Вокзалы железнодорожные
Рубрики
ВОКЗАЛЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ. Для разработки проектов станционных вокзалов на первой крупной жел. дороге в России между СПб. и Москвой был образован к-т в составе арх. К.А. Тона, Р.А. Желязевича, Н.Е. Ефимова, А.П. Брюллова. Официальное открытие магистрали, получившей в 1855 назв. Николаевской, состоялось 1 нояб. 1851. К открытию было построено 34 ст. с вокзалами по типовым проектам четырех классов. Крупные ст. I и II классов располагались на расстоянии 73-84 версты, между ними, на расстоянии 18-37 верст, строились ст. III и IV классов. Вокзалы I и II классов (арх. Р.А. Желязевич, инж. М.С. Волков, И.Ф. Кениг и др.) отличаются размерами (длина, соответственно, 115 и 86,7 м). Они построены по т. н. островной системе: здания обнесены крытыми галереями, под к-рыми находятся перроны. Галереи изготовлены из стандартных чугунных колонн и ферм. Ближайшая к СПб. ст. I класса – М. Вишера (в Новгородской обл.). На терр. Лен. обл. сохр. вокзал II класса на ст. Любань. В комплекс входит круглое в плане здание паровозного депо с мастерскими, перекрытое большим куполом. Недалеко от вокзала в 1867 сооружена ц. Петра и Павла Апостолов, в к-рой похоронен строитель дороги П.П. Мельников. Следующая по времени стр-ва жел. дорога СПб. – Варшава открыта 15 дек. 1862. В 1872 в Гатчину подошла соединительная ветка от Петергофской ж. д. (открыта в 1857). На этом направлении сохр. дерев. станционные павильоны на платформах Дудергоф (Можайская) и Мариенбург. Вокзал «Гатчина-Балтийская» не сохр. На его месте – новая постройка павильонного типа (1958, арх. Л.В. Доброницкая). Вокзал в Луге (1951) и вокзал «Гатчина-Варшавская» (1947) построены по проекту арх. Д.П. Бурышкина. Гатчинский вокзал украсил скульпт. фриз, посвященный освобождению города (скульп. Я.А. Троупянский). В 1950-е построены вокзальные здания в духе «сталинского классицизма» на ст. Волховстрой и Петрокрепость. Их подчеркнуто торжественный облик, эмблематика воен. и трудовой славы в оформлении напоминали о недавней Победе. Вокзал на ст. Ладожское озеро (1974), сооруженный в форме стилизованного надолба, включен в мем. комплекс с паровозом блокадного времени. На открытой 1 февр. 1870 линии Финляндской ж. д. станционные здания первоначально были дерев. Их перестройка в камне происходила в 1898–1917 по проектам арх. Б. Гранхольма в духе «сев. модерна». Вокзал в г. Выборг (1913, арх. Э. Сааринен и Г. Гезелиус), разрушенный в годы Второй мировой войны, принадлежал к значительным произв. фин. архитектуры. Новое здание вокзала (1953; арх. А.В. Васильев, Д.С. Гольдгор и др.) включило фрагменты старого сооружения, но по стилю принадлежит к сов. архитектуре классицистического направления. К 150-летию Октябрьской ж. д., отмечавшемуся в 2001, проведены комплексный ремонт и благоустройство станционных сооружений. Реконструкция вокзала в г. Тихвин (построен в 1900) была проведена в 2004 в связи с подготовкой к торжествам, связанным с возвращением в город чудотворного образа Тихвинской иконы Божией Матери. Лит.: Богданов И.А. Вокзалы Санкт-Петербурга. СПб., 2004. С.107-108, 139-140, 182-184. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Гезеллиус Герман (Херман) Эрнст Хенрик
Рубрики
ГЕЗЕЛЛИУС (Gesellius) Герман (Херман) Эрнст Хенрик (1874–1916), архитектор. В 1897 окончил Политехн. ин-т в Хельсинки. В 1896–1904 работал в бюро «Гезеллиус–Линдгрен–Сааринен», после его закрытия в 1904-07 продолжал работать с Э. Саариненом. Участвовал в проектировании павильона Финляндии на Всемирной выставке в Париже (1900), ряда зданий в Хельсинки (в т. ч. здания Нац. музея, 1901-10), виллы Суур-Мерийоки под Выборгом (1902-03), ж.-д. вокзала в Выборге (1913, совм. с Э. Саариненом; здание взорвано в авг. 1941 при отступлении сов. войск). А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Линдгрен Армас Элиэль (1874-1929), архитектор
Рубрики
ЛИНДГРЕН (Lindgren) Армас Элиэль, (1874–1929), архитектор. В 1897 окончил Политехн. ин-т в Гельсингфорсе (Хельсинки; ныне Технол. ун-т). В 1898-99 стажировался в странах Европы. В 1896-1904 работал в бюро «Гезеллиус–Линдгрен–Сааринен». Участвовал в проектировании павильона Финляндии на Всемирной выставке в Париже (1900), ряда зданий в Хельсинки, в т. ч. здания Нац. музея (1901-10). Преподавал в разл. уч. заведениях Хельсинки: читал историю иск-в в Политехн. ин-те (1899–1901), руководил школой прикладного иск-ва (1902-12). С 1919 – проф. архитектуры Технол. ун-та. Автор учебника по стилям архитектуры и декорации (1914). В 1902-03 участвовал в проектировании виллы Суур-Мерийоки под Выборгом (ныне в черте города, разрушена в годы Второй мир. войны), жил. дома в Выборге (1908, совм. с Б. Юнгом и О. Боманссоном; совр. адрес: Ленинградский пр., 21). По проекту Л. построена лютеранская ц. в Кексгольме (Приозерске) (1929-30; ныне – Центр досуга молодежи, в 2002 здание пострадало при пожаре). Лит.: Дмитриев А.П., Лихой А.И. Приозерская земля: История и культура. СПб., Приозерск, 2004. С. 380-381; Иванова Е.В. Три архитектора Выборгской губернии кон. XIX – первой трети XX в. [Я. Аренберг, У. Уллберг, А. Линдгрен] // Вуокса. Вып. 2. Т. 1. Приозерск, 2001. С. 258-267. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Сааринен Элиэль (1873-1950), архитектор
Рубрики
СААРИНЕН (SAARINEN) Готлиб Элиэль (1873–1950), архитектор. Окончил Политехн. ин-т в Хельсинки (1897). Учился живописи в Университетской школе иск-в, проектировал мебель и предметы прикладного иск-ва. В 1896–1904 работал в бюро «Гезеллиус–Линдгрен–Сааринен». Автор проекта ж.-д. вокзала в г. Выборг (1913, совм. с Г. Гезеллиусом), выполнил ген. план «Большого Хельсинки» (1915-18). С 1923 – в США. Исполнил градостроительные проекты для Чикаго, Детройта, мн. проектировал и строил в Кранбруке (США). Построил в Хельсинки – здание Страхового об-ва (1899–1901), Нац. музей (1901-10); в Париже – павильон Финляндии на Всемирной выставке (1898–1900). Поч. д-р ун-тов в Хельсинки, Мичигане, Гарварде, поч. ч. СПб. АХ (1906); награжден неск. орденами. Умер в Кранбруке. В 1903 в окрестностях г. Выборг (рядом с дер. Харитоново) совм. с Г. Гезеллиусом и А. Линдгреном построил для М. Нейшеллера виллу Суур-Мерийоки – образец фин. модерна (не сохр.). Среди работ С. в Сев. Приладожье выделяется загородный дом («дача») д-ра Г. Винтера (1909) на берегу Ладожского оз. Лит.: Национальный романтизм в архитектуре Хельсинки и Тампере. – http://finmodern.narod.ru/index.html О.А. Чеканова
Авторы
  •  
  •  
подробнее…