Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии
|
Рубрики
|
|
ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИНГРИИ (ЕЛЦ Ингрии). Формирование началось после передачи Россией Швеции в 1617 по Столбовскому мирному договору южн. побережья Финского зал. и Карельского перешейка (Ингерманландия, Ижорская земля). В 1655 в Ингрии было 58 приходов, 36 ц. и 42 пастора. Приходы подчинялись Нарвской консистории. После возвращения в нач. XVIII в. земель России церк. управление с 1721 перешло к Св. Синоду. После того, как Финляндия вошла в состав России (1809), в СПб. консистории с 1820 была создана должность рук. ЕЛЦ Ингрии. Им стал еп. Сакари Сюгнеус. С 1870-х развитие получили фин. воскресные школы (в 1910-е – св. 570 школ, 16 тыс. учащихся); в губернии возникла сеть фин. б-к, частью при церквях (в кон. XIX в. – 22). В 1863–1919 в Малых Колпанах действовала Колпанская учительско-кистерская семинария. К 1914 в Ингрии существовало 29 сел. и 4 гор. прихода (крупнейшие: Св. Марии в СПб. – 16,5 тыс. прихожан, Славянка – 12 тыс., Токсово – 10,8 тыс. и Скворицы–Ропша – 9,7 тыс). В 1917 в 25 осн. приходах Ингрии числилось 141330 прихожан; здесь служили 30 пасторов и адъюнктов. В 1919 образован Комитет фин.-ингерманландских общин, в 1921 – Финская консистория (Высший Церк. Совет; предс. в 1923-37 С.-Я. Лауриккала). В 1929-30 начались закрытие церквей и репрессии священнослужителей. В 1935-39 закрыто 25 ц. (последняя – ц. прихода Хаапакангас близ пос. Юкки). В 1930-е репрессировано 40-60 тыс. ингерманландцев, в 1941-42 депортировано ок. 45 тыс. Вновь община финнов возникла в Петрозаводске в 1964, зарегистрирована в 1970; в 1975 нелегально создана община в Колтушах, в 1977 открыта ц. в г. Пушкине. В 1990 создано Ингерманландское пропство в юрисдикции Эстонского архиеп. В 1993 зарегистрирована ЕЛЦ Ингрии. Ее возглавляет епископ, при к-ром действуют Церк. совет и Церк. правление. В нач. 1990-х включала 16 приходов (в т. ч. в Лен. обл. – 11), в 2003 – 72. Число зарегистрированных членов– 15 тыс. Епископальная ц. (с 2002) – кирха Св. Марии в СПб. В дер. Колбино (Всеволожский р-н) находится Теологический институт.
Лит.: Князева Е.Е., Соколова Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII–XX вв.: Ист. справочник. Ч. 1. СПб., 2001; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004; Haltsonen S. Inkerin suomalaisten historia. Helsinki, 1969; Luther G. Herdaminke for Ingermanland. Helsingfors, 2000.
М.В. Шкаровский
|
Авторы
|
|
|
подробнее…
|
Ингерманландские финны
|
Рубрики
|
|
ИНГЕРМАНЛАНДСКИЕ ФИННЫ (финны-инкери, финны ленинградские; устар. – чухонцы, маймисты; самоназвания – суомалайсет, инкерин суомалайсет), этническая общность. Говорят на местных говорах вост. диалектов фин. языка (прибалт.-фин. подгруппа финно-угорской ветви уральской языковой семьи). Верующие исповедуют лютеранство (см. Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии). Проживают дисперсно в западных р-нах Лен. обл. (т. н. Ингерманландии). В 1897 в С.-Петерб. губ. насчитывалось 107 тыс. финнов (сел. население); в 2002 в Лен. обл. – ок. 8 тыс. финнов, в СПб. – 4 тыс. чел. Общность сформировалась в результате переселения финнов с Карельского перешейка и районов совр. Вост. Финляндии в Ингерманландию, присоединенную в 1617 к Швеции и находившуюся в запустении после Смутного времени. В XIX в. выделялись этнические группы савакот и эвремейсет. Особую группу (без самоназвания) составляли финны Кургальского п-ова. Групповые различия в осн. исчезли на рубеже XIX–XX вв., когда активно пошли консолидационные процессы. Большую роль здесь сыграла нац. интеллигенция, связанная с Лютеранской церковью (см. Колпанская учительско-кистерская семинария, Путро Моосес). И. ф. занимались земледелием, животноводством; с XIX в. развиваются отхожие промыслы. Осн. тип поселений – деревня. Финские дер., находившиеся к югу от р. Нева, имели уличную планировку; а те, что на Карельском перешейке (Всеволожский р-н), – разбросанную (из неск. групп домов – «поселков», расположенных на вершинах соседних холмов). Расселение в зоне контакта с ижорой, водью, русскими обусловили формирование культурных отличий от финнов-суоми (нас. Финляндии). Специфическим элементом муж. костюма был фин. нож (pukko). В XIX – нач. XX вв. женщины носили сарафаны, обычно красного и синего цветов. Нар. традиции сохранялись в обрядности празднования Егорьева дня (первый выгон скота), Иванова дня (см. Юханнус), свадебной обрядности (обряд «курения» при сватовстве) и т. п. В 1920-30-е на терр. Лен. обл. существовали нац. финские сельсоветы и Куйвазовский (Токсовский) нац. р-н (сев. часть совр. Всеволожского р-на). Репрессии и депортации 1930-40-х привели к формированию ингерманландской диаспоры в Карелии (в 2002 – 14,3 тыс. чел.) и Эстонии. В 1990-е часть И. ф. эмигрировала в Финляндию. В 1988 создана общественная орг-ция «Инкерин Лиитто» («Ингерманландский союз»), занимающаяся сохр. и развитием культуры этой этнической общности.
Лит.: Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992. С. 130-148; Заднепровская А.Ю. Ингерманландские финны // Многонациональный Петербург. СПб., 2002. С. 528-541; Смирнова Т.М. Национальность – питерские: Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области в XX в. СПб., 2002. С. 402-431; Гильди Л.А. Судьба «социально-опасного» народа. СПб., 2003; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России. Южные окрестности Петербурга – Приладожье – центральные районы Псковщины. СПб., 2004. С. 16-88; Мусаев В.И. Политическая история Ингерманландии в кон. XIX–ХХ в. СПб., 2004; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 469-521; Inkeri. Historia, kanssa, kulttuuri. Helsinki, 1991.
А.Ю.Чистяков
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Путро Моосес (1848-1919), музыкант
|
Рубрики
|
|
ПУТРО (Putro) Моосес (Моисей Матвеевич) (1848, дер. Кюллиси Царскосельского у. С.-Петерб. губ. – 1919), композитор, музыкант, просветитель. Из крест. семьи. В 1866 окончил Колпанскую учительско-кистерскую семинарию. В 1867-72 работал в ней преподавателем, сел. учителем в Дудергофской вол. В 1878 окончил курсы Имп. музыкального об-ва при С-Петерб. консерватории. С 1872 – органист и кантор фин. лютеранской ц. Св. Марии в СПб. В 1872 на основе приходского хора организовал «Союз песни петерб. финнов» (в 1902 преобразовано в «Петерб. финское муз. об-во»), был его председателем. Автор инструментальных произв. для органа (музыка к «Церк. руководству фин. евангелическо-лютеранских приходов Российской империи»), хоровых миниатюр, ряда песен, в т. ч. песни «Nouse, Inkeri» («Поднимайся, Ингрия», 1888; в соавт. с П. Ряйкконеном), ставшей нац. гимном ингерманландских финнов. В 1884–1905 ред. газеты «Inkeri», к-рая изд. в СПб. на фин. языке в 1884–1905 и 1907-17). Чл. комитета «Фин. благотворительного об-ва», инициатор проведения в Ингерманландии певческих праздников (с 1899 по 1913 организованы шесть праздников в разл. сел. приходах). Деятельность П. оказала большое влияние на формирование этнического самосознания ингерманландских финнов. Во время Гражд. войны пропал без вести в Петрограде.
Лит.: Прокопенко С. Творец национального гимна // Inkeri / Ингрия: Газета ингерманландских финнов. 1998. № 6. С.7; Григорьева И.П. О роли Моосеса Путро в музыкальной жизни финнов Петербурга и Ингерманландии // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе. 1862–2002. СПб., 2002. С. 52-55.
А.Ю. Чистяков
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Тюнни Каапре (1877-1953), ученый
|
Рубрики
|
|
ТЮННИ (Tynni) Каапре (Габриэль) (1877, дер. Нижняя Загвоздка / Ala-Sakoska Царскосельского у. С-Петерб. губ. – 1953), просветитель, общественный деятель. В 1899 закончил Колпанскую учительско-кистерскую семинарию. Работал сел. учителем, в 1905 преподавал рус. язык, историю и географию в нем. сиротском доме в СПб., в 1906-12 – в Петерб. фин. средней школе. Редактор газет социал-демокр. направления «Ууси Инкери» («Новая Инкери», 1905-06), «Нева» (с 1907). В 1917 закончил Гельсингфорский (Хельсинкский) ун-т, магистр философии. По убеждениям социалист, в 1917 близок к меньшевикам, выступал за предоставление финноязычному населению Ингерманландии культурной автономии. Делегат съездов ингерманландских финнов, проходивших в Петрограде в апреле (избран предс. Центрального Ингерманландского к-та), в сент. 1917 и марте 1918 (избран предс. Ингерманландского нац. совета). В 1917-19 ректор Колпанской учительско-кистерской семинарии. В 1919 эмигрировал в Финляндию. Принимал активное участие в орг-циях ингерманландских эмигрантов. В 1929 составил и издал сб. «Десять роковых лет борьбы за свободу Ингерманландии». Дочь Т. – Аале Тюнни стала известной фин. поэтессой и переводчицей.
Лит.: Карху Э.Г. Малые народы в потоке истории. Исследования и воспоминания. Петрозаводск, 1999. С. 159-161; Tynni A. Inkeri, Inkerini. Porvoo, Helsinki, Juva, 1990.
А.Ю. Чистяков
|
Авторы
|
|
|
подробнее…
|