Адреса
/
Сопредельные территории/Псков г
Гатчинский район | |
Рубрики | |
ГАТЧИНСКИЙ РАЙОН, муниц. образование. Нас. – 111,6 тыс. чел. Терр. – 2850,3 кв. км. Образован в 1927. В связи с переименованиями г. Гатчина в 1927-29 наз. Троцким, в 1929-44 – Красногвардейским. Граничит с СПб., Лужским, Волосовским, Тосненским, Ломоносовским р-нами. В состав Г. р. входят гг. Гатчина и Коммунар, пять г. п.: Вырица, Дружная Горка, Кобринское, Сиверский, Тайцы; 234 сел. поселения. Адм. центр – г. Гатчина. По терр. р-на проходит автотрасса СПб. – Киев. Ж.-д. ветки связывают р-н с СПб., Кингисеппом, Ивангородом, Псковом. Г. р. расположен на вост. отрогах Ижорской возвышенности и Лужско-Оредежской равнине. В сев. части р-на находятся Дудергофские высоты. Леса занимают ок. 50% пл. р-на (в осн. на юге и востоке), болота – ок. 10%, с.-х. угодья – 21%, луга – 8%. Наиболее значимые рр. Оредеж, Ижора, Суйда. В окрестностях Пудости находятся залежи камня (мягкий желтый известняк), к-рый использовался при стр-ве Гатчинского дворца и мн. зданий в СПб. На терр. Г. р. организован «Верхний Оредеж», природно-исторический парк. Пам. природы является ледниковый валун «Лунный камень» у пос. Сиверский. На терр. р-на сделаны многочисл. археол. находки (см. Археологические памятники): ср.-век. курганные, жальничные и грунтовые погребения. В дер. Лампово сохр. пам. дерев. зодчества, связанные с культурой рус. крестьян-старообрядцев. Близость к СПб. способствовала появлению на терр. Г. р. большого числа помещичьих усадеб (в разн. степени сохр. 26 усадебных комплексов XVIII–XIX вв.): Батово, Белогорка, Выра, Дружноселье, Дылицы, Жабино, Ивановка, Кобрино, Орлино, Рождествено, Сиворицы, Тайцы. В разные годы в Г. р. жили писатели К.Ф. Рылеев, А.Н. Майков, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Гончаров, А.Н. Плещеев, А.М. Горький, А.Н. Толстой, И.А. Ефремов; худ. И.Н. Крамской, В.Г. Перов, В.В. Верещагин, И.Е. Репин, И.И. Шишкин; арх. И. Е. Старов, А. Д. Захаров, А. И. Штакеншнейдер. Музеефицированы усадьбы Рождествено, где провел дет. годы писатель В.В. Набоков; Суйда, принадлежавшая предку А.С. Пушкина А.П. Ганнибалу. С пушкинскими местами связаны музеи «Дом станционного смотрителя» в дер. Выра; «Домик няни А.С. Пушкина» в дер. Кобрино (см. Яковлева Арина Родионовна). На терр. р-на установлены многочисл. монументы в память о событиях ВОВ (см.: «Защитникам Ленинградского неба», мемориал). В наши дни р-н является традиционным местом дачного отдыха петербуржцев, в 1970–80-е возникли кр. массивы коллективных садоводств. В Г. р. работают 79 учреждений культуры, в т. ч. 34 клуба, 37 б-к (см. Вырицкая библиотека поселковая, Гатчинская библиотека центральная районная, Сиверская народная библиотека-читальня им. А.Н. Майкова), 8 дет. муз. школ, коллективы худож. самодеятельности, в т. ч. детский академический хор «Апрель» и хореогр. ансамбль «Сюрприз» (пос. Войсковицы), нар. театр «Лица». Культурная жизнь р-на освещается в газ. «Гатчинская правда». Правосл. приходы функционируют в пос. Белогорка, Вырица, Дылицы, Карташевская (см. Петра и Павла Апостолов ц.), г. Коммунар, Орлино (см. Преображения Господня ц.), Рождествено, Сиверском, Суйде (Воскресенском), Сусанино, Сяськелево, Тайцах. К Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии относятся приходы Колпанский (см.: Лютеранская церковь Святого Петра) и Скворицкий (см.: Лютеранская церковь Святой Екатерины). См. также: Гатчинского района герб и флаг. Лит.: Иванова И.П. Культурная жизнь Гатчинского района // 75 лет Ленинградской области. Прошлое, настоящее и будущее. СПб., 2002; Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района. Южное направление. Гатчина, 2003. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Иконы чтимые и чудотворные | |
Рубрики | |
ИКОНЫ ЧТИМЫЕ И ЧУДОТВОРНЫЕ. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, написана св. ап. Лукой. Была перенесена из Иерусалима в Константинополь, откуда в 1383 исчезла и явилась над водами Ладожского оз. 9 июля 1383 она обретена на р. Тихвинка, на этом месте построен храм Успения Богородицы, а затем основан Тихвинский Свято-Успенский мон. В кон. 1941 при оккупации Тихвина икона перенесена в Псков, в 1944 – в Ригу, в 1945 оказалась в Германии, с 1949 находилась в США. 8 июля 2004 возвращена в возрожденный мон. Чудотворная икона св. ап. Иоанна Богослова в 1478 явилась на Череменецком оз. близ Луги. Находилась в соборе Череменецкого Иоанно-Богословского муж. монастыря. С 1848 совершались ежегодные крестные ходы с иконой из мон. в Лугу. В 1941-98 находилась в соборе Казанской иконы Божией Матери в Луге, в 1998 возвращена в возрожденный мон. и помещена в Преображенскую ц. Чудотворная икона вмц. Параскевы Пятницы явлена в XVII–XVIII вв. вблизи Григорьевского Льешского погоста (с. Ильеши, Волосовский р-н). Хранилась в ц. Николая Чудотворца Святителя с. Ильеши. Эта уникальная дерев. резная икона в 1988 передана из Русского музея в Троицкий собор Александро-Невской лавры. Шлиссельбургская Казанская икона Божией Матери (XVI в.) почиталась еще в царствование Ивана Грозного. Она находилась в часовне крепости Орешек. В 1611 крепость захватили шведы, и жители замуровали икону в стене церкви, превращенной затем в лютеранскую ц. После возвращения в 1702 крепости России икона обретена. Находилась в соборе Благовещения Пресвятой Богородицы г. Шлиссельбург, впоследствии утрачена. Чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы (Божией Матери «Печерская») явлена в XVI–XVII вв. в местности Малые Печерки (с. Турово) вблизи г. Луга. При обретении открылся источник с целебной водой. В 1789 перенесена с места явления в собор Екатерины Великомученицы г. Луга. С 1941 икона находится в соборе Казанской иконы Божией Матери г. Луга. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии Нарвской обнаружена при взятии в 1558 Нарвы рус. войсками. Привезена в Москву, затем помещена в ц. Успения Пресвятой Богородицы г. Ивангород. Утрачена в 1944. Чтимая икона Божией Матери «Знамение» (1731) является списком с чудотворной Новгородской иконы Божией Матери «Знамение». С сер. XVIII в. находилась в ц. «Знамение» иконы Пресвятой Богородицы г. Ивангород, с 1945 – в Воскресенском соборе г. Нарва. Лит.: Старцева Ю.В., Попов И.В. Явление вмц. Параскевы Пятницы в Ильешах // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 91-95; Иванен А.В. Чудотворные иконы Божией Матери Одигитрии Нарвской и Свят. Николая Чудотворца // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 86-87; Рацевич Р.И. Икона Божией Матери «Знамение» (Нарвская-Ивангородская) // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 88-90; Попов И.В. Икона Божией Матери «Печерская», Лужская // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 28/29. С. 124-129; Чудотворные и местночтимые иконы Санкт-Петербурга // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 30/31. С. 134-135, 150. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
«Инкерин Лиитто», финская общественная организация | |
Рубрики | |
«ИНКЕРИН ЛИИТТО» («Ингерманландский союз»), общество ингерманландских финнов. Организовано в 1988 (учредительное собр. состоялось в пос. Тайцы), зарегистрировано в 1989. В СПб. и Лен. обл. действуют 18 отделений: С.-Петерб., Всеволожское (Колтушское), Тосненское, Колпинское, Выборгское, Сестрорецко-Зеленогорское, Отрадненское, Пушкинское, Стрельнинско-Ломоносовское, Сосновоборское, Токсовское, Гатчинское, Таицкое, Приозерское, Кипеньское, Кингисеппское, Волосовское, Новодевяткинское. Отделения существуют и в ряде других регионов России, где проживают представители ингерманландской фин. диаспоры (Москва, Псков, Иркутск). Высший орган управления «И. Л.» – ежегодный съезд, избирающий Совет и каждые два года председателя (с 1998 г. – А.И. Кирьянен). Объединяет более 3500 чел. Цель об-ва – «сохранение ингерманландских финнов как этнической общности на родной земле». Об-во разрабатывает и осуществляет мероприятия по нац.-культурному возрождению рос. финнов: это фольклорная работа (созданы неск. хоров и нар. муз. коллективов), организация курсов фин. яз. в Ингерманландии (СПб., Гатчина, Колтуши, Сосновый Бор, Тосно, Выборг), с 1989 ежегодно проводится нац. праздник «Юханнус». Вместе с фин. стороной «И.Л.» участвовал в создании Ингерманландской земледельческой школы (1993, г. Пушкин), домов престарелых в Тайцах, Колтушах, Мартышкине), Терволове (Гатчинский р-н), Кикерине. В 2000 в рамках финл. гос. проекта поддержки ингерманландских финнов открыт Гатчинский фин. многофункциональный центр. Об-во занимается проблемой трудоустройства, в т. ч. орг-цией сезонных работ в Финляндии для молодежи. «И. Л.» поддерживает контакты с Ингерманландским Союзом финнов Карелии, организациями ингерманландцев Эстонии, Швеции, Финляндии, Евангелическо-лютеранской церковью Ингрии, фин. общественными орг-циями «Вилла Инкери», «Волунтате»; участвует в деятельности Парламента заруб. финнов (осн. в 1997), представляющем интересы фин. диаспоры. С 1998 издает газ. «Инкери» (6 номеров в год). Лит.: Кокко В. «Инкерин Лиитто»: 15 лет национального строительства // Инкери. 2003. Октябрь-ноябрь. С. 1-2; «Inkerin Liitto». – http://www.inkeri.spb.ru А.Ю.Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Луга, г. | |
Рубрики | |
ЛУГА, город, адм. центр Лужского р-на. Расположен в 142 км (139 км по жел. дороге) к югу от СПб. на р. Луга, по назв. к-рой получил наименование. Нас. - 40,4 тыс. чел. Город является узлом автомоб и ж.-д. магистралей, ведущих на СПб., Новгород, Псков и в населенные пункты Лужского р-на. Окрестности Л. богаты археол. пам. – от эпохи неолита до периода Средневековья. Предшественником Л. считается «сельцо Лусское», впервые упоминаемое в кон. XVI в. 3 авг. 1777 указом Екатерины II учрежден г. Луга, с 1802 он стал центром одноим. уезда С.-Петерб. губ. В 1857 Л. была соединена жел. дорогой с СПб., что привело к интенсивному развитию города и его окрестностей. В 1927-30 – окружной город, районный центр Лен. обл. С 23 авг. 1941 по 12 февр. 1944 Л. находилась под нем.-фаш. оккупацией. В 1977 город награжден орд. Отеч. войны I степени. Луга как город изначально развивался по регулярному плану, составленному в кон. XVIII в. Наиболее интенсивное стр-во осуществлялось во второй пол. ХХ в. Совр. Л. состоит из трех частей: центра, заречной ч. и кварталов к западу от жел. дороги. В городе сохр. пам. архитектуры кон. XVIII в.: адм. здания, Преображенская ц., Екатерины Великомученицы собор. В сов. период установлены пам. В.И. Ленину, С.М. Кирову, созданы мемориалы, посвященные боям на Лужском рубеже в 1941. В Л. действуют Крест. ин-т им. Кирилла и Мефодия, гор. дом культуры, Дом творчества юных, дет. худож. школа, Дет. муз. школа им. Н.А. Римского-Корсакова, Школа иск-в, гор., районная и дет. б-ки, краевед. музей, выставочный зал, киноцентр «Смена», киностудия «Луга-фильм». Выходят неск. газ., в т. ч. «Лужская правда», «Православная Луга»; работает радиостанция «Говорит Луга» и ред. телевещания «КТВ-Луга». Проводятся фестивали нар. творчества, бардовской песни, «Театральная весна», «Играй, гармонь», «Молодые голоса», «Танцует юность», «Римский-Корсаков на Лужской земле», «Музыка военных лет», конкурсы «Праздник Терпсихоры», «Серебряный карандаш». Лит.: Баскаченко И., Зерцалов В. Луга. Л., 1964; Даринский А.В. Ленинградская область. Л., 1975. С. 268-270; Зерцалов В.И. Луга. Путеводитель. Л., 1972; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 74-75; Луга: Гор. информационный сайт. – http://www.luga.ru С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Промыслы и ремесла традиционные | |
Рубрики | |
ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА ТРАДИЦИОННЫЕ, выделились из домашних занятий и ремесел, к-рые были направлены на изготовление предметов крест. быта для собственных нужд. Своеобразие традиционных промыслов Лен. обл. связано с особенностями ист., соц.-экон. и этногр. развития населения. Длительные контакты рус. и финноязычных народов сыграли важную роль в формировании быт. иск-ва края. Нельзя исключить и влияние на творчество мастеров древних центров худож. ремесла – Новгорода, Пскова, Старой Ладоги, Тихвина, а позже СПб. Одним из важнейших занятий народов, населяющих терр. совр. Лен. обл., было ткачество. Встречались практически все изв. в ткачестве техн. приемы: двухремезное, многоремезное, двууточное, браное тканье. Повсеместное распространение имело двухремезное тканье, применяемое для изготовления тонких белых холстов и «пестряди» – клетчатой или полосатой ткани. Большого опыта требовала многоремезная техника тканья с рельефным узором, особенно распространенная в Новоладожском у. Браное ткачество с красно-белыми узорами было развито в Лужском и Лодейнопольском у. Здесь же встречаются и закладные ткани. Интересной разновидностью крест. ткачества являлось изготовление тканных поясов. Их ткали из разноцветных шерстяных нитей на ткацких станах и нестандартных орудиях: дощечках, бердечках и на ниту. Красочностью и нарядностью выделялись вепсские и карельские пояса. С 1930-х широкое распространение получило тканье половиков с хл.-бум. основой и утком из цветных тряпичных лент. Вышивка – традиционный вид нар. творчества. Это иск-во было развито в дер. Лужского, Новоладожского, Лодейнопольского, Тихвинского, Устюженского у. Еще в 1920-е многие местные вышивальщицы владели старинными декорат. швами и узорами, к-рые передавались из поколения в поколение. Широко применялся двухсторонний шов-«роспись», иногда в сочетании с гладью-«атласником» и «набором». Часто в вышивке использовали такие приемы как «крест», «тамбур», а также различные варианты «строчки». Рус. мастерицы Лужского и Новоладожского у. вышивали тамбуром пышные растительные узоры, используя нити, окрашенные яркими анилиновыми красителями. Узоры с геометрическим орнаментом, выполненные двухсторонним швом цветной шерстью, украшали детали одежды ижор и води. В Новоладожском у. местные портные шили к праздникам и свадьбам «щегольские» дубленые полушубки, правую полу и воротник к-рых украшали узорным шитьем. «Стародавний», «досюльный» двусторонний шов применялся для вышивки обрядовых полотенец у русских и вепсов. Орнамент вышивки представлял собой геометризованные мотивы, образующие бордюры, или сложные сюжетные композиции, изображающие фигуры людей, животных, птиц, а также растительные узоры. В сюжетных вышивках нередко встречаются также геральдические птицы, напр., двуглавый орел. У южных вепсов встречались многоцветные узоры, выполненные «строчкой по сетке». Новоладожские мастерицы украшали головные уборы жемчужным шитьем («низание», «саженье»). Такие предметы являлись семейной ценностью и нередко передавались по наследству по жен. линии. Применение жемчуга было закономерным, т. к. он добывался в сев. реках басс. Ладожского и Онежского оз. Полотенца, подзоры простыней, домотканые скатерти обычно обшивались кружевом, плетенным на коклюшках или связанных крючком, реже – на спицах. Коклюшечное кружево изготовляли крестьянки Никольской вол. Шлиссельбургского у., Мозинской, Покровской, Дудергофской и Тосненской вол. Царскосельского у. Широкой изв. пользовались кружевницы Новоладожского у., к-рые плели на коклюшках в осн. предметы большого размера: покрывала, накидки, пелерины, косынки и пр. (см. Захожское кружево). Произ-во кубовой набойки (старинной техники крашения тканей) с крупно- или мелкоузорными геометрическими и растительными орнаментами сохранялось еще в 1930-е в вепсских и рус. деревнях Тихвинского р-на. Резьбой и росписью по дереву украшались избы, предметы домашней обстановки и утварь (см. Фасадная резьба). В любом крест. х-ве встречались изделия, плетенные из корней ели или сосны, а также изделия из щепы, прутьев и берестяная «серебр.» посуда, выполненная диагональным или прямым плетением. К пам. нар. иск-ва относятся прялки. Делали их в каждой семье для собственных нужд. Наиболее искусные мастера изготовляли прялки и на заказ. Прялки из Новоладожского у. расходились по неск. уездам. Широко бытовали цельные «корневые» прялки, вырубавшиеся из дерева с корнями. В каждой местности складывались свои формы прялок и приемы их украшений (см. Волховская школа росписи). Изготавливалась разнообразная глиняная утварь. В селениях по ср. течению рр. Оять, Явосьма, Паша находились центры гончарного произ-ва. Занятие гончарным промыслом было зафиксировано в отд. волостях Ямбургского, Лужского, Царскосельского уездов (см. Гончарное дело; Оятская керамика). Одним из старинных центров металлообработки являлся г. Тихвин. Выполненные здесь накладные или врезные замки с фигурно кованными личинами, а также ключи и светцы, украшенные ажурным орнаментом, отличаются разнообразием и изяществом. Кустарное произв-во гармоней было развито в кон. XIX – нач. ХХ вв. в с. Большое Заборовье (ныне Тихвинский р-н), в г. Тихвин и др. С XIX в. на терр. обл. получили развитие кустарные промыслы – мелкотоварное произ-во изделий, ориентированое на рынок. Оно стало дополнительным хоз. занятием крест. нас. и осн. занятием значительной части гор. жит. В большинстве своем кустари сохраняли традиционные инструменты и техн.-технол. приемы обработки природных материалов (дерева, глины, волокнистых веществ, кожи, металла). В осн. эти изделия были рассчитаны на небогатого гор. потребителя. Приспосабливаясь к его вкусу, мастера совершенствовали технику изготовления, форму и отделку изделий. Помимо своего осн. назначения, эти предметы обладали худож. ценностью и отражали эстетические представления и вкусы их создателей. На терр. совр. Лен. обл. кустарные промыслы существовали повсеместно, но в структуре хоз. занятий нас. занимали разл. место. Процесс индустриализации привел к постепенному исчезновению мн. промыслов, в т. ч. направленных на произ-во с.-х. орудий, средств передвижения, столярного промысла и пр. Отд. промыслы сохранялись до наших дней. Наибольший их расцвет связан с образованием в 1968 Лен. обл. производственного объединения нар. худож. промыслов, деятельность к-рого была направлена на возрождение, сохр. и развитие традиционных промыслов. После распада объединения в нач. 1990-х произошло угасание работы его центров. В настоящее время мастеров поддерживает Ассоциация нар. худож. промыслов и ремесел, общественная орг-ция «Палата ремесел» и Ленинградский областной учебно-методический центр культуры и искусства. Лит.: Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей: Путеводитель-каталог: Этнографические коллекции и предметы религиозного назначения. СПб., 2001; Киселев В.И. «От добрых рук ничего не уходит» // Область культуры. 2006. № 5. С. 57-60. Д.А. Горб | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Сланцевский район | |
Рубрики | |
СЛАНЦЕВСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2,2 тыс. кв. км. Нас. – 47,9 тыс. чел. В состав С. р. входят г. Сланцы (адм. центр), 155 сел. населенных пунктов. Граничит с Кингисеппским, Волосовским, Лужским р-нами Лен. обл., Гдовским р-ном Псковской обл., с Эстонией (по р. Нарва). Имеет выход к Чудскому оз. Образован в 1941 (в 1963-65 входил в состав Кингисеппского р-на). Через С. р. проходит ж.-д. магистраль СПб. – Гдов (построена в 1940). Шоссейные дороги связывают р-н с СПб., Псковом, Лугой, Гдовом, Новгородом, Ивангородом. С. р. расположен на низменной равнине в междуречье рр. Нарвы и Луги. По терр. района протекает р. Плюсса. Район богат сырьевыми ресурсами: здесь находится единственное в России месторождение горючих сланцев, ведется добыча известняка, торфа, сапропели; развиваются лесозаготовки. Пром. предприятия сосредоточены в г. Сланцы. Основными с.-х. предприятиями являются АОЗТ «Осьминское» (дер. Овсище, мясо-молочное животноводство), АОЗТ «Родина» (дер. Выскатка, картофелеводство). На терр. С. р. обнаружены славянские курганно-жальничные могильники XI–XIV вв. В урочище Ольгин Крест (ныне нежилая местность на берегу р. Нарва южнее дер. Степановщина) находился кам. крест, установленный, по преданию, в Х в. кн. киевской Ольгой. Позднее крест был вделан в стену ц. Свят. Николая Чудотворца (разрушена в 1944). До нач. XVI в. терр. совр. С. р. была разделена между владениями Пскова (Гдовский у.) и Вел. Новгорода (Сомерский погост Шелонской пятины). В период Смутного времени эти земли были оккупированы шведами; по условиям Столбовского мира 1617 – в составе России. В кон. XVIII – нач. XX вв. терр. совр. С. р. входила в состав Ямбургского и Гдовского у. С.-Петерб. губ. В XVIII–XIX в. возникли усадьбы, из к-рых известны Кошелевичи, Сижно, Малафьевка. В годы ВОВ р-н был оккупирован, пос. Сланцы и все пром. предприятия полностью уничтожены, однако уже к 1949 шахты были восстановлены. Удаленность от кр. гор. центров способствовала лучшей, чем в соседних р-нах обл., сохранности нар. традиций и фольклора. С 1999 проводится фестиваль нар. творчества «Плюсский венок» с участием песенных коллективов и хранителей ремесленных традиций из Лен. обл. и Гдовского р-на Псковской обл. Работают Сланцевская библиотека центральная районная, Новосельский дом рус. нар. творчества (дер. Новоселье). Выходит районная газ. «Знамя труда». Правосл. приходы действуют в Сланцах, дер. Б. Поля, Заручье, Козья Гора (Поречский Покровский мон.), Ложголово (Георгия Победоносца Великомученика ц.), Сижно, пос. Старополье (Рождества Христова ц.). Самой древней сохр. постройкой можно считать ц. Архангела Михаила в дер. Сижно (XVII в.). Пам. культовой архитектуры является здание ц. Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Пенино. В 1990 возвращена общине ц. Архангела Михаила в дер. Зажупанье (службы не проводятся из-за аварийного состояния здания). В дер. Б. Поля с 1990 действует ц. Казанской иконы Божией Матери, в 2005 при спецшколе закрытого типа для трудных подростков освящена ц. Св. Благоверного вел. кн. Александра Невского (приписная к ц. Прп. Серафима Саровского в г. Сланцы). При поддержке Комитета по физ. культуре, спорту, туризму и молодежной политике Лен. обл. и администрации р-на разрабатывается программа развития туризма, проводятся семинары «Туристские ресурсы Сланцевского района». Лит.: Народные песни Ленинградской области: Старинная свадьба Сланцевского района Ленинградской области / Сост. А. Мехнецов, Е. Мельник. Л., 1985; МО «Сланцевский район». – http://www.slanmo.ru/; Сланцевский историко-краеведческий музей. – http://townslantsy.narod.ru/museum.html А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Суслов Владимир Васильевич (1857-1921), архитектор | |
Рубрики | |
СУСЛОВ Владимир Васильевич (1857–1921), архитектор-реставратор, художник, искусствовед, педагог. Акад. архитектуры (1886). Окончил Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1878) и СПб. АХ (1882). Под влиянием арх. Д.И. Гримма стал заниматься изучением древнерус. зодчества. Реставрировал Софийский собор в Новгороде, Спасо-Мирожский собор в Пскове, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском и др. Автор церквей в неорус. стиле в Луганске, под Смоленском, в Моск. и Владимирской губ., в Сан-Стефано (Турция). Составитель изд. «Памятники древнего рус. зодчества» (Вып. I-VII, 1895–1901) и «Памятники древнерус. искусства» (Вып. I-IV, 1908-12), автор науч. тр. «Материалы к истории древней Новгородско-Псковской архитектуры» (1888), «Очерки по истории древнерус. зодчества» (1889) и др. Проф. АХ (с 1902). Д. ч. Об-ва возрождения худож. Руси (1915-17). После рев-ции – зав. архит. секцией отдела по охране пам. при Наркомпросе РСФСР. Один из первых исследователей архит. пам. Старой Ладоги. Жил на даче на ст. Мельничный Ручей (ныне г. Всеволожск), построенной по собственному проекту (не сохр.). Соч.: Техническое описание архитектурных памятников Старой Ладоги // Бранденбург Н.Е. Старая Ладога. СПб., 1896. Лит.: Суслова А.В., Славина Т.А. Владимир Суслов. Л., 1978; Архитекторы-строители Санкт-Петербурга сер. XIX – нач. ХХ вв.: Справочник / Под общ. ред. Б.М. Кирикова. СПб., 1996. С. 290. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
подробнее… |