Персоны энциклопедии / Баргман Александр Львович
Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии
Рубрики
ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИНГРИИ (ЕЛЦ Ингрии). Формирование началось после передачи Россией Швеции в 1617 по Столбовскому мирному договору южн. побережья Финского зал. и Карельского перешейка (Ингерманландия, Ижорская земля). В 1655 в Ингрии было 58 приходов, 36 ц. и 42 пастора. Приходы подчинялись Нарвской консистории. После возвращения в нач. XVIII в. земель России церк. управление с 1721 перешло к Св. Синоду. После того, как Финляндия вошла в состав России (1809), в СПб. консистории с 1820 была создана должность рук. ЕЛЦ Ингрии. Им стал еп. Сакари Сюгнеус. С 1870-х развитие получили фин. воскресные школы (в 1910-е – св. 570 школ, 16 тыс. учащихся); в губернии возникла сеть фин. б-к, частью при церквях (в кон. XIX в. – 22). В 1863–1919 в Малых Колпанах действовала Колпанская учительско-кистерская семинария. К 1914 в Ингрии существовало 29 сел. и 4 гор. прихода (крупнейшие: Св. Марии в СПб. – 16,5 тыс. прихожан, Славянка – 12 тыс., Токсово – 10,8 тыс. и Скворицы–Ропша – 9,7 тыс). В 1917 в 25 осн. приходах Ингрии числилось 141330 прихожан; здесь служили 30 пасторов и адъюнктов. В 1919 образован Комитет фин.-ингерманландских общин, в 1921 – Финская консистория (Высший Церк. Совет; предс. в 1923-37 С.-Я. Лауриккала). В 1929-30 начались закрытие церквей и репрессии священнослужителей. В 1935-39 закрыто 25 ц. (последняя – ц. прихода Хаапакангас близ пос. Юкки). В 1930-е репрессировано 40-60 тыс. ингерманландцев, в 1941-42 депортировано ок. 45 тыс. Вновь община финнов возникла в Петрозаводске в 1964, зарегистрирована в 1970; в 1975 нелегально создана община в Колтушах, в 1977 открыта ц. в г. Пушкине. В 1990 создано Ингерманландское пропство в юрисдикции Эстонского архиеп. В 1993 зарегистрирована ЕЛЦ Ингрии. Ее возглавляет епископ, при к-ром действуют Церк. совет и Церк. правление. В нач. 1990-х включала 16 приходов (в т. ч. в Лен. обл. – 11), в 2003 – 72. Число зарегистрированных членов– 15 тыс. Епископальная ц. (с 2002) – кирха Св. Марии в СПб. В дер. Колбино (Всеволожский р-н) находится Теологический институт. Лит.: Князева Е.Е., Соколова Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII–XX вв.: Ист. справочник. Ч. 1. СПб., 2001; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004; Haltsonen S. Inkerin suomalaisten historia. Helsinki, 1969; Luther G. Herdaminke for Ingermanland. Helsingfors, 2000. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Ижора, р.
Рубрики
ИЖОРА, река, левый приток р. Нева. Общая дл. – 76 км. Площадь басс. – ок. 1 тыс. кв. км. Берет начало у дер. Скворицы Гатчинского р-на. Протекает по терр. Гатчинского, Тосненского р-нов Лен. обл. и Колпинского р-на СПб. В обл. на И. расположены г. Коммунар, пос. Пудость, пос. Тельмана, дер. Ям-Ижора. Имеет ок. 200 притоков, девять из них протяженностью более 10 км. От назв. реки происходит этноним ижора (ижорцы). В 1240 в устье И. произошла Невская битва, в к-рой кн. Александр Невский нанес поражение шведам. В XIII–XV вв. земли в басс. И. входили в состав Ижорского погоста Водской пятины Вел. Новгорода. В кон. XV в. на И. располагались 62 селения и «торговых рядок у клетей». В нач. XVII в. земли по И. захвачены Швецией, возвращены России в ходе Сев. войны. В месте пересечения И. с Моск. трактом (ныне ш. Москва – СПб.) с нач. XVIII в. существовала почтовая станция – ям (отсюда назв. пос. Ям-Ижора). Участок И. от ст. Антропшино до Колпина доступен для походов на байдарках. Лит.: Плечко Л.А. Водные маршруты Ленинградской области. Л., 1978. С. 107-110; Ильина Л.Л., Родионов В.З. Воды и веси: Эколого-ист. очерк. СПб., 1997; Ижора. Река и люди: Популярный эколого-краевед. атлас / Авт. текста Л.Л. Стогова. Б.м., б.г.; Река Ижора. – http://www.sablino.ru/oblast/ijora.php ; http://private.peterlink.ru/dtdm/Kolpino/river.htm А.Д. Марголис, А.А. Трипольская
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Ингерманландский певческий праздник
Рубрики
В XIX веке древний народный обычай трансформировался в Певческий праздник, который стал символизировать единение народа. В 1899 году в поселке Пудость прошел первый общефиннский (ингерманландский) Певческий праздник. Последний перед репрессиями праздник прошел 1926 г. в Мариенбурге. Возрождение национальных традиций в Ингрии началось только в 1989 году, когда прошел певческий праздник в деревне Колтуши Всеволожского района. Много лет прадник проходил на горе Кирхгоф, в окрестностях Туутари (станция Можайская). Юбилейный праздник прошел в 1999 году в деревне Скворицы Гатчинского района. Праздник проходит по одному и тому же сценарию: сначала пастор читает проповедь, прихожане поют псалмы, исполняется национальный гимн «Nouse Inkere», поднимается национальный флаг, потом начинают выступать самодеятельные артисты. Они представляют разные приходы Ингрии и одеты в национальные костюмы. В 18.00 разжигают костер «кокко», три раза обходят его, взявшись за руки. Если костер падает – это плохая примета. У ингерманландцев считается, что в этот день всегда стоит хорошая погода, так как Бог не забывает свой маленький народ. Иногда устраивают спортивные состязания, но не по национальным видам спорта. Для детей делается площадка, где проходят детские конкурсы. Продаются сувениры и поделки народных мастеров. На праздник Иванов день приезжают ингерманландцы из Эстонии, Швеции, Финляндии. В странах Балтии Иванов день – выходной. Библиография: 1. http://www.inkpulp.narod.ru 2. http://www.spbumag.nw/ru/2005/12/13.shtml 3. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482. 4. Сарессало Л. Ингерманландия : рассказ о народах и культуре Ингерманландии / 66 изд. музеев г. Тампере. – Тампере ; СПб., 2003. – С. 41.
Тематические группировки
подробнее…
Лютеранская церковь Святой Екатерины (дер. Петрово, Гатчинский р-н)
Рубрики
ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ (дер. Петрово, Гатчинский р-н). Первоначально – дерев. ц. фин. общины, существовавшей с 1640 (приход Скуоритса). В 1762-63 в версте от нее в с. Скворицы выстроена новая дерев. ц. В 1835-39 арх. А.М. Байковым построена кам. ц. на 1300 мест в стиле классицизма по проекту арх. Д. Квадри. Резные и позолотные работы выполнены А. Федоровым, иконы работы акад. Д.И. Антонелли. Ц. украшали изразцовые печи голландского образца. В 1917 насчитывалось 8086 прихожан. В 1937 службы прекращены, пасторы Антти Ятинен и Пиетари Пумалайнен расстреляны. В 1939 ц. закрыта и передана под клуб. Действовала в период нем. оккупации (1942-44). Сильно пострадала во время боевых действий. В 1949 отдана под птицефабрику. В 1989 в полуразрушенном здании проведено первое богослужение, в 1990 зарегистрирована община. Лит.: Исторические евангелическо-лютеранские церкви и приходы на Северо-Западе России. СПб., 2003. С. 20; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917-1945. СПб., 2004. С. 212-213. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…