Статьи
/
«Дорога Победы», музей
Всеволожский район | |
Рубрики | |
ВСЕВОЛОЖСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2945,4 кв. км. Нас. – 215,2 тыс. чел. Адм. центр – г. Всеволожск. Включает г. Сертолово и шесть гор. пос. (Дубровка, им. Морозова, им. Свердлова, Кузьмоловский, Рахья, Токсово), 126 сел. населенных пунктов. Расположен в юж. и юго-вост. части Карельского перешейка. Граничит с СПб. и Приозерским р-ном. Юж. граница проходит по р. Нева, вост. – по побережью Ладожского оз. Образован в 1936 (выделен из состава Пригородного р-на Лен. обл.). Через р-н проходит автомоб. дорога СПб. – Мурманск, а также ж.-д. ветки, связывающие СПб. с Сортавалой и вост. р-нами Лен. обл. Сев. и юго-вост. части В. р. не имеют прямого трансп. сообщения (только через СПб.), т. к. проезд по Ржевскому полигону, находящемуся на терр. р-на, запрещен. Во В. р. расположены ст. метро «Девяткино» и аэропорт «Ржевка»; проходит часть вост. полукольца кольцевой автодороги вокруг СПб. В Новодевяткино и Кудрово планируется стр-во гор. поселений-спутников СПб. Ландшафт р-на разнообразен. Вост. и южн. часть занимают заболоченные равнины; к западу начинаются холмистые участки (Лемболовские высоты, Колтушская возвышенность), крайний северо-запад р-на представляет собой волнистую равнину, где начинаются рр. Охта, Сестра, Волчья. На терр. р-на созданы «Карельский перешеек», национальный парк и «Невский» лесопарк. Археол. находки во В. р. немногочисл. – это стоянки кам. века у оз. Лемболовского и Хепоярви, ср.-век. селище близ устья р. Морье. На рубеже I–II тыс. н. э. терр. района в осн. была заселена ижорами. В IX–XI вв. по этой терр. проходил «Путь из варяг в греки». В XVII в. р-н входил в состав Швеции. С 1708 – в С.-Петерб. губ. (с 1780 запад В. р. относился к С.-Петерб. у., восток – к Шлиссельбургскому у.). Значительную часть нас. составляли ингерманландские финны, наиболее компактно проживавшие в окрестностях Токсово и Колтушей. В XVIII–XIX вв. появляются многочисл. дворянские усадьбы (Вартемяки, Островки, Приютино, Пущина Горка, Рябово, Ириновка). С деятельностью физиолога акад. И.П. Павлова связаны Колтуши (см.: Павлова И.П. музей). В 1941-44 В. р. вместе с Ленинградом оказался в кольце блокады. Через район и г. Всеволожск проходила «Дорога жизни». В янв. 1943 с терр. В. р. началась операция войск Ленингр. фронта по прорыву блокады. О событиях воен. лет напоминают многочисл. монументы («Безымянная высота», «Разорванное кольцо» и др.), музеи «Дорога жизни», «Дорога Победы», «Невский пятачок». В р-не функционируют 13 домов культуры и др. объекты соц.-культ. сферы, учреждения среднего спец. образования: два проф.-техн. уч-ща и с.-х. колледж. Издается газ. «Всеволожские вести». В 1990-е началось восстановление правосл. храмов (см. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Мучениц ц. в дер. Вартемяки; Петра Афонского преподобного и Ольги Святой благоверной княгини ц. в дер. Морье). В 1997 построена дерев. ц. Свтт. Геннадия и Евфимия Новгородских на Ковалевском кладб. Центры приходов Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии находятся в Токсово и Колтушах (см. также: Лютеранская церковь Святой Екатерины в пос. Новосаратовка, Теологический институт Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии им. С.-Я. Лаурикалы). Лит.: Ивлев В.В. Всеволожский район Ленинградской области: Ист.-геогр. справочник. СПб., 1994; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 48-49; Всеволожск. Открытая книга. – http://www.vsev.net. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Имени Морозова, г.п. | |
Рубрики | |
ИМЕНИ МОРОЗОВА, городской поселок во Всеволожском р-не. Нас. – 10,7 тыс. чел. Находится на правом берегу Невы близ ее истока, напротив крепости «Орешек». Рядом проходит ж.-д. ветка СПб.– Невская Дубровка (ст. Петрокрепость). Возник в 1884 как пос. рабочих Шлиссельбургского порохового з-да (он же Шереметьевский з-д, по назв. близлежащей дер. Шереметьевка). После ВОВ з-д перепрофилирован, ныне – ЗАО «Морозовский химический завод». В 1922 з-ду и пос. присвоено имя революционера-народовольца и ученого Н.А. Морозова, в 1884–1905 отбывавшего заключение в Шлиссельбургской крепости (в 1934 он посетил пос.). В годы ВОВ через М. проходил путь, связывавший Ленинград с Большой землей; в янв. 1943 здесь шли бои за снятие блокады Ленинграда. Об этих событиях напоминают посвященный подвигу железнодорожников обелиск «Стальной путь» (1973; арх. И.Г. Явейн, скульп. Г.Д. Гликман), мемориал «Переправа» (1970; арх. Л.М. Дрекслер, инж. Е.Н. Луцко), работает музей «Дорога Победы». Все мемориалы входят в состав «Зеленого пояса Славы». В М. также находится братская могила красноармейцев, погибших в период Гражд. войны. В пос. имеются Дом культуры им. Н.М. Чекалова, муз. школа, дет. б-ка. В 1992 создан Центр занятости детей и подростков (с 1994 – в составе Дома дет. творчества Всеволожского р-на). Существовавшая кам. ц. Свв. Апп. Петра и Павла (1907, арх. В.А. Покровский; мозаики исполнены по эскизам Н.К. Рёриха) в 1942 была взорвана. В 1993 на ее месте построена одноименная новая кам. ц. Лит.: Морозовка – пос. имени Морозова. – http://www.morozovka.net А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Октябрьская железная дорога | |
Рубрики | |
«ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА», федеральное гос. унитарное предприятие. Протяженность путей – более 10 тыс. км (в 2003 эксплуатационная дл. путей составила 10143 км, развернутая дл. – 13168,8 км). Проходит по терр. СПб., Ленингр., Новгородской, Псковской, Тверской, Московской, Вологодской, Мурманской обл. и терр. Республики Карелия. Связывает Петерб., Выборгский, Мурманский, Кандалакшский мор. порты, порты Сев.-Зап. речного пароходства. Крупнейший узел – СПб. В 2003 в состав О. ж. д. входили 750 ст., 25 локомотивных депо, 15 грузовых вагонных депо, 5 пасс. вагонных депо. Образована приказом НКПС №1313 от 27 февр. 1923, согласно к-рой Николаевская ж. д. (линия Петроград – Москва) была переименована в О. ж. д. Первым пред. Правления О. ж. д. (1923-28) стал П.Е. Безруких. Постепенно в состав О. ж. д. включались отдельные ж.-д. линии Северо-Запада России. В 1940-42 и 1947-53 функционировала самостоятельная Ленингр. ж. д. (линии Л. – Нарва, Л. – Пыталово, Л. – Сущево, Л. – Мга, Л. – Усть-Луга). В 1959, после включения в состав О. ж. д. Кировской ж. д. (включала линии Лен. обл. восточнее Мги, Карелии, Мурманской обл.), все ж.-д. пути Лен. обл. перешли в подчинение О. ж. д. Совр. терр. О. ж .д. сформировалась в 1961. На терр. Лен. обл. и СПб. ж.-д. стр-во началось в 1830-е. В 1837 открыта первая жел. дорога России, соединившая СПб. и Царское Село, в 1838 она продлена до Павловска. Далее последовало стр-во линии СПб. – Москва (построена в 1843-51); Варшавской ж. д. (1853, СПб. – Гатчина – Луга); Петергофской ж. д. (1857); Финляндской ж. д. (1870, СПб. – Выборг – Рихимяки); Балтийской ж. д. (1870, Гатчина – Нарва); Ириновской ж. д. (1892); Сестрорецкой ж. д. (1894), линии СПб. – Мга – Званка (Волхов) – Вологда (1906). В Выборгской губ. Вел. княжества Финляндского были построены ветки: Выборг – Антреа (Светогорск) – Иматра (1892), Антреа – Хиитола – Сортавала (1893), Тюрисевя (Ушково) – Койвисто (Приморск) (1916), Хиитола – Рауту (Сосново) (1917). В 1914 построен ж.-д. мост через Неву. В 1920–1930-е строились жел. дороги для обслуживания воен. объектов в приграничных р-нах: ветка Ораниенбаум – Котлы – Веймарн (1926), Котлы – Усть-Луга (1931; участок Усть-Луга – Кургальский п-ов не сохр.), Веймарн – Сланцы (1940), Веймарн – Чудово – Будогощь (не сохр.). Строились многочисл. узкоколейные жел. дороги для обслуживания торфоразработок. В 1933 был электрифицирован участок Ленинград – Лигово – Ораниенбаум, в 1935 – Лигово – Красное Село, в 1936 – Красное Село – Тайцы, в 1937 – Тайцы –Гатчина-Балтийская. Работы по электрификации продолжаются в наст. время. В 1996 электрифицирован участок Волховстрой – Лодейное Поле, в 2000 – Волховстрой – Тихвин, в 2001 – Тихвин – Бабаево. Неэлектифицированными остаются пути в зап. р-нах Лен. обл. (Гатчина – Ивангород, Веймарн – Сланцы – Гдов, Веймарн – Калище). В годы ВОВ работники О. ж. д. участвовали в снабжении блокадного Ленинграда. Зимой 1941-42 была построена ж.-д. ветка к порту в дер. Кобона (Войбокало – Кобона – Коса, действовала до 1943). После прорыва блокады в 1943 за 17 суток была построена ветка Поляны – Петрокрепость через Неву, получившая назв. «Дорога победы» (действовала до марта 1944). В 2003 в ведении О. ж. д. находился 41 объект соц.-культ. сферы в разных регионах России (в т. ч. санаторий-профилакторий «Мельничный ручей» во Всеволожском р-не). В СПб. расположен Центральный музей О. ж. д. (открыт в 1979), в Лен. обл. на ст. Петрокрепость – музей «Дорога победы», в дер. Кобона – музей «Кобона: Дорога жизни». С 1933 издается газ. «Октябрьская магистраль». Лит.: Магистраль имени Октября. М., 1990; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 351-361; От Царскосельской до Октябрьской: История. Развитие. Перспективы. СПб., 2003. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |