Статьи / Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник
«Венок Славы Александра Невского», праздник
Рубрики
«ВЕНОК СЛАВЫ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО», обл. праздник в честь 750-летия Невской битвы в устье р. Ижора (ныне Колпинский р-н СПб.). Впервые состоялся 7-8 июля 1990. Его инициатором выступил Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. Впоследствии проведение праздника стало традиционным. После выхода Указа Президента РФ «О праздновании 775-летия со дня рождения Александра Невского» (1995), в местах, связанных с жизнью и подвигами полководца, стал проводиться праздник, к-рый получил совр. назв. На терр. Лен. обл. местом торжественных мероприятий является с. Старая Ладога. В их орг-ции наряду с музеем-заповедником участвуют К-т по культуре Пр-ва Лен. обл., администрация МО «Волховский район», Ленинградский областной учебно-методический центр культуры и искусства. Программа праздника включает театрализованное представление, выступление муз. и хореогр. коллективов из разных р-нов Лен. обл., нар. гулянья. Отмечается во второе воскресенье июля. Лит.: Войцехович Л. «Венок славы Александра Невского» – областной праздник // Информационный сборник ЛОУМЦКиИ. 2002. № 9. С. 7-8; «Венок славы Александра Невского»: Сб. / Сост. Д.А. Горб, А.Г. Рыжов, И.П. Рыжова. СПб., 2003. И.П. Рыжова
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Волховский район
Рубрики
ВОЛХОВСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 5124 кв. км., нас. – 97,3 тыс. чел. Образован в 1927. Адм. центр – г. Волхов. В состав В. р. входят гг. Сясьстрой, Новая Ладога, 277 сел. населенных пункта. Расположен в Южн. Приладожье на обоих берегах р. Волхов в ее ниж. течении. Среди осн. рек – Сясь, Паша, Валгомка, Воронежка. По терр. района проходят Ладожские и Сясьские кан. Имеет ж.-д. сообщение с СПб., Вологдой, Новгородом, Петрозаводском, Мурманском. Параллельно путям жел. дорог проходят автомоб. трассы, наиболее значимая – Мурманское ш. В месте впадения в р. Волхов р. Ладожки находится одно из древнейших поселений России – с. Старая Ладога. По р. Волхов проходил «Путь из варяг в греки». Терр. совр. В. р. входила в состав Водской и Обонежской пятин Новгородских владений (см.: Никольский Сясьский погост, Рождественский Пашский погост, Рождественский Сясьский погост). В нач. XVIII в. – в составе С.-Петерб. губ. После губ. реформы 1775 осн. часть р-на относилась к Новоладожскому у. На терр. р-на находились многочисл. мон.: Зеленецкий Свято-Троицкий, Васильевский, Гостинопольский Никольский, Стороженский Николаевский Преподобного Киприана, Староладожский Иоанно-Предтеченский, Староладожский Николаевский, Староладожский Успенский и др. Правосл. приходы ныне действуют в гг. Волхов, Новая Ладога, Сясьстрой, в дер. Кисельня (см. Феодора Стратилата Великомученика ц.), с. Рогожа (см. Собора Богородицы ц.), дер. Горка-Хваловская, с. Старая Ладога, дер. Чернавино, Дудачкино, Иссад. В В. р. находились усадьбы Успенское, Колчаново. Знаменитыми уроженцами В. р. являются худ.-передвижник В.М. Максимов, поэт Л.Н. Афанасьев. В годы ВОВ в юж. части р-на развернулись упорные бои, по ж.-д. путям района осуществлялось снабжение блокированного Ленинграда. В В. р. работают Волховская библиотека центральная районная (г. Волхов), 13 сел. б-к, б-ки в гг. Новая Ладога, Сясьстрой. Создан Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. Издается газ. «Волховские огни». Пром. предприятия сосредоточены в гг. Волхов, Сясьстрой. Развивается лесное х-во (Волховский, Пашский и Волховский сел. лесхозы). В сел. х-ве ведущими отраслями являются молочное животноводство, картофелеводство, овощеводство. В последние годы развивается туризм (в т. ч. паломнические туры по мон.). В 1976 создан Гос. комплексный пам. природы «Староладожский» (см. с. Старая Ладога). Пам. природы являются также песчаные дюны на побережье Ладожского оз. в междуречье Волхова и Сяси. В 1870-е в этих местах А.А. Иностранцевым обнаружены остатки стоянок эпохи неолита. В 1973 открыта стоянка у дер. Березье, где найдена неолитическая керамика разл. типов, костяные орудия, останки животных. В В. р. обнаружено множество археол. находок эпохи Средневековья (см. курганы Южного Приладожья, Олегова могила). См. также: Волховского района герб и флаг. Лит.: Дичаров З.Л. Волхов. Л., 1961; Тропинки в прошлое: Краевед. альманах / Сост. В.В. Астафьев. Вып. 1. Волхов, 1996; Вып. 2. Волхов, 1998. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Гончарное дело
Рубрики
ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО. До нач. XX в. Г. д. в России было связано с нар. бытом и распространено практически повсеместно. Гончарные центры возникали обычно близ торг. путей, на базе месторождений качественной гончарной (горшечной) или огнеупорной глины. Сохранялись осн. технол. приемы изготовления и традиционные формы хоз. посуды, выработанные еще в древности. Т. н. «крест. керамика» (горшки, кувшины, миски, бутыли, рукомойники, подойники-«носаки», бочонки, подставки для цветов, кружки, масляники, чайники, латки), как правило, изготавливалась на гончарном круге из красной или серой глины. На терр. совр. Лен. обл. зафиксированы многочисл. центры гончарного произ-ва. В Лодейнопольском у. Олонецкой губ. широкую изв. получила оятская керамика. Гончарный промысел охватывал круг деревень, расположенных в ср. течении р. Оять и на р. Сясь. Здесь изготавливали разнообразную столовую посуду. В Явосемском гончарном центре на рр. Явосьме и Паше (совр. Тихвинский р-н) посуда изготавливалась на ручных гончарных кругах, употреблялся старинный способ обработки поверхности – обварка (сосуд опускали в отвар из льняных головок). Изделия отличались вытянутым овальным туловом, высокой придонной частью и тяжеловесным круглым венчиком-валиком. Как правило, они не были украшены (иногда наносили 2-3 углубленные бороздки под венчиком и на горле сосудов). В Выскатской вол. Гдовского у. наряду с изготовлением гончарной посуды занимались изготовлением кирпича. В Лисинской вол. Царскосельского у. в рус. и фин. деревнях, а также в г. Гатчина и пос. Тайцы помимо гончарных изделий изготавливали игрушки и свистульки. В Тарантаевской вол. Тихвинского у. гончары-карелы занимались изготовлением молочных и печных горшков. В Стремленской вол. Ямбургского у. в ижорских и рус. деревнях в нач. ХХ в. Г. д. занималось 60 чел. Гончарным промыслом занимались также в Перечицкой и Павской вол. Лужского у., в Копорской и Вовашевской вол. Петергофского у. и др. местах. В каждом центре гончарного произ-ва сложилась своя школа, специфические особенности решения форм сосудов и их орнаментики. Керамическая посуда чаще всего удовлетворяла потребности местного нас., она продавалась в своей округе на рынках и ярмарках, развозилась по деревням. Часть продукции попадала в СПб. Близость столицы способствовала ориентации промыслов на вкусы и потребности горожан. Крест. керамика была достаточно популярна в деревенском быту до 1950-х. Помимо сел. гончарных промыслов, в С.-Петерб. губ. простую и поливную посуду из местных глин выпускали гончарные з-ды. Значительные коллекции крест. гончарной керамики имеются в фондах Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника, Тихвинского историко-мемориального и архитектурно-художественного музея, Лодейнопольского историко-краеведческого музея и ряде др. Лит.: Горб Д.А. Гончарные промыслы Ленинградской области // Промыслы и ремесла народов СССР: Сб. науч. тр. ГМЭ. Л., 1986; Кузнецова И.А. О двух малоизвестных центрах традиционной глиняной игрушки Ленинградской области // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства: Сб. науч. тр. Л., 1991. Д.А. Горб
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Димитрия Солунского Великомученика церковь (с. Старая Ладога, Волховский р-н)
Рубрики
ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ (с. Старая Ладога). Первоначальная дерев. ц. на территории Староладожской крепости впервые упомянута в 1646. В 1731 разобрана, поновлена и вновь собрана на том же месте. Под контролем Имп. Археол. комиссии вторично разобрана в 1901, перебрана и воссоздана на кам. фундаменте. Сохр. древнейший трехчастный «клетский» тип. Повышенная центральная клеть под двускатной кровлей завершена небольшой главкой-луковицей, врезанной в конек. С востока к ней примыкает невысокий пятигранный объем апсиды, с запада – трапезная с сенями под общей кровлей. Постройку украшают декорат. крылечко на двух резных столбах и резьба причелин. Ц. закрыта в нач. 1920-х. В 1971 передана Староладожскому историко-архитектурному и археологическому музею-заповеднику под этногр. экспозицию. В 2006 начата реставрация. Планируется открыть в церкви экспозицию «Праздники православного христианства». Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 36-37; Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 126. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Старая Ладога, с.
Рубрики
СТАРАЯ ЛАДОГА (до 1704 – Ладога), село в Волховском р-не. Нас. – 2200 чел. Находится на левом берегу р. Волхов при впадении р. Ладожка (Елена). Топоним прибалт.-фин. происхождения – Alodejogi (Нижняя река), в скандинавской традиции – Aldeigja/Aldeigjuborg. На осн. данных дендрологического анализа археологи датируют основание Ладоги 753 годом. В эпоху раннего Средневековья – кр. торг. поселение на «Пути из варяг в греки», где контактировали славяне, прибалт.-фин. народы, скандинавы (варяги-викинги). Впервые упоминается в летописи под 862 в связи с призванием на княжение Рюрика (в 862-64 Ладога была его резиденцией, что позволяет считать С. Л. первой столицей Руси). В окрестностях С. Л. – мн. курганных погребений, наиб. изв. – сопка Олегова могила. Сохр. Староладожская крепость, на базе к-рой создан Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. В XII в. в С. Л. развернулось кам. стр-во, пл. посада достигла 14-15 га. В XVIII в. в связи с осн. в 1704 Новой Ладоги, куда перевели все адм. учреждения, и стр-вом Ладожских каналов С. Л. потеряла экон. значение, она становится сел. поселением. В С. Л. сохр. многочисл. культовые постройки: комплексы мон.: Староладожского Иоанно-Предтеченского, Староладожского Николаевского, Староладожского Успенского; находящиеся на терр. крепости цц. Георгия Победоносца Великомученика, Дмитрия Солунского Великомученика. В XV–XVII вв. в С. Л. также находились Горицкий Христорождественский мон. (последнее упом. в 1624), Симеоновский Староладожский мон. (разорен в Смутное время). На терр. С. Л. близ Успенского мон. в XVIII – нач. XX в. находилась усадьба Успенское. В С. Л. бывали худ. О.А. Кипренский, И.К. Айвазовский, Н.К. Рёрих, Б.М. Кустодиев. С XIX в. в С. Л. ведутся археол. раскопки (см.: З. Доленго-Ходаковский, Н.Е. Бранденбург). В селе работают дом культуры, б-ка. В 2003 прошли торжественные мероприятия, посвященные празднованию 1250-летия С. Л. В последние годы возрос поток туристов, посещающих С. Л., что отразилось на развитии инфраструктуры (открываются кафе, гостиницы). С 2005 в С. Л. проводится междунар. воен.-ист. фестиваль по эпохе раннего средневековья «Старая Ладога». Село находится на терр. комплексного регионального пам. природы «Староладожский» (создан в 1976, пл. 220 га), в к-рый входят геол. обнажения ордовика на р. Волхов, Староладожская и Таничкина пещеры, образовавшиеся при добыче кварцевого песка для стекольного произ-ва. Длина ходов Таничкиной пещеры превышает 7,5 км, в ней находится крупнейшая в Лен. обл. зимовка летучих мышей. Лит.: Ладога и ее соседи в эпоху Средневековья. СПб., 2002; Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога. Древняя столица Руси. СПб., 2003; Селин А.А. Ладога при московских царях. СПб., 2003; Ладога – первая столица Руси. 1250 лет непрерывной жизни. СПб., 2003; Сайт «Старая Ладога». – http://oldladoga.spb.ru/; http://www.oldladoga.ru/166.html А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Староладожская библиотека сельская
Рубрики
СТАРОЛАДОЖСКАЯ БИБЛИОТЕКА СЕЛЬСКАЯ (с. Старая Ладога, Советская ул., 1). Является преемницей б-ки-читальни, открытой в 1913 к 300-летию Дома Романовых по ходатайству Староладожского кредитного т-ва. С 1977 входила в состав централизованной библиотечной системы на правах филиала. С 2006 – в составе Информационно-досугового центра поселения. Фонд составляет 17 тыс. ед. хр., читателей – 1 500 чел., ежегодно выдается 30–35 тыс. экз. Число посещений – 10 тыс. в год. При б-ке более 10 лет существует клуб для школьников «Юный краевед», к-рый ведет науч. сотрудник музея-заповедника «Старая Ладога» В.Л. Борисова. В 2003 на обл. книжно-ист. форуме библиотечных работников «Древняя Русь и современная Россия» б-ка получила первое место за программу краевед. иссл. «История малых деревень». Является местом проведения лит. праздников, конкурсов, «круглых столов», викторин и семейных вечеров. Л.К. Блюдова
Авторы
  •  
подробнее…
Староладожская крепость
Рубрики
СТАРОЛАДОЖСКАЯ КРЕПОСТЬ (с. Старая Ладога, на берегу р. Волхов при впадении р. Ладожка). Прикрывала новгородские земли от нападений с севера, со стороны Швеции. По летописным данным, первые дерев. укрепления появились в 862 при кн. Рюрике. Первая кам. крепость кн. Олега относится приблизительно к 900. Остатки стен и прямоугольной дозорной башни сложены из плит известняка без раствора. Разрушены, предположительно, при нападении викингов в 997. Вторая кам. крепость (1114) заложена ладожским посадником Павлом при кн. Мстиславе Владимировиче. Сохр. основание юж. стены на гребне вала и вост. стена вдоль берега Волхова (под прикладкой XV в.) с площадкой боевого хода и торговым люком для подъема грузов. Во дворе крепости находится ц. Георгия Победоносца Великомученика (XII в.). В доогнестрельный период крепость оставалась неприступной для нападений еми, шведов и немцев. В 1445 при новгородском архиеп. Евфимии проведена ее реконструкция. Третья кам. крепость возведена заново при Иване III в 1490-х, возможно, под рук. иноземных фортификаторов. За два года было уложено ок. 20 тыс. куб. м камня. Стены и башни сложены из кр. валунов на известковом растворе и облицованы кладками из отесанных плит известняка. С юж. стороны строители оставили вал со стеной XII в. и ров. Толщина стен у подошвы 7 м, высота 7,2-12 м. Стены имеют ритмично расставленные бойницы подошвенного боя с пушечными камерами. Пять трехъярусных башен (выс. 16-19 м, шир. основания 16-24,5 м) расставлены по периметру обороны. Ярусы имели систему бойниц для ведения веерного (фронтального и фланкирующего) обстрела местности. Входы в башни находились во вторых ярусах, совпадающих с поверхностью двора. Площадки боевых ходов стен соединялись через третьи ярусы башен. Въезд через первый ярус прямоугольной Воротной башни был Г-образным в плане, наружные ворота прикрыты подъемной решеткой-герсой и рвом с подъемным мостом. В первом ярусе полукруглой Тайничной башни (не сохр.) располагался колодец. Климентовская, Стрелочная и Раскатная башни были круглыми в плане. В стенах и башнях имелось до 70 пушечных и 45 стрелковых амбразур, однако по описям XVII в. вооружение Ладоги составляли только 9 орудий, пищали и «тюфяки», стрелявшие дробью. В XVI в. крепость избегла нападений, но в период Смутного времени была захвачена отрядом швед. наемников. После швед. оккупации 1610-11 и 1612-17 обветшавшие участки кладок при ремонтах заменяли тарасами (рубленые дерев. конструкции, заполненные землей). В XVIII в. утратила воен. значение. Крепость исследовали в 1884-85 Н.Е. Бранденбург, в 1893 В.В. Суслов, в 1938, 1949, 1958 экспедиция В.И. Равдоникаса (С.Н. Орлов, Г.Ф. Корзухина), в 1972-75 А.Н. Кирпичников, в 1979-83 Н.К. Стеценко. В 1970-х проведены реставрац. работы под руководством А.Э. Экка. С 1971 работает Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. Лит.: Бранденбург Н.Е. Старая Ладога. СПб., 1896; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984. С. 20-91; Сайт Староладожского ист.-архит. и археол. музея-заповедника. – htpp://www/oldladoga.spb.ru К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Староладожский Успенский монастырь
Рубрики
СТАРОЛАДОЖСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Волховский р-н, с. Старая Ладога,), один из древнейших в С.-Петерб. епархии. Предположительно, основан в первой четв. XII в. как княжеский мон. на терр., не защищенной крепостью от варяжских набегов с севера. Успенская соборная ц. (построена между 1154 и 1158 или во второй четв. XII в. /1143–1153?/) является старейшей в епархии. Это одноглавый трехапсидный храм высотой ок. 20 м, кубической формы, с позакомарным покрытием; сохр. фрагменты росписи. Ц. являлась центром Богородицкого конца г. Ладоги. В 1617 мон. разорен шведами; в том же году возобновлен старицей Акилиной, присоединившей к нему терр. упраздненной муж. Симеоновской обители. Сгорел 24 февр. 1702, окончательно отстроен только к 1727. В 1718-25 являлся местом пребывания монахини Елены (Евдокии Лопухиной), быв. супруги Петра I, к-рый неоднократно посещал мон. Ок. 10 лет к обители был приписан Смольный Воскресенский мон. В 1764 мон. отнесен к третьему классу; в эти годы собор имел приделы Благовещения (1761) и Св. вмц. Варвары, 12 дерев. келий и кам. колокольню (1762). Наиболее изв. настоятельница (1779–1823) – игум. Евпраксия. При игум. Февронии в 1823-25 сооружена ограда, в 1831-33 расширен Благовещенский придел, построена кам. одноглавая кладбищенская ц. Св. Алексия, Человека Божия, в 1836-43 – кам. келейный корпус, в 1853 – дерев. покои настоятельницы. При игум. Дионисии построены приделы собора во имя Казанской иконы Божией Матери (1856) и вмц. Варвары (1855, не сохр.); кам. двухэтажный трапезный корпус, гостиница и ограда (1858-59), больница в рус. стиле XVII в. с Крестовоздвиженской ц. (1860-62, арх. А.М. Горностаев) на месте разоренной шведами ц. Симеоновского мон. В нач. XX в. в мон. проживало ок. 200 сестер, велось обширное х-во. Почитались две чудотворные иконы: Успения и вмц. Варвары. В числе крупнейших жертвователей были семья помещиков Томиловых, новоладожских купцов Луковицких, баронесса М. В. фон Раден. В обители жила духовная писательница схимон. Мария (Шахова), духовная дочь свт. Игнатия (Брянчанинова). Здесь работал худ. Б.М. Кустодиев. Мон. закрыт в 1919, храмы действовали как приходские. В 1925 закрыт Успенский собор, в 1939 – Крестовоздвиженская ц. (приспособлена под спортзал) и ц. Св. Алексия. Внутр. убранство полностью утрачено, кладб. уничтожено (сохр. единичные надгробия), приделы и колокольня собора разобраны при реставрации в 1958-60. На терр. размещался интернат. В 2005 монашеская община (существует с 2002) официально получила статус монастыря. Здания, кроме Успенского собора и Алексиевской ц., отнесенных к ведению Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника, переданы С.-Петерб. епархии, в Крестовоздвиженской ц. совершаются богослужения. Лит.: Корольков Н.Ф. Старо-Ладожский Успенский женский монастырь. СПб., 1902; Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога – древняя столица Руси. СПб., 1996. С. 38-40, 98-99. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…