Библиография / Информационный сборник ЛОУМЦКиИ. 2002. № 1.
Волго-Балтийский водный путь
Рубрики
ВОЛГО-БАЛТИЙСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ, искусственное гидротехн. сооружение на Северо-Западе России, связывает бассейн р. Нева с бассейнами рр. Волга и Северная Двина. Ведет историю от Мариинской водной системы, стр-во к-рой велось с кон. XVIII в., а движение открыто в 1810. Трасса начиналась у г. Рыбинск, шла по р. Шексна, Белому оз., р. Ковжа, Мариинскому каналу, затем по р. Вытегра, Онежскому оз., р. Свирь, Ладожскому оз. и р. Нева. Длина ок. 1100 км (крупнейший водный путь Европы). Отходящий от Шексны Северо-Двинский кан. (открыт в 1828) ведет через рр. Сухона и Северная Двина к Белому морю. Для более безопасного прохождения небольших плоскодонных судов позже были проложены обходные кан. – Белозерский, Онежский, Новоладожский. К нач. ХХ в. система уже не соответствовала потребностям страны. Кардинальная реконструкция В.-Б. в. п. началась после ВОВ и была завершена в 1964, местами новая трасса отклоняется от прежней. На новой системе пять мощных гидроузлов с семью камерными однониточными шлюзами. На сев. склоне четыре гидроузла: Вытегорский, Белоусовский, Новинкинский и Пахомовский, расположенные на подъеме от Онежского оз. к водоразделу высотой ок. 80 м. Пятый, Череповецкий гидроузел находится на юж. склоне, на р. Шексна. Глубина В.-Б. в. п. не менее 4 м, что позволяет проходить по ней судам с грузоподъемностью ок. 5 тыс. тонн. Грузовые перевозки осуществляются гл. образом на самоходных грузовых судах и судах типа река-море, к-рые следуют не по обходным каналам, а прямо по озерам. В.-Б. в. п. используется также в пасс. сообщении и водно-туристских маршрутах. На пересечениях трассы с жел. и шоссейными дорогами сооружены капитальные мосты. Лит.: Егорьева А.В. Волго-Балтийский водный путь. Л., 1966; Стромилова Е.Н., Славина И.И., Манкуни Г.Г. Волго-Балт с борта теплохода. Л., 1984. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Дубно, дер.
Рубрики
ДУБНО, деревня в Волховском р-не. Нас. – 38 чел. Находится в 18 км от г. Новая Ладога, к-рой Д. подчинена административно. Расположена на Староладожском и Новоладожском кан. у юж. побережья Ладожского оз. Известна с нач. XVIII в. как одно из поселений на трассе стр-ва Ладожского обводного кан. (см. Ладожские каналы). В 1724 в Д. бывал Петр I. До кон. XIX в. здесь хранился ботик, на к-ром имп. прошел от Новой Ладоги до Д. На Староладожском кан. имеется гидротехн. пам. XVIII в. – кам. шлюз с водоспуском. В поселении сохр. полуразрушенное кирпичное здание ц. Покрова Пресв. Богородицы (1761-64) с приделами свят. Николая и Всех Святых (закрыта в 1939). В связи с тем, что дер. расположена между каналами, в ней сложилась улично-рядовая планировка. Традиционная застройка сочетается с совр. дачными коттеджами. Сообщение с соседними населенными пунктами осуществляется по Новоладожскому кан. Лит.: Казнаков В. Исторический очерк Ладожских каналов Старого и Нового. СПб., 1873. С. 2-6; Егоров С.Б. Рыболовы Южного Приладожья (Полевые материалы 1998 г.) // Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Материалы научной конференции 13-15 ноября. Ч.2. Великий Новгород, 2000. С. 123-128. С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Кировский район
Рубрики
КИРОВСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2590,9 кв. км. Нас. – 97,0 тыс. чел. Расположен в центральной части Лен. обл., на севере ограничен побережьем Ладожского оз., на северо-западе и западе граничит с Всеволожским р-ном, на западе – с СПб., на юго-западе – юге с Тосненским, на юго-востоке – с Киришским, на востоке и северо-востоке – с Волховским р-нами. Образован 1 апр. 1977 из смежных частей Тосненского и Волховского р-нов. В состав К. р. входит 102 сел. населенных пункта, объединенных в 3 сел. поселения, а также 8 гор. поселений, в т. ч. гг. Отрадное и Шлиссельбург, гор. поселки Мга, Назия, Павлово, Приладожский, Синявино. Адм. центр – г. Кировск. По северу р-на проходит автомоб. трасса СПб. – Новая Ладога, сеть дорог местного значения более развита на западе и востоке. Через р-н пролегают ж.-д. линии, наиболее важными из к-рых являются пути из СПб. на Волховстрой и Кириши. По р. Неве и Новоладожскому кан. осуществляется водное сообщение. В археол. отношении терр. района мало исследована. Вероятно, ее заселение относится к эпохе неолита, хотя обнаружены лишь пам. ср.-век. периода. Топонимия прибалт.-фин. происхождения свидетельствует о дославянском нас. региона. С XIV в. начинается славянское освоение края, в истоке Невы в 1323 появляется крепость Орешек. В XVII в. регион находился в приграничной полосе между Швецией и Россией. В XVIII в. здесь строится Ладожский кан., возникают дворянские усадьбы, в XIX в. сооружается Новоладожский кан., в ХХ в. происходит интенсивное пром. развитие, возникают гор. поселения, формируются дачные массивы жит. Ленинграда. В период ВОВ в 1941-43 на терр. р-на велись кровопролитные бои. В К. р. имеется ряд архит. пам. Наиболее древним из них является крепость Орешек (см. Шлиссельбургская крепость). К XVIII в. относится здание почтовой ст. Пелла в г. Отрадное (см. Пелла, дворцовый ансамбль). Сохр. правосл. храмы XVIII–XIX в., в т. ч. Никольская ц. в дер. Верола и Николая Чудотворца Святителя церковь в дер. Кобона, ц. Тихвинской Божьей Матери в с. Путилово. Пам. гидротехники являются Ладожские каналы. В р-не 39 монументов, обелисков и братских захоронений, связанных с событиями ВОВ, в т. ч. «Невский пятачок», музей, обелиск в честь встречи воинов Волховского и Ленинградского фронтов во время прорыва блокады 18 янв. 1943. На терр. р-на действует «Прорыв блокады Ленинграда», музей-заповедник; в дер. Кобона находится Прокофьева А.А. музей. В К. р. работает 22 учреждения культуры, в т. ч. Кировская библиотека центральная межпоселенческая с 17 филиалами, 6 дет. муз. и худож. школ, имеется парк культуры и отдыха. Успешно развивается сфера туризма. См. также: Кировского района герб и флаг. Лит.: Аркадьев В. Кировск. Л, 1974; Даринский А.В. Ленинградская область. Л., 1975. С. 214-218; Кировск: Фотоальбом. Л., 1979; По Неве и Волхову. СПб., 1982; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 62-63; Информационный портал Кировского района. – http://www.kirovsk-online.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=28 С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Лава, р.
Рубрики
ЛАВА, река. в Кировском р-не. Дл. - 51 км. Вытекает из болот восточнее гор. пос. Назия, впадает в Ладожское оз. (бухта Петрокрепость). Топоним прибалт.-фин. происхождения (фин. laaja, lavea – широкий, просторный, обширный). По Л. проходила рус.-швед. граница в 1617–1702 (юридически до Ништадтского мирного договора 1721). Каньон, по к-рому Л. протекает при пересечении Ладожского глинта (ордовикского уступа) на участке между дер. Сассары и Подолье, является пам. природы. В каньоне на поверхность выходят отложения ордовикского и кембрийского возраста, сохр. редкие растения: папоротник голокучник Роберта, хохлатка промежуточная. Притоки – рр. Ковра, Сарья. Близ устья у дер. Лаврово река пересекается Староладожским и Новоладожским кан. (см. Ладожские каналы). А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ладожские каналы
Рубрики
ЛАДОЖСКИЕ КАНАЛЫ. Соединяют устье р. Волхов и исток Невы, проходят вдоль юж. побережья Ладожского оз. Существуют два канала – Староладожский и Новоладожский. Стр-во канала было вызвано необходимостью иметь надежный водный путь в обход труднопроходимой Ладоги, на к-рой гибло множество судов (до трети от общего кол-ва). Указ о начале стр-ва был издан Петром I 18 нояб. 1718. Для обеспечения сооружения канала был установлен особый общеимперский подворный налог. Из-за недостатка вольнонаемных рабочих в стр-ве активное участие принимали воинские подразделения. Первоначально работами руководил Г.Г. Скорняков-Писарев, в 1723 на его место назначен гр. Х.А. Миних. Петр I лично инспектировал сооружение канала в 1723 и 1724. С 1724 кол-во рабочих на стр-ве было увеличено с 16 до 25 тыс. чел. В 1731 канал, названный им. Петра Великого был введен в эксплуатацию. Он стал частью Вышневолоцкой водной системы, сооруженной к 1709. Дл. канала составляла ок. 111 км, шир. – более 20 м, глубина – св. 2,4 м. Укрепления берегов были выполнены из фашин, дерева и дикого камня. Кан. отходил в 4 км от устья Волхова и соединялся с Невой в 1 км от истока. Между рр. Кобона и Волхов вдоль кан. были созданы спец. водохранилища, т. н. «резервы» для поддержания необходимого уровня воды. При них, а также на местах соединения кан. с Невой и Волховом были устроены шлюзы с водоспусками. В 1766–1802 к северо-востоку от Ладожского кан. до устья р. Сясь был прорыт Сясьский кан., а в 1802-10 он был продолжен до устья р. Свирь, став частью Мариинской водной системы. В 1820–1830-е прошла реконструкция нек-рых гидротехн. сооружений (шлюзов и водоспусков). В 1861-66 из-за обмеления старого канала ближе к береговой линии был прорыт новый безшлюзовый канал, получивший имя имп. Александра II. Его открыли 1 сент. 1866. Прежний канал стал называться Староладожским, а вновь сооруженный – Новоладожским. Новый кан. принял на себя осн. нагрузку по транспортировке грузов, а старый использовался как дополнительный путь. На концах Л. к. находятся гг. Новая Ладога и Шлиссельбург. Вдоль трассы расположен ряд сел. населенных пунктов, наиболее значительными и древними из к-рых являются дер. Дубно, Лигово, Черное, Леднево, Кобона, Лаврово. В наст. время Новоладожский кан. используется для местных перевозок, Староладожский постепенно разрушается. Лит.: Казнаков В.Г. Исторический очерк Ладожских каналов, старого и нового. СПб., 1866; Горелов В. Речные каналы в России. Л.; М., 1953; Евгеньев Г. По водным путям Северо-Запада. Л., 1958; Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Посвирье, Бокситогорский и Волховский районы. Л., 1978. С. 120-121. С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Новая Ладога, г.
Рубрики
НОВАЯ ЛАДОГА, город в Волховском р-не. Нас. 10 тыс. чел. Расположен в центральной части Лен. обл. на Приладожской низине, в устье р. Волхов, в 25 км к северу от г. Волхов. Адм. в состав города входят также пять сел. населенных пунктов на трассе Новоладожского кан. к западу от р. Волхов – Дубно, Кивгода, Креницы, Лигово и Сумское. Город расположен на п-ове Медведец, являясь пристанью на р. Волхов, Новоладожском кан. и Ладожском оз., а также узловым пунктом автомоб. дорог на СПб., Мурманск и Ярославль. Юж. побережье Ладожского оз. в р-не Н. Л. было освоено людьми не позднее эпохи неолита. В XV в. на месте совр. города существовал Медведский Никольский мон. Город осн. Петром I в сент. 1704 в устье р. Волхов как центр судостроения Юж. Приладожья. В первой четв. XVIII в. на Новоладожской верфи было построено ок. 160 судов. С 1719 Н. Л. в составе Ингерманландской губ., с 1727 – в Новгородской губ., с 1773 – центр одноименного уезда, к-рый в 1781 был присоединен к С.-Петерб. губ. В 1946-63 – центр одноименного р-на, затем в составе Волховского р-на; с 1997 – город обл. подчинения (отд. муниц. образование), с 2006 вновь в Волховском р-не. Город назван по противопоставлению древнему поселению Ладога, к-рая стала называться Старой. Наряду с переносом в Н. Л. адм. центра из Ст. Ладоги и Тихвина, по приказу Петра I сюда была переселена и часть жит. Через Н. Л. в XVIII–XIX вв. проложены трассы Староладожского и Новоладожского кан. До нач. XX в. город развивался как транзитный пункт на водном пути, торг., судостроит. и рыболовецкий центр. В связи с сооружением в нач. ХХ в. ж. д. СПб. – Вологда, трансп. значение каналов утрачивается, они используются для местных нужд. Во время ВОВ в Н. Л. находился центр управления Ладожской воен. флотилией, работали госпитали, судоремонтные мастерские. Планировка города связана с каналами и р. Волхов, по левому берегу к-рого осуществлялась застройка. На терр. Н. Л. расположен комплекс Медведского Никольского мон. Сюда входит Никольский собор (XVI в.) и ц. Иоанна Богослова (нач. – сер. XVII в.). В центральной части города сохранился ряд ист. зданий и сооружений. Пам. архитектуры являются здания быв. офицерского клуба и быв. казарма Суздальского полка (XVIII в.), дерев. Георгиевская ц. (1768), Климентовская ц. (1743). Сохр. корпуса кам. гостиного двора (1840-42; арх. Малинин). В быв. доме купца Тимофеева (сер. XIX в.) находится ист.-краевед. музей; в быв. доме купцов Костровых (XIX в.) – муз. школа. В Н.Л. работают три б-ки, Дом культуры, кинотеатр, Центр творчества юных, худож. школа, шахматный клуб «Ладога», картинная галерея, Центр детско-юношеского туризма и парусного спорта с детским яхт-клубом. Издается газ. «Голос Ладоги». На братском кладб. периода ВОВ сооружен обелиск в память погибших (1978); на доме, где жил в годы ВОВ команд. Ладожской воен. флотилией вице-адмирал В.С. Чероков, установлена мем. доска (1977). В 1985 сооружен мемориал Ладожской флотилии из тральщика «ТЩ-100» и буксирного парохода «Харьков». В 2004 установлен бюст Петра I. Лит.: Рыкованов В.А., Сметана К.П. Новая Ладога: Ист.-краевед. очерк. СПб., 1994; Федосеева Л.Б., Кузьмина Е.В. Новая Ладога: Ист. очерк. Путеводитель. СПб., 1994; Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004; Три века Новой Ладоги // История Петербурга. 2004. № 4 (20). С. 47-52. С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Промышленная архитектура
Рубрики
ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА. Изучение конструктивных и функциональных особенностей производственных сооружений с точки зрения их эстетической выразительности началось сравнительно недавно. На материале Лен. обл. подобных иссл. пока не предпринималось. Немногочисл. дошедших до нашего времени построек пром. назначения XVIII–XIX вв. объясняется, в первую очередь, необходимостью реконструкции и обновления действующего произ-ва. К старейшим техн. сооружениям на терр. области можно отнести Староладожский (Петровский) кан., стр-во к-рого было начато в 1719. Канал протяженностью 104 версты шел параллельно юж. берегу Ладожского оз. Гл. роль в его устройстве сыграл Б.К. Миних, руководивший стр-вом в 1724-31. В р-не г. Новая Ладога сохр. облицованные гранитом вход (т. н. Екатерининское устье) и три водоспуска (Красношлюзный, Кривоколенный и Белозерский), устроенные при реконструкции канала в 1764-67. В 1861-67 прорыт Новоладожский (Александровский) кан., так же, как и Петровский, соединяющий Новую Ладогу с г. Шлиссельбург. Сохр. мост «на колоннах» и четырехкамерный гранитный шлюз на выходе старого кан. в Неву (1836, арх. П.П. Базен). Логичность и ясность формы отличают сохр. до нашего времени пам. раннего классицизма – здание Бумажной фабрики в пос. Ропша (1788-94, арх. Ю.М. Фельтен). Примечательны два рабочих пос., застраивавшиеся в XIX в. Один из них находится в г. п. Дружная Горка, главную улицу к-рого образуют добротные дерев. дома, строившиеся для мастеров-стеклодувов з-да Ритинга (осн. в 1801). До недавнего времени сохранялось здание заводской конторы (1862; полностью сгорело в 1998). Другой – пос. «Парусинка» в юж. части г. Ивангород – комплекс корпусов льноджутовой ф-ки А.Л. Штиглица и кирпичных жил. домов, построенных им для для рабочих в 1850-е. Выдающимися пам. своего времени являются комплексы первых сов. электростанций, сооруженные по проектам Г.О. Графтио, – Волховская (1926) и Нижнесвирская (1933) ГЭС. Обе они – яркие образцы конструктивизма. К этому же ряду можно отнести и 8-ю ГРЭС – тепловую электростанцию, работавшую на торфе (начата сооружением в 1929). Ее стр-во положило начало совр. г. Кировск. Ее прямоугольные корпуса в четком ритме вертикальных членений соединены в динамичной композиции, силуэт к-рой определяют семь труб, видных издалека в панораме левого берега Невы. Не менее выразителен комплекс мельничного и хлебного комбината на Морской наб. в г. Выборг (1931, арх. Е. Хуттунен) с мощными вертикалями цилиндров элеватора. В 1932 в г. Волхов вошел в строй первый в стране алюминиевый з-д. Электролизный цех, фасад к-рого разбит ячейками прямоугольных оконных проемов, построен в монолитном железобетоне по проекту Н.Е. Лансере. Крупнейшие стройки послевоен. времени в Лен. обл.: комб-т «Фосфорит» в г. Кингисепп (первая очередь – 1963), Киришский нефтеперерабатывающий комплекс (с 1966), Ленинградская атомная электростанция в г. Сосновый Бор (первый блок – 1973). Масштабы этих сооружений, при их принципиальной технологичности и функционализме, поражают своим размахом и придают определенный знаковый характер местам их расположения. Лит.: Достопримечательности Ленинградской области / Сост. И.А. Орлова. Л., 1977; Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга. Л., 1977. С. 198-199; Промышленность Ленинградской области. История и современность. СПб., 2000; Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района. Гатчина, 2003; Штиглиц М.С., Лелина В.И. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. СПб., 2003. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Сясьстрой, г.
Рубрики
СЯСЬСТРОЙ, город в Волховском р-не. Население 13,7 тыс. чел. Расположен в низовье р. Сясь, при впадении в нее р. Валгомка. Этимология назв. характерна для поселений при возводимых в 1920-е пром. объектах. Возник в 1926 при стр-ве Сясьского целлюлозно-бум. комбината на месте быв. дер. Носок. С 1927 – рабочий пос. Статус города получил в 1992. В 7 км к востоку расположена ж.-д. ст. Лунгачи (на линии Волхов – Петрозаводск), с к-рой город соединен веткой. В сев.-вост. направлении от С. за дер. Селиваново идет узкоколейная жел. дорога. По терр. города проходит автомоб. ш. Новая Ладога – Мурманск, а также Староладожский и Новоладожский кан. Архитектура С. характерна для сов. пром. поселения. Имеется пам. Герою Сов. Союза П. Лаврову. В наст. время восстанавливается кам. Успенская ц. (1751). Работают дом культуры, дет. муз. и худож. школы. В 2002 открылась б-ка семейного чтения. Местному хору ветеранов присвоено звание нар. самодеятельного коллектива. При АО «Сясьский целлюлозно-бум. комбинат» действует музей истории предприятия. Издается газ. «Сясьский рабочий», работает ред. телевещания «Сясь-ТВ». Лит.: Тютенков А.Г. Сясьстрой: Десять шагов в будущее. История Сясьского целлюлозно-бумажного комбината. Л., 1978. С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
подробнее…