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко и др.). Исполнил статуи и рельефы для Мраморного дворца и Троицкого собора Александро-Невской лавры, медальоны-горельефы рус. вел. князей в интерьерах Чесменского дворца. Похоронен на Смоленск. правосл. кладб., позже перезахоронен в Некрополе мастеров иск-в Александро-Невской лавры. Неоднократно бывал в пригородных усадьбах вельмож для этюдов. В 1789-90, предположительно, работал над бюстом Г.А. Потемкина в усадьбе Островки (см. Островки, дворец). В 1800 неоднократно посещал Гатчину, в Гатчинском дворце работал над бюстом Павла I. Лит.: Лазарева О.П. Русский скульптор Федот Шубин. М., 1965; Яковлева Н.А. Федот Иванович Шубин, 1740–1805. Л., 1984. Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Язык. Письменность (водь) | |
Рубрики | |
Водский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи, наиболее близок к северо-восточному диалекту эстонского. В настоящее время водский язык знают лишь некоторые люди старшего поколения. Язык бесписьменный. Открытие води и водского языка для российского читателя принадлежит нарвскому пастору Фр.-Л. Трефурту, чье сообщение о чуди, т.е. води, с изображением женского костюма появилось в 1783 году. Трефурт описал целый ряд обычаев и верований води в деревне Котлы (Каттила) (Кингисеппский р-н), привел некоторые образцы водского языка. Насколько неизвестен был этот язык в конце XVIII века, свидетельствует одно письмо Екатерины II, где водь копорских деревень названа «варягами». Со статьи Трефурта начинается трехвековая дискуссия о происхождении води и водского языка. Одни исследователи утверждали, что водский язык – диалект эстонского, а водь – недавние эстонцы, другие отстаивали независимое древнее происхождение води. Водский язык основательно исследован лингвистами. Наиболее крупный вклад в его изучение внес эстонский ученый П.А. Аристе (Ariste P.). На протяжении многих столетий водь находилась в постоянном общении с русскими. Уже с давних пор она усваивала русский язык, обряды и обычаи и постепенно забывала свой говор. Общая с русским населением религия облегчала возможность смешанных браков и ускоряла процесс обрусения. С появлением же сельских школ, где преподавание велось на русском языке, обрусение води пошло еще быстрее. Но все же русский язык оказал сравнительно меньше влияния на говор води, чем это можно было бы предположить. Из русского языка водь заимствовала много слов, но фонетически оказалась под влиянием родственных по языку соседей: ижор, эстов, эурэмейсет, савакот. Эти соседи окружают водь с востока. запада и севера. Водская речь не во всех местах одинакова. В основном водский говор можно делить на два: восточный, образовавшийся под влиянием эурэмейсет и савакот. Этот говор лучше всего сохранился в деревне Ице(и)пино (Кингисеппский р-н). Все остальные деревни относятся к западному говору, который подвергся влиянию ижор. Особняком между финскими селениями и обрусевшей водью, стоит деревня Куровицы (Кингисеппский р-н). Она утратила многое из своего говора, значительно сблизилась с говором прилужских финнов и потому приняла тот своеобразный вид, который имеется налицо. Использованные источники: 1. сайт http://vadjamaa/narod.ru (03.04.2008) : карта. 2. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008) 3. Водь // Финно–угры и балты в эпоху средневековья / отв. ред. тома В.В. Седов, д–р ист. наук ; под общей ред. акад. Б.А. Рыбакова. – М. : Изд-во «Наука», 1987. – С. 34–42; 34–35. – (Археология СССР). 4. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71–88; 74–75. 5. Ленсу Я.Я. Материалы по говорам води // Западнофинский сборник. [Вып.] 16. Труды комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран / АН СССР. – Л. : Издательство Академии наук СССР, 1930. – С. 201–203. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Ямгородская крепость | |
Рубрики | |
ЯМГОРОДСКАЯ КРЕПОСТЬ (г. Кингисепп, на правом берегу р. Луга). Крепость Ям построена в 1384 за 33 дня под рук. новгородских посадников. Контролировала водный и сухопутный пути из Новгорода в портовые города Балтики. Отразила нападения шведов в 1395, ливонских немцев в 1397, устояла в войне с ливонцами в 1443-48. В 1448 расширена пристройкой внеш. линии стен и приспособлена к применению огнестрельного оружия. В кон. XV – нач. XVI вв. реконструирована в связи с широким использованием артиллерии. Новая крепость пл. 2,5 га имела план в виде трапеции. Периметр внеш. обвода достигал 720 м. По нему было расставлено 6 круглых и не менее трех четырехугольных башен. Стены и башни сложены из известняка, окружены рвом, соединенным с прудом. Внутри «большого города» располагался детинец с двумя круглыми и двумя квадратными башнями по углам. Вход в него состоял из двух соединенных между собой башен. В детинце находилась кам. ц. Архистратига Михаила, построенная в кон. XIV в. (существовала до второй пол. XVII в.). В 1581 крепость Ям впервые взята шведами, в 1590 отвоевана русскими. В 1612 вновь захвачена шведами. В 1682 шведы взорвали обветшавшие укрепления, оставив только детинец, и начали насыпать земляные укрепления. В 1703 Ям взят рус. войсками, по проекту Петра I укреплен земляными бастионами. Кам. детинец в 1781 разобран до основания по указанию Екатерины II. В наст. время сохр. два сев. бастиона (1703) с прилегающими куртинами, рвы и пруд, обозначающие контур крепости. Ниж. части кам. укреплений сохр. в земле на значительном протяжении. Раскопки проведены А.Н. Кирпичниковым в 1971. Вскрыты участки стен детинца и «большого города» рубежа XV–XVI вв., основание храма кон. XIV в. На терр. крепости в здании быв. Ямбургского коммерческого уч-ща работает Кингисеппский историко-краеведческий музей. Лит.: Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984. С. 180-209. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… |
1
2