Адреса / Санкт-Петербург г/Ушково п
Андреев Леонид Николаевич (1871 – 1919), литератор
Рубрики
АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871–1919), писатель, драматург. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та (1897). Выступал в суде в качестве защитника (1897–1902). Первый рассказ опубл. в 1892. Среди наиболее изв. произв. А. – повесть «Жизнь о. Василия Фивейского» (1904), рассказы «Красный смех» (1905), «Иуда Искариот и другие» (1907), «Рассказ о семи повешенных» (1908), драмы «К звездам» (1906), «Жизнь человека» (1907), «Дни нашей жизни» (1908), «Тот, кто получает пощечины» (1916), трагедия «Анатэма» (1908). В апр. – окт. 1917 был гл. ред. газ. «Русская воля» в Петрограде. С 1908 поселился с семейством в дер. Ваммельсуу (ныне пос. Серово, Курортный р-н СПб.), где построил оригинальный дом по проекту арх. А.А. Оля (не сохр.). Здесь бывали худ И.Е. Репин, В.А. Серов, И.И. Бродский, писатели М. Горький, К.И. Чуковский, А.С. Серафимович и др. С осени 1918 до мая 1919 жил в дер. Тюрисевя (ныне пос. Ушково, Курортный р-н СПб.), в июле–авг. 1919 – в имении лесопромышленника С.Л. Гуревича в с. Тервус на сев. берегу Ладожского оз. (ныне пос. Терву, Республика Карелия). Умер 12 сент. 1919 на даче писателя Ф.Н.Фальковского (не сохр.) в дер. Нейвола (ныне пос. Горьковское, Выборгский р-н). Первоначально похоронен в часовне на даче А.К. Горбик-Ланге в дер. Неувола. В 1924 прах А. был перенесен на кладб. Картавцева в дер. Метсякюля (ныне пос. Молодежное, Курортный р-н СПб.), а в 1956 – на Литераторские мостки Волковского кладб. в Ленинграде. Соч.: Полн. собр. соч.: В 8 т. СПб., 1913; S.O.S.: Дневник (1914–1919); Письма (1917–1919); Статьи и интервью (1919); Воспоминания современников (1918–1919). М.; СПб., 1994. Лит.: Андреева В.Л. Дом на Черной речке. М., 1974; Иезуитова Л.А. Творчество Леонида Андреева (1892–1906). Л., 1976; Достопримечательности Ленинградской области / Сост. И.А. Орлова. Л., 1977. С. 450-452. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Дороги
Рубрики
ДОРОГИ. Дорожная сеть на терр. Лен. обл. исторически развита неравномерно: р-ны восточнее р. Волхов хуже обеспечены Д., поскольку основные экон., воен. и культурные центры всегда были сосредоточены на западе. В нач. ХХI в. плотность Д. в зап., прилегающих к СПб. районах, достигает 217 км на 1000 кв. км, тогда как на востоке (Тихвинский, Бокситогорский, Лодейнопольский р-ны) этот показатель в 2,5 раза меньше. В древности Д. служили водные пути: зимой по замершим рекам передвигались на санях (см. Гидрографическая сеть, «Путь из варяг в греки»). Развитие сухопутных путей связано с развитием государственности и городов. В ср. века водные и сухопутные пути (Лужский, Водский, по р. Волхов, Ладожскому оз., р. Нева) связывали Новгород с побережьем Балтики. С кон. XV в. они постепенно преобразуются в ямские «государевы дороги» до Копорья, Ивангорода (Ивангородская д.), Ладоги – Орехова – Корелы (с ответвлением к Тихвину и Олонцу). В XVII в. отмечены Д. Ниеншанц – Выборг с ответвлением на Кексгольм (Приозерск) и Ниеншанц – Нарва (в XVIII в. известна как Копорская д.). Наиболее густая сеть проселочных Д. сформировалась на Ижорской возвышенности – самом густонаселенном с.-х. р-не. С XVIII в. влияние на формирование дорожной сети оказывает СПб. В результате в зап. части Лен. обл. дорожная сеть приобрела радиальный характер: крупные Д. соединяют центр (СПб.) с различными пунктами периферии. Важнейшей становится трасса СПб. – Москва. Первая «большая перспективная дорога» СПб. – Москва через Старую Руссу, Ржев, Волоколамск была открыта в 1746 (участок от СПб. до Сосницкого яма – в 1742). Именно на ней были организованы почтовые ст. В XIX в. появились шоссейные Д., заменившие грунтовые на гл. направлениях (первой стала новая д. СПб. – Москва, построенная в 1817-35). В сер. XIX в. к разряду почтовых Д. относились Ковенское (ныне Киевское) ш., Нарвское ш., Архангелогородский тракт (д. через Шлиссельбург параллельно Ладожским каналам). В XX в. началось стр-во Д. для автомоб. транспорта, произошла практически полная замена брусчатки на асфальтовое покрытие. Стр-во новых Д. (в том числе и ж.-д. путей; см. Октябрьская железная дорога) и совершенствование уже существовавших способствовало повышению товарности сел. хозяйства, проникновению в деревенский быт элементов гор. культуры. В сов. период стр-во Д. было связано и с воен. целями: это т. н. «ворошиловские» Д., построенные в 1930-е на Сойкинском и Кургальском п-овах; две дугообразные Д., огибающие СПб. с юга и севера, неофициально наз. «бетонки» из-за использования при первоначальном покрытии бетонных плит (одна из них проходит от Большой Ижоры до Кировска, вторая – от Ушково до пос. им. Морозова). В 1970-90-е проводились многочисл. спрямления и расширения Д., строились Д., минующие населенные пункты (Мурманское ш. от СПб. до Ладожского моста, автотрасса «Скандинавия»), объездные Д. вокруг ряда городов (Гатчина, Кингисепп, Пикалево). В наст. время ведется стр-во кольцевой Д. вокруг СПб. Часть завершенного вост. полукольца проходит по терр. Всеволожского р-на. В 2004 протяженность д. общего пользования в Лен. обл. составила 10909 км (федеральных – 1245 км, территориальных – 9664 км). Плотность автодорог общего пользования в целом по обл. – 127 км на 1000 кв. км терр. (ср. показатель по России – 31 км на 1000 кв. км). Дорожное стр-во в Лен. обл. осуществляется в рамках региональной программы совершенствования и развития сети автомоб. дорог до 2020. Лит.: Дороги России. М., 1996; Селин А.А. Ивангородская дорога. СПб., 1996; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 346-365; Плоткин К.М. Русские и шведские источники XVII в. о путях сообщения Новгородской земли // Псков: Памяти Юрия Павловича Спегальского. 1909–1969. Псков, 1999. С. 176-202; Официальное представительство Лен. обл. – http://www.lenobl.ru/economics/transport А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…