Водь
Рубрики
Водь (устар. – чудь, самоназв. – вадьялайн), этническая общность, потомки древнего нас. Северо-Запада России. Водский яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи, близок к эстонскому. В. обособилась от эстонских племен в I тыс. н. э.; впервые упоминается в рус. летописях под 1069, входила в состав владений Вел. Новгорода (см. Водская земля). С XII в. началось распространение православия; при этом до XX в. сохр. пережитки языческих верований (наподобие ижорских; см. Ижора). На основе археол. находок выделяют три группы В.: северо-западную (Ниж. Полужье); северо-восточную (окрестности Копорья), южную (окрестности г. Гдов; ассимилирована славянами к XIII в.). По переписи 1926 В. насчитывалось ок. 700 чел. (по данным исследователей – более 6 тыс.) на Ниж. Луге и в р-не дер. Котлы и с. Копорье (ныне – Кингисеппский и запад Ломоносовского р-на). В 1980-е В. официально признана исчезнувшим народом. По переписи 2002 в РФ – 73 чел. В. (в т. ч. в Лен. обл. – 12 чел., в СПб. – 12 чел.). По оценкам исследователей, совр. числ. В. в Лен. обл. – неск. десятков чел. (в осн. представители ст. поколения в дер. Краколье и Лужицы Кингисеппского р-на). Традиционные занятия: земледелие, животноводство, рыболовство. Древнее жилище В. (как и у эстонцев) т. н. «жилая рига» – помещение, используемое одновременно для жилья и сушки снопов. Под рус. влиянием распространилась изба восточнославянского типа с духовой печью. В XIX в. различался костюм девушек (глухой белый сарафан без рукавов, круглая шапочка «пяясиэ», украшенная бисером, раковинами каури, оловянными бляшками) и замужних женщин (синий сарафан, головной убор конической формы из полотна на жесткой основе – «пайкас»; до рождения ребенка – белый, после – красный). Волосы замужней женщине в XVIII в. брили; до кон. XIX в. – коротко стригли. В XIX в. распространились рус. сарафаны и головные уборы типа сороки и повойника. Муж. одежда уже в XVIII в. не имела специфических черт. Сохр. и записан фольклор В. (сказки, песни, плачи, поговорки, загадки); широко был известен струнный муз. инструмент канныл (см. Кантеле). Предметы культуры В. представлены в экспозиции Кингисеппского краеведческого музея. В дер. Лужицы существует частный т. н. Водский нар. музей (создатель – Т.В. Ефимова). С 2000 в июле проводится праздник деревни с участием фольклорных коллективов Кингисеппского р-на. Лит.: Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле. Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992. С. 71-88; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 555-591; Rank G. Vatjalaiset. Helsinki, 1960; Ariste P. Vadja rahvakalender. Tallinn, 1969. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ижора (Ижорцы)
Рубрики
ИЖОРА (ижорцы, самоназв. – изурит), этническая общность. Яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. По наиболее распространенной версии, И. отделились от южнокарельских племен в кон. I – нач. II тыс. н. э., расселялись в басс. рек Ижора и Нева, с XI–XII вв. продвигались по юж. берегу Финского зал. до р. Нарва, контактируя с водью и славянами. С XII в. Ижорская земля – во владении Вел. Новгорода. И. несла пограничную стражу. В 1240 ижорский староста Пельгусий предупредил кн. Александра Невского о высадке шведов на берегу Невы. В 1897 И. насчитывали ок. 14 тыс. чел. Делились на пять отличавшихся диалектами групп: сойкинская (нас. Сойкинского п-ова), нижнелужская (низовья р. Луга), хэвасская (окрестности р. Коваша, фин. – Хеваа), оредежская (верхнее течение р. Оредеж) и И. юж. части Карельского перешейка (к ХХ в. ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами). В 1926-36 существовал Сойкинский нац. ижорский сельсовет; работали сел. школы с обучением на ижорском яз. В 1989 числ. И. в Лен. обл. – 276 чел.; всего в СССР – 820 чел. В 2002 в Лен. обл. – 177 чел. (в осн. в Сойкинской и Усть-Лужской вол. Кингисеппского р-на), в СПб. – 53 чел.; всего в РФ – 327 чел. Традиционные занятия: земледелие, животноводство, мор. рыболовство (в т. ч. подледный лов салаки в Лужской губе для изготовления шпрот). В XIX – нач. XX вв. распространились отходничество, посредническая торговля. До ХХ в. сохр. архаические элементы жен. одежды: поверх рубахи (рятсиня) одевали два несшитых полотнища (аануа и хурстут), державшихся на плечевых лямках. Верующие исповедают православие. Еще в XVI в. многие И. оставались язычниками и поклонялись природным объектам (камням и деревьям). Дохристианские элементы сохр. в обрядности вплоть до ХХ в. У И. существовала эпическая поэзия, ее элементы использовал Э. Лённрот при создании «Калевалы» (цикл о Куллерво). Наиболее известны ижорские сказители Онтропо Мельников и Ларин Параске. Предметы ижорской культуры представлены в экспозициях Ижорского народного музея, Кингисеппского краеведческого музея. В дер. Вистино и Горки существуют фольклорные коллективы, исполняющие песни на ижорском яз. В июне 2004 в дер. Вистино прошел «Ижорский праздник». Лит.: Лаанест А. Ижорские диалекты. Таллин, 1966; Ингерманландская эпическая поэзия / Сост. Э.С. Киуру. Петрозаводск, 1990; Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. СПб., 1992. С. 89-109; Рябинин Е.А. Ижора // Природа. 1992. № 9. С. 82-89; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 592-620. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Кингисепп, г.
Рубрики
КИНГИСЕПП, город, адм. центр Кингисеппского р-на. Нас. – 50,3 тыс. чел. Расположен на берегах р. Луга на трассе ш. СПб. – Таллин и жел. дороги СПб. – Ивангород – Таллин. В состав МО «Кингисеппское городское поселение» входит также дер. Порхово. До XVIII в. носил назв. Ям (Яма), затем – Ямбург. В 1922 переименован в честь эстонского революционера Виктора Кингисеппа. Осн. в 1384, когда новгородцы построили в излучине Луги кам. крепость (см. Ямгородская крепость). К XV в. Ям стал не только воен., но и ремесленно-торг. и адм. центром. В 1583 захвачен швед. войсками, по Тявзинскому мирному договору (1595) вновь отошел к России. Новые воен. столкновения со Швецией привели к потере в 1617 крепости (по условиям Столбовского договора). В швед. период – центр уезда (лена). В ходе Сев. войны возвращен России. Весной 1703 указом Петра I за городом закреплен швед. вариант назв. крепости – Ямбург. В 1708 город пожалован кн. А.Д. Меншикову, после его ссылки перешел в казну. С 1784 – уездный город. В 1784 был принят новый градостроительный план, предусматривавший регулярную застройку (в это же время были срыты сохр. крепостные сооружения). Город сильно пострадал в ходе Гражд. (1919) и Вел. Отеч. войн (с авг. 1941 по февр. 1944 К. был оккупирован нем. войсками). Во второй пол. ХХ в. К. – кр. пром. центр, на левом берегу Луги образовалась промзона, где находится осн.е предприятие К. – ОАО «Фосфорит» (произ-во минеральных и азотных удобрений). В К. сохр. правосл. собор Екатерины Великомученицы (1782; действует, приход зарегистрирован в 1990), два из четырех корпусов здания Гостиного двора (1780-е; подробнее см. Гостиные дворы), здание манежа (1836; арх. А.Е. Штауберт). На терр. совр. К. находилась усадьба Романовка. В К. установлен ряд пам., посвященных событиям Гражд. и Вел. Отеч. войн, наиболее изв. – мемориал «Роща пятисот». В городе работают Кингисеппский историко-краеведческий музей, Кингисеппская библиотека детская, Кингисеппская библиотека центральная районная, гор. биб-ка-филиал №1, Дом дет. творчества, дет. муз.я и худож. школы, гор. дом культуры (на его базе функционирует Театр юного зрителя), дом культуры «Химик», парк культуры и отдыха, филиал Университета гос. областного Ленинградского им А.С. Пушкина. Издаются газ. «Время», «Восточный берег», работает «Кингисеппское радио». В 1995 зарегистрирован приход Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии «Ямбургский», построена церковь. Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С. 110-128; Ефимов А.С. Кингисепп: Ист.-краевед. очерк. Л., 1972; Даринский А.В. Ленинградская область. Л., 1975. С. 242-244; По древней Ямбургской земле: Путеводитель. Кингисепп, 2004; Кингисепп. – http://www.mojgorod.ru/leningr_obl/kingisepp А.А. Трипольская, А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Кингисеппский район
Рубрики
КИНГИСЕППСКИЙ РАЙОН в составе Лен. обл. Население 74,3 тыс. чел., в т. ч. 52,1 тыс. чел. проживают в адм. центре – г. Кингисепп. Терр. – 2842,1 кв. км. Включает 191 сел. поселение. Образован в 1927. Граничит с Ломоносовским, Волосовским и Сланцевским р-нами, Эстонией. Через р-н проходит Таллиннское ш., ж.-д. пути связывают К. р. с СПб., Эстонией. С сер. 1990-х в Лужской губе ведется стр-во портовых сооружений, в т. ч. паромного комплекса «Усть-Луга – Балтийск – порты Германии» (см. Усть-Луга). Зап. часть К. р. находится на Принарвской низменности, вост. – на Ижорской возвышенности. В К. р. мн. озер: Липовское, Белое, Хаболовское, Судачье, Бабинское, Глубокое, Копанское. Осн. реки: Луга, Нарова, Россонь, Систа. Ок. 12% пл. заболочено. Границы р-на проходят по Нарвскому и Финскому зал. В состав К. р. входят и о-ва Финского зал. (Гогланд, Сескар, Мощный). Среди ценных природных объектов: карстовые источники у дер. Велькота, дюны «Лисьи Горы» у г. Кингисепп, обнажения пород девона в долине р. Хревицы от дер. Ивановское до устья. С целью сохр. исчезающих видов животных и растений созданы заказники «Кургальский», «Котельский», «Дубравы у дер. Велькота». На терр. района сохр. многочисл. археол. памятники, связанные со ср.-век. прибалт.-фин. населением – предками ижоры и води, а также со славянами. Близ дер. Кайболово обнаружены остатки городища нач. XIII в. На старых деревенских кладб. (напр., дер. Монастырьки, Мышкино) сохр. отд. намогильные каменные кресты XV–XVI вв. В XVIII–XIX вв. на терр. К. р. возникли помещичьи усадьбы (мызы): Утешение, Великино, Преображенка, Сала, Лялицы, Мариенгоф, Новопятницкое, Нежинская (Нежново) и др. Наибольшую архит. ценность представляет усадебно-парковый ансамбль Котлы. С 1960-х важная роль в экономике р-на принадлежит пром. произ-ву: развивается хим., пищевая, рыбоперерабатывающая пром-ть (см. Кингисепп), ведутся лесозаготовки, разрабатываются месторождения известняка. Осн. отрасль сел. х-ва – животноводство. В К. р. (включая г. Кингисепп) функционируют 24 учреждения клубного типа и 24 б-ки, к-рые ежегодно посещают 35 тыс. чел. (см.: Кингисеппская библиотека детская, Кингисеппская библиотека центральная районная, Кузёмкинская библиотека сельская). Многие сел. б-ки являются центрами культурного досуга: в Пустомержской сел. б-ке собирается краевед. клуб «Пустомержский край – земля моя родная», в Нежновской – клуб любителей иск-ва при музейном уголке О.А. Кипренского, в Ивановской – клуб пожилых людей «Мои года – мое богатство». В К. р. работают Кингисеппский историко-краеведческий музей, Ижорский народный музей. Проводятся мероприятия, ориентированные на возрождение культур малочисл. финноязычных народов (см.: Ижорский праздник, Лужицы). Издаются газ. «Восточный берег», «Время». С 2002 на о-ве Гогланд ведется стр-во междунар. туристического центра на 350 мест, первая очередь к-рого вступила в строй в 2004 (гостиница на 32 места, причал на 30 яхт или катеров). Правосл. приходы функционируют в г. Кингисепп, дер. Котлы, Ополье, Ручьи, пос. Усть-Луга, Ивановское (см. также: Екатерины Великомученицы собор, цц. Михаила Архангела в дер. Удосолово, Николая Чудотворца Святителя в дер. Котлы). Приходы Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии зарегистрированы в дер. Большое Кузёмкино и г. Кингисепп. В прошлом сел. лютеранские церкви находились в Котлах, Заозерье (приход Сойкино), Калливере, Новоселках (не сохр.). Прихожанами лютеранских ц. были ингерманландские финны, эстонцы, немцы. С 1995 в К. р. функционирует Центр соц. реабилитации наркозависимых и алкоголиков «Новая жизнь» (в дер. Преображенка, с 1998 перенесен в дер. Котлы). Лит.: Жулев П.И. Очерк истории Кингисеппского уезда и города Кингисеппа (бывшего Яма – Ямбурга). Кингисепп, 1924; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 58-59. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ямгородская крепость
Рубрики
ЯМГОРОДСКАЯ КРЕПОСТЬ (г. Кингисепп, на правом берегу р. Луга). Крепость Ям построена в 1384 за 33 дня под рук. новгородских посадников. Контролировала водный и сухопутный пути из Новгорода в портовые города Балтики. Отразила нападения шведов в 1395, ливонских немцев в 1397, устояла в войне с ливонцами в 1443-48. В 1448 расширена пристройкой внеш. линии стен и приспособлена к применению огнестрельного оружия. В кон. XV – нач. XVI вв. реконструирована в связи с широким использованием артиллерии. Новая крепость пл. 2,5 га имела план в виде трапеции. Периметр внеш. обвода достигал 720 м. По нему было расставлено 6 круглых и не менее трех четырехугольных башен. Стены и башни сложены из известняка, окружены рвом, соединенным с прудом. Внутри «большого города» располагался детинец с двумя круглыми и двумя квадратными башнями по углам. Вход в него состоял из двух соединенных между собой башен. В детинце находилась кам. ц. Архистратига Михаила, построенная в кон. XIV в. (существовала до второй пол. XVII в.). В 1581 крепость Ям впервые взята шведами, в 1590 отвоевана русскими. В 1612 вновь захвачена шведами. В 1682 шведы взорвали обветшавшие укрепления, оставив только детинец, и начали насыпать земляные укрепления. В 1703 Ям взят рус. войсками, по проекту Петра I укреплен земляными бастионами. Кам. детинец в 1781 разобран до основания по указанию Екатерины II. В наст. время сохр. два сев. бастиона (1703) с прилегающими куртинами, рвы и пруд, обозначающие контур крепости. Ниж. части кам. укреплений сохр. в земле на значительном протяжении. Раскопки проведены А.Н. Кирпичниковым в 1971. Вскрыты участки стен детинца и «большого города» рубежа XV–XVI вв., основание храма кон. XIV в. На терр. крепости в здании быв. Ямбургского коммерческого уч-ща работает Кингисеппский историко-краеведческий музей. Лит.: Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984. С. 180-209. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…