Библиография / Театр-студия «За углом» // Информационный сборник ЛОМЦК и И. 2002. № 10
«Бабий праздник»
Рубрики
У населения Ингерманландии, как показывают полевые исследования, одной из составных частей Егорьева дня является так называемый "бабий праздник". Этот термин появился в работе Н. И. Гаген-Торн «О «бабьем празднике» у ижор (Ленинградского района)» (Этнография. 1930. № 3). «Бабий праздник» довольно широко распространен по всей Ингерманландии. Полевые работы 1999-2000 гг. позволили собрать обширный материал, характеризующий эту традицию у ижорского населения Нижней Луги и Сойкинского полуострова. «Бабий праздник» заключается в следующем: после обряда первого выгона скота все женщины деревни собираются в отдельном доме у какой-нибудь хозяйки (реже, в доме у одинокого мужчины) и устраивают застолье. Как правило, присутствие на празднике мужчин, девушек и детей не допускается. Участие только женщин-хозяек информанты объясняют тем, что это праздник непосредственно тех, кто занимается скотом. Иногда допускается присутствие пастуха (например, ижоры д. Мишино). Пастух мог приходить, но только в самом конце застолья; тогда его угощали крашеными в бордовый цвет яйцами. Угощение готовится в складчину. На столе обязательно должны были быть яичница или вареные яйца. После застолья пели песни, причем как на русском, так и на ижорском языках (особых обрядовых песен зафиксировать не удалось). В ряде деревень (ижоры д. Слободка) имело место ряженье: пастух переодевался женщиной, а женщины мужчинами. Праздник мог продолжаться и на улице: женщины останавливали встречных мужчин и заставляли дать им денег на бутылку водки, и, когда те выполняли это требование, звали их с собой гулять. Не было зафиксировано ни одного случая, когда мужчина не дал бы женщинам денег, хотя от гуляния он мог и отказаться. Обращает на себя внимание тот факт, что в «бабьем празднике» обряды, напрямую связанные с животноводством, четко не выделяются. Таким образом, «бабий праздник» можно рассматривать в качестве составной части весенних эротических обрядов. По-видимому, ко дню первого выгона скота в поле праздник был приурочен позднее, с чем, вероятно, связано и участие в нем пастуха. Полевые материалы позволяют охарактеризовать «бабий праздник» как явление, представляющее единую культурную традицию с малым количеством вариаций. Различается длительность празднования (от 1 до 3-4 дней). На Сойкинском полуострове распространен описанный выше обычай шутить над встречными мужчинами; а на остальной территории Ингерманландии - поднимать «на ура» женщину, родившую в прошедшем году первого ребенка (т.е. эта женщина на празднике должна поставить остальным пол-литра водки, после чего ей поют величальные песни). Наибольшая частота встречаемости «бабьего праздника» была зафиксирована на Сойкинском полуострове, в районе компактного проживания ижор. В районах со смешанным ижорско-водско-финским или финско-русским населением существование этого праздника отмечается реже. Киселев С. Б. Обрядность Егорьева дня у ижор (Кингисеппский район) // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб.: Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109.
Тематические группировки
подробнее…
Грунтовые могильники
Рубрики
При обследовании южного побережья Финского залива в 60–70-х годах ХХ столетия зафиксирован еще целый ряд грунтовых могильников, которые весьма проблематично можно связывать с ижорским населением. По данным XVIII–XIX вв., это была область ижорского расселения. Археологическими разведками последних лет еще пять подобных грунтовых могильников выявлены на Сойкинском полуострове. Один из них, расположенный у д. Гамалово, исследовался раскопками. Каких-либо наземных признаков могильники в земле ижоры не имеют, что затрудняет их поиски. Вместе с тем строгое расположение захоронений в них допускает предположение о существовании в древности каких-то внешних обозначений. Расположены эти могильники на естественных песчаных всхолмлениях, часто на склонах таких возвышений. Обряд погребения – трупоположение. Ранняя история ижоры, остатки которой сохранились сейчас на южном берегу Финского залива, представлена очень малым числом археологических памятников, которые дали крайне разнородный материал: случайные находки черепаховидных фибул в Вуолле (Вуолы) и Келльту (Колтуши) представляют широкий круг карело-финских древностей XI века, вещи из трех разрушенных могильников в Мишкино, Пунуши (Пупышево) и Инкере-Войскорово несут значительный отпечаток культуры «карельских грунтовых могильников» XII–XIV вв., а частично раскопанный грунтовый могильник в Усть-Рудице и исследованный могильник в Гатчине дали незначительный древнерусский материал XIV–XVI вв. Позже к этому перечню добавилось 7 неисследованных грунтовых могильников в северо-западной части Ленинградской обл. В 1963 г. были обнаружены грунтовые могильники в Краколье, Лужицах и в Острове. Однако письменные источники, упоминающие ижору с XII в. как самостоятельное и известное в Европе племя, а также наблюдаемая в историческое время значительная численность ижорцев, дали возможность предположить существование более широкого пласта археологических памятников единой ижорской культуры. Начатые в 1979 г. исследования подтвердили это предположение. Были обнаружены грунтовые могильники в Гамалово, Репино, Валяницы, Вистино, Урмизно, Стремление, Пятчино, Пахомовка, Липпово, могильники на Дубовском п-ве и у ныне не существующей д. Кайбалово (Курголовский п-ов) и получены сведения о могильниках у дер. Новое Гарколово, Колкомпя, Ручьи, Слободка, Кошкино, Большое Райково, Малое Райково, Выбье. 1. Tallgren, A. M. The prehistory of. Ingria // ESA. – 1938. – № 12. – S. 102, 107. 2. Отчет Археологической Комиссии за 1904 г. – СПб., 1907. – С. 109; Tallgren, A. M. Die russische und asiatische arehaologische Sammlungen // ESA, 1928. – № 3. – S. 162–164; Tallgren, A. M. The prehistory. – S. 102. 3. Донесение, А. М. Раевской о раскопке в урочище Черном // Изв. о-ва любителей естествознания, археологии и этнографии. – М., 1875. – Т. 20. – С. 31–33; Равдоникас, В. И. Ижорский могильник в Красногвардейце // СГАИМК,1932. – Вып. 11 – 12. – С. 22–39. 4. Седов, В. В. Этнический состав населения северо-западных земель Великого Новгорода (IX—XIV вв.) // СА. – 1953. – № 18. – С. 202. Конькова, О. И. Исследования ижорских средневековых могильников. Итоги и перспективы // Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы : сб. науч. тр. / Музей этнографии народов СССР ; под ред. О. М. Фишмана, Е. А. Рябинина, И. В. Дубова. – Л., 1990. – С. 31–35. Финно-угры и балты в эпоху средневековья / под общ. ред. академика Б. А. Рыбакова. – М. : Наука,1987. – С. 42-43.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Дороги
Рубрики
ДОРОГИ. Дорожная сеть на терр. Лен. обл. исторически развита неравномерно: р-ны восточнее р. Волхов хуже обеспечены Д., поскольку основные экон., воен. и культурные центры всегда были сосредоточены на западе. В нач. ХХI в. плотность Д. в зап., прилегающих к СПб. районах, достигает 217 км на 1000 кв. км, тогда как на востоке (Тихвинский, Бокситогорский, Лодейнопольский р-ны) этот показатель в 2,5 раза меньше. В древности Д. служили водные пути: зимой по замершим рекам передвигались на санях (см. Гидрографическая сеть, «Путь из варяг в греки»). Развитие сухопутных путей связано с развитием государственности и городов. В ср. века водные и сухопутные пути (Лужский, Водский, по р. Волхов, Ладожскому оз., р. Нева) связывали Новгород с побережьем Балтики. С кон. XV в. они постепенно преобразуются в ямские «государевы дороги» до Копорья, Ивангорода (Ивангородская д.), Ладоги – Орехова – Корелы (с ответвлением к Тихвину и Олонцу). В XVII в. отмечены Д. Ниеншанц – Выборг с ответвлением на Кексгольм (Приозерск) и Ниеншанц – Нарва (в XVIII в. известна как Копорская д.). Наиболее густая сеть проселочных Д. сформировалась на Ижорской возвышенности – самом густонаселенном с.-х. р-не. С XVIII в. влияние на формирование дорожной сети оказывает СПб. В результате в зап. части Лен. обл. дорожная сеть приобрела радиальный характер: крупные Д. соединяют центр (СПб.) с различными пунктами периферии. Важнейшей становится трасса СПб. – Москва. Первая «большая перспективная дорога» СПб. – Москва через Старую Руссу, Ржев, Волоколамск была открыта в 1746 (участок от СПб. до Сосницкого яма – в 1742). Именно на ней были организованы почтовые ст. В XIX в. появились шоссейные Д., заменившие грунтовые на гл. направлениях (первой стала новая д. СПб. – Москва, построенная в 1817-35). В сер. XIX в. к разряду почтовых Д. относились Ковенское (ныне Киевское) ш., Нарвское ш., Архангелогородский тракт (д. через Шлиссельбург параллельно Ладожским каналам). В XX в. началось стр-во Д. для автомоб. транспорта, произошла практически полная замена брусчатки на асфальтовое покрытие. Стр-во новых Д. (в том числе и ж.-д. путей; см. Октябрьская железная дорога) и совершенствование уже существовавших способствовало повышению товарности сел. хозяйства, проникновению в деревенский быт элементов гор. культуры. В сов. период стр-во Д. было связано и с воен. целями: это т. н. «ворошиловские» Д., построенные в 1930-е на Сойкинском и Кургальском п-овах; две дугообразные Д., огибающие СПб. с юга и севера, неофициально наз. «бетонки» из-за использования при первоначальном покрытии бетонных плит (одна из них проходит от Большой Ижоры до Кировска, вторая – от Ушково до пос. им. Морозова). В 1970-90-е проводились многочисл. спрямления и расширения Д., строились Д., минующие населенные пункты (Мурманское ш. от СПб. до Ладожского моста, автотрасса «Скандинавия»), объездные Д. вокруг ряда городов (Гатчина, Кингисепп, Пикалево). В наст. время ведется стр-во кольцевой Д. вокруг СПб. Часть завершенного вост. полукольца проходит по терр. Всеволожского р-на. В 2004 протяженность д. общего пользования в Лен. обл. составила 10909 км (федеральных – 1245 км, территориальных – 9664 км). Плотность автодорог общего пользования в целом по обл. – 127 км на 1000 кв. км терр. (ср. показатель по России – 31 км на 1000 кв. км). Дорожное стр-во в Лен. обл. осуществляется в рамках региональной программы совершенствования и развития сети автомоб. дорог до 2020. Лит.: Дороги России. М., 1996; Селин А.А. Ивангородская дорога. СПб., 1996; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 346-365; Плоткин К.М. Русские и шведские источники XVII в. о путях сообщения Новгородской земли // Псков: Памяти Юрия Павловича Спегальского. 1909–1969. Псков, 1999. С. 176-202; Официальное представительство Лен. обл. – http://www.lenobl.ru/economics/transport А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Ижора (Ижорцы)
Рубрики
ИЖОРА (ижорцы, самоназв. – изурит), этническая общность. Яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. По наиболее распространенной версии, И. отделились от южнокарельских племен в кон. I – нач. II тыс. н. э., расселялись в басс. рек Ижора и Нева, с XI–XII вв. продвигались по юж. берегу Финского зал. до р. Нарва, контактируя с водью и славянами. С XII в. Ижорская земля – во владении Вел. Новгорода. И. несла пограничную стражу. В 1240 ижорский староста Пельгусий предупредил кн. Александра Невского о высадке шведов на берегу Невы. В 1897 И. насчитывали ок. 14 тыс. чел. Делились на пять отличавшихся диалектами групп: сойкинская (нас. Сойкинского п-ова), нижнелужская (низовья р. Луга), хэвасская (окрестности р. Коваша, фин. – Хеваа), оредежская (верхнее течение р. Оредеж) и И. юж. части Карельского перешейка (к ХХ в. ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами). В 1926-36 существовал Сойкинский нац. ижорский сельсовет; работали сел. школы с обучением на ижорском яз. В 1989 числ. И. в Лен. обл. – 276 чел.; всего в СССР – 820 чел. В 2002 в Лен. обл. – 177 чел. (в осн. в Сойкинской и Усть-Лужской вол. Кингисеппского р-на), в СПб. – 53 чел.; всего в РФ – 327 чел. Традиционные занятия: земледелие, животноводство, мор. рыболовство (в т. ч. подледный лов салаки в Лужской губе для изготовления шпрот). В XIX – нач. XX вв. распространились отходничество, посредническая торговля. До ХХ в. сохр. архаические элементы жен. одежды: поверх рубахи (рятсиня) одевали два несшитых полотнища (аануа и хурстут), державшихся на плечевых лямках. Верующие исповедают православие. Еще в XVI в. многие И. оставались язычниками и поклонялись природным объектам (камням и деревьям). Дохристианские элементы сохр. в обрядности вплоть до ХХ в. У И. существовала эпическая поэзия, ее элементы использовал Э. Лённрот при создании «Калевалы» (цикл о Куллерво). Наиболее известны ижорские сказители Онтропо Мельников и Ларин Параске. Предметы ижорской культуры представлены в экспозициях Ижорского народного музея, Кингисеппского краеведческого музея. В дер. Вистино и Горки существуют фольклорные коллективы, исполняющие песни на ижорском яз. В июне 2004 в дер. Вистино прошел «Ижорский праздник». Лит.: Лаанест А. Ижорские диалекты. Таллин, 1966; Ингерманландская эпическая поэзия / Сост. Э.С. Киуру. Петрозаводск, 1990; Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. СПб., 1992. С. 89-109; Рябинин Е.А. Ижора // Природа. 1992. № 9. С. 82-89; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 592-620. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ижора Сойкинского полуострова
Рубрики
В июле 2000 г. Ленинградским отрядом Северо-Западной этнографической экспедиции была обследована территория Сойкинского полуострова, находящегося на южном берегу Финского залива близ устья р. Луга (Сойкинская волость Кингисеппского района Ленинградской области). Полуостров в начале ХХ в. представлял собой район компактного проживания одной из групп ижор - так называемых сойкинских ижор, говоривших на особом диалекте ижорского языка и составлявших большинство населения прибрежных деревень. В настоящее время значительной частью населения являются мигранты, прибывшие на эти земли в ХХ в., и их потомки. Пришлое население появилось еще в 1930-е гг., когда в Лужской губе развернулось строительство военно-морской базы, называемой местными жителями "вторым Кронштадтом". Во время Великой Отечественной войны ижоры, как и все финноязычные этнические общности оккупированной части Ленинградской области, были вывезены в Финляндию. По возвращении в СССР не все получили право сразу поселиться в родных краях, и процесс возвращения в деревни растянулся на несколько лет. Особенностью региона являлась ориентация местного хозяйства на рыболовство. Традиционным был зимний подледный лов, когда артели рыбаков жили прямо на льду в специальных дощатых или фанерных будках. В промысле участвовали и мужчины, и женщины. Такой способ лова сохранялся вплоть до 1950-х гг. В период навигации в первые десятилетия ХХ в. в море выходили на парусных судах, с 1923 г. на лодки начали устанавливать моторы, а в послевоенное время распространился траловый лов. Земледелие и животноводство не имели товарного значения в прибрежных деревнях и большее развитие получили в поселениях, удаленных от Финского залива. Однако и здесь из-за недостатка удобных для ведения сельского хозяйства земель важную роль играли различные промыслы. В д. Большое Стремленье занимались гончарством. По словам информантов, этот вид деятельности еще в 1910-20-е гг. был весьма доходным: продукцию продавали не только в округе и Петербурге, но даже на территории Финляндии. В д. Валговицы был развит бондарный промысел, также изготовляли сани, телеги. Полевые исследования показали, что в организации хозяйства, в материальной культуре местного русского и ижорского населения практически не наблюдалось этнической специфики. Большее число этнических особенностей сохранялось в сфере духовной культуры (например, в календарной обрядности). Следует отметить, что жители старшего поколения и сегодня, несмотря на ассимиляционные процессы ХХ в., довольно четко определяют себя как ижор и в большинстве случаев владеют ижорским языком. Молодежь за редким исключением говорит только по-русски. Тем не менее у местного населения сохраняется представление о Сойкинском полуострове как древней этнической территории ижор. Немалая роль в сохранении народной культуры и в формировании исторической памяти ижорской этнической общности принадлежит Ижорскому музею в д. Вистино, который поддерживает контакты с исследователями Петербурга и Финляндии. В собрании музея представлены предметы ижорского быта (одежда, утварь). Часть экспозиции посвящена традиционному и современному рыболовству. В Сойкинской волости существуют фольклорные коллективы: ансамбль из д. Горки, исполняющий песни и частушки на ижорском языке, а также молодежная фольклорная группа в д. Вистино, репертуар которой состоит из ижорских песен, записываемых у старожилов. Чистяков, А. Ю. Население Сойкинского полуострова (ижоры и русские) // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 12.
Тематические группировки
подробнее…
Ижорский праздник
Рубрики
ИЖОРСКИЙ ПРАЗДНИК, фольклорный фестиваль. Устраивается с целью сохр. культуры ижоры. Впервые состоялся в июне 2004 в дер. Вистино на базе Ижорского народного музея. В 2005 И. п. был объединен с мероприятиями в честь Дня рыбака (второе воскресенье июля), поскольку рыболовство традиционно было гл. занятием ижоры Сойкинского п-ова. В празднике принимают участие фольклорные коллективы Кингисеппского р-на и СПб. Проведение И. п. способствует усилению общественного интереса к истории ижоры. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Ижорский язык
Рубрики
Ижорский язык — язык малочисленной народности ижора, проживающей в Ленинградской области Российской Федерации. Относится к северной группе прибалтийско-финских языков. Близок к карельскому. Традиционно выделяется четыре основных диалекта: сойкинский (на Сойкинском полуострове), нижнелужский (в нижнем течении реки Луга от дер. Извоз до дер. Липово), хэвасский (в нижнем течении реки Коваш и вдоль побережья Финского залива к востоку от г. Сосновый Бор) и оредежский (несколько деревень к югу от пос. Вырица и Сиверский). Нижнелужский диалект заметно отличается от остальных ижорских диалектов, что обусловлено влиянием водского и финского языков. В настоящее время живыми ижорскими диалектами являются только сойкинский и нижнелужский. Хэвасский и оредежский диалекты вымерли в конце ХХ века. До 1930-х годов существовала письменность на основе кириллицы. В начале 1930-х годов в СССР была создана письменность на основе латиницы на ижорском языке. Издавались учебники, которые представляли собой обычно переводы с русского, но затем, в 1937 году, и этот эксперимент был прекращен. В 1938 году издание книг на ижорском языке и его преподавание в школах прекратилось после административной ликвидации ижорских национально-территориальных образований. После этого никаких попыток создания ижорского литературного языка не было. Образцы сойккольского говора заимствованы из магнитофонной записи, сделанной Р. Е. Нирви в 1964 году и опубликованной в "Образцах уральских языков. III. Близкородственные языки", с. 50-51. По переписи 1989 г. лишь 36,8 % ижоры назвали национальный язык родным. Библиография: Прибалтийско-финские народы : история и судьбы родствен. народов / сост. М. Йокипии ; ред. рус. изд. П. Мутанен.–Хельсинки : Атена , 1995.–504 с.: ил. : табл. – Из содерж.: Ижорский / П. Виртаранта.–С.30 Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленингр. обл. / сост. и науч. ред. К.В. Чистов.– СПб.: Лениздат, 1992 .–1 92 с., 23 л. ил.– Из содерж.: Ижора / О.И. Конькова. – С. 89-108. http://ru.wikipedia.org/
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Изба
Рубрики
На Сойкинском полуострове даже в конце XIX века почти все избы топились по-чёрному. При этом печи выкладывались очень тщательно, дымоход делали с несколькими оборотами, и печи долго хранили тепло. В 1920-е годы встречались ещё печи с подвесным котлом на шестке, столь характерным для прибалтийско-финских народов. При этом были уже и такие русские печи, где шесток был превращён в плиту с подтопком. По диагонали от печи находился чистый угол, там стоял стол и висели иконы. На реке Коваш в начале XX века сохранялись ещё курные избы (топились по-чёрному). Поразительное сочетание чёрного от копоти, "бархатного" потолка и жёлто-медовых стен, мебели и деревянной посуды производили чарующее, сказочное впечатление. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2.Поселения и жилища ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2194 3.Шлыгина, Н. В. Ижора // www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287
Тематические группировки
подробнее…
Колдовство, знахарство, целительство
Рубрики
На территории Сойкинского полуострова была собрана информация по духовной культуре местного ижорского населения, в том числе относящаяся к сфере народной демонологии и колдовства. У ижор сохранились представления о домовом, так называемом "земляном человеке" (maanelaa), которого представляют в образе мужчины или женщины, одетых во всё белое. При этом отмечается, что женщина-домовой строже, чем мужчина. Иногда домового отождествляют с покойником. Домовой следит за порядком и согласием в доме. Например, если люди ругаются, особенно на скот, то домовой может нанести вред скотине, постройкам. До сих пор люди считают, что домовой командует людьми и скотиной. Для того чтобы сохранять с домовым хорошие отношения и получать от него помощь (охрану скота и людей от болезней), хозяева дома ставили во все углы дома чашки с молоком. Появление домового в деревне на людях считают плохим знаком - предвестием войны или бедствий. Реже, чем упоминания о домовом, встречаются описания "пара" (para) - существа в виде огненного шара с длинным хвостом. Считается, что оно появляется в небе с северной стороны в тёмное время суток и влетает в какой-нибудь дом, из которого забирает достаток. Также многие рассказывают о колдунах, лечивших скот и занимавшихся поиском пропавшей скотины. В то же время, по представлениям местных жителей, колдуны могли и причинять вред скоту. Деятельность последнего такого колдуна относится к рубежу 1980-90-х годов. Выделяют и другой тип колдунов - "нойда" (noida), основными функциями которых считали любовную магию, наведение порчи, насылание болезней. Для наведения порчи, например, колдун подбрасывал человеку зерно или белую шерсть. Передача колдовского дара происходила, как считают, в семье колдуна через поколение. Считалось, что колдуны умирали тяжёлой смертью, если не передавали кому-либо свое знание. Теперь функции колдунов перешли к знахаркам, которые встречаются почти в каждой деревне. Они лечат людей заговорами и молитвами от таких болезней как вывихи и переломы, рожа, грудница, укусов змеи, а также занимаются снятием порчи и сглаза. Среди способов лечения - полоскание рубахи больного человека в воде святого источника, чтение заговоров и молитв (наиболее распространена - "Отче наш"). По словам знахарки, практикующей в настоящее время, у каждого знающего человека есть свои определённые заговоры. Сейчас к знахаркам обращаются также по поводу потери скота, с просьбой вылечить скотину, свести или развести людей. Им же в ряде случаев им приписывают порчу скота и людей, что объясняет двойственное к ним отношение: их уважают, стремятся сохранять с ними хорошие отношения, но при этом испытывают и некоторый страх. Семёнов И.В. Традиционные верования сойкинских ижор // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 65.
Тематические группировки
подробнее…
Курные избы
Рубрики
На Сойкинском полуострове и на реке Коваши у ижор даже в 1920-е годы сохранялись курные (т. е. топившиеся по-черному) избы с печами без колпака, подвесным котлом и красиво изогнутой деревянной лежанкой старинной конструкции. Деревянные детали черных печей, украшенные изящной резьбой, черный от копоти, маслянисто блестевший потолок и удивительная чистота в ижорском доме производили на исследователей чарующее, сказочное впечатление. Порой оно усиливалось внешним видом дома: частые в прежние времена в этой местности соломенные крыши сверху прижимались длинными жердями, верхние концы которых, перекрещенные над гребнем крыши, были оформлены в виде птичьих голов и носили название «харакка» (т. е. «сорока»). Вечерами на фоне заката ряды парных птичьих голов четко вырисовывались над каждым домом. До наших дней подобные дома не сохранились. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109.
Тематические группировки
подробнее…
Места проживания
Рубрики
В XVIII – начале ХХ веков ижора расселялась в пределах современной Ленинградской области (западные районы и южная часть Карельского перешейка) чересполосно с русскими, ингерманландскими финнами, водью. Современная ижора проживает на южном побережье Финского залива в Ломоносовском районе Санкт-Петербурга и Кингисеппском районе Ленинградской области (в основном, в деревнях Сойкинского полуострова и нижнего течения реки Луги). В составе ижоры выделяют пять этнографических групп в соответствии с диалектными различиями: сойкинская (население Сойкинского полуострова), хэвасская (окрестности реки Коваши - по-фински Хеваа), нижнелужская (низовья реки Луги), оредежская (верхнее течение реки Оредеж), ижоры Карельского перешейка (К ХХ веку практически полностью были ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами). Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2. Большая Ижора // www.izora.spb.ru 3. Места проживания ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2185
Тематические группировки
подробнее…
Пища (ижора)
Рубрики
Значительную часть рациона питания в XIX в. составлял кислый ржаной хлеб, различные каши (ячменная, ржаная), репа, со второй половины XIX в. - картофель. Из овса готовили толокно. Были широко распространены кисели; молочные продукты (простокваша, творог). В праздничные дни готовили пироги, мясные блюда. Наиболее распространенным напитком являлось пиво. В период полевых этнографических исследований 2000 г. на Сойкинском полуострове (Кингисеппский р-н Ленинградской обл.) материалы по теме "пища и утварь" были собраны в 17 деревнях. Опрашивались лица 1910-х - 1930-х годов рождения; информация по современности собрана методом непосредственного наблюдения. Основным занятием как ижорского, так и русского населения Сойкинского полуострова является рыболовство, поэтому в рационе преобладают рыбные блюда. Рыбу (корюшку, салаку, плотву, окуня) готовят по-разному: сушат, жарят, пекут. Из-за недостатка растительного масла во время войны предпочитали запекать рыбу на ольховом полене, поливая водой. Пироги с рыбой делали как на праздник, так и в обычные дни. Излюбленными повседневными блюдами были картофельная каша и маканец (яйцо, масло, сливки, иногда сметану помещали в глиняный горшок и томили в печке, затем в эту смесь макали хлеб и ели). Молочные продукты стояли на втором месте после рыбных по частоте употребления. Сейчас домашнее молоко стало редкостью, а магазинное стоит дорого, так что молочные продукты не так популярны как раньше. Из молока делали сметану, масло (существовали специальные деревянные маслобойки), сливки, творог. Что касается обрядовой пищи, то специфических блюд, которые готовили именно на свадьбу, обнаружено не было. Однако информанты упоминали об изготовлении специального хлеба на Егорьев день, хлебных птичек на Троицу, пасхи и кулича на Пасху (причем ижоры предпочитали готовить только пасху; в то время как русские делали как кулич, так и пасху). Для приготовления пасхи сначала использовали деревянные формы; после войны появились железные (именно в это время стали применять также формы из железа для выпечки хлеба). На праздники варили пиво: бедные деревни в складчину, а в богатых каждый двор сам. Любимым детским напитком был солод. Из отходов пивного производства готовили квас. Также пили брагу, самогон, домашнее вино. Повсеместно использовались в пищу дары леса. Бруснику мочили бочками, солили грибы, сушеную чернику добавляли в чай. На зиму также квасили капусту, мочили яблоки, заготавливали творог. Во время войны люди употребляли в пищу мох, травы; заменителем сахара служила патока из свеклы. Большинство из опрошенных регулярно постились. Во время поста питались различными рыбными продуктами, овощами, ягодами. Постные щи стали едва ли не символом поста. Сейчас посты не соблюдают. После войны население стало постепенно переходить на покупные продукты питания. Перестали самостоятельно печь хлеб, делать масло. Однако пироги пекут и по сей день (в основном рыбные), изредка делают маканец; некоторые информанты готовят тушенку, холодец. Пожилые люди с недоверием относятся к современным продуктам питания, считают, что раньше пища была вкуснее, калорийнее и полезнее. Ижорцы // http://letopisi.ru/ Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104 Оселедько, Ю. В. (СПбГУ) Пища и утварь ижорского населения Сойкинского полуострова (традиции и современность) // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
Тематические группировки
подробнее…
Похоронные обряды (ижора)
Рубрики
Покойника всегда хоронили головой к морю, не учитывая ориентацию по сторонам света. Крест ставили в головах, а не в ногах. Информанты объясняют это тем, что, приходя на могилу, устроенную таким образом, нельзя встать на голову покойного. Также существует отличие и в определении поминального дня сороковин, под которым понимают ровно семь недель, т.е. 42 дня. Археологические материалы, полученные в результате раскопок в 1979–1988 годах ижорских могильников, свидетельствуют о том, что в XII–XVI веках ижоры предпочитали устраивать свои кладбища на склонах высоких холмов, на крутых берегах рек или хотя бы на небольших всхолмлениях. Но полного единообразия в погребальном обряде не было. Жители мыса Дубовского 400 лет назад поверх могил устраивали овальные каменные обкладки с двумя вертикально поставленными камнями в ногах и головах погребенных, на эти камни укладывалась небольшая двускатная крыша. Подобные «домики мертвых» – жилища умерших – раньше были у многих финно-угорских народов, а у карел, коми и в северорусских областях они встречались даже в начале XX века. Двумя километрами южнее, в деревне Урмизно (Нурмиста), древние ижоры близ каждой могилы жгли погребальный костер. На Шведских горах рядом с деревней Большое Стремление (Сомеро) и в деревне Липово (Пярспяя) на могилах ставили грубо вытесанные из известняка четырехконечные кресты. Самое интересное средневековое кладбище исследовано близ бывшей деревни Гамалово (Хамала) на Сойкинском полуострове, где даже в XV веке некоторые погребения совершались на помосте из деревянных плах, умерших сверху покрывали берестой. В могилы клали железные ножи, бронзовые фибулы (застежки), перстни, монеты, в мужских погребениях найдены боевые железные топоры, кресала. При каждом умершем был нож. Местные жители часто называли подобные кладбища «шведскими», на самом деле это древние могильники ижор. Несколько погребений, обнаруженных в восточных ижорских землях – в бассейне Невы, – близки карельским грунтовым могилам XII–XIV веков. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. Трипольская, А. А. (СПбГУ) Особенности обрядности жизненного цикла ижорского населения Сойкинского полуострова // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
Тематические группировки
подробнее…
Почитаемые места
Рубрики
К почитаемым местам относятся природные или созданные человеком объекты, которые народное сознание связывает с потусторонними силами. Далеко не все информанты, опрошенные во время полевых работ на Сойкинском полуострове, могут указать такие объекты. Тем не менее, удалось выявить некоторые из них. Они могут быть подразделены на следующие группы: могилы, деревья, камни, водные источники. К почитаемым могилам относятся, прежде всего, так называемые "шведские могилы" - кургано-жальничные погребения XI-XIV вв. Местные жители считают их захоронениями шведских солдат, погибших во время Северной войны (1700-1721 гг.). Еще в недавнем прошлом "шведские могилы" посещались местными жителями в поминальные дни. Почитаемой может стать и могила человека, отмеченного каким-либо даром. Так, на кладбище в д. Ручьи похоронена монахиня Анастасия, умершая в послевоенные годы. При жизни она умела исцелять некоторые недуги и пророчествовала. Могила Анастасии посещается местными жителями и в настоящее время. Почитаемое место может представлять собой комплекс объектов, например, могилу и дерево (или группу деревьев). Так, "шведские могилы", расположенные в д. Вистино, называют "три сосны", а недалеко от д. Пахомовка, на кладбище находится "дерево-казак", под которым, по преданию, находится погребение неизвестного казака. На этом же кладбище есть общий стол, предназначенный для подношения своеобразных гостинцев во время поминания родственников, которые похоронены где-то далеко от своего селения. Почитаемые деревья могут быть и не связаны с могилами (например, "три дуба" на горе рядом с д. Слободка). Почитаемые камни, в свою очередь, делятся на две подгруппы: 1) камни, вызывающие у находящихся поблизости людей галлюцинации: слышно пение или плач ребенка, ощущаются запахи, будто кто-то готовит блины и т. п.; 2) камни, имеющие необычные природные черты, воспринимаемые как результат человеческой деятельности, получившие народную трактовку: высеченный крест, след детской ножки и т. п. К последней группе почитаемых мест относятся водные источники (естественные и искусственные), обладающие по поверьям целебной силой. Известные на сегодняшний день на Сойкинском полуострове источники так или иначе связываются с христианскими верованиями и представлениями (и ижоры и русские исповедуют православие): освященный колодец (д. Пахомовка); целебный ручей, в истоке которого раньше стояла икона. Почитание могил, камней, деревьев, источников - древняя местная традиция. Ее сохранение даже в трансформированной форме - важное свидетельство устойчивости народной духовной культуры и этнической памяти. Львова Е.С. Почитаемые места у ижорского и русского населения Сойкинского полуострова // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 52.
Тематические группировки
подробнее…
Промыслы
Рубрики
В XIX веке в экономическом укладе ижоры большую роль стали играть отхожие промыслы. Мальчики уходили в подпаски, девушки батрачили на известных в Петербургской губернии огородах под Копорьем. Население восточных ижорских деревень лучше знало русский язык и искало работу в Петербурге: мужчины уходили на фабрики и в мастерские, работали извозчиками, девушки шли в няньки и горничные. Наиболее прибыльным занятием считался извоз. Также был распространен найм на различные сельскохозяйственные работы как в помещичьи хозяства, так и к богатым крестьянам Петербургской губернии. На территории современных Кингисеппского, Волосовского, Ломоносовского районов были широко известны ижоры-пастухи с Сойкинского полуострова, которые нанимались на лето пасти деревенское стадо (так называемые сойколовские пастухи). Этот промысел сохранялся до 1940-х гг. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104
Тематические группировки
подробнее…
Традиционные поселения
Рубрики
Еще в XVIII веке был ясно и коротко определен основной принцип выбора ижорами мест поселений: они любят жить при озерах и реках и на взгорьях. Здесь не встретишь однообразия русских поселений и скученности водских деревень. Многие ижорские деревни расположены были в поистине величественных ландшафтах на склонах больших возвышенностей Сойкинского и Курголовского полуостровов, когда ничто не ограничивает взгляд и видно, как небо смыкается с морем. Часто ижорские деревни широко раскидывались по берегу Финского залива, рек и озер. Ижорские деревни обычно имели уличную, рядовую или кучевую планировку. Во многих деревнях вместе с ижорами также проживали водь, русские или ингерманландские финны. Дома и хозяйственные постройки строили из бревен. На территории Кингисеппского района при строительстве дворов использовали местный камень. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109.
Тематические группировки
подробнее…
Фольклор
Рубрики
ФОЛЬКЛОР народов Лен. обл. (см. Этнические общности Ленинградской области) представляет многослойное полиэтническое наследие, к-рое явилось результатом богатой истории региона. Одним из первых в 1824-29 изучением вепсов занимался А.М. Шёгрен, описавший их компактное проживание, быт, занятия, язык и фольклор. Вепсов, финнов-ингерманландцев, ижору и водь изучал Э. Лённрот, Д. Европеус и др. фин. ученые. Фин. лит. об-вом в 1908-48 осуществлено издание «Древних рун финского народа» (всего 33 тома), в к-ром собраны аутентичные изустные записи традиционных эпических и лирических песен и заклинаний этих народов, в т. ч. собранные на терр. лен. обл. Во второй пол. ХХ в. изучением фольклора продолжали заниматься ученые Карелии и Эстонии. В 1960–1980-е записаны песни калевальского стиха у ижор Сойкинского и Курголовского п-овов. Петрозаводские фольклористы издали два сб. «Народные песни Ингерманландии» (1974) и антологию «Ингерманландская эпическая поэзия» (1990). Исследование по муз. культуре финнов-ингерманландцев опубл. в 1995 И.П. Григорьева, рук. фольклорного ансамбля «Рёнтюшки» (дер. Рапполово Всеволожского р-на). По вепсскому фольклору наиболее значительны публ. «Образцы вепсской речи» (1969), «Вепсские народные сказки» (1996). Русский фольклор на терр. Лен. обл. стали изучать только в кон. XIX в. В 1889 вышел сборник К.П. Галлера с текстами нар. песен Лужского у. и нотными записями; в 1916 в журн. «Живая старина» опубликованы материалы свадебных обрядов и песен Лужского у., собранные крестьянином И. Максимовым. Активная собирательская работа по рус. фольклору начинается во второй пол. ХХ в. В 1960-х фольклорные экспедиции в разл. р-нах обл. проводят С.-Петерб. консерватория, С.-Петерб. ин-т (ун-т) культуры и иск-в (СПбГУКИ), Рос. ин-т истории иск-в и Обл. дом нар. творчества; опубл. ряд муз.-песенных сб. Значительный вклад в иссл. фольклора Лен. обл., в т. ч. и сов. периода, внес В.С. Бахтин. В 1995 при СПбГУКИ создан Тихвинский фольклорный архив (ТФА), занимающийся изучением фольклора и этнографии быв. Тихвинского у. В его основу положены материалы многочисл. фольклорных эспедиций, проведенных в сев. р-нах Новгородской и сев.-вост. р-нах Лен. обл. Экспедиции Ленинградского областного учебно-методического центра культуры и искусства (ЛОУМЦКиИ) систематически собирают традиционные муз.-песенные материалы, этногр. описания праздников и обрядов. Фонотека ЛОУМЦКиИ является одной из крупнейших коллекций фольклорных записей Лен. обл. Лит.: Русские народные песни, записанные в Ленинградской области. 1931–1949 гг. Л.; М., 1950; Рубцов Ф.А. Народные песни Ленинградской области. М., 1958; Бахтин В.С. 1000 частушек Ленинградской области. Л., 1969; Он же. Песни Ленинградской области. Л., 1978; Он же. Сказки, песни, частушки, присловья Ленинградской области. Л., 1982; Лапин В.А. Русские свадебные песни у вепсов // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973; Он же. Вепсы и русские в музыкально-фольклорных традициях Северо-Запада // Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989; Народные песни Ингерманландии. Л., 1974; Мальми В. Народные танцы Карелии и Ингерманландии // Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами. Таллин, 1980; Народные песни Ленинградской области: Старинная свадьба Сланцевского района. Л., 1985; Музыкально-песенный фольклор Ленинградской области. Вып. 1-2. Л., 1987–1989; Фольклорные традиции Тихвинской земли: Тезисы науч.-практической конференции. Л., 1989; Ингерманландская эпическая поэзия: Антология. Петрозаводск, 1990; Григорьева И.П. Музыкальная культура ингерманландских финнов второй пол. XIX и ХХ столетий. СПб, 1995; Лобанов М.А. Лесные кличи: Вокальные мелодии-сигналы на Северо-Западе России. СПб., 1997; Тихвинский фольклорный архив: Иссл. и материалы. Вып 1. СПб., 2000; Атрощенко Н.О., Румянцева А.Е. Обзор фонотеки фольклорных материалов ЛОУМЦКиИ // Область культуры. 2005. № 11. С. 26-42; Сланцевские старожилы // Область культуры. 2007. № 2. В.А. Лапин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Эвремейсет
Рубрики
ЭВРЕМЕЙСЕТ (ayramoiset, эвремейсы, эвримейсы), этническая группа ингерманландских финнов. Потомки переселенцев XVII в. в Ингерманландию из обл. Эуряпяэ на Карельском перешейке. Э. в большей степени, чем савакот, сохраняли архаические элементы культуры. В XIX в. отличием жен. костюма Э. была рубаха с вышивкой (обычно красного цвета). Диалект Э. близок диалектам ижор. Э. проживали на Карельском перешейке в окрестностях дер. Вартемяги и г. п. Токсово, в р-не пос. Лисино-Корпус, по юж. побережью Финского зал. – от Стрельны до Сойкинского п-ова. На Дудергофских высотах (в р-не пос. Ропша) расселялись чересполосно с савакот. Исследователи XIX в. относили к Э. ингерманландских финнов Кургальского п-ова и междуречья Луги и Нарвы, к-рый в наши дни считаются отд. группой – потомками переселенцев с о-вов Финского зал. По данным П.И. Кёппена, в сер. XIX в. Э. насчитывалось 29 тыс. чел. На рубеже XIX–XX вв. в результате процесса этнической консолидации групповое самосознание Э. сменилось общефинским. Этноним Э. в XX в. вышел из употребления. Лит.: Чистяков А.Ю. Этнические группы ингерманландских финнов в XVII–XIX вв. // Петербургские чтения-97. Петербург и Россия. СПб., 1997. С. 160-166. А.Ю. Чистяков
Авторы
подробнее…