Персоны энциклопедии / Костомаров Николай Иванович
Пустынька, усадьба
Рубрики
ПУСТЫНЬКА, усадьба (г. Никольское, Тосненский р-н). С 1817 часть пустоши на правом берегу р. Тосна принадлежала литератору А.Д. Копьеву, к-рый построил здесь небольшую усадьбу и дал ей назв. Пустынька. В 1850 имение приобрела гр. А.А. Толстая, мать А.К. Толстого. Толстыми был выстроен кам. господский дом в стиле англ. готики (арх. В.Я. Лангваген по проекту А.И. Штакеншнейдера). В ансамбль входили также флигель для гостей, контора, конюшни, каретник и пр., объединенные единством замысла. В гостях у Толстого здесь часто бывали мн. литераторы и ученые, в т. ч. И.А. Гончаров, Н.И. Костомаров, И.С. Тургенев, А.А. Фет, Я.П. Полонский и мн. др. После смерти Толстого в 1875 имение перешло во владение С.А. Хитрово. В 1912 пожар уничтожил почти все постройки; в настоящее время сохр. два пруда и фрагменты парка. Лит.: Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб в Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 264-265. О.А.Чеканова
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Толстой Федор Петрович (1783–1873), художник
Рубрики
ТОЛСТОЙ Федор Петрович, граф (1783–1873), медальер, рисовальщик и живописец, тайный советник (1846). Окончил Мор. кадетский корпус (1802), служил на флоте, с 1804 в отставке. С 1802 в АХ (вольноприходящий, учился у И.П. Прокофьева). С 1806 служил при Эрмитаже. В 1810-25 медальер Монетного двора. С 1825 преподавал в АХ; проф. (с 1842), поч. ч. (с 1809), вице-през. (1828-59), товарищ (зам.) през. (1859-68) АХ. Наибольшую известность получил как автор восковых барельефов: «Душенька» (1808-09, ГЭ), сцены из «Одиссеи» Гомера (1810-15, ГТГ) и медальонов: серии в память воен. событий 1812-15 (1814-26, ГРМ), рус.-персидской войны 1826-28 и рус.-турецкой войны 1828-29 (1826-39, ГРМ). Илл. пером к поэме «Душенька» И.Ф. Богдановича (1820-33, ГТГ, изд. в 1850) оказали заметное влияние на развитие рус. книжной графики. Создавал миниатюрные рис., иллюзионистские натюрморты («Букет цветов, бабочка и птичка», 1820, ГТГ), вырезал силуэты с изображением сцен нар. и армейской жизни, подняв этот жанр на высокий проф. уровень. Сочинил балеты «Эолова флейта» (1838) и «Эхо» (1842), наметил в рис. их сценографию. Особая манера Т., характерная для всех видов его творчества, сочетала формальные принципы классицизма с романтическим восприятием действительности. Масон. Участник движения декабристов. Состоял чл. «Союза спасения» и Коренной управы «Союза благоденствия» (1818-21), отошел от движения в 1821 и по высочайшему повелению к следствию привлечен не был. Поч. ч. Вольного об-ва любителей рос. словесности (1818, пред. с 1820) и Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств (1817). Один из основателей и пред. (1819-20) Об-ва учреждения уч-щ по методе взаимного обучения. Автор мемуаров. В 1788-90 жил в г. Выборг, где служил его отец. В 1850-70-х Т. принадлежала усадьба «Марковилла» в окрестностях Выборга (ныне 4-й км Светогорского ш., не сохр.). Здесь его навещали худ. А.И. Мещерский, Г.Г. Чернецов, историк Н.И. Костомаров и зоолог Н.А. Северцов. Похоронен в СПб. на Лазаревском кладб. Александро-Невской лавры (Некрополь XVIII в.). Соч.: Записки графа Ф. П. Толстого. М., 2001. Лит.: Кузнецова Э. В. Федор Петрович Толстой, 1783–1873. М., 1977; Выборг: Очерк-путеводитель / Сост. Е.Е.Кепп. Л., 1980. С. 86; Новоселова З.А. Выборг в жизни Ф.П.Толстого // Страницы Выборгской истории: Краеведческие записки. Выборг, 2000. С. 325-331. А.Д. Марголис
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…