| 
                    
            Заговоры и заклинания
    
                 | 
            
                                                                                    
                                                    | 
                        Рубрики
                     | 
                                                    
                                            
                                     | 
            
                                                        
                                                | 
                                            
            Долго сохранялись у ижорцев заговоры и заклинания – древнейшие формы устной поэзии. Ритмически и стилистически они близки эпическим песням, но в отличие от песен заговоры не пелись, а произносились. До наших дней дошли заклинания при первом выгоне скота на пастбище, заклинание от укуса гадюки, заговоры от зависти и сглаза, от болезней, вывихов и ран. Красивейший заговор заблудившегося в лесу был записан от Кристины Андреевой (родилась в 1877 году) из деревни Андреевщина:
Лесной петух, золотой павлин,
Золотой лесной король,
Лесной петух с золотым гребнем,
Откуда увел, туда приведи,
Направь правила к дому.
Пусть не колдует колдун,
Пусть завистник не смотрит...
Заговоры были часто связаны с магическими действиями, направленными на защиту человека, его скота и урожая от различных бед. Особое значение в подобных действиях играли режущие и колющие орудия. Так, утром пасхального дня, держа их в руках, обходили двор, чтобы не водились змеи. Ножи и косы использовались в магическом обряде в Егорьев день. Нож раньше являлся необходимой частью одежды каждого ижора, жених обязательно дарил его невесте перед самой свадьбой, нож клали в могилу рядом с головой, у пояса или у ног умершего. Вероятно, ношение ножа имело значение оберега.
Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с.
С. 89–109.
    
                                     | 
            
                                                                    
                                                    | 
                        Тематические группировки
                     | 
                                                    
                                            
                                     | 
            
                                    
    | 
        подробнее…
     | 
                                                
                                                                        
                | 
                    
            Карелы
    
                 | 
            
                                                                                    
                                                    | 
                        Рубрики
                     | 
                                                    
                                            
                                     | 
            
                                                        
                                                | 
                                            
            КАРЕЛЫ (самоназвание – карьялайзет), этническая общность. В составе К. выделяется ряд этнолокальных групп. Карельский яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи и включает три диалекта: собственно карельский, ливвиковский и людиковский. Согласно переписи нас. 2002, в РФ зафиксировано 93344 карела, в т. ч. в Лен. обл. – 2057 чел.  На терр. Лен. обл. имеются два ареала компактного проживания К. Один из них образовался в XVII в. в верховьях р. Чагода (ныне – Бокситогорского р-н), где сформировалась группа тихвинских карел. Другой ареал расположен севернее р. Свирь в Лодейнопольском р-не (группа деревень Андреевщина, быв. Кондуши). Самоназв. тихвинских К. – карьялазет/кариалазет, ливвиков – ливгиляйне, ливвикёй. У тихвинских К. сформировался особый говор собственно карельского диалекта, лодейнопольские К. говорят в быту на ливвиковском диалекте. Осн. часть тихвинских К. в прошлом – старообрядцы-беспоповцы, ливвики – правосл. христиане. Осн. х-ва тихвинских и лодейнопольских К. в XIX – нач. ХХ вв. – земледелие и животноводство. Подсобную роль играли охота и рыболовство, лесные промыслы, в т. ч. лесозаготовки. Из домашних ремесел получили развитие бондарное, ткацкое произ-ва, вышивка, вязание, плетение из бересты, резьба и роспись по дереву. Преобладают дер. с прибрежно-рядовой и уличной планировками. Традиционное жилище – срубная изба западно- и севернорус. типа. Традиционный костюм близок севернорусскому. Осн. питания – мучные и крупяные изделия, а также овощи, грибы, ягоды, рыба, молочные продукты, реже – мясо. Повседневные напитки  – репный квас, чай, праздничный – пиво. У ст. поколения сохр. представления о духах-хозяевах воды, леса, дома, хоз. построек. Сохр. традиция обрядовой причети, сформировались предания, бытуют сказки, малые формы фольклора.
Лит.: Макаров Г.Н., Рягоев В.Д. Образцы карельской речи: Говоры ливвиковского диалекта карельского языка. Л., 1969; Рягоев В.Д. Образцы карельской речи (Тихвинский говор собственно карельского диалекта). Л., 1980; Фишман О.М. Жизнь по вере: Тихвинские карелы-старообрядцы. М., 2003.
С.Б. Егоров
    
                                     | 
            
                                                        
                                                    | 
                        Авторы
                     | 
                                                    
                                            
                                     | 
            
                                                        
                                                    | 
                        Тематические группировки
                     | 
                                                    
                                            
                                     | 
            
                                                        
                                                | 
                                            
                                     | 
            
                        
    | 
        подробнее…
     | 
                                                
                                                                        
                | 
                    
            Фольклорные центры
    
                 | 
            
                                                                                    
                                                    | 
                        Рубрики
                     | 
                                                    
                                            
                                     | 
            
                                                        
                                                | 
                                            
            ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЦЕНТРЫ. Программа развития культуры в Лен. обл. разработана с учетом полиэтнического состава нас. и способствует созданию условий для возрождения, сохр. и развития нац. культуры и языка коренных народов. В г. Выборг с 1999 работает «Вереск», центр русского фольклора, в его составе образцовая дет. фольклорная студия «Вереск», ансамбль «Гусельки». Центром осуществляется программа фольклорных классов в общеобразовательных школах города. В большинстве р-нов обл. созданы и успешно работают разл. фольклорные студии и коллективы. Среди них «Домовушка», народная студия (г. Лодейное Поле), «Цвети, наш край», театр фольклора (г. Тихвин), фольклорный театр «Ямгород» (г. Кингисепп), нар. хор Дома рус. нар. творчества в дер. Новоселье Сланцевского р-на и мн. др. Организуются междунар. и региональные фестивали нац. традиций, культур и ремесел «Мировая деревня», «Плюсский венок». В с. Винницы Подпорожского р-на в 1998 основан Центр вепсского фольклора, к-рый ставит задачей возрождение культуры вепсов, их старинных промыслов и ремесел. На базе Центра работает фольклорный коллектив «Армас», вепсский нац. театр кукол, создан музей, экспозицию к-рого составляют предметы быта вепсского народа. Нац.-культурный центр вепсов работает также в дер. Вонозеро Лодейнопольского р-на. С 1987 организуется «Древо жизни», вепсский фестиваль. В 1995 в дер. Вистино Кингиссепского р-на организован Центр ижорской культуры, при нем работают ижорские фольклорные ансамбли «Рыбачка», «Сойкинские напевы». Открыт Ижорский музей. В 2004 в Вистино состоялся Ижорский праздник. Один из центров фин. культуры находится в пос. Калитино Волосовского р-на. Широко изв. фин. фольклорные коллективы «Рёнтюшки» (дер. Рапполово Всеволожского р-на), дет. ансамбль «Ауринко» (г. п. Кузьмолово Всеволожского р-на). В г. Отрадное Кировского р-на создан балаганный театр, дающий представления на фин. яз. С 1989 на терр. Лен. обл. ежегодно проходит нац. фин. праздник «Юханнус». Карельский нар. культурный центр создан  в дер. Андреевщина Лодейнопольского р-на.  В 1999 в г. Приозерске впервые состоялся Фестиваль карельского искусства. С 1991 в СПб. работает Фольклорно-этнографический центр (в ведении Мин-ва культуры РФ), к-рый осуществляет разработку региональных программ по созданию местных (обл.) центров традиционной нар. культуры.
Лит.: Национально-культурные центры. –  http://www.lenobl.ru/culture/nation/centre?notpl=1
Н.В. Назарова
    
                                     | 
            
                                                        
                                                    | 
                        Авторы
                     | 
                                                    
                                            
                                     | 
            
                                                                    
                                                | 
                                            
                                     | 
            
                        
    | 
        подробнее…
     |