Статьи / «Химик», Дом культуры (г. Кингисепп)
Баптизм
Рубрики
БАПТИЗМ. Разновидность протестантизма. В 1880 появился первый молитвенный зал баптистов в СПб., в 1884 там же прошел первый съезд баптистов и близких к ним евангельских христиан России. Вскоре последовал запрет на проповедь Б., отмененный в 1905. Один из руководителей евангельских христиан И.С. Проханов (вице-през. Всемирного союза баптистов) издавал в Петербурге в нач. XX в. журн. «Христианин» (1905-16) и «Утренняя звезда» (1909-16). В 1912 создана община в г. Шлиссельбург. В 1924 баптисты и евангельские христиане объединились. В 1920-х в Лен. обл. было 43 общины (4,5 тыс. членов). В Ленинграде находился Всесоюзный совет евангельских христиан. В 1940 закрыт последний в области молитвенный зал в г. Кингисепп. В период оккупации 1941-44 возрождены шесть общин: в Вырице, Тосно, Гатчине, Антропшино, Волосово и Котлах, но они не были зарегистрированы. В 1944 создан Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) как руководящий центр объединенных евангельских христиан, баптистов, а позже евангельских христиан в духе апостолов и братских меннонитов. Община ЕХБ в Ленинграде зарегистрирована в 1946, кроме нее, в обл. в 1950-е – 1960-е существовало 15 незарегистрированных групп (около 3 тыс. чл.). Так, в 1961 образована община из 200 чел. в Тосненском р-не. В Ленинграде баптистам были переданы правосл. церкви: Троицкая (с 1962) и Покровская (с 1989; Дом Евангелия). К 1991 имелось 4 общины ЕХБ в СПб. и 7 в обл.; на 2004 – 14 и 17 соответственно. Кроме того, в 2004 в обл. имелось еще 17 общин евангельских христиан и 2 - евангельских христиан в духе апостолов. В наши дни имеются филиалы Российского союза евангельских христиан-баптистов в Тихвине, Волхове, Выборге, Луге, Сланцах и пос. Прибытково (Гатчинский р-н). С 1993 по наст. время старший пресвитер Союза по СПб. и области – Ю.В. Подосенов. Лит.: Корразо Ш. Философия служения полковника Пашкова. СПб., 2005; Шаров В.Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 64-68. М.В. Шкаровский
  •  
  •  
подробнее…
Ислам
Рубрики
ИСЛАМ. Приверженцы И., в осн. татары, появились в С.-Петерб. губ. в нач. XVIII в., когда по указу Петра I из центральных областей России собирали работных людей на стр-во новой столицы. В кон. XVIII в. при Екатерине II в СПб. открыта первая мусульманская молельня, в 1910-20 построена соборная мечеть. В нач. XX в. в губ. проживало более 6 тыс. мусульман, имелось пять молелен и мечетей, из них четыре в СПб. (здесь существовали также татарское и персидское кладб.) и одна – в Кронштадте (действовала в 1870–1928). Все они были закрыты к 1941, соборная мечеть – в 1940. В 1956 в Ленинграде зарегистрирована мусульманская община, к-рой передали соборную мечеть. В это время в Лен. обл. проживало ок. 8 тыс. мусульман. В кон. 1980-х начался рост числа общин и их членов. В настоящее время зарегистрированы две общины в СПб. и две в Лен. обл. Они представляют суннитское течение И. Лит.: Шаров В.Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 89-94; Ислам в Петербурге. – http://muslim.by.ru/tatar_piter.htm М.В. Шкаровский
подробнее…
Иудаизм
Рубрики
ИУДАИЗМ. Конфессия получила распространение в С.-Петерб. губ. с сер. XIX в. В 1863 была разрешена деятельность раввина в СПб. и создана первая молельня, в 1893 открыта Хоральная синагога. К нач. XX в. в губ. имелось семь синагог: в Шлиссельбурге (1870), Новой Ладоге (1881), Колпино (1897), Ораниенбауме (1898), Кронштадте (1899), Царском Селе (1901); в Петербурге – пять. После рев-ции 1917 их число значительно возросло. Почти все синагоги представляли собой приспособленные помещения в обычных зданиях. К 1941 все они (кроме Хоральной в Ленинграде) были закрыты. В послевоен. время на терр. обл. иудеи проводили молитвенные собрания в нелегальных домашних синагогах; в 1960-е в Ленинграде существовали одна зарегистрированная и три незарегистрированные религиозные группы иудеев. В кон. 1980-х отмечается значительный рост числа общин, увеличение кол-ва их членов. В наст. время зарегистрированы 11 общин в СПб. и две – в Лен. обл. (в Выборгском р-не). Они представляют три течения И.: ортодоксальный, прогрессивный (реформированный) и хасидизм (возник в XVIII в.). Лит.: Шаров В.Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 86-89. М.В. Шкаровский
  •  
подробнее…
Сектантство
Рубрики
СЕКТАНТСТВО. Религиозные об-ва, не принадлежащие к мировым конфессиям, условно разделяются на имеющие зап., рус. и вост. происхождение. К протестантским (зап.), помимо баптистов, относятся адвентисты седьмого дня (появились в первой пол. XIX в. в США). В С.-Петерб. губ. первая их община образована в 1897; в 1917 открыты три молитвенных дома в Петрограде и один – в колонии Каменка (Выборгский р-н). Последняя община ликвидирована в мае 1938. В 1945 создан Всесоюзный совет адвентистов седьмого дня; в 1946-47 в Ленинграде существовала легальная община (150 чл.), снятая затем с регистрации и ушедшая в подполье; вновь зарегистрирована в 1981. В 2004 адвентисты имели восемь общин в СПб. и семь – в Лен. обл. (в Выборге, Луге, Пикалево, Кингисеппе, Гатчине, Светогорске и Тосно). Связаны с баптизмом и христиане веры евангельской (пятидесятники). В 1911 их община возникла в Выборге, а в 1913 – в СПб. Последняя община в обл. ликвидирована в 1938. После ВОВ в Ленинграде существовали три, а в области – восемь нелегальных групп (Тосненская возродилась в период нем. оккупации). В Ленинграде первая группа зарегистрирована в 1978, в обл. (в Гатчинском р-не) – в 1983. В 2004 имелось 50 общин пятидесятников в СПб. и 40 – в обл. В 1995 зарегистрирована Ассоциация христианских церквей «Союз христиан», имеющая в Лен. обл. 20 организаций. С 1992 значительное распространение получили свидетели Иеговы (течение возникло в 1870-е в США). С 1999 их управляющий центр в России находится в пос. Солнечное (на терр. СПб.). В наши дни в СПб. они имеют 60 собраний с 8 тыс. членов; в области зарегистрированы семь объединений, но фактически они существуют во всех районных центрах. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны; с 1830, возникла в США) имеет с 1991 две общины: в СПб. и Выборге. По одной общине (в СПб. и Выборге) имеет Армия спасения (создана в 1878). Рус. происхождение имеют трезвенники (чуриковцы) и «Богородичный центр» (с 1992; самоназв. – «Православная Церковь Божией Матери Державная»), одна община к-рого находится в СПб. и четыре – в обл. (в Выборге, Гатчине, Волхове, Всеволожском р-не), в т. ч. «скит» под назв. «Обитель Соловецкой Голгофы» в дер. Мендсары (Всеволожский р-н). К вост. течениям относятся: последователи веры Бахай (бахаисты), к-рые имеют общины в СПб. и Выборге, об-во сознания Кришны (вайшнавы, кришнаиты), Сахаджа Йога, ныне запрещенная «Аун Сенрекё», мунисты (последователи корейского проповедника С. Муна). Лит.: Шаров В.Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 68-81, 97-129. М.В. Шкаровский
подробнее…
Старообрядчество
Рубрики
СТАРООБРЯДЧЕСТВО. Течение в рус. православии (староверы, «раскольники»), сохр. обряды, существовавшие до реформ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона (сер. XVII в.). Подразделяется на поповцев (белокриницкого согласия и беглопоповцев), сохр. священство, и утративших его беспоповцев (поморского, федосеевского и филипповского согласий). На терр. С.-Петерб. губ. согласия беспоповцев возникли в 1730-е, поповство – с нач. царствования имп. Елизаветы Петровны. Первонач. старообрядцы подвергались гонениям. При имп. Екатерине II (в 1760-е) им разрешили создавать общины в СПб., тогда же на терр. губ. возникли дер. староверов, переселившихся из Речи Посполитой (в осн. в Гатчинском у.). В 1809 прошел петерб. собор федосеевцев. В 1883 С. уравняли в правах с православием и староверам разрешили строить молитвенные здания, но без куполов и крестов; в 1905 все ограничения были сняты. Старообрядцы белокриницкого согласия имели в СПб. шесть церквей (последние закрыты в 1939), беглопоповцы – один храм (закрыт в 1920-х). Поморцы (ок. 5 тыс. членов) имели три молельных дома (последний закрыт в 1934), федосеевцы (ок. 6 тыс.) имели три моленных (последняя закрыта в 1936), филипповцы (ок. 300) – одну моленную (осн. в 1767, закрыта в 1920-е). В С.-Петерб. губ. больше всего церквей и молельных домов было в Гатчинском (г. Гатчина, с. Ратково, дер. Лампово) и Лужском у. (дер. Логовище, дер. Лубино, с. Луговое), а также на востоке губ. Перед рев-цией 1917 в Петрограде и губ. проживало ок. 15 тыс. старообрядцев всех толков. До кон. 1920-х их деятельность активизировалась, затем начались массовые гонения. В 1930-х – нач. 1940-х были закрыты все храмы и молельные дома, последними – ц. в Гатчине (1 нояб. 1940) и в с. Ратково (7 июня 1941). В послевоен. период в Лен. обл. удалось возродиться только С. поморского (Древлеправославная Поморская церковь) и белокриницкого (Русская Православная старообрядческая церковь) согласий. 8 дек. 1946 официально открыт молельный дом поморцев в дер. Лампово (действует в наст. время). В 1946-60 действовала молельная поморцев в Ленинграде; в 1961 община перебралась в Рыбацкое, где открыла моленную (в наст. время – ц. Знамения Пресв. Богородицы; с нач. 1990-х действует духовно-благотворительный центр «Невская Обитель»). В 1960-е в Ленинграде и области имелись две зарегистрированные и три незарегистрированные общины поморцев (ок. 4 тыс. чел.), а также 2,5 тыс. поповцев белокриницкого согласия, существовавших нелегально. В наши дни в СПб. и Лен. обл. зарегистрировано восемь общин старообрядцев (около 2 тыс. членов). Лит.: Старообрядчество: Опыт энциклопедического словаря / Сост. С.Г. Вургафт, И.А. Ушаков. М., 1996; Шаров В.Г. Религиозные объединения С.-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 33-50. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
  •  
подробнее…