Антониево-Дымский Свято-Троицкий монастырь
|
Рубрики
|
|
АНТОНИЕВО-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ (пос. Броневик, Бокситогорский р-н), один из древнейших в С.-Петерб. епархии. Основан прп. Антонием Дымским (по одному варианту жития, род. в сер. XII в. и умер в 1224; по другому – жил в 1206-73), к-рый в поисках уединения поселился на берегу оз. Дымского. Здесь он провел более 30 лет, занимаясь духовным просвещением Обонежского края. Мощи святого обретены в 1370. Мон. дважды разорялся – в 1409 отрядом хана Едигея, затем в Смутное время (после 1611). С 1578 до 1618 в обители находила приют братия из разоренного шведами Валаамского мон. Первый кам. храм во имя прп. Антония Великого, Казанской Богоматери и Свят. Николая сооружен в 1656. С 1692 мон. приписан к Софийскому архиерейскому дому. В 1764-94 был упразднен, затем восстановлен. В 1806 закончен второй ярус собора с престолами Пресв. Троицы и Прп. Антония Дымского. Дерев. храм Рождества Св. Иоанна Предтечи переустраивался в 1783 и 1840. После 1917 разрушена дерев. ц., собор закрыт в 1934-37. Последний инок иером. Иов убит. В зданиях находились разл. орг-ции, при них монастырские здания и ограды разобраны, в 1956 разрушен собор (кроме ниж. ярусов колокольни). В 1997 обитель возобновлена как скит Тихвинского Успенского мон. Под церковь переоборудован корпус котельной (построена в 1960-е), воссоздается собор (проект арх. Е.П. Варакина). Братия проживает в быв. гостиных кельях. Настоятельский корпус – в руинах. В июле 2001 вторично обретены мощи прп. Антония Дымского и перенесены в Успенский собор Тихвинского мон.
Лит.: Иоанн, иеромонах. Историко-статистическое описание Дымского монастыря. Новгород, 1901; Преподобный Антоний Дымский / Сост. священник Геннадий Беловолов. СПб.; Тихвин, 2002; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006.
А.В. Берташ
|
Авторы
|
|
|
подробнее…
|
Антоний (Бочков) (1803-1872), игумен, церковный деятель
|
Рубрики
|
|
АНТОНИЙ (Алексей Поликарпович Бочков; 1803–1872), игумен, церк. деятель, духовный писатель. Обучался в частном пансионе, участвовал в лит. жизни. В 1820-е часто бывал в Ревеле; опубл. ряд очерков, две повести о прибалтийском рыцарстве. С 1828 странствовал по монастырям, с 1837 – послушник Троице-Сергиевой пустыни. В 1844 принял постриг и священный сан. Путешествовал на Св. Землю и Афон, подготовил кн. «Русские поклонники в Иерусалиме» (1875). Длительный период жизни А. связан с обителями С.-Петерб. епархии: Староладожским Николаевским (1848; с кон. 1852 – духовник мон.); Тихвинским Успенским (1857) и Тихвинским Николаевским Беседным. С 1851 вернулся к стихотворчеству. С 1861 игумен Введено-Островского, в 1862-68 – Череменецкого Иоанно-Богословского мон. При А. возведены службы, петерб. подворье с часовней (1863-64). Написал ст. «Череменецкий Богословский монастырь» (1866). Большинство произв. А. (в т. ч. стихи о ладожских мон.) не опубл. Похоронен в скиту Николо-Угрешского мон.; могила не сохр.
Лит.: Письма Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского, к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. М., 1875; Воспоминания архимандрита Пимена. М., 1877. С. 208-210; Рейтблат А.И. Бочков Алексей Поликарпович // Русские писатели: Биографический словарь. 1800–1917. Т. 1. М., 1989. С. 322-323; Исаков С.Г. Забытый литератор А.П. Бочков и его связи с Оптиной пустынью // Оптина пустынь. Монастырь и русская культура. М., 1993. С. 237-269.
А.В. Берташ
|
Авторы
|
|
подробнее…
|
Башуцкий Александр Павлович (1803-1876), литератор
|
Рубрики
|
|
БАШУЦКИЙ Александр Павлович (1803–1876), литератор, издатель. В 1811-22 обучался в Пажеском кор. В 1824-32 – адъютант петерб. ген.-губернаторов: М.А. Милорадовича, П.В. Голенищева-Кутузова, П.К. Эссена. В 1839-41 служил в Мин-ве юстиции, с 1841 – в Гос. Совете. С 1842 – правитель Канцелярии гл. попечительства дет. приютов. С 1820-х посещал лит. собрания, печатался как поэт. В 1834 издал сб. ист.-быт. очерков «Панорама Санкт-Петербурга», принесшего ему известность. В 1838-49 – издатель неск. разнопрофильных журн. («Журнал общеполезных сведений», «Листок промышленности…», «Иллюстрация» и др.). В 1841-43 выпускал лит. альманах «Наши, списанные с натуры» (14 вып.), один из первых опытов «физиологического очерка» в рус. литературе. Автор романа «Мещанин» (1840). В 1849 Б. был клеветнически обвинен в растрате, отставлен от службы. В 1850-54 скитался по обителям, в т. ч. посещал Антониево-Дымский Свято-Троицкий мон., Староладожский Николаевский мон. В 1854 был послушником Тихвинского Свято-Успенского мон., написал и издал работу «Тихвинские монастыри» (1854), впоследствии был признан официальным историком Тихвинских мон. В последние годы жизни отдавал мн. времени религ.-церк. деятельности, сотрудничал в неск. журн. («Северная пчела», «Домашняя беседа», «Сын Отечества»), где выступал как публицист с позиций церк. консерватизма, в частности, против «развращающего» влияния науки.
Лит.: Смирнов-Сокольский Н. Рассказы о книгах. 2-е изд. М., 1960. С. 337-371; Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX в. М., 1982. С. 34, 91-93.
Ю.Н. Кружнов
|
Авторы
|
|
|
подробнее…
|
Бенуа Николай Леонтьевич (1813-1898), архитектор и художник
|
Рубрики
|
|
БЕНУА (Benois) Николай Леонтьевич (1813–1898), архитектор и худ.-прикладник. Окончил СПб. АХ (1836). С 1846 – придворный арх. Акад. (1847), проф. (1858), поч. ч. АХ (1896). Один из учредителей, пред. (1890-93), поч. ч. (1893) С.-Петерб. об-ва архитекторов. Автор проектов разл. сооружений в СПб., Петергофе (Придворные конюшни, Фрейлинские дома, здание почты, дворцовый госпиталь, ж.-д. вокзал), Царском Селе, Москве, Тамбове, Гельсингфорсе, в Смоленской и Екатеринославской губ. В 1853-62 построил комплекс зданий Лисинского лесничества и ц. Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня (пос. Лисино-Корпус, Тосненский р-н), в 1860-65 – часовню «Крылечко» в Тихвинском Успенском мон. Умер в СПб., похоронен на Выборгском католическом кладб. (надгробие не сохр.).
Лит.: Бартенева М.И. Николай Бенуа. СПб., 1994; Кириков Б.М. Малоизвестные работы архитектора Николая Бенуа // Краеведческие записки: Иссл. и материалы. Вып. 3. СПб., 1995. С. 103-109.
О.А.Чеканова
|
Авторы
|
|
|
подробнее…
|
Бередников Яков Иванович (1793-1854), ученый
|
Рубрики
|
|
БЕРЕДНИКОВ Яков Иванович (1793–1854, Тихвин), поэт, археограф, историк. Акад. СПб. АН (1841). Детство провел в Тихвине, где жили его родители. Закончил Тихвинское духовное уч-ще. В 1813-19 – вольнослушатель в Казанском и Моск. ун-тах. Закончив Моск. ун-т в 1820, в 1820-27 служил в Новгороде, СПб., Одессе. После выхода в отставку поселился в Тихвине, занимался иссл. работой в архиве Тихвинского Успенского мон. Первые результаты были опубл. в 1829 в журн. «Сын Отечества» и «Северный архив». В 1830 прикоман-дирован к Археограф. экспедиции П.М. Строева, вместе с ним в течение четырех лет обследовал ок. 200 монастырских архивов и б-к. Выявил большое кол-во уникальных док-тов, в т. ч. в Александро-Свирском Свято-Троицком мон. В 1834 назначен чл. комиссии для изд. собранных актов. С 1835 – зав. Первым отделением б-ки СПб. АН. С 1838 – гл. ред. Комиссии по изд. Полного собр. рус. летописей. Собирал материалы для обл. словаря великорус. языка, составил «Историко-статистическое описание первоклассного Тихвинского Богородицкого Большого мужского монастыря» (4 изд.: в 1856, 1888, 1905, 2004). Писал стихи, печатался в журн. «Вестник Европы», «Друг юношества», «Благонамеренный» и др. Похоронен в юго-зап. части монастырского кладб. ок. Тихвинского Успенского мон. Имя ученого носит Тихвинская библиотека городская, ежегодно проводится ист.-краевед. конкурс им. Я.И. Бередникова «Тихвин и Тихвинская земля».
Лит.: Колесникова Л.А. Я.И. Бередников. Личность и судьба // Тезисы докладов XI Всероссийской конференции «Писцовые книги и другие историко-географический источники XVI–XX вв. Проблемы изучения монастырской культуры», посвященной памяти Я.И. Бередникова. Тихвин, 1999. С. 30-33; История Тихвина в лицах: Биобиблиограф. указатель. Вып. 1. Ч. 1: (XIII–XIX вв.). Тихвин, 2004. С. 29-33.
С.Б. Егоров
|
Авторы
|
|
|
подробнее…
|
Воскресенский монастырь
|
Рубрики
|
|
ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Тосненский р-н, Макариевская пустынь). Находился на левом берегу р. Лезна в 20 км к северо-востоку от Любани. Основан в кон. XIX в. на месте пустыни, устроенной в первой пол. XVI в. прп. Макарием Римлянином (в 1764 упразднена). В 1840 на месте обветшавшего Успенского храма (сер. XVI в.) построен новый, над захоронением прп. Макария поставлена резная рака. С сер. XIX в. к мощам стекались паломники, в 1870-е был устроен странноприимный дом. В 1894 обитель возобновлена как Воскресенский практическо-миссионерский мон. для противодействия сектантству и старообрядчеству. В мае 1895 в Успенской ц. начались нар. миссионерские беседы. При В. м. создано об-во трезвости, в 1915 преобразованное в Макариевское братство. В 1903-05 построены гостиница, братский и настоятельский корпуса. В 1915 освящен кам. храм Архангела Михаила; в 1900-01 на островке, где умер прп. Макарий, – дерев. ц. Всех Преподобных, в Посте и Подвиге Просиявших, а в 1914-16 одноименный кам. храм, при нем возник скит. Монастырские храмы при подворьях: домовая Крестовоздвиженская ц. на ст. Любань (1901) и дерев. ц. Иверской иконы Божией Матери на ст. М. Вишера (1901; обе не сохр.). В 1922 часть терр. мон. передана совхозу, но богослужения в храмах продолжались, в корпусах проживали 30-40 монахов. В 1932 вся братия (ок. 30 чел.) арестована и приговорена к лишению свободы. В мае 1932 монастырские храмы закрыты, корпуса переданы отделению Свирского лагеря. В 1935 освободившаяся часть братии поселилась вблизи мон., устраивались тайные службы. До 1941 в помещениях мон. находился инвалидный дом. Разрушен во время ВОВ. В 2005 обретены мощи прп. Макария; на средства благотворителей при участии Тихвинского Успенского мон. построена новая дерев. ц.
Лит.: Сыренский А., диак. О Макариевской пустыни, находящейся в Новгородской губернии и уезде. СПб., 1873; Орлов В.С. Макариевская пустынь // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2000. № 21/22. С. 92-105.
М.В. Шкаровский
|
Авторы
|
|
|
подробнее…
|
Монастыри православные
|
Рубрики
|
|
МОНАСТЫРИ ПРАВОСЛАВНЫЕ. Старейшие М. п. на терр. Лен. обл. – Успенский, Николаевский и Георгиевский Застенный в Ладоге основаны, вероятно, в XII в.; Антониево-Дымский Свято-Троицкий, Староладожский Иоанно-Предтеченский – в XIII в.; Коневский Рождество-Богородицкий, Староладожский Успенский – в XIV в.; Череменецкий Иоанно-Богословский – в XV в., Тихвинские: Свято-Успенский, Введенский и Николаевский Беседный, Зеленецкий Свято-Троицкий, Макарьевская пустынь (см. Воскресенский монастырь) – в XVI в.. Среди основателей М. п. – прославленные в лике святых прпп. Антоний Дымский, Арсений Коневский, Феофил и Иаков Омучские, Иларион Гдовский, Александр Свирский и его ученики, Киприан Стороженский, Корнилий Паданский, Мартирий Зеленецкий, Макарий Римлянин. С XIV в. область стала частью «Северной Фиваиды» – терр. наиболее интенсивной «монастырской колонизации». Ряд обителей прекратили существование в период швед. владычества (XVII в.). После 1764, в ходе церк. реформы Екатерины II, у М. п. изъяли земельные владения, часть их закрыли (Передольский, Озерский, Посолотин, Щирский и др.). В кон. XIX – нач. XX вв. нек-рые из М. п. были возобновлены, в частности, Воскресенский и Корнилиево-Паданская пустынь (см. Паданский Введенский мон.), основан ряд новых: Вохоновский Мариинский, Пятогорский Богородицкий, Творожковский, Воскресенско-Покровский и др., в 1919 – Поречский Покровский. К 1917 в епархии имелось 16 мон., в к-рых проживало 1629 монахов. В послерев. время началось закрытие М. п. и репрессии священнослужителей. Первыми, в 1918-19, были закрыты Александро-Свирский Свято-Троицкий, Введено-Островский, Зеленецкий Свято-Троицкий, Антониево-Дымский Свято-Троицкий мон. С кон. 1920-х репрессии усилились, закрыли последние М. п.; на терр. области это был Воскресенский мон. (закрыт в февр. 1932). В период ВОВ на оккупированной терр. Лен. обл. под эгидой Псковской Духовной миссии в пос. Вырица возникли Успенский жен. (11 монахинь) и Богоявленский муж. мон. (7 монахов), их закрыли в 1944. Возрождение М. п. началось в 1990-е, в обл. были открыты мон.: Коневский Рождество-Богородицкий муж. (1991), Зеленецкий Свято-Троицкий муж. (1993), Введено-Оятский жен. (1993), Тихвинский Свято-Успенский муж. (1995), Череменецкий Иоанно-Богословский муж. (1993, 1997), Тервеничский Покровский жен. (1996-97), Александро-Свирский Свято-Троицкий муж. (1998), Староладожский Николаевский муж. (2004) и Староладожский Успенский жен. (2005). На 2005 в Лен. обл. насчитывалось девять М. п. (6 муж. и 3 жен.), три скита, три подворья, одна приписная часовня.
Лит.: Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. СПб., 1908–1909; Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 2005; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006.
А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Мордвинов Исаакий Петрович (1871-1925), литератор, ученый
|
Рубрики
|
|
МОРДВИНОВ Исаакий Петрович (1871, г. Тихвин – 1925, г. Тихвин), краевед, литератор, просветитель. С 1885 служил волостным писарем в Большегорской вол. Тихвинского у. На выбор его деятельности оказал влияние В.Д. Кренке. Окончил Новгородское Александровское уч-ще (1890), получил пед. образование, преподавал. Принял участие в рев. деятельности, подвергался арестам. Публицист и литератор, в т. ч. писал для детей. Первые печатные труды относятся к 1892. Публ. в периодических изд. «Русский учитель», «Ревельские известия», «Новгородский север», «Наука и жизнь», «Вестник трезвости», «Трезвая жизнь», «Стрекоза», «Осколки», «Беседа», «Родник», «Светлячок», «Солнышко», «Русский архив», «Исторический вестник». Увлекся краеведением, в 1911 публ. работу «Тихвинская старина». В 1913 организует Тихвинское отделение Новгородского общества любителей древности, его секретарь. С 1914 издавал краевед. журн. «Тихвинец» и дет. журн. «Наша школа». В 1915 составил и опубл. науч. программу обследования чухарей (вепсов), собирал археол. и этнограф. материал на юге Тихвинского у.
Первый ред. тихвинской уездной газ. «Наш край» (1918), участвует в изд. «Тихвинский учитель» (1921), издает букварь. С 1919 занимается изучением док-тов Тихвинского Успенского мон., готовит работу о монастырях Тихвина. В 1925 выходит ист.-краевед. труд М. «Старый Тихвин и Нагорное Обонежье». В 1926 в сб. «Тихвинский край» публикуется «Тихвиниана» – библиография по Тихвинскому у., составленная М. и дополненная В.И. Равдоникасом. В целом опубл. свыше 700 работ М. Им написано ок. 250 стихотворений, часть из к-рых вошла в уч. хрестоматии. Обладая даром художника, часть изданий сопровождал собственными рис. Похоронен на кладб. возле собора Тихвинского Успенского мон.
Лит.: Равдоникас В.И. И.П. Мордвинов: Жизнь и деятельность // Тихвинский край. Тихвин, 1926. С. I-XXXX.; Жервэ Н.Н. Тихвинское отделение Новгородского общества любителей древности (1913–1929) // Тихвинский сборник. Вып. 1: Археология Тихвинского края. Тихвин, 1988. С. 31-38; Кутузов В.Н. Первый редактор «Тихвинца» // Тихвинец. 1990. № 1. С. 3-4.
С.Б. Егоров
|
Авторы
|
|
|
подробнее…
|
Пимен (Гаврилов) (1828/29-1910), архимандрит, церковный деятель
|
Рубрики
|
|
ПИМЕН (Петр Гаврилов, 1828 (29?) – 1910, о. Коневец), архимандрит, церк. деятель, духовный писатель. В 1852 поступил в Валаамский мон., в 1858 принял постриг, в 1861 – священный сан. Знал пять языков, составил опись монастырской б-ки и ризницы. Ок. 27 лет исполнял послушание письмоводителя. Опубл. труды П. посвящены истории, разъяснению смысла монашества (неоднократно переизд.). С 1884 архим., настоятель Коневского Рождества-Богородицкого мон. При П. возросло число братии. К 500-летию мон. в 1893 составил его подробное ист. описание, организовал празднование юбилея. В 1895 – настоятель Пафнутиево-Боровского мон. Калужской еп. С 1903 – за штатом, проживал и скончался в Коневском мон. Могила утрачена.
Соч.: Три слова о монашестве. СПб., 1867; В защиту монашества. СПб., 1876; Замечательная жизнь иеросхимонаха Антипы. СПб., 1883; Рождественский Коневский монастырь. СПб., 1886; Валаамский монастырь и его подвижники. СПб., 2005.
Лит.: Берташ А.В., Арсений, иеромонах. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб.; Коневский мон., 1993. С. 27.
А.В. Берташ
|
Авторы
|
|
подробнее…
|
«Праздничные звоны», фестиваль православной культуры
|
Рубрики
|
|
«ПРАЗДНИЧНЫЕ ЗВОНЫ», фестиваль православной культуры. Проводится с 2004 в г. Тихвин. Проходит 9 июля, когда Тихвин отмечает День города и День явления Тихвинской иконы Божией Матери. Фестиваль является частью гор. праздника. В программе – колокольная музыка в звоннице Тихвинского Успенского мон., концерт духовной музыки «Приношение Тихвинской иконе Божией Матери» в Доме-музее Н.А. Римского-Корсакова. Гл. событие фестиваля – концерт духовной музыки «Воспеваю благодать Твою» в Крестовоздвиженской ц. В фестивале принимают участие фольклорные коллективы Лен. обл., академические хоры, исполняющие правосл. музыку рус. композиторов, лучшие звонари из Москвы, СПб., Ярославля и др. городов России. Параллельно с «П. з.» в ист. части города проходят вернисаж художников, конкурс нар. умельцев «Красота земли Тихвинской», работает «Город мастеров» – выставка-продажа изделий традиционных худож. промыслов.
В.И. Малышева
|
Авторы
|
|
|
подробнее…
|
Преображения Господня собор (г. Тихвин)
|
Рубрики
|
|
ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ СОБОР (г. Тихвин, пл. Свободы, 9). В 1560 в связи с открытием Тихвинского Свято-Успенского мон. Пречистенский посад (жил. и торг. постройки Тихвина) был перенесен на новое место. Работами руководил новгородский строитель Ф.Д. Сырков, он же соорудил дерев. трехпрестольный храм. Вокруг Преображенской ц. сформировался центр поселения. Храм возобновлен после Смутного времени в 1625, сгорел в 1662; возобновлен в 1663 с приделами Благовещения и прп. Варлаама Хутынского, сгорел в 1693. Кам. собор начат стр-вом в 1693 по благословению Новгородского митр. Корнилия; стр-во было окончено в 1732-48. Пострадал от пожара в 1770. В 1872-83 пристроена обширная трапезная, декорированная в рус. стиле, сюда перенесены приделы (арх. И.И. Буланов). Гл. святыней являлась икона Стокгольмской Божией Матери (Тихвинская), к-рая в 1671 была выкуплена тихвинскими купцами в Стокгольме (утрачена). При соборе действовали приходское попечительство, об-во трезвости. Зимой 1931 взорвана 40-метровая колокольня, затем собор закрыт и занят под кинотеатр, луковичное пятиглавие снесено. Храм возвращен в 1993, богослужения начались в 1994 в вост. Преображенском приделе (с 2006 в нем ведутся ремонтно-реставрац. работы); с 3 июля 2004 службы совершаются в зап. Благовещенском приделе. В 1998 окончена реставрация фасада. Чтимые святыни: икона прп. Сергия Радонежского с частицей мощей, «Явление Богородицы и свят. Николая пономарю Георгию», финифтяный образ двунадесятых праздников, иконы Феодоровской Божией Матери, свт. Николая, вмц. Параскевы.
Лит.: Виноградова Л.В. Уездный город Тихвин. СПб., 2006. С. 25-31, 120.
А.В. Берташ
|
Авторы
|
|
|
подробнее…
|
Реставрация архитектурных памятников
|
Рубрики
|
|
РЕСТАВРАЦИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ. Первый опыт науч. реставрации пам. рус. Средневековья на терр. совр. Лен. обл. относится к 1846-47, когда в Ивангородской крепости проходили работы под руководством воен. инж. М.Д. Резвого. В кон. XIX в. в Старой Ладоге производилось обследование ц. Георгия Победоносца Великомученика (XII в.) и крепости. Полученные данные были использованы при реставрации, начатой в 1927, когда были расчищены и закреплены уникальные фрески. В годы ВОВ и фаш. оккупации мн. памятники на терр. области были разрушены или сильно пострадали. В связи с этим в послевоен. период был предпринят ряд мер к значительному расширению объемов реставрационных и восстановительных работ. 29 июня 1957 принято постановление Совета Министров РСФСР об организации Лен. обл. спец. науч.-реставрационной мастерской (ЛО СНРПМ), ставшей осн. исполнителем реставрационных работ в Лен. обл. В 1958 образовано три реставрационных участка СНРПМ: № 1 (Петрокрепость, Старая и Новая Ладога, Тихвин); № 2 (Выборг, Приозерск); № 3 (Гатчина). Ведущим заказчиком выступала Обл. инспекция охраны пам. В 1959-65 велась реставрация усадьбы Марьино, с приспособлением под школу-интернат (арх.-реставратор М.А. Сементовская), восстановительные работы по усадебному дому в Котлах. В 1965-67 реставрирована Королевская башня в крепости Орешек. С 1966 мн. реставрационные проекты финансировало Всерос. об-во охраны пам. истории и культуры (в 1970-82 было выделено 2 млн 200 тыс. руб.). Республиканское реставрационное управление Госстроя Эстонской ССР в 1959-74 занималось восстановит. работами пам. оборонного зодчества в г. Выборг и Ивангородской крепости. Значительные работы велись в с. Старая Ладога (проект реконструкции крепости – А.Э. Экк, М.И. Коляда, М.И. Мильчик, О.Г. Гусева), с. Копорье (проект восстановления моста – И.А. Хаустова, М.А. Дементьева), крепости Корела. По пам. культовой архитектуры наиб. значимы были следующие проекты: завершение в 1972 реставрации собора Екатерины Великомученицы в г. Кингисепп (арх.-реставратор М.А. Тихомиров), воссоздание в 1974 звонницы Тихвинского Свято-Успенского мон. (арх.-реставратор К.А. Степанов), реставрация ц. Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Шлиссельбург (арх.-реставратор А.Н. Милорадович). Проходили обследование и обмеры дерев. храмов в дер. Согинцы, Щелейки, Гимрека. В г. Выборг в 1965-67 велась реставрация усадебного дома в парке «Монрепо»; в 1974-80 реставрированы костел Св. Гиацинта (с приспособлением под дет. худож. школу), Часовая и Круглая башни, дом купеческой гильдии и др. С 1973 велась реставрация Гостиного двора в г. Новая Ладога (арх. А.А. Драги, А.Э. Экк). С 1 января 1974 СНРПМ находилась в ведении республиканского специализированного науч.-произв. объединения «Росреставрация». Особое место среди реставрационных проектов в Лен. обл. занимали объекты в г. Гатчина, к-рые вело объединение «Реставратор»: с 1976 идет реставрация Большого дворца (арх.-реставратор М.М. Плотников); с 1982 шли работы по Приоратскому дворцу, к-рые завершились в 2005. В результате ремонтно-восстановительных работ, начатых в 1970-е, открыт музей в усадьбе Олениных «Приютино» (арх.-реставратор М.Д. Братчиков), музей «Дом станционного смотрителя» в комплексе Вырской почтовой ст. (арх. В.В. Экк, А.А. Семочкин). В 1978 проектный отдел СНРПМ выделился в филиал моск. ин-та «Спецпроектреставрация», а позже приобрел самостоятельный статус. В мастерских ин-та разрабатываются проекты восстановления отд. пам. архитектуры, а также интерьеров и произв. из музейных коллекций. Разработаны проекты реставрации таких значительных объектов в Лен. обл. как Тихвинский Свято-Успенский мон., Зеленецкий мон., Ивангородская крепость, Александро-Свирский мон., сооружения Замкового о-ва в Выборге. В течение 1980-х СНРПМ проводились работы по Стрелочной и Раскатной башням Староладожской крепости, Архимандричьим и Казенным кельям в Тихвинском Свято-Успенском мон., звоннице и Покровской ц. с трапезной в Александро-Свирском мон., в усадьбе Рерихов Извара, по пам. Демидову Н.Н. в дер. Чирковицы и пр. Наряду с этим ин-т мн. работает над реставрацией пам. федерального значения в СПб., Пскове, в Карелии. Ситуация с науч.-реставрац. работами за последние 10-15 лет осложнена распадом кр. реставрационных орг-ций, резким сокращением финансирования, приватизацией ряда пам. и, в частн., восстановлением имущественных прав церк. орг-ций на пам. культовой архитектуры.
Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987; Крепость Ивангород. Новые открытия / Сост. М.И. Мильчик. СПб., 1997; Инвестиционно-строительный комплекс Санкт-Петербурга: Юбилейное справочное изд. Т. 1. СПб., 2003. С. 462-463.
Ю.М. Пирютко
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Сенновский Свято-Троицкий скит
|
Рубрики
|
|
СЕННОВСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СКИТ (дер. Сенно, Бокситогорский р-н). Вероятно, в XVI в., в дер. Сенно была построена ц. Свв. Мчч. Флора и Лавра, относившаяся к Колбецкому погосту. В XVII в. она расширена двумя приделами. Ц. дважды горела (в 1653 и в 1771) и дважды отстроена заново (в 1655 и 1777). Новая ныне существующая ц. сооружена в 1881-83. Одноглавая кам. ц. Пресвятой Троицы с шатровой колокольней построена в 1888(1892?) – 1898 в рус. стиле. В приход входило десять деревень; при нем действовали попечительство, об-во трезвости прп. Серафима Саровского, церк.-приходская школа. В 1937 ц. закрыты, настоятель репрессирован, помещения использовались под клуб и магазин. В 1996 на месте быв. прихода осн. скит Тихвинского Свято-Успенского мон. во главе с монахиней Тавифой. Храмы восстановлены (Троицкая ц. в 1998, Флоровская – в 2001-02); в 2005-06 сооружена новая ц. Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи. В Троицкой ц. находится мощевик, ряд чтимых икон, вблизи скита – два источника.
Лит.: Тихвинский земский календарь. Справочник на 1917 год. Ч. II. Тихвин, 2006. С. 32; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006.
А.В. Берташ
|
Авторы
|
|
|
подробнее…
|
Тихвин, г.
|
Рубрики
|
|
ТИХВИН, город, адм. центр Тихвинского р-на. Расположен на р. Тихвинка. Нас. 63,3 тыс. чел. Рядом с Т. проходит ш. Новая Ладога – Ярославль. В черте города находится ст. Тихвин на жел. дороге СПб. – Вологда. На терр. Т. обнаружены археол. пам. эпохи неолита (III тыс. до н. э.). С 1383 известен как Пречистенский Тихвинский погост. В XVI в. превращается в посад – торг.-ремесленное поселение, возводятся монастырские укрепления. С периода средневековья становится центром религиозной, экон. и культурной жизни региона. В 1613, в период борьбы со швед. и польско-литовскими захватчиками, Т. выдержал длительную осаду. Позднее развивается как кр. торг.-ремесленный центр при Успенском мон.; в XVII в. его нас. быстро возрастает: от 1,5 тыс. чел. в сер. века до 3 тыс. – в конце. В первой пол. XVIII в. значение Т. падает, числ. нас. уменьшается. 21 марта 1773 Тихвинский посад получил статус города, 24 авг. стал центром уезда Новгородского наместничества (с 1789 – Новгородской губ.). Вновь роль Т. возрастает с 1811 – после открытия судоходства по Тихвинской водной системе. В 1918-27 Т. с уездом входит в состав Череповецкого у., с 1927 – районный центр Лен. обл. Во время ВОВ с 8 нояб. по 9 дек. 1941 находился в оккупации. Тихвинская наступательная операция 1941 г. явилась одной из первых побед Красной армии в ВОВ. 24 окт. 1974 город награжден орд. Отеч. войны I степени. В 1960-80-е – кр. пром. и культурный центр на востоке Лен. обл. В архитектуре Т. отразились все этапы его развития. Самым древними пам. являются постройки XVI–XVII вв. Успенского мон. К XVIII–XIX вв. относится ансамбль Тихвинского Введенского мон., Знаменский, Полковой храмы, Спасо-Преображенский собор, ц. «Крылечко», гостиный двор, а также ряд кам. и дерев. жил. домов. Ист. часть Т. сохр. планировочную структуру кон. XVIII в. С 1960-х в связи с пром. ростом началось интенсивное жилищное стр-во, сформировалась совр. застройка. Т. – родина комп. Н.А. Римского-Корсакова, худ. П.Е. Заболотского, археографа Я.И. Бередникова, археолога В.И. Равдоникаса. В городе действуют Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей, Римского-Корсакова Н.А. мемориальный дом-музей, районный дом культуры, Дворец культуры, Тихвинская школа искусств им. Н.А.Римского-Корсакова, дет. муз. школа, дет. худож. школа, Тихвинская библиотека городская им. Я.И. Бередникова, Тихвинская центральная гор. и дет. б-ки. Иссл. и издательскую работу ведет региональный центр по розыску и сохр. культурных ценностей «Алаборг». Ежегодно проводится муз. фестиваль «Тихвинский Лель». Выходят журн. «Вещий Гамаюн» и «Тихвинец», 13 газ., в том числе «Тихвинская неделя», «Трудовая слава», «Дивья»; работают радиостанция «Радио Тихвина», ред. телевещания «Тихвинское телевидение», «Телевест».
Лит.: Мордвинов И.П. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье: Ист. очерк. Тихвин, 1925; Крупейченко И.П. Балясов Н.К. Тихвин прежде и теперь. Л., 1970; Краснов Н.В. Тихвин. Л., 1971; Крупейченко И.П. Тайны Тихвинской земли: История края с древнейших времен до XIV в. Тихвин, 1996; Самушенкова М.Л., Файнштейн Л.А., Шаскольский И.П. Тихвин: Ист.-краевед. очерк. Л., 1984.
С.Б. Егоров
|
Авторы
|
|
|
подробнее…
|
Тихвинский Введенский монастырь
|
Рубрики
|
|
ТИХВИНСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (г. Тихвин). Основан на правом берегу р. Тихвинка, вероятно, как и Свято-Успенский мон., по указу Ивана Грозного в 1560. Под руководством Ф.Д. Сыркова были возведены дерев. стены. Вблизи мон. у дер. Иссады возник Малый посад, населенный ремесленниками и торг. людьми. В 1613 в мон. находился лагерь воеводы С.В. Прозоровского, затем шведы захватили обитель и устроили в ней гл. лагерь, а при отступлении 14-17 сент. ее сожгли. После заключения Столбовского мира мон. возрожден при игум. Дарии. Имеются сведения, что кам. Введенский собор построен в сер. 1600-х, после Смутного времени; в 1645 пристроены приделы во имя Свят. Николая Чудотворца и Прп. Кирилла Белозерского. В 1645 построена кам. одностолпная трапезная с двухапсидной двуглавой теплой ц. Рождества Богородицы и Свят. Иоанна Новгородского (перестраивалась после пожаров в 1676, 1685, 1704). На 1764 мон. владел 1338 душами и 380 десятинами пахотной земли. Тогда же, при введении штатов, был отнесен ко второму классу. При игум. Августе (Свешниковой; настоятельница в 1823-58) обитель обновлена: введена общая трапеза, расширена терр., построена ограда с четырьмя угловыми башенками (сохр. фрагменты), келейный и настоятельский кам. корпуса (сохр.), четырехъярусная колокольня со Св. воротами и ц. Св. Вмц. Екатерины и Св. Мц. Августы в стиле классицизма (1834-36, арх. И.И. Шарлемань). При игум. Серафиме (Тимковской, настоятельница в 1858-76) мон. 19 июня 1859 посетил имп. Александр II. В 1861-72 в мон. жила Мария Солопова, будущая игум. Таисия Леушинская, подвижница благочестия. В 1882 при игум. Рафаиле (Варнот, настоятельница в 1876–1900) Введенский собор был реставрирован и приобрел богатое декорат. убранство в рус. стиле XVII в. В мон. была заключена и впоследствии похоронена на местном кладб. Е.А. Ганнибал, первая жена А.П. Ганнибала. 27 марта 1844 во Введенском соборе крещен Н.А. Римский-Корсаков. Обитель не раз посещали Мария (Мирра) Лохвицкая и ее сестра Надежда (Тэффи). В кон. XIX в. при мон. создан приют для девочек-сирот. К 1917 в обители находилось ок. 200 монахинь. Последняя игум. Иоанникия (Кожевникова) жила в мон. до 1920 в келье, расположенной в колокольне. Расстреляна 3 дек. 1937, канонизирована как новомученица. Церкви закрыты в 1924-26, в мон. зданиях разместилась дет. колония. Сохр. здания перестроены, внутр. убранство утрачено, церкви лишены заверший, заняты жил. и спорт. учреждениями; полностью уничтожено кладб. 4 дек. 1998 у Введенского собора воздвигнут памятный поклонный крест. Весной 2005 Тихвинскому Свято-Успенскому мон. передана колокольня, и в 2006 началось совершение молебнов в надвратной ц. Предполагается формирование монашеской общины.
Лит.: Виноградова Л.В. Тихвинский Введенский девичий монастырь. СПб., 2005; Описание Тихвинского Введенского девичьего монастыря / Сост. Ю.Ю. Черемская. СПб., 2006.
А.В. Берташ
|
Авторы
|
|
|
подробнее…
|
Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей
|
Рубрики
|
|
ТИХВИНСКИЙ ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ И АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ (ТИМАХМ, г. Тихвин, Тихвинская ул., 6), филиал «Музейного агентства». Существует под совр. названием с 1988. Осн. в 1913 по инициативе Тихвинского отделения Новгородского общества любителей древностей в качестве Музея местной старины. Ближайшее участие в создании этого музея частных коллекций принимал И.П. Мордвинов. В 1919 в одном из зданий Тихвинского Свято-Успенского мон. на базе Музея местной старины открылся Тихвинский гос. музей краеведения. В 1941 он погиб от разрыва арт. снаряда, коллекции музея были почти полностью утрачены. Начало нынешнему собр. было положено краевед. музеем школы № 1 г. Тихвин, к-рому в 1968 присвоили статус государственного. После возрождения в 1995 Тихвинского Свято-Успенского мон. его терр. и часть зданий музея находятся в совм. пользовании. В быв. Архимандричьих и Казенных кельях открыты пост. экспозиции (2005): «Тихвин на рубеже XIX–ХХ вв.»; «Дом Пречистые Богородицы на Тихвине» (посвящена Тихвинской чудотворной иконе Божией Матери); «Археологические исследования Тихвинского края конца XIX – начала ХХ вв.»; «Церковная старина». Собрание музея насчитывает более 35 тыс. ед. хр., включает фонды археологии, нумизматики, оружия, ист.-быт. фонд, фонд изобразительного и прикладного иск-ва, фонд фотоматериалов, док-тов и редкой книги. В помещении концертно-выставочного зала (быв. Крестовоздвиженская ц.) проводятся тематические и худож. выставки. В музее открыт методический кабинет, работают музейно-пед. семинары. Среднее кол-во посетителей в год – более 23 тыс. чел.
Лит.: Туристский путеводитель по Ленинградской области. СПб., 2003. С.106-107; Хранители истории // Область культуры. 2004. № 5. С. 53-54; Щедрова В. Подведение итогов конкурса «Тихвин и тихвинская земля» // Область культуры. 2005. № 1. С. 84-85; http//oblmuseums.spb.ru; http://tikhvin.spb.ru
А.Д.Марголис
|
Авторы
|
|
|
подробнее…
|