Статьи / Ингерманландские финны
1 2
Эвремейсет
Рубрики
ЭВРЕМЕЙСЕТ (ayramoiset, эвремейсы, эвримейсы), этническая группа ингерманландских финнов. Потомки переселенцев XVII в. в Ингерманландию из обл. Эуряпяэ на Карельском перешейке. Э. в большей степени, чем савакот, сохраняли архаические элементы культуры. В XIX в. отличием жен. костюма Э. была рубаха с вышивкой (обычно красного цвета). Диалект Э. близок диалектам ижор. Э. проживали на Карельском перешейке в окрестностях дер. Вартемяги и г. п. Токсово, в р-не пос. Лисино-Корпус, по юж. побережью Финского зал. – от Стрельны до Сойкинского п-ова. На Дудергофских высотах (в р-не пос. Ропша) расселялись чересполосно с савакот. Исследователи XIX в. относили к Э. ингерманландских финнов Кургальского п-ова и междуречья Луги и Нарвы, к-рый в наши дни считаются отд. группой – потомками переселенцев с о-вов Финского зал. По данным П.И. Кёппена, в сер. XIX в. Э. насчитывалось 29 тыс. чел. На рубеже XIX–XX вв. в результате процесса этнической консолидации групповое самосознание Э. сменилось общефинским. Этноним Э. в XX в. вышел из употребления. Лит.: Чистяков А.Ю. Этнические группы ингерманландских финнов в XVII–XIX вв. // Петербургские чтения-97. Петербург и Россия. СПб., 1997. С. 160-166. А.Ю. Чистяков
Авторы
подробнее…
Этнические общности Ленинградской области
Рубрики
ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. Э. о. (или этносами, народами) принято называть исторически сложившиеся устойчивые сообщества людей, сформировавшиеся на определенной терр., обладающие общими чертами культуры и самосознанием, выраженным в самоназвании. Самосознание или идентичность – важнейший признак Э. о. Терр. Лен. обл. исторически являлась зоной контакта финно-угорских народов и славян (русских). О ранних этапах этногенеза (формирования Э. о.) свидетельствует ряд археол. находок (см. Археологические памятники, Курганы древнерусские, Могильники води, Могильники ижоры, Могильники карел). В наши дни в Лен. обл. проживают прибалт.-фин. Э. о.: ингерманландские финны, ижора, водь, эстонцы, вепсы, карелы. В нач. ХХ в. на терр. обл. значимые по числ. этнические общины составляли также индоевропейские Э. о.: немцы, шведы (особенно в г. Выборг), латыши, цыгане. В ряде городов проживали евреи. Сов.-финл. война 1939-40 привела к полной смене этнического состава нас. Карельского перешейка (совр. Выборгский и Приозерский р-ны). После эвакуации местных жит. (преим. финнов, также шведов, русских) вглубь Финляндии опустевшие терр. заселялись русскими из разл. областей России. На сокращение числ. неславянских Э. о. в ХХ в. оказали влияние процессы урбанизации, добровольные миграции, а также депортации этнические (затронувшие ингерманландских финнов, ижору, водь, немцев). В наст. время в Лен. обл. русские составляют подавляющее большинство нас. (среди них много выходцев из др. регионов). Лит.: Выскочков Л.В. Об этническом составе сельского населения Северо-Запада России (Вторая пол. 18 – 19 вв.) // Петербург и губерния: Ист.-этногр. исследования. Л., 1989. С.113-131; Мы живем на одной земле. Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России. Южные окрестности Петербурга – Приладожье – центральные районы Псковщины. СПб., 2004. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Юханнус, праздник
Рубрики
ЮХАННУС, праздник. Известен у финнов с дохристианских времен, приурочен ко дню летнего солнцестояния (Иванов день, фин. – Юханнус). Лютеранская церковь отмечает Ю. 24 июня (нар. гуляния проходят в канун праздника). В ХIХ в. трансформировался в певческий праздник. На терр. С.-Петер. губ. праздник ингерманландских финнов впервые прошел в 1899 в пос. Пудость по инициативе комп. М. Путро. До 1918 состоялось семь праздников. На терр. Лен. обл. традиция возродилась в 1989, организатором выступила фин. общественная орг-ция «Инкерин Лиитто». Первый Ю. состоялся в дер. Колтуши, в нем приняло участие ок. 5 тыс. чел. Проводится регулярно в разл. фин. центрах: на горе Кирхгоф (Ломоносовский р-н), у Скворицкой ц. (Гатчинский р-н), у ц. Петра и Павла Святых Апостолов (г. п. Токсово, Всеволожский р-н), в Колтушах и СПб. В программе праздника – выступления самодеятельных коллективов. Артисты представляют разные приходы Ингрии и одеты в нац. костюмы. Отдельно организуются дет. конкурсы, ярмарки нар. ремесел. Вечером зажигают костер – «кокко». На праздниках присутствуют гости из разл. районов Лен. обл., а также из Швеции, Эстонии и Финляндии. Лит.: Ульяночкин К. Ингерманландский певческий праздник. – http://www.toksov.spb.ru/juhannus.htm И.Н. Илларионова
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
1 2