Адреса
/
Ленинградская обл/Подпорожский р-н/Курба п
Венчание | |
Рубрики | |
В день венчания родственники собирались в доме жениха, перед отъездом к невесте обедали. Перед выходом из дома родственники проходили друг за другом вокруг стола и клали на него деньги и подарки – помощь жениху. Перед отъездом к невесте дружка трижды обходил свадебный поезд, очерчивая кнутом круг вокруг него. После этого отправлялись в путь. Дружка скакал верхом впереди поезда, чтобы прибыть к дому невесты первым. Народ ждал на улице свадебный поезд, женщины, завидев его, запевали свадебные песни. Братья невесты спешили запереть ворота перед прибывшими гостями. Дружка стучал в ворота кнутом. Его спрашивали, есть ли угощение, на что он отвечал, что есть, и ударял кнутом по воротам. После этого поезжане заходили в дом. Брат невесты, одетый в вывернутую мехом наружу шубу, не подпускал к своей сестре жениха, пока не получал в качестве отступного монетку. Дружка вел торг со свахой, сидевшей за столом вместе с другими родственниками невесты, предлагал бумажные или золотые деньги, водку и крендели. После этого сваха уступала, жених подходил к невесте, открывал ее лицо и садился рядом, за ним усаживались и его родственники. В деревнях Ладва и Курба стол занимали посторонние женщины, встречавшие жениха свадебной песней. Им давали конфеты, печенье, после чего они выходили из-за стола. За столом гостям вручались дары от невесты. Мужчины обычно получали вышитые полотенца, отрезы ткани на рубаху, а женщины – сорочки или юбки. Жених дарил невесте мыло, гребешок и несколько серебряных монет. Невеста отдаривала его еще одним шелковым платком. После окончания обеда начиналось благословение жениха и невесты, встававших ради этого перед столом на овчинную шубу, разостланную мехом вверх. Благословение произносилось дружкой или крестным отцом невесты. Родители по очереди возлагали трижды на головы жениха и невесты хлеб и икону, те трижды низко кланялись. Когда наступало время ехать в церковь, все выходили из избы. Процессия трижды обходила вокруг лошадей. Дружка трижды ударял кнутом по воротам, а отец крестил хлебом и иконой. После этого рассаживались по экипажам. Был и другой обычай: перед тем как тронуться в путь, отец жениха обходил свадебный поезд по ходу солнца с топором, свечой и иконой. После чего топор врубался в землю, и через него проходили все гости. Такой обход совершался и у карел. После венчания молодые навещали родные могилы и отправлялись вместе с остальными праздновать бракосочетание в дом молодого. По пути следования свадебного поезда встречавшие жгли кошели по обе стороны дороги, при встрече молодых у дома стреляли из ружья вверх три раза. Свекор выходил встречать с полным решетом жита и иконой, свекровь с хлебом-солью; был также обычай бросать на молодых пух и перья. Прежде чем сесть за стол, молодухе делали женскую прическу – заплетали две косы, укладывали их на голове и надевали женский головной убор «повойник» или «сорок» («сорока»). Дружка открывал застолье, наливал всем гостям по рюмке и придумывал какой-нибудь предлог, чтобы заставить молодых поцеловаться. Первым блюдом за свадебным столом была каша, подававшаяся в горшке. После того как ее съедали, дружка разбивал горшок о печь. Во время празднования в дом приходили соседские мужики, чтобы поздравить молодых. Под конец ужина дружка и сваха уводили молодых спать. На следующий день застолье собирали снова. Молодая раздавала подарки, если не сделала этого в свадебный день. Свадебный хлеб разрезали на куски и раздавали гостям. Он ценился как средство, помогающее от некоторых болезней. После свадьбы молодые должны были навестить родителей молодой. Во время угощения на стол подавали яичницу и смотрели, как будет ее есть новобрачный. Если он брал яичницу с краю, значит, невеста была невинна, если с середины - нет. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
«Древо жизни», вепсский фестиваль | |
Рубрики | |
«ДРЕВО ЖИЗНИ», вепсский фестиваль – праздник вепсской культуры. Вепсское назв. «Елон пу». Организован в с. Винницы Подпорожского р-на – одном из центров культуры вепсов в 1987, по инициативе Управления культуры Леноблисполкома и обл. науч.-методического центра нар. творчества и культ.-просвет. работы. Проводится ежегодно во второй пол. июня. В фестивале принимают участие делегации из вепсских р-нов Лен. и Вологодской обл. и Республики Карелия, фольклорные коллективы из разл. регионов РФ и Эстонской республики, представляющие творчество родственных вепсам финно-угорских народов. Во время праздника организуется ярмарка нар. промыслов, худож. ремесел, выставки живописных работ и экспозиции, отражающие традиционную культуру вепсов. В рамках первого праздника в Озёрах Подпорожского р-на (см. Озёра, группа вепсских деревень) была организована науч.-практическая конференция, посвященная проблемам сохр. яз. и культуры вепсов. Став традиционным, фестиваль проходит в разных насел. пунктах Подпорожского р-на с вепсским нас., в т. ч. в Озёрах, пос. Курбе, Немже. Кроме общевепсского фестиваля в Подпорожском р-не, организуются местные праздники с тем же назв. в наиболее кр. вепсских поселениях др. районов Лен. обл. Лит.: Лапин В.А. «Дерево жизни» — праздник вепсов // Этнография Петербурга–Ленинграда: Материалы ежегодных научных чтений. Л., 1988. С. 44-46. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Школьный музей вепсского быта в поселке Курба | |
Рубрики | |
Курба - небольшой лесной поселок на берегу реки Оять, в краю голубых озер и болот. Название поселку дала река Курба, протекающая неподалеку. По одной из версий произошло это название от вепсского слова "корьб" (чаща, тайга). Поселок начал строиться Винницким леспромхозом в конце 1950 - начале 1960-х годов; к 1970 году строительство завершилось. В 1983 году в Курбинской школе по инициативе педагогов и учащихся был открыт Музей вепсского быта. Во время летних каникул ребята вместе с педагогом школы Светланой Ивановной Ершовой прошли по заброшенным вепсским деревням и собрали уникальные предметы быта, орудия труда и кухонную утварь. Особенностью музея является то, что он создан руками самих детей, которые хотят знать и сохранить историю и культуру своего народа. Ребята ходили в экспедиции, походы в заброшенные деревни, возвращались с деревянной и глиняной посудой, изделиями из бересты, домашней утварью. Они приносили в школу интересные находки из амбаров, чердаков, бабушкиных сундуков. Так в школе появилась экспозиция, насчитывающая около 400 экспонатов, и подавляющее большинство из них — подлинные. В 1987 году музей получил статус школьного краеведческого музея. Он размещается в одной из классных комнат школы. Вдоль стен на скамейках размещены орудия труда, предметы быта. Посреди комнаты стоит ткацкий станок, в углу — деревянная кровать с покрывалом, сшитым из лоскутков. Перед ней висит люлька. Рядом стол с резными ножками, на нем медный самовар и посуда. Адрес: 187773, п. Курба Подпорожского района Ленинградской области, неполная средняя школа. Тел. 8(265)768-39 | |
Тематические группировки | |
подробнее… |