Агрикола Микаэль (1510-1557), просветитель, церковный деятель
|
Рубрики
|
|
АГРИКОЛА (Agricola) Микаэль (ок. 1510 – 1557), фин. религиозный деятель, основоположник фин. литературного языка. В 1536-39 учился в Виттенбергском ун-те у М. Лютера и Ф. Меланхтона. Глава Реформации в Финляндии. С 1554 – еп. Абоской (Туркуской) епархии. В 1556-57 участвовал в швед. посольстве в Москву. Издал первый фин. букварь (1542). Осн. труды А. – переводы на фин. язык Нового завета (1548), части Ветхого завета (1551-52), псалтыри, ряда молитвенников. Переводы А. сопровождались очерками истории и культуры Финляндии, календарем и сводкой агрономических сведений. Умер 9.04.1557 по пути из Москвы в Або (Турку) в дер. Кюрённиеми прихода Уусикиркко (ныне Выборгский р-н, дер. не сохр.). Был похоронен в кафедральном соборе г. Выборг (могила не сохр.) В 2001 на месте, где скончался А. (мыс Кюрённиеми) был воссоздан памятный знак, первоначально установленный в 1900. Планируется воссоздать уничтоженный в 1940 пам. А. в Выборге.
Лит.: Хейнинен С. Реформатор Микаэл Агрикола // Страницы выборгской истории: Сб. статей. Кн. 2. Выборг, 2004. С.48-54; Митюрин Д. Вызов Его Величеству // Всемирный Следопыт. 2006. №18. С.51-55; Памятник Микаелю Агриколе <на мысе Кюренниеми>. – http://around.spb.ru/guide/vyborg/agrikola.php
А.Д. Марголис
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Верования (карелы)
|
Рубрики
|
|
В массе своей карелы оставались язычниками, хотя влияние христианства в XIV в., особенно в районах, близких к культурным и административным центрам того времени, было значительным. Известную роль в консервации дохристианских верований сыграло то обстоятельство, что для корелы восприятие богослужения и чтение церковных книг затруднялись незнанием языка, к тому же, как хорошо было подмечено, язычество являлось известной гарантией независимости.
Религиозные вопросы осложнялись политическими. Швецию очень беспокоило усиление новгородского влияния на Карельском перешейке, а Новгород во что бы то ни стало стремился нейтрализовать шведский экспансионизм, приостановить распространение католицизма. В 1227 г. князь Ярослав Всеволодович провел крещение корелы. Вот как об этом сообщает летопись: «Послав крести множество корел, мало не все люди». Однако западных претендентов на чужие земли это не остудило. В 50-е гг. XIII в. папа Александр IV писал архиепископу Упсалы о необходимости крестового похода на корелу. В 1255 г. архиепископ Риги получил разрешение от папы направить епископа к язычникам — води, ижоре и кореле, которые якобы только и ждут принятия новой веры.
Влияние православной веры испытали западные соседи корелы: в финском языке известны славянские, связанные с христианством слова: risti — «крест», skiitta — «скит», pappi — «поп». Опорой Новгорода в укреплении христианской веры были возникшие в XIV в. Валаамский и Коневецкий монастыри.
Естественно, что за короткий срок язычество искоренить невозможно и после похода Ярослава Всеволодовича рядовая часть населения оставалась языческой. Так, в Новгороде в слое середины XIII в. найдена редкая берестяная грамота. Написана она небрежным и своеобразным почерком на карельском языке. Грамота на 600 лет старше всех известных карельских текстов. Использован при этом русский алфавит, что не удивительно: тесные контакты с русским населением привели к знакомству с его письменностью. А содержит грамота языческое заклинание:
Божья стрела (молния) десять имен твоих.
Стрела та она принадлежит богу.
Бог судный направляет.
И в XVI веке архиепископ Макарий был озабочен живучестью язычества у чуди. А финляндский епископ М. Агрикола обличал корелу, приписывая ей «языческие мерзости». В борьбе христианства и язычества возникали совместные формы существования и приспособляемости. Особенно данная ситуация характерна для нашего Севера. В фольклорно-эпических произведениях под влиянием христианства появляются самостоятельные жанры с новыми, в какой-то степени атеистическими народными героями. Например, Вяйнямёйнен под влиянием христианско-языческого мировоззрения превращается из героя в свою противоположность. В конце концов к XIX в., по образному выражению финляндского исследователя, борьба попа и знахаря закончилась взаимным поражением.
Библиография
С.И.Кочкуркина. Корела и Русь / С.И. Кочкуркина; Академия Наук СССР. – Л.: Наука, 1986. -141 с.
Стр. 40-44.
|
Тематические группировки
|
|
подробнее…
|
Выборг, г.
|
Рубрики
|
|
ВЫБОРГ (швед. – Wiborg; фин. – Viipuri, до 1948), город, адм. центр Выборгского р-на. Нас. – 79,2 тыс. чел. Топоним «Выборг» происходит от древнескандинавского Wiborg – «святая крепость». Осн. в 1293 на месте впадения р. Вуокса в Финский зал. швед. военачальником Т. Кнутссоном как швед. форпост на Карельском перешейке. Права города дарованы В. в 1403 швед. королем Эриком XIII Померанским. С 1527 – стапельный город (получил право принимать иностр. корабли). С 1710 в составе России (юрид. с 1721, по Ништадтскому мир. договору). В течение ста лет рос. город, адм. центр Выборгской губ. В 1811 В. присоединен к автономному Вел. княжеству Финляндскому в составе России. В 1917 вошел в состав независимой Финляндии, развивался и стал в ней вторым по величине городом. В 1920-30-е В. – центр рус. диаспоры в Вост. Финляндии (к кон. 1930-х из 86 тыс. жителей В. русскоязычными были ок. 4,5 тыс. чел.). После Сов.-финл. войны 1939-40 отошел к СССР. Местное нас. было эвакуировано в глубь Финляндии, и В. заселялся переселенцами из разл. областей России. В 1940-44 – районный центр Карело-Финской ССР, с 1944 – в Лен. обл. В В. сохр. многочисл. фортификационные сооружения XIII–XVIII вв.: Выборгский замок (см. «Выборгский замок», государственный музей), Анненские укрепления, бастион Панцерлакс, Круглая башня. Образцами ср.-век. архитектуры являются Часовая башня (XV в.), башня ратуши. Сохр. здания жил. домов XVI–XVII вв., среди к-рых наиб. изв. «дом купца» (Прогонная ул., 7а), «дом горожанина» (Крепостная ул., 13а), дом быв. купеческой гильдии (Выборгская ул., 8), «дом на скале» (Прогонная ул., 5). В рос. период истории В. появились дворец наместника (1779-84), дом през. суда (1845-47, арх. Э. Лорман). Быстрый рост экономики В. начался после открытия Сайменского кан. (1856) и жел. дороги Рихимяки – СПб. (1870). В 1860-е были частично разобраны укрепления, проложены бульвары. К нач. ХХ в. – периоду наиболее активного стр-ва в В. – относятся здания Объединенного банка Сев. стран (1900, арх. В. Аспелин; 1901, арх. К.Г. Нюстрем). Архит. достопримечательностями 1920–30-х являются здания Выборгской библиотеки центральной городской им. Алвара Аалто, Ленинградского областного государственного архива (быв. Выборгский провинциальный архив), здание Школы живописи и картинной галереи (1931, арх. У. Ульберг), здание быв. Морского торг. уч-ща (1938, арх. Р. Упуя). В сов. период были построены новое здание ж.-д. вокзала (1953; арх. Д.С. Гольдгор, С.Б. Сперанский), гостиница «Дружба» (1982, арх. В.Н. Щербин). В 1967 в реконструированном быв. здании ратуши открыт кинотеатр «Выборг» – первый широкоформатный кинотеатр в Лен. обл. В В. установлены пам. Т. Кнутссону (1908, скульп. В. Вальгрен), Петру I (1910, скульп. Л.А. Бернштам), В.И. Ленину (1957, скульп. Ш.В. Микатадзе); скульптура «Лось» в гор. парке (1924, скульп. Ю. Мянтюнен; авторские копии – в г. Лахти и Хельсинки). На окраине В. расположен парк Монрепо. В 1970 Пост. пр-ва РСФСР В. включен в список ист. городов России. В В. жили и работали мн. деятели фин. культуры: музыкант Э. Сивори (см. Выборгское культурное общество им. Э. Сивори), литераторы Я. Ютейни, А. Рахконен, К. Вала, здесь родился фин. этнограф И. Маннинен. В городе имеются две муз. школы, худож. школа, десять филиалов высших учеб. заведений. Работают Выборгская библиотека центральная районная, дет. районная б-ка, Дворец культуры, гор. дом культуры, драм. и кукольный театр «Святая крепость», центр рус. фольклора «Вереск», центр дет. эстрадного иск-ва «Эльфы», Ленина В.И. дом-музей, Музей боевой славы. В городе проводятся многочисл. фестивали: кинофестиваль «Окно в Европу» (с 1992), межрегиональный воен.-ист. фестиваль «Рыцарский замок», междунар. фестиваль камерной музыки «Вечера в Монрепо», междунар. фольклорный фестиваль «Руна Балтики», мор. фестиваль «Паруса Выборга», фестиваль циркового иск-ва «Цветы России», джазовый фестиваль «Серенады Выборгского замка», дет. фестиваль «Цветы планеты», междунар. фестивали театров кукол и мн. др. Издается св. 10 журн. и более 20 газ., в т. ч. «Выборг», «Выборгские ведомости», «Новая Выборгская газета». Работает «Выборгское радио» и телередакции «Выборг-ТВ», «СТС–Выборг». С кон. XIII в. В. – центр христианизации Вост. Финляндии (католичества, с XVI в. – лютеранства). С 1554 – центр самостоятельной Выборгской лютеранской епархии. С В. связаны жизнь и деятельность М. Агриколы. К пам. церк. архитектуры относятся Преображения Господня собор, лютеранский Выборгский кафедральный собор, Доминиканский монастырь, Лютеранская церковь Святых Петра и Павла, Францисканский монастырь, костел Св. Гиацинта (он же Рыцарский дом). В наст. время в В. функционируют как правосл. приходы, так и приходы Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии.
Лит.: Золочевская Н.И., Кепп Е.Е., Новоселова З.А. Выборг: Очерк-путеводитель. Л., 1980; Выборг / Сост. Е.Е.Кепп, фото Ю.Ф. Березовский. Л., 1986; Страницы Выборгской истории. Кн. 1-2. Выборг, 2002–2004; Kauppi, U.-R., Milcik M. I. Viipuri: Vanhan Suomen paakaupunki. Helsinki, 1993; Viipuri. 2000. – http://www.viipuri2000.vbg.ru/index_ru.html
А.Ю. Чистяков
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Выборгский район
|
Рубрики
|
|
ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН, муниц. образование. Нас. – 172,8 тыс. чел. Терр. – 7381,7 кв. км. В состав В. р. входят гг. Выборг (адм. центр), Приморск, Высоцк, Каменногорск, Светогорск, г. п. Рощино, Лесогорский, Советский и 180 сел. поселений. В составе Лен. обл. с 1944, после передачи г. Выборг и прилежащей терр. из Карело-Финской ССР. Находится в зап. части Карельского перешейка на побережье Финского зал., для к-рого характерны многочисл. шхеры и заливы (самый крупный – Выборгский). В состав В. р. входят Березовые о-ва, о-в Высоцкий. В районе мн. озер, протекает р. Вуокса. По терр. района проходит жел. дорога СПб. – Выборг – Хельсинки (с 1870) и параллельная ей автомагистраль. Важная трансп. артерия – Сайменский кан. На терр. В. р. находятся нац. парк «Карельский перешеек», Выборгский зоологический заказник, заказники «Раковые озера», «Озеро Мелководное», «Березовые острова», «Болото Ламмин-Суо», «Линдуловская роща», геол. пам. природы «Остров Густой», охотничьи заказники. Через В. р. и Выборг проходит туристский маршрут «Королевская дорога», соединяющий страны Сев. Европы с СПб. и Старой Ладогой. Развивается подводный туризм на Финском зал. На терр. В. р. обнаружены многочисл. археол. пам. Ведутся иссл. в области подводной археологии. У мыса Крестовый в Выборгском зал. находится кладб. старинных кораблей. Обследован швед. линейный корабль «Энигхеттен» (один из погибших в Выборгском мор. сражении 1790), обнаруженный экспедицией об-ва «Память Балтики». В XIX в. на терр. В. р. во множестве появились усадьбы и дачи (особенно на побережье Финского зал.). Наиболее изв. усадьбы Ала-Кирьола, Куусо. В этих местах проводили летние месяцы писатели Л.Н. Андреев, Д.С. Мережковский, худ. Н.К. Рёрих. В пос. Поляны (быв. Уусикиркко) находилась дача худ. Е.Г. Гуро и М.В. Матюшина; в пос. Рощино жила фин. поэтесса Э. Сёдергран. Климат местности благоприятствует орг-ции лечебных учреждений. В 1889 в дер. Халила (Сосновый Бор) был образован гос. санаторий для легочных больных. В 1926-39 в дер. Патру (Зеленый Холм) функционировал туберкулезный санаторий Вооруженных сил Финляндии. В последние десятилетия В. р. вновь стал популярной зоной отдыха жителей СПб., на его терр. появились коллективные садоводства (Кирилловское, Лейпясуо). В р-не функционируют 43 б-ки (см. Выборгская библиотека центральная районная), дома культуры. Краевед. музеи существуют в Выборге, Приморске. С 2001 в пос. Рощино проводится фольклорный фестиваль «Мировая деревня». С 1969 ежегодно совершается легкоатлетический марафонский пробег СПб. – Выборг. Районные события освещаются в газ. «Выборг», «Выборгские ведомости», «Новая Выборгская газета». Р-н связан с жизнью и деятельностью фин. просветителя и церк. деятеля М. Агриколы, памятник к-рому установлен на мысе Кюрениеми. Близ дер. Лужки (быв. Карьялайнен) сохр. пам. местному крестьянину Тааветти Инкинену, к-рый в 1891–1912 в одиночку осушил оз. Котилампи (1929; арх. Я. Ланкинен). С 1990-х возрождается память о фин. нас., жившем на этой терр. до Сов.-финл. войны 1939-40. В 1993 в пос. Первомайское открыт пам. жителям вол. Кивеннапа; в пос. Ильичево создан «Ялкала», историко-этнографический музей-заповедник. Правосл. приходы находятся в Выборге, Приморске, Каменногорске, Светогорске, Рощино, Советском, пос. Сосновый Бор, Каменка, Кондратьево, Коробицыно, Ленинском, Озерки. Строится ц. Свщмч. Вениамина в пос. Победа. Приходы Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии существуют в Выборге, Приморске, г. п. Советский, Рощино, пос. Победа.
См. также: Барышево, Возрождение, Выборгского района герб и флаг, Гвардейское, Ермилово, Цвелодубово, Линтульский Свято-Троицкий монастырь.
Лит.: Балашов Е.А. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Ч. 2: Юго-западный сектор. Уусикиркко (Поляны). СПб., 1998; Балашов Е.А. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Ч. 3: Юго-западный сектор. Каннельярви–Куолемаярви (Победа–Пионерское). СПб., 1998; Балашов Е.А. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Ч: 5-6: Западный сектор. Койвисто–Йоханнес (Приморск–Советский). СПб., 2003; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 50-51; Карельский перешеек. Земля неизведанная. Ч. 7: Центральный сектор. Муолаа–Яюряпяя (Красносельское–Барышево) / Сост. Д.И. Орехов. СПб., 2004.
А.Ю. Чистяков
|
Авторы
|
|
|
подробнее…
|
Мифология, язычество
|
Рубрики
|
|
В 1541 г. М. Агрикола, основатель финской книжности и основоположник литературного языка, в стихотворном предисловии к переводу „Псалтыря" впервые перечислил ряд имен языческих божеств у карел и финского племени хяме (емь). В перечне называются божество леса и охоты Тапио, божество воды и рыбной ловли Ахти, "сыны Калевы", которые "косили луга", Вяйнямейнен (Ainemoinen), который "ковал песни", Ильмаринен, который ведал погодой и "приводил к месту путников". Все эти имена встречаются в карело-финской эпической поэзии, о бытовании которой в народе Агрикола, видимо, знал, поскольку слитно с нею бытовала и языческая мифология. В качестве церковного деятеля Агрикола осуждал язычество, боролся с ним. После перечисления языческих божеств следовало восклицание: "Не глупый ли это народ, верующий в них и поклоняющийся им! Дьявол и грех довели их до такой веры. На могилы усопших приносили они пищу, причитали и плакали там". Характерно, что формально Агрикола был склонен описывать языческие обычаи в прошедшем времени - пусть как недавнее прошлое, но все же прошлое. "Еще недавно, во времена папизма, - писал он, - люди открыто либо тайно поклонялись вместо Бога природным стихиям — огню, воде, земле, деревьям... Но теперь пусть каждый почитает только Отца, Сына и Святого духа".
Около 1583 г. Я. Финно, тоже церковный деятель, издал первый на финском языке сборник духовных песен со своим предисловием, которое представляло собой первое в истории финской литературы рассуждение о поэзии. Автор проводил грань между "божественной" (церковной) и "безбожной" (фольклорно-языческой) поэзией. О бытовании последней в предисловии давались уже более подробные сведения. В народе "постыдные" языческие песни пелись "на праздниках и в поездках, ради времяпровождения и веселья", люди "состязались друг с другом в песнопении". При всем идеологическом неприятии язычества Финно косвенно признавал высокие эстетические достоинства народных песен. По словам автора предисловия, бес был столь лукав, что выковал для певцов самые лучшие слова; они слагали песни быстро и складно, народ запоминал их быстрее и охотнее, чем церковные тексты.
Э.Г. Карху. Карельский и ингерманландский фольклор. СПб., Наука. – 1994.
|
Тематические группировки
|
|
подробнее…
|
Скульптура и памятники
|
Рубрики
|
|
СКУЛЬПТУРА И ПАМЯТНИКИ. Первые образцы скульптуры в окрестностях СПб. появились во время правления Петра I. На протяжении XVIII в. декорат. скульптура была неотъемлемой частью парковых ансамблей Петергофа, Ораниенбаума, Царского Села, Павловска, Гатчины. Во второй пол. XVIII – нач. XX вв. появляются пам. в честь воен. побед и в память об осн. городов. В XIX в. под патронажем членов имп. фам. происходит установка пам. императорам. Так появились Петру I памятники, пам. Павлу I в Гатчине, Александру II памятник. В городах Выборгской и С.-Петерб. губ. возникает традиция увековечения памяти людей, их прославивших. В Выборге открыты пам. основателю Выборгского замка Торкелю Кнутсону (скульп. В. Вальгрен) и просветителю Микаэлю Агриколе (скульп. Э. Викстрем; утрачена в 1940-е). В ряде имений С.-Петерб. губ. имелось значительное собр. скульптуры, в т. ч. в усадьбах Монрепо, Марьино, Котлы. После рев-ции 1917 скульптура становится важной частью пропаганды новой идеологии. Согласно ленинскому плану «О монументальной пропаганде» (утвержден 12.4.1918 декретом СНК), на месте памятников рус. царям и их приближенным ставились пам. революционерам. Так, в г. Новая Ладога вместо пам. Александру II в 1918 был установлен пам. Карлу Марксу. Особенно популярны были В.И.Ленину памятники и С.М.Кирову памятники. Широкое распространение получило увековечение памяти деятелей науки, культуры. В с. Павлово был создан комплекс пам. ученым (скульп. И.Ф. Безпалов): И.В. Сеченову (1935), И.В. Павлову (1936), Р. Декарту (1936), Ч. Дарвину (1949); в пос. Воейково (Всеволожский р-н) – пам. А.И. Воейкову (1957; скульп. М.К. Аникушин, Ф.А. Гепнер); в г. Тихвине – пам. Н.А. Римскому-Корсакову (1969), скульп. Н.В.Дыдыкин) и др. В послевоен. период было принято решение об установке пам. героям ВОВ. В 1965 началось стр-во комплекса мем. сооружений «Зеленый пояс славы». Одноврем. ведутся реставрац. работы и восстанавливается скульптура пригородов Ленинграда, районных центров Лен. обл., открываются новые пам. В Выборге, известном своими необычными пам. (в т. ч.«Лось»; 1928, скульп. Ю.Мянтюнен), с 1980-х формируется т. н. «парк скульптуры». Декорат. скульптура (1979, скульп. А.Н. Черницкий) украшает парк г. Светогорск. В наши дни в Лен. обл. продолжается сооружение новых пам.: в т. ч. в г. Пикалёво установлена скульпт. композиция «Мать и сын», посвященная воинам, погибшим в Афганистане (1990, скульп. А.Н.Черницкий), в г. Сосновый Бор – пам. акад. А.П. Александрову (1997, скульп. А.С. Чаркин), в пос. Ленинское Выборгского р-на – пам. Александру Невскому (2000; скульп. А.С. Чаркин) и мн. др.
Лит.: Калинин Б.Н. Памятники Ленинграда и его окрестностей. М., 1959; Гришина Л. И., Файнштейн Л. А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973; Кепп Е.Е. Выборг. Л., 1988; Сокол К. Г. Монументы империи. СПб., 1999; Скульптура Выборга. – http://www.vyborgcity.ru/text/text_24.htm
И.А. Карпенко
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Финляндия
|
Рубрики
|
|
ФИНЛЯНДИЯ, государство в Сев. Европе. Граничит со Швецией, Норвегией, РФ (Мурманская обл., Республика Карелия, Лен. обл.). Расположена на побережье Ботнического и Финского зал. Балтийского моря. Пл. – 338 тыс. кв. км (ок. 10% – внутренние водоемы). Нас. (на 1998) – 5147 тыс. чел. (93% – финны, ок. 6% – шведы). Плотность нас. – 14,8 чел./кв. км. 2/3 нас. – горожане. Гос. языки – финский (родной для 96% нас.) и шведский. К Евангелическо-лютеранской церкви принадлежит 90% нас., к Православной – 1,1%. В адм. отношении делится на ляни (laani – губерния). На рубеже I–II тыс. н. э. Ф. населяли прибалт.-фин. общности сумь (зап. р-ны), емь или тавасты (центр), корела (восток). В XII–XIII вв. юго-запад Ф. был присоединен к Швеции, вост. р-ны находились в сфере интересов Вел. Новгорода, что обусловило многовековое рус.-швед. вооруженное соперничество на Карельском перешейке. Гл. городом Ф. был Турку (швед. и устар. рус. – Або), вторым по значению – Выборг. Впервые вост. граница Швеции была установлена Ореховецким мирным договором 1323 и проходила по р. Сестра и далее на север, оставив Выборг в составе Швеции, а Корелу (ныне – Приозерск) – в Новгородских владениях. В XVI в. в Ф. и Швеции лютеранство стало гос. религией. В 1642 издана Библия на фин. яз. (Новый Завет перевел М. Агрикола в XVI в.). В 1581 Ф. стала вел. княжеством (герцогством). Столбовский мирный договор 1617 передал Швеции всю Ф. и Ингерманландию. После Сев. войны 1700-21, завершившейся поражением Швеции, Россия получила Карельский перешеек, где была образована Выборгская губ. (т. наз. Старая, или Русская Ф.). После Рус.-швед. войны 1808-09 вся терр. Ф. вошла в состав России, получив статус Великого княжества Финляндского (в соответствии с формой правления 1772, установленной швед. королем Густавом III). В 1811 к Ф. была присоединена Выборгская губ. В 1812 столица перенесена в Хельсинки (швед. и устар. рус. – Гельсингфорс). В 1860-е Александр II начал проведение в Ф. либеральных реформ. В 1863 был созван сейм (парламент), к-рый регулярно собирался с 1869. В 1879 приняты законы о свободе предпринимательства, передвижения. В XIX в. в Ф. развернулось фенноманское движение, выступавшее за расширение прав фин. яз. (официальным яз. в Ф. был шведский) и развитие фин. нац. культуры. Его лидерами были фольклорист и создатель эпоса «Калевала» Э. Лённрот, писатель Ю.Л. Рунеберг, журналист и гос. деятель Ю.В. Снельман, писатель и историк С. Топелиус, этнограф и языковед М.А. Кастрен, историк Ю.С. Юрьё-Коскинен. В дек. 1917 Ф. официально стала независимым гос-вом. Весной 1918 в Ф. произошла гражд. война, в к-рой победила белая армия под команд. К.Г. Маннергейма. В 1919 Ф. провозглашена республикой, принята Конституция (глава гос-ва – президент, высший законодательный орган – однопалатный парламент). В результате поражения в Сов.-финл. (Зимней) войне 1939-40 Ф. потеряла Карельский перешеек (терр. совр. Выборгского и Приозерского р-нов Лен. обл.), Сев. Приладожье, приграничные земли в Сев. Карелии. Нас. отошедших к СССР р-нов было эвакуировано в глубь Ф. В 1941-44 Ф. участвовала в боевых действиях на стороне Германии. Парижский мир 1947 подтвердил границу 1940 в Приладожье, к СССР также перешел р-н Печенги (Мурманская обл.). Во второй пол. ХХ в. Ф. проводила политику нейтралитета. С 1995 – в составе Европ. Союза.
Лит.: Клинге М. Очерк истории Финляндии. Хельсинки, 1990; Расила В. История Финляндии. Петрозаводск, 1996; Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Политическая история Финляндии. М., 1998.
А.Ю. Чистяков
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|