1 2
«Приорат», информационный историко-краеведческий бюллетень
Рубрики
«ПРИОРАТ», информационный ист.-краевед. бюллетень Гатчинского гор. и районного отд. Всерос. об-ва охраны пам. истории и культуры (ВООПИиК). В 1986-90 выходил как тематическая стр. в газ. «Гатчинская правда» (45 вып.), с нояб. 1990 по 2000 – самостоятельная газ. (вышло ок. 200 номеров). Периодичность - один раз в мес. Тираж в 1990 – 3 тыс. экз., в 2000 – 15 тыс. экз. Назв. дано в память об издававшемся в Гатчине в 1911 одноим. журнале. Первоначально – исключительно ист.-культурная краевед. тематика, с 1998 печатались также материалы по истории пром. предприятий Гатчины. Издавались приложения: «Суйдинские храмы» и «Сиверские храмы» (1992); «Гамаюн» («газета в газете»; 1992); газ. «Дворянское собрание» (1992-98), «Книжная лавка» (1994-95; орган С.-Петерб. Союза писателей), «Библиотечка “Приората”» (3 вып.). Также выходили спецвыпуски: к 280-летию г. Красное Село (1994), «Царское Село» (1998). С 2006 возобновлено изд. бюллетеня Гатчинского районного отд. ВООПИиК под назв. «Коннетабль» (вышло 2 номера). Лит.: Сковпнев С.Л. Три лица «Приората». Гатчина, 2001. О.Н. Ансберг
Авторы
  •  
подробнее…
Пудость, пос.
Рубрики
ПУДОСТЬ, поселок в Гатчинском р-не. Нас. – 2,5 тыс. чел. Находится при одноим. ж.-д. станции ветки СПб. – Гатчина-Балтийская. Расположен на правом берегу р. Ижора (в прошлом верх. течение Ижоры до впадения в нее р. Парица называли р. Пудость). Назв. происходит от диалектного рус. «пудас» – протока, рукав реки (заимствовано из прибалт.-фин. языков: карельское – puvas, вепсское – pudas). В П. находились каменоломни известкового туфа (пудостского камня), к-рый использовался на стр-ве в СПб., Царском Селе, Гатчине. В кон. XIX в. запасы камня в осн. исчерпаны. На терр. совр. П. находилась усадьба Ивановка, место рождения А.И. Штакеншнейдера. Со второй пол. XIX в. – популярное дачное место. В нач. XX в. в П. неоднокр. бывал поэт И. Северянин. В пос. работают б-ка, культурно-досуговый центр (дом культуры). В 2005 в П. прошел районный фестиваль альтернативного творчества «Движение улиц» с участием музыкантов, художников боди-арт и граффити, танцоров брейкданса, байкеров. Лит.: Перевезенцева Н. По Балтийской железной дороге от Петербурга до Гатчины. СПб., 2004. С. 107-117; Горюнова Т.В. Пудостский камень: строительный и скульптурный материал, объект реставрации // Музеи России: Поиски, исследования, опыт работы. 2005. №8. –http://www.cathedral.ru/digest/num8/gorunova А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Пушкинские праздники
Рубрики
ПУШКИНСКИЕ ПРАЗДНИКИ. Проводятся с 1986 в Гатчинском р-не. Организаторы – К-т по культуре Пр-ва Лен. обл., Ленинградский областной учебно-методический центр культуры и искусства, администрация МО «Гатчинский район» и Областной колледж культуры и искусства. Торжества в честь поэта под общим назв. «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет» проходят в неск. этапов. В июне отмечается день рождения поэта, в окт. – день открытия Лицея, в дек. – мероприятия в память о восстании декабристов, в февр. – день памяти поэта («Последняя дорога»). Места действия праздника определяют разножанровый характер представлений. В пос. Суйда (см. «Суйда», музей-усадьба) устраиваются докум. спектакли и композиции. В дер. Кобрино (см. Кобрино, усадьба) проводятся дет. праздники, выступают фольклорные коллективы. В дер. Выра (см. «Дом станционного смотрителя», музей) проходят представления с участием лит. героев произв. Пушкина. В г. Гатчина организуется фестиваль иск-в. В праздничных мероприятиях принимают участие рос. и заруб. гости, в т. ч. потомки Пушкиных и Ганнибалов. Постоянный худож. рук. и реж. праздников М.И. Лейкин. Лит.: Бурлаков А. России первая любовь: Пушкинские праздники на Гатчинской земле. Гатчина, 1995. М.И. Лейкин
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Рождествено, с.
Рубрики
РОЖДЕСТВЕНО, село в Гатчинском р-не. Нас. – 1900 чел. Расположено на трассе Киевского ш. при слиянии рр. Оредеж и Грязной. В окрестностях Р. выявлены ср.-век. курганные погребения. Упоминается в Новгородской писцовой книге 1499/1500 как с. Грязно (Грезно), центр Грезневского Никольского погоста. Дерев. ц. Свят. Николая Чудотворца разорена в XVII в., в годы швед. владычества. В нач. XVIII в. Куровицкой мызой, в к-рую входило с. Грязно, владел сын Петра I царевич Алексей. После стр-ва в 1713-16 ц. Рождества Пресвятой Богородицы появился топоним Рождествено. С 1738 во владениях Александро-Невской лавры. В 1780 – город Р. (Рождественск), центр Рождественского у. В 1780-90 велось стр-во кам. домов. В 1781-84 построена кам. ц. Вознесения Господня (арх. Ф.И. Волков; здание сохр., руинировано). В 1787 по дороге в Крым Р. посетила имп. Екатерина II. В 1796 Р. утратило статус города, уездное правление переехало в Гатчину. В 1797 указом Павла I Р. было пожаловано надворному советнику Н.Е. Ефремову. При нем началось формирование усадебного комплекса, тесно связанного с историей села (см. «Рождествено», музей-усадьба В.В.Набокова). Со второй пол. XIX в. – популярное дачное место. В разные годы в Р. бывали актриса В.Ф. Комиссаржевская, скульп. С.Т. Коненков, худ. П.П. Кончаловский. В селе имеются дом культуры, Рождественская библиотека сельская. На берегу р. Грязная находятся пещеры естественного происхождения. Лит.: Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района. Гатчина, 2003. С. 63-69; Дмитриева В.С. Рождествено. Экскурс в историю села. – http://www.eco.nw.ru/lib/data/06/7/010706.htm А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Садоводства коллективные
Рубрики
САДОВОДСТВА КОЛЛЕКТИВНЫЕ, некоммерческие орг-ции, создаваемые в форме некоммерческих партнерств, товариществ или потребительских кооперативов (деятельность регулируется федеральными законами «О некоммерческих организациях» от 12 янв. 1996, «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 11 марта 1998). На практике – сезонные поселения, хотя формально населенными пунктами не являются. С. к. создали феномен сезонных миграций горожан и особую культуру проведения досуга, включающую с.-х. работу на участке. Орг-ция С. к. началась в сер. 1950-х в радиусе 50 км от СПб. на неудобных и неиспользуемых в сел. х-ве землях. В 1956 был принят Типовой устав садоводческого т-ва рабочих и служащих. В С. к. были преобразованы и нек-рые ранее существовавшие огороды горожан. В сер. 1980-х под С. к. начали выделять также с.-х. угодья и рекреационные терр. (в том числе с нарушениями природоохранного законодательства). К наст. времени площадь С.к . увеличилась с 14 кв. км в 1956 до почти 500 кв. км, многие С. к. удалены от СПб. более чем на 100 км. В 1980-е С. к. стали организовывать жители городов и мн. поселков Лен. обл. По данным обследования, проведенного TACIS, в Лен. обл. к 2000 насчитывалось 2700 садоводств (540 тыс. участков, из к-рых 62% принадлежали жителям СПб.); они были объединены в 632 дачно-садоводческих поселения, из к-рых 96 имели более 1000 участков (на них приходилось 77,5 % участков). Наиболее кр. массивы С. к. (Мшинская, Пупышево, Посадников Остров, Синявино, Дунай и др.), включающие 10-30 тыс. участков, сформировались к нач. 1980-х. С. к. находятся во всех р-нах обл. (во Всеволожском р-не – 98047, в Кировском – 68720, Выборгском – 65294, Гатчинском – 58093, Тосненском – 48187, Лужском – 37 779 участков). Участков, принадлежащих жителям СПб., нет в Бокситогорском и Сланцевском р-нах, в Тихвинском р-не таковых – 1,9%, Лодейнопольском р-не – 2,5%, Кингисеппском р-не – 5,5%. В сезон в садоводствах временно проживают ок. 2 млн. чел. В С. к. преобладают небольшие по площади участки (400–1000 кв.м). В кон. 1980-х С. к. производили ок. 3% от общеобластного произ-ва картофеля, 7% овощей (25% овощей закрытого грунта), 70% плодов и ягод. С. к. сыграли заметную роль в обеспечении нас. продуктами питания в условиях кризиса 1990-х. В 1995 создано Управление по развитию садоводства и огородничества СПб. и Лен. обл. (СПб., ул. Диагональная, 4/2). Пр-во СПб. осуществляет целевую программу «Развитие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений жителей СПб. на 2003–2010 гг.». В 2006-09 на ее реализацию планируется выделять по 125 млн. руб. ежегодно. Отсутствие статуса поселений делает острыми для С. к. вопросы трансп. доступности, инженерной и соц. инфрастукруры (электроснабжения, пожарной безопасности, вывоза и утилизации отходов, снабжения водой, мед. обслуживания, охраны общественного порядка), к-рые в сов. период решались при финанс. поддержке предприятий и орг-ций, образующих С. к. Интересы С. к. представляет межрегиональная общественная организация «Союз садоводов СПб. и Лен. обл.» (создана в 1998), организующая обучение и повышение квалификации садоводов, фестивали, выставки, ярмарки на базе центра садоводов и фермеров «Русская деревня» (СПб., пр. Народного ополчения, 22). Лит: Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998; Проект TACIS «Территориальная организация агрорекреационных зон и трансформация садоводческих массивов в благоустроенные населенные пункты». – http://www.tacis-synergy.leontief.net/tacis.phtml?Lang=1&Dir=pilot&Sub=4 А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Свадебная обрядность (ингерманландские финны)
Рубрики
В свадебном обряде ингерманландских финнов выделяется три последовательных этапа: довенчальный (включал в себя сватовство, сговор, различные обрядовые действия на территории невесты), собственно свадьба (состояла из венчания, свадебного пира и брачной ночи жениха и невесты) и послесвадебный (охватывал второй день свадебного пира и обряды, направленные на приобщение молодой к семье и дому мужа). В случае согласия на брак невеста принимала деньги, которые ей привозил жених. Обычной практикой было смотрение дома и хозяйства жениха и невесты. Кроме того, состоятельность жениха финны проверяли следующим образом: в назначенный день вся деревня собиралась в доме невесты, чтобы курить папиросы, купленные женихом, если папирос не хватало, то жених считался несостоятельным. Во время сговора, "запивок" договаривались о дне свадьбы. Отказ от брака был невозможен, он считался большим позором. В доме невесты финны проводили церемонию, называемую tupakat (буквально - "курение", от глагола tupakoida - курить), на которую жених приглашал парней деревни. Сохранились воспоминания об осмотре невестой дома жениха. Есть сведения о традиции двухконечной свадьбы (праздник проходил раздельно в доме жениха и невесты), типичной для восточных районов Финляндии (Карьяла) и Эстонии. На этапе оформления брака у финнов и русских наблюдается ряд различий: во-первых, у финнов в церкви три раза объявляли о венчании; во-вторых, жених-финн со своей родней ехал к невесте, пообедав, в то время как русские жених и невеста до венчания не ели. На свадьбе девушки у русских (д. Малое Заречье) пели величальные песни. Иногда у русских (д. Черное) пожилые женщины исполняли на свадебном пиру старинные свадебные песни. У финнов (д. Вопша) жениха и невесту "хаяли", а не величали, как это делали русские, и пели свадебные частушки. Финны (д. Пулково) праздновали свадьбы в национальной одежде. И русские и финны на второй день свадьбы смотрели характер невесты, испытывали ее. На этом этапе свадьбы молодая начинала приобщаться к семье мужа: у финнов (д. Пулково) невеста одаривала свекра и свекровь; у русских (д. Холоповицы) невеста после свадьбы дарила подарки свекрови, свекру, золовке, деверям. После свадьбы на голову невесте русские надевали повойник, который с того дня ей надо было носить до самой смерти. У финнов (д. Пулково) подружки невесты ("шаферицы") на второй день свадьбы плели молодой "чуб": косу заворачивали вокруг головы и надевали на нее чепец. Свадебная обрядность финнов сложнее свадебной обрядности русских, особенно это прослеживается в довенчальном этапе (о венчании объявлялось три раза, проверка состоятельности жениха с помощью курения папирос и др.), который длился несколько недель. Кроме того, для свадебной обрядности населения Волосовского и Гатчинского районов характерно наличие архаических элементов (сватовство, хождение невесты в баню, проверка "честности" невесты и др.), которые в советское время постепенно исчезают. Красовская Ю.С. Традиционная свадебная обрядность населения Волосовского и Гатчинского районов Ленинградской области в первой половине XX в. (русские и ингерманландские финны) // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - III межведомственная научная конференция аспирантов и студентов - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Сиверский, г.п.
Рубрики
СИВЕРСКИЙ, городской поселок в Гатчинском р-не. Население 12,1 тыс. чел. Расположен на правом берегу р. Оредеж. Назв. происходит от сел «Северско старое» и «Северско новое», упоминаемых в Новгородской писцовой книге 1499. По данным археол. раскопок (1874; Л.К. Ивановский; раскопано 314 курганов), в XI–XIII вв. здесь находились славянские поселения. В нач. XVIII в. эти земли, входившие в состав Куровицкой мызы Копорского у., принадлежали царевичу Алексею Петровичу. В 1762 на берегу Оредежа была устроена усадьба новгородского губернатора гр. Я.Е. Сиверса (с его именем иногда связывают назв. С.). В 1874 хозяином Сиверской усадьбы стал мин. имп. двора бар. В.Б. Фредерикс. Им был построен дерев. дом с круглым бельведером, разбит парк с многочисл. служебными постройками. Страстный любитель охоты, Фредерикс устроил в парке кладб. любимых собак и лошадей (дом сгорел в 1937, значит. часть парка занята совр. застройкой). Рост и развитие дачного пос. С. связаны с открытием в 1857 ст. Варшавской жел. дороги. В С. привлекали здоровый чистый воздух, целебные родники, живописные обрывистые берега Оредежа с обнажениями красных девонских глин. В нач. ХХ в. в С. выезжало на лето до 40 тыс. дачников. Терр. (между совр. ул. Ленина и Толмачева) на правом берегу Оредежа называлась «дерновским поселком»: по имени И.И. Дернова, с 1902 делившего свои земли на мелкие участки для продажи под дачи. В 1876-97 в С. жил А.Н. Майков, на свои средства основавший нар. школу и б-ку-читальню. Дача поэта на Церковной (Красной) ул. не сохр. На той же ул. находилась дача изв. издателя А.Ф. Маркса. Недалеко от нее в 1889 была построена дерев. ц. Петра и Павла Апостолов (сохр. без изменений). С 1874 в усадьбе на берегу Оредежа за жел. дорогой до самой смерти жил И.Н. Крамской. В разн. годы в С. бывали и отдыхали писатели М.Е. Салтыков-Щедрин, В.М. Гаршин, А.Н. Плещеев, С.Я. Надсон, И.А. Гончаров, А.П. Чехов, А.И. Куприн, В.В. Маяковский, А.Н. Толстой, худ. И.И. Шишкин, И.Е. Репин, И.И. Бродский, К.С. Петров-Водкин. В довоен. годы на Белогорском ш. находился Дом отдыха работников иск-в, где отдыхали мн. изв. деятели театра и музыки. Во время ВОВ С. находилась в зоне оккупации, но значит. ущерба не понесла. В память павших воинов и мирных жит. в парке установлена бетонная стела со скульпт. рельефами, а также памятные знаки. В пос. работают кино-культурный центр «Юбилейный», поселковая и дет. б-ки, дет. школа иск-в. Имеются дефствующие цц. Тихвинской иконы Божией Матери, Свв. Апп. Петра и Павла. Кладб. (существует с 1913) расположено по дороге на Дружноселье. Лит.: Громов В. И., Файнштейн Л. А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С. 167-173; Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района. Южное направление. Гатчина, 2003. С. 37-61 Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Славянка, р.
Рубрики
СЛАВЯНКА, река на терр. Гатчинского р-на Лен. обл. и СПб., левый приток р. Нева. Дл. – 39 км. Пл. водосбора – 249 кв. км. Сток – 1,8 куб. м/с. Берет начало у Таицких ключей на Пязелевской возвышенности (см. Тайцы). Притоки: рр. Тызва, Поповка. Назв. (первоначальное – Словенка) указывает на поселения ильменских словен, появившиеся здесь в IX в. На берегах С. находится г. Павловск, входящий в состав СПб. В 1780-е С. соединена каналом (дл. 1,2 км) с р. Ижора у дер. Антелево (Гатчинский р-н) для отвода воды Ижоры в парки Павловска (действовал вплоть до первой пол. XIX в.). Лит.: Савелова Е.А. Река Славянка и ее притоки. –http://baltchild.org.ru/rus/ourvalue/ohv30.htm А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
подробнее…
Сусанино, пос.
Рубрики
СУСАНИНО, поселок в Гатчинском р-не. Нас. – 2200 чел. Расположен при одноименной ж.-д. ст. ветки СПб. – Оредеж. Поселение возникло в нач. 1900-х на месте дер. М. Ковшовка, когда прилежащие земли приобрел в собственность местный крестьянин Петр Лиуконен, разделивший их на участки под дачи. В 1913 здесь проживало 500 постоянных жит., летом отдыхало 600 дачников. Назв. поселку и ж.-д. ст. присвоено в 1914 по просьбе местных жит. в память нар. героя Смутного времени И.О. Сусанина. В поселке имеются дом культуры, б-ка. Действует каменная ц. Казанской иконы Божией Матери (1908-10, арх. Б.Н. Басин; закрывалась в 1939-41). В 1983-95 в С. жила блаженная Любушка Сусанинская. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Тайцы, г.п.
Рубрики
ТАЙЦЫ, гор. пос. в Гатчинском р-не. Нас. – 2600 чел. Находится при ж.-д. ст. Тайцы ветки СПб. – Гатчина-Балтийская. Пос. образован в 1960. Существуют также дер. Б. Тайцы и М. Тайцы. Топоним обозначает ключи, подземные «тайные» воды: в окрестностях Т. берут начало Таицкие (Орловские) ключи. В 1774 здесь был создан водовод для снабжения прудов Царского Села и Павловска, к-рый действовал до 1905. В XVI–XVII вв. в Т. находились цц. Свят. Николая Чудотворца и Успения Пресв. Богородицы, разоренные в период швед. владычества. В 1770-е построена усадьба Тайцы, ее парк запечатлен на картине С.Ф. Щедрина «Вид в окрестностях Петербурга» (1779). Со второй пол. XIX в. – популярное дачное место. В 1880-81 и 1883-84 в Т. летом жил комп. Н.А. Римский-Корсаков, работавший здесь над оперой «Снегурочка», «Симфониеттой», Четвертой симфонией, учебником гармонии. В 1924 в Т. отдыхал поэт Б.Л. Пастернак. В 1920-е Т. – один из центров иосифлянства. В пос. имеются досуговый центр (на его базе существуют вокально-инструментальный ансамбль «Пульс», ансамбль «Антураж»), б-ка, дет. муз. школа. Хореогр. коллектив «Сюрприз» из Т. – неоднократный лауреат междунар. конкурсов. В 2004 создан молодежный центр, открыты разл. спорт. секции. Действует ц. Алексия митрополита Московского Святителя. Лит.: Перевезенцева Н. По Балтийской железной дороге от Петербурга до Гатчины. СПб., 2004. С. 94-106; Мещанинов М.Ю. Таицкие храмы // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 30/31. –http://www.mitropolia-spb.ru/vedomosty/n30/43.shtml А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Театры
Рубрики
ТЕАТРЫ. Первые Т. в пригородах СПб. появились в кон. XVIII в. при имп. загородных дворцах (придворные Т.) и в усадьбах вельмож (крепостные Т.). На 1861 в окрестностях СПб. существовало 27 крепостных усадебных Т. При Конторе театральной дирекции с кон. XVIII до нач. XX вв. числилось шесть казенных и дворцовых загородных Т. Один из них, гатчинский Т. (1760-е – 1820-е) располагался в Конюшенном каре Гатчинского дворца (в 1783 построено отд. театр. здание; не сохр.). При «малом дворе» вел. кн. Павла Петровича до 1788 действовал любительский театр «Гатчинские забавы». Среди наиб. значительных казенных Т., работавших на терр. совр. Лен. обл., – гор. театр в г. Выборг, созданный в 1832 (спец. здание построено в 1843; в 1944 разрушено) и закрытый в 1918. После того как в 1882 была упразднена монополия Театральной дирекции на орг-цию публ. зрелищ, появляются «дачные театры», к-рые работали в летний сезон на антрепризной основе. На терр. Выборгской и С-Петерб. губ. такие Т. имелись в Териоках, Сестрорецке, Райволе, Парголове, Тосно. После 1882 развитие получили народные Т. двух типов: любительские и общедоступные (для малообеспеченных слоев нас.). Театральные сцены появились в Луге, Сиверской, Дибунах, Саблино (ныне г. п. Ульяновка). Пользовался популярностью любительский театр в Рябово (терр. совр. г. Всеволожск); неск. летних Т. располагалось в Шлиссельбургском у. Ряд театров был рассчитан не только на дачников, но и на местных жит. В частности, в Волосове имелся театр артистов-любителей, состоявший из гатчинской, мариенбургской и волосовской молодежи, его спектакли проходили в помещении Волосовского ж.-д. уч-ща. При пром. предприятиях открывались Народные дома, при к-рых устраивались Т. В 1905 при Лиговском нар. доме в СПб. начал функционировать Первый передвижной драм. театр под рук. П.П. Гайдебурова, к-рый положил начало системе передвижных Т. В летние месяцы театр давал спектакли в уездных гор. С.-Петерб. губ., а также гастролировал по России. Театр работал до 1928. В 1920–1930-е в Ленинграде имелось неск. гос. передвижных Т. («Свободный театр», «Комедия» и др.), к-рые давали спектакли в городе и области. На антрепризной основе работали также эстрадные Т., цирковые антрепризы, молодежные Т. («Синяя блуза», «Живая газета», «Комсоглаз» и др.), выезжавшие с представлениями в города обл. Передвижные Т. продолжали работать во время ВОВ, выезжая в боевые части на фронте. В послевоен. время развитие сети передвижных Т. было продолжено. Первым гос. стационарным театром на терр. совр. Лен. обл. стал Выборгский театр рус. драмы, учрежденный в 1940. В наст. время в ведении К-та по культуре Пр-ва Лен. обл. имеется шесть обл. Т., расположенных в СПб., Выборге и Гатчине: Драматический театр на Литейном; «Комедианты», драматический театр; Театр сатиры на Васильевском; «Святая крепость», драматический и кукольный театр, «Эльфы», детский эстрадно-музыкальный театр-студия (оба – в Выборге), выездной Театр юного зрителя (г. Гатчина). В ряде городов обл. появились муниц. Т., а также имеется 35 нар. Т. (см. Национальные театры, Народные театры). Лит.: Глезеров С. Дачные театры. –http://vesty.spb.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=6639; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий / Сост. Т.В.Голованова, И.А.Базарова. СПб., 2003. Н.В. Дмитриева, Ю.Н. Кружнов
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Театры национальные
Рубрики
ТЕАТРЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ. Нац. театральные труппы (фин., эстонские, польские и др.) начали появляться в СПб. в 1870-е. После 1917 они получили гос. поддержку. В 1930-32 на базе существовавших любительских трупп образованы проф. фин., эстонский, татарский и китайский театры, в сер. 1930-х – латышский. Они получили статус государственных (во второй пол. 1930-х часть их них стала называться передвижными совхозно-колхозными театрами). Их репертуар был рассчитан преим. на представителей нац. меньшинств, проживающих на терр. Лен. обл., труппы постоянно находились в разъездах (до 8 мес. в год), посещая более 100 «точек». Эстонский совхозно-колхозный театр выезжал в Гдовский, Мгинский, Кингисеппский, Полновский, Стругокрасненский, Тосненский, Ораниенбаумский, Красногвардейский (Гатчинский), Плюсский, Волосовский, Новосельский, Лядский и Середкинский р-ны. В 1935 он дал 227 спектаклей в колхозах и совхозах обл., за 9 мес. 1936 – 158. Фин. совхозно-колхозный театр выезжал в Пригородный, Мгинский, Кингисеппский, Тосненский, Токсовский, Оранниенбаумский, Красногвардейский, Полярный, Куйвозовский, Мурманский, Всеволожский и Слуцкий (Павловский) р-ны. В 1935 дал 16 спектаклей в райцентрах обл. и 173 – в колхозах и совхозах, за 9 месю 1936 – 136 спектаклей. Татарский театр в осн. выезжал на пром. стройки обл. (в пос. Волховстрой, Невастрой, гг. Хибиногорск, Кировск, Кандалакша, Мурманск), где компактно проживали привлеченные по оргнабору татарские рабочие. Имелся Ленингр. гор. латышский театр, к-рый обслуживал также латышские колхозы. Летом 1937 он выступил на терр. области 25 раз. Китайский театр, к-рый давал спектакли для китайских рабочих Ленинграда, регулярно выезжал в пригородный колхоз «Красный Восток». Осенью 1937, в связи с изменением гос. политики, Т. н. ликвидированы, Татарский театр прекратил существование еще в 1935. Лит.: Смирнова Т.М. Национальные театры Петрограда–Ленинграда (1917–1941). СПб., 1996; Она же. Национальность – питерские: Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области в XX в. СПб., 2002. С. 520-548. О.Н. Ансберг
Авторы
подробнее…
Фестиваль кукольных театров Ленинградской области
Рубрики
ФЕСТИВАЛЬ КУКОЛЬНЫХ ТЕАТРОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. Проводится в Лен. обл. с 1991. В последние годы получил назв. «Кукольный дом». Устраивается один раз в два года и представляет собой творческий отчет образцовых дет. театров кукол области. В конкурсе принимают участие спектакли разных жанров: сказки, пьесы, эстрадные представления, кукольные мистерии на библейские темы, постановки на актуальные темы современности. Используются куклы всех видов (тростевые, планшетные, петрушечные, марионетки, «ростовые»), для сценического оформления применяются совр. материалы. Театры демонстрируют новые формы и пластические решения, мастерство кукловождения, актерское мастерство. В состав проф. жюри входят входят реж. и сценографы. Работает дет. жюри, к-рое вручает приз зрительских симпатий. В 2005 фестиваль проходил в г. Сланцы, гл. приза в нем удостоен кукольный театр «Ковчег» Войсковицкого дома культуры (Гатчинский р-н). Лит.: Фестиваль кукольных театров Ленинградской области. 21-22 апреля 2001 г. // Информационный сборник ЛОУМЦКиИ. 2002. № 1. С. 38-40; Брун Е.И. Фестиваль образцовых театров кукол Ленинградской области «Кукольный дом» // Область культуры. 2005. № 5. С. 19-23. И.Н. Илларионова
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Юханнус, праздник
Рубрики
ЮХАННУС, праздник. Известен у финнов с дохристианских времен, приурочен ко дню летнего солнцестояния (Иванов день, фин. – Юханнус). Лютеранская церковь отмечает Ю. 24 июня (нар. гуляния проходят в канун праздника). В ХIХ в. трансформировался в певческий праздник. На терр. С.-Петер. губ. праздник ингерманландских финнов впервые прошел в 1899 в пос. Пудость по инициативе комп. М. Путро. До 1918 состоялось семь праздников. На терр. Лен. обл. традиция возродилась в 1989, организатором выступила фин. общественная орг-ция «Инкерин Лиитто». Первый Ю. состоялся в дер. Колтуши, в нем приняло участие ок. 5 тыс. чел. Проводится регулярно в разл. фин. центрах: на горе Кирхгоф (Ломоносовский р-н), у Скворицкой ц. (Гатчинский р-н), у ц. Петра и Павла Святых Апостолов (г. п. Токсово, Всеволожский р-н), в Колтушах и СПб. В программе праздника – выступления самодеятельных коллективов. Артисты представляют разные приходы Ингрии и одеты в нац. костюмы. Отдельно организуются дет. конкурсы, ярмарки нар. ремесел. Вечером зажигают костер – «кокко». На праздниках присутствуют гости из разл. районов Лен. обл., а также из Швеции, Эстонии и Финляндии. Лит.: Ульяночкин К. Ингерманландский певческий праздник. – http://www.toksov.spb.ru/juhannus.htm И.Н. Илларионова
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
1 2