Персоны энциклопедии / Томилов Алексей Романович
Айвазовский (Гайвазовский) Иван Константинович (1817-1900), художник
Рубрики
АЙВАЗОВСКИЙ (Гайвазовский) Иван Константинович (1817–1900), художник-маринист. В 1833-39 учился в СПб. АХ у М.Н. Воробьева и франц. мариниста Ф. Тоннера. Акад. (1843), проф. (1847) АХ. Состоял живописцем Гл. Мор. штаба, в 1854-55 участвовал в обороне Севастополя, мор. походах и сражениях. Работал в Крыму, Италии, Германии, Франции, Англии, Испании. Автор ок. 6 тыс. живописных работ, не считая множества рис. и акварелей. В 1830-х А. проводил летние месяцы в усадьбе Успенское (ныне – с. Старая Ладога) в гостях у А.Р. Томилова. Здесь написаны картины «Крестьянский двор», «Развалины башни и крепости Старой Ладоги» (обе – 1834) и др. Лит.: Вагнер Л.А., Григорович Н.С. И.К. Айвазовский. М., 1970; Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973. С.106; Пилипенко В.Н. Айвазовский: Альбом. Л., 1991; А.Р. Томилов – коллекционер и ценитель прекрасного. – http://www.oldladoga.ru/708.html А.Д. Марголис
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847), художник
Рубрики
ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович (1780–1847), художник, педагог. В 1803-06 брал уроки живописи у В.Л. Боровиковского в СПб. В 1807-19 – на службе в Канцелярии дир. почт. С 1811 – акад. живописи (1811), член Об-ва поощрения художеств. До 1820-х работал гл. обр. в жанре портрета и сатирической графики. В 1819 в своем имении устроил худож. школу, к-рую прошло ок. 70 учеников, среди них – А.В. Тыранов, С.К. Зарянко, Г.В. Сорока. Родоначальник быт. рус. крест. жанра в живописи («школа Венецианова»). В 1830 получил звание придворного живописца. В. был частым гостем А.Р.Томилова в его усадьбе Успенское. Летом 1810 В. здесь написал «Автопортрет». С 1810-х – постоянный посетитель имения А. Н. Оленина Приютино, где делал портреты хозяев и гостей имения, в 1826 написал здесь портрет Петра Оленина. Лит.: Савинов А. Н. А. Г. Венецианов. Жизнь и творчество. М., 1955; Алексеева Т. В. Венецианов и развитие бытового жанра // История русского искусства. Т. 8. Кн. 1. М., 1963. С. 546-598; Достопримечательности Ленинградской области / Сост. И.А. Орлова. Л., 1977. С. 424. Ю. Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Заболотский Петр Ефимович (1803-1866), художник
Рубрики
ЗАБОЛОТСКИЙ Петр Ефимович (1803, г. Тихвин – 1866), художник. Выходец из мещанской (по др. сведениям, из крестьянской) семьи. В 1826 по рекомендации А.Р. Томилова поступил вольнослушателем в СПб. АХ; учился у А.Е. Егорова и А.Г. Варнека. Акад. с 1857. С 1830 участвовал в выставках АХ. В сер. 1830-х создает лучшие свои произв. в жанре портрета. В 1836 З. давал уроки рисования неск. офицерам, в т. ч. М.Ю. Лермонтову, написал его портрет (1836-37). В 1840-50-х преподавал в ряде учебных заведений СПб., в т. ч. в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств (1842-48). В творчестве З. соединяются черты классицизма и традиции передвижников. Наряду с портретами писал жанровые сцены, иконы. Работы З. находятся в ГРМ, Гос. Третьяковской галерее, ряде обл. музеев России и Украины. Жил в СПб.; лето проводил в Тихвине, где сохр. дом (на углу ул. Труда и ул. Связи), в кот. З. останавливался по приезде в родной город. Неоднократно бывал в усадьбе А.Р. Томилова Успенское, писал интерьеры дома («Комната дома Томилова...», 1833). Автор пейзажей Старой Ладоги и Шлиссельбурга. В 2005 имя З. присвоено дет. худож. школе г. Тихвин. Лит.: Заболотский Петр Ефимович // История Тихвина в лицах: Биобиблиогр. указатель. Вып. I. Ч. 1 (XIII–XIX вв.). Тихвин, 2004. С. 68-72; Никонов Н. Петр Ефимович Заболотский // Тихвинец. 1991. № 4. С. 26-39; Присвоили имя портретиста Заболотского // Дивья: Региональная ежедневная интернет-газета. 2005. № 23 (519), 8 июня. – http://tikhvin.spb.ru/view.php?bn=a_articles&key=1118324344&for=&print=1 С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Кваренги Джакомо (1744-1817), архитектор
Рубрики
КВАРЕНГИ Джакомо (1744–1817), итал. архитектор и художник. Учился живописи и архитектуре в Риме. В 1779 прибыл в СПб. и стал придворным арх. Автор разнообразных построек в стиле строгого классицизма: здания Академии наук (1783-89), Ассигнационного банка (1783-90), Эрмитажного театра (1783-87), Конногвардейского манежа (1804-07), Смольного ин-та (1806-08), Александровского дворца в Царском Селе (1792-96) и др. К. строил также в Москве, Курске, в Украине и Прибалтике. В 1780-х К. спроектировал для усадьбы Гостилицы два садовых павильона – «Геркулес» и «Чайный домик». Оставил значительное графическое наследие. Среди рис. К. 1780-х есть изображения ц. Троицы Пресвятой и дома К.Г. Разумовского в Гостилицах, дворцов в Ропше, в Пелле и др. В 1810-х К. посещал А.Р. Томилова в его усадьбе Успенское (ныне с. Старая Ладога, Волховский р-н). Похоронен в католической ч. Волковского кладб. в СПб., в 1967 прах перенесен на Лазаревское кладб. Александро-Невской лавры (Некрополь XVII в.). Лит.: Пилявский В.И. Джакомо Кваренги: Архитектор. Художник. Л., 1981; Коршунова М.Ф. Джакомо Кваренги // Зодчие Санкт-Петербурга. ХVIII в. СПб., 1997. С.721-69; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Ломоносовский район. СПб., 1999. С. 50-56. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…
Кипренский Орест Адамович (1782-1836), художник
Рубрики
КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович (1782, мыза Нежинская; ныне дер. Нежново, Кингисеппский р-н – 1836), художник, основоположник романтизма в рус. изобразительном иск-ве. Незаконнорожденный, сын крепостной и помещика А.С. Дьяконова. Вскоре после рождения получил вольную, был крещен в с. Копорье (отсюда происходит его первонач. фам. «Копорский», измененная затем на «Кипренский» – в честь Киприды, богини любви). Раннее детство провел в семье крепостного А. Швальбе, за к-рого была выдана замуж мать К. В 1788–1803 в СПб., учился в АХ под рук. Г.И. Угрюмова, Д.Г. Левицкого, Г.Ф. Дуайнена. Акад. (с 1812), проф. АХ (с 1831). В 1816-23 путешествовал по Германии, Швейцарии, Италии в качестве пенсионера имп. Елизаветы Алексеевны. Автор многочисл. портретов: «Л.-гв. полковник Е.В. Давыдов» (1809), «Е.Е. Авдулина» (1822-23), «Графиня Е.П. Растопчина» (1809), «А.С. Пушкин» (1827), «Автопортрет» (1828). Писал картины на ист. и мифологические темы. К. неоднократно приезжал в Нежинскую, написал здесь портреты А. Швальбе, нового владельца мызы бригадира Г.И. Жукова (оба – 1804), автопортрет (1808) и др. В усадьбе Успенское (с. Старая Ладога) К. написаны портреты ее владельца А.Р. Томилова (1808) и чл. его семьи (1812, 1814). Был частым гостем в имении Олениных Приютино. Здесь созданы графические портреты И.А. Крылова и И.И.Козлова (оба – 1813). В 1827 К. посетил усадьбу Котлы, где написал портрет К.И. Альбрехта. В 1828 уехал в Италию. Скончался в Риме, похоронен в ц. Санте Андреа делле Фратте. В дер. Нежново в честь К. установлен памятный знак. Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С.45-46, 258; Зименко В.М. Орест Адамович Кипренский. М., 1988; Орест Кипренский. Новые материалы и исследования: Сб. статей. СПб., 1993; По древней Ямбургской земле: Путеводитель. Кингисепп, 2004. С.45-47. А.Д. Марголис
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Орловский Александр Осипович (1777-1832), художник
Рубрики
ОРЛОВСКИЙ Александр Осипович (1777–1832), художник-баталист, живописец, график. В 1793–1802 учился живописи в Варшаве. С 1802 поселился в СПб. Акад. живописи (1809). В 1819 был причислен к Ген. Штабу «для сочинения» рисунков воен. мундиров. Мастер портретной и батальной живописи, автор множества жанровых рисунков, карикатур. Одним из первых в России обратился к технике литографии. С 1805 часто и подолгу жил у А.Р. Томилова в его имении Успенское (ныне с. Старая Ладога). Здесь О. писал портреты крестьян, гостей имения, жанровые сцены («Пастух, играющий на дудочке» «Крепостные крестьяне», «Соседка Томилова», «Кваренги в образе Амура», «Поющие крестьяне за столом» и др.). Постоянный посетитель усадьбы А.Н. Оленина Приютино, здесь О. также сделано мн. портретных зарисовок. Лит.: Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973. С.106, 131; Соломатина Н. Александр Орловский. СПб., 2002; Русские художники в Успенском. – http://www.oldladoga.ru/708.html Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Томилов Алексей Романович (1779-1848), домовладелец
Рубрики
ТОМИЛОВ Алексей Романович (1779–1848, с. Успенское Новоладожского у.), арт. офицер, художник-любитель, меценат. В 1799 командовал фортификационными работами в Кронштадте. В 1808 вышел в отставку. В войну 1812 принял участие в формировании нар. дружин на терр. Новоладожского у., работал в губ. комитете по организации петерб. нар. ополчения, участвовал как ополченец в боях с французами. В 1813 тяжело ранен. По излечении поселился в усадьбе Успенское (на терр. совр. с. Старая Ладога), одном из трех своих имений. В 1815, 1821 и 1827 избирался новоладожским уездным предводителем дворянства. С молодости увлекался живописью, писал маслом, рисовал. Избран д. ч. АХ. В 1820 стал одним из инициаторов основания Об-ва поощрения художников. Тесно общался с художниками. В молодости начал собирать коллекцию рис., офортов, эстампов, живописи и стал одним из первых крупных рус. коллекционеров. Его собрание офортов Рембрандта считалось крупнейшим в России. Осн. увлечением Т. была рус. живопись, прежде всего совр. Т. оказывал помощь нуждавшимся худ., содействовал продаже их картин, сам делал заказы на картины. Свой дом в Успенском Т. превратил в музей. Усадьба стала одним из кр. культурных центров Северо-Запада России, в среде худ. она получила назв. «томиловская Мекка». Здесь часто гостили арх. и худ., нек-рые жили подолгу (О.А. Кипренский, А.О. Орловский, К.А. Тон и др.). Кипренский оставил три портрета Т. в разные годы (1808, 1813 и 1828). Летом 1820 в имении гостил З. Доленго-Ходаковский, вместе с Т. они исследовали сопку Олегова могила в окрестностях с. Успенское. Т. похоронен на кладб. Староладожского Успенского мон. (могила не сохр.). В 1924 коллекция Т. была передана в Эрмитаж и в Русский музей. Лит.: Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. М., 1995; Игнатенко В.Ф. Усадьба Успенское. Люди и судьбы. Генеалогия дворянских родов: Томиловы и Шварцы. Старая Ладога; СПб., 2003. С. 20-69; Коробова Е.В. А.Р.Томилов – коллекционер и ценитель прекрасного. – http://oldladoga.ru/708.html Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Усадьбы
Рубрики
УСАДЬБЫ. В нач. ХХ в. на терр. совр. Лен. обл. насчитывалось до 2000 усадеб. В осн. они возникли одновременно с СПб. «Родовых гнезд», принадлежавших одной фам. из поколения в поколение, было сравнительно мало. У. часто меняли владельцев, иногда при этом полностью изменяя свой облик. Многие У. служили для представительства и серьезного практического значения для хозяев, располагавших обширными земельными владениями в др. частях страны, не имели. Однако существовали и кр. хоз. комплексы, со скотными дворами, конюшнями, амбарами, оранжереями, с.-х. угодьями. Среди У. в окрестностях СПб. были настоящие шедевры, не уступавшие прославленным царским резиденциям: Ропша Лазаревых; Гостилицы Разумовских и Потемкиных; Тайцы и Сиворицы Демидовых; Рябово Всеволожских; Осиновая роща Лопухиных; Монрепо баронов Николаи; Марьино Строгановых; Дылицы (Елизаветино) Трубецких). В формировании этих У. принимали участие видные мастера рус. архитектуры: А.В. Квасов, С.И. Чевакинский, Ю.М. Фельтен, А. де ла Порто, Ф.И. Волков, И.Е. Старов, Л. Руска, Н.А. Львов, А.Н. Воронихин, В.И. Беретти, А.И. Мельников, А.П. Брюллов, А.И. Штакеншнейдер, Г.А. Боссе, П.С. Садовников, Н.Л. Бенуа, А.И. Кракау; садовые мастера Т. Грей, В. Гульд, Г.И. Энгельман, П.И. Эрлер и др. В архитектуре усадебных домов отразились черты раннего классицизма (Тайцы, Сиворицы), ампира (Марьино, Котлы, Рождествено), эклектики (Лисино-Корпус, Краморская, Торосово). В планировке парков преобладал пейзажный англ. стиль, идеально отвечающий особенностям сев. природы с многочисл. водоемами, просторными лугами, незначительно всхолмленной местностью. В кон. XIX – нач. XX вв. на юге обл. появились впечатляющие усадебные комплексы в стиле модерна и неоклассицизма, принадлежавшие новым финанс. магнатам: Рапти Половцовых, Боровое Львовых в Лужском р-не; Белогорка Фоминых–Елисеевых под Сиверской и др.). Исключительно велико мем. значение усадеб, связанных с именами выдающихся предст. культуры и науки, гос. и воен. деятелей, предпринимателей: М.В. Ломоносова (Усть-Рудица), А.П. Ганнибала (Суйда), А.Н. Оленина (Приютино), А.Р. Томилова (Успенское), К.Ф. Рылеева (Батово), И.И. Пущина (Пущина горка), Ю.Ф. Лисянского (Кобрино), А.К. Толстого (Пустынька), К.И. Бистрома (Романовка), В.Д. Поленова (Имоченицы), М.Н. Муравьева (Сырец), А.Д. Зиновьева (Гревова), А.Л. Штиглица (Краморская), В.В. Набокова (Выра, Рождествено), Н.К. Рериха (Извара); уникальный бальнеологический курорт Лопухинка и т. д. При У., как правило, находились церкви, многие из к-рых представляли значительную худож. ценность (цц. Троицы Пресвятой в Марьино и в дер. Пятая гора, Владимирская ц. в Дылицах, Никольская ц. в Белогорке; ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня в пос. Лисино-Корпус и др.). Систематического изучения У. как культурно-ист. пам. в дорев. годы не велось, хотя отд. публикации появлялись (напр., в 1910 – «История одного дома» Н.Н. Врангеля о Мариенгофе Резвых в Ямбургском у.). В 1920-е было обследовано ок. 50 У. Одновременно начались разорения и деградация усадебных комплексов в результате национализации и конфискации худож. ценностей. Помещичьи У. часто становились центральными усадьбами совхозов и колхозов, дома использовались для размещения разл. учреждений, школ, дет. домов, б-ц, санаториев, домов отдыха, воинских частей. Одним из немногих исключений на нек-рое время оставалась усадьба Марьино, ввиду своего худож. и ист. значения объявленная музеем (расформирован в нач. 1930-х). Замечательные произв. декорат.-прикладного иск-ва, живописи и скульптуры, украшавшие усадебные дома, уникальные б-ки, как правило, расхищались. Их незначительная часть оседала в краевед. музеях или перевозилась в Ленинград. Нем. оккупация обширной части Лен. обл. в 1941-44 привела к разрушению и уничтожению многих У. После ВОВ велось восстановление отд. усадебных домов (см. Реставрация архитектурных памятников), однако комплексного восстановления, приведения в порядок зеленых насаждений, гидросистем не производилось. Остатки усадебных парков стремительно исчезали. В 1960–1970-е серьезная работа по выявлению усадебных комплексов, многие из к-рых вообще были не известны, проводилась специалистами Обл. инспекции по охране пам., ин-та Спецпроектреставрация. Результатом многолетних иссл. стали фундаментальные обзоры Н.В. Мурашовой и Л.П. Мыслиной по усадьбам Лен. обл., частично опубл. в журн. «Ленинградская панорама» и выходившие отд. изданиями (по Лужскому, Ломоносовскому, Кингисеппскому, Всеволожскому р-нам). Книга Мурашовой «Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии» (2005) стала своеобразным реквиемом, констатируя многочисл. факты вандализма. Пережив воен. лихолетье, многие У. гибнут в наше время вследствие равнодушия, бесхозяйственности и безответственности. Сгорели ценнейшие пам. дерев. классицизма в пос. Скреблово и в дер. Кобрино; доведен до полного разрушения уникальный парковый ансамбль усадьбы Рапти; разрушен дворец в пос. Ропша, восстановленный после войны; в аварийном состоянии находится усадебный дом в Белогорке, прекрасно сохранявшийся еще в 1960-е. Система гос. охраны пам. федерального значения обнаружила свою малую эффективность. В 2000-е предпринимаются попытки передачи отд. усадебных комплексов в долгосрочную аренду частным лицам и фирмам с обязательством восстановления и реновации дворцов и парков. Реставрируются У. в с. Рождествено и в дер. Дылицы (Елизаветино). Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987; Мурашова Н., Мыслина Л. Усадьбы Гатчинского района // Ленинградская панорама. 1989. № 4. С. 33-36; № 5. С. 10-12; Они же. Усадьбы Волосовского района // Ленинградская панорама. 1990. № 9. С. 14-18; Они же. Усадьбы Всеволожского района // Санкт-Петербургская панорама. 1992. № 3. С. 35-37; Они же. Усадьбы Тосненского района // Санкт-Петербургская панорама. 1993. № 9. С. 26-28; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Ломоносовский район. СПб., 1999; Они же. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Лужский район. СПб., 2001; Они же. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Успенское, усадьба
Рубрики
УСПЕНСКОЕ, усадьба (с. Старая Ладога, Волховский пр., 19). Усадьба создана в XVIII в. недалеко от Староладожской крепости на берегу р. Волхов бр. Мельгуновыми. В поместье имелись дерев. господский дом, хоз. корпуса, был разбит сад. С 1807 имение принадлежало А.Р. Томилову, кр. помещику, меценату и коллекционеру. Он занялся переустройством усадьбы и благоустройством терр. У берега Волхова были вырыты два пруда, в к-рых разводили серебристых карпов. К прудам от господского дома, стоявшего вдоль берега реки, спускалась лестница из известняковых плит. В сторону монастырской ограды вела липовая аллея, аллеи тянулись также к Малышевой горе и к проезжей дороге в сторону Новой Ладоги. Остальную терр. усадьбы занимал парк в англ. стиле с широколиственными деревьями. К западу от дома разместились теплицы, огороды и фруктовый сад. В 1816 к дерев. господскому дому был пристроен двухэтажный кирпичный корпус, оба здания соединяла крытая галерея. При Томилове поместье стало центром худож. жизни С.-Петерб. губ. В усадьбе находилось значительное собрание скульптуры, древностей, эстампов, рисунков рус. и иностр. мастеров. Сюда приезжали художники, архитекторы, поэты, писатели – Д. Кваренги, В.Л. Боровиковский, И.К. Айвазовский, О.А. Кипренский, А.О. Орловский, А.Г. Венецианов, П.Е. Заболотский, В.М. Максимов, Н.К. Рёрих, Б.М. Кустодиев и др. Гостившие в У. художники запечатлели на своих полотнах окрестности усадьбы. Семья Томиловых покровительствовала местным художникам, делала пожертвования в окрестные монастыри. В 1918, после конфискации У. у последних владельцев Е.Г. и А.В.Шварц, худож. коллекция передана в Русский музей. Дерев. усадебный дом не сохр., в уцелевшем во время ВОВ кирпичном флигеле в наст. время размещаются фонды Староладожского историко- архитектурного и археологического музея-заповедника. Лит.: Игнатенко В.Ф. Усадьба Успенское. Люди и судьбы. Генеалогия дворянских родов: Томиловы и Шварцы. Старая Ладога; СПб., 2003; Мурашова Н. В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 347-350; Коробова Е.В. А.Р. Томилов – коллекционер и ценитель прекрасного. – http://www.oldladoga.ru/708.html И.А. Карпенко
Авторы
  •  
  •  
подробнее…