Адреса / Ленинградская обл/Волосовский р-н/Молосковицы д
День Ивана Купалы (ингерманландские финны)
Рубрики
Одним из главных национальных праздников финнов-ингерманландцев является летний праздник Дня Ивана Купалы. Все обряды этого праздника направлены на победу сил плодородия и жизни. Иванов день сохранил свои языческие черты с древнейших времен до наших дней и широко отмечается и сейчас. Дата проведения праздника привязывается к ночи с 24 на 25 июня – к самой короткой ночи в северных широтах. Важным моментом праздника являлось зажигание священного костра «КОККО» - орла. В костре должны были сгореть старые бороны – суковатки, развалившиеся лодки и прочее. Все это специально привозилось издалека, даже если рядом было достаточно дров. Все отслужившие свое предметы складывались в кучу, вокруг них ставились длинные жерди, концы которых соединялись так, чтобы образовывался огромный конус. «Кокко» разжигали вскоре после захода солнца. Дети парни плясали вокруг костра, к ним присоединялся кое-кто из стариков. Старшие люди пели руны, а кто-то стрелял в воздух. В старину, как известно, в костер складывали старые луки и стрелы, а ныне кладут поломанные оружейные приклады. По представлениям финнов «кокко» - орел поднимается выше всех птиц. Накануне Иванова дня парни наряжались привидениями и пугали девушек. По воспоминаниям старожилов, в Токсово в Иванов день зажигали смоляные бочки на высоких шестах, которые устанавливали молодые парни. В деревне Коростовицы, приход Молосковицы Волосовского района жгут до сих пор старую автомобильную покрышку на огромной березе, в празднике участвуют с русские и финны. Библиография: 1. http://www.inkpulp.narod.ru 2. http://www.spbumag.nw/ru/2005/12/13.shtml 3. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482. 4. Сарессало Л. Ингерманландия : рассказ о народах и культуре Ингерманландии / 66 изд. музеев г. Тампере. – Тампере ; СПб., 2003. – С. 41.
Тематические группировки
подробнее…
Лютеранская церковь (дер. Молосковицы, Волосовский р-н)
Рубрики
ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (дер. Молосковицы, Волосовский р-н), она же «Белая кирка» (приход Валкеакиркко / Молосковитса), одна из старейших в Ингерманландии. Община образована в 1630-31. Каменная ц. на 400 мест построена в 1632, в 1877 пристроена колокольня. В 1759–1834 к ней приписана ц. в с. Новоселки. В 1902 ц. перестроена, черепичная крыша заменена железной, установлены печи. В 1907 насчитывалось 2300 прихожан-финнов, 2000 эстонцев и 50 немцев. Поочередно проводились богослужения на фин. и эстонском яз. Пасторы: Фриитхоф Георг Слеер (в 1913-19); Лев Шульц (в 1921-37; расстрелян). Закрыта в 1938, здание передано под клуб. Лит.: Князева Е.Е., Соловьева Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII–XX вв. Ч. 1. СПб., 2001. С. 63-64; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 190-191. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Савакот
Рубрики
САВАКОТ (savakot, саваки), этническая группа ингерманландских финнов. Потомки переселенцев XVII в. в Ингерманландию из обл. Саво в Вост. Финляндии. Культура и диалект С. были более близки финнам-суоми, чем у др. группы – эвремейсет. С. проживали на Карельском перешейке в окрестностях Колтушей (см. Колтушское сельское поселение), в р-не Мги, Молосковиц, Губаниц. На Дудергофских высотах, близ Ропши С. проживали чересполосно с эвремейсет. По данным П.И. Кёппена, в сер. XIX в. С. насчитывалось 43 тыс. чел. На рубеже XIX–XX вв. в результате процесса этнической консолидации групповое самосознание С. сменилось общефинским. Этноним С. в XX в. вышел из употребления. Лит.: Чистяков А.Ю. Этнические группы ингерманландских финнов в XVIII–XIX вв. // Петербургские чтения-97. Петербург и Россия. СПб., 1997. С. 160-166. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
подробнее…