Кикерино, г. п.
|
Рубрики
|
|
КИКЕРИНО, городской поселок в Волосовском р-не. Нас. – 2000 чел. Находится на шоссе Б. Колпаны – Волосово. Назв., вероятно, связано с прибалт.-фин. фам. Кекки (Кекке). Топоним К. упоминается в Новгородской писцовой книге 1499/1500 (ныне близ К. существуют дер. Большое Кикерино и Малое Кикерино). Собственно пос. К. возник при одноим. ж.-д. станции ветки Гатчина – Ивангород (открыта в 1870). В 1906 П.К. Ваулин открыл в К. керамическую мастерскую «Гельдвейн-Ваулин» на базе кирпичного з-да, существовавшего в К. с 1878. Здесь изготавливали облицовочную плитку, к-рая широко использовалась при отделочных работах в СПб., а также печные и каминные изразцы, вазы, киоты, майоликовые иконы (см. Ваулина керамический завод). В К. находились дерев. церкви, принадлежавшие Пятогорскому Богородицкому мон.: Казанской Божией Матери (1902-03; сгорела в 1907), Преображения Господня (1907-09, арх. В.А. Воротилов; закрыта в 1939; не сохр.). В нач. ХХ в. в К. построена дерев. ц. Свят. Николая Чудотворца (возвращена общине в 1993). Работают дом культуры, б-ка. В 1997 в К. в рамках соглашения между Финляндией и Пр-вом Лен. обл. открыт интернат (дом престарелых) на 24 места для ингерманландских финнов.
Лит.: Данилова Т.Е. П.К. Ваулин – основатель завода «Горн» // «Россия, Русь! Храни себя, храни». Сельская библиотека и краеведение. СПб., 2004. С. 82-85.
А.Ю. Чистяков
|
Авторы
|
|
|
подробнее…
|
Похоронные обряды (ингерманландские финны)
|
Рубрики
|
|
В похоронных обрядах финнов-ингерманландцев несмотря на церковную форму погребения, длительно сохранялись следы древнего культа предков, представления о неразрывной связи живых с миром умерших. Эта тема до последнего времени мало освещалась в отечественной печати, особенно в обобщающих работах. Раннее принятие христианства разрушило значительную часть дохристианских воззрений и верований. Предполагается, что у большинства прибалтийско-финских народов, в том числе у финнов-ингерманландцев пантеон древних божеств не успел четко оформится и принять определенную иерархическую структуру. Однако, фольклорные материалы содержат многие из этих представлений.
А вот как описывает посещение своей ингерманладской родины (д. Большое Кикерино) в 70-х гг. ХХ века и Губаницкого кладбища (Волосовский район) финский писатель Пекка Мутанен: «Хожу по кладбищу. Православные кресты, современные массивные надгробные камни, несколько лютеранских, по-старому массивных деревянных крестов. На кладбище чувствуешь себя как в музее: здесь видны все изменения, которые произошли за последние десятилетия в культуре погребения.
Старых лютеранских могил с лютеранскими крестами я не нахожу не одной. Не могу найти могил ни деда, ни бабки, ни двух моих сестер, умерших еще детьми в 30-е годы. По рассказам покойной матери мне известно, что родня была похоронена по правую сторону от церкви – там хоронили лютеран, а православных хоронили слева. Это деление давно не соблюдается. Лютеране и православные покоятся вперемежку. За последние десятилетия ингерманландцев на Губаницком кладбище похоронено совсем мало. На могилах стоят и деревянные кресты, и каменные надгробия».
|
Тематические группировки
|
|
подробнее…
|