Адреса
/
Исторические топонимы/Ингерманландия
1
2
Путро Моосес (1848-1919), музыкант | |
Рубрики | |
ПУТРО (Putro) Моосес (Моисей Матвеевич) (1848, дер. Кюллиси Царскосельского у. С.-Петерб. губ. – 1919), композитор, музыкант, просветитель. Из крест. семьи. В 1866 окончил Колпанскую учительско-кистерскую семинарию. В 1867-72 работал в ней преподавателем, сел. учителем в Дудергофской вол. В 1878 окончил курсы Имп. музыкального об-ва при С-Петерб. консерватории. С 1872 – органист и кантор фин. лютеранской ц. Св. Марии в СПб. В 1872 на основе приходского хора организовал «Союз песни петерб. финнов» (в 1902 преобразовано в «Петерб. финское муз. об-во»), был его председателем. Автор инструментальных произв. для органа (музыка к «Церк. руководству фин. евангелическо-лютеранских приходов Российской империи»), хоровых миниатюр, ряда песен, в т. ч. песни «Nouse, Inkeri» («Поднимайся, Ингрия», 1888; в соавт. с П. Ряйкконеном), ставшей нац. гимном ингерманландских финнов. В 1884–1905 ред. газеты «Inkeri», к-рая изд. в СПб. на фин. языке в 1884–1905 и 1907-17). Чл. комитета «Фин. благотворительного об-ва», инициатор проведения в Ингерманландии певческих праздников (с 1899 по 1913 организованы шесть праздников в разл. сел. приходах). Деятельность П. оказала большое влияние на формирование этнического самосознания ингерманландских финнов. Во время Гражд. войны пропал без вести в Петрограде. Лит.: Прокопенко С. Творец национального гимна // Inkeri / Ингрия: Газета ингерманландских финнов. 1998. № 6. С.7; Григорьева И.П. О роли Моосеса Путро в музыкальной жизни финнов Петербурга и Ингерманландии // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе. 1862–2002. СПб., 2002. С. 52-55. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), литератор | |
Рубрики | |
ПУШКИН Александр Сергеевич (1799–1837), поэт, прозаик, драматург, журналист, историк. С кон. XV до нач. XVII в. на терр. Водской земли жили представители новгородской ветви рода Пушкиных. После Сев. войны в Ингерманландии поселились предки П. по двум жен. линиям – Головины и Ганнибалы. Прадеду П. А.П. Ганнибалу в С.-Петерб. губ. принадлежали дер. Суйда (Воскресенское), Кобрино, Пижма, Мельница, Кузнецово, Елицы. А.П.Ганнибал скончался в Суйде и похоронен на местном кладб. (см. «Суйда», музей-усадьба). Вслед за ним дер. Кобрино владел дед П. О.А.Ганнибал, а с 1781 – мать П. Надежда Осиповна. Родители поэта С.Л. Пушкин и Н.О. Ганнибал венчались в церкви с. Воскресенского. В 1780-90-х в Кобрино жила будущая няня П. А.Р. Яковлева. В 1797 она взята кормилицей в дом Пушкиных (см. «Домик няни А.С.Пушкина», музей). Ок. 1800 Пушкины продали Кобрино, его владелицей стала Ш.К. Жандр. П. многократно останавливался на почтовых ст., к-рые находились в пределах столичной губ., по Моск. дороге (Ям-Ижора, Тосно, Любань и др.) и по Белорусскому тракту (Гатчина, Выра, Луга и др.). В повести «Станционный смотритель» отражены путевые впечатления П. и дорожный быт его эпохи (см. «Дом станционного смотри-теля», музей). В 1827-28 П. бывал в усадьбе Олениных Приютино. Он сватался к мл. дочери А.Н. Оленина Анне Алексеевне, но получил отказ ее родителей. С А.А. Олениной связывают цикл лирических стихотв. П. 1828: «Её глаза», «Увы! Язык любви болтливый», «Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне», «Предчувствие» и др. В альбом Олениной П. вписал стихотв. «Я вас любил: любовь еще, быть может». С 1986 в Гатчинском р-не ежегодно проходят Пушкинские праздники. Соч.: Полн. собр. соч. Т. I–XVI. М.; Л., 1937–1949. Лит.: Модзалевский Б.Л., Муравьев М.В. Пушкин: Родословная роспись. Л., 1932; Вегнер М. Предки Пушкина. М., 1937; А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1-2. М., 1974; Телетова Н.К. Забытые родственные связи А.С. Пушкина. Л., 1981; Тимофеев Л.В. В кругу друзей и муз. Л., 1983; Грановская Н.И. «Если ехать вам случится…»: Очерк-путеводитель. Л., 1983; Иезуитова Р.В., Левкович Я.Л. Пушкин и Петербург: Страницы жизни поэта. СПб., 1999; Сурат И.З., Бочаров С.Г. Пушкин: Краткий очерк жизни и творчества. М., 2002; Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района: Южное направление. Гатчина, 2003. С. 20-36. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Религия (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
За души ингерманландцев вели борьбу Византийская и Римская церкви. Граница религий установилась на реке Нарва; Эстония относилась к западу, Ингерманландия - к востоку. После заключения в 1617 г. Столбовского мирного договора в Ингерманландии утвердили право на свободу вероисповедания, но на самом деле православная религия была запрещена. Многие бежали в Россию и на их места переселялись финны-лютеране. Когда в 1721 г. Ингерманландия отошла к России, в силу снова вступил закон о свободе вероисповедания. Положение лютеранской церкви обещали сохранить. В 1832 г. Ингерманландию присоединили к Санкт-Петербургской епархии. Лютеранство сохранилось в Ингерманландии и было связующей нитью среди финского населения и препятствовало заключению смешанных браков. После закрытия в 1930-е гг. лютеранских церквей финны посещали ближайшую русскую церковь, руководствуясь формулой: "какая разница - Бог один". На бытовом уровне ингерманландцы воспринимают лютеранство не как конфессию принципиально отличную от православия, а как церковь, где богослужение ведется на родном языке. С 1993 г. церковь Ингрии является автономной, в неё входят 60 приходов в разных уголках России, из них 15 - в Ингерманландии. Церковь двуязычна. Сайт Русской Христианской Гуманитарной Академии: http://www.rchgi.spb.ru/ Чистяков А.Ю. Традиционная культура финнов юга Ингерманландии (по материалам полевых исследований в Волосовском и Гатчинском районах) // Этнографическое изучение Северо-запада России (итоги полевых исследований 1996 и 1997 гг. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). I и II межведомственные научные конференции аспирантов и студентов. – СПб., 1998 . | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Ремесла. Промыслы (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
В результате Северной войны 1700-1721 Ингерманландия была возвращена России. В 1703 началось строительство Санкт-Петербурга. В нём с самого начала были жители - финны, так как город вобрал в себя множество населённых ингерманландцами деревень. В 1820 в Петербурге насчитывалось 5800 финнов, к 1869 их число возросло до 15100, к 1890 до 21300, но уже в 1897 проживало 17600, а в 1910 -15000. Около половины всех переселенцев были выходцами из городов, значительная часть были ремесленники и квалифицированные рабочие. Наиболее характерными для петербургских финнов были профессии ткача, прядильщика, портного, сапожника, столяра, плотника. Многие были заняты в металлургической промышленности, они работали в небольших мастерских и на всех крупных предприятиях (у Нобеля, Путилова, Лесснера и др.), Специфически финской была профессия трубочиста: в 1869 они составляли 62% всех столичных трубочистов. В целом в промышленности и ремёслах было занято св. 4/5 всех петербургских финнов. Женщины работали в качестве прислуги (св. 60%), а также в текстильной промышленности. В окрестностях столицы финны занимались главным образом извозом, ремёслами и торговлей. Ремесленные занятия, даже в рамках собственного хозяйства, были у местных финнов развиты слабо. С. Халтсонен, один из лучших специалистов по традиционной культуре финноязычного населения края, писал что финны-ингерманландцы ремесленниками «не славятся», хотя среди них есть хорошие кузнецы, но в основном хозяйственный инвентарь финские крестьяне сами не изготавливали, а приобретали за деньги. Но все же ремесленники были и среди местных финнов. Так, известны, мастера, изготовлявшие «финские сани»; на Карельском перешейке, в приходе Валкъярви, делали колесные транспортные средства: брички, коляски и т. п., а в Усть-Луге – плотники-корабелы, специализировались на изготовлении лодок и парусников. Традиционными промыслами для финнов-ингерманландцев были морское и речное рыболовство, охота на тюленя, лесные промыслы – смолокурение, заготовка банных веников, метел, плетение корзин и лукошек, заготовка ивовой коры для дубления кож, деревообработка, в том числе изготовление деревянной утвари. Многие финские крестьяне держали пчел, мед всегда был в цене. В ближайших окрестностях столицы разводили яблоневые сады и садовые ягоды, привозили на рынки и лесные ягоды и грибы. В городе можно было выгодно продать также сено и солому, веники, осиновую кору, мочало и т.д. К наиболее специализированным промыслам относились также распиловка льда в зимнюю пору и доставка его в погреба горожан и рестораны. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Рунопевцы | |
Рубрики | |
РУНОПЕВЦЫ (фин. – runonlaulajat), исполнители нар. поэтических произв. у прибалт.-фин. народов (карел, ижор, води, вепсов), сказители (фин. runo – стихотв., руна). Репертуар Р. Ингерманландии отличался от карельской фольклорной традиции меньшим кол-вом архаических мотивов (мало мифологических сюжетов, заклинательной поэзии), распространением песен-легенд на библейские сюжеты, баллад, рекрутских, антикрепостнических, ист., лирических песен. Бытовали как тексты калевальской метрики, так и более поздние рифмованные песни. К кон. XIX в. большое распространение получили рифмованные песни-четверостишия (rekilaulu или rontyska/рёнтюшки), похожие на рус. частушки. Исполнение рун у прибалт.-фин. народов могло сопровождаться игрой на кантеле. На терр. Лен. обл. наиб. изв. Р. были ижоры Ларин Параске, Онтропо Мельников (Карельский перешеек), Мария Луукка (Зап. Ингерманландия). Среди фин. исследователей, к-рые собирали фольклор Р. у народов Лен. обл. – А.М. Шёгрен, Э. Лённрот, Д. Европеус, А. Алквист, А. Борениус-Ляхтеенкорва, А. Вяйсянен, Э. Сетяля. Лит.: Народные песни Ингерманландии. Л., 1974; Карху Э.Г. История литературы Карелии. Т. 1: Карельский и ингерманландский фольклор в историческом освещении. СПб., 1994. С. 139-195; Salminen V. Kertovien runojen historiaa: Inkeri. Helsinki, 1929; Salminen V. Runonlaulajat ja tietajat. Helsinki, 1931; Kuusi M. Maria Luukan laulut ja loitsut: Tutkimus lantisimman Inkerin suomalasiperinteesta. Helsinki, 1983. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Савакот | |
Рубрики | |
САВАКОТ (savakot, саваки), этническая группа ингерманландских финнов. Потомки переселенцев XVII в. в Ингерманландию из обл. Саво в Вост. Финляндии. Культура и диалект С. были более близки финнам-суоми, чем у др. группы – эвремейсет. С. проживали на Карельском перешейке в окрестностях Колтушей (см. Колтушское сельское поселение), в р-не Мги, Молосковиц, Губаниц. На Дудергофских высотах, близ Ропши С. проживали чересполосно с эвремейсет. По данным П.И. Кёппена, в сер. XIX в. С. насчитывалось 43 тыс. чел. На рубеже XIX–XX вв. в результате процесса этнической консолидации групповое самосознание С. сменилось общефинским. Этноним С. в XX в. вышел из употребления. Лит.: Чистяков А.Ю. Этнические группы ингерманландских финнов в XVIII–XIX вв. // Петербургские чтения-97. Петербург и Россия. СПб., 1997. С. 160-166. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Санкт-Петербургская губерния | |
Рубрики | |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ, историческая адм.-терр. единица в составе России. Образована в 1708 указом Петра I о разделе России на восемь губ. Включала терр. совр. Ленинградской, Новгородской, Псковской, Тверской обл., частично –Архангельской, Вологодской, Ярославской обл. и Республики Карелия (пл. 482,5 тыс. кв. км). До 1710 также именовалась Ингерманландской. В ходе реформы 1727 терр. СПб. губ. значительно уменьшилась: была создана Новгородская губ., часть Ярославской и Углицкая провинции переданы Московской губ., Нарвская провинция – Эстляндии. В 1744 из СПб. г. выделена Выборгская губ. В сер. XVIII в. СПб. губ. состояла из четырех дистриктов (уездов): Петерб., Шлиссельбургского, Копорского, Ямбургского. В 1780, в период губ. реформы Екатерины II, реорганизована в губернию с семью уездами: С.-Петербургский, Шлиссельбургский, Софийский, Рождественский, Ораниенбаумский, Ямбургский, Нарвский. В 1802 упразднены Рождественский и Нарвский у., прибавлены Гдовский, Лужский, Новоладожский. В 1808 после включения г. София в состав г. Царское Село Софийский у. переименован в Царскосельский. В 1812 Сестрорецк передан Выборгской губ., в 1864 возвращен в СПб. губ. В 1848 Ораниенбаумский у. преобразован в Петергофский в связи с переносом центра в г. Петергоф. Уезды делились на волости. В состав СПб. губ. входили два портовых города – Кронштадт и Нарва. В 1897 население СПб. губ. (не считая СПб.) – 840,7 тыс. чел. (городское – всего 8%). Пл. – 53,8 тыс. кв. км. На терр. губернии проживали русские, ингерманландские финны, ижора, водь, эстонцы, немцы. Близость к столице обусловила развитие промыслов, в т. ч. дачного (см. Дачная архитектура, Дачники). В СПб. губ. возникли многочисл. дворянские усадьбы. В 1870 СПб. выделен из состава СПб. губ. в отд. градоначальство (объединены вновь в 1920). В 1914 переименована в Петроградскую губ., в 1924 – в Ленинградскую. В 1918 входила в состав Союза коммун Северной области. В 1922 в губ. включены Вытегорский и Лодейнопольский у. упраздненной Олонецкой губ. В 1927 вошла в состав новообразованной Лен. обл. Территория СПб. губ. занимала зап. часть совр. Лен. обл. Юж. половина быв. Гдовского у. СПб. губ. с г. Гдов входит в состав Псковской обл. Лит.: Пушкарев И. Описание С.-Петербургской губернии. СПб.,1842; Жуковский (полк.). Военно-статистическое обозрение С.-Петербургской губернии. СПб., 1851; Россия. Полное географическое описание нашего Отечества / Под ред. В.П.Семенова. СПб., 1900. Т.3: Озерная область; Кащенко С.Г. Реформа 19 февраля 1861 г. в С.-Петербургской губернии. Л., 1990. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Сельское хозяйство (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Скудные земли Ингерманландии не благоприятствовали сельскому хозяйству и земледелие здесь не в состоянии было полностью обеспечить зерном даже собственные потребности. Из зерновых сеяли в основном рожь, яровой ячмень и овес, из технических культур – лен и коноплю, которая шла на домашние нужды (изготовление сетей, мешков, веревок), основными овощными культурами была капуста и картофель. Хлеб приходилось завозить сюда из более южных краев. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Территория расселения | |
Рубрики | |
Проблема формирования ижорского этноса остается дискуссионной. Традиционно принято рассматривать ижору как группу, выделившуюся из состава карельских племен на рубеже I-II тыс. н.э. и первоначально обитавшую в южной части Карельского перешейка и в районе р. Ижора, откуда в дальнейшем происходит постепенное продвижение ижор на запад вплоть до р. Нарвы. В последние годы высказана гипотеза об автохтонности ижорского населения или по крайней мере раннем его появлении на южном берегу Финского залива (XI – XIV вв.). Из основного региона (бассейн Невы) ижора стала расселяться в западном направлении по южному берегу Финского залива. По сведениям XVII-XIX вв. в этом регионе рядом с водью действительно жила ижора. В летописных материалах свидетельств раннего расселения ижоры в этом регионе не обнаруживается. Наиболее ранние захоронения в названных грунтовых могильниках, относимых к ижоре, датируются XIII в. О расселении ижоры по низменному побережью Финского залива ранее можно предполагать лишь на основе косвенных языковых данных. В конце I тыс. территория расселения ижоры вошла в состав Новгородских земель, а с конца XV в. – Русского централизованного государства. Принадлежность ижоры к православному вероисповеданию способствовала ассимиляции со стороны русского населения. В XVII в., когда после Столбовского мира 1617 г. территория Приневья (историческая область Ижорская земля или Ингерманландия) являлась шведской провинцией, часть ижоры была ассимилирована финнами. Отсутствие древнерусских курганов в Ижорской земле говорит о том, что здесь не было широкой земледельческой колонизации. Культурное воздействие со стороны славян проявилось лишь в сравнительно немногочисленном распространении вещей древнерусских типов в регионе ижоры, а может быть, и в погребальной обрядности (западная ориентировка некоторых погребенных вместо меридиональной, характерной для финно-угров). Первоначально зависимость Ижорской земли от Новгорода выражалась в выплате дани и участии в военных делах. Ижора, подобно кореле и води, поставляла отряды в состав новгородской рати, о чем сообщают летописи, а также выполняла сторожевую службу на невском рубеже Новгородской земли. В вошедшей в летопись повести об Александре Невском содержится рассказ о представителе феодализирующейся знати, ижорском старейшине, состоящем на службе Новгорода Великого, обязанностью которого являлась охрана водных рубежей – «стража морская». Имя его Пелгусий, он крестился (наречен был Филиппом) и жил «посреде роду своего погана суща». В начале XIV в. в условиях нарастающей шведской экспансии в земле ижоры, на острове в истоке Невы, строится сначала деревянно-каменный, а затем полностью каменный новгородский город-крепость Орешек, ставший важным форпостом на северо-западе Руси. В XVIII – начале ХХ вв. ижоры расселялись в пределах современной Ленинградской области (западные районы и южная часть Карельского перешейка) чересполосно с русскими, ингерманландскими финнами, водью. В 1943 г. ижорское население с территории, оккупированной немецкими войсками, было вывезено в Финляндию. После возвращения в СССР в 1945 г. до середины 1950-х гг. существовали ограничения на расселение ижоры в местах прежнего проживания. С 1926 г. до конца 1930-х гг. на территории Ленинградской области существовал Сойкинский национальный ижорский сельсовет; работали сельские школы с обучением на ижорском языке. В настоящее время ижоры в основном проживают на территории Кингисеппского района Ленинградской области. Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) – IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. Сайт Русская Цивилизация - www.rustrana.ru // http://www.rustrana.ru/print.php?nid=394 Финно-угры и балты в эпоху средневековья / под общ. ред. академика Б. А. Рыбакова. – М. : Наука,1987. – С. 42-43. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Финляндия | |
Рубрики | |
ФИНЛЯНДИЯ, государство в Сев. Европе. Граничит со Швецией, Норвегией, РФ (Мурманская обл., Республика Карелия, Лен. обл.). Расположена на побережье Ботнического и Финского зал. Балтийского моря. Пл. – 338 тыс. кв. км (ок. 10% – внутренние водоемы). Нас. (на 1998) – 5147 тыс. чел. (93% – финны, ок. 6% – шведы). Плотность нас. – 14,8 чел./кв. км. 2/3 нас. – горожане. Гос. языки – финский (родной для 96% нас.) и шведский. К Евангелическо-лютеранской церкви принадлежит 90% нас., к Православной – 1,1%. В адм. отношении делится на ляни (laani – губерния). На рубеже I–II тыс. н. э. Ф. населяли прибалт.-фин. общности сумь (зап. р-ны), емь или тавасты (центр), корела (восток). В XII–XIII вв. юго-запад Ф. был присоединен к Швеции, вост. р-ны находились в сфере интересов Вел. Новгорода, что обусловило многовековое рус.-швед. вооруженное соперничество на Карельском перешейке. Гл. городом Ф. был Турку (швед. и устар. рус. – Або), вторым по значению – Выборг. Впервые вост. граница Швеции была установлена Ореховецким мирным договором 1323 и проходила по р. Сестра и далее на север, оставив Выборг в составе Швеции, а Корелу (ныне – Приозерск) – в Новгородских владениях. В XVI в. в Ф. и Швеции лютеранство стало гос. религией. В 1642 издана Библия на фин. яз. (Новый Завет перевел М. Агрикола в XVI в.). В 1581 Ф. стала вел. княжеством (герцогством). Столбовский мирный договор 1617 передал Швеции всю Ф. и Ингерманландию. После Сев. войны 1700-21, завершившейся поражением Швеции, Россия получила Карельский перешеек, где была образована Выборгская губ. (т. наз. Старая, или Русская Ф.). После Рус.-швед. войны 1808-09 вся терр. Ф. вошла в состав России, получив статус Великого княжества Финляндского (в соответствии с формой правления 1772, установленной швед. королем Густавом III). В 1811 к Ф. была присоединена Выборгская губ. В 1812 столица перенесена в Хельсинки (швед. и устар. рус. – Гельсингфорс). В 1860-е Александр II начал проведение в Ф. либеральных реформ. В 1863 был созван сейм (парламент), к-рый регулярно собирался с 1869. В 1879 приняты законы о свободе предпринимательства, передвижения. В XIX в. в Ф. развернулось фенноманское движение, выступавшее за расширение прав фин. яз. (официальным яз. в Ф. был шведский) и развитие фин. нац. культуры. Его лидерами были фольклорист и создатель эпоса «Калевала» Э. Лённрот, писатель Ю.Л. Рунеберг, журналист и гос. деятель Ю.В. Снельман, писатель и историк С. Топелиус, этнограф и языковед М.А. Кастрен, историк Ю.С. Юрьё-Коскинен. В дек. 1917 Ф. официально стала независимым гос-вом. Весной 1918 в Ф. произошла гражд. война, в к-рой победила белая армия под команд. К.Г. Маннергейма. В 1919 Ф. провозглашена республикой, принята Конституция (глава гос-ва – президент, высший законодательный орган – однопалатный парламент). В результате поражения в Сов.-финл. (Зимней) войне 1939-40 Ф. потеряла Карельский перешеек (терр. совр. Выборгского и Приозерского р-нов Лен. обл.), Сев. Приладожье, приграничные земли в Сев. Карелии. Нас. отошедших к СССР р-нов было эвакуировано в глубь Ф. В 1941-44 Ф. участвовала в боевых действиях на стороне Германии. Парижский мир 1947 подтвердил границу 1940 в Приладожье, к СССР также перешел р-н Печенги (Мурманская обл.). Во второй пол. ХХ в. Ф. проводила политику нейтралитета. С 1995 – в составе Европ. Союза. Лит.: Клинге М. Очерк истории Финляндии. Хельсинки, 1990; Расила В. История Финляндии. Петрозаводск, 1996; Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Политическая история Финляндии. М., 1998. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Фольклор (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Ингерманландия с её народными традициями была открыта для науки в середине XIX века, когда Даниэль Эуропеус (1820-1884) рассказал, что там есть еще места, где умеют петь старинные народные песни. Это искусство в самой Финляндии было уже во многом утрачено. Свою первую экспедицию Д. Эуропеус совершил в северную часть Ингерманландии в 1847 г. Он пришел в восторг от своих находок и совместно с Э. Лённротом и Обществом финской литературы направил туда собирателей фольклора. В своей экспедиции 1844 г. Э. Лённрот убедился, что там еще живы народные руны. Экспедицией ученых и студентов от Общества финской литературы были собраны десятки тысяч листов материалов о духовных традициях народа Ингерманландии, рун, причитаний, сказаний, инструментальной музыки, новых народных песен и т.д. На рубеже XIX – XX веков в Ингерманландии появились свои собиратели фольклора. Работа финских собирателей продолжалась до Октябрьской революции. После этого граница с Россией для финских исследователей была закрыта. После войны финские фольклористы нашли проживавших в Швеции ингерманландских эмигрантов. Так, Мартти Хаавио и Лаури Хонко получили возможность продолжить сбор ингерманландского духовного фольклора. По традиции в Ингерманландии пели в основном женщины. В собрании фольклора финского народа в отделе Ингерманландии из 1200 записей певцов, имена которых известны, только 104 (около 9 %) записи мужчин. Чаще они играли на кантеле, а будучи пастухами – на духовых инструментах: тростниковых свирелях, пастушьих рожках и пр. Женщины пели как в будни, так и в праздники, а также в связи с какими-либо событиями. Более искусные были запевалами, остальные просто присоединялись к пению. Обычно было пение в движении: в хороводе, цепочкой, танцуя, играя, на качелях или просто идя по деревенской дороге. На песенные традиции значительное влияние оказывала и оказывает лютеранская церковь. Народ заново научился петь духовные песни, которые и сегодня звучат в возрожденных приходах Ингерманландии. Некоторые пожилые люди, представители старого поколения, возможно, еще умеют петь старинные народные песни. Лучше всего исполняются рифмованные народные песни - рёнтюшки (частушки). | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Фольклор (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Наряду с Карелией Ингерманландия являлась сокровищницей финского народного творчества. Ингерманландию "нашли" в середине 1800-х гг., собирание фольклора длилось до революции. Особенно хорошо сохранились женские лирические песни калевальской метрики, традиция причитаний и исполняемая мужчинами традиционная инструментальная музыка. Для ингерманландской женской песни был характерен славянский тип пения, т. е. ведение диалога между запевалой и хором; этот тип распространён и в Европе. Долгое время традиция пения и причитаний являлась музыкой семейных праздников и проведения свободного времени у молодёжи. Со временем песни калевальской метрики сменились на рифмованные народные песни; со своей стороны культуру пения изменили увлечение хоровым пением и духовная музыкальная культура. В настоящее время ингерманландцы считают более своими песни рёнтушки. Сайт Русской Христианской Гуманитарной Академии: http://www.rchgi.spb.ru/ | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Хозяйство (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Хозяйственный уклад финских крестьян той или иной местности, в первую очередь, определялся не удаленностью от городских центров, а уровнем развития коммуникаций (железных и шоссейных дорог). На первый взгляд, все деревни Северной Ингерманландии (Карельского перешейка) находятся вблизи Петербурга, однако на практике отсутствие удобного сообщения с городом повлияло на развитие молочного промысла. Если жители окрестностей Токсова еще могли раз в неделю возить молоко на лошадях в город, то для крестьян из более северных деревень (например, из Никуляс) дорога оказывалась слишком долгой, что приводило к необходимости торговать продуктами переработки молока - сметаной и маслом. В тех же Никулясах, по утверждению информантов, широко практиковалось выращивание льна для изготовления домотканой одежды, которую давно уже не носили в большинстве местностей. Южная Ингерманландия, напротив, отличалась сетью железных дорог и наличием уездных городских центров. Регулярность связи с рынком обеспечила высокую активность местных финских хозяйств, в том числе и находящихся на удалении до 100 км от Петербурга. В свою очередь, это вело к распространению элементов городской культуры. Существенное воздействие на культуру ингерманландских финнов оказывало иноэтничное окружение. На Карельском перешейке и в ряде волостей Южной Ингерманландии (Дудергофская волость), где финны составляли до 90% населения, естественным последствием изолированности явилось слабое владение русским языком, необходимым для активного участия в отхожих промыслах. В Юго-Западной Ингерманландии финны расселялись чересполосно с православным населением. В результате постоянных межэтнических контактов развились явления культурного синкретизма (двуязычие, празднование престольных праздников по образцу русских, случаи наличия православных икон в лютеранских семьях). Чистяков А.Ю. Локальные особенности традиционно-бытовой культуры ингерманландских финнов в начале XX в. // Этнографическое изучение Северо-запада России (итоги полевых исследований 1996 и 1997 гг. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) I и II межведомственные научные конференции аспирантов и студентов. – СПб., 1998. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Хутора | |
Рубрики | |
ХУТОРА, поселения (преим. однодворные), обособленные усадьбой на земельном участке, находящемся в индивидуальном пользовании или владении. В рус. традиции Х. называли х-ва в фин. деревнях разбросанной планировки (в т. ч. поселения ингерманландских финнов в юж. части Карельского перешейка) – фактически скопления отд. Х. В сев. части Карельского перешейка (Выборгская губ.) развитию хуторского х-ва способствовал выкуп помещичьих (т. н. донационных) земель, начавшийся по инициативе пр-ва Вел. княжества Финляндского в 1867 (в остальной ч. Финляндии передел общинных земель был проведен по королевскому указу 1757). Х. просуществовали до окончательного перехода Выборгской Карелии в состав СССР в 1944, сопровождавшегося полной сменой населения. Перенос построек в более компактные поселения проводился в 1950-55. Строения, перенос к-рых считался нецелесообразным, уничтожались спец. комсомольскими отрядами. Х. в зап. части Лен. обл. возникли во второй пол. XIX в. в связи с массовой миграцией эстонских крестьян, к-рые воспроизводили в новых условиях привычный хуторской тип расселения. Под влиянием контактов с эстонцами в нач. XX в. в рус. говорах Ингерманландии хутора называли также «грунты» от эст. «крунт» – двор, х-во (зафиксировано в рукоп. материалах переписи 1920). После начала Столыпинской аграрной реформы (1906) и позднее, в 1920-е, на Х. стали выделяться рус., фин., ижорские. вепсские х-ва. Это привело к формированию нового типа расселения, представлявшего собой дер., окруженные Х. Выделение на хутор не означало прекращения всех связей с деревенской общиной (хуторяне выпасали скот в деревенском стаде, пользовались общим деревенским колодцем и т. п.), тогда как эстонский хутор был замкнутой хоз. системой. В годы коллективизации (1929-39) хуторяне могли вступать в колхозы, не переезжая в деревни. Так в Ингерманландии возникали колхозы, часть или большинство членов к-рых жили на Х. Ликвидация Х. произошла в 1939, согласно Пост. ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания», к-рое, среди пр., упоминало Лен. обл. как терр. со значительной долей хуторских х-в. Пост. предусматривало срок до 1 сент. 1940, но власти на местах принимали «повышенные обязательства» и сселили хуторян в деревни до нач. уборки урожая 1939. При отказе хозяев добровольно перевезти свой дом в дер., это проходило в принудит. порядке: обычно представители власти сбрасывали с дома крышу и не позволяли ее восстанавливать. См. также: Ингерманландия, Выборгский р-н, Приозерский р-н. Лит. : Ютиккала Э. Отдельные этапы заселения в исторический период // Финляндия: Геогр. сб. М., 1953. С. 282-288; Крюков А.В. О расположении, структуре и типологии финских деревень в Ингерманландии (1830–1930 гг.) // Петербургские чтения-97. Петербург и Россия. СПб., 1997. С. 201-223; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 123-168. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Церковные праздники | |
Рубрики | |
В ходе экспедиции 1999 г. в Усть-Лужской волости Кингисеппского района и в Волосовском районе Ленинградской области сотрудниками отряда были обследованы финноязычные этнические общности (водь, ижора, ингерманландские финны) и русские, населяющие Ингерманландию. Следует отметить, что население региона неоднородно по вероисповеданию: финны являются лютеранами, а водь, ижора и русские - православными. В ходе исследования календарной обрядности этих этнических общностей были выявлены следующие праздники, связанные с поминовением усопших (т.е. с посещением кладбища и совершением там определенных действий): Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Радуница, Родительские субботы. Библиография: Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) – IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Цыгане | |
Рубрики | |
ЦЫГАНЕ (самоназвание – рома), этническая общность в составе нас. Лен. обл. Потомки мигрантов из Германии и Швеции, относившиеся к группе «русские рома», отмечены на терр. совр. Лен. обл. в нач. XVIII в. В 1733 Сенат издал указ, позволяющий Ц. «жить и торговать лошадьми» в Ингерманландии, они были включены в подушную подать. По вероисповеданию большинство Ц. были правосл., но в Ингерманландии также отмечены лютеране. Занимались торговлей, ремеслами, проф. нищенством и попрошайничеством, особым занятием у женщин является гадание. В 1897 в С.-Петерб. губ. насчитывался 271 ц. В 1926 и 1928 были приняты постановления верх. органов СССР и РСФСР, к-рые должны были способствовать переходу Ц. к оседлому образу жизни, в 1930-е проводились мероприятия по привлечению Ц. в колхозы. В 1941-44 Ц., оказавшиеся на оккупированной нем. войсками терр., подлежали уничтожению. В 1956 принят указ През. Верх. Совета СССР о привлечении Ц. к оседлому образу жизни и пост. Совета Министров РСФСР № 685 от 20 окт. 1956 «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Постепенно у части Ц. появляется постоянное место жительства. По официальным данным, в 2002 в Лен. обл. насчитывалось 4,6 тыс. Ц. (в реальности, вероятно, больше, т. к. числ. кочевых ц. плохо поддается учету). На терр. обл. имеются разл. группы Ц., в т. ч. котляры, или кэлдэрары – потомки румынских Ц., мигрировавшие в Россию в сер. XIX в. (окрестности пос. Лесколово); кишиневцы – потомки мигрантов из Бессарабии сер. XIX в. (г. п. Тайцы). Кочевой образ жизни ведут венгерские Ц., а также цыгане-люли (выходцы из Таджикистана, мусульмане), появившиеся в Лен. обл. в последние годы. В СПб. функционирует Сев.-зап. центр соц. и правовой защиты рома (цыган) (в рамках С.-Петерб. отделения об-ва «Мемориал»), занимающийся соц. и правовой защитой Ц. Лит.: Деметер Н., Бессонов Н., Кутенков В. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000; Сайт Н.В. Бессонова «Цыгане России». – http://zigane.pp.ru А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Шёгрен Андрей Михайлович (1794-1855), ученый | |
Рубрики | |
ШЁГРЕН (Sjogren) Андреас Йохан (Андрей Михайлович) (1794–1855), этнограф, лингвист. Акад. СПб. АН (1831). Родился в Финляндии в семье сапожника. Учился в гимназии в Борго (Порвоо), в 1819 окончил Абосский (Туркусский) ун-т со степенью д-ра философии. С 1820 жил в СПб., изучал рус. яз. и историю. В 1822-23 служил библиотекарем у гр. Н.П. Румянцева. В 1823 совершил поездку по Приладожью. В 1824-26 путешествовал по Новгородской, Олонецкой, Архангельской губ., Финляндии; в 1826-28 продолжил путешествие по Вятской, Казанской, Пермской губ. Ш. изучал локальную историю, местные диалекты, стремился выявить финно-угорские корни в населении рус. Севера, копировал архивные док-ты. В 1829 – адъюнкт СПб. АН. В 1833 Ш. первым описал ингерманландских финнов как особую группу, выделил в их составе этнические группы савакот и эвремейсет. Ш. заинтересовался культурой и языком нас. Ингерманландии еще в 1816, когда провел студенческие каникулы в дер. Губаницы (ныне – Волосовский р-н). В 1835-38 совершил путешествие на Сев. Кавказ, где изучал яз. осетин с целью определения его места среди индоевропейских яз. В 1844 издал «Осетинскую грамматику с кратким словарем осетино-российским и российско-осетинским». В 1846 и 1852 посетил Лифляндию и Курляндию, где изучал ливов (малочисл. прибалт.-фин. этническая общность) и кревингов – потомков води, переведенных нем. рыцарями в Прибалтику в XV в. Ш. стал единственным исследователем, зафиксировавшим культуру кревингов перед их окончательной ассимиляцией. Материалы этой экспедиции Ш. хранятся в архиве РГО. Похоронен на Митрофаньевском кладб. в СПб. (могила не сохр.). Соч.: Uber die finnische Bevolkerung des St.-Peterburgischen Governements. SPb, 1833. Лит.: Академик А.М. Шегрен // Журнал Министерства народного просвещения. 1855. Ч. LXXXVI. Отд. V. С. 1-8; Branch M. A. J. Sjogren studies of the North. Helsinki, 1973. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Шведы | |
Рубрики | |
ШВЕДЫ (самоназвание – свенскар), этническая общность. Швед. яз. относится к германской группе индоевропейской языковой семьи. Верующие – лютеране. В наст. время проживают в осн. в Швеции (7,75 млн. чел.) и Финляндии (300 тыс., имеют компактные ареалы расселения). На Руси IX–XI вв. выходцы из Скандинавии составляли компонент нас. Ладоги, скандинавские дружины (викинги, в рус. традиции – варяги) играли важную роль в полит. жизни. В XIII в. Швеция подчинила осн. терр. Финляндии, что сопровождалось христианизацией региона. Ш. компактно селились на Туркуском архипелаге, нек-рых участках побережья Балтийского моря вплоть до р. Кюми на востоке (Аландские о-ва были заселены выходцами из Швеции еще в VI в.). Центром швед. культуры на терр. совр. Лен. обл. стал г. Выборг. Попытки Швеции расширить свои владения до р. Нева к нач. XIV в. потерпели неудачу. В XVII в. швед. власти раздавали дворянам во владение земли в Ингерманландии, однако обычно владельцы управляли поместьями, не переселяясь в них. В результате Сев. войны Швеция утратила свои владения в Приневье и на Карельском перешейке. В XVIII в. в Выборге, принадлежавшем России с 1710, адм. языком стал немецкий, но после присоединения Выборгской губ. к Вел. княжеству Финляндскому в 1811 им снова стал шведский. В Финляндии Ш. (или шведоязычное нас.) составляли привилегированные слои об-ва (в т. ч. творческую интеллигенцию), были наиболее квалифицированными ремесленниками. Подъем фин. нац. движения в XIX в. сопровождался в среде интеллигенции сменой швед. идентичности на финскую, выразившейся во мн. случаях и в переводе фамилий. В 1863 фин. яз. официально получил равные права со шведским, а в 1922 был издан закон, провозгласившей финский и шведский гос. языками Финляндии. Шведоязычное нас. сохранялось в Выборге до Сов.-финл. войны, когда было эвакуировано вглубь Финляндии. Лит.: Шлыгина Н.В. Финляндские шведы // Этнические меньшинства в современной Европе. М., 1997. С. 172-193; Шведы на берегах Невы. Стокгольм, 1998; Страницы Выборгской истории. Вып. 1-2. Выборг, 2000, 2004. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Шлиссельбург, г. | |
Рубрики | |
ШЛИССЕЛЬБУРГ (в 1944-92 – Петрокрепость), город в Кировском р-не. В 1996–2005 – отд. муниц. образование. Нас. – 12,4 тыс. чел. Расположен у истока р. Нева, на ее левом берегу. Ш. связан автобусным сообщением с Кировском и СПб. Ближайшая ж.-д. ст. Петрокрепость находится на правом берегу Невы, в период навигации перевоз осуществляют теплоход и частные катера. Начало Ш. положила крепость Орешек, построенная новгородцами в 1323 (здесь в 1323 был заключен Ореховецкий мирный договор, определивший рус.-швед. границу на Карельском перешейке). В швед. период Орешек, переименованный в Нотебург (Ореховый город), – центр Нотебургского лена Ингерманландии. В 1702 Орешек отвоеван Петром I, переименован в Шлиссельбург («Ключ-город»), получил статус города. В 1780 Ш. – уездный гор. С.-Петер. губ. В 1784 разработан первый ген. план Ш., предусматривающий создание регулярной планировки. Во время Вел. Отеч. войны в 1941-43 Ш. был оккупирован, сильно пострадал во время боев (крепость Орешек оставалась под контролем сов. войск). В янв. 1943 в р-не Ш. была прорвана блокада Ленинграда. В 1763 в Ш. возникло ситценабивная ф-ка, впоследствии – Шлиссельбургская мануфактура, к-рая работала до 1941. Ныне Ш. – центр судостроительной и судоремонтной промышленности. В гор. находятся Невский судостроит. и судоремонт. з-д, опытный судостроит. з-д «Нордстрой», Охтинская верфь (стр-во и ремонт яхт и катеров водоизмещением до 100 т). Работает швейная ф-ка «Волна». В Ш. начинаются Ладожские каналы. У выхода в Неву Староладожского кан. сохр. гранитная наб., четырехкамерный шлюз (1836) и Петровский мост на колоннах (1824-32), на Малоневском кан. в 1839-41 построен Горбатый мост, по к-рому в XIX в. проходила Архангелогородская дорога. Работы по перестройке шлюзов Ладожского кан. в 1820-е изображены на литографиях худ. К.П. Беггрова. Пам. культовой архитектуры Ш. являются Благовещения Пресвятой Богородицы собор (к нему приписана часовня в честь Казанской иконы Божией Матери перед вост. фасадом собора), Николая Чудотворца Святителя ц., на терр. крепости Орешек – Иоанна Предтечи Рождества собор. В 1909-10 в Ш. был построен кам. католический храм Воздвиженья Креста Господня (закрыт в 1930-е, взорван в 1978). В 1957 в сквере у пристани установлен пам. Петру I (по модели скульп. М.М. Антокольского). Работают Шлиссельбургская библиотека городская, Музей истории города Шлиссельбурга, Лен. обл. мор. лицей, дет. худож. школа, культурно-спорт. комплекс «Невский», в здании к-рого размещаются концертный зал, дет. муз. школа. В крепости находится Шлиссельбургская крепость «Орешек», музей. Издается газ. «Невский исток». См.: Шлиссельбурга города герб, Шлиссельбургская крепость. Лит.: Новорусский М.В. Путеводитель по Шлиссельбургу. М.; Пг., 1923; Гоголицын Ю.М., Гоголицын Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 272-279; Официальное представительство администрации г. Шлиссельбург. – http://www.shlisselburg-lenobl.ru/ А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Эвремейсет | |
Рубрики | |
ЭВРЕМЕЙСЕТ (ayramoiset, эвремейсы, эвримейсы), этническая группа ингерманландских финнов. Потомки переселенцев XVII в. в Ингерманландию из обл. Эуряпяэ на Карельском перешейке. Э. в большей степени, чем савакот, сохраняли архаические элементы культуры. В XIX в. отличием жен. костюма Э. была рубаха с вышивкой (обычно красного цвета). Диалект Э. близок диалектам ижор. Э. проживали на Карельском перешейке в окрестностях дер. Вартемяги и г. п. Токсово, в р-не пос. Лисино-Корпус, по юж. побережью Финского зал. – от Стрельны до Сойкинского п-ова. На Дудергофских высотах (в р-не пос. Ропша) расселялись чересполосно с савакот. Исследователи XIX в. относили к Э. ингерманландских финнов Кургальского п-ова и междуречья Луги и Нарвы, к-рый в наши дни считаются отд. группой – потомками переселенцев с о-вов Финского зал. По данным П.И. Кёппена, в сер. XIX в. Э. насчитывалось 29 тыс. чел. На рубеже XIX–XX вв. в результате процесса этнической консолидации групповое самосознание Э. сменилось общефинским. Этноним Э. в XX в. вышел из употребления. Лит.: Чистяков А.Ю. Этнические группы ингерманландских финнов в XVII–XIX вв. // Петербургские чтения-97. Петербург и Россия. СПб., 1997. С. 160-166. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
подробнее… | |
Этническая история. Территория расселения (водь) | |
Рубрики | |
Водь - древнейшее известное нам население северо–запада Ленинградской области. Археологические находки и данные лингвистики указывают на то, что формирование води относится к I тыс. н. э., когда произошло отделение води от древнеэстонских племен. Со второй половины I тыс. н.э. начинаются контакты води и славян. В русских летописях водь впервые упоминается под 1069 г. Исследователи выделяют три группы води: северо-западную, к которой принадлежит сохранившееся водское население; ассимилированные северо-восточную (расселялась в окрестностях Копорья) и южную (окрестности г. Гдова, Псковская обл.). Исторические сведения о води очень скудны. Поскольку водь жила на окраинах новгородских владений, летописи обходят ее историю молчанием, отмечая только наиболее значительные события – бедствия, войны. По ним можно представить лишь некоторые стороны жизни средневековых вожан. Особенно часто водь упоминается при описании военных столкновений, затрагивающих интересы Древнего Новгорода. Территория, названная в летописях Водской землей, была основной частью владений Новгорода на северо-западе. В 1478 году, когда Новгород был покорен Иваном III и все новгородские владения разделены на пятины, одна из пятин стала называться Водской, хотя ее границы выходили далеко за пределы древней Водской земли, захватывая даже Карелию. Так территория расселения води вошла в состав Русского централизованного государства. Водь являлась особой волостью Новгородского государства. Однако эта волость не была волостью – колонией, а представляла собой одну из частей самого государства. Она выполняла чрезвычайно важные обязанности, обусловленные географическим положением, являясь форпостом борьбы Новгорода за независимость. Водские земли находились на границе новгородских земель и Тевтонского ордена и были ареной вооруженных столкновений. В середине XV века немецкие рыцари угнали большую группу води на территорию Латвии в район г. Бауска, где вплоть до середины XIX века сохранялась группа их потомков, известная под этнонимом кревинги. В 1617 году, когда по Столбовскому миру северо-западная часть русских земель временно отошла к Швеции, название «Водская земля» было забыто, а эта территория получила название «Ингерманландия». Часть води была ассимилирована финнами. К этому времени относятся шведские описи деревень и уникальные, большей частью не опубликованные, официальные документы из ингерманландского архива в Швеции. В 1943 г. водь как и остальное финноязычное население территории, оккупированной немецкими войсками, была вывезена в Финляндию. По возвращению в СССР в 1944–1945 гг. и до середины 1950-х гг. существовали ограничения на расселение в местах прежнего проживания. На рубеже XIX–XX вв. водь населяла западную часть современной Ленинградской области (Кингисеппский р-н) – окрестности д. Котлы и нижнее течение реки Луги. В настоящее время водь проживает в нескольких деревнях в низовьях р. Луги. Использованные источники: 1. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008) 2. Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорские земли Новгородского государства // Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б.Д. Греков. – [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940. – С. 100–148; 110–111. 3. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71-88; 71–74. 4. Народы мира : ист. – этногр. справ. / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М. : Сов. энциклопедия. – 1988. – С. 125–126. 5. Рябинин Е.А. Водь // Природа. – 1992. – № 3. – С. 78-86. | |
Тематические группировки | |
подробнее… |
1
2