Рубрикатор / Топография / Сельские поселения
1 2
Пасха (ижора)
Рубрики
У ижоры (например, в д. Лужицы Кингисеппского района) в этот день приходили на кладбище и там поминали: приносили с собой яйца и крупу, которую рассыпали на могиле, а яйца или крошили на могиле или съедали сами прямо на кладбище (спиртное при этом не употребляли). Подобные обряды были характерны и для финнов. У води, а также у русских на Пасху кладбище как правило не посещали (информанты из Волосовского района указывают, что в этот день на кладбище ходили только староверы). Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Похоронные обряды (ингерманландские финны)
Рубрики
В похоронных обрядах финнов-ингерманландцев несмотря на церковную форму погребения, длительно сохранялись следы древнего культа предков, представления о неразрывной связи живых с миром умерших. Эта тема до последнего времени мало освещалась в отечественной печати, особенно в обобщающих работах. Раннее принятие христианства разрушило значительную часть дохристианских воззрений и верований. Предполагается, что у большинства прибалтийско-финских народов, в том числе у финнов-ингерманландцев пантеон древних божеств не успел четко оформится и принять определенную иерархическую структуру. Однако, фольклорные материалы содержат многие из этих представлений. А вот как описывает посещение своей ингерманладской родины (д. Большое Кикерино) в 70-х гг. ХХ века и Губаницкого кладбища (Волосовский район) финский писатель Пекка Мутанен: «Хожу по кладбищу. Православные кресты, современные массивные надгробные камни, несколько лютеранских, по-старому массивных деревянных крестов. На кладбище чувствуешь себя как в музее: здесь видны все изменения, которые произошли за последние десятилетия в культуре погребения. Старых лютеранских могил с лютеранскими крестами я не нахожу не одной. Не могу найти могил ни деда, ни бабки, ни двух моих сестер, умерших еще детьми в 30-е годы. По рассказам покойной матери мне известно, что родня была похоронена по правую сторону от церкви – там хоронили лютеран, а православных хоронили слева. Это деление давно не соблюдается. Лютеране и православные покоятся вперемежку. За последние десятилетия ингерманландцев на Губаницком кладбище похоронено совсем мало. На могилах стоят и деревянные кресты, и каменные надгробия».
Тематические группировки
подробнее…
Праздничная культура Ленинградской области
Рубрики
ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. Праздник – яркое проявление общенациональной культуры, к-рое имеет глубокий личностный и общественный смысл. Пр-во Лен. обл. разработало целевую программу орг-ции праздников. Важнейшую роль здесь играют гос. праздники. К ним относятся как ист. сложившиеся в сов. период праздники, так и новые, введенные на совр. этапе развития страны. Гос-вом определены также дни проф. праздников, знаменательные дни истории страны. В посл. время возрождается все больше религ. праздников, получающих статус государственных. Особую популярность в обл. имеют праздники нар. календаря, связанные с нач. и завершением трудовых циклов, сменой времен года. Гл. их цель – активизировать отдых, сделать людей участниками массовых зрелищ, игр, состязаний. Традиционным стало проведение в гор. и сел. поселениях обл. Рождественских праздников, Святок, проводов рус. зимы, Масленицы, Пасхи, Троицких гуляний, Ивана Купалы. Они превращаются в красочные театральные представления со скоморохами, молодецкими играми, веселыми конкурсами. Широко отмечается «День Ленинградской области», областной праздник. В этот день во всех гор. и пос. области организуются шествия, фестивали, проходят выставки работ художников и мастеров нар. промыслов, смотр обл. коллективов самодеятельного творчества. Общеобластной характер имеют праздники «Венок Славы Александра Невского» в с. Старая Ладога, а также посвященный А.В. Суворову праздник «Алтарь Отечества» в г. Новая Ладога, ист.-фольклорный праздник «Копорская потеха» (Ломоносовский р-н) и ряд др. военно-исторических праздников. Получили развитие и местные праздники – Дни города, Дни улиц. Проводятся Дни профессий, напр., День металлурга (г. Пикалёво), День рыбака (дер. Вистино Кингисеппского р-на), День работников культуры. Особое место занимают праздники, посвященные вел. поэтам, художникам и композиторам. В частности, с 1986 в Гатчинском р-не организуются Пушкинские праздники, в Волосовском – обл. праздники «Цвет и звук державы Н.К. Рёриха», «Зажигайте сердца». С 1987 проводятся праздники нац. культур: «Древо жизни», вепсский фестиваль, праздник ингерманландских финнов «Юханнус», Ижорский праздник, татарский праздник «Сабантуй» (пос. Шапки Тосненского р-на), обл. праздник «Славянское кольцо» (г. Волосово). В разработке программы праздников и их орг-ции участвуют К-тет по культуре Пр-ва Лен. обл., администрации муниц. образований, Леинградский областной учебно-методический центр культуры и искусства. Лит.: Генкин Д.М. Массовые праздники. М., 1975; Бенифанд А.В. Праздник: Сущность, история, современность. Красноярск, 1986; Войцехович Л. «Алтарь Отечества», областной исторический праздник // Информационный сборник ЛОУМЦКиИ. 2002. № 9. С 6; Васильева А.М. «Славянское кольцо – 2002» // Информационный сборник ЛОУМЦКиИ. 2002. № 10. С. 25; Розина И.В. Карнавал в «Андерсенграде» // Область культуры. 2003. № 6. С. 16-18; Матвеева Р. «И праздник был и музыка звучала!» // Область культуры. 2003. № 12. С. 26-28; Лигвинцова Е. Традиционная Масленица на Ломоносовской земле // Область культуры. 2005. № 4. С. 39-40; Она же. «Копорская потеха–2005» // Область культуры. 2005. № 7-8. С. 50-52; Войцехович Л.Н. Праздник в Изваре // Область культуры. 2006. № 10. С. 23-24. Л.Н. Войцехович
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Промыслы
Рубрики
В XIX веке в экономическом укладе ижоры большую роль стали играть отхожие промыслы. Мальчики уходили в подпаски, девушки батрачили на известных в Петербургской губернии огородах под Копорьем. Население восточных ижорских деревень лучше знало русский язык и искало работу в Петербурге: мужчины уходили на фабрики и в мастерские, работали извозчиками, девушки шли в няньки и горничные. Наиболее прибыльным занятием считался извоз. Также был распространен найм на различные сельскохозяйственные работы как в помещичьи хозяства, так и к богатым крестьянам Петербургской губернии. На территории современных Кингисеппского, Волосовского, Ломоносовского районов были широко известны ижоры-пастухи с Сойкинского полуострова, которые нанимались на лето пасти деревенское стадо (так называемые сойколовские пастухи). Этот промысел сохранялся до 1940-х гг. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104
Тематические группировки
подробнее…
Пятая Гора, усадьба
Рубрики
ПЯТАЯ ГОРА, усадьба. Волосовский р-н, Калитинская вол. (20 км от г. Волосово). Устройство усадьбы у дер. Пятая Гора началось в кон. XVIII в. Небольшой деревянный усадебный дом находился на склоне холма, к нему вели три луча аллей. В композицию парка был включен пруд. После первых владелиц – сестер Е.М. Ренкевич и Х.М. Фок, урожд. Шнее, с 1804 хозяином П. г. стал сенатор Ф.М. Брискорн. Его вдова, Ольга Константиновна, урожд. Струкова, построила в деревне в 1827-31 каменную ц. Троицы Пресвятой – основное украшение ансамбля. Здание храма выполнено в стиле классицизма, имеет овальный план и окружено 24 трехчетвертными колоннами ионического ордера. Единый антаблемент завершен с боковых фасадов фронтонами. Освящена в 1831. Была приписана к приходской церкви в дер. Дылицы. Пришла в ветхость, закрыта в 1890. В 1902 произведен капитальный ремонт, последний – в 1921. Являлась приходской. В мае 1941 была одной из двух церквей, действующих в Волосовском р-не, готовилось ее закрытие. Не действовала с декабря 1943 из-за отсутствия священника, закрыта в мае 1945. 21 ноября 1947 Леноблисполком отклонил ходатайство верующих об открытии церкви. В наст. время здание церкви руинировано, следов имения не сохранилось. Лит.: Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 270-272; Шкаровский М.В. Церковь зовет к защите Родины. СПб., 2005. С. 307-308. Ю.М. Пирютко, свящ. Александр Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Свадебная обрядность (ингерманландские финны)
Рубрики
В свадебном обряде ингерманландских финнов выделяется три последовательных этапа: довенчальный (включал в себя сватовство, сговор, различные обрядовые действия на территории невесты), собственно свадьба (состояла из венчания, свадебного пира и брачной ночи жениха и невесты) и послесвадебный (охватывал второй день свадебного пира и обряды, направленные на приобщение молодой к семье и дому мужа). В случае согласия на брак невеста принимала деньги, которые ей привозил жених. Обычной практикой было смотрение дома и хозяйства жениха и невесты. Кроме того, состоятельность жениха финны проверяли следующим образом: в назначенный день вся деревня собиралась в доме невесты, чтобы курить папиросы, купленные женихом, если папирос не хватало, то жених считался несостоятельным. Во время сговора, "запивок" договаривались о дне свадьбы. Отказ от брака был невозможен, он считался большим позором. В доме невесты финны проводили церемонию, называемую tupakat (буквально - "курение", от глагола tupakoida - курить), на которую жених приглашал парней деревни. Сохранились воспоминания об осмотре невестой дома жениха. Есть сведения о традиции двухконечной свадьбы (праздник проходил раздельно в доме жениха и невесты), типичной для восточных районов Финляндии (Карьяла) и Эстонии. На этапе оформления брака у финнов и русских наблюдается ряд различий: во-первых, у финнов в церкви три раза объявляли о венчании; во-вторых, жених-финн со своей родней ехал к невесте, пообедав, в то время как русские жених и невеста до венчания не ели. На свадьбе девушки у русских (д. Малое Заречье) пели величальные песни. Иногда у русских (д. Черное) пожилые женщины исполняли на свадебном пиру старинные свадебные песни. У финнов (д. Вопша) жениха и невесту "хаяли", а не величали, как это делали русские, и пели свадебные частушки. Финны (д. Пулково) праздновали свадьбы в национальной одежде. И русские и финны на второй день свадьбы смотрели характер невесты, испытывали ее. На этом этапе свадьбы молодая начинала приобщаться к семье мужа: у финнов (д. Пулково) невеста одаривала свекра и свекровь; у русских (д. Холоповицы) невеста после свадьбы дарила подарки свекрови, свекру, золовке, деверям. После свадьбы на голову невесте русские надевали повойник, который с того дня ей надо было носить до самой смерти. У финнов (д. Пулково) подружки невесты ("шаферицы") на второй день свадьбы плели молодой "чуб": косу заворачивали вокруг головы и надевали на нее чепец. Свадебная обрядность финнов сложнее свадебной обрядности русских, особенно это прослеживается в довенчальном этапе (о венчании объявлялось три раза, проверка состоятельности жениха с помощью курения папирос и др.), который длился несколько недель. Кроме того, для свадебной обрядности населения Волосовского и Гатчинского районов характерно наличие архаических элементов (сватовство, хождение невесты в баню, проверка "честности" невесты и др.), которые в советское время постепенно исчезают. Красовская Ю.С. Традиционная свадебная обрядность населения Волосовского и Гатчинского районов Ленинградской области в первой половине XX в. (русские и ингерманландские финны) // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - III межведомственная научная конференция аспирантов и студентов - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Театры национальные
Рубрики
ТЕАТРЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ. Нац. театральные труппы (фин., эстонские, польские и др.) начали появляться в СПб. в 1870-е. После 1917 они получили гос. поддержку. В 1930-32 на базе существовавших любительских трупп образованы проф. фин., эстонский, татарский и китайский театры, в сер. 1930-х – латышский. Они получили статус государственных (во второй пол. 1930-х часть их них стала называться передвижными совхозно-колхозными театрами). Их репертуар был рассчитан преим. на представителей нац. меньшинств, проживающих на терр. Лен. обл., труппы постоянно находились в разъездах (до 8 мес. в год), посещая более 100 «точек». Эстонский совхозно-колхозный театр выезжал в Гдовский, Мгинский, Кингисеппский, Полновский, Стругокрасненский, Тосненский, Ораниенбаумский, Красногвардейский (Гатчинский), Плюсский, Волосовский, Новосельский, Лядский и Середкинский р-ны. В 1935 он дал 227 спектаклей в колхозах и совхозах обл., за 9 мес. 1936 – 158. Фин. совхозно-колхозный театр выезжал в Пригородный, Мгинский, Кингисеппский, Тосненский, Токсовский, Оранниенбаумский, Красногвардейский, Полярный, Куйвозовский, Мурманский, Всеволожский и Слуцкий (Павловский) р-ны. В 1935 дал 16 спектаклей в райцентрах обл. и 173 – в колхозах и совхозах, за 9 месю 1936 – 136 спектаклей. Татарский театр в осн. выезжал на пром. стройки обл. (в пос. Волховстрой, Невастрой, гг. Хибиногорск, Кировск, Кандалакша, Мурманск), где компактно проживали привлеченные по оргнабору татарские рабочие. Имелся Ленингр. гор. латышский театр, к-рый обслуживал также латышские колхозы. Летом 1937 он выступил на терр. области 25 раз. Китайский театр, к-рый давал спектакли для китайских рабочих Ленинграда, регулярно выезжал в пригородный колхоз «Красный Восток». Осенью 1937, в связи с изменением гос. политики, Т. н. ликвидированы, Татарский театр прекратил существование еще в 1935. Лит.: Смирнова Т.М. Национальные театры Петрограда–Ленинграда (1917–1941). СПб., 1996; Она же. Национальность – питерские: Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области в XX в. СПб., 2002. С. 520-548. О.Н. Ансберг
Авторы
подробнее…
Троица (водь)
Рубрики
Водское население Кингисеппского района на кладбище на Троицу ходило и приносило с собой яйца, крашенные березовым листом в желтый цвет. В могилы втыкали веточки березы или, что характерно только для води, ставили их шалашиком вокруг креста. Та же самая информация была получена от финнов как Волосовского, так и Кингисеппского районов. Ижоры же на саму Троицу на кладбище не ходили: было принято посещать могилы накануне, в Родительскую субботу. Сведения, полученные от русского населения более противоречивы: В Кингисеппском районе на кладбище ходили не на саму Троицу, а накануне в Родительскую субботу; в Волосовском районе в большинстве своем на кладбище русские ходили непосредственно в день Троицы. Библиография: Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) – IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Троица (ижора)
Рубрики
Водское население Кингисеппского района на кладбище на Троицу ходило и приносило с собой яйца, крашенные березовым листом в желтый цвет. В могилы втыкали веточки березы или, что характерно только для води, ставили их шалашиком вокруг креста. Та же самая информация была получена от финнов как Волосовского, так и Кингисеппского районов. Ижоры же на саму Троицу на кладбище не ходили: было принято посещать могилы накануне, в Родительскую субботу. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Церковные праздники
Рубрики
В ходе экспедиции 1999 г. в Усть-Лужской волости Кингисеппского района и в Волосовском районе Ленинградской области сотрудниками отряда были обследованы финноязычные этнические общности (водь, ижора, ингерманландские финны) и русские, населяющие Ингерманландию. Следует отметить, что население региона неоднородно по вероисповеданию: финны являются лютеранами, а водь, ижора и русские - православными. В ходе исследования календарной обрядности этих этнических общностей были выявлены следующие праздники, связанные с поминовением усопших (т.е. с посещением кладбища и совершением там определенных действий): Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Радуница, Родительские субботы. Библиография: Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) – IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
1 2