Библиография / Ракчеев Е. Н. Дмитрий Иванович Журавский. М., 1984
Бумажная фабрика
Рубрики
БУМАЖНАЯ ФАБРИКА (пос. Ропша), памятник пром. архитектуры. Построена в 1787-89 (проект Ю.М. Фельтена, осуществление – арх. С.П. Берников). Здание расположено на берегу пруда в вост. части Ропшинского парка. В комплекс Б. ф. с помощью плотин включены многочисл. пруды и водоемы, т. к. в производственном цикле использовалась энергия падающей воды. Планировка здания характерна для раннего классицизма XVIII в.: в плане корпус Б. ф. представляет собой замкнутый квадрат с внутр. двором. Со стороны гл. фасада здание трехэтажное, оштукатуренное. Оно обращено в сторону пруда и парка и имеет по бокам две симметричные арки. В 1917 Б. ф. национализирована, с 1939 –трикотажное предприятие. В годы ВОВ разрушена, восстановлена в 1949-56. В 1952 здание Б. ф. и пруды переданы Всесоюзному науч.-иссл. ин-ту озерного и рыбного х-ва, к-рый организовал здесь опытную станцию. Лит.: Гоголицин Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 182-183. О.А. Чеканова
Авторы
  •  
подробнее…
Выставочные залы
Рубрики
ВЫСТАВОЧНЫЕ ЗАЛЫ. В Лен. обл. имеется широкая сеть В. з., работающих при музеях, домах и дворцах культуры, гор. и районных б-ках. С апр. 1979 работает В. з. при Сланцевском историко-краеведческом музее. За эти годы в нем было представлено более 200 выставок из фондов музея, а также музеев России, Украины, Эстонии, Дании, Норвегии, Германии. С апр. 1991 в выставочном зале при Тосненском историко-краеведческом музее организуются выставки декорат.-прикладного иск-ва. С 25 янв. 1994 в В. з. г. Кировск (ул. Пионерская, 1; филиал музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда») организуются науч.-тематические, худож., декорат.-прикладные экспозиции, фотовыставки из фондов музеев СПб., Лен. обл., музеев России и зарубежья. Здесь также проводятся семинары, науч. конференции, встречи с ветеранами. В. з. существуют также в музее-усадьбе В.В.Набокова «Рождествено», в Сосновоборском художественном музее современного искусства, в Гос. музее «Выборгский замок», Ивангородском историко-архитектурном и художественном музее и др. В 1999 организован В. з. Пр-ва Лен. обл. «Смольный» (СПб., ул. Смольного, 3). Он расположен в здании быв. Мещанского уч-ща Смольного ин-та (1765-75; арх. Ю.М. Фельтен), в помещении хорового зала. Здесь проводятся выставки совр. иск-ва, осуществляются выставочные проекты музеев Лен. обл. и всего Северо-Запада. Организаторами выступают гос. учреждение культуры «Музейное агентство», К-т по культуре СПб., Пр-во Лен. обл. В ряде случаев выставки, впервые представленные в «Смольном», затем экспонируются в городах Лен. обл. Также организуются семинары, встречи, конференции, круглые столы. Лит.: Выставочный зал Смольный. – http://www.peterout.ru/art/exhibitions/282945/?print=1 Е.А. Морозова
Авторы
  •  
подробнее…
Захаров Андреян (Адриан) Дмитриевич (1761 – 1811), архитектор
Рубрики
ЗАХАРОВ Андреян (Адриан) Дмитриевич (1761–1811), архитектор. В 1767-82 учился в СПб. АХ у Ю.М. Фельтена и А.А. Иванова, затем до 1786 занимался в мастерской Ж.Ф. Шальгрена в Париже. В 1787-1811 преподавал архитектуру в АХ, акад. (с 1794), проф. (с 1797). Вершиной творчества зодчего является перестройка здания Гл. Адмиралтейства в СПб. (с 1806; закончена в 1823, после смерти З.). В 1799–1801 гл. арх. г. Гатчина. Принимал участие в реконструкции Гатчинского дворца, в проектировании и стр-ве гор. и дворцово-парковых сооружений: павильоны «Птичник» и «Ферма» в парке «Зверинец»; Львиный мост над протокой между Черным оз. и Картинным прудом; Горбатый мост, соединяющий две части Длинного о-ва на Белом оз.; Холодная ванна (не сохр.); построил Лютеранскую церковь Святого Апостола. Петра в дер. Малые Колпаны (Гатчинский р-н). Похоронен в СПб. на Смоленском правосл. кладб., в 1940 прах перенесен в Некрополь XVIII в. Александро-Невской лавры. Лит.: Шуйский В.К. Андреян Захаров. СПб., 1995. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Лютеранская церковь Святых Апостолов Петра и Павла (г. Выборг)
Рубрики
ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА (г. Выборг, Пионерская пл., 6). Нем. община существовала в Выборге с сер. XVII в., но собственной церкви не имела. Богослужения сначала проводились в одном из залов ратуши, а с нач. XVIII в. в фин. лютеранской ц., находившейся в быв. соборе Доминиканского мон. В 1783 имп. Екатерина II, посетившая Выборг, дала разрешение на постройку нем. церкви. Сбор средств проходил в общинах СПб., Нарвы, Дерпта, Риги. Тогда же произошло объединение нем. и швед. общин. Кам. ц. заложена в 1793 на участке сев.-вост. куртины крепости. Церк. здание в стиле классицизма построено в 1793-96 по проекту арх. Ю.М. Фельтена; по стилистике оно напоминает сооруженные им в СПб. церкви Св. Анны и Св. Екатерины (армянская). Стр-вом руководил арх. И. Брокман. Первоначально ц. собирались назвать в честь Св. Екатерины – покровительницы императрицы, однако стр-во закончилось уже при имп. Павле I. Освящена 26 июня 1799. Реконструирована в 1885 (арх. Й.Я. Аренберг). В февр. 1940 закрыта. После взятия города фин. войсками в ц. совершались богослужения (кон. лета 1941 – до 11 июня 1944). После войны в здании находился Дом пионеров. В 1991 ц. возвращена лютеранской общине, в 1994 вновь освящена. Лит.: Князева Е.Е., Соловьева Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России. XVIII–XX вв. Ч. 1. СПб., 2001. С. 71-72; Исторические евангелическо-лютеранские церкви и приходы на Северо-Западе России. СПб., 2003. С. 15; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 202. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Промышленная архитектура
Рубрики
ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА. Изучение конструктивных и функциональных особенностей производственных сооружений с точки зрения их эстетической выразительности началось сравнительно недавно. На материале Лен. обл. подобных иссл. пока не предпринималось. Немногочисл. дошедших до нашего времени построек пром. назначения XVIII–XIX вв. объясняется, в первую очередь, необходимостью реконструкции и обновления действующего произ-ва. К старейшим техн. сооружениям на терр. области можно отнести Староладожский (Петровский) кан., стр-во к-рого было начато в 1719. Канал протяженностью 104 версты шел параллельно юж. берегу Ладожского оз. Гл. роль в его устройстве сыграл Б.К. Миних, руководивший стр-вом в 1724-31. В р-не г. Новая Ладога сохр. облицованные гранитом вход (т. н. Екатерининское устье) и три водоспуска (Красношлюзный, Кривоколенный и Белозерский), устроенные при реконструкции канала в 1764-67. В 1861-67 прорыт Новоладожский (Александровский) кан., так же, как и Петровский, соединяющий Новую Ладогу с г. Шлиссельбург. Сохр. мост «на колоннах» и четырехкамерный гранитный шлюз на выходе старого кан. в Неву (1836, арх. П.П. Базен). Логичность и ясность формы отличают сохр. до нашего времени пам. раннего классицизма – здание Бумажной фабрики в пос. Ропша (1788-94, арх. Ю.М. Фельтен). Примечательны два рабочих пос., застраивавшиеся в XIX в. Один из них находится в г. п. Дружная Горка, главную улицу к-рого образуют добротные дерев. дома, строившиеся для мастеров-стеклодувов з-да Ритинга (осн. в 1801). До недавнего времени сохранялось здание заводской конторы (1862; полностью сгорело в 1998). Другой – пос. «Парусинка» в юж. части г. Ивангород – комплекс корпусов льноджутовой ф-ки А.Л. Штиглица и кирпичных жил. домов, построенных им для для рабочих в 1850-е. Выдающимися пам. своего времени являются комплексы первых сов. электростанций, сооруженные по проектам Г.О. Графтио, – Волховская (1926) и Нижнесвирская (1933) ГЭС. Обе они – яркие образцы конструктивизма. К этому же ряду можно отнести и 8-ю ГРЭС – тепловую электростанцию, работавшую на торфе (начата сооружением в 1929). Ее стр-во положило начало совр. г. Кировск. Ее прямоугольные корпуса в четком ритме вертикальных членений соединены в динамичной композиции, силуэт к-рой определяют семь труб, видных издалека в панораме левого берега Невы. Не менее выразителен комплекс мельничного и хлебного комбината на Морской наб. в г. Выборг (1931, арх. Е. Хуттунен) с мощными вертикалями цилиндров элеватора. В 1932 в г. Волхов вошел в строй первый в стране алюминиевый з-д. Электролизный цех, фасад к-рого разбит ячейками прямоугольных оконных проемов, построен в монолитном железобетоне по проекту Н.Е. Лансере. Крупнейшие стройки послевоен. времени в Лен. обл.: комб-т «Фосфорит» в г. Кингисепп (первая очередь – 1963), Киришский нефтеперерабатывающий комплекс (с 1966), Ленинградская атомная электростанция в г. Сосновый Бор (первый блок – 1973). Масштабы этих сооружений, при их принципиальной технологичности и функционализме, поражают своим размахом и придают определенный знаковый характер местам их расположения. Лит.: Достопримечательности Ленинградской области / Сост. И.А. Орлова. Л., 1977; Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга. Л., 1977. С. 198-199; Промышленность Ленинградской области. История и современность. СПб., 2000; Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района. Гатчина, 2003; Штиглиц М.С., Лелина В.И. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. СПб., 2003. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ропшинский дворцово-парковый ансамбль
Рубрики
РОПШИНСКИЙ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ (пос. Ропша, Ломоносовский р-н). Пам. архитектуры и садово-паркового иск-ва XVIII в. Входит в число дворцово-парковых ансамблей, созданных при Петре I на юж. побережье Финского зал. Расположен на высоте 80 м над уровнем моря. Земли на Княжей горе первоначально принадлежали Петру I, к-рый устроил здесь небольшую усадьбу для пользования минеральными водами. Подземные ключи, обнаруженные в Р., использовались также в качестве источника воды для фонтанов Ниж. парка Петергофа. В 1714 царь пожаловал Р. кн.-кесарю Ф.Ю. Ромодановскому. Второй усадьбой в Р. владел гос. канцлер Г.И. Головкин. В 1734 сын Г.И. Головкина Михаил женился на внучке Ромодановского и стал владельцем обеих усадеб и нового кам. дворца, выстроенного по проекту арх. П.М. Еропкина. После вступления на престол имп. Елизаветы Петровны Головкин был сослан в Сибирь, имение передано в казну и превращено в царскую резиденцию. В 1748 арх. Ф. Растрелли была поручена перепланировка дворца, осн. работы велись в 1750-56. Одноврем. с дворцом, выполненным в стиле «рус. барокко», создавался пейзажный парк с системой водоемов и каскадов, гранитными причалами и арочными мостиками, с фонтаном-гротом. В 1762 в Ропшинском дворце был заточен и вскоре убит Петр III. В 1764 Екатерина II подарила Ропшу Г.Г. Орлову. Долгое время усадьбой никто не занимался, она приходила в упадок. В 1782 наследники Орлова продали усадьбу придворному ювелиру И.Л. Лазареву, к-рый занялся переустройством имения. Работы велись в течение 25 лет. Регулярный сад был заменен ландшафтными англ. парками с разветвленной водной системой (инж. Г.И. Энгельман, садовый мастер Т. Грей). По проекту арх. Антонио Порта дворец расширен и надстроен, пристроены два павильона. К работам в Р. были привлечены мн. изв. зодчие – Е.Т. Соколов, Л.И. Руска и др. В частности, по проекту Ю.М. Фельтена в 1787-89 возведено здание Бумажной фабрики. В 1801 Р. стала собственностью Павла I и вплоть до февр. 1917 являлась увеселительной, охотничей и рыболовной усадьбой царской фамилии. После рев-ции имение национализировано, во дворце устроен дом отдыха для парт. и хоз. рук. В годы ВОВ Р. была оккупирована, дворец неоднократно горел, парк изрыт траншеями и заминирован. В послевоен. время дворцовые здания занимала воинская часть, на терр. усадьбы в разное время располагались с.-х. политехникум, рыбхоз, животноводческий совхоз «Октябрьский», Центральная эксперим. станция НИИ озерного и речного рыбохозяйства. В 1990-е восстановленный дворец пережил два пожара. В 2004 ансамбль включен в программу «Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы», реализуемую Пр-вом РФ. Рассматриваются возможности использования Ропши в качестве центра делового туризма, организация во дворце музейных экспозиций, ведутся предпроектные работы. Лит.: Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 296-301; Ропша. – http://www.lenobl.ru/culture/heritage/ropsha О.А. Чеканова
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Руска Луиджи (1762-1822), архитектор
Рубрики
РУСКА (Ruska) Луиджи (1762–1822), архитектор. Выходец из Швейцарии. В 1783 приехал в СПб., работал кам. дел мастером у Ю.М. Фельтена, Дж. Кваренги, Ф.И. Волкова, Е.Т. Соколова, В. Бренны. Самостоятельную деятельность начал в 1790-х. Гл. работы в СПб.: казармы Гренадерского, Кавалергардского и Измайловского полков, Дом ордена иезуитов, дворец Бобринских (П.В. Мятлева), портик Перинной линии, Скорбященская ц. на Шпалерной ул. Строил в пригородах СПб. и во мн. городах России. Производил разл. работы во дворцах и парках Гатчины и Ропши, в т. ч. построил Полковничий корпус Ропшинского дворца (1802-06). По заказу Почтового управления в 1805 создал образцовый проект, по к-рому были построены станционные почтовые дома по Нарвскому и Моск. трактам. До наших дней сохр. здания почтовых ст. в дер. Кипень (Ломоносовский р-н), дер. Каськово и Чирковицы (Волосовский р-н), дер. Ополье (Кингисеппский р-н), дер. Померанье (Тосненский р-н). В 1818 уехал из России. Лит.: Александрова Л.Б. Луиджи Руска. Л., 1990; Малиновский К.В. Семья Руска в Санкт-Петербурге и окрестностях. Гатчина, 2003. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…
Соколов Егор Тимофеевич (1750 - 1824), архитектор
Рубрики
СОКОЛОВ Егор Тимофеевич (1750–1824), архитектор. Ученик, помощник и преемник арх. Ю.М. Фельтена, строитель-практик. В СПб. руководил стр-вом гл. кор. АХ (1776-86), участвовал в сооружении Михайловского замка (1897-1800), перестраивал здание Гл. почтамта (1803). Из самостоятельных построек наиболее значительная – угловой корпус Публичной б-ки (1795-1801). В 1784-86 построил ц. Тихвинской иконы Божией Матери в с. Путилово (не сохр.). В 1786-89 руководил постройкой имп. дворца в Пелле по проекту И.Е. Старова. В 1890-х участвовал в перестройке Ропшинского дворцово-паркового ансамбля. Лит.: Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. СПб., 1997. С. 995-996. Ю.Н. Кружнов
Авторы
подробнее…
Усадьбы
Рубрики
УСАДЬБЫ. В нач. ХХ в. на терр. совр. Лен. обл. насчитывалось до 2000 усадеб. В осн. они возникли одновременно с СПб. «Родовых гнезд», принадлежавших одной фам. из поколения в поколение, было сравнительно мало. У. часто меняли владельцев, иногда при этом полностью изменяя свой облик. Многие У. служили для представительства и серьезного практического значения для хозяев, располагавших обширными земельными владениями в др. частях страны, не имели. Однако существовали и кр. хоз. комплексы, со скотными дворами, конюшнями, амбарами, оранжереями, с.-х. угодьями. Среди У. в окрестностях СПб. были настоящие шедевры, не уступавшие прославленным царским резиденциям: Ропша Лазаревых; Гостилицы Разумовских и Потемкиных; Тайцы и Сиворицы Демидовых; Рябово Всеволожских; Осиновая роща Лопухиных; Монрепо баронов Николаи; Марьино Строгановых; Дылицы (Елизаветино) Трубецких). В формировании этих У. принимали участие видные мастера рус. архитектуры: А.В. Квасов, С.И. Чевакинский, Ю.М. Фельтен, А. де ла Порто, Ф.И. Волков, И.Е. Старов, Л. Руска, Н.А. Львов, А.Н. Воронихин, В.И. Беретти, А.И. Мельников, А.П. Брюллов, А.И. Штакеншнейдер, Г.А. Боссе, П.С. Садовников, Н.Л. Бенуа, А.И. Кракау; садовые мастера Т. Грей, В. Гульд, Г.И. Энгельман, П.И. Эрлер и др. В архитектуре усадебных домов отразились черты раннего классицизма (Тайцы, Сиворицы), ампира (Марьино, Котлы, Рождествено), эклектики (Лисино-Корпус, Краморская, Торосово). В планировке парков преобладал пейзажный англ. стиль, идеально отвечающий особенностям сев. природы с многочисл. водоемами, просторными лугами, незначительно всхолмленной местностью. В кон. XIX – нач. XX вв. на юге обл. появились впечатляющие усадебные комплексы в стиле модерна и неоклассицизма, принадлежавшие новым финанс. магнатам: Рапти Половцовых, Боровое Львовых в Лужском р-не; Белогорка Фоминых–Елисеевых под Сиверской и др.). Исключительно велико мем. значение усадеб, связанных с именами выдающихся предст. культуры и науки, гос. и воен. деятелей, предпринимателей: М.В. Ломоносова (Усть-Рудица), А.П. Ганнибала (Суйда), А.Н. Оленина (Приютино), А.Р. Томилова (Успенское), К.Ф. Рылеева (Батово), И.И. Пущина (Пущина горка), Ю.Ф. Лисянского (Кобрино), А.К. Толстого (Пустынька), К.И. Бистрома (Романовка), В.Д. Поленова (Имоченицы), М.Н. Муравьева (Сырец), А.Д. Зиновьева (Гревова), А.Л. Штиглица (Краморская), В.В. Набокова (Выра, Рождествено), Н.К. Рериха (Извара); уникальный бальнеологический курорт Лопухинка и т. д. При У., как правило, находились церкви, многие из к-рых представляли значительную худож. ценность (цц. Троицы Пресвятой в Марьино и в дер. Пятая гора, Владимирская ц. в Дылицах, Никольская ц. в Белогорке; ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня в пос. Лисино-Корпус и др.). Систематического изучения У. как культурно-ист. пам. в дорев. годы не велось, хотя отд. публикации появлялись (напр., в 1910 – «История одного дома» Н.Н. Врангеля о Мариенгофе Резвых в Ямбургском у.). В 1920-е было обследовано ок. 50 У. Одновременно начались разорения и деградация усадебных комплексов в результате национализации и конфискации худож. ценностей. Помещичьи У. часто становились центральными усадьбами совхозов и колхозов, дома использовались для размещения разл. учреждений, школ, дет. домов, б-ц, санаториев, домов отдыха, воинских частей. Одним из немногих исключений на нек-рое время оставалась усадьба Марьино, ввиду своего худож. и ист. значения объявленная музеем (расформирован в нач. 1930-х). Замечательные произв. декорат.-прикладного иск-ва, живописи и скульптуры, украшавшие усадебные дома, уникальные б-ки, как правило, расхищались. Их незначительная часть оседала в краевед. музеях или перевозилась в Ленинград. Нем. оккупация обширной части Лен. обл. в 1941-44 привела к разрушению и уничтожению многих У. После ВОВ велось восстановление отд. усадебных домов (см. Реставрация архитектурных памятников), однако комплексного восстановления, приведения в порядок зеленых насаждений, гидросистем не производилось. Остатки усадебных парков стремительно исчезали. В 1960–1970-е серьезная работа по выявлению усадебных комплексов, многие из к-рых вообще были не известны, проводилась специалистами Обл. инспекции по охране пам., ин-та Спецпроектреставрация. Результатом многолетних иссл. стали фундаментальные обзоры Н.В. Мурашовой и Л.П. Мыслиной по усадьбам Лен. обл., частично опубл. в журн. «Ленинградская панорама» и выходившие отд. изданиями (по Лужскому, Ломоносовскому, Кингисеппскому, Всеволожскому р-нам). Книга Мурашовой «Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии» (2005) стала своеобразным реквиемом, констатируя многочисл. факты вандализма. Пережив воен. лихолетье, многие У. гибнут в наше время вследствие равнодушия, бесхозяйственности и безответственности. Сгорели ценнейшие пам. дерев. классицизма в пос. Скреблово и в дер. Кобрино; доведен до полного разрушения уникальный парковый ансамбль усадьбы Рапти; разрушен дворец в пос. Ропша, восстановленный после войны; в аварийном состоянии находится усадебный дом в Белогорке, прекрасно сохранявшийся еще в 1960-е. Система гос. охраны пам. федерального значения обнаружила свою малую эффективность. В 2000-е предпринимаются попытки передачи отд. усадебных комплексов в долгосрочную аренду частным лицам и фирмам с обязательством восстановления и реновации дворцов и парков. Реставрируются У. в с. Рождествено и в дер. Дылицы (Елизаветино). Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987; Мурашова Н., Мыслина Л. Усадьбы Гатчинского района // Ленинградская панорама. 1989. № 4. С. 33-36; № 5. С. 10-12; Они же. Усадьбы Волосовского района // Ленинградская панорама. 1990. № 9. С. 14-18; Они же. Усадьбы Всеволожского района // Санкт-Петербургская панорама. 1992. № 3. С. 35-37; Они же. Усадьбы Тосненского района // Санкт-Петербургская панорама. 1993. № 9. С. 26-28; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Ломоносовский район. СПб., 1999; Они же. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Лужский район. СПб., 2001; Они же. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Фельтен Юрий Матвеевич (Георг Фридрих) (1730 – 1801), архитектор
Рубрики
ФЕЛЬТЕН (Velten) Юрий Матвеевич (Георг Фридрих) (1730–1801), архитектор, педагог. Учился при СПб. АН (1740-45), в 1750 окончил Тюбингенский ун-т. Гл. арх. Канцелярии от строений (1740-45). С 1775 – проф., затем – дир. АХ (1789-94). В СПб. Ф. принадлежат проекты Старого Эрмитажа (1771-87), Чесменской ц. (1777-80), Невской ограды Летнего сада (1771-84; совм. с П.Е. Егоровым), и мн. др. Автор построек в Петергофе и Царском Селе. В г. Выборг по проекту Ф. построена Лютеранская церковь Святых Апостолов Петра и Павла (1793-96). Храм в формах классицизма имеет градообразующее значение и входит в число сооружений, определявших архит. облик одной из центральных площадей города. Ф. также принадлежит проект Бумажной фабрики в Ропше. Лит.: Коршунова М.Ф. Юрий Фельтен. Л., 1988; Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга. Л., 1977. С. 129; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 182-183, 271. О.А. Чеканова
Авторы
  •  
подробнее…