Статьи / Почтовые станции
Дороги
Рубрики
ДОРОГИ. Дорожная сеть на терр. Лен. обл. исторически развита неравномерно: р-ны восточнее р. Волхов хуже обеспечены Д., поскольку основные экон., воен. и культурные центры всегда были сосредоточены на западе. В нач. ХХI в. плотность Д. в зап., прилегающих к СПб. районах, достигает 217 км на 1000 кв. км, тогда как на востоке (Тихвинский, Бокситогорский, Лодейнопольский р-ны) этот показатель в 2,5 раза меньше. В древности Д. служили водные пути: зимой по замершим рекам передвигались на санях (см. Гидрографическая сеть, «Путь из варяг в греки»). Развитие сухопутных путей связано с развитием государственности и городов. В ср. века водные и сухопутные пути (Лужский, Водский, по р. Волхов, Ладожскому оз., р. Нева) связывали Новгород с побережьем Балтики. С кон. XV в. они постепенно преобразуются в ямские «государевы дороги» до Копорья, Ивангорода (Ивангородская д.), Ладоги – Орехова – Корелы (с ответвлением к Тихвину и Олонцу). В XVII в. отмечены Д. Ниеншанц – Выборг с ответвлением на Кексгольм (Приозерск) и Ниеншанц – Нарва (в XVIII в. известна как Копорская д.). Наиболее густая сеть проселочных Д. сформировалась на Ижорской возвышенности – самом густонаселенном с.-х. р-не. С XVIII в. влияние на формирование дорожной сети оказывает СПб. В результате в зап. части Лен. обл. дорожная сеть приобрела радиальный характер: крупные Д. соединяют центр (СПб.) с различными пунктами периферии. Важнейшей становится трасса СПб. – Москва. Первая «большая перспективная дорога» СПб. – Москва через Старую Руссу, Ржев, Волоколамск была открыта в 1746 (участок от СПб. до Сосницкого яма – в 1742). Именно на ней были организованы почтовые ст. В XIX в. появились шоссейные Д., заменившие грунтовые на гл. направлениях (первой стала новая д. СПб. – Москва, построенная в 1817-35). В сер. XIX в. к разряду почтовых Д. относились Ковенское (ныне Киевское) ш., Нарвское ш., Архангелогородский тракт (д. через Шлиссельбург параллельно Ладожским каналам). В XX в. началось стр-во Д. для автомоб. транспорта, произошла практически полная замена брусчатки на асфальтовое покрытие. Стр-во новых Д. (в том числе и ж.-д. путей; см. Октябрьская железная дорога) и совершенствование уже существовавших способствовало повышению товарности сел. хозяйства, проникновению в деревенский быт элементов гор. культуры. В сов. период стр-во Д. было связано и с воен. целями: это т. н. «ворошиловские» Д., построенные в 1930-е на Сойкинском и Кургальском п-овах; две дугообразные Д., огибающие СПб. с юга и севера, неофициально наз. «бетонки» из-за использования при первоначальном покрытии бетонных плит (одна из них проходит от Большой Ижоры до Кировска, вторая – от Ушково до пос. им. Морозова). В 1970-90-е проводились многочисл. спрямления и расширения Д., строились Д., минующие населенные пункты (Мурманское ш. от СПб. до Ладожского моста, автотрасса «Скандинавия»), объездные Д. вокруг ряда городов (Гатчина, Кингисепп, Пикалево). В наст. время ведется стр-во кольцевой Д. вокруг СПб. Часть завершенного вост. полукольца проходит по терр. Всеволожского р-на. В 2004 протяженность д. общего пользования в Лен. обл. составила 10909 км (федеральных – 1245 км, территориальных – 9664 км). Плотность автодорог общего пользования в целом по обл. – 127 км на 1000 кв. км терр. (ср. показатель по России – 31 км на 1000 кв. км). Дорожное стр-во в Лен. обл. осуществляется в рамках региональной программы совершенствования и развития сети автомоб. дорог до 2020. Лит.: Дороги России. М., 1996; Селин А.А. Ивангородская дорога. СПб., 1996; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 346-365; Плоткин К.М. Русские и шведские источники XVII в. о путях сообщения Новгородской земли // Псков: Памяти Юрия Павловича Спегальского. 1909–1969. Псков, 1999. С. 176-202; Официальное представительство Лен. обл. – http://www.lenobl.ru/economics/transport А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Пелла, дворцовый ансамбль
Рубрики
ПЕЛЛА, дворцовый ансамбль (ныне в черте г. Отрадное Кировского р-на), создавался по повелению имп. Екатерины II на левом берегу р. Нева, у Ивановских порогов – на землях, купленных в 1784 у предпринимателя С.Я.иЯковлева. В честь своего внука – вел. кн. Александра Павловича (будущего имп. Александра I) Екатерина II указом от 31 марта 1785 назвала новое дворцовое имение Пеллой (по аналогии со столицей древней Македонии – родиной Александра Македонского). П. стала одним из любимых мест отдыха императрицы. В 1785 по проекту арх. И.Е. Старова в П. начато стр-во имп. дворца, в 1789 осн. корпуса подвели под крышу. Гл. фасад ансамбля в стиле строгого классицизма был обращен к Неве; от обширной речной пристани в сторону дворца поднимались широкие марши кам. лестницы. Центральный парадный трехэтажный корпус фланкировали два симметричных двухэтажных корпуса, выдвинутых вперед и перекрытых куполами. Корпуса соединялись с центральной частью галереями. Монументальность ансамбля усиливалась его протяженностью (сев. фасад – ок. 200 м, юж. фасад со стороны Шлиссельбургского тракта – ок. 500 м). В 1796, после кончины Екатерины II, работы были прекращены, а вскоре по повелению имп. Павла I недостроенный дворец разобран до фундамента, материалы перевезены в СПб. и использовались на стр-ве Михайловского замка. Уцелели только здание почтовой ст. (см. Почтовые станции) и конюшни (ныне в них – управление з-да «Пелла»). Назв. сохр также в наименовании ж.-д. ст. Пелла на линии СПб. – Волховстрой. Лит.: Столпянский П.Н. Вверх по Неве от Санкт-Петербурха до Шлюшина: Путеводитель. Пг., 1922; Кючарианц Д.А. Иван Старов. Л., 1982. С. 103-120. А.Д. Марголис
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Реставрация архитектурных памятников
Рубрики
РЕСТАВРАЦИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ. Первый опыт науч. реставрации пам. рус. Средневековья на терр. совр. Лен. обл. относится к 1846-47, когда в Ивангородской крепости проходили работы под руководством воен. инж. М.Д. Резвого. В кон. XIX в. в Старой Ладоге производилось обследование ц. Георгия Победоносца Великомученика (XII в.) и крепости. Полученные данные были использованы при реставрации, начатой в 1927, когда были расчищены и закреплены уникальные фрески. В годы ВОВ и фаш. оккупации мн. памятники на терр. области были разрушены или сильно пострадали. В связи с этим в послевоен. период был предпринят ряд мер к значительному расширению объемов реставрационных и восстановительных работ. 29 июня 1957 принято постановление Совета Министров РСФСР об организации Лен. обл. спец. науч.-реставрационной мастерской (ЛО СНРПМ), ставшей осн. исполнителем реставрационных работ в Лен. обл. В 1958 образовано три реставрационных участка СНРПМ: № 1 (Петрокрепость, Старая и Новая Ладога, Тихвин); № 2 (Выборг, Приозерск); № 3 (Гатчина). Ведущим заказчиком выступала Обл. инспекция охраны пам. В 1959-65 велась реставрация усадьбы Марьино, с приспособлением под школу-интернат (арх.-реставратор М.А. Сементовская), восстановительные работы по усадебному дому в Котлах. В 1965-67 реставрирована Королевская башня в крепости Орешек. С 1966 мн. реставрационные проекты финансировало Всерос. об-во охраны пам. истории и культуры (в 1970-82 было выделено 2 млн 200 тыс. руб.). Республиканское реставрационное управление Госстроя Эстонской ССР в 1959-74 занималось восстановит. работами пам. оборонного зодчества в г. Выборг и Ивангородской крепости. Значительные работы велись в с. Старая Ладога (проект реконструкции крепости – А.Э. Экк, М.И. Коляда, М.И. Мильчик, О.Г. Гусева), с. Копорье (проект восстановления моста – И.А. Хаустова, М.А. Дементьева), крепости Корела. По пам. культовой архитектуры наиб. значимы были следующие проекты: завершение в 1972 реставрации собора Екатерины Великомученицы в г. Кингисепп (арх.-реставратор М.А. Тихомиров), воссоздание в 1974 звонницы Тихвинского Свято-Успенского мон. (арх.-реставратор К.А. Степанов), реставрация ц. Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Шлиссельбург (арх.-реставратор А.Н. Милорадович). Проходили обследование и обмеры дерев. храмов в дер. Согинцы, Щелейки, Гимрека. В г. Выборг в 1965-67 велась реставрация усадебного дома в парке «Монрепо»; в 1974-80 реставрированы костел Св. Гиацинта (с приспособлением под дет. худож. школу), Часовая и Круглая башни, дом купеческой гильдии и др. С 1973 велась реставрация Гостиного двора в г. Новая Ладога (арх. А.А. Драги, А.Э. Экк). С 1 января 1974 СНРПМ находилась в ведении республиканского специализированного науч.-произв. объединения «Росреставрация». Особое место среди реставрационных проектов в Лен. обл. занимали объекты в г. Гатчина, к-рые вело объединение «Реставратор»: с 1976 идет реставрация Большого дворца (арх.-реставратор М.М. Плотников); с 1982 шли работы по Приоратскому дворцу, к-рые завершились в 2005. В результате ремонтно-восстановительных работ, начатых в 1970-е, открыт музей в усадьбе Олениных «Приютино» (арх.-реставратор М.Д. Братчиков), музей «Дом станционного смотрителя» в комплексе Вырской почтовой ст. (арх. В.В. Экк, А.А. Семочкин). В 1978 проектный отдел СНРПМ выделился в филиал моск. ин-та «Спецпроектреставрация», а позже приобрел самостоятельный статус. В мастерских ин-та разрабатываются проекты восстановления отд. пам. архитектуры, а также интерьеров и произв. из музейных коллекций. Разработаны проекты реставрации таких значительных объектов в Лен. обл. как Тихвинский Свято-Успенский мон., Зеленецкий мон., Ивангородская крепость, Александро-Свирский мон., сооружения Замкового о-ва в Выборге. В течение 1980-х СНРПМ проводились работы по Стрелочной и Раскатной башням Староладожской крепости, Архимандричьим и Казенным кельям в Тихвинском Свято-Успенском мон., звоннице и Покровской ц. с трапезной в Александро-Свирском мон., в усадьбе Рерихов Извара, по пам. Демидову Н.Н. в дер. Чирковицы и пр. Наряду с этим ин-т мн. работает над реставрацией пам. федерального значения в СПб., Пскове, в Карелии. Ситуация с науч.-реставрац. работами за последние 10-15 лет осложнена распадом кр. реставрационных орг-ций, резким сокращением финансирования, приватизацией ряда пам. и, в частн., восстановлением имущественных прав церк. орг-ций на пам. культовой архитектуры. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987; Крепость Ивангород. Новые открытия / Сост. М.И. Мильчик. СПб., 1997; Инвестиционно-строительный комплекс Санкт-Петербурга: Юбилейное справочное изд. Т. 1. СПб., 2003. С. 462-463. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…