Адреса
/
Ленинградская обл/Лодейнопольский р-н/Вонозеро д
Знахари и знахарство | |
Рубрики | |
Термин «знахарь» или «колдун» мало употребляется вепсами. Подобных людей называют преимущественно знающими или просто дедко, бабушка. Как правило, помощь при родах в прошлом чаще всего осуществлялась знахарками. Если таковой не являлась мать или свекровь роженицы, приглашали бабушек. С развитием медицинского обслуживания, особенно с появлением больницы в райцентре, потребность в этом отпала. Однако в сложных случаях местные знахарки были бессильны помочь. Основными функциями знающих людей являлось лечение людей и животных. Перечень болезней, подлежащих лечению, традиционен. Это грыжа, боль зубов, кила, то есть гнойный нарыв, грудница; лечат также от черва - укуса змеи, от волоса. Порчу снимать умели лишь наиболее сильные знахари. В этом случае, предварительно гадают - испорчен человек или нет, и если испорчен, то кто это сделал. Заговоры произносятся на воду, соль, мазь для натирания, иногда хлеб или луковицу. В деревнях Тихвинского р-на бытуют заговоры и на русском, и на вепсском языках. Здесь совершенно не встречается использование в ритуалах растений – травами лечат простуду и расстройства пищеварения. Несколько иная картина наблюдается в деревнях, расположенных ближе к р. Оять. Здесь травы используются гораздо чаще, в том числе и для наведения порчи и в качестве оберегов. Тоже можно сказать и о лечении животных. В д.Вонозеро известны средства помощи при отеле, а также способы приспособить к дойке первый раз отелившуюся корову. При этом используются ветки березы, осины и др. Вообще, к помощи знахарей в подобных случаях прибегают не часто. Более простые расстройства хозяйки умеют лечить сами, а с более сложными обращаются к ветеринару, так как иногда встречается мнение, что «бабушки» мало чем могут помочь. Лечил животных преимущественно тот же человек, который мог возвращать пропавших в лесу. Людей и скотину, попавших «на худой след» повсеместно ищут по сходной схеме. Человек, к которому обращаются за помощью, предварительно гадает - жив пропавший или нет, после чего на перекрестке трех дорог выкладываются палочки рябины и произносится текст, обращенный к Хозяину леса. Вместо рябины может использоваться горбушка хлеба или сахар. Обратившемуся за помощью гарантируется возвращение пропавшего через несколько дней. Залогом успеха является своевременное обращение к колдуну, то есть в течение девяти дней со дня пропажи. Возвращением пропавших в основном занимаются те же знающие, что дают обход пастухам. Это чаще бывают мужчины. Некоторые утверждают, что возвращение животных и людей - основной мотив обращения к колдунам. Знахарями могут быть как мужчины, так и женщины. Причем о мужчинах говорят скорее как о колдунах. В ходе экспедиции ни одного «сильного» колдуна встретить не удалось. Последние из них, по рассказам, умерли несколько лет тому назад. Заниматься знахарством можно только до тех пор, пока не выпали зубы - потом наступает бессилие. Передавали знание в основном по наследству – младшим родственникам. Самый распространенный способ передачи - записать заговоры, особенно если они на вепсском языке, а тот, кого учат, по-вепсски не понимает. Человека старше себя научить нельзя. Иногда передать можно только первому или последнему ребенку в семье. За неимением прямых наследников могли научить кого-либо чужого. Есть также сведения о том, что перед смертью свою силу можно перенести на какой-нибудь предмет, обязательно неметаллический - тряпку, палку - и бросить в лесу. Довольно устойчиво представление о том, что не передавшим знание знахарям будет тяжело умирать. В деревнях со смешанным населением русские обращаются за помощью к русским знахарям, а вепсы - к вепсам. Тексты используемых заговоров у тех и других как вепские, так и русские. Также было упомянуто следующее ограничение: лечить можно только «масть в масть», то есть человека с таким же цветом волос, как у знахаря, или «кровь в кровь», то есть с одинаковой группой крови. В противном случае лечение не поможет. Деньги за услуги берут только те, кто по заказу напускает порчу, и те, кто ее потом снимает. За лечение, поиски пропавших, иногда приворот плату брать категорически нельзя. Мотивируется это или тем, что не принято, или тем, что пропадут способности. В качестве подарков приносят чей, конфеты, женщинам - материал на платье. Некоторые говорят, что за лечение нельзя говорить «спасибо». Сами знахари, как правило, утверждают, что и подарки брать нельзя. Отношение местного населения к подобным людям преимущественно спокойное. С теми, кто может напустить порчу, опасаются конфликтовать, а в остальном знахари воспринимаются как люди общественно полезные и обычные. В недавнем прошлом, люди, владеющие теми или иными навыками традиционной медицины / магии, встречались практически в каждой деревне, а в некоторых местах и во множестве. | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Фольклорные центры | |
Рубрики | |
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЦЕНТРЫ. Программа развития культуры в Лен. обл. разработана с учетом полиэтнического состава нас. и способствует созданию условий для возрождения, сохр. и развития нац. культуры и языка коренных народов. В г. Выборг с 1999 работает «Вереск», центр русского фольклора, в его составе образцовая дет. фольклорная студия «Вереск», ансамбль «Гусельки». Центром осуществляется программа фольклорных классов в общеобразовательных школах города. В большинстве р-нов обл. созданы и успешно работают разл. фольклорные студии и коллективы. Среди них «Домовушка», народная студия (г. Лодейное Поле), «Цвети, наш край», театр фольклора (г. Тихвин), фольклорный театр «Ямгород» (г. Кингисепп), нар. хор Дома рус. нар. творчества в дер. Новоселье Сланцевского р-на и мн. др. Организуются междунар. и региональные фестивали нац. традиций, культур и ремесел «Мировая деревня», «Плюсский венок». В с. Винницы Подпорожского р-на в 1998 основан Центр вепсского фольклора, к-рый ставит задачей возрождение культуры вепсов, их старинных промыслов и ремесел. На базе Центра работает фольклорный коллектив «Армас», вепсский нац. театр кукол, создан музей, экспозицию к-рого составляют предметы быта вепсского народа. Нац.-культурный центр вепсов работает также в дер. Вонозеро Лодейнопольского р-на. С 1987 организуется «Древо жизни», вепсский фестиваль. В 1995 в дер. Вистино Кингиссепского р-на организован Центр ижорской культуры, при нем работают ижорские фольклорные ансамбли «Рыбачка», «Сойкинские напевы». Открыт Ижорский музей. В 2004 в Вистино состоялся Ижорский праздник. Один из центров фин. культуры находится в пос. Калитино Волосовского р-на. Широко изв. фин. фольклорные коллективы «Рёнтюшки» (дер. Рапполово Всеволожского р-на), дет. ансамбль «Ауринко» (г. п. Кузьмолово Всеволожского р-на). В г. Отрадное Кировского р-на создан балаганный театр, дающий представления на фин. яз. С 1989 на терр. Лен. обл. ежегодно проходит нац. фин. праздник «Юханнус». Карельский нар. культурный центр создан в дер. Андреевщина Лодейнопольского р-на. В 1999 в г. Приозерске впервые состоялся Фестиваль карельского искусства. С 1991 в СПб. работает Фольклорно-этнографический центр (в ведении Мин-ва культуры РФ), к-рый осуществляет разработку региональных программ по созданию местных (обл.) центров традиционной нар. культуры. Лит.: Национально-культурные центры. – http://www.lenobl.ru/culture/nation/centre?notpl=1 Н.В. Назарова | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
«Энарьне ма» | |
Рубрики | |
Каждое лето в Лодейнопольском районе Ленинградской области в деревне Вонозеро проходит традиционный праздник национальной вепсской культуры «Энарьне ма», в переводе с вепсского – Вонозерская земля. В нем принимают участие коллективы художественной самодеятельности из Карелии, Подпорожья, Лодейного Поля, Тихвина. В программе праздника: традиционный аукцион, оятская кадриль, вепсский рукопашный бой, выставка изделий декоративно-прикладного искусства. Проходят конкурсы «Бой петухов», «Столб» - в землю вкапывается высокий столб с призами на верхушке, чтобы каждый мог показать себя – забраться на верх за призом, игра «Медовуха», в которой кружка с пивом передается друг другу, и каждый должен сказать тост и сделать глоток из кружки. Можно также попробовать вепсскую выпечку и кашу. В рамках праздника проходят также семинары-практикумы и показ одежды, посвященные истории вепсского национального костюма. | |
Тематические группировки | |
подробнее… |