Тематические группировки / справочник "Малочисленные коренные народы Ленинградской области"
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Курба, пос.
Рубрики
КУРБА, поселок в Подпорожском р-не. Нас. – 368 чел. Расположен в верхнем течении р. Оять. Назв. происходит от р. Курба, левого притока Ояти. Осн. в 1959 как поселение лесозаготовителей. Находится на терр. расселения вепсов, в р-не природного парка «Вепсский лес». Значительную часть нас. составляют русские. Поселок связан автомоб. дорогой с с. Винницы, через к-рое имеется выход на г. Подпорожье. Большая часть К. расположена на левом берегу Ояти. Планировка регулярная, улицы застроены в осн. одноэтажными двухквартирными домами, имеются неск. двухэтажных оштукатуренных строений. Большинство жил. зданий имеют на окнах наличники, украшенные пропильной резьбой. В К. работают б-ка, дом культуры. В 1983 в Курбинской школе создан Музей вепсского быта, в к-ром насчитывается ок. 400 экспонатов. Лит.: «Вепсский лес». Природный парк: Путеводитель. Б. м., б. г. С. 26; Школьный музей вепсского быта в поселке Курба. – http://www.vepsy.spb.ru/index2.php?to=kurba С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Курганы
Рубрики
Юго-Восточное Приладожье и район Прионежья (реки Сясь, Тихвинка, Капша, Паша, Воронежка, Оять, Свирь, Олонка, Тулокса, Видлица и северное побережье Онежского озера) в X – XIII вв. были территорией сосредоточения курганов – погребальных памятников, оставленных прибалтийско-финским населением, по мнению большинства исследователей, предками современных вепсов, до сих пор живущих на р. Ояти. Очень важным для доказательства принадлежности оятских курганов летописной веси является исследование гидронимии р. Ояти. Самыми древними оказались саамские названия водных объектов, за ними по времени идут вепсские гидронимы и, наконец, русские, которые появляются примерно в XI–XII вв., но их немного. Курганы р. Ояти X–XIII вв. полнее, чем памятники других районов Юго-Восточного Приладожья и Прионежья, характеризуют культуру древних вепсов. Курганы – небольшие округлые насыпи высотой 0,6–3 м, диаметром 5–12 м (иногда и больше) – содержат захоронения умерших. По представлениям той поры, умирая, люди меняли только жилище и в загробном мире продолжали ту же жизнь, что и на земле, поэтому умершего сопровождали те же вещи, которыми он пользовался при жизни. Женщина погребалась в праздничной одежде, украшенной бронзовыми и серебряными ювелирными изделиями, мужчина – с оружием. Внутреннее устройство кургана с очагом, сопровождавшимся бытовым инвентарем, напоминало жилище. К середине 1980-х на р. Ояти раскопано 247 курганов, содержащих богатый инвентарь.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Курганы южного Приладожья
Рубрики
КУРГАНЫ ЮЖНОГО ПРИЛАДОЖЬЯ (конец IX – начало XIII вв.), принадлежат т. н. приладожской чуди, потомки которой приняли участие в формировании вепсов и карел. Возможно, это были «колбяги», смешанное финно-скандинавское население, поставлявшее воинские отряды для княжеских походов. Изучались со второй половины XIX в. (Д. Европеус, Н.Е. Бранденбург, В.И. Равдоникас, А.М. Линевский, С.И. Кочкуркина, В.А. Назаренко и др.). Раскопано более 600 насыпей в 140 могильниках, расположенных по берегам рек Паша, Сясь, Тихвинка, Оять, Свирь и их притоков. Они отличаются от древнерусских курганов. В основе погребального ритуала лежит идея загробного жилища с очагом в центре, разделенного на мужскую (восточную) и женскую (западную) половины. Первоначально покойников кремировали, в XI в. появляется обряд трупоположения. На очаге устанавливали набор погребальной посуды (котел, горшки, железную сковороду) и лопату для разгребания углей. Обнаружены одновременные захоронения, когда женщину умерщвляли для сопровождения мужчины в загробный мир, и разновременные. Мужские захоронения иногда сопровождались погребениями коней и отсеченных человеческих голов. В погребения укладывали богатый инвентарь (оружие, конская упряжь, орудия труда и охоты, предметы быта, домашняя утварь, украшения). Оружие подвергалось порче. После завершения ритуала в ровике вокруг насыпи разжигали очистительный огонь. Появление курганной обрядности было инициировано влиянием культуры сопок и появлением среди местного прибалтийско-финского населения скандинавов – посредников в меховой торговле в обмен на оружие и украшения. Центр новой общности сформировался близ слияния рек Паша и Сязнига (укрепленное поселение у д. Городище). Большую роль играли связи с соседней Ладогой. В XII – начале XIII вв. повсеместно распространяются одиночные погребения, где покойник помещен в могильную яму и ориентирован головой на запад, что характерно для древнерусского сельского населения. Лит.: Кочкуркина С.И. Юго-Восточное Приладожье в X–XIII вв. Л., 1973; Мачинский Д.А. Колбяги «Русской правды» и приладожская курганная культура // Тихвинский сборник. Вып. 1: Археология Тихвинского края. Тихвин, 1988; Назаренко В.А. Приладожская чудь // Финны в Европе. Вып. 2. М., 1990. С. 82-93 К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Курные избы
Рубрики
На Сойкинском полуострове и на реке Коваши у ижор даже в 1920-е годы сохранялись курные (т. е. топившиеся по-черному) избы с печами без колпака, подвесным котлом и красиво изогнутой деревянной лежанкой старинной конструкции. Деревянные детали черных печей, украшенные изящной резьбой, черный от копоти, маслянисто блестевший потолок и удивительная чистота в ижорском доме производили на исследователей чарующее, сказочное впечатление. Порой оно усиливалось внешним видом дома: частые в прежние времена в этой местности соломенные крыши сверху прижимались длинными жердями, верхние концы которых, перекрещенные над гребнем крыши, были оформлены в виде птичьих голов и носили название «харакка» (т. е. «сорока»). Вечерами на фоне заката ряды парных птичьих голов четко вырисовывались над каждым домом. До наших дней подобные дома не сохранились. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109.
Тематические группировки
подробнее…
Кякисалми-Корела (Корельский город)
Рубрики
Крепость Корела была центром племенного объединения корел. Наиболее масштабные работы здесь были проведены в 1970-х гг. (А. Н. Кирпичников) и в 1989—1990 и 1992—1993 гг. (А. И. Сакса). В результате этих раскопок вскрыты древнейшие горизонты культурного слоя на крепостном острове, выявлена хорошая, сопоставимая с новгородской, сохранность дерева и других органических остатков, а также зафиксированы следы ремесленного производства, собрана богатая коллекция предметов материальной культуры. На этом фоне в новом свете предстают также данные летописных источников, рассказывающие о событиях, связанных с Кякисалми-Корелой. К настоящему времени раскопками исследованы все культурные слои древнего города. Нижний, лежащий на материке (голубая глина), слой датируется первой половиной — серединой XIII в. Расплывчатость в датировке происходит от объективных причин: древесина, которую можно датировать с точностью до года рубки дерева, не всегда имеет такую сохранность, при которой остаются неповрежденными внешние кольца и даже кора. Первые известия о карельском укреплении в устье Вуоксы связаны с попытками шведов взять под свой контроль приладожскую (восточную) часть Корельской земли, центром которой являлась небольшая островная крепость. Попытка эта не удалась: новгородцы, осознав опасность, шведов прогнали и крепость основательно укрепили. По прошествии пятнадцати лет, в 1310 году, как теперь уже документально подтверждено, на этом же месте были построены новые укрепления, ставшие опорой новгородской власти в Карелии. Археологические раскопки прояснили историю городка на Вуоксе. Благодаря исключительной сохранности дерева все периоды его строительной истории, начиная с карельского племенного центра, относящегося ко времени не позднее первой половины XIII в., и продолжая известным по летописи временем его укрепления в 1295 и 1310 гг., хорошо фиксируются в культурных напластованиях крепостного двора. Некоторые вопросы возникают в трактовке слоя крупнозернистого песка мощностью до 0,5 м, перекрывавшего самый ранний строительный горизонт. Его характерной особенностью является большое количество керамики, исключительно круговой, щепы, залегающей также и слоями, оплавленных кусочков бронзы и целых изделий из металла, рыболовных грузил и поплавков. Особо следует отметить, что среди вещей, значительную часть которых составляли украшения (в том числе и карельских типов), имеются формы, бытовавшие задолго до основания поселения и могильника. Для могильников эпохи меровингов и эпохи викингов в Восточной Финляндии и Карелии характерно именно малое количество керамики. Еще одно наблюдение, сделанное в процессе раскопок, свидетельствует о сложной гидрологической ситуации в устье Вуоксы при слиянии её с Ладогой, постоянно изменяющемся уровне воды в реке. Проведенные нами замеры показали, что на момент формирования нижнего строительного горизонта, залегающего на глубине около трех метров от современной дневной поверхности, уровень воды в Вуоксе был всего лишь на 34 см ниже уровня упомянутого горизонта. В дальнейшем тенденция сводилась к повышению уровня, что вынуждало постоянно укреплять берег, существенно также поднимая его, что хорошо видно на планах и разрезах раскопа. По-видимому, в процессе одной из таких подсыпок на край острова была принесена земля (крупнозернистый песок) из центральной части острова либо из какого-то другого расположенного неподалеку места. Такого рода подсыпки делались неоднократно, причем земля бралась из одного места, что видно как по характеру песка, так и по находимым в нем вещам. Библиография САКСА, А. И. Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности. (Корельская земля новгородских летописей): [Кякисалми-Корела (Корельский город)] // Информ. сайт города Приозерск Ленинградской области [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/1/text/0041.shtml САКСА, А. И. Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности. (Корельская земля новгородских летописей) // Вуокса. Призерский краеведческий альманах. Вып. 2. – СПб.: Б&К, 2001. – Том 1. – С. 95-112, илл.
Тематические группировки
подробнее…
Лава, р.
Рубрики
ЛАВА, река. в Кировском р-не. Дл. - 51 км. Вытекает из болот восточнее гор. пос. Назия, впадает в Ладожское оз. (бухта Петрокрепость). Топоним прибалт.-фин. происхождения (фин. laaja, lavea – широкий, просторный, обширный). По Л. проходила рус.-швед. граница в 1617–1702 (юридически до Ништадтского мирного договора 1721). Каньон, по к-рому Л. протекает при пересечении Ладожского глинта (ордовикского уступа) на участке между дер. Сассары и Подолье, является пам. природы. В каньоне на поверхность выходят отложения ордовикского и кембрийского возраста, сохр. редкие растения: папоротник голокучник Роберта, хохлатка промежуточная. Притоки – рр. Ковра, Сарья. Близ устья у дер. Лаврово река пересекается Староладожским и Новоладожским кан. (см. Ладожские каналы). А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ладва, группа деревень
Рубрики
ЛАДВА, группа вепсских деревень в юго-вост. части Подпорожского р-на. Находится на берегах р. Оять и Ладвинского оз. Состоит из дер. Васильевская, Казыченская, Макарьевская, Миницкая, Фёдоровская и Кузнецы. Нас. (общее) 219 чел., преим. вепсы. Назв. происходит от вепсского «ладв» – «вершина, верховье». Располагается на терр. природного парка «Вепсский лес». Автомоб. дорога связывает Л. с с. Винницы и г. Подпорожье. Ладвинский погост известен с XV в. В XVI–XVII вв. – один из центров железоделательного промысла. Архитектура крест. жилищ сохраняет традиционные элементы, в т. ч. резные детали. Самая ранняя из жил. построек относится к 1920-м. В дер. Миницкая сохр. дерев. здание ц. Св. Пророка Илии (1868), переоборудованное в сов. период под клуб; сохр. часовня в дер. Васильевская. В Л. работают клуб и б-ка. Существует фольклорный коллектив с репертуаром на вепсском и русском яз.; в 1970-е выпущена грампластинка с записью ансамбля. В 1999 А.Е. Финченко создан частный этногр. музей «Вепсская изба» им. Т.В. Станюкович, в к-ром воспроизведен интерьер вепсского жилища первой трети ХХ в.; в коллекции музея св. 2200 экспонатов. Лит.: Егоров С.Б. Этнокультурное развитие и хозяйство приоятских вепсов во второй пол. XX – нач. XXI в. // Этнографическое изучение Северо-Запада России: Итоги полевых исследований 2003 г. Материалы VIII Региональной науч. конференции молодых ученых / Под ред. В.А. Козьмина. СПб., 2003. С. 7-17; «Вепсский лес». Природный парк: Путеводитель. Б. м., б. г. С. 24-25. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ладожское озеро
Рубрики
ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО. Расположено на территориях Лен. обл. и Республики Карелия. В ср. века наз. Нево (прибалт.-фин. nevo – «моховое болото»). Совр. назв. происходит от ср.-век. скандинавского Альдога (от прибалт.-фин. Alodejogi – «Нижняя река», так именовалась р. Ладожка; либо от фин. aalto – «волна»). Пл. – 18,1 тыс. кв. км (в т. ч. пл. о-вов 456,6 кв. км). Крупнейшее оз. в Европе (16-е место среди озер мира). Макс. длина – 219 км, макс. ширина – 125 км. Наиб. глубина – 225 м (сев. о-ва Валаам), средняя – ок. 50 м. Басс. Л. о. (пл. водосбора – 258 тыс. кв. км) состоит из четырех вторичных басс.: частный басс. Л. о. (28,4 тыс. кв. км), Онежско-Свирский (83,2 тыс. кв. км), Ильмень-Волховский (80,2 тыс. кв. км), Саймо-Вуоксинский (66,7 тыс. кв. км). Крупнейшие реки, впадающие в Л.о. – Волхов, Свирь, Вуокса. Из оз. вытекает только р. Нева, соединяющая его с Финским зал. Балтийского моря. На Л. о. ок. 660 о-ов (из них более 500 расположены у сев.-зап. берега). Крупнейшие из них: Риеккалансари (55,3 кв. км), Мантинсари (39,4 кв. км), Кильпола (32,1 кв. км), Тулонсари (30,3 кв. км), Валаам (27,8 кв. км). Сев. берега оз. высокие, скалистые, изрезаны шхерами, юж. – низкие, заболоченные. В Л. о. обитает ок. 60 видов рыб, промысловое значение имеют лосось, палия, сиг (наиб. известен сиг-лудога), ряпушка, корюшка, рипус, судак, лещ, окунь. В раннее Средневековье через Л. о. проходил «Путь из варяг в греки». Судох-ву препятствовали частые штормы и наличие в юж. части оз. многочисл. песчаных и каменистых кос и мелей, а также скопления валунов на дне. Для обеспечения судох-ва в XVIII–XIX вв. вдоль юж. берега были построены Ладожские каналы. Свободное судох-во стало возможным на Л.о . лишь во второй пол. ХХ в. после появления судов класса «река–море». На побережье Л. о. (в пределах Лен. обл.) находятся гг. Приозерск, Шлиссельбург, Новая Ладога; в Карелии – Лахденпохья, Сортавала, Олонец. Науч. изучение оз. началось в XVIII в. (см. Н.Я. Озерецковский). В 1858-67 и 1873 на Л. о. работала экспедиция А.П. Андреева, организованная Гидрогр. деп-том Мор. мин-ва. В 1897-99 и 1901-03 исслед. на Л. о. проводил Ю.М. Шокальский. В 1951-56 оз. обследовала Балтийская гидрогр. экспедиция. С 1956 мониторинг проводится Ин-том озероведения РАН, с 1992 – также Ин-том водных проблем Севера РАН (Петрозаводск). В 1980-е начинают проводиться мероприятия по улучшению экологической обстановки Л. о. В 1984 принято постановление Совета Министров СССР «О доп. мерах по обеспечению охраны и рационального использования водных и др. природных ресурсов бассейна озер Ладожского, Онежского, Ильмень». С 1990-х в связи с сокращением хоз. активности в период экон. кризиса произошло улучшение экологической обстановки: в 1997 в пределах водосбора Л. о. сброс сточных вод составил 411 млн. куб. м, что на 24% меньше, чем в 1992. Популярным туристским местом являются Ладожские шхеры в сев. части Л. о. Осуществляются экскурсионные и паломнические поездки на о-ва Валаам, Коневец. Лит.: Калесник С.В. Ладожское озеро. Л., 1968; Горелова Э.М., Кириллова В.А., Распопов И.М. Ладога. Л., 1974; Ладожское озеро. Мониторинг, исследование современного состояния и проблемы управлением Ладожским озером и другими большими озерами. Петрозаводск, 2000; Ладожское озеро – прошлое, настоящее, будущее. СПб., 2002; Сайт «Ладожское озеро». – http://www.laatokka.info А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы
Рубрики
Под округом Суотниеми понимается окрестности современного поселения (турбазы) Яркое с прилегающими островами. Поселок Яркое находится в настоящее время в 6 км к западу от города Приозерска - районного центра Ленинградской области, именовавшегося в прошлом Корела, Кякисалми и Кексгольм. Поселок стоит на мысу Суотниеми, далеко вдающемся в широко разливающуюся здесь реку Вуоксу. В средние века эта территория была географическим центром ареала расселения племенного союза корелы и именовалась "Собственно Карелия" - Варшинайш-Карьяла, в отличие от других земель, видимо заселенных карелами несколько позднее. Впервые открыл для археологии комплекс памятников Суотниеми патриарх исследования этих мест Петер Теодор Швиндт во второй половине XIX века. В сезон 1886 г. он проводил раскопки в окрестностях Суотниеми и обнаружил могильник, в котором вскрыл пять захоронений. П.-Т. Швиндт считал обнаруженный им могильник карельским, однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что все пять наугад раскрытых могил содержали следы захоронений фактически по пяти разным обрядам - трупоположение с ориентацией север-юг, трупоположение видимо в колоде, парное трупосожжение, трупоположение в срубе, и пятый - некий трудноидентифицируемый ритуал, возможно тоже трупоположение. При этом, трупоположение мередианальной ориентации со сломанным мечом характерно для викингов и хазар (у последних такие захоронения могли также принадлежать норманнским наемникам), шейная лента у мужчин характерна как имитация шейной гривны для средневековых балтов, а кольчатые фибулы - для готов, трупоположения в колоде характерны для вятичей и, в более ранний период, - для сарматов (что, впрочем, маловероятно), трупоположение в срубе действительно характерно именно для средневековых карел, парные кремации имеют аналоги у летописной води, раннесредневековых русов и, значительно ранее, - у скифов, расчленение костяка представляло собой архаичный ритуал у средневековых армян. Позднее берестяные изделия из могильника А. Н. Кирпичников интерпретировал как типично словенские. В общем, получается полный средневековый "интернационал". На основании результатов этих раскопок П.-Т. Швиндт реконструировал "карельский костюм", однако кажется странным, что он не обратил внимание на такое разнообразие погребальных ритуалов. Гораздо проще было бы предположить, что могильник этот использовался около какого-то крупного торгового поселения, и хоронили в нем своих соплеменников все по своим обрядам. Таким торговым городом как раз и могла быть Корела. Интересно, что в позднесредневековых летописях вполне серьезно упоминалось о том, что легендарный князь Рюрик был похоронен именно в окрестностях Корелы, вполне возможно, что и на могильнике Суотниеми, поскольку других могильников подходящего возраста в этих местах не обнаружено. Библиография Корявцев-Игнатьев П.М. Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://perpettum.narod.ru/vuoksa2.htm Корявцев-Игнатьев П.М. Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.antisys.narod.ru/LARS.html
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Ларин Параске
Рубрики
«Ларин Параске – замечательная сказительница наших дней, достигшая настоящих высот певческого искусства. Для современного поколения она является образцом совершенного мастерства, которое может быть доступно только выдающемуся певцу. Творчество Параске – это лучшее из того, что собрано у народных сказителей из областей издавна славившихся своим музыкальным искусством. Её поэзия включает в себя значительную часть рун Восточной Ингерманландии и Южной Карелии – певческих областей, в которых были обнаружены стихи, составившие сборники «Калевала», «Кантелетар» и «Лйдсуруно» Историк Оскар Реландер, 1894 г. Параске Никитична родилась в начале 1830 г. в Северной Ингерманландии, в Лемболово (Лемпаала). Православная ижорка, она уже в молодом возрасте была известна, как одаренная певица. Позже она вышла замуж в Финляндию в Саккола. С Параске работали несколько собирателей, но лишь настоятель прихода Саккола Ад. Неовиус наиболее основательно записал её песни. Во время продолжительной совместной работы с Параске им было записано от неё более 1300 различных песен. Позже, после переезда Неовиуса из Саккола в Порвоо, Параске жила у него три года. Портреты Параске написаны финским художником А. Эдельфельтом. Ларин Параске, к сожалению, более известна в Финляндии, чем на своей родине. Там ей установлен памятник, о ней написан роман и снят фильм.
Тематические группировки
подробнее…
Ларин Параске (1833/34-1904), сказительница
Рубрики
ЛАРИН ПАРАСКЕ (Ларина-Степанова, урожд. Никитина) Прасковья Никитична (1833/34, С.-Петерб. губ. – 1904, дер. Васкела Выборгской губ.), ижорская рунопевица и сказительница. Родилась. в дер. Мискюля (она же Миискунмяки, в наши дни не существует) близ Лемболово в семье крепостных. В 1853 вышла замуж за финл. уроженца Гаврилу Степанова (он же Ларилан Каурила), выкуплена из крепостной зависимости. Переехала в дер. Васкела (ныне – Луговое Приозерского р-на), где находилось х-во мужа, называвшееся Ларила, или Ларин тупа (изба Лари). Работала на подъеме судов на р. Тайпаленйоки (ныне – р. Бурная). Певческие способности Л. П. проявились уже в молодости. В 1877 первые 24 руны в исполнении Л. П. записал фольклорист А.А. Борениус-Ляхтеенкорва. В 1887 с Л. П. познакомился изв. фин. историограф и фольклорист пастор А. Неовиус. За мн. лет совм. работы Неовиус записал 1200 рун Л. П. (песен калевальского размера), 1750 пословиц и поговорок, 338 загадок, старинные плачи. В 1893 он издал первую книгу этих текстов. В 1891-93 Л. П. жила в семье Неовиуса в Борго (ныне – Порвоо), приезжала в Хельсинки, где с успехом выступала перед широкой аудиторией. Ее портреты писали А. Эдельфельт, Э. Ярнефельт. Общее наследие Л.П. составило более 32 тыс. рунических строк, исполненных по памяти. Ее называли карельской (или финской) Мнемозиной. В 1893 вернулась в Васкела, где жила в крайней бедности. Похоронена на правосл. кладб. между Палкеала и Рийкола (ныне – дер. Замостье Приозерского р-на). В 1911 на могиле Л. П. Молодежное об-во Юж. Карелии установило пам., к-рый был уничтожен в послевоен. годы; в 1992 установлен новый. В 1950 пам. Л. П. (скульп. А. Сайло) также установлен в Хельсинки. В 1983 в Финляндии изд. почтовая марка с портретом Л. П. В кон. 1980-х комп. Б.Д. Напреев посвятил Л. П. оперу «Тростниковая свирель» (автор либретто А.И. Мишин; поставлена в Турку и Йоэнсуу в 1991-92). В 2004 в г. Приозерск прошла науч.-просвет. конференция, посвященная творчеству Л. П. Соч.: Тростниковая свирель / Сост. О. Мишин. Петрозаводск, 1986; Suomen Kansan Vanhat Runot. Osa V.1. Pohjois-Inkerin runot. Helsinki, 1929. Лит.: Мутанен П. Народная книга Ларин Параске // Альманах библиофила. Вып. XIX. М., 1985. С.184-192; Карху Э. Ижорская сказительница Ларин Параске: Традиции и индивидуальное творчество в фольклоре // Север. 1992. № 1. С.144-150; «Нет родной сторонки краше…». СПб., 2006. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Лексика вепсского языка
Рубрики
Основную часть вепсской лексики составляют слова общефинно-угорского (аhttа - "развешивать", еladа - "жить", jaug - "нога", tа - "земля", kuldа - "слышать" и т.д.), прибалтийско-финского (hul’ - "губа", kоrv - "ухо", janis - "заяц", аsttа - "идти" и т.д.) и собственно вепсского периодов (cigicаinе - "черная смородина", jоnikаinе - "голубика", cарtа - "резать", cibudа - "качаться" и т.д.). Корневых слов вепсского периода не очень много. Заметное место занимают многочисленные древние заимствования: балтийские (lоhi - "лосось", hеin - "сено", hеrnеh - "горох", kirvеz - "топор", hеit - "родня", hаtbаz - "зуб" и т.д.), германские (hutаl - "хмель", tеrd - "мережа", аhj - "очаг", kuld - "золото", rаhа -"деньги" и т.д.) и славянские (gоtin - "гумно", lava - "хлев", sirр - "серп", аzrаg -"острога", ikun - "окно", раgаn - "поганый, язычник", rist - "крест" и т.д.). Немало русских заимствований и более поздних периодов как из севернорусских диалектов, так и из литературного языка.
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Лесной промысел
Рубрики
Основным доходным промыслом у карел был лесной: рубка и сплав леса, заготовка дров на продажу и работа на лесопильных заводах. Работа в лесу производилась сезонно и основывалась на применении ручного труда. Каждый лесопромышленник имел в волости приказчиков, под началом которых находились десятники, руководившие непосредственно работой в лесу. Лесные рабочие были рубщиками, возчиками и сплавщиками леса, набиравшимися в основном из крестьян-бедняков. Заготовка леса велась в зимнее время. Рубили выборочно, чаще всего вблизи селений и ближе к рекам и озерам. Рубщик срубал деревья, а возчик отвозил их на биржу. Лесозаготовка производилась примитивным способом и проходила в чрезвычайно тяжелых условиях. До начала XX в. лес рубили топором, и только в начале XX в. стали пользоваться поперечными пилами. Бревна вывозили на санях, волоком. Вывезенный лес сваливали на берегу реки или озера, откуда с наступлением навигации сплавляли к лесопильным заводам. Сплав леса организовывал «рядчик». Еще зимой он нанимал артель сплавщиков-гонщиков. Сплав начинался во время появления «форсовой» воды, т.е. половодья, и продолжался до глубокой осени. Лес сплавляли по озёрам «в кошелях» в виду отсутствия течения, а по рекам – «молем» (россыпью). Доставка леса кошелем – самая простая и дешёвая, но она возможна лишь вблизи берегов. «Кошелём» называется замкнутая цепь из плавающих бревен, концы которых крепко связаны гибкими прутьями или корневищами. Внутри кошеля бревна плавают свободно. Впереди кошеля ставился особый плот-головня, на котором располагалась харчевня, состоящая из двух частей – в одной хранился провиант, а в другой жили артельщики. Труд в лесу и на сплаве был очень тяжелым. Однако, несмотря на это, лесной промысел давал крестьянам возможность заработка, чтобы расплачиваться с налогами и покупать самое необходимое для семьи. Каждый сплавщик, кроме хозяйственных харчей, получал от 2,5 до 3 рублей в неделю; на дорогу рядчик выдавал каждому гонщику по 1 рублю. В общей сложности рабочий на сплаве получал около 40 рублей в сезон. С каждым годом росло число крестьян, уходивших на промысел в лес. В начале XX в. количество лесных рабочих достгало 50000 человек, а в предвоенные (до Первой мировой войны) годы равнялось четверти населения Олонецкой губернии. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 46-53.
Тематические группировки
подробнее…
Лесосплав и транспортировка грузов
Рубрики
Еще в XX веке в прилужских деревнях занимались лесосплавом. На Курголовском полуострове ижоры строили лодки («лайбы») и другие мелкие суда. Владельцы парусников подрабатывали перевозкой дров, гравия, дикого камня и других грузов в Петербург. Этот промысел был традиционным, ведь еще в ХII–XIII веках ижоры, жившие на берегах Невы, занимались перевозом грузов даже по Волхову. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104
Тематические группировки
подробнее…
Линевский Александр Михайлович (1902-1985), ученый
Рубрики
ЛИНЕВСКИЙ Александр Михайлович (1902–1985), писатель, археолог и этнограф. Родился в СПб., учился в Уч-ще правоведения (1912-18) и Петрогр./Ленингр. ун-те (1923-28). В 1929 переехал в г. Петрозаводск, работал в Карельском краевед. музее (1929-31), Центральном архивном управлении (1931-34), НИИ языка, литературы и истории Карельского филиала АН СССР (1934-54). Опубликовал многочисл. науч. работы по археологии, истории, этнографии и фольклору Карелии. В 1926 вблизи г. Беломорск обнаружил относящиеся к эпохе неолита петроглифы «Бесовы следки», открытие получило европ. известность. Петроглифы стали гл. темой науч. иссл. Л. В послевоен. годы изучал ср.-век. древности. На терр. Лен. обл. в 1947-50 раскопал 174 кургана Х – нач. ХIII вв. на р. Оять. Науч. работу Л. сочетал с лит. творчеством. Публиковался в журн. с 1925. Автор повести о первобытном об-ве «Листы каменной книги» (1930, окончат. вариант – 1952). Повесть переведена на англ., латышский, литовский, фин. яз., вышла 16 изд. В 1930–1960-х опубликовал серию ист. романов и повестей о событиях рев-ции и Гражд. войны. Наиб. известность получила эпопея «Беломорье» (1951-64). С 1955 целиком посвятил себя литературе. В 1969 Л. присуждена первая Гос. премия Карельской АССР в области литературы и иск-ва. Соч.: Петроглифы Карелии. Петрозаводск, 1939; Очерки по истории древней Карелии. Петрозаводск, 1940; Курганы летописной веси X–XIII вв. Петрозаводск, 1985 (в соавт.); Листы каменной книги. Петрозаводск, 1990. Лит.: Столяр А.Д. Перечитывая «Петроглифы Карелии» Александра Михайловича Линевского // Вестник краеведческого музея: Сб. науч. трудов. Вып. 2. Петрозаводск, 1994. С. 3-10. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Липповский могильник
Рубрики
Могильник в деревне Липпово расположен в центре деревни, на крутом склоне глинта, распашка которого привела к исчезновению каменных крестов, когда-то бывших здесь, по сообщениям местных жителей. Выявлено 14 погребений с ориентировкой умерших, приближенной к западной. Обнаружены: бронзовые нательные кресты, две проволочные серьги, русские монеты 1734 и 1735 гг., остатки кожаной обуви типа постол. Из случайных находок происходят железный рабочий топор, бронзовые шведские монеты 1634–1660 гг., половина бронзовой круглой пластинки и подвеска из свинцовистого серебра, два бронзовых нательных креста, бусина желтого стекла, большое количество фрагментов неорнаментированной гончарной керамики. Конькова, О. И. Исследования ижорских средневековых могильников. Итоги и перспективы // Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы : сб. науч. тр. / Музей этнографии народов СССР ; под ред. О. М. Фишмана, Е. А. Рябинина, И. В. Дубова. – Л., 1990. – С. 31–35.
Тематические группировки
подробнее…
Лодки
Рубрики
Летний лов рыбы обычно проводился на лодках. До войны использовали весельные и парусные лодки с одной или двумя мачтами и парусами двух типов: треугольным кливером и большим парусом прямоугольной или трапециевидной формы. На таких лодках было до восьми весел; они не имели палубы, кубрика и других построек. Грузоподъемность лодок достигала 1,5 тонны, скорость - 10-20 км/ч. С середины 1930-х гг. широко стали использовать моторные лодки. На них ставили моторы мощностью 6 л.с., и скорость достигала 18 км/ч. После войны появились мотоботы с моторами 9 л.с., а позже и до 80 л.с. На мотоботах была палуба и каюта. Сейчас лов осуществляется тральщиками. Толмачева, Е. Б. Рыболовство у ижорского и русского населения Сойкинского полуострова // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104
Тематические группировки
подробнее…
Ломоносовский район
Рубрики
ЛОМОНОСОВСКИЙ РАЙОН. Терр. – 1990,8 кв. км. Нас. – 65,3 тыс. чел. Образован в 1927. В состав Л. р. входят гор. пос. Большая Ижора и Лебяжье и 140 сел. населенных пунктов. Граничит с СПб., Кингисеппским, Волосовским, Гатчинским р-нами Лен. обл. Органы администрации Л. р. находятся на терр. Ломоносовского р-на соседнего субъекта федерации – в СПб. По терр. р-на проходит ж.-д. ветка СПб. – Калище – Усть-Луга (построена в 1926-31), ш. СПб.–Таллин. Л. р. расположен в сев. части Ижорской возвышенности и на юж. побережье Финского зал. В Л. р. находятся Гос. природный ботанический заказник «Гостилицкий» (см. Гостилицы), гос. гидрологический и геол. пам. природы «Радоновые источники и озера у пос. Лопухинка» (создан в 1976), водно-болотное угодье «Лебяжье» (см. Лебяжье). На терр. Л. р. нет крупных рек. Характерной геол. особенностью этих земель являются многочисл. валуны, принесенные в древности отступавшим на север ледником. В 3 км от Ломоносова находится самый большой на Северо-Западе России валун «Бизон» (дл. 4,5 м, выс. 2 м). В древности эти территории населяли прибалт.-фин. племена – предки ижоры. С проникновением славян связывают распространение ср.-век. курганно-жальничных погребений. В XIII в. возник новгородский адм. центр и крепость Копорье (см. Копорская крепость).В XVII в. здесь, как и в др. р-нах Ингерманландии, селились выходцы из Финляндии (ингерманландские финны). На побережье Финского зал. находятся форты Красная Горка, Серая Лошадь, входившие в систему обороны Кронштадтской крепости. В память о воен. действиях, проходивших на терр. Л. р. во время Гражд. и Вел. Отеч. войн, установлены монументы, ряд из них входит в «Зеленый пояс Славы». К наиболее значимым архит. памятникам р-на относится Ропшинский дворцово-парковый ансамбль (пос. Ропша). Близость к СПб. определила возникновение большого числа помещичьих усадеб на терр. Л. р.: Воронина, Гостилицы, Копорье, Лопухинка, Усть-Рудица. С Л. р. связаны биографии ученых М.В. Ломоносова (см. Усть-Рудица), Н.И. Пирогова, И.П. Белавенца (см. Большая Ижора), писателей М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.В. Бианки, худ. И.Е. Репина. В г. Ломоносов (СПб.) находятся Ломоносовский историко-краеведческий музей, Ломоносовская библиотека центральная районная, Ломоносовская дет. б-ка; 22 б-ки работают в нас. пунктах. В районе имеется 22 дома культуры, Центр дет. творчества, театральная школа «Рубикон» (открыта в 2002), горнолыжный центр «Туутари-парк» на Дудергофских высотах. Издается газ. «Балтийский луч» (с 1931). Правосл. приходы действуют в гор. пос. Лебяжье, Большая Ижора, дер. Гостилицы, пос. Аннино, дер. Гора-Валдай (см. Троицы Пресвятой ц.), дер. Горбунки, с. Копорье. В дер. Иннолово в 1995 построена дерев. лютеранская ц. Свв. Апп. Петра и Павла (приход Хиетамяки Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии). На месте прежней приходской кирки в дер. Яльгелево (разрушена во время ВОВ) в 1997 установлен памятный крест. См. также: Ломоносовского района герб и флаг. Лит.: Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Ломоносовский район. СПб., 1999; Сайт газ. «Балтийский луч». – http://bluch.spb.ru/ А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Лосево, пос.
Рубрики
ЛОСЕВО (до 1948 – Кивиниеми, фин. – Kiviniemi), поселок в Приозерском р-не. Расположен в местности Кивиниеми («каменный мыс», рус. – Каменка) на левом (северном) берегу протоки, соединяющей р. Вуоксу с оз. Суходольское (быв. – Суванто), при одноименной ж.-д. ст. на ветке СПб. – Приозерск – Сортавала. Нас. – 487 чел. Совр. название было присвоено сев. части дер. Кивиниеми. Юж. часть деревни (на правом берегу протоки) – ныне дер. Варшко (в 1948 – Каменная, в 1948-49 – Варжково). Ряд небольших поселений на Каменке упоминается в новгородских источниках под 1565. В XVII в. в Кивиниеми на сев. берегу Вуоксы находилось швед. укрепление, а в 1930-е – оборонительные сооружения, входившие в «Линию Маннергейма»; на юж. берегу в нач. XVIII в. существовало рус. укрепление (сохр. остатки валов). Л. – центр дачного отдыха и водного туризма. Регулярно проводится водный фестиваль «Вуокса». Лит.: Шитов Д.И. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Ч. 4: Восточный сектор: Рауту – Саккола (Сосново – Громово). СПб., 2000. С. 168-180. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Луга, г.
Рубрики
ЛУГА, город, адм. центр Лужского р-на. Расположен в 142 км (139 км по жел. дороге) к югу от СПб. на р. Луга, по назв. к-рой получил наименование. Нас. - 40,4 тыс. чел. Город является узлом автомоб и ж.-д. магистралей, ведущих на СПб., Новгород, Псков и в населенные пункты Лужского р-на. Окрестности Л. богаты археол. пам. – от эпохи неолита до периода Средневековья. Предшественником Л. считается «сельцо Лусское», впервые упоминаемое в кон. XVI в. 3 авг. 1777 указом Екатерины II учрежден г. Луга, с 1802 он стал центром одноим. уезда С.-Петерб. губ. В 1857 Л. была соединена жел. дорогой с СПб., что привело к интенсивному развитию города и его окрестностей. В 1927-30 – окружной город, районный центр Лен. обл. С 23 авг. 1941 по 12 февр. 1944 Л. находилась под нем.-фаш. оккупацией. В 1977 город награжден орд. Отеч. войны I степени. Луга как город изначально развивался по регулярному плану, составленному в кон. XVIII в. Наиболее интенсивное стр-во осуществлялось во второй пол. ХХ в. Совр. Л. состоит из трех частей: центра, заречной ч. и кварталов к западу от жел. дороги. В городе сохр. пам. архитектуры кон. XVIII в.: адм. здания, Преображенская ц., Екатерины Великомученицы собор. В сов. период установлены пам. В.И. Ленину, С.М. Кирову, созданы мемориалы, посвященные боям на Лужском рубеже в 1941. В Л. действуют Крест. ин-т им. Кирилла и Мефодия, гор. дом культуры, Дом творчества юных, дет. худож. школа, Дет. муз. школа им. Н.А. Римского-Корсакова, Школа иск-в, гор., районная и дет. б-ки, краевед. музей, выставочный зал, киноцентр «Смена», киностудия «Луга-фильм». Выходят неск. газ., в т. ч. «Лужская правда», «Православная Луга»; работает радиостанция «Говорит Луга» и ред. телевещания «КТВ-Луга». Проводятся фестивали нар. творчества, бардовской песни, «Театральная весна», «Играй, гармонь», «Молодые голоса», «Танцует юность», «Римский-Корсаков на Лужской земле», «Музыка военных лет», конкурсы «Праздник Терпсихоры», «Серебряный карандаш». Лит.: Баскаченко И., Зерцалов В. Луга. Л., 1964; Даринский А.В. Ленинградская область. Л., 1975. С. 268-270; Зерцалов В.И. Луга. Путеводитель. Л., 1972; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 74-75; Луга: Гор. информационный сайт. – http://www.luga.ru С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Луга, р.
Рубрики
ЛУГА, река. Протекает по терр. Новгородской обл. и Лужского, Волосовского, Кингисеппского р-нов Лен. обл. Дл. – 353 км (самая длинная из рек Лен. обл.). Пл. водосбора – 13,2 тыс. кв. км. Сток – 100 куб. м / сек. Шир. в среднем течении 50-100 м, у устья – до 500 м. Топоним прибалт.-фин. происхождения (эст. laugas – углубление, яма, отверстие). Вытекает из Тёсово-Нетыльских болот (Новгородская обл.), впадает в Финский зал. (Лужская губа). Гл. притоки Л. – рр. Оредеж, Ящера, Лемовжа, Саба, Вруда, Россонь (река, соединяющая Л. и Нарву, с переменным направлением течения). На Л. находятся гг. Луга, Кингисепп, г. п. Толмачёво. Судоходна на отд. участках, наиболее протяженный – от Толмачёво до дер. Хилок (Волосовский р-н). В ср. века – важный трансп. путь, соединявший новгородские земли с Балтийским морем. В XVIII–XIX вв. на берегах Л. (особенно в ниж. течении) находились многочисл. дворянские усадьбы (в т. ч. Новопятницкое, Мариенгоф, Сала, Преображенская). В июле–авг. 1941 по Л. проходил оборонительный рубеж, бои на к-ром задержали нем. войска, не позволив им выйти к Ленинграду в намеченные сроки. На Л. находится Кингисеппская ГЭС. В устье Л. и на берегах Лужской губы ведется стр-во портовых сооружений. Лит.: Евгеньев Г. По рекам и озерам Ленинградской области. Л., 1962. С. 123-150; Ильина Л., Грахов А. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978. С. 63-65. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Лужицкая складчина 2000 г (деревне Лужицы 500 лет)
Рубрики
Девиз праздника: "Нас мало, но мы есть!" На фото: • На праздник собралось более 300 человек • Староста деревни - Ягодников Ф.В. с праздничным пирогом "500" • Импровизированное выступление кракольских ваддя под руководством Цикало Е.И. • Ижорский ансамбль "Рыбачка" под руководством Костровой Е. Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Лужицкая складчина 2001 г (деревне Лужицы 501 год)
Рубрики
Девиз праздника: "Наше богатство - наша культура". На празднике демонстрировались водские экспонаты, старые фотографии, видео и ауди- материалы с рассказами и песнями деревенских жителей из первого Водского музея. 52 местных жителя подписали Обращение к депутатам всех уровней с просьбой уберечь от вырубок наш деревенский лес, как историческую реликвию с его Шведским кладбищем, Мызным садом, каменными ансамблями и т.д. На фото: • У первого Водского музея • Лужицкое застолье вскладчину Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Лужицкая складчина 2002 г (деревне Лужицы 502 года)
Рубрики
Девиз праздника: "Покой нам только снится!" 7 сентября 2001 года первый Водский музей был сожжён. На празднике демонстрировались новые экспонаты второго Водского музея. Знакомились с материалами ЦГИА о самой маленькой помещице Ямбургского уезда, род которой продолжает жить в Лужицах, а так же с материалами эстонской (водской) экспедиции 1942-1943 г.г. На фото: • Первый экспонат нового (второго) музея - свадебный костюм Фуко Маре • "Деревня моя повидала немало печалей и бед..." • "Я в лица уверовал эти..." • Первое вытупление "Линнуд" Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Лужицкая складчина 2003 г (деревне Лужицы 503 года)
Рубрики
Девиз праздника: "Каждый человек даже самой маленькой национальности должен чувствовать себя в России комфортно, как дома". Из речи В. В. Путина о национальной политике в России. Праздник совпал с Петровым днём. Петров день был престольным праздником в д. Лужицы. Впервые на празднике были представлены водский герб, гимн и флаг, продемонстрирован праздничный обряд поклонения кресту и иконе. К празднику издана первая книга водских сказок на водском языке с русским переводами, восстановлены народные костюмы. На фото: • Деревенская святыня • Водские костюмы конца XVIII века • Водский флаг Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Лужицкая складчина 2004 г (деревне Лужицы 504 года)
Рубрики
Девиз праздника: "Молодёжь - наше будущее". Каковы традиции воспитания детей в водской культуре? Как они передаются в лужицких родах? Мы гордимся нашими детьми. В культуре каждого коренного народа заложена прекрасная основа для воспитания детей в трудолюбии, уважении к природе и человеку. На фото: • Совместное выступление Линнуд и эстонского ансамбля "Вяйке Хеллеро" • Лужицкие дети Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Лужицкая складчина 2005 г (деревне Лужицы 505 лет)
Рубрики
Девиз праздника: "Сбережение народа". Поддерживаем предложенную А. И. Солженицыным национальную идею для нашего государства: "Сбережение народа". 26 августа 2005 года была зарегестрирована организация "Общество Водской Культуры". В ОВК вошли энтузиасты, которым дорого водское наследие и знатоки водского языка и культуры. На фото: • Самый веселый момент праздника - приход Чуд • Водская свадьба в исполнении Чуд - невеста, подружка невесты, "красный Зорро" Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Лужицкая складчина 2006 г (деревне Лужицы 506 лет)
Рубрики
Девиз праздника: "Нас много, а смерть одна - всех не возьмёт". Водская пословица от Огру Нестеровой. Открытие нового Водского музея в д. Лужицы, презентация Водских проектов. На фото: • Оргкомитет праздника • "Среди болот зыбучих И чащ лесных дремучих Скрывалась непонятная, таинственная чудь..." • "Не верьте в эти сказки Стоим мы перед вами, Потомки гордых ваттов..." • Ансамбль Линнуд на празднике • За праздничными столами в новом музее • Филологам и художникам есть что обсудить за праздничным столом • Приход Чуд Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
«Лужицкая складчина» (водь)
Рубрики
«…Это очень весёлый и жизнерадостный народ, который время от времени устраивает себе весёлые праздники». Пастор Трефурт. 1783 г. Ежегодно, начиная с 2000 года, в июле, в деревне Лужицы проходит водский праздник "Лужицкая складчина". Его часто называют "праздником деревни", т.к. новая традиция связывает его с первым письменным упоминанием деревни Лужицы в Переписных оброчных книгах 1500 года. В программе праздника рассказы о древней и современной истории водского народа, о жизни водской деревни и о судьбе её жителей; выступления фольклорных коллективов и застолье вскладчину. Одним из самых ярких эпизодов праздника является " хождение чудами". Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
Тематические группировки
подробнее…
Лужицы, дер.
Рубрики
ЛУЖИЦЫ, деревня в Кингисеппском р-не. Нас. – 82 чел. Находится на берегу р. Лужица. Впервые упоминается в Переписной оброчной книге Водской пятины 1499/1500. В ХХ в. объединила дер. Ниж. Лужицы, Глинки, Пески. В Л. проживают представители малочисл. этнической общности водь. С 2000 ежегодно проходит праздник водской культуры «Лужицкая складчина» с участием фольклорных коллективов Лен. обл. и СПб. С инициативой проведения праздника выступила местная жительница Т.В. Ефимова. При ее активном участии с 1997 собираются экспонаты для создания Водского нар. музея (в 2002 здание сгорело, в наст. время идет работа по восстановлению экспозиции). В 2005 в Л. зарегистрирована некоммерческая орг-ция «Об-во водской культуры». Лит.: Vaddamaa – Водская земля. – http://www.vadjamaa.narod.ru А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16