Собор Санкт-Петербургских и Ладожских Святых
|
Рубрики
|
|
СОБОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ И ЛАДОЖСКИХ СВЯТЫХ. В Собор вошли святые, совершавшие свои подвиги в пределах совр. и ист. территории С.-Петерб. епархии. В епархии почитаются мощи нек-рых святых, прославленных до XX в.: св. кн. Александра Невского (ск. в 1263), прп. Антония Дымского (1224), прп. Арсения Коневского (1447), прп. Александра Свирского (1533) и его родителей прпп. Сергия и Варвары (XVI в.), прп. Трифона Городецкого (1593), прп. Киприана Стороженского (после 1598), прп. Корнилия Паданского (XVI в.), прп. Мартирия Зеленецкого (1603) и прп. Макария Римлянина (XVI в.). В условиях антирелигиозной политики гос-ва процесс канонизации был затруднен и возобновился в кон. 1980-х. С этого времени прославлены в лике святых блж. Ксения Петербургская (1988), св. прав. Иоанн Кронштадтский (1990) и более 70 новомучеников и исповедников российских XX в., пребывавших в пределах С.-Петерб. епархии. В их числе свт. Патриарх Тихон (1990), сщмч. митр. Петроградский Вениамин и расстрелянные с ним в 1922 сщмч. архим. Сергий (Шеин) и мчч. Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров (1992), прмц. вел. кн. Елисавета Федоровна (1992), сщмч. митр. Киевский Владимир (1992), первомученик царскосельский прот. Иоанн Кочуров (1994), сщмч. митр. Ленинградский Серафим (1997), сщмч. архиеп. Верейский Иларион (1999). На юбилейном Архиерейском соборе 2000 прославлены вошедшие в Собор прп. Серафим Вырицкий и новомученики: свв. царственные страстотерпцы, митр. Казанский Кирилл, архиепископы Пермский Андроник, Херсонский Прокопий, Великоустюжский Николай, епископы Ревельский Платон, Вятский Виктор, Лубненский Аркадий, Уфимский Симон, Белгородский Никодим, Прилукский Василий, протоиереи Владимир Лозина-Лозинский, Александр Сахаров, Иоанн Стеблин-Каменский, Философ Орнатский с сыновьями мчч. Николаем и Борисом, священники Николай Кулаков, Павел Брянцев, Георгий Никитин, Павел Гайдай, протодиакон Никита Алмазов, прмчч. Гавриил (Владимиров), Арефа (Митренин), Владимир (Пищулин) и мц. Анна Лыкошина. В 2001-05 канонизированы убиенные в 1918-38 сщмчч. еп. Шлиссельбургский Григорий, петерб. протоиереи Петр Скипетров, Алексий Ставровский, Николай Сперанский, Борис Клеандров, Вячеслав Силин, Петр Успенский, Карп Эльб, Михаил Чельцов, Викторин Добронравов, прмч. Лев (Егоров), мцц. княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская; кронштадтские: сщмчч. прот. Николай Симо и свящ. Григорий Поспелов; тихвинские: сщмчч. протоиереи Иоанн Сарв, Николай Покровский, иереи Емелиан Панасевич, Василий Канделябров, игумен Арсений и игумения Иоанникия; ивангородские: сщмчч. прот. Димитрий Чистосердов и свящ. Александр Волков; прот. Николай Кулигин из с. Рыбацкое; везенбергский прот. Сергий Флоренский и валкский свящ. Иоанн Петтай. День памяти новомучеников российских установлен в воскресенье, следующее за днем убиения митр. Киевского Владимира (25 янв./7 февр. 1918). Множество новомучеников погребено в братских могилах на Левашовской пустоши (ст. Левашово), на Ржевском полигоне (Пороховые), в Аракчеевском лесу (г. Пушкин), на кладб. Жертв 9-го января в СПб. и во дворе Кронштадтской тюрьмы. Празднование Собора установлено на заседании Св. Синода 19-20 апр. 2000.
Лит.: Собор новомучеников и исповедников Петроградских // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 24. С. 5-26; Санкт-Петербургский мартиролог. СПб., 2002. С. 5-16; Попов И. Новомученики и исповедники Петербургские // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 30/31. С. 216-218.
М.В. Шкаровский
|
|
подробнее…
|
Трезвенничество
|
Рубрики
|
|
ТРЕЗВЕННИЧЕСТВО, религ.-нравственное движение. Распространялось в осн. среди рабочих и ремесленников, недавних выходцев из деревни. Основано И.А. Чуриковым, к-рый в 1906-07 создал в СПб. об-во «Трезвая жизнь» и в 1908 «Сельскохозяйственную трудовую коммуну трезвенников братца Иоанна Чурикова» в пос. Вырица Царскосельского у. Движение охватило неск. тыс. чел. В коммуне постоянно жило 30 чел. и ок. 200 периодически сменялось. На проповеди Чурикова в Вырицу приезжало до 1000 паломников. У чуриковцев сохранялись гл. элементы правосл. культа за исключением причастия. Ряд участников движения не признавал богослужебных правил, допускался прием неправославных. Центр. Совет об-ва располагался в Обухове под СПб.: здесь инструктировались проповедники, издавался журн. «Трезвый рассвет». В 1919 в Петрограде зарегистрирована «Община народных трезвенников, последователей братца Иоанна Чурикова». К нач. 1929 в Вырицкой коммуне состояло 184 чел. В марте 1929 религ.-просвет. деятельность чуриковцев запретили, руководителей приговорили к трем годам заключения, в 1932 срок продлили еще на три года. На пике движения в сер. 1920-х в СССР насчитывалось от 40 до 100 тыс. трезвенников (в Ленинграде и губ. – до 10 тыс.), из них 80% – рабочие. В разное время работало от 7 до 11 отделений об-ва. В 1920-е действовали и др. объединения трезвенников. В 1920 Петросовет разрешил проведение религ. бесед А.И. Смирнову, проповедовавшему с 1905; в 1922 им зарегистрировано «Всероссийское общество духовно-нравственных народных трезвенников» из 60 чел. С 1924 в Ленингр. губ. существовало также «Общество духовно-нравственных народных трезвенников братца Михаила Миронова». В июле 1928 руководителей мироновцев привлекли к суду по обвинению в антисоветской и антиобщественной деятельности, у остальных членов об-ва взяли подписку о прекращении религ.-трезвеннической работы. Окончательно движение Т. прекращено в кон. 1930-х. Последователи Чурикова в кон. 1980-х возобновили легальную деятельность. Центром ее по-прежнему является Вырица, где с 1989 действует «Дом братца Иоанна» с молитвенным залом на 300 чел. В наст. время число чуриковцев в России и за рубежом достигает неск. тысяч чел.
Лит.: Элиашевич И.Я. Правда о Чурикове и чуриковцах. Л., 1928; Санкт-Петербургский мартиролог. СПб., 2002. С. 290-291; Крапивин М.Ю., Лейкин А.Я., Далгатов А.Г. Судьбы христианского сектантства в Советской России (1917 – кон. 1930-х гг.). СПб., 2003. С. 239-252, 259-260.
М.В. Шкаровский
|
|
подробнее…
|
Чуриков Иван Алексеевич (1861-1933), проповедник
|
Рубрики
|
|
ЧУРИКОВ Иван Алексеевич (1861–1933), проповедник, основатель движения трезвенничества. Окончил сел. школу, занимался торговлей. После самоубийства жены и пожара, уничтожившего имущество, раздал уцелевшее и отправился странствовать. С 1894 в СПб., проводил на частных квартирах духовно-нравственные беседы о вреде пьянства. Выслан за незаконное присвоение мирянином права проповедовать и толковать слово Божие; в 1898 помещен в Самарскую больницу для душевнобольных, в 1900 – в арестное отделение Спасо-Евфимиевского мон. в Суздале. Освобожден благодаря ходатайствам последователей, вернулся в СПб. В 1906-08 создал в СПб. и пос. Вырица первые орг-ции трезвенников (см. Трезвенничество). Поселился в Вырице, где регулярно проводил собрания «на тему Евангелия по отрезвлению народа от пьянства». С 1910 устраивал проповеднические собр. в Обухове (ныне СПб.), где для этой цели построил кам. дом; здесь же находился Центр. совет об-ва. В 1913 Ч. запрещено проведение собр. и бесед, в 1914 он и его последователи по указанию С.-Петерб. епарх. управления не допускаются к причастию «за сектантские заблуждения». После рев-ций 1917 получил свободу проповеди. В 1918-29 жил в осн. в Вырице: пред. созданной им с.-х. коммуны, занимался наставничеством и врачеванием, изредка бывал в Обухове. В дек. 1922 юрисдикцией обновленческого Петрогр. епарх. управления с Ч. снят запрет на причастие. В 1927 арестован вместе с помощниками, в 1928 16 чел. приговорены к трем годам концлагеря. Ч. «ввиду преклонного возраста» освобожден, но в 1929 вновь арестован, перевезен в Москву. Обращение во ВЦИК об освобождении Ч. подписали более 1 200 ленингр. рабочих. Приговорен к трем годам лишения свободы; в 1932 срок продлен еще на три года. Умер в Ярославском политизоляторе.
Лит.: Элиашевич И.Я. Правда о Чурикове и чуриковцах. Л., 1928; Санкт-Петербургский мартиролог. СПб., 2002. С. 290; Крапивин М.Ю., Лейкин А.Я., Далгатов А.Г. Судьбы христианского сектанства в Советской России (1917 – конец 1930-х годов). СПб., 2003. С. 239-252, 259-260.
М.В. Шкаровский
|
|
подробнее…
|