Статьи / Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь
Антоний (Бочков) (1803-1872), игумен, церковный деятель
Рубрики
АНТОНИЙ (Алексей Поликарпович Бочков; 1803–1872), игумен, церк. деятель, духовный писатель. Обучался в частном пансионе, участвовал в лит. жизни. В 1820-е часто бывал в Ревеле; опубл. ряд очерков, две повести о прибалтийском рыцарстве. С 1828 странствовал по монастырям, с 1837 – послушник Троице-Сергиевой пустыни. В 1844 принял постриг и священный сан. Путешествовал на Св. Землю и Афон, подготовил кн. «Русские поклонники в Иерусалиме» (1875). Длительный период жизни А. связан с обителями С.-Петерб. епархии: Староладожским Николаевским (1848; с кон. 1852 – духовник мон.); Тихвинским Успенским (1857) и Тихвинским Николаевским Беседным. С 1851 вернулся к стихотворчеству. С 1861 игумен Введено-Островского, в 1862-68 – Череменецкого Иоанно-Богословского мон. При А. возведены службы, петерб. подворье с часовней (1863-64). Написал ст. «Череменецкий Богословский монастырь» (1866). Большинство произв. А. (в т. ч. стихи о ладожских мон.) не опубл. Похоронен в скиту Николо-Угрешского мон.; могила не сохр. Лит.: Письма Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского, к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. М., 1875; Воспоминания архимандрита Пимена. М., 1877. С. 208-210; Рейтблат А.И. Бочков Алексей Поликарпович // Русские писатели: Биографический словарь. 1800–1917. Т. 1. М., 1989. С. 322-323; Исаков С.Г. Забытый литератор А.П. Бочков и его связи с Оптиной пустынью // Оптина пустынь. Монастырь и русская культура. М., 1993. С. 237-269. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Воскресения Христова собор (г. Луга)
Рубрики
ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА СОБОР (г. Луга, пр. Кирова, 54). В связи со значительным ростом прихожан собора Екатерины Великомученицы в Луге, в 1869 было создано попечительство по постройке рядом нового храма. Проект трехпрестольного собора в рус.-византийском стиле (арх. В.В. Виндельбандт) утвержден 10 дек. 1870. Закладка состоялась в 1873, собор полностью строился на частные пожертвования. К-т по постройке возглавлял купец А.И. Болотов. В связи с недостаточностью средств стр-во было приостановлено и проект переработан с целью удешевления (арх. Г.И. Карпов). Пятиглавие заменено на одну большую главу в окружении восьми малых главок, уменьшена колокольня, убрана большая часть наружных украшений. Собор в осн. построен в 1884, отделочные работы завершены в 1887, гл. престол освящен 20 сент. 1887. Позднее освящен сев. (левый) придел Успения Пресв. Богородицы, 12 нояб. 1896 св. Иоанн Кронштадтский освятил юж. придел св. Ап. Иоанна Богослова. Среди святынь собора особо почиталась Печерская икона Успения Божией Матери, список чудотворной Череменецкой иконы св. ап. Иоанна Богослова (ежегодно в мае совершался крестный ход из Череменецкого Иоанно-Богословского мон. в собор с этой иконой). К собору были приписаны четыре часовни: в гор. саду, на рынке и в окрестных дер. Раковичи и Естомичи; при нем работали церк.-приходская школа и попечительство. После учреждения Лужского викариатства в июле 1917 собор стал кафедральным. Ремонтировался летом 1936. В 1937 арестованы и в дек. расстреляны все члены причта. Закрыт 13 мая 1938. Большая часть икон вывезена и сожжена, разрушен четырехярусный резной иконостас, уничтожены колокола. В 1938-41 использовался как танцплощадка. В период оккупации 1941-44 был занят нем. частью. После войны пустовал, разрушался. В 1991 передан верующим. С 1993 ведутся реставрационные работы, восстановлен крест на колокольне. Лит.: Попов И.В. Лужские храмы // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1998. № 18. С. 59-66; № 19. С. 69-78. М.В. Шкаровский; А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Гавриил (Петров-Шапошников) (1730-1801), митрополит, церковный деятель
Рубрики
ГАВРИИЛ (Петров-Шапошников Петр Петрович; 1730–1803), митрополит, церк. деятель. Родился в семье священника, в 1753 окончил Славяно-греко-латинскую академию в Москве. С 1754 работал в Синодальной типографии, с 1758 – учитель риторики в Троицкой духовной семинарии. В 1758 первый лаврский соборный иеромонах, ректор Троицкой духовной семинарии и учитель богословия, наместник Троице-Сергиевой лавры. В 1761 назначен ректором Славяно-греко-латинской академии и архим. Заиконоспасского мон. в Москве. В 1763 – еп. Тверский, назначен чл. Комиссии по составлению новых законов (1765), Комиссии по подготовке училищной реформы (1766). Депутат от Св. Синода в Комиссии по составлению нового Уложения (1768). С 1769 чл. Синода. С 1770 – архиеп. С.-Петербургский и Ревельский, с 1775 – также архиеп. Новгородский и первенствующий член Синода. С 1783 – митр. Новгородский, С.-Петербургский и Олонецкий. Оказывал большое влияние на церк. политику Екатерины II. С 1774 руководил стр-вом Александро-Невского мон., возведенного по его ходатайству в 1797 в степень лавры. В 1788 соединил Петерб. и Новгородскую духовные семинарии в одну – Главную (в 1797 преобразована в С.-Петерб. ДА). Содействовал учреждению единоверия, заботился о духовном просвещении и миссионерском деле. При Г. к С.-Петерб. епархии присоединены Коневский Рождество-Богородицкий, Валаамский и Череменецкий Иоанно-Богословский мон. Крупный ученый-богослов, философ, церк. историк, археолог и филолог, автор многих опубл. трудов, инициатор изд. сборника аскетических творений «Добротолюбие» (1793). В 1776 избран почетным, в 1783 – д. ч. АН, неофициально временно был ее вице-през. и през. Являлся пред. ученой комиссии по составлению словаря рус. языка. Первым принес присягу Павлу I при вступлении его на имп. престол. Позднее попал в опалу. В 1800 по прошению удалился на покой с увольнением из членов Синода. Скончался в Новгороде, погребен в Новгородском Софийском соборе. Лит.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 94-100; Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 1713–1913. СПб., 2001. С. 23-30, 245-248; Руководители Санкт-Петербурга. СПб., 2003. С. 291-293. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Иконы чтимые и чудотворные
Рубрики
ИКОНЫ ЧТИМЫЕ И ЧУДОТВОРНЫЕ. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, написана св. ап. Лукой. Была перенесена из Иерусалима в Константинополь, откуда в 1383 исчезла и явилась над водами Ладожского оз. 9 июля 1383 она обретена на р. Тихвинка, на этом месте построен храм Успения Богородицы, а затем основан Тихвинский Свято-Успенский мон. В кон. 1941 при оккупации Тихвина икона перенесена в Псков, в 1944 – в Ригу, в 1945 оказалась в Германии, с 1949 находилась в США. 8 июля 2004 возвращена в возрожденный мон. Чудотворная икона св. ап. Иоанна Богослова в 1478 явилась на Череменецком оз. близ Луги. Находилась в соборе Череменецкого Иоанно-Богословского муж. монастыря. С 1848 совершались ежегодные крестные ходы с иконой из мон. в Лугу. В 1941-98 находилась в соборе Казанской иконы Божией Матери в Луге, в 1998 возвращена в возрожденный мон. и помещена в Преображенскую ц. Чудотворная икона вмц. Параскевы Пятницы явлена в XVII–XVIII вв. вблизи Григорьевского Льешского погоста (с. Ильеши, Волосовский р-н). Хранилась в ц. Николая Чудотворца Святителя с. Ильеши. Эта уникальная дерев. резная икона в 1988 передана из Русского музея в Троицкий собор Александро-Невской лавры. Шлиссельбургская Казанская икона Божией Матери (XVI в.) почиталась еще в царствование Ивана Грозного. Она находилась в часовне крепости Орешек. В 1611 крепость захватили шведы, и жители замуровали икону в стене церкви, превращенной затем в лютеранскую ц. После возвращения в 1702 крепости России икона обретена. Находилась в соборе Благовещения Пресвятой Богородицы г. Шлиссельбург, впоследствии утрачена. Чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы (Божией Матери «Печерская») явлена в XVI–XVII вв. в местности Малые Печерки (с. Турово) вблизи г. Луга. При обретении открылся источник с целебной водой. В 1789 перенесена с места явления в собор Екатерины Великомученицы г. Луга. С 1941 икона находится в соборе Казанской иконы Божией Матери г. Луга. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии Нарвской обнаружена при взятии в 1558 Нарвы рус. войсками. Привезена в Москву, затем помещена в ц. Успения Пресвятой Богородицы г. Ивангород. Утрачена в 1944. Чтимая икона Божией Матери «Знамение» (1731) является списком с чудотворной Новгородской иконы Божией Матери «Знамение». С сер. XVIII в. находилась в ц. «Знамение» иконы Пресвятой Богородицы г. Ивангород, с 1945 – в Воскресенском соборе г. Нарва. Лит.: Старцева Ю.В., Попов И.В. Явление вмц. Параскевы Пятницы в Ильешах // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 91-95; Иванен А.В. Чудотворные иконы Божией Матери Одигитрии Нарвской и Свят. Николая Чудотворца // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 86-87; Рацевич Р.И. Икона Божией Матери «Знамение» (Нарвская-Ивангородская) // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 88-90; Попов И.В. Икона Божией Матери «Печерская», Лужская // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 28/29. С. 124-129; Чудотворные и местночтимые иконы Санкт-Петербурга // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 30/31. С. 134-135, 150. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Иоанн (Снычев) (1927-1995), митрополит, церковный деятель
Рубрики
ИОАНН (Иван Матвеевич Снычев;1927–1995) митр. Учился в Орском техникуме; с 1945 – в г. Бузулук, келейник, затем иподиакон еп. Чкаловского и Бузулукского Мануила (Лемешевского), диакон, в 1948 – иерей. В 1951 окончил Саратовскую семинарию, в 1955 – Ленинградскую ДА, кандидат богословия. Принял монашество (окт. 1956), преподавал в Минской семинарии. С 1957 – секретарь архиеп. Мануила; участвовал в составлении «Каталога русских архиереев периода с 1898 по 1956 гг.» и «Топографии архиерейских кафедр и викариатств». В 1959 – пом. инспектора и преподаватель Саратовской семинарии. С сентября 1960 – при Покровском соборе г. Куйбышева, в 1961 – игумен, в 1964 – архимандрит. Еп. Сызранский (1965), еп. Куйбышевский и Сызранский (1969), архиеп. (1976). 20 июля 1990 назначен митр. Ленинградским (с 1991 С.-Петербургским) и Ладожским. Возглавлял Богослужебную комиссию Св. Синода, участвовал в работе Комиссии по канонизации святых. 12 авг. 1990 освятил первый возрожденный при нем храм – Казанскую ц. в Зеленогорске. За годы правления И. в СПб. епархии число храмов выросло почти в 3 раза, открылись первые монастыри, в т. ч. в Лен. обл. (Коневский Рождество-Богородичный, Череменецкий Иоанно-Богословский и др.). И. рукоположил свыше 200 иереев и диаконов. При нем стали издаваться журн. «С.-Петерб. епарх. ведомости», газ. «Православный СПб.» и др. Магистр богословия (1966), д-р богословия (1988). Автор церк.-ист. и историософских работ патриотического направления, публицистических выступлений. Имя «Иоанна Петербургского» стало символом борьбы против неообновленчества, униатства, экуменизма. Умер в СПб., похоронен на Никольском кладб. Александро-Невской лавры. Лит.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 282-283; Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Некролог // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1996. Вып. 15. С. 3-6; Владыка. СПб., 2005. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Кудрявцев Николай Галактионович (1856-1941), архитектор
Рубрики
КУДРЯВЦЕВ Николай Галактионович (1856–1941), архитектор. Окончил С.-Петерб. строительное уч-ще (1877). Служил при Техн.-строительном к-те Мин-ва внутр. дел (1877-96). Домовладелец, гласный С.-Петерб. гор. думы (с 1887). Строил доходные дома и производственные здания в СПб., дачи в Петергофе и Териоках (ныне Зеленогорск). Автор ц. Св. Ап. Иоанна Богослова (1914-16; не сохр.) и здания церк.-приходской школы в Череменецком Иоанно-Богословском мон. (1903, не сохр.), Казанской иконы Божией Матери собора в г. Луга. Владел имением Вёдрово (Кудрявцево) в Лужском у. С.-Петерб. губ. (ныне пос. Жемчужный Лужского р-на). Построил в Вёдрово ц. Пресв. Троицы (1907-09). Лит.: Архитекторы-строители Санкт-Петербурга сер. XIX – нач. ХХ вв.: Справочник / Под общ. ред. Б.М. Кирикова. СПб., 1996. С.183; Луга: Альбом / Гл. ред. Т.Б. Иванова. СПб., 2005. С.19-20; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006; Цыганков В.А. Жемчужное. Имение Кудрявцевых. – http://www.mitropolia-spb.ru/vedomosty/n28/18.shtml А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Монастыри православные
Рубрики
МОНАСТЫРИ ПРАВОСЛАВНЫЕ. Старейшие М. п. на терр. Лен. обл. – Успенский, Николаевский и Георгиевский Застенный в Ладоге основаны, вероятно, в XII в.; Антониево-Дымский Свято-Троицкий, Староладожский Иоанно-Предтеченский – в XIII в.; Коневский Рождество-Богородицкий, Староладожский Успенский – в XIV в.; Череменецкий Иоанно-Богословский – в XV в., Тихвинские: Свято-Успенский, Введенский и Николаевский Беседный, Зеленецкий Свято-Троицкий, Макарьевская пустынь (см. Воскресенский монастырь) – в XVI в.. Среди основателей М. п. – прославленные в лике святых прпп. Антоний Дымский, Арсений Коневский, Феофил и Иаков Омучские, Иларион Гдовский, Александр Свирский и его ученики, Киприан Стороженский, Корнилий Паданский, Мартирий Зеленецкий, Макарий Римлянин. С XIV в. область стала частью «Северной Фиваиды» – терр. наиболее интенсивной «монастырской колонизации». Ряд обителей прекратили существование в период швед. владычества (XVII в.). После 1764, в ходе церк. реформы Екатерины II, у М. п. изъяли земельные владения, часть их закрыли (Передольский, Озерский, Посолотин, Щирский и др.). В кон. XIX – нач. XX вв. нек-рые из М. п. были возобновлены, в частности, Воскресенский и Корнилиево-Паданская пустынь (см. Паданский Введенский мон.), основан ряд новых: Вохоновский Мариинский, Пятогорский Богородицкий, Творожковский, Воскресенско-Покровский и др., в 1919 – Поречский Покровский. К 1917 в епархии имелось 16 мон., в к-рых проживало 1629 монахов. В послерев. время началось закрытие М. п. и репрессии священнослужителей. Первыми, в 1918-19, были закрыты Александро-Свирский Свято-Троицкий, Введено-Островский, Зеленецкий Свято-Троицкий, Антониево-Дымский Свято-Троицкий мон. С кон. 1920-х репрессии усилились, закрыли последние М. п.; на терр. области это был Воскресенский мон. (закрыт в февр. 1932). В период ВОВ на оккупированной терр. Лен. обл. под эгидой Псковской Духовной миссии в пос. Вырица возникли Успенский жен. (11 монахинь) и Богоявленский муж. мон. (7 монахов), их закрыли в 1944. Возрождение М. п. началось в 1990-е, в обл. были открыты мон.: Коневский Рождество-Богородицкий муж. (1991), Зеленецкий Свято-Троицкий муж. (1993), Введено-Оятский жен. (1993), Тихвинский Свято-Успенский муж. (1995), Череменецкий Иоанно-Богословский муж. (1993, 1997), Тервеничский Покровский жен. (1996-97), Александро-Свирский Свято-Троицкий муж. (1998), Староладожский Николаевский муж. (2004) и Староладожский Успенский жен. (2005). На 2005 в Лен. обл. насчитывалось девять М. п. (6 муж. и 3 жен.), три скита, три подворья, одна приписная часовня. Лит.: Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. СПб., 1908–1909; Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 2005; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…