Персоны энциклопедии
/
Горбачевский Иван Иванович
1
2
Сектантство | |
Рубрики | |
СЕКТАНТСТВО. Религиозные об-ва, не принадлежащие к мировым конфессиям, условно разделяются на имеющие зап., рус. и вост. происхождение. К протестантским (зап.), помимо баптистов, относятся адвентисты седьмого дня (появились в первой пол. XIX в. в США). В С.-Петерб. губ. первая их община образована в 1897; в 1917 открыты три молитвенных дома в Петрограде и один – в колонии Каменка (Выборгский р-н). Последняя община ликвидирована в мае 1938. В 1945 создан Всесоюзный совет адвентистов седьмого дня; в 1946-47 в Ленинграде существовала легальная община (150 чл.), снятая затем с регистрации и ушедшая в подполье; вновь зарегистрирована в 1981. В 2004 адвентисты имели восемь общин в СПб. и семь – в Лен. обл. (в Выборге, Луге, Пикалево, Кингисеппе, Гатчине, Светогорске и Тосно). Связаны с баптизмом и христиане веры евангельской (пятидесятники). В 1911 их община возникла в Выборге, а в 1913 – в СПб. Последняя община в обл. ликвидирована в 1938. После ВОВ в Ленинграде существовали три, а в области – восемь нелегальных групп (Тосненская возродилась в период нем. оккупации). В Ленинграде первая группа зарегистрирована в 1978, в обл. (в Гатчинском р-не) – в 1983. В 2004 имелось 50 общин пятидесятников в СПб. и 40 – в обл. В 1995 зарегистрирована Ассоциация христианских церквей «Союз христиан», имеющая в Лен. обл. 20 организаций. С 1992 значительное распространение получили свидетели Иеговы (течение возникло в 1870-е в США). С 1999 их управляющий центр в России находится в пос. Солнечное (на терр. СПб.). В наши дни в СПб. они имеют 60 собраний с 8 тыс. членов; в области зарегистрированы семь объединений, но фактически они существуют во всех районных центрах. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны; с 1830, возникла в США) имеет с 1991 две общины: в СПб. и Выборге. По одной общине (в СПб. и Выборге) имеет Армия спасения (создана в 1878). Рус. происхождение имеют трезвенники (чуриковцы) и «Богородичный центр» (с 1992; самоназв. – «Православная Церковь Божией Матери Державная»), одна община к-рого находится в СПб. и четыре – в обл. (в Выборге, Гатчине, Волхове, Всеволожском р-не), в т. ч. «скит» под назв. «Обитель Соловецкой Голгофы» в дер. Мендсары (Всеволожский р-н). К вост. течениям относятся: последователи веры Бахай (бахаисты), к-рые имеют общины в СПб. и Выборге, об-во сознания Кришны (вайшнавы, кришнаиты), Сахаджа Йога, ныне запрещенная «Аун Сенрекё», мунисты (последователи корейского проповедника С. Муна). Лит.: Шаров В.Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 68-81, 97-129. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
подробнее… | |
Сестра, р. | |
Рубрики | |
СЕСТРА (швед. – Systerback, фин. – Rajajoki / «Пограничная река»), река во Всеволожском и Выборгском р-нах Лен. обл. и СПб. Дл. 74 км. Глубина до 3 м (в р-не устья). Пл. водосбора – 393 кв. км. Начинается в болоте в 5 км сев. урочища Термолово (Всеволожский р-н), впадает в оз. Сестрорецкий Разлив. В осн. топонима С., вероятно, карельское слово siehtari – «черная смородина». Впервые упомянута как р. Сестрея в тексте Ореховецкого мирного договора (1323), являлась одним из природных рубежей, определивших границу между Швецией и Новгородскими владениями. В ср. течении С. сохранился пограничный знак – камень с вырезанным крестом (т. н. крестовый камень). В XVIII в. по С. проходила граница между Выборгской и С.-Петерб. губ., с 1811 – между Россией и Вел. Княжеством Финляндским. В 1930-е на левом берегу С. были построены доты, входившие в сов. Карельский долговременный укрепленный район (КаУР). На берегу С. находится пос. Ленинское. Лит.: Балашов Е.А. Карельский перешеек – земля неизведанная. СПб., 1996. Ч. 1: Юго-западный сектор. С. 61-67. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Скульптура и памятники | |
Рубрики | |
СКУЛЬПТУРА И ПАМЯТНИКИ. Первые образцы скульптуры в окрестностях СПб. появились во время правления Петра I. На протяжении XVIII в. декорат. скульптура была неотъемлемой частью парковых ансамблей Петергофа, Ораниенбаума, Царского Села, Павловска, Гатчины. Во второй пол. XVIII – нач. XX вв. появляются пам. в честь воен. побед и в память об осн. городов. В XIX в. под патронажем членов имп. фам. происходит установка пам. императорам. Так появились Петру I памятники, пам. Павлу I в Гатчине, Александру II памятник. В городах Выборгской и С.-Петерб. губ. возникает традиция увековечения памяти людей, их прославивших. В Выборге открыты пам. основателю Выборгского замка Торкелю Кнутсону (скульп. В. Вальгрен) и просветителю Микаэлю Агриколе (скульп. Э. Викстрем; утрачена в 1940-е). В ряде имений С.-Петерб. губ. имелось значительное собр. скульптуры, в т. ч. в усадьбах Монрепо, Марьино, Котлы. После рев-ции 1917 скульптура становится важной частью пропаганды новой идеологии. Согласно ленинскому плану «О монументальной пропаганде» (утвержден 12.4.1918 декретом СНК), на месте памятников рус. царям и их приближенным ставились пам. революционерам. Так, в г. Новая Ладога вместо пам. Александру II в 1918 был установлен пам. Карлу Марксу. Особенно популярны были В.И.Ленину памятники и С.М.Кирову памятники. Широкое распространение получило увековечение памяти деятелей науки, культуры. В с. Павлово был создан комплекс пам. ученым (скульп. И.Ф. Безпалов): И.В. Сеченову (1935), И.В. Павлову (1936), Р. Декарту (1936), Ч. Дарвину (1949); в пос. Воейково (Всеволожский р-н) – пам. А.И. Воейкову (1957; скульп. М.К. Аникушин, Ф.А. Гепнер); в г. Тихвине – пам. Н.А. Римскому-Корсакову (1969), скульп. Н.В.Дыдыкин) и др. В послевоен. период было принято решение об установке пам. героям ВОВ. В 1965 началось стр-во комплекса мем. сооружений «Зеленый пояс славы». Одноврем. ведутся реставрац. работы и восстанавливается скульптура пригородов Ленинграда, районных центров Лен. обл., открываются новые пам. В Выборге, известном своими необычными пам. (в т. ч.«Лось»; 1928, скульп. Ю.Мянтюнен), с 1980-х формируется т. н. «парк скульптуры». Декорат. скульптура (1979, скульп. А.Н. Черницкий) украшает парк г. Светогорск. В наши дни в Лен. обл. продолжается сооружение новых пам.: в т. ч. в г. Пикалёво установлена скульпт. композиция «Мать и сын», посвященная воинам, погибшим в Афганистане (1990, скульп. А.Н.Черницкий), в г. Сосновый Бор – пам. акад. А.П. Александрову (1997, скульп. А.С. Чаркин), в пос. Ленинское Выборгского р-на – пам. Александру Невскому (2000; скульп. А.С. Чаркин) и мн. др. Лит.: Калинин Б.Н. Памятники Ленинграда и его окрестностей. М., 1959; Гришина Л. И., Файнштейн Л. А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973; Кепп Е.Е. Выборг. Л., 1988; Сокол К. Г. Монументы империи. СПб., 1999; Скульптура Выборга. – http://www.vyborgcity.ru/text/text_24.htm И.А. Карпенко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Старообрядчество | |
Рубрики | |
СТАРООБРЯДЧЕСТВО. Течение в рус. православии (староверы, «раскольники»), сохр. обряды, существовавшие до реформ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона (сер. XVII в.). Подразделяется на поповцев (белокриницкого согласия и беглопоповцев), сохр. священство, и утративших его беспоповцев (поморского, федосеевского и филипповского согласий). На терр. С.-Петерб. губ. согласия беспоповцев возникли в 1730-е, поповство – с нач. царствования имп. Елизаветы Петровны. Первонач. старообрядцы подвергались гонениям. При имп. Екатерине II (в 1760-е) им разрешили создавать общины в СПб., тогда же на терр. губ. возникли дер. староверов, переселившихся из Речи Посполитой (в осн. в Гатчинском у.). В 1809 прошел петерб. собор федосеевцев. В 1883 С. уравняли в правах с православием и староверам разрешили строить молитвенные здания, но без куполов и крестов; в 1905 все ограничения были сняты. Старообрядцы белокриницкого согласия имели в СПб. шесть церквей (последние закрыты в 1939), беглопоповцы – один храм (закрыт в 1920-х). Поморцы (ок. 5 тыс. членов) имели три молельных дома (последний закрыт в 1934), федосеевцы (ок. 6 тыс.) имели три моленных (последняя закрыта в 1936), филипповцы (ок. 300) – одну моленную (осн. в 1767, закрыта в 1920-е). В С.-Петерб. губ. больше всего церквей и молельных домов было в Гатчинском (г. Гатчина, с. Ратково, дер. Лампово) и Лужском у. (дер. Логовище, дер. Лубино, с. Луговое), а также на востоке губ. Перед рев-цией 1917 в Петрограде и губ. проживало ок. 15 тыс. старообрядцев всех толков. До кон. 1920-х их деятельность активизировалась, затем начались массовые гонения. В 1930-х – нач. 1940-х были закрыты все храмы и молельные дома, последними – ц. в Гатчине (1 нояб. 1940) и в с. Ратково (7 июня 1941). В послевоен. период в Лен. обл. удалось возродиться только С. поморского (Древлеправославная Поморская церковь) и белокриницкого (Русская Православная старообрядческая церковь) согласий. 8 дек. 1946 официально открыт молельный дом поморцев в дер. Лампово (действует в наст. время). В 1946-60 действовала молельная поморцев в Ленинграде; в 1961 община перебралась в Рыбацкое, где открыла моленную (в наст. время – ц. Знамения Пресв. Богородицы; с нач. 1990-х действует духовно-благотворительный центр «Невская Обитель»). В 1960-е в Ленинграде и области имелись две зарегистрированные и три незарегистрированные общины поморцев (ок. 4 тыс. чел.), а также 2,5 тыс. поповцев белокриницкого согласия, существовавших нелегально. В наши дни в СПб. и Лен. обл. зарегистрировано восемь общин старообрядцев (около 2 тыс. членов). Лит.: Старообрядчество: Опыт энциклопедического словаря / Сост. С.Г. Вургафт, И.А. Ушаков. М., 1996; Шаров В.Г. Религиозные объединения С.-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 33-50. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Финны | |
Рубрики | |
ФИННЫ (устар. – чухонцы, самоназвание – суомалайсет), этническая общность в составе нас. Лен. обл. Ф. в мире насчитывается более 5 млн. чел. Осн. население Финляндии (4,6 млн. чел.). Проживают также в Швеции (300 тыс.), США (300 тыс.). В России (Лен. обл., Карелия, СПб., Мурманская обл.) – 34.364 чел.; в Лен. обл. – 7.965 (на 2002, включая ингерманландских финнов). Ф. сформировались в результате слияния племен сумь, емь (тавасты), выборгских и присайминских карел. Фин. яз. относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Верующие исповедают лютеранство. На терр. совр. Лен. обл. проживали собственно финны или финны-суоми (быв. Выборгская губ. Финляндии, ныне – Выборгский и Приозерский р-н) и ингерманландские финны. Ф. Выборгской губ., в отличие от нас. остальной ч. Вел. княжества Финляндского, были арендаторами самостоятельных х-в, к категории торпарей (безземельные и малоземельные крестьяне-батраки) относилось не более 3% нас. В XIX в. сформировалась хуторская система х-ва. Мигранты из Выборгской губ. проживали в СПб., С.-Петерб., Олонецкой губ. Традиционное жилище – дерев. срубный дом с двускатной крышей. Для фин. муж. костюма характерны жилеты, куртки, кафтаны; у женщин – юбка, лиф-безрукавка или кофта, у замужних – чепец (расцветка одежды различалась по приходам). В системе питания преобладал хлеб, молочные блюда, рыба. Традиции сохр. в календарной обрядности (см. Юханнус), обрядности жизненного цикла. У Ф. Выборгской губ. были записаны многочисл. фольклорные произв. (см. Рунопевцы, Швиндт Т., Европеус Д.). Ф., проживавшие на терр., отошедшей к СССР в 1940, после Сов.-финл. войны, в осн. были эвакуированы в Финляндию и окончательно покинули родные места после кратковременного возвращения в 1941-44. Фин. население Лен. обл. в осн. составляют ингерманландские финны. Лит.: Финны в России. Петрозаводск, 1998; Высек пламя Илмаринен: Антология финского фольклора. М., 2000; Энгман М. Финляндцы в Петербурге. СПб., 2005; Talve I. Finnish folk culture. Helsinki, 1997. (Studia Fennica Ethnologica. Vol. 5). А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Цыгане | |
Рубрики | |
ЦЫГАНЕ (самоназвание – рома), этническая общность в составе нас. Лен. обл. Потомки мигрантов из Германии и Швеции, относившиеся к группе «русские рома», отмечены на терр. совр. Лен. обл. в нач. XVIII в. В 1733 Сенат издал указ, позволяющий Ц. «жить и торговать лошадьми» в Ингерманландии, они были включены в подушную подать. По вероисповеданию большинство Ц. были правосл., но в Ингерманландии также отмечены лютеране. Занимались торговлей, ремеслами, проф. нищенством и попрошайничеством, особым занятием у женщин является гадание. В 1897 в С.-Петерб. губ. насчитывался 271 ц. В 1926 и 1928 были приняты постановления верх. органов СССР и РСФСР, к-рые должны были способствовать переходу Ц. к оседлому образу жизни, в 1930-е проводились мероприятия по привлечению Ц. в колхозы. В 1941-44 Ц., оказавшиеся на оккупированной нем. войсками терр., подлежали уничтожению. В 1956 принят указ През. Верх. Совета СССР о привлечении Ц. к оседлому образу жизни и пост. Совета Министров РСФСР № 685 от 20 окт. 1956 «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Постепенно у части Ц. появляется постоянное место жительства. По официальным данным, в 2002 в Лен. обл. насчитывалось 4,6 тыс. Ц. (в реальности, вероятно, больше, т. к. числ. кочевых ц. плохо поддается учету). На терр. обл. имеются разл. группы Ц., в т. ч. котляры, или кэлдэрары – потомки румынских Ц., мигрировавшие в Россию в сер. XIX в. (окрестности пос. Лесколово); кишиневцы – потомки мигрантов из Бессарабии сер. XIX в. (г. п. Тайцы). Кочевой образ жизни ведут венгерские Ц., а также цыгане-люли (выходцы из Таджикистана, мусульмане), появившиеся в Лен. обл. в последние годы. В СПб. функционирует Сев.-зап. центр соц. и правовой защиты рома (цыган) (в рамках С.-Петерб. отделения об-ва «Мемориал»), занимающийся соц. и правовой защитой Ц. Лит.: Деметер Н., Бессонов Н., Кутенков В. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000; Сайт Н.В. Бессонова «Цыгане России». – http://zigane.pp.ru А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Челищев Петр Иванович (1745-1811), литератор | |
Рубрики | |
ЧЕЛИЩЕВ Петр Иванович (1745– 1811), литератор, путешественник. В 1766 окончил Пажеский кор. С группой выпускников (в их числе А.Н. Радищев) направлен в Лейпцигский ун-т. В 1770 возвратился в Россию, поступил на воен. службу. Вышел в отставку ок. 1790 с чином секунд-майора. Поселился в СПб., путешествовал по стране. В 1791 совершил поездку по ряду сев. губерний. Ч. начал путешествие 27 мая 1791 из СПб., следуя по маршруту: р. Нева – Шлиссельбург – Ладожский канал – г. Новая Ладога – р. Свирь – Онежское оз.; далее выехал за пределы С.-Петерб губ. Проехав св 4000 км, 21 дек 1791 возвратился СПб. через г. Тихвин. В ходе путешествия Ч. вел «подробный журнал» (дневник), опубл в 1886 под назв. «Путешествие по северу России в 1791 г.» (2-е изд. – 1889). Среди пр, в книге содержатся статистические, геогр., экон., ист. и этногр. сведения о ряде населенных пунктов, входящих в состав совр. Лен. обл. Одним из первых проявил интерес к жизни и нуждам крестьянства. Находился под подозрением, что принял участие в подготовке кн А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (гл. «Чудово»). В 1793 выполнил рус. перевод нем. драм. кантаты «Feliza, Mutter der Volker» («Фелица – мать народов»). Автор «Послания в Рос. Академию» (1793), заключающего в себе собр. большого кол-ва сев.-рус. провинциализмов. Умер в СПб., похоронен на Лазаревском кладб. Александро-Невской лавры (Некрополь XVIII в.). Лит.: Никитин Н.П. Петр Иванович Челищев и его путешествие по Северу Европейской России (1745–1811) // Отечественные экономико-географы XVIII–XX вв. / Под ред. Н.Н.Баранского, Н.П.Никитина, Ю.Г.Саушкина. М., 1957; Челищевы. – http://www.desnalib.ru/index.php?parent=82&pre=18&PHPSESSID=68a630a3f3d9cca5e2a84ef43896cc21 С.Б. Егоров | |
Авторы | |
подробнее… | |
Шлиссельбург, г. | |
Рубрики | |
ШЛИССЕЛЬБУРГ (в 1944-92 – Петрокрепость), город в Кировском р-не. В 1996–2005 – отд. муниц. образование. Нас. – 12,4 тыс. чел. Расположен у истока р. Нева, на ее левом берегу. Ш. связан автобусным сообщением с Кировском и СПб. Ближайшая ж.-д. ст. Петрокрепость находится на правом берегу Невы, в период навигации перевоз осуществляют теплоход и частные катера. Начало Ш. положила крепость Орешек, построенная новгородцами в 1323 (здесь в 1323 был заключен Ореховецкий мирный договор, определивший рус.-швед. границу на Карельском перешейке). В швед. период Орешек, переименованный в Нотебург (Ореховый город), – центр Нотебургского лена Ингерманландии. В 1702 Орешек отвоеван Петром I, переименован в Шлиссельбург («Ключ-город»), получил статус города. В 1780 Ш. – уездный гор. С.-Петер. губ. В 1784 разработан первый ген. план Ш., предусматривающий создание регулярной планировки. Во время Вел. Отеч. войны в 1941-43 Ш. был оккупирован, сильно пострадал во время боев (крепость Орешек оставалась под контролем сов. войск). В янв. 1943 в р-не Ш. была прорвана блокада Ленинграда. В 1763 в Ш. возникло ситценабивная ф-ка, впоследствии – Шлиссельбургская мануфактура, к-рая работала до 1941. Ныне Ш. – центр судостроительной и судоремонтной промышленности. В гор. находятся Невский судостроит. и судоремонт. з-д, опытный судостроит. з-д «Нордстрой», Охтинская верфь (стр-во и ремонт яхт и катеров водоизмещением до 100 т). Работает швейная ф-ка «Волна». В Ш. начинаются Ладожские каналы. У выхода в Неву Староладожского кан. сохр. гранитная наб., четырехкамерный шлюз (1836) и Петровский мост на колоннах (1824-32), на Малоневском кан. в 1839-41 построен Горбатый мост, по к-рому в XIX в. проходила Архангелогородская дорога. Работы по перестройке шлюзов Ладожского кан. в 1820-е изображены на литографиях худ. К.П. Беггрова. Пам. культовой архитектуры Ш. являются Благовещения Пресвятой Богородицы собор (к нему приписана часовня в честь Казанской иконы Божией Матери перед вост. фасадом собора), Николая Чудотворца Святителя ц., на терр. крепости Орешек – Иоанна Предтечи Рождества собор. В 1909-10 в Ш. был построен кам. католический храм Воздвиженья Креста Господня (закрыт в 1930-е, взорван в 1978). В 1957 в сквере у пристани установлен пам. Петру I (по модели скульп. М.М. Антокольского). Работают Шлиссельбургская библиотека городская, Музей истории города Шлиссельбурга, Лен. обл. мор. лицей, дет. худож. школа, культурно-спорт. комплекс «Невский», в здании к-рого размещаются концертный зал, дет. муз. школа. В крепости находится Шлиссельбургская крепость «Орешек», музей. Издается газ. «Невский исток». См.: Шлиссельбурга города герб, Шлиссельбургская крепость. Лит.: Новорусский М.В. Путеводитель по Шлиссельбургу. М.; Пг., 1923; Гоголицын Ю.М., Гоголицын Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 272-279; Официальное представительство администрации г. Шлиссельбург. – http://www.shlisselburg-lenobl.ru/ А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Эстонцы | |
Рубрики | |
ЭСТОНЦЫ (самоназв. – ээстласед, устар. – маарахвас), этническая общность. Эстонский яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Проживают в Эстонии (963 тыс. чел.), России (28,1 тыс. чел.), Швеции, Латвии. В 1897 в С.-Петерб. губ. (без СПб.) проживало 51,9 тыс. Э. (в осн. в зап. части, включая Гдовский у). На 2002 в Лен. обл. проживало 1,4 тыс. Э. Выходцы из Эстонии зафиксированы на терр. западных р-нов совр. Лен. обл. в XVIII в. Массовая миграция крестьян-эстонцев началась после отмены крепостного права в Эстляндии и Лифляндии в 1816 и 1819, усилилась во второй пол. XIX в. В нач. XX в. миграцию стимулировала аграрная политика П.А. Столыпина, направленная на развитие хуторского х-ва. Э. селились на хуторах, к-рые часто располагались близ деревень, где проживали представители др. национальностей. Существовали и дер. (фактически скопления хуторов) с преобладанием эстонского нас.я (напр., дер. Зимитицы в Волосовском р-не). Э. занимались земледелием, молочным животноводством. Выращивали зерновые (рожь, овес, ячмень), картофель. В земледелии применяли прогрессивные методы (многополье, травосеяние), чем выделялись среди местных крестьян. Для сел. застройки Э. характерны бревенчатые дома-пятистенки на низком подклете. При сооружении жил. и хоз. построек использовали также бутовый камень. Этническая специфика долгое время сохранялась в пище (блюда из свинины, картофеля, кровяные колбасы). Из календарных обрядов наиболее изв. празднование дня св. Яана (св. Иоанн) 24 июня. Верующие – лютеране, также есть православные. Религ. центры находились в СПб., гг. Ямбург, Гатчина, Луга, дер. Тешково Волосовского р-на. В период ВОВ произошло сокращение числ. Э. в Лен. обл., в связи с тем, что нем. оккупационные власти переселили их на терр. Эстонии. Лит.: Засецкая М.Л. Эстонцы Лужского р-на Ленинградской области (кон. 19 – сер. 20 в.) // Население Ленинградской области: Материалы и исследования по истории и традиционной культуре. СПб., 1992. С 132-143; Она же. Система социализации у эстонцев-переселенцев Санкт-Петербургской губернии (вторая пол. 19 – нач. 20 в.) // Из истории Санкт-Петербургской губернии: Новое в гуманитарных исследованиях. СПб., 1997. С. 52-64; Маамяги В.А. Эстонцы в СССР. 1917–1940 гг. М., 1990; Смирнова Т.М. Национальность – питерские: Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области в XX в. СПб., 2002. С. 431-481, 520-549; Шкаровский М., Черепенина Н. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 89-103. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Юханнус, праздник | |
Рубрики | |
ЮХАННУС, праздник. Известен у финнов с дохристианских времен, приурочен ко дню летнего солнцестояния (Иванов день, фин. – Юханнус). Лютеранская церковь отмечает Ю. 24 июня (нар. гуляния проходят в канун праздника). В ХIХ в. трансформировался в певческий праздник. На терр. С.-Петер. губ. праздник ингерманландских финнов впервые прошел в 1899 в пос. Пудость по инициативе комп. М. Путро. До 1918 состоялось семь праздников. На терр. Лен. обл. традиция возродилась в 1989, организатором выступила фин. общественная орг-ция «Инкерин Лиитто». Первый Ю. состоялся в дер. Колтуши, в нем приняло участие ок. 5 тыс. чел. Проводится регулярно в разл. фин. центрах: на горе Кирхгоф (Ломоносовский р-н), у Скворицкой ц. (Гатчинский р-н), у ц. Петра и Павла Святых Апостолов (г. п. Токсово, Всеволожский р-н), в Колтушах и СПб. В программе праздника – выступления самодеятельных коллективов. Артисты представляют разные приходы Ингрии и одеты в нац. костюмы. Отдельно организуются дет. конкурсы, ярмарки нар. ремесел. Вечером зажигают костер – «кокко». На праздниках присутствуют гости из разл. районов Лен. обл., а также из Швеции, Эстонии и Финляндии. Лит.: Ульяночкин К. Ингерманландский певческий праздник. – http://www.toksov.spb.ru/juhannus.htm И.Н. Илларионова | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |
1
2