Адреса / Ленинградская обл/Кингисеппский р-н/Котлы д
Баптизм
Рубрики
БАПТИЗМ. Разновидность протестантизма. В 1880 появился первый молитвенный зал баптистов в СПб., в 1884 там же прошел первый съезд баптистов и близких к ним евангельских христиан России. Вскоре последовал запрет на проповедь Б., отмененный в 1905. Один из руководителей евангельских христиан И.С. Проханов (вице-през. Всемирного союза баптистов) издавал в Петербурге в нач. XX в. журн. «Христианин» (1905-16) и «Утренняя звезда» (1909-16). В 1912 создана община в г. Шлиссельбург. В 1924 баптисты и евангельские христиане объединились. В 1920-х в Лен. обл. было 43 общины (4,5 тыс. членов). В Ленинграде находился Всесоюзный совет евангельских христиан. В 1940 закрыт последний в области молитвенный зал в г. Кингисепп. В период оккупации 1941-44 возрождены шесть общин: в Вырице, Тосно, Гатчине, Антропшино, Волосово и Котлах, но они не были зарегистрированы. В 1944 создан Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) как руководящий центр объединенных евангельских христиан, баптистов, а позже евангельских христиан в духе апостолов и братских меннонитов. Община ЕХБ в Ленинграде зарегистрирована в 1946, кроме нее, в обл. в 1950-е – 1960-е существовало 15 незарегистрированных групп (около 3 тыс. чл.). Так, в 1961 образована община из 200 чел. в Тосненском р-не. В Ленинграде баптистам были переданы правосл. церкви: Троицкая (с 1962) и Покровская (с 1989; Дом Евангелия). К 1991 имелось 4 общины ЕХБ в СПб. и 7 в обл.; на 2004 – 14 и 17 соответственно. Кроме того, в 2004 в обл. имелось еще 17 общин евангельских христиан и 2 - евангельских христиан в духе апостолов. В наши дни имеются филиалы Российского союза евангельских христиан-баптистов в Тихвине, Волхове, Выборге, Луге, Сланцах и пос. Прибытково (Гатчинский р-н). С 1993 по наст. время старший пресвитер Союза по СПб. и области – Ю.В. Подосенов. Лит.: Корразо Ш. Философия служения полковника Пашкова. СПб., 2005; Шаров В.Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 64-68. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Водская земля
Рубрики
ВОДСКАЯ ЗЕМЛЯ (Вотская), ист.-культурный и адм. регион ср.-век. Руси, расположенный в сев.-зап. части владений Вел. Новгорода (зап. часть совр. Лен. обл.). Впервые упомянута в летописи под 1338: в уставе «о мостех» кн. Ярослава Ярославича 1260-х фигурирует «Вочская сотня», к-рую идентифицируют с В. з. Топоним связан с этнической общностью водь, проживавшей на этой терр. Точные границы В. з. неизвестны. Наиболее вероятно, что она располагалась в междуречье рр. Луга и Стрелка (при этом погосты «в чюди» – район Котлов и Ополья – в ее состав не входили), а в юж. направлении доходила до Новгорода. Новгородская писцовая книга 1499/1500 упоминает уже Водскую пятину (см. Пятины). На терр. В. з. (особенно на Ижорской возвышенности) выявлено большое кол-во археол. памятников (см.: Курганы древнерусские, Могильники води). Лит.: Рябинин Е.А. Водская земля Великого Новгорода. СПб., 2001. А.Ю.Чистяков
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Водский язык
Рубрики
Водский язык относится к прибалтийско-финской группе уральской семьи языков. По одной из классификаций прибалтийско-финских языков водский язык, вместе с эстонским и ливским образуют южную подгруппу. Водский язык представлен несколькими местными диалектами, которые обычно делят на западные и восточные. Среди западных можно выделить диалект д. Кроколье, близкий к нему диалект деревень Лужицы (Luutsa) и Пески (Liivcyla), диалекты деревень в окрестностях д Маттия (Mati), диалекты деревень в окрестностях д. Котлы (Kattila) и диалекты находящиеся к югу от Котлов. К восточно-водским относятся диалекты нескольких деревень в районе Копорья (Kabrio), включая д. Ицепино (Icapaiva) и д. Подмошье (Mahu). Различие между западно-водскими и восточно-водскими диалектами небольшое. К водскому языку традиционно относят еще два диалекта, имеющие существенные отличия от перечисленных выше. Это диалект кревингов, потомков водских военнопленных, переселенных в район г. Бауски ливонскими рыцарями в сер. 15 в., а также диалект д. Куровицы (Kukkuzi), возникший в результате "ижоризации" местного водского языка. Водский субстрат заметен не только в Куровицком диалекте, но и в других ижорских диалектах Нижней Луги. Наиболее сильное водское влияние заметно в диалектах д. Орлы (Kotko), д. Манновка (Mannakka), д. Извоз (Teesuu), д. Кейкино (Haavikko) и Дальней Поляны. В несколько меньшей степени водское влияние заметно в деревнях по р. Росона. По данным Пауля Аристэ водское влияние отмечается и в некоторых северо-восточных диалектах Эстонии, например в диалекте д. Вайвере, и в некоторых эстонских диалектах на берегу Чудского озера. Водское влияние заметно и в ряде финских диалектов Западной Ингерманландии, например на Курголовском п-ве, в районе д. Дубровка (Suakyla), а также в лютеранских приходах деревень Котлы и Novoselkka. Некоторые исследователи также упоминают о существовании некоего прибалтийско-финского языка в районе Гдова, Добручинская волость. Первая грамматика водского языка появилась еще в 19 веке (Альквист). В начале 20 века Дмитрий Цветков из д. Краколье написал первую водскую грамматику на родном языке. В 30-е гг., во время создания письменностей на миноритарных языках для водского языка не было создано отдельной письменности и обучение в школах проводилось на ижорском языке. Сталинские репрессии а также Вторая Мировая война нанесли огромный ущерб водскому народу. В послевоенное время далеко не всем вожанам удалось вернуться в свои родные деревни. В школах в послевоенное время преподавание велось только на русском языке, а употребление водского языка не поощрялось даже в личном общении. Результатом этого стало резкое сокращение территории распространения водского языка к концу 20 века. Тем не менее с начала 90-х гг. начинается движение за возрождение водского языка и в 1994 году начинают функционировать курсы водского языка в Санкт-Петербурге. С наступлением 21 века деятельность этих курсов активизируется. В это же время впервые начинается преподавание водского языка в средней школе д. Краколье. В настоящее время ведется работа над созданием различного рода учебных пособий по водскому языку. Автор: Мехмет Муслимов Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/ Сородичи по языку. – Будапешт, 2000.
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Водь
Рубрики
Водь (устар. – чудь, самоназв. – вадьялайн), этническая общность, потомки древнего нас. Северо-Запада России. Водский яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи, близок к эстонскому. В. обособилась от эстонских племен в I тыс. н. э.; впервые упоминается в рус. летописях под 1069, входила в состав владений Вел. Новгорода (см. Водская земля). С XII в. началось распространение православия; при этом до XX в. сохр. пережитки языческих верований (наподобие ижорских; см. Ижора). На основе археол. находок выделяют три группы В.: северо-западную (Ниж. Полужье); северо-восточную (окрестности Копорья), южную (окрестности г. Гдов; ассимилирована славянами к XIII в.). По переписи 1926 В. насчитывалось ок. 700 чел. (по данным исследователей – более 6 тыс.) на Ниж. Луге и в р-не дер. Котлы и с. Копорье (ныне – Кингисеппский и запад Ломоносовского р-на). В 1980-е В. официально признана исчезнувшим народом. По переписи 2002 в РФ – 73 чел. В. (в т. ч. в Лен. обл. – 12 чел., в СПб. – 12 чел.). По оценкам исследователей, совр. числ. В. в Лен. обл. – неск. десятков чел. (в осн. представители ст. поколения в дер. Краколье и Лужицы Кингисеппского р-на). Традиционные занятия: земледелие, животноводство, рыболовство. Древнее жилище В. (как и у эстонцев) т. н. «жилая рига» – помещение, используемое одновременно для жилья и сушки снопов. Под рус. влиянием распространилась изба восточнославянского типа с духовой печью. В XIX в. различался костюм девушек (глухой белый сарафан без рукавов, круглая шапочка «пяясиэ», украшенная бисером, раковинами каури, оловянными бляшками) и замужних женщин (синий сарафан, головной убор конической формы из полотна на жесткой основе – «пайкас»; до рождения ребенка – белый, после – красный). Волосы замужней женщине в XVIII в. брили; до кон. XIX в. – коротко стригли. В XIX в. распространились рус. сарафаны и головные уборы типа сороки и повойника. Муж. одежда уже в XVIII в. не имела специфических черт. Сохр. и записан фольклор В. (сказки, песни, плачи, поговорки, загадки); широко был известен струнный муз. инструмент канныл (см. Кантеле). Предметы культуры В. представлены в экспозиции Кингисеппского краеведческого музея. В дер. Лужицы существует частный т. н. Водский нар. музей (создатель – Т.В. Ефимова). С 2000 в июле проводится праздник деревни с участием фольклорных коллективов Кингисеппского р-на. Лит.: Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле. Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992. С. 71-88; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 555-591; Rank G. Vatjalaiset. Helsinki, 1960; Ariste P. Vadja rahvakalender. Tallinn, 1969. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Кингисеппский район
Рубрики
КИНГИСЕППСКИЙ РАЙОН в составе Лен. обл. Население 74,3 тыс. чел., в т. ч. 52,1 тыс. чел. проживают в адм. центре – г. Кингисепп. Терр. – 2842,1 кв. км. Включает 191 сел. поселение. Образован в 1927. Граничит с Ломоносовским, Волосовским и Сланцевским р-нами, Эстонией. Через р-н проходит Таллиннское ш., ж.-д. пути связывают К. р. с СПб., Эстонией. С сер. 1990-х в Лужской губе ведется стр-во портовых сооружений, в т. ч. паромного комплекса «Усть-Луга – Балтийск – порты Германии» (см. Усть-Луга). Зап. часть К. р. находится на Принарвской низменности, вост. – на Ижорской возвышенности. В К. р. мн. озер: Липовское, Белое, Хаболовское, Судачье, Бабинское, Глубокое, Копанское. Осн. реки: Луга, Нарова, Россонь, Систа. Ок. 12% пл. заболочено. Границы р-на проходят по Нарвскому и Финскому зал. В состав К. р. входят и о-ва Финского зал. (Гогланд, Сескар, Мощный). Среди ценных природных объектов: карстовые источники у дер. Велькота, дюны «Лисьи Горы» у г. Кингисепп, обнажения пород девона в долине р. Хревицы от дер. Ивановское до устья. С целью сохр. исчезающих видов животных и растений созданы заказники «Кургальский», «Котельский», «Дубравы у дер. Велькота». На терр. района сохр. многочисл. археол. памятники, связанные со ср.-век. прибалт.-фин. населением – предками ижоры и води, а также со славянами. Близ дер. Кайболово обнаружены остатки городища нач. XIII в. На старых деревенских кладб. (напр., дер. Монастырьки, Мышкино) сохр. отд. намогильные каменные кресты XV–XVI вв. В XVIII–XIX вв. на терр. К. р. возникли помещичьи усадьбы (мызы): Утешение, Великино, Преображенка, Сала, Лялицы, Мариенгоф, Новопятницкое, Нежинская (Нежново) и др. Наибольшую архит. ценность представляет усадебно-парковый ансамбль Котлы. С 1960-х важная роль в экономике р-на принадлежит пром. произ-ву: развивается хим., пищевая, рыбоперерабатывающая пром-ть (см. Кингисепп), ведутся лесозаготовки, разрабатываются месторождения известняка. Осн. отрасль сел. х-ва – животноводство. В К. р. (включая г. Кингисепп) функционируют 24 учреждения клубного типа и 24 б-ки, к-рые ежегодно посещают 35 тыс. чел. (см.: Кингисеппская библиотека детская, Кингисеппская библиотека центральная районная, Кузёмкинская библиотека сельская). Многие сел. б-ки являются центрами культурного досуга: в Пустомержской сел. б-ке собирается краевед. клуб «Пустомержский край – земля моя родная», в Нежновской – клуб любителей иск-ва при музейном уголке О.А. Кипренского, в Ивановской – клуб пожилых людей «Мои года – мое богатство». В К. р. работают Кингисеппский историко-краеведческий музей, Ижорский народный музей. Проводятся мероприятия, ориентированные на возрождение культур малочисл. финноязычных народов (см.: Ижорский праздник, Лужицы). Издаются газ. «Восточный берег», «Время». С 2002 на о-ве Гогланд ведется стр-во междунар. туристического центра на 350 мест, первая очередь к-рого вступила в строй в 2004 (гостиница на 32 места, причал на 30 яхт или катеров). Правосл. приходы функционируют в г. Кингисепп, дер. Котлы, Ополье, Ручьи, пос. Усть-Луга, Ивановское (см. также: Екатерины Великомученицы собор, цц. Михаила Архангела в дер. Удосолово, Николая Чудотворца Святителя в дер. Котлы). Приходы Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии зарегистрированы в дер. Большое Кузёмкино и г. Кингисепп. В прошлом сел. лютеранские церкви находились в Котлах, Заозерье (приход Сойкино), Калливере, Новоселках (не сохр.). Прихожанами лютеранских ц. были ингерманландские финны, эстонцы, немцы. С 1995 в К. р. функционирует Центр соц. реабилитации наркозависимых и алкоголиков «Новая жизнь» (в дер. Преображенка, с 1998 перенесен в дер. Котлы). Лит.: Жулев П.И. Очерк истории Кингисеппского уезда и города Кингисеппа (бывшего Яма – Ямбурга). Кингисепп, 1924; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 58-59. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
«Котельский», заказник
Рубрики
«КОТЕЛЬСКИЙ», гос. природный комплексный заказник. Расположен на терр. Кингисеппского р-на, занимает пл. 12,1 тыс. га (в т. ч. озер – 3 тыс. га, акватория Финского зал. – 50 га). Образован решением Леноблисполкома от 27 марта 1976 № 145, пост. Пр-ва Лен. обл. от 26 дек. 1996 № 494 и губернатора Лен. обл. от 7 февр. 2004 № 43-пг. Находится в управлении Пр-ва Лен. обл., ЛОГУ «Раковые озера». Цель создания – сохр. разнообразия древесной растительности, в частности, дубовых лесов вблизи сев. границы их распространения, природных комплексов старовозрастных лесов юж. подзоны ср. тайги, природных комплексов ледникового ландшафта; поддержание биологического разнообразия, сохр. редких видов растений и животных; сохр. гидрологического режима уникальных озерных экосистем. Терр. заказника вытянута на 30 км в юго-зап. направлении от центральной части Копорской губы Финского зал. Часть заказника примыкающая к озерам Копанское, Глубокое, Бабинское, Хаболово и Судачье, слабо населена. На терр. заказника расположены дер. Бабино, пос. при ж.-д. ст. Кямиши; непосредственно к нему примыкают дер. Пейпия, Б. Стремление, М. Стремление, Заозерье, Пятчино, Копаница, Вердия, Каретино, Маттия, Великино, Елизаветино, Савикино, Хаболово, Получье; ближайший кр. населенный пункт дер. Котлы расположен в 5 км к востоку от заказника. Лит.: Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Ленинградской области. – http://pa.iucn.ru А.А. Трипольская
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Котлы, усадьба
Рубрики
КОТЛЫ, усадьба (дер. Котлы, Кингисеппский р-н). Мыза Котельская с 1730 принадлежала бар. Альбрехтам. Все строения, включая лютеранскую и правосл. ц., были дерев. В нач. ХIХ в. при И.Л. Альбрехте усадьба расширена и перепланирована, устроены парки и выстроен кам. двухэтажный дом с большим шестиколонным портиком (1820-е, предположительно арх. А.И. Мельников). В парке еще с ХVIII в. находилась родовая усыпальница Альбрехтов, сложенная из известняковых плит. Хоз. двор окружала ограда из больших известняковых камней, у ворот были поставлены сторожка и садовый павильон. Планировка усадьбы, стилистическое единство сооружений сделали ее одной из наиболее примечательных в губ. По приглашению хозяев сюда в 1827 приезжал и работал худ. О. А. Кипренский. В кон. XIX – нач. ХХ вв. усадьбой последовательно владели А.И. Мамонтов, Н.А. Сапожникова и ее дочь О.А. Мейснер. В 1882-88 в К. построена кам. ц. Николая Чудотворца Святителя. В наши дни частично сохр. усадебный дом и нек-рые служебные постройки. Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С. 150-154; Мурашова Н.В, Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003. С. 103-122; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 150-154. О.А. Чеканова
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Могильники води
Рубрики
МОГИЛЬНИКИ ВОДИ. Погребальные памятники сев.-зап. води («чуди») исследованы Е.А. Рябининым в 1983-88 в быв. водском приходе Каттила (дер. Котлы Кингисеппского р-на). Древнейший тип представлен кам. могильниками I–III вв. К ним примыкают грунтовые могилы XII–XVII вв. с кам. оградками на поверхности. Погребальный ритуал характеризуется трупоположениями с зап. и вост. ориентировкой, порчей орудий труда. Жен. убор (нагрудные булавки и цепочки с привесками, орнаментация одежды спиральками, колечками, бляшками и др.) отражает локальные племенные традиции и имеет прибалт.-фин. облик. Славяно-рус. влияние прослеживается только в хоз. деятельности. Сев.-вост. водь, обитавшая на плодородных землях Ижорской возвышенности, оказалась в зоне массового сел. расселения словен и кривичей. В материалах древнерус. курганно-жальничных могильников XI–XV вв. можно проследить сближение чересполосно обитавших разноэтничных общин. Культурное влияние Новгорода способствовало формированию единой обл. культуры, что отразилось в элементах погребального ритуала и инвентаря. Юж. водь (предположит., «норова») обитала в cев.-вост. Причудье, между рр. Нарова и Плюсса. Древнерус. курганы распространяются здесь с XI–XII вв. В их культуре сочетаются славянские и прибалт.-фин. элементы. В теч. XII–XIII вв. под новгородским влиянием местные типы украшений заменяются общерусскими. См. также: Водь. Лит.: Рябинин Е.А. Водская земля Великого Новгорода. СПб., 2001 К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Николая Чудотворца Святителя церковь (дер. Котлы, Кингисеппский р-н)
Рубрики
НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ (дер. Котлы, Кингисеппский р-н). Первонач. дерев. ц. на терр. Толдожского Никольского погоста «в Чюди» построена не позднее 1499. Неоднократно перестраивалась и строилась заново на месте обветшавшей, в т. ч. в 1729, 1774 (перенесена на др. место), 1837, 1854. Кам. ц. с пристроенной колокольней возведена в рус.-византийском стиле в 1882-88 по проекту арх. И.И. Буланова вблизи усадьбы Альбрехтов (см. Котлы, усадьба). Освящена в 1888 св. Иоанном Кронштадтским. В 1910 перестроена арх. Н.Н. Никоновым. Трехчастный храм из красного кирпича с колокольней над притвором увенчан массивным куполом на низком барабане, в отделке использованы элементы «узорочья» XVII в.: кокошники, ширинки, наборные колонки. Приходу принадлежала церк.-приходская школа, 3 дома и 5 часовен. Ц. закрыта 13 мая 1938, передана под клуб. В 1941-43, во время нем. оккупации, использовалась под воен. объект. Возвращена верующим и освящена в июле 1943. С приходом сов. войск в февр. 1944 временно перестала действовать, т. к. община не была зарегистрирована (отсутствовал постоянный священник). Вновь начала действовать в июне 1945. С июня 1945 по янв. 1952 настоятель – священник Алексий Азиатский. Закрыта в дек. 1960, здание долгое время пустовало, затем передано под клуб. Ц. возвращена верующим в 1991, возобновлены богослужения. Проведены реставрационные работы, установлен новый иконостас, храм расписан в 2006. Имеется ковчег с частицей мощей свят. Николая Чудотворца. Лит.: Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003. С. 115-122; Клавинг В.А. Храмы Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2004. С. 50; Шкаровский М.В. Церковь зовет к защите Родины. СПб., 2005. С. 309, 311; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006; Ямбургское благочиние. Знакомство со святынями. Котлы. Б. м., б. г. [СПб., 2006]. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Никонов Николай Никитич (1849-1918), архитектор
Рубрики
НИКОНОВ Николай Никитич (1849–1918), архитектор, мастер «рус. стиля». В СПб. с 1860-х, учился в АХ. В 1893–1906 епарх. арх. Автор мн. культовых и жил. зданий. Среди наиб. значительных построек в СПб.: доходный дом Н.П. Басина на пл. Островского (1878-79), Покровская ц. и «Братский дом» на Боровой ул. (1890-97, 1899-1901), Иоанновский жен. мон. на наб. р. Карповка (1900-03, 1907-11), ц. Казанской иконы Божией Матери в Териоках (1909-15; Приморское ш., 547). Строил церкви, часовни, монастыри в Москве, Ревеле, Полтаве, Новом Афоне, на о. Валаам. В С.-Петерб. губ. Н. построены церкви: Покрова Пресвятой Богородицы в дер. Хотнежа (Волосовский р-н), Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Пенино (1893–1900), Николая Чудотворца Святителя в с. Лаврово (1898–1902, не сохр.), Воскресения Христова в дер. Торошковичи, Николая Чудотворца Святителя в дер. Котлы и др.; им также построены башни, юж. ворота, келейный и хоз. корпуса в Староладожском Николаевском мон. (1907-08). Лит.: Архитекторы-строители Санкт-Петербурга сер. XIX – нач. XX в.: Справочник / Под общ. ред. Б.М. Кирикова. С. 230-231; Лисовский В. Г. Николай Никонов // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX – нач. XX вв. СПб., 1998. С. 518-534; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. Ю.Н. Кружнов
Авторы
  •  
подробнее…
Поселения и жилище (водь)
Рубрики
Большая часть водских земель раскинулась на Ижорском плато, поднимающимся между Нарвой и Санкт-Петербургом на высоту до 150 метров над уровнем моря. На краю плато и находился центр водской земли - деревня Котлы, к северу от которой глинт круто обрывается, давая место широкой низменности, покрытой густыми лесами. Еще в XVIII веке отмечалось, что водь любит «жить на открытом воздухе и совместно». Это стремление к некоторой скученности сохранилось и до середины ХХ века: дома были поставлены тесно, деревни не имели строгого плана, хотя в некоторых больших деревнях, например в Котлах, по примеру русских можно было наблюдать развитие уличной планировки. Древним жилищем води являлась рига подобная эстонской жилой риге. В такой постройке жилое помещение и помещение для просушки снопов (собственно рига) были объединены под одной крышей. На бытование в древности такого типа жилища указывает и тот факт, что слово «рихи» обозначало в водском языке жилой дом вообще. В XIX в. так же как и у соседних этнических общностей – ижоры, ингерманландских финнов, русских – жилой постройкой являлась изба. Дома и хозяйственные постройки строили, как правило, из бревен. При строительстве дворов часто использовали местный камень. Были распространены дома, состоящие из двух изб, соединенных сенями, а также пятистенки. Крыши были стропильной конструкции двускатные, покрытые соломой или дранкой. В большинстве домов были русские печи или печи с подвесным котлом, характерные для прибалтийско-финских народов. К хозяйственным постройкам относились клети, бани, риги. В водском доме в прежние времена бытовали своеобразные традиции внутреннего разделения жилого помещения, размещения гостей и членов семьи. Часть комнаты у дверей – место, где происходил как бы отбор гостей; войти дальше в избу без разрешения хозяев никто не мог. Люди «незначительные» там и оставались, а родственники или важное лицо (особенно мужчину) приглашали садиться на заднюю скамейку (у стенки напротив входа). Разграничительным знаком при приеме гостей была балка, несущая потолок ( в русской избе – «матица»). Стол в доме занимал в зависимости от событий различное положение: в будние дни, в дни похорон и поминок он стоял у конца боковой скамейки, которую считали скамейкой умершего, в дни свадеб стол стоял перед задней скамейкой. В основном за столом ели только мужчины, женщины ели в другом месте, например у очага. Порой ели в три приема: сначала мужчины, потом женщины, следом дети. Передний угол избы по диагонали от печи назывался «юмаланурк»(а)» – («божий угол»). Там располагался особый шкафчик «коло», в котором хранили иконы, туда же клали вербы и яйца, ветки троициных берез и клочек сена Иванова дня – ими окуривались для выздоровления. Использованные источники: 1. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71-88; 82–84. 2. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008)
Тематические группировки
подробнее…
Реставрация архитектурных памятников
Рубрики
РЕСТАВРАЦИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ. Первый опыт науч. реставрации пам. рус. Средневековья на терр. совр. Лен. обл. относится к 1846-47, когда в Ивангородской крепости проходили работы под руководством воен. инж. М.Д. Резвого. В кон. XIX в. в Старой Ладоге производилось обследование ц. Георгия Победоносца Великомученика (XII в.) и крепости. Полученные данные были использованы при реставрации, начатой в 1927, когда были расчищены и закреплены уникальные фрески. В годы ВОВ и фаш. оккупации мн. памятники на терр. области были разрушены или сильно пострадали. В связи с этим в послевоен. период был предпринят ряд мер к значительному расширению объемов реставрационных и восстановительных работ. 29 июня 1957 принято постановление Совета Министров РСФСР об организации Лен. обл. спец. науч.-реставрационной мастерской (ЛО СНРПМ), ставшей осн. исполнителем реставрационных работ в Лен. обл. В 1958 образовано три реставрационных участка СНРПМ: № 1 (Петрокрепость, Старая и Новая Ладога, Тихвин); № 2 (Выборг, Приозерск); № 3 (Гатчина). Ведущим заказчиком выступала Обл. инспекция охраны пам. В 1959-65 велась реставрация усадьбы Марьино, с приспособлением под школу-интернат (арх.-реставратор М.А. Сементовская), восстановительные работы по усадебному дому в Котлах. В 1965-67 реставрирована Королевская башня в крепости Орешек. С 1966 мн. реставрационные проекты финансировало Всерос. об-во охраны пам. истории и культуры (в 1970-82 было выделено 2 млн 200 тыс. руб.). Республиканское реставрационное управление Госстроя Эстонской ССР в 1959-74 занималось восстановит. работами пам. оборонного зодчества в г. Выборг и Ивангородской крепости. Значительные работы велись в с. Старая Ладога (проект реконструкции крепости – А.Э. Экк, М.И. Коляда, М.И. Мильчик, О.Г. Гусева), с. Копорье (проект восстановления моста – И.А. Хаустова, М.А. Дементьева), крепости Корела. По пам. культовой архитектуры наиб. значимы были следующие проекты: завершение в 1972 реставрации собора Екатерины Великомученицы в г. Кингисепп (арх.-реставратор М.А. Тихомиров), воссоздание в 1974 звонницы Тихвинского Свято-Успенского мон. (арх.-реставратор К.А. Степанов), реставрация ц. Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Шлиссельбург (арх.-реставратор А.Н. Милорадович). Проходили обследование и обмеры дерев. храмов в дер. Согинцы, Щелейки, Гимрека. В г. Выборг в 1965-67 велась реставрация усадебного дома в парке «Монрепо»; в 1974-80 реставрированы костел Св. Гиацинта (с приспособлением под дет. худож. школу), Часовая и Круглая башни, дом купеческой гильдии и др. С 1973 велась реставрация Гостиного двора в г. Новая Ладога (арх. А.А. Драги, А.Э. Экк). С 1 января 1974 СНРПМ находилась в ведении республиканского специализированного науч.-произв. объединения «Росреставрация». Особое место среди реставрационных проектов в Лен. обл. занимали объекты в г. Гатчина, к-рые вело объединение «Реставратор»: с 1976 идет реставрация Большого дворца (арх.-реставратор М.М. Плотников); с 1982 шли работы по Приоратскому дворцу, к-рые завершились в 2005. В результате ремонтно-восстановительных работ, начатых в 1970-е, открыт музей в усадьбе Олениных «Приютино» (арх.-реставратор М.Д. Братчиков), музей «Дом станционного смотрителя» в комплексе Вырской почтовой ст. (арх. В.В. Экк, А.А. Семочкин). В 1978 проектный отдел СНРПМ выделился в филиал моск. ин-та «Спецпроектреставрация», а позже приобрел самостоятельный статус. В мастерских ин-та разрабатываются проекты восстановления отд. пам. архитектуры, а также интерьеров и произв. из музейных коллекций. Разработаны проекты реставрации таких значительных объектов в Лен. обл. как Тихвинский Свято-Успенский мон., Зеленецкий мон., Ивангородская крепость, Александро-Свирский мон., сооружения Замкового о-ва в Выборге. В течение 1980-х СНРПМ проводились работы по Стрелочной и Раскатной башням Староладожской крепости, Архимандричьим и Казенным кельям в Тихвинском Свято-Успенском мон., звоннице и Покровской ц. с трапезной в Александро-Свирском мон., в усадьбе Рерихов Извара, по пам. Демидову Н.Н. в дер. Чирковицы и пр. Наряду с этим ин-т мн. работает над реставрацией пам. федерального значения в СПб., Пскове, в Карелии. Ситуация с науч.-реставрац. работами за последние 10-15 лет осложнена распадом кр. реставрационных орг-ций, резким сокращением финансирования, приватизацией ряда пам. и, в частн., восстановлением имущественных прав церк. орг-ций на пам. культовой архитектуры. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987; Крепость Ивангород. Новые открытия / Сост. М.И. Мильчик. СПб., 1997; Инвестиционно-строительный комплекс Санкт-Петербурга: Юбилейное справочное изд. Т. 1. СПб., 2003. С. 462-463. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Фольклор (водь)
Рубрики
Водский язык никогда не был письменным, но существовала богатейшая устная традиция. Еще в середине XIX века финские фольклористы открыли на этих землях поистине клад песенной культуры. И хотя об эпической поэзии води данных нет, в течении более чем столетия удалось записать немало водских свадебных и лирических песен, причитаний и заговоров. Так, еще Элиас Лённрот, всемирно известный собиратель фольклора и составитель «Калевалы», только от одной жительницы деревни Котлы Кингисеппского района узнал 29 свадебных песен. Исполнение песен часто сопровождалось игрой на кантеле – музыкальном инструменте, широко распространенном у многих прибалтийско-финских народов и сходном с русскими гуслями. Были широко распространены свадебные причитания. 1. Конькова О.И. Водь //Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В.Чистов. – СПб.: Лениздат, 1992. – С. 78. 2. Сайт vod.org.ua/index.php?t=26
Тематические группировки
подробнее…
Этническая история. Территория расселения (водь)
Рубрики
Водь - древнейшее известное нам население северо–запада Ленинградской области. Археологические находки и данные лингвистики указывают на то, что формирование води относится к I тыс. н. э., когда произошло отделение води от древнеэстонских племен. Со второй половины I тыс. н.э. начинаются контакты води и славян. В русских летописях водь впервые упоминается под 1069 г. Исследователи выделяют три группы води: северо-западную, к которой принадлежит сохранившееся водское население; ассимилированные северо-восточную (расселялась в окрестностях Копорья) и южную (окрестности г. Гдова, Псковская обл.). Исторические сведения о води очень скудны. Поскольку водь жила на окраинах новгородских владений, летописи обходят ее историю молчанием, отмечая только наиболее значительные события – бедствия, войны. По ним можно представить лишь некоторые стороны жизни средневековых вожан. Особенно часто водь упоминается при описании военных столкновений, затрагивающих интересы Древнего Новгорода. Территория, названная в летописях Водской землей, была основной частью владений Новгорода на северо-западе. В 1478 году, когда Новгород был покорен Иваном III и все новгородские владения разделены на пятины, одна из пятин стала называться Водской, хотя ее границы выходили далеко за пределы древней Водской земли, захватывая даже Карелию. Так территория расселения води вошла в состав Русского централизованного государства. Водь являлась особой волостью Новгородского государства. Однако эта волость не была волостью – колонией, а представляла собой одну из частей самого государства. Она выполняла чрезвычайно важные обязанности, обусловленные географическим положением, являясь форпостом борьбы Новгорода за независимость. Водские земли находились на границе новгородских земель и Тевтонского ордена и были ареной вооруженных столкновений. В середине XV века немецкие рыцари угнали большую группу води на территорию Латвии в район г. Бауска, где вплоть до середины XIX века сохранялась группа их потомков, известная под этнонимом кревинги. В 1617 году, когда по Столбовскому миру северо-западная часть русских земель временно отошла к Швеции, название «Водская земля» было забыто, а эта территория получила название «Ингерманландия». Часть води была ассимилирована финнами. К этому времени относятся шведские описи деревень и уникальные, большей частью не опубликованные, официальные документы из ингерманландского архива в Швеции. В 1943 г. водь как и остальное финноязычное население территории, оккупированной немецкими войсками, была вывезена в Финляндию. По возвращению в СССР в 1944–1945 гг. и до середины 1950-х гг. существовали ограничения на расселение в местах прежнего проживания. На рубеже XIX–XX вв. водь населяла западную часть современной Ленинградской области (Кингисеппский р-н) – окрестности д. Котлы и нижнее течение реки Луги. В настоящее время водь проживает в нескольких деревнях в низовьях р. Луги. Использованные источники: 1. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008) 2. Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорские земли Новгородского государства // Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б.Д. Греков. – [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940. – С. 100–148; 110–111. 3. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71-88; 71–74. 4. Народы мира : ист. – этногр. справ. / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М. : Сов. энциклопедия. – 1988. – С. 125–126. 5. Рябинин Е.А. Водь // Природа. – 1992. – № 3. – С. 78-86.
Тематические группировки
подробнее…
Язык. Письменность (водь)
Рубрики
Водский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи, наиболее близок к северо-восточному диалекту эстонского. В настоящее время водский язык знают лишь некоторые люди старшего поколения. Язык бесписьменный. Открытие води и водского языка для российского читателя принадлежит нарвскому пастору Фр.-Л. Трефурту, чье сообщение о чуди, т.е. води, с изображением женского костюма появилось в 1783 году. Трефурт описал целый ряд обычаев и верований води в деревне Котлы (Каттила) (Кингисеппский р-н), привел некоторые образцы водского языка. Насколько неизвестен был этот язык в конце XVIII века, свидетельствует одно письмо Екатерины II, где водь копорских деревень названа «варягами». Со статьи Трефурта начинается трехвековая дискуссия о происхождении води и водского языка. Одни исследователи утверждали, что водский язык – диалект эстонского, а водь – недавние эстонцы, другие отстаивали независимое древнее происхождение води. Водский язык основательно исследован лингвистами. Наиболее крупный вклад в его изучение внес эстонский ученый П.А. Аристе (Ariste P.). На протяжении многих столетий водь находилась в постоянном общении с русскими. Уже с давних пор она усваивала русский язык, обряды и обычаи и постепенно забывала свой говор. Общая с русским населением религия облегчала возможность смешанных браков и ускоряла процесс обрусения. С появлением же сельских школ, где преподавание велось на русском языке, обрусение води пошло еще быстрее. Но все же русский язык оказал сравнительно меньше влияния на говор води, чем это можно было бы предположить. Из русского языка водь заимствовала много слов, но фонетически оказалась под влиянием родственных по языку соседей: ижор, эстов, эурэмейсет, савакот. Эти соседи окружают водь с востока. запада и севера. Водская речь не во всех местах одинакова. В основном водский говор можно делить на два: восточный, образовавшийся под влиянием эурэмейсет и савакот. Этот говор лучше всего сохранился в деревне Ице(и)пино (Кингисеппский р-н). Все остальные деревни относятся к западному говору, который подвергся влиянию ижор. Особняком между финскими селениями и обрусевшей водью, стоит деревня Куровицы (Кингисеппский р-н). Она утратила многое из своего говора, значительно сблизилась с говором прилужских финнов и потому приняла тот своеобразный вид, который имеется налицо. Использованные источники: 1. сайт http://vadjamaa/narod.ru (03.04.2008) : карта. 2. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008) 3. Водь // Финно–угры и балты в эпоху средневековья / отв. ред. тома В.В. Седов, д–р ист. наук ; под общей ред. акад. Б.А. Рыбакова. – М. : Изд-во «Наука», 1987. – С. 34–42; 34–35. – (Археология СССР). 4. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71–88; 74–75. 5. Ленсу Я.Я. Материалы по говорам води // Западнофинский сборник. [Вып.] 16. Труды комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран / АН СССР. – Л. : Издательство Академии наук СССР, 1930. – С. 201–203.
Тематические группировки
подробнее…