«Зеленый пояс Славы», комплекс мемориальных сооружений
Рубрики
«ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС СЛАВЫ», комплекс мем. сооружений на рубежах битвы за Ленинград 1941-44, созданный с целью увековечить память его героических защитников. Первое сооружение будущего комплекса появилось еще во время ВОВ – это стела между Лигово и Сосновой Поляной (1944; арх. К.Л. Иогансен, В.А. Петров); затем был поставлен обелиск на Петергофском ш. у развилки дорог на Красное Село и Петродворец (1946; те же авторы). В наст. время эти пам. входят в состав мемориала «Кировский вал» на терр. СПб. 23 июня 1956 опубликовано первое решение гор. пр-ва о стр-ве памятников героям обороны Ленинграда. В соответствии с ним были открыты: обелиск у Московского ш. (1957), ныне входящий в мемориал «Штурм» (арх. М.К. Меликова), гранитная стела на 32-м км Петергофского ш. (1961; арх. О.И. Соколова), позднее ставшая частью мемориала «Приморский». Идея о необходимости создания единого комплекса воен. мемориалов вокруг Ленинграда была высказана в 1965 и получила одобрение руководства города. Проект общей планировки мемориала разрабатывался в 1958-64 сотрудниками архит.-планировочного управления Ленгорисполкома и 1-й мастерской ин-та Ленпроект (в состав рабочей группы входили арх. Г.Н. Булдаков, В.Л. Гайкович, М.А. Сементовская). В основу планировки «З. п. с.» положен рубеж обороны, на к-ром в сент. 1941 были остановлены войска противника. Работу по уточнению линии фронта и мест дислокации войск провел Штаб ЛВО. Мемориал возводился «методом народной стройки», в его создании участвовали жители и крупнейшие орг-ции Ленинграда. Общая протяженность «З. п. с.» составила 200 км. Он подразделяется на неск. участков: 1) «Большое блокадное кольцо» (юж. берег Финского зал. в р-не Лигово – Пулковские высоты – севернее г. Пушкин – южнее г. Колпино – г. Кировск – правый берег Невы – зап. берег Ладожского оз. – дер. Верхние и Нижние Никулясы – пос. Васкелово – р. Сестра – сев. берег Финского зал.). На этой терр. расположены мемориалы «Кировский вал», «Пулковский рубеж», «Ополченцы», «Непокореные», «Штурм», «Ижорский таран», «Невский порог», «Невский пятачок», «Прорыв», «Безымянная высота», «Лемболовская твердыня», «Сад мира» и «Сестра». 2) «Малое блокадное кольцо» (г. Петродворец – Гостилицкое ш. – дер. Порожки – р. Воронка – дер. Керново). Он включает в себя мемориалы «Приморский», «Атака», «Якорь», «Январский гром», «Гостилицкий», «Дальний рубеж» и «Берег мужественных». 3) Зап. и вост. участки «Дороги жизни» (дер. Леднево – Кобона – Лаврово – Войкобало) с пам. «Цветок жизни», «Румболовская гора», «Катюша», «Разорванное кольцо», «Переправа», «Стальной путь» и мемориал «Кронштадский» на о. Котлин. В комплекс воен. мемориалов вошли разнообразные архит. произв., сочетающие в единой композиции скульптуру, памятные знаки и сохраненные или восстановленные оборонит. сооружения. Связующим звеном между пам., находящимися на больших расстояниях друг от друга, являются парки, мем. аллеи и скверы. Стр-во первых пам. «З. п. с.» завершено в 1965, в 20-ю годовщину Победы. На местах будущих мемориалов были поставлены закладные камни, высажены первые деревья. В том же году проекты, разработанные ленингр. арх. и скульп., были выставлены в Исполкоме Ленгорсовета, а в начале 1966 – в Доме архитектора. Стр-во мемориалов велось в неск. этапов. Первые были построены к 9 мая 1967. В кон. 1960-х – нач. 1970-х работы продолжались, большинство объектов было завершено к маю 1975 (30-я годовщина Победы). К этому времени на быв. линии фронта находилось свыше 80 пам., обелисков и иных сооружений. В качестве самостоят. элементов в состав «З. п. с.» включены братские воинские кладб. и захоронения, образцы воен. техники, здания и сооружения, отмеченные мем. досками (напр., здание в пос. Борисова Грива, где в 1941-42 располагался эвакопункт). В 1974 «З. п. с.» получил статус пам. истории республ. значения и был принят под охрану гос-ва. Его символическим центром является Монумент героическим защитникам Ленинграда, открытый 9 мая 1975 на пл. Победы в СПб. Стр-во продолжалось во второй пол. 1970-х – первой пол. 1980-х. В этот период совершенствовались уже построенные и создавались новые мемориалы, благоустраивалась прилегающая терр., высаживались деревья. Лит.: Лукьянов Ю.А. Рубежи стойкости и мужества. Л., 1985. С. 65-171; Ганшин В., Сердобольский О. Кольцо памяти, кольцо славы. Л., 1988. С. 60-118; Семенова Т.М. «Каменная летопись» Великой Отечественной войны // Труды ГМИ СПб. Вып. 5. СПб., 2000. С. 324-343. И.А. Карпенко
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Календарные обряды (ингерманландские финны)
Рубрики
В ходе экспедиции 1999 г. в Усть-Лужской волости Кингисеппского района и в Волосовском районе Ленинградской области сотрудниками отряда были обследованы финноязычные этнические общности (водь, ижора, ингерманландские финны) и русские, населяющие Ингерманландию. Следует отметить, что население региона неоднородно по вероисповеданию: финны являются лютеранами, а водь, ижора и русские - православными. В ходе исследования календарной обрядности этих этнических общностей были выявлены следующие праздники, связанные с поминовением усопших (т.е. с посещением кладбища и совершением там определенных действий): Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Радуница, Родительские субботы. 1.Вербное воскресенье. У води, ижоры и русских Кингисеппского и Волосовского районов в этот день было принято посещать кладбище и приносить с собой яйца, конфеты и т.д., которые оставляли на могилах вместе с несколькими веточками вербы. В некоторых деревнях финны также приходили кладбище в этот день (например, д. Кирьямо Кингисеппского района). В то же время в ряде деревень у финнов такой обычай зафиксирован не был (например, д. Везиково Волосовского района). 2.Пасха. У ижоры (например, в д. Лужицы Кингисеппского района) в этот день приходили на кладбище и там поминали: приносили с собой яйца и крупу, которую рассыпали на могиле, а яйца или крошили на могиле или съедали сами прямо на кладбище (спиртное при этом не употребляли). Подобные обряды были характерны и для финнов. У води, а также у русских на Пасху кладбище как правило не посещали (информанты из Волосовского района указывают, что в этот день на кладбище ходили только староверы). 3.Троица. Водское население Кингисеппского района на кладбище на Троицу ходило и приносило с собой яйца, крашенные березовым листом в желтый цвет. В могилы втыкали веточки березы или, что характерно только для води, ставили их шалашиком вокруг креста. Та же самая информация была получена от финнов как Волосовского, так и Кингисеппского районов. Ижоры же на саму Троицу на кладбище не ходили: было принято посещать могилы накануне, в Родительскую субботу. Сведения, полученные от русского населения более противоречивы: В Кингисеппском районе на кладбище ходили не на саму Троицу, а накануне в Родительскую субботу; в Волосовском районе в большинстве своем на кладбище русские ходили непосредственно в день Троицы. 4.Радуница и Родительские субботы. Что касается этих праздников, то информация о них представляется более однородной: для води, ижоры и русских Кингисеппского района Лениградской области характерно существование этих праздников, а финнами эти праздники не отмечались. Таким образом, несмотря на многовековое соседство води, финнов, ижоры и русских, культурное своеобразие этих этнических общностей на примере поминальной стороны календарных праздников в значительной мере сохранилось. В то же время, в обрядности рассмотренных праздников у этнических общностей Ингерманландии выявлен ряд отличий. Причиной этого, не в последнюю очередь, является конфессиональная принадлежность, так как у лютеран памятных дат, связанных с поминовением усопших, было меньше. Кроме того зафиксированы локальные различия у значительных по численности этнических общностей региона: финнов (относительно обрядности Вербного воскресенья) и русских (обрядность Пасхи, Троицы). Киселев С.Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Кингисеппский район
Рубрики
КИНГИСЕППСКИЙ РАЙОН в составе Лен. обл. Население 74,3 тыс. чел., в т. ч. 52,1 тыс. чел. проживают в адм. центре – г. Кингисепп. Терр. – 2842,1 кв. км. Включает 191 сел. поселение. Образован в 1927. Граничит с Ломоносовским, Волосовским и Сланцевским р-нами, Эстонией. Через р-н проходит Таллиннское ш., ж.-д. пути связывают К. р. с СПб., Эстонией. С сер. 1990-х в Лужской губе ведется стр-во портовых сооружений, в т. ч. паромного комплекса «Усть-Луга – Балтийск – порты Германии» (см. Усть-Луга). Зап. часть К. р. находится на Принарвской низменности, вост. – на Ижорской возвышенности. В К. р. мн. озер: Липовское, Белое, Хаболовское, Судачье, Бабинское, Глубокое, Копанское. Осн. реки: Луга, Нарова, Россонь, Систа. Ок. 12% пл. заболочено. Границы р-на проходят по Нарвскому и Финскому зал. В состав К. р. входят и о-ва Финского зал. (Гогланд, Сескар, Мощный). Среди ценных природных объектов: карстовые источники у дер. Велькота, дюны «Лисьи Горы» у г. Кингисепп, обнажения пород девона в долине р. Хревицы от дер. Ивановское до устья. С целью сохр. исчезающих видов животных и растений созданы заказники «Кургальский», «Котельский», «Дубравы у дер. Велькота». На терр. района сохр. многочисл. археол. памятники, связанные со ср.-век. прибалт.-фин. населением – предками ижоры и води, а также со славянами. Близ дер. Кайболово обнаружены остатки городища нач. XIII в. На старых деревенских кладб. (напр., дер. Монастырьки, Мышкино) сохр. отд. намогильные каменные кресты XV–XVI вв. В XVIII–XIX вв. на терр. К. р. возникли помещичьи усадьбы (мызы): Утешение, Великино, Преображенка, Сала, Лялицы, Мариенгоф, Новопятницкое, Нежинская (Нежново) и др. Наибольшую архит. ценность представляет усадебно-парковый ансамбль Котлы. С 1960-х важная роль в экономике р-на принадлежит пром. произ-ву: развивается хим., пищевая, рыбоперерабатывающая пром-ть (см. Кингисепп), ведутся лесозаготовки, разрабатываются месторождения известняка. Осн. отрасль сел. х-ва – животноводство. В К. р. (включая г. Кингисепп) функционируют 24 учреждения клубного типа и 24 б-ки, к-рые ежегодно посещают 35 тыс. чел. (см.: Кингисеппская библиотека детская, Кингисеппская библиотека центральная районная, Кузёмкинская библиотека сельская). Многие сел. б-ки являются центрами культурного досуга: в Пустомержской сел. б-ке собирается краевед. клуб «Пустомержский край – земля моя родная», в Нежновской – клуб любителей иск-ва при музейном уголке О.А. Кипренского, в Ивановской – клуб пожилых людей «Мои года – мое богатство». В К. р. работают Кингисеппский историко-краеведческий музей, Ижорский народный музей. Проводятся мероприятия, ориентированные на возрождение культур малочисл. финноязычных народов (см.: Ижорский праздник, Лужицы). Издаются газ. «Восточный берег», «Время». С 2002 на о-ве Гогланд ведется стр-во междунар. туристического центра на 350 мест, первая очередь к-рого вступила в строй в 2004 (гостиница на 32 места, причал на 30 яхт или катеров). Правосл. приходы функционируют в г. Кингисепп, дер. Котлы, Ополье, Ручьи, пос. Усть-Луга, Ивановское (см. также: Екатерины Великомученицы собор, цц. Михаила Архангела в дер. Удосолово, Николая Чудотворца Святителя в дер. Котлы). Приходы Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии зарегистрированы в дер. Большое Кузёмкино и г. Кингисепп. В прошлом сел. лютеранские церкви находились в Котлах, Заозерье (приход Сойкино), Калливере, Новоселках (не сохр.). Прихожанами лютеранских ц. были ингерманландские финны, эстонцы, немцы. С 1995 в К. р. функционирует Центр соц. реабилитации наркозависимых и алкоголиков «Новая жизнь» (в дер. Преображенка, с 1998 перенесен в дер. Котлы). Лит.: Жулев П.И. Очерк истории Кингисеппского уезда и города Кингисеппа (бывшего Яма – Ямбурга). Кингисепп, 1924; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 58-59. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Мариенгоф, усадьба
Рубрики
МАРИЕНГОФ, усадьба в Кингисеппском р-не. Местность у впадения р. Солки в р. Лугу, называвшаяся Терпигорьем, была родовым поместьем ген.-аншефа бар. Ф.-В. Блекена, предки к-рого владели этой землей в XVII в. С 1764 хозяйкой мызы Мариенгоф, назв. так по имени владелицы, стала дочь Блекена бар. Шарлота-Мария Корф. Через 10 лет мыза была продана ген. консулу швед. купечества в Нарве Е.И. Дельфину. При нем в 1780-е построен кам. усадебный дом в духе классицизма, сохранявшийся без перестроек до 1917. С 1810 до рев-ции 1917 хозяевами М. были дворяне Резвые. При ген.-лейт. Д.П. Резвом расширен усадебный парк, за к-рым отведено место для хоз. служб. Поэтичное описание М. дал Н.Н. Врангель в журн. «Старые годы» в 1910. В наст. время центральная часть быв. усадьбы занята деревенскими строениями, на фундаменте дома XVIII в. построен сел. клуб. Сохр. старые деревья и следы первоначальной планировки парка на берегу Солки. Лит.: Мурашова Н.В., Мыслина Л. П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003. С. 9-25. Ю М. Пирютко
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ремесла. Промыслы (ингерманландские финны)
Рубрики
В результате Северной войны 1700-1721 Ингерманландия была возвращена России. В 1703 началось строительство Санкт-Петербурга. В нём с самого начала были жители - финны, так как город вобрал в себя множество населённых ингерманландцами деревень. В 1820 в Петербурге насчитывалось 5800 финнов, к 1869 их число возросло до 15100, к 1890 до 21300, но уже в 1897 проживало 17600, а в 1910 -15000. Около половины всех переселенцев были выходцами из городов, значительная часть были ремесленники и квалифицированные рабочие. Наиболее характерными для петербургских финнов были профессии ткача, прядильщика, портного, сапожника, столяра, плотника. Многие были заняты в металлургической промышленности, они работали в небольших мастерских и на всех крупных предприятиях (у Нобеля, Путилова, Лесснера и др.), Специфически финской была профессия трубочиста: в 1869 они составляли 62% всех столичных трубочистов. В целом в промышленности и ремёслах было занято св. 4/5 всех петербургских финнов. Женщины работали в качестве прислуги (св. 60%), а также в текстильной промышленности. В окрестностях столицы финны занимались главным образом извозом, ремёслами и торговлей. Ремесленные занятия, даже в рамках собственного хозяйства, были у местных финнов развиты слабо. С. Халтсонен, один из лучших специалистов по традиционной культуре финноязычного населения края, писал что финны-ингерманландцы ремесленниками «не славятся», хотя среди них есть хорошие кузнецы, но в основном хозяйственный инвентарь финские крестьяне сами не изготавливали, а приобретали за деньги. Но все же ремесленники были и среди местных финнов. Так, известны, мастера, изготовлявшие «финские сани»; на Карельском перешейке, в приходе Валкъярви, делали колесные транспортные средства: брички, коляски и т. п., а в Усть-Луге – плотники-корабелы, специализировались на изготовлении лодок и парусников. Традиционными промыслами для финнов-ингерманландцев были морское и речное рыболовство, охота на тюленя, лесные промыслы – смолокурение, заготовка банных веников, метел, плетение корзин и лукошек, заготовка ивовой коры для дубления кож, деревообработка, в том числе изготовление деревянной утвари. Многие финские крестьяне держали пчел, мед всегда был в цене. В ближайших окрестностях столицы разводили яблоневые сады и садовые ягоды, привозили на рынки и лесные ягоды и грибы. В городе можно было выгодно продать также сено и солому, веники, осиновую кору, мочало и т.д. К наиболее специализированным промыслам относились также распиловка льда в зимнюю пору и доставка его в погреба горожан и рестораны.
Тематические группировки
подробнее…
Усть-Луга, пос.
Рубрики
УСТЬ-ЛУГА, поселок в Кингисеппском р-не. Нас. – 1990 чел., наряду с рус. нас. в У.-Л. и окрестностях проживают представители ижоры и води. Расположен в устье р. Луга. К У.-Л. примыкает дер. Краколье. Пос. возник после открытия в 1931 ж.-д. ветки Усть-Луга – Котлы (ж.-д. ст. Усть-Луга находится на правом берегу р. Луга). Развитию инфраструктуры способствовало начавшееся в 1934 стр-во в Лужской губе воен. базы Балтийского флота, уничтоженной в 1941. С сер. 1990-х в р-не У.-Л. ведется сооружение сухогрузного мор. порта, предполагается стр-во поселка гор. типа на 20 тыс. жит. В здании клуба с 1999 действует ц. Свят. Николая Чудотворца. В 1997 был заложен мор. собор Пресв. Троицы. Лит.: Конькова О.И. Вопросы ранней истории финноязычного населения нижнего течения р. Луги // Население Ленинградской области: Материалы и иссл. по истории и традиционной культуре. СПб., 1992. С. 92-106; Аристов В. Война на Кингисеппском взморье. Тайна «Второго Кронштадта» // Книга памяти к 50-летию Великой Победы. Кингисепп, 1995. С. 9-17; Волкова Е.А., Храмцов В.Н., Исаченко Г.А., Бубличенко Ю.Н., Бубличенко А.Г. Макарова М.А. Комплексное картографирование природной среды побережья Финского залива (район Лужской губы). СПб., 2001. С. 8-15. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Финский залив
Рубрики
ФИНСКИЙ ЗАЛИВ, в вост. части Балтийского моря. Пл. – ок. 29,8 тыс. кв. км (7% пл. Балтийского моря). Дл. – 400 км (от п-ва Ханко до СПб.). Максимальная шир. – 130 км (у зап. границ Лен. обл., на меридиане о-ва Мощный). В Невской губе (т. н. вершина Ф. з.) шир. составляет 15-20 км., в р-не п-ва Ханко (т. н. горло Ф. з.) – 70-75 км. Максимальная глубина 123 м, ср. глубина ок. 40 м. Вост. часть залива мелководна (ср. глубина 7 м). Рельеф дна холмисто-грядовый, в вост. части из-за выноса реками большого кол-ва осадочного материала дно представляет собой хорошо выровненные аккумулятивные равнины. В Ф. з. впадают рр. Нева, Луга, Нарва. Пл. водосбора 421 тыс. кв. км. Сайменский канал соединил с Ф. з. озера Вост. Финляндии. В Лен. обл. Ф. з. образует неск. малых заливов, среди к-рых наиб. являются Нарвский, Копорский и Выборгский заливы, Лужская губа. Вост. частью Ф. з. является Невская губа. Значительный приток пресной воды обусловил низкую соленость вод – 6% (поверхностных вод – 2-3%), что ниже, чем у Балтийского моря. Осн. о-ва в Лен. обл. – Б. Березовый, Зап. Березовый, Сев. Березовый, Высоцкий, Мощный; в СПб. – Котлин. Лед на Ф. з. образуется в дек., сходит в апр. (в ср. 110-130 дней). Сев. берег скалист, здесь много шхер. Юж. и вост. берега низменные. Низменность вдоль юж. берега Ф. з. ограничена глинтом, к-рый состоит из плоских террас, поднимающихся уступами вверх и представлящих собой берег древнего моря. В раннее Средневековье по Ф. з. проходил торг. «Путь из варяг в греки». В Лен. обл. на побережье Ф. з. находятся гг. Выборг, Высоцк, Приморск, Сосновый Бор; в Финляндии – Хельсинки, Котка, Ловиса; в Эстонии – Таллин, Кохтла-Ярве, Палдиски. Развивается судох-во. Осн. порты: СПб., Выборг (Россия), Таллин (Эстония), Хельсинки, Котка (Финляндия). Ведется стр-во портовых сооружений в р-нах пос. Усть-Луга и г. Приморск. С 1978 на Ф. з. строится Комплекс сооружений по защите СПб. от наводнений (дамба). Побережье залива имеет рекреационное значение. В Лен. обл. прибрежная зона пользуется популярностью у любителей подледного лова. В последние годы развиваются иссл. в сфере археологии подводной. Лит.: Евгеньев Г.Е. По Финскому заливу: Путеводитель. М., 1964; Гидрометеорология и гидрохимия морей СССР. Т. 3: Балтийское море. СПб., 1992; Антонов А.Е. Настоящее и будущее Балтики (долгосрочный метеорологический прогноз). СПб., 1994; Глазкова Е.А. Флора островов восточной части Финского залива: Состав и анализ. СПб., 2001. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Шоссейные дороги
Рубрики
ШОССЕЙНЫЕ ДОРОГИ, автомоб. (в прошлом гужевые) дороги с твердым покрытием. Первой Ш. д. в России стала прошедшая по терр. совр. Лен. обл. трасса Москва – СПб., построенная в 1817-35 (реконструирована в 1946-61). В наст. время по Лен. обл. проходят пять автомоб. трасс федерального значения. Это «Россия» (М10): Москва – СПб. (761 км, по терр. Лен. обл. – 120 км); «Скандинавия» (Е18): СПб. – Выборг – Финляндия (по терр. обл. – 160 км); «Кола» (М18): СПб. – Петрозаводск – Мурманск (1200 км, по терр. обл. – 220 км); СПб.– Псков (М20) (260 км, по терр. обл. 160 км); СПб. – Нарва – Таллин (Е20) (по терр. области 140 км). По Лен. обл. проходит часть кольцевой автодороги вокруг СПб. (завершение стр-ва планируется к 2008). Ведется стр-во и реконструкция Ш. д. к портовым сооружениям в Усть-Луге, Приморске, Высоцке, началось проектирование дороги Усть-Луга – Великий Новгород (предполагаемая длина – 269 км, из них 180 км на терр. Лен. обл.). Стр-во Ш. д. ведется за счет средств федерального и регионального бюджетов. Гл. подрядные орг-ции, работающие на стр-ве Ш. д. в Лен. обл.: «Дорстройпроект», «Дортрансстрой», «Мостострой-6», «Рощинодорстрой». В ходе адм.-терр. реформы ответственность за содержание дорог в пределах населенных пунктов возложена на муниц. образования первого уровня, в пределах р-нов – на муниц. образования второго уровня. Лит.: Сорокин Ю.К. Первое шоссе России (Москва – Санкт-Петербург). М., 1996; Ленинградская область. Санкт-Петербург: Большой автодорожный и справочный атлас. СПб., 2006. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…