Адреса
/
Ленинградская обл/Кингисеппский р-н/Вистино д
Вистино, дер. | |
Рубрики | |
ВИСТИНО, деревня в Кингисеппском р-не. Нас. – 909 чел. Известна с XVII в. Находится на зап. берегу Сойкинского п-ова – территории наиболее компактного расселения ижоры, история и культура к-рых связана с морским рыболовством (лов салаки и изготовление шпрот). В В. расположены центральная усадьба рыболовецкого колхоза «Балтика», база тралового флота, рыбокоптильный цех. В окрестностях В. обнаружены грунтовые могильники древнего прибалт.-фин. населения. В. является центром возрождения ижорской культуры, здесь находится Ижорский нар. музей. При доме культуры работает фольклорный коллектив «Рыбачка», участники к-рого собирают и исполняют песни на ижорском яз. В 2004 в В. состоялся Ижорский праздник. Лит.: Аристов В. Война на Кингисеппском взморье. Тайна «Второго Кронштадта» // Книга памяти к 50-летию Великой Победы. Кингисепп, 1995. С. 9-17; Волкова Е.А., Храмцов В.Н., Исаченко Г.А., Бубличенко Ю.Н., Бубличенко А.Г. Макарова М.А. Комплексное картографирование природной среды побережья Финского залива (район Лужской губы). СПб., 2001. С. 8-15. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Грунтовые могильники | |
Рубрики | |
При обследовании южного побережья Финского залива в 60–70-х годах ХХ столетия зафиксирован еще целый ряд грунтовых могильников, которые весьма проблематично можно связывать с ижорским населением. По данным XVIII–XIX вв., это была область ижорского расселения. Археологическими разведками последних лет еще пять подобных грунтовых могильников выявлены на Сойкинском полуострове. Один из них, расположенный у д. Гамалово, исследовался раскопками. Каких-либо наземных признаков могильники в земле ижоры не имеют, что затрудняет их поиски. Вместе с тем строгое расположение захоронений в них допускает предположение о существовании в древности каких-то внешних обозначений. Расположены эти могильники на естественных песчаных всхолмлениях, часто на склонах таких возвышений. Обряд погребения – трупоположение. Ранняя история ижоры, остатки которой сохранились сейчас на южном берегу Финского залива, представлена очень малым числом археологических памятников, которые дали крайне разнородный материал: случайные находки черепаховидных фибул в Вуолле (Вуолы) и Келльту (Колтуши) представляют широкий круг карело-финских древностей XI века, вещи из трех разрушенных могильников в Мишкино, Пунуши (Пупышево) и Инкере-Войскорово несут значительный отпечаток культуры «карельских грунтовых могильников» XII–XIV вв., а частично раскопанный грунтовый могильник в Усть-Рудице и исследованный могильник в Гатчине дали незначительный древнерусский материал XIV–XVI вв. Позже к этому перечню добавилось 7 неисследованных грунтовых могильников в северо-западной части Ленинградской обл. В 1963 г. были обнаружены грунтовые могильники в Краколье, Лужицах и в Острове. Однако письменные источники, упоминающие ижору с XII в. как самостоятельное и известное в Европе племя, а также наблюдаемая в историческое время значительная численность ижорцев, дали возможность предположить существование более широкого пласта археологических памятников единой ижорской культуры. Начатые в 1979 г. исследования подтвердили это предположение. Были обнаружены грунтовые могильники в Гамалово, Репино, Валяницы, Вистино, Урмизно, Стремление, Пятчино, Пахомовка, Липпово, могильники на Дубовском п-ве и у ныне не существующей д. Кайбалово (Курголовский п-ов) и получены сведения о могильниках у дер. Новое Гарколово, Колкомпя, Ручьи, Слободка, Кошкино, Большое Райково, Малое Райково, Выбье. 1. Tallgren, A. M. The prehistory of. Ingria // ESA. – 1938. – № 12. – S. 102, 107. 2. Отчет Археологической Комиссии за 1904 г. – СПб., 1907. – С. 109; Tallgren, A. M. Die russische und asiatische arehaologische Sammlungen // ESA, 1928. – № 3. – S. 162–164; Tallgren, A. M. The prehistory. – S. 102. 3. Донесение, А. М. Раевской о раскопке в урочище Черном // Изв. о-ва любителей естествознания, археологии и этнографии. – М., 1875. – Т. 20. – С. 31–33; Равдоникас, В. И. Ижорский могильник в Красногвардейце // СГАИМК,1932. – Вып. 11 – 12. – С. 22–39. 4. Седов, В. В. Этнический состав населения северо-западных земель Великого Новгорода (IX—XIV вв.) // СА. – 1953. – № 18. – С. 202. Конькова, О. И. Исследования ижорских средневековых могильников. Итоги и перспективы // Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы : сб. науч. тр. / Музей этнографии народов СССР ; под ред. О. М. Фишмана, Е. А. Рябинина, И. В. Дубова. – Л., 1990. – С. 31–35. Финно-угры и балты в эпоху средневековья / под общ. ред. академика Б. А. Рыбакова. – М. : Наука,1987. – С. 42-43. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ижора (Ижорцы) | |
Рубрики | |
ИЖОРА (ижорцы, самоназв. – изурит), этническая общность. Яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. По наиболее распространенной версии, И. отделились от южнокарельских племен в кон. I – нач. II тыс. н. э., расселялись в басс. рек Ижора и Нева, с XI–XII вв. продвигались по юж. берегу Финского зал. до р. Нарва, контактируя с водью и славянами. С XII в. Ижорская земля – во владении Вел. Новгорода. И. несла пограничную стражу. В 1240 ижорский староста Пельгусий предупредил кн. Александра Невского о высадке шведов на берегу Невы. В 1897 И. насчитывали ок. 14 тыс. чел. Делились на пять отличавшихся диалектами групп: сойкинская (нас. Сойкинского п-ова), нижнелужская (низовья р. Луга), хэвасская (окрестности р. Коваша, фин. – Хеваа), оредежская (верхнее течение р. Оредеж) и И. юж. части Карельского перешейка (к ХХ в. ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами). В 1926-36 существовал Сойкинский нац. ижорский сельсовет; работали сел. школы с обучением на ижорском яз. В 1989 числ. И. в Лен. обл. – 276 чел.; всего в СССР – 820 чел. В 2002 в Лен. обл. – 177 чел. (в осн. в Сойкинской и Усть-Лужской вол. Кингисеппского р-на), в СПб. – 53 чел.; всего в РФ – 327 чел. Традиционные занятия: земледелие, животноводство, мор. рыболовство (в т. ч. подледный лов салаки в Лужской губе для изготовления шпрот). В XIX – нач. XX вв. распространились отходничество, посредническая торговля. До ХХ в. сохр. архаические элементы жен. одежды: поверх рубахи (рятсиня) одевали два несшитых полотнища (аануа и хурстут), державшихся на плечевых лямках. Верующие исповедают православие. Еще в XVI в. многие И. оставались язычниками и поклонялись природным объектам (камням и деревьям). Дохристианские элементы сохр. в обрядности вплоть до ХХ в. У И. существовала эпическая поэзия, ее элементы использовал Э. Лённрот при создании «Калевалы» (цикл о Куллерво). Наиболее известны ижорские сказители Онтропо Мельников и Ларин Параске. Предметы ижорской культуры представлены в экспозициях Ижорского народного музея, Кингисеппского краеведческого музея. В дер. Вистино и Горки существуют фольклорные коллективы, исполняющие песни на ижорском яз. В июне 2004 в дер. Вистино прошел «Ижорский праздник». Лит.: Лаанест А. Ижорские диалекты. Таллин, 1966; Ингерманландская эпическая поэзия / Сост. Э.С. Киуру. Петрозаводск, 1990; Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. СПб., 1992. С. 89-109; Рябинин Е.А. Ижора // Природа. 1992. № 9. С. 82-89; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 592-620. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ижора Сойкинского полуострова | |
Рубрики | |
В июле 2000 г. Ленинградским отрядом Северо-Западной этнографической экспедиции была обследована территория Сойкинского полуострова, находящегося на южном берегу Финского залива близ устья р. Луга (Сойкинская волость Кингисеппского района Ленинградской области). Полуостров в начале ХХ в. представлял собой район компактного проживания одной из групп ижор - так называемых сойкинских ижор, говоривших на особом диалекте ижорского языка и составлявших большинство населения прибрежных деревень. В настоящее время значительной частью населения являются мигранты, прибывшие на эти земли в ХХ в., и их потомки. Пришлое население появилось еще в 1930-е гг., когда в Лужской губе развернулось строительство военно-морской базы, называемой местными жителями "вторым Кронштадтом". Во время Великой Отечественной войны ижоры, как и все финноязычные этнические общности оккупированной части Ленинградской области, были вывезены в Финляндию. По возвращении в СССР не все получили право сразу поселиться в родных краях, и процесс возвращения в деревни растянулся на несколько лет. Особенностью региона являлась ориентация местного хозяйства на рыболовство. Традиционным был зимний подледный лов, когда артели рыбаков жили прямо на льду в специальных дощатых или фанерных будках. В промысле участвовали и мужчины, и женщины. Такой способ лова сохранялся вплоть до 1950-х гг. В период навигации в первые десятилетия ХХ в. в море выходили на парусных судах, с 1923 г. на лодки начали устанавливать моторы, а в послевоенное время распространился траловый лов. Земледелие и животноводство не имели товарного значения в прибрежных деревнях и большее развитие получили в поселениях, удаленных от Финского залива. Однако и здесь из-за недостатка удобных для ведения сельского хозяйства земель важную роль играли различные промыслы. В д. Большое Стремленье занимались гончарством. По словам информантов, этот вид деятельности еще в 1910-20-е гг. был весьма доходным: продукцию продавали не только в округе и Петербурге, но даже на территории Финляндии. В д. Валговицы был развит бондарный промысел, также изготовляли сани, телеги. Полевые исследования показали, что в организации хозяйства, в материальной культуре местного русского и ижорского населения практически не наблюдалось этнической специфики. Большее число этнических особенностей сохранялось в сфере духовной культуры (например, в календарной обрядности). Следует отметить, что жители старшего поколения и сегодня, несмотря на ассимиляционные процессы ХХ в., довольно четко определяют себя как ижор и в большинстве случаев владеют ижорским языком. Молодежь за редким исключением говорит только по-русски. Тем не менее у местного населения сохраняется представление о Сойкинском полуострове как древней этнической территории ижор. Немалая роль в сохранении народной культуры и в формировании исторической памяти ижорской этнической общности принадлежит Ижорскому музею в д. Вистино, который поддерживает контакты с исследователями Петербурга и Финляндии. В собрании музея представлены предметы ижорского быта (одежда, утварь). Часть экспозиции посвящена традиционному и современному рыболовству. В Сойкинской волости существуют фольклорные коллективы: ансамбль из д. Горки, исполняющий песни и частушки на ижорском языке, а также молодежная фольклорная группа в д. Вистино, репертуар которой состоит из ижорских песен, записываемых у старожилов. Чистяков, А. Ю. Население Сойкинского полуострова (ижоры и русские) // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 12. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Ижорский музей в деревне Вистино | |
Рубрики | |
Немалая роль в сохранении народной культуры и в формировании исторической памяти ижорской этнической общности принадлежит Ижорскому музею в д. Вистино, который поддерживает контакты с исследователями Петербурга и Финляндии. В собрании музея представлены предметы ижорского быта (одежда, утварь). Часть экспозиции посвящена традиционному и современному рыболовству. В Сойкинской волости существуют фольклорные коллективы: ансамбль из д. Горки, исполняющий песни и частушки на ижорском языке, а также молодежная фольклорная группа в д. Вистино, репертуар которой состоит из ижорских песен, записываемых у старожилов. Чистяков, А. Ю. Население Сойкинского полуострова (ижоры и русские). | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Ижорский народный музей | |
Рубрики | |
ИЖОРСКИЙ НАРОДНЫЙ МУЗЕЙ. Открыт в дер. Вистино (Кингисеппский р-н). 1 окт. 1993 в здании быв. начальной школы при поддержке рыболовецкого колхоза «Балтика». Ныне в подчинении отдела культуры администрации МО «Кингисеппский район». Посвящен истории и традиционной культуре ижоры (преимущественно сойкинской и нижнелужской групп, проживающих в р-не). В экспозиции представлены нар. костюмы, традиционные орудия рыболовецкого промысла, предметы быта, фотографии. Музей ведет большую краевед. работу, цель к-рой сохранение памяти об ижорской культуре и поддержание этнического самосознания ижоры. Большинство экспонатов являются дарами местных жителей. Экспозиция ежегодно обновляется за счет поступления новых экспонатов. Музей принимает участие в орг-ции празднования Иванова дня (см. «Юханнус»), Дня рыбака (традиционный проф. праздник для большинства жителей Сойкинского п-ова, второе воскресенье июля); в 2004 принял активное участие в подготовке и проведении «Ижорского праздника». Ежегодно музей посещают более 1500 чел. из СПб., Лен. обл., Финляндии. Лит.: Конькова О. Ижора // Пчела. 2001. № 34; http://www.pchela.ru/podshiv/34/ijora.htm А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Ижорский праздник | |
Рубрики | |
ИЖОРСКИЙ ПРАЗДНИК, фольклорный фестиваль. Устраивается с целью сохр. культуры ижоры. Впервые состоялся в июне 2004 в дер. Вистино на базе Ижорского народного музея. В 2005 И. п. был объединен с мероприятиями в честь Дня рыбака (второе воскресенье июля), поскольку рыболовство традиционно было гл. занятием ижоры Сойкинского п-ова. В празднике принимают участие фольклорные коллективы Кингисеппского р-на и СПб. Проведение И. п. способствует усилению общественного интереса к истории ижоры. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Петров день – 29 июня (12 июля). | |
Рубрики | |
Ижоры в XVIII–XIX веках отмечали Петров день приношением к священным деревьям еды и питья духам предков. Культ старых деревьев дожил и до наших дней. Так, еще совсем недавно объектом поклонения пожилых женщин были три старые сосны на краю деревни Вистино (Виистина). Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Почитаемые места | |
Рубрики | |
К почитаемым местам относятся природные или созданные человеком объекты, которые народное сознание связывает с потусторонними силами. Далеко не все информанты, опрошенные во время полевых работ на Сойкинском полуострове, могут указать такие объекты. Тем не менее, удалось выявить некоторые из них. Они могут быть подразделены на следующие группы: могилы, деревья, камни, водные источники. К почитаемым могилам относятся, прежде всего, так называемые "шведские могилы" - кургано-жальничные погребения XI-XIV вв. Местные жители считают их захоронениями шведских солдат, погибших во время Северной войны (1700-1721 гг.). Еще в недавнем прошлом "шведские могилы" посещались местными жителями в поминальные дни. Почитаемой может стать и могила человека, отмеченного каким-либо даром. Так, на кладбище в д. Ручьи похоронена монахиня Анастасия, умершая в послевоенные годы. При жизни она умела исцелять некоторые недуги и пророчествовала. Могила Анастасии посещается местными жителями и в настоящее время. Почитаемое место может представлять собой комплекс объектов, например, могилу и дерево (или группу деревьев). Так, "шведские могилы", расположенные в д. Вистино, называют "три сосны", а недалеко от д. Пахомовка, на кладбище находится "дерево-казак", под которым, по преданию, находится погребение неизвестного казака. На этом же кладбище есть общий стол, предназначенный для подношения своеобразных гостинцев во время поминания родственников, которые похоронены где-то далеко от своего селения. Почитаемые деревья могут быть и не связаны с могилами (например, "три дуба" на горе рядом с д. Слободка). Почитаемые камни, в свою очередь, делятся на две подгруппы: 1) камни, вызывающие у находящихся поблизости людей галлюцинации: слышно пение или плач ребенка, ощущаются запахи, будто кто-то готовит блины и т. п.; 2) камни, имеющие необычные природные черты, воспринимаемые как результат человеческой деятельности, получившие народную трактовку: высеченный крест, след детской ножки и т. п. К последней группе почитаемых мест относятся водные источники (естественные и искусственные), обладающие по поверьям целебной силой. Известные на сегодняшний день на Сойкинском полуострове источники так или иначе связываются с христианскими верованиями и представлениями (и ижоры и русские исповедуют православие): освященный колодец (д. Пахомовка); целебный ручей, в истоке которого раньше стояла икона. Почитание могил, камней, деревьев, источников - древняя местная традиция. Ее сохранение даже в трансформированной форме - важное свидетельство устойчивости народной духовной культуры и этнической памяти. Львова Е.С. Почитаемые места у ижорского и русского населения Сойкинского полуострова // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 52. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Праздничная культура Ленинградской области | |
Рубрики | |
ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. Праздник – яркое проявление общенациональной культуры, к-рое имеет глубокий личностный и общественный смысл. Пр-во Лен. обл. разработало целевую программу орг-ции праздников. Важнейшую роль здесь играют гос. праздники. К ним относятся как ист. сложившиеся в сов. период праздники, так и новые, введенные на совр. этапе развития страны. Гос-вом определены также дни проф. праздников, знаменательные дни истории страны. В посл. время возрождается все больше религ. праздников, получающих статус государственных. Особую популярность в обл. имеют праздники нар. календаря, связанные с нач. и завершением трудовых циклов, сменой времен года. Гл. их цель – активизировать отдых, сделать людей участниками массовых зрелищ, игр, состязаний. Традиционным стало проведение в гор. и сел. поселениях обл. Рождественских праздников, Святок, проводов рус. зимы, Масленицы, Пасхи, Троицких гуляний, Ивана Купалы. Они превращаются в красочные театральные представления со скоморохами, молодецкими играми, веселыми конкурсами. Широко отмечается «День Ленинградской области», областной праздник. В этот день во всех гор. и пос. области организуются шествия, фестивали, проходят выставки работ художников и мастеров нар. промыслов, смотр обл. коллективов самодеятельного творчества. Общеобластной характер имеют праздники «Венок Славы Александра Невского» в с. Старая Ладога, а также посвященный А.В. Суворову праздник «Алтарь Отечества» в г. Новая Ладога, ист.-фольклорный праздник «Копорская потеха» (Ломоносовский р-н) и ряд др. военно-исторических праздников. Получили развитие и местные праздники – Дни города, Дни улиц. Проводятся Дни профессий, напр., День металлурга (г. Пикалёво), День рыбака (дер. Вистино Кингисеппского р-на), День работников культуры. Особое место занимают праздники, посвященные вел. поэтам, художникам и композиторам. В частности, с 1986 в Гатчинском р-не организуются Пушкинские праздники, в Волосовском – обл. праздники «Цвет и звук державы Н.К. Рёриха», «Зажигайте сердца». С 1987 проводятся праздники нац. культур: «Древо жизни», вепсский фестиваль, праздник ингерманландских финнов «Юханнус», Ижорский праздник, татарский праздник «Сабантуй» (пос. Шапки Тосненского р-на), обл. праздник «Славянское кольцо» (г. Волосово). В разработке программы праздников и их орг-ции участвуют К-тет по культуре Пр-ва Лен. обл., администрации муниц. образований, Леинградский областной учебно-методический центр культуры и искусства. Лит.: Генкин Д.М. Массовые праздники. М., 1975; Бенифанд А.В. Праздник: Сущность, история, современность. Красноярск, 1986; Войцехович Л. «Алтарь Отечества», областной исторический праздник // Информационный сборник ЛОУМЦКиИ. 2002. № 9. С 6; Васильева А.М. «Славянское кольцо – 2002» // Информационный сборник ЛОУМЦКиИ. 2002. № 10. С. 25; Розина И.В. Карнавал в «Андерсенграде» // Область культуры. 2003. № 6. С. 16-18; Матвеева Р. «И праздник был и музыка звучала!» // Область культуры. 2003. № 12. С. 26-28; Лигвинцова Е. Традиционная Масленица на Ломоносовской земле // Область культуры. 2005. № 4. С. 39-40; Она же. «Копорская потеха–2005» // Область культуры. 2005. № 7-8. С. 50-52; Войцехович Л.Н. Праздник в Изваре // Область культуры. 2006. № 10. С. 23-24. Л.Н. Войцехович | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Фестивали искусств | |
Рубрики | |
ФЕСТИВАЛИ ИСКУССТВ, смотры достижений разл. видов искусства. Как правило, имеют периодичность, проходят в большинстве гор. и нек-рых сел. поселениях Лен. области. С 1980 в г. Луга проводится фестиваль «Театральная весна» – один из старейших в области. В нач. 1990-х возникли фестиваль-конкурс дет. хореогр. коллективов «Тихвинский Лель» (г. Тихвин), Фестиваль кукольных театров Ленинградской области (г. Сланцы), фестиваль-конкурс «Художественное творчество инвалидов» (г. Гатчина), фестиваль камерной классической музыки «Вечера в Монрепо» (г. Выборг), музыкальный фестиваль «Провинциальные встречи мастеров искусств России» (г. Бокситогорск), кинофестиваль «Окно в Европу» и др. Вторая пол. 1990-х – нач. 2000-х гг. стали периодом расцвета фестивального движения, его инициаторами наряду с гос. учреждениями выступали общественные орг-ции и частные лица. К 2006 в Лен. обл. проводилось ок. 100 междунар., межрегиональных, обл., районных и гор. Ф. и. Больше половины из них проходят в гг. Выборг, Гатчина, Луга, Тихвин, Приозерск, Всеволожск, Волосово и Сосноый Бор, к-рые являются лидерами фестивального движения. Наиболее многочисл. и популярны музыкальные и музыкально-хореографические Ф. и., в т. ч. «Балтийский берег» (г. Сосновый Бор), «Весенний ключ» (г. Волхов), «Весенний фейерверк» (пос. Новый Свет Гатчинского района, г. Всеволожск), «Дверь в лето» (г. Выборг), «22 июня, ровно в 4 часа…» (пос. Рахья Всеволожского р-на), «Кумиры XXI века», «Музыка военных лет» (г. Луга), «Ночной вояж» (г. Выборг), «О чем поют солдаты» (г. Тихвин), «Песни о самом главном» (г. Волхов), «Сентябрь в Тихвине» (г. Тихвин), «С песней по жизни» (г. Кириши), «Серенады Выборгского замка» (г. Выборг), «Шаг за горизонт» (г. Волосово), «Ямгородская станица» (г. Кингисепп), а также обл. фестивали ансамблей бального танца (гг. Гатчина, Сосновый Бор), духовной музыки (гг. Выборг, Тосно), бардовской песни (с. Старая Ладога, г. Гатчина, дер. Горбунки Ломоносовского р-на) и др. Среди Ф. и. следует также отметить фольклорные (нар. творчества): «Древо жизни» (с. Винницы Подпорожского р-на), Ижорский праздник (дер. Вистино Кингисеппского р-на), «Киришские кружева» (г. Кириши), «К родным истокам вечная любовь» (г. Кириши), «Лоскутный стиль» (СПб.), «Мировая деревня» (г. п. Рощино, г. Выборг), «Плюсский венок» (г. Сланцы), «Праздничные звоны» (г. Тихвин), «Русский двор» (г. Пикалево), «Святочные забавы в царстве Снегурия» (г. Приозерск); театральные: «Авангард и традиции» (г. Гатчина), «Играй, театр, играй!» (г. Волосово), «Искусство без границ» / «Драматический этюд» (г. Лодейное Поле), «Кукольный дом» (пос. Лесколово Всеволожского р-на), «Театральная весна» (г. Луга), «Театральная осень» (г. Волосово), «Театральный остров» (г. Гатчина); кинофестивали: «Литература и кино» (г. Гатчина), «Лужские кинопосиделки» (г. Луга), «Окно в Европу» (г. Выборг); изобразительного иск-ва: «Сосновоборская мозаика» (г. Сосновый Бор); военно-исторические: «Русская крепость» (г. Приозерск), «Рыцарский замок» (г. Выборг). Особое место в культурной жизни обл. занимают разнообразные фестивали дет. худож. творчества: «Ангел надежды» (г. Всеволожск), «Встречи друзей» (г. Гатчина), «Выборгская весна» (г. Выборг), «Гатчинская радуга» (г. Гатчина), «Джаз-Парнас» (СПб.), «Звезда Рождества» (г. Приозерск), «Звездный дождь» (г. Гатчина), «Золотой петушок» (г. Тихвин), «Ладожские звездочки» (Всеволожский р-н), «Место встречи – Андерсенград» (г. Сосновый Бор), «Музыкальная капель» (г. Всеволожск), «Надежда» (г. Луга), «Подснежник» (гг. Ломоносов, Гатчина), «Рождественская звезда» (г. Лодейное Поле), «Тихвинский Лель» (г. Тихвин), «Тысяча и один шар» (г. Приозерск), «Хрустальный ключ» (г. Сосновый Бор), «Паруса надежды» (г. Гатчина), «Цвет и звук державы Н.К. Рёриха» (г. Волосово, пос. Извара), «Цветы планеты» (гг. Выборг, Гатчина) и др. Ф. и. способствуют объединению общественных и гос. инициатив, направленных на развитие и популяризацию всех видов иск-ва в Лен. области, помогают продвижению культуры региона на междунар. арене. См. также: Праздничная культура Ленинградской области. Лит.: Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий / Сост. Т.В. Голованова, И.А. Базарова. СПб., 2003; Туристический путеводитель по Ленинградской области / Под ред. М.Б. Биржакова. СПб., 2003. С. 297-301; Область культуры: Информационно-методический сб. Спец. вып. 2004. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Фольклорные центры | |
Рубрики | |
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЦЕНТРЫ. Программа развития культуры в Лен. обл. разработана с учетом полиэтнического состава нас. и способствует созданию условий для возрождения, сохр. и развития нац. культуры и языка коренных народов. В г. Выборг с 1999 работает «Вереск», центр русского фольклора, в его составе образцовая дет. фольклорная студия «Вереск», ансамбль «Гусельки». Центром осуществляется программа фольклорных классов в общеобразовательных школах города. В большинстве р-нов обл. созданы и успешно работают разл. фольклорные студии и коллективы. Среди них «Домовушка», народная студия (г. Лодейное Поле), «Цвети, наш край», театр фольклора (г. Тихвин), фольклорный театр «Ямгород» (г. Кингисепп), нар. хор Дома рус. нар. творчества в дер. Новоселье Сланцевского р-на и мн. др. Организуются междунар. и региональные фестивали нац. традиций, культур и ремесел «Мировая деревня», «Плюсский венок». В с. Винницы Подпорожского р-на в 1998 основан Центр вепсского фольклора, к-рый ставит задачей возрождение культуры вепсов, их старинных промыслов и ремесел. На базе Центра работает фольклорный коллектив «Армас», вепсский нац. театр кукол, создан музей, экспозицию к-рого составляют предметы быта вепсского народа. Нац.-культурный центр вепсов работает также в дер. Вонозеро Лодейнопольского р-на. С 1987 организуется «Древо жизни», вепсский фестиваль. В 1995 в дер. Вистино Кингиссепского р-на организован Центр ижорской культуры, при нем работают ижорские фольклорные ансамбли «Рыбачка», «Сойкинские напевы». Открыт Ижорский музей. В 2004 в Вистино состоялся Ижорский праздник. Один из центров фин. культуры находится в пос. Калитино Волосовского р-на. Широко изв. фин. фольклорные коллективы «Рёнтюшки» (дер. Рапполово Всеволожского р-на), дет. ансамбль «Ауринко» (г. п. Кузьмолово Всеволожского р-на). В г. Отрадное Кировского р-на создан балаганный театр, дающий представления на фин. яз. С 1989 на терр. Лен. обл. ежегодно проходит нац. фин. праздник «Юханнус». Карельский нар. культурный центр создан в дер. Андреевщина Лодейнопольского р-на. В 1999 в г. Приозерске впервые состоялся Фестиваль карельского искусства. С 1991 в СПб. работает Фольклорно-этнографический центр (в ведении Мин-ва культуры РФ), к-рый осуществляет разработку региональных программ по созданию местных (обл.) центров традиционной нар. культуры. Лит.: Национально-культурные центры. – http://www.lenobl.ru/culture/nation/centre?notpl=1 Н.В. Назарова | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |