Адреса / Исторические топонимы/Ингерманландия
1 2
Путро Моосес (1848-1919), музыкант
Рубрики
ПУТРО (Putro) Моосес (Моисей Матвеевич) (1848, дер. Кюллиси Царскосельского у. С.-Петерб. губ. – 1919), композитор, музыкант, просветитель. Из крест. семьи. В 1866 окончил Колпанскую учительско-кистерскую семинарию. В 1867-72 работал в ней преподавателем, сел. учителем в Дудергофской вол. В 1878 окончил курсы Имп. музыкального об-ва при С-Петерб. консерватории. С 1872 – органист и кантор фин. лютеранской ц. Св. Марии в СПб. В 1872 на основе приходского хора организовал «Союз песни петерб. финнов» (в 1902 преобразовано в «Петерб. финское муз. об-во»), был его председателем. Автор инструментальных произв. для органа (музыка к «Церк. руководству фин. евангелическо-лютеранских приходов Российской империи»), хоровых миниатюр, ряда песен, в т. ч. песни «Nouse, Inkeri» («Поднимайся, Ингрия», 1888; в соавт. с П. Ряйкконеном), ставшей нац. гимном ингерманландских финнов. В 1884–1905 ред. газеты «Inkeri», к-рая изд. в СПб. на фин. языке в 1884–1905 и 1907-17). Чл. комитета «Фин. благотворительного об-ва», инициатор проведения в Ингерманландии певческих праздников (с 1899 по 1913 организованы шесть праздников в разл. сел. приходах). Деятельность П. оказала большое влияние на формирование этнического самосознания ингерманландских финнов. Во время Гражд. войны пропал без вести в Петрограде. Лит.: Прокопенко С. Творец национального гимна // Inkeri / Ингрия: Газета ингерманландских финнов. 1998. № 6. С.7; Григорьева И.П. О роли Моосеса Путро в музыкальной жизни финнов Петербурга и Ингерманландии // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе. 1862–2002. СПб., 2002. С. 52-55. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), литератор
Рубрики
ПУШКИН Александр Сергеевич (1799–1837), поэт, прозаик, драматург, журналист, историк. С кон. XV до нач. XVII в. на терр. Водской земли жили представители новгородской ветви рода Пушкиных. После Сев. войны в Ингерманландии поселились предки П. по двум жен. линиям – Головины и Ганнибалы. Прадеду П. А.П. Ганнибалу в С.-Петерб. губ. принадлежали дер. Суйда (Воскресенское), Кобрино, Пижма, Мельница, Кузнецово, Елицы. А.П.Ганнибал скончался в Суйде и похоронен на местном кладб. (см. «Суйда», музей-усадьба). Вслед за ним дер. Кобрино владел дед П. О.А.Ганнибал, а с 1781 – мать П. Надежда Осиповна. Родители поэта С.Л. Пушкин и Н.О. Ганнибал венчались в церкви с. Воскресенского. В 1780-90-х в Кобрино жила будущая няня П. А.Р. Яковлева. В 1797 она взята кормилицей в дом Пушкиных (см. «Домик няни А.С.Пушкина», музей). Ок. 1800 Пушкины продали Кобрино, его владелицей стала Ш.К. Жандр. П. многократно останавливался на почтовых ст., к-рые находились в пределах столичной губ., по Моск. дороге (Ям-Ижора, Тосно, Любань и др.) и по Белорусскому тракту (Гатчина, Выра, Луга и др.). В повести «Станционный смотритель» отражены путевые впечатления П. и дорожный быт его эпохи (см. «Дом станционного смотри-теля», музей). В 1827-28 П. бывал в усадьбе Олениных Приютино. Он сватался к мл. дочери А.Н. Оленина Анне Алексеевне, но получил отказ ее родителей. С А.А. Олениной связывают цикл лирических стихотв. П. 1828: «Её глаза», «Увы! Язык любви болтливый», «Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне», «Предчувствие» и др. В альбом Олениной П. вписал стихотв. «Я вас любил: любовь еще, быть может». С 1986 в Гатчинском р-не ежегодно проходят Пушкинские праздники. Соч.: Полн. собр. соч. Т. I–XVI. М.; Л., 1937–1949. Лит.: Модзалевский Б.Л., Муравьев М.В. Пушкин: Родословная роспись. Л., 1932; Вегнер М. Предки Пушкина. М., 1937; А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1-2. М., 1974; Телетова Н.К. Забытые родственные связи А.С. Пушкина. Л., 1981; Тимофеев Л.В. В кругу друзей и муз. Л., 1983; Грановская Н.И. «Если ехать вам случится…»: Очерк-путеводитель. Л., 1983; Иезуитова Р.В., Левкович Я.Л. Пушкин и Петербург: Страницы жизни поэта. СПб., 1999; Сурат И.З., Бочаров С.Г. Пушкин: Краткий очерк жизни и творчества. М., 2002; Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района: Южное направление. Гатчина, 2003. С. 20-36. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…
Религия (ингерманландские финны)
Рубрики
За души ингерманландцев вели борьбу Византийская и Римская церкви. Граница религий установилась на реке Нарва; Эстония относилась к западу, Ингерманландия - к востоку. После заключения в 1617 г. Столбовского мирного договора в Ингерманландии утвердили право на свободу вероисповедания, но на самом деле православная религия была запрещена. Многие бежали в Россию и на их места переселялись финны-лютеране. Когда в 1721 г. Ингерманландия отошла к России, в силу снова вступил закон о свободе вероисповедания. Положение лютеранской церкви обещали сохранить. В 1832 г. Ингерманландию присоединили к Санкт-Петербургской епархии. Лютеранство сохранилось в Ингерманландии и было связующей нитью среди финского населения и препятствовало заключению смешанных браков. После закрытия в 1930-е гг. лютеранских церквей финны посещали ближайшую русскую церковь, руководствуясь формулой: "какая разница - Бог один". На бытовом уровне ингерманландцы воспринимают лютеранство не как конфессию принципиально отличную от православия, а как церковь, где богослужение ведется на родном языке. С 1993 г. церковь Ингрии является автономной, в неё входят 60 приходов в разных уголках России, из них 15 - в Ингерманландии. Церковь двуязычна. Сайт Русской Христианской Гуманитарной Академии: http://www.rchgi.spb.ru/ Чистяков А.Ю. Традиционная культура финнов юга Ингерманландии (по материалам полевых исследований в Волосовском и Гатчинском районах) // Этнографическое изучение Северо-запада России (итоги полевых исследований 1996 и 1997 гг. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). I и II межведомственные научные конференции аспирантов и студентов. – СПб., 1998 .
Тематические группировки
подробнее…
Ремесла. Промыслы (ингерманландские финны)
Рубрики
В результате Северной войны 1700-1721 Ингерманландия была возвращена России. В 1703 началось строительство Санкт-Петербурга. В нём с самого начала были жители - финны, так как город вобрал в себя множество населённых ингерманландцами деревень. В 1820 в Петербурге насчитывалось 5800 финнов, к 1869 их число возросло до 15100, к 1890 до 21300, но уже в 1897 проживало 17600, а в 1910 -15000. Около половины всех переселенцев были выходцами из городов, значительная часть были ремесленники и квалифицированные рабочие. Наиболее характерными для петербургских финнов были профессии ткача, прядильщика, портного, сапожника, столяра, плотника. Многие были заняты в металлургической промышленности, они работали в небольших мастерских и на всех крупных предприятиях (у Нобеля, Путилова, Лесснера и др.), Специфически финской была профессия трубочиста: в 1869 они составляли 62% всех столичных трубочистов. В целом в промышленности и ремёслах было занято св. 4/5 всех петербургских финнов. Женщины работали в качестве прислуги (св. 60%), а также в текстильной промышленности. В окрестностях столицы финны занимались главным образом извозом, ремёслами и торговлей. Ремесленные занятия, даже в рамках собственного хозяйства, были у местных финнов развиты слабо. С. Халтсонен, один из лучших специалистов по традиционной культуре финноязычного населения края, писал что финны-ингерманландцы ремесленниками «не славятся», хотя среди них есть хорошие кузнецы, но в основном хозяйственный инвентарь финские крестьяне сами не изготавливали, а приобретали за деньги. Но все же ремесленники были и среди местных финнов. Так, известны, мастера, изготовлявшие «финские сани»; на Карельском перешейке, в приходе Валкъярви, делали колесные транспортные средства: брички, коляски и т. п., а в Усть-Луге – плотники-корабелы, специализировались на изготовлении лодок и парусников. Традиционными промыслами для финнов-ингерманландцев были морское и речное рыболовство, охота на тюленя, лесные промыслы – смолокурение, заготовка банных веников, метел, плетение корзин и лукошек, заготовка ивовой коры для дубления кож, деревообработка, в том числе изготовление деревянной утвари. Многие финские крестьяне держали пчел, мед всегда был в цене. В ближайших окрестностях столицы разводили яблоневые сады и садовые ягоды, привозили на рынки и лесные ягоды и грибы. В городе можно было выгодно продать также сено и солому, веники, осиновую кору, мочало и т.д. К наиболее специализированным промыслам относились также распиловка льда в зимнюю пору и доставка его в погреба горожан и рестораны.
Тематические группировки
подробнее…
Рунопевцы
Рубрики
РУНОПЕВЦЫ (фин. – runonlaulajat), исполнители нар. поэтических произв. у прибалт.-фин. народов (карел, ижор, води, вепсов), сказители (фин. runo – стихотв., руна). Репертуар Р. Ингерманландии отличался от карельской фольклорной традиции меньшим кол-вом архаических мотивов (мало мифологических сюжетов, заклинательной поэзии), распространением песен-легенд на библейские сюжеты, баллад, рекрутских, антикрепостнических, ист., лирических песен. Бытовали как тексты калевальской метрики, так и более поздние рифмованные песни. К кон. XIX в. большое распространение получили рифмованные песни-четверостишия (rekilaulu или rontyska/рёнтюшки), похожие на рус. частушки. Исполнение рун у прибалт.-фин. народов могло сопровождаться игрой на кантеле. На терр. Лен. обл. наиб. изв. Р. были ижоры Ларин Параске, Онтропо Мельников (Карельский перешеек), Мария Луукка (Зап. Ингерманландия). Среди фин. исследователей, к-рые собирали фольклор Р. у народов Лен. обл. – А.М. Шёгрен, Э. Лённрот, Д. Европеус, А. Алквист, А. Борениус-Ляхтеенкорва, А. Вяйсянен, Э. Сетяля. Лит.: Народные песни Ингерманландии. Л., 1974; Карху Э.Г. История литературы Карелии. Т. 1: Карельский и ингерманландский фольклор в историческом освещении. СПб., 1994. С. 139-195; Salminen V. Kertovien runojen historiaa: Inkeri. Helsinki, 1929; Salminen V. Runonlaulajat ja tietajat. Helsinki, 1931; Kuusi M. Maria Luukan laulut ja loitsut: Tutkimus lantisimman Inkerin suomalasiperinteesta. Helsinki, 1983. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Савакот
Рубрики
САВАКОТ (savakot, саваки), этническая группа ингерманландских финнов. Потомки переселенцев XVII в. в Ингерманландию из обл. Саво в Вост. Финляндии. Культура и диалект С. были более близки финнам-суоми, чем у др. группы – эвремейсет. С. проживали на Карельском перешейке в окрестностях Колтушей (см. Колтушское сельское поселение), в р-не Мги, Молосковиц, Губаниц. На Дудергофских высотах, близ Ропши С. проживали чересполосно с эвремейсет. По данным П.И. Кёппена, в сер. XIX в. С. насчитывалось 43 тыс. чел. На рубеже XIX–XX вв. в результате процесса этнической консолидации групповое самосознание С. сменилось общефинским. Этноним С. в XX в. вышел из употребления. Лит.: Чистяков А.Ю. Этнические группы ингерманландских финнов в XVIII–XIX вв. // Петербургские чтения-97. Петербург и Россия. СПб., 1997. С. 160-166. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
подробнее…
Санкт-Петербургская губерния
Рубрики
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ, историческая адм.-терр. единица в составе России. Образована в 1708 указом Петра I о разделе России на восемь губ. Включала терр. совр. Ленинградской, Новгородской, Псковской, Тверской обл., частично –Архангельской, Вологодской, Ярославской обл. и Республики Карелия (пл. 482,5 тыс. кв. км). До 1710 также именовалась Ингерманландской. В ходе реформы 1727 терр. СПб. губ. значительно уменьшилась: была создана Новгородская губ., часть Ярославской и Углицкая провинции переданы Московской губ., Нарвская провинция – Эстляндии. В 1744 из СПб. г. выделена Выборгская губ. В сер. XVIII в. СПб. губ. состояла из четырех дистриктов (уездов): Петерб., Шлиссельбургского, Копорского, Ямбургского. В 1780, в период губ. реформы Екатерины II, реорганизована в губернию с семью уездами: С.-Петербургский, Шлиссельбургский, Софийский, Рождественский, Ораниенбаумский, Ямбургский, Нарвский. В 1802 упразднены Рождественский и Нарвский у., прибавлены Гдовский, Лужский, Новоладожский. В 1808 после включения г. София в состав г. Царское Село Софийский у. переименован в Царскосельский. В 1812 Сестрорецк передан Выборгской губ., в 1864 возвращен в СПб. губ. В 1848 Ораниенбаумский у. преобразован в Петергофский в связи с переносом центра в г. Петергоф. Уезды делились на волости. В состав СПб. губ. входили два портовых города – Кронштадт и Нарва. В 1897 население СПб. губ. (не считая СПб.) – 840,7 тыс. чел. (городское – всего 8%). Пл. – 53,8 тыс. кв. км. На терр. губернии проживали русские, ингерманландские финны, ижора, водь, эстонцы, немцы. Близость к столице обусловила развитие промыслов, в т. ч. дачного (см. Дачная архитектура, Дачники). В СПб. губ. возникли многочисл. дворянские усадьбы. В 1870 СПб. выделен из состава СПб. губ. в отд. градоначальство (объединены вновь в 1920). В 1914 переименована в Петроградскую губ., в 1924 – в Ленинградскую. В 1918 входила в состав Союза коммун Северной области. В 1922 в губ. включены Вытегорский и Лодейнопольский у. упраздненной Олонецкой губ. В 1927 вошла в состав новообразованной Лен. обл. Территория СПб. губ. занимала зап. часть совр. Лен. обл. Юж. половина быв. Гдовского у. СПб. губ. с г. Гдов входит в состав Псковской обл. Лит.: Пушкарев И. Описание С.-Петербургской губернии. СПб.,1842; Жуковский (полк.). Военно-статистическое обозрение С.-Петербургской губернии. СПб., 1851; Россия. Полное географическое описание нашего Отечества / Под ред. В.П.Семенова. СПб., 1900. Т.3: Озерная область; Кащенко С.Г. Реформа 19 февраля 1861 г. в С.-Петербургской губернии. Л., 1990. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Сельское хозяйство (ингерманландские финны)
Рубрики
Скудные земли Ингерманландии не благоприятствовали сельскому хозяйству и земледелие здесь не в состоянии было полностью обеспечить зерном даже собственные потребности. Из зерновых сеяли в основном рожь, яровой ячмень и овес, из технических культур – лен и коноплю, которая шла на домашние нужды (изготовление сетей, мешков, веревок), основными овощными культурами была капуста и картофель. Хлеб приходилось завозить сюда из более южных краев.
Тематические группировки
подробнее…
Территория расселения
Рубрики
Проблема формирования ижорского этноса остается дискуссионной. Традиционно принято рассматривать ижору как группу, выделившуюся из состава карельских племен на рубеже I-II тыс. н.э. и первоначально обитавшую в южной части Карельского перешейка и в районе р. Ижора, откуда в дальнейшем происходит постепенное продвижение ижор на запад вплоть до р. Нарвы. В последние годы высказана гипотеза об автохтонности ижорского населения или по крайней мере раннем его появлении на южном берегу Финского залива (XI – XIV вв.). Из основного региона (бассейн Невы) ижора стала расселяться в западном направлении по южному берегу Финского залива. По сведениям XVII-XIX вв. в этом регионе рядом с водью действительно жила ижора. В летописных материалах свидетельств раннего расселения ижоры в этом регионе не обнаруживается. Наиболее ранние захоронения в названных грунтовых могильниках, относимых к ижоре, датируются XIII в. О расселении ижоры по низменному побережью Финского залива ранее можно предполагать лишь на основе косвенных языковых данных. В конце I тыс. территория расселения ижоры вошла в состав Новгородских земель, а с конца XV в. – Русского централизованного государства. Принадлежность ижоры к православному вероисповеданию способствовала ассимиляции со стороны русского населения. В XVII в., когда после Столбовского мира 1617 г. территория Приневья (историческая область Ижорская земля или Ингерманландия) являлась шведской провинцией, часть ижоры была ассимилирована финнами. Отсутствие древнерусских курганов в Ижорской земле говорит о том, что здесь не было широкой земледельческой колонизации. Культурное воздействие со стороны славян проявилось лишь в сравнительно немногочисленном распространении вещей древнерусских типов в регионе ижоры, а может быть, и в погребальной обрядности (западная ориентировка некоторых погребенных вместо меридиональной, характерной для финно-угров). Первоначально зависимость Ижорской земли от Новгорода выражалась в выплате дани и участии в военных делах. Ижора, подобно кореле и води, поставляла отряды в состав новгородской рати, о чем сообщают летописи, а также выполняла сторожевую службу на невском рубеже Новгородской земли. В вошедшей в летопись повести об Александре Невском содержится рассказ о представителе феодализирующейся знати, ижорском старейшине, состоящем на службе Новгорода Великого, обязанностью которого являлась охрана водных рубежей – «стража морская». Имя его Пелгусий, он крестился (наречен был Филиппом) и жил «посреде роду своего погана суща». В начале XIV в. в условиях нарастающей шведской экспансии в земле ижоры, на острове в истоке Невы, строится сначала деревянно-каменный, а затем полностью каменный новгородский город-крепость Орешек, ставший важным форпостом на северо-западе Руси. В XVIII – начале ХХ вв. ижоры расселялись в пределах современной Ленинградской области (западные районы и южная часть Карельского перешейка) чересполосно с русскими, ингерманландскими финнами, водью. В 1943 г. ижорское население с территории, оккупированной немецкими войсками, было вывезено в Финляндию. После возвращения в СССР в 1945 г. до середины 1950-х гг. существовали ограничения на расселение ижоры в местах прежнего проживания. С 1926 г. до конца 1930-х гг. на территории Ленинградской области существовал Сойкинский национальный ижорский сельсовет; работали сельские школы с обучением на ижорском языке. В настоящее время ижоры в основном проживают на территории Кингисеппского района Ленинградской области. Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) – IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. Сайт Русская Цивилизация - www.rustrana.ru // http://www.rustrana.ru/print.php?nid=394 Финно-угры и балты в эпоху средневековья / под общ. ред. академика Б. А. Рыбакова. – М. : Наука,1987. – С. 42-43.
Тематические группировки
подробнее…
Финляндия
Рубрики
ФИНЛЯНДИЯ, государство в Сев. Европе. Граничит со Швецией, Норвегией, РФ (Мурманская обл., Республика Карелия, Лен. обл.). Расположена на побережье Ботнического и Финского зал. Балтийского моря. Пл. – 338 тыс. кв. км (ок. 10% – внутренние водоемы). Нас. (на 1998) – 5147 тыс. чел. (93% – финны, ок. 6% – шведы). Плотность нас. – 14,8 чел./кв. км. 2/3 нас. – горожане. Гос. языки – финский (родной для 96% нас.) и шведский. К Евангелическо-лютеранской церкви принадлежит 90% нас., к Православной – 1,1%. В адм. отношении делится на ляни (laani – губерния). На рубеже I–II тыс. н. э. Ф. населяли прибалт.-фин. общности сумь (зап. р-ны), емь или тавасты (центр), корела (восток). В XII–XIII вв. юго-запад Ф. был присоединен к Швеции, вост. р-ны находились в сфере интересов Вел. Новгорода, что обусловило многовековое рус.-швед. вооруженное соперничество на Карельском перешейке. Гл. городом Ф. был Турку (швед. и устар. рус. – Або), вторым по значению – Выборг. Впервые вост. граница Швеции была установлена Ореховецким мирным договором 1323 и проходила по р. Сестра и далее на север, оставив Выборг в составе Швеции, а Корелу (ныне – Приозерск) – в Новгородских владениях. В XVI в. в Ф. и Швеции лютеранство стало гос. религией. В 1642 издана Библия на фин. яз. (Новый Завет перевел М. Агрикола в XVI в.). В 1581 Ф. стала вел. княжеством (герцогством). Столбовский мирный договор 1617 передал Швеции всю Ф. и Ингерманландию. После Сев. войны 1700-21, завершившейся поражением Швеции, Россия получила Карельский перешеек, где была образована Выборгская губ. (т. наз. Старая, или Русская Ф.). После Рус.-швед. войны 1808-09 вся терр. Ф. вошла в состав России, получив статус Великого княжества Финляндского (в соответствии с формой правления 1772, установленной швед. королем Густавом III). В 1811 к Ф. была присоединена Выборгская губ. В 1812 столица перенесена в Хельсинки (швед. и устар. рус. – Гельсингфорс). В 1860-е Александр II начал проведение в Ф. либеральных реформ. В 1863 был созван сейм (парламент), к-рый регулярно собирался с 1869. В 1879 приняты законы о свободе предпринимательства, передвижения. В XIX в. в Ф. развернулось фенноманское движение, выступавшее за расширение прав фин. яз. (официальным яз. в Ф. был шведский) и развитие фин. нац. культуры. Его лидерами были фольклорист и создатель эпоса «Калевала» Э. Лённрот, писатель Ю.Л. Рунеберг, журналист и гос. деятель Ю.В. Снельман, писатель и историк С. Топелиус, этнограф и языковед М.А. Кастрен, историк Ю.С. Юрьё-Коскинен. В дек. 1917 Ф. официально стала независимым гос-вом. Весной 1918 в Ф. произошла гражд. война, в к-рой победила белая армия под команд. К.Г. Маннергейма. В 1919 Ф. провозглашена республикой, принята Конституция (глава гос-ва – президент, высший законодательный орган – однопалатный парламент). В результате поражения в Сов.-финл. (Зимней) войне 1939-40 Ф. потеряла Карельский перешеек (терр. совр. Выборгского и Приозерского р-нов Лен. обл.), Сев. Приладожье, приграничные земли в Сев. Карелии. Нас. отошедших к СССР р-нов было эвакуировано в глубь Ф. В 1941-44 Ф. участвовала в боевых действиях на стороне Германии. Парижский мир 1947 подтвердил границу 1940 в Приладожье, к СССР также перешел р-н Печенги (Мурманская обл.). Во второй пол. ХХ в. Ф. проводила политику нейтралитета. С 1995 – в составе Европ. Союза. Лит.: Клинге М. Очерк истории Финляндии. Хельсинки, 1990; Расила В. История Финляндии. Петрозаводск, 1996; Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Политическая история Финляндии. М., 1998. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Фольклор (ингерманландские финны)
Рубрики
Ингерманландия с её народными традициями была открыта для науки в середине XIX века, когда Даниэль Эуропеус (1820-1884) рассказал, что там есть еще места, где умеют петь старинные народные песни. Это искусство в самой Финляндии было уже во многом утрачено. Свою первую экспедицию Д. Эуропеус совершил в северную часть Ингерманландии в 1847 г. Он пришел в восторг от своих находок и совместно с Э. Лённротом и Обществом финской литературы направил туда собирателей фольклора. В своей экспедиции 1844 г. Э. Лённрот убедился, что там еще живы народные руны. Экспедицией ученых и студентов от Общества финской литературы были собраны десятки тысяч листов материалов о духовных традициях народа Ингерманландии, рун, причитаний, сказаний, инструментальной музыки, новых народных песен и т.д. На рубеже XIX – XX веков в Ингерманландии появились свои собиратели фольклора. Работа финских собирателей продолжалась до Октябрьской революции. После этого граница с Россией для финских исследователей была закрыта. После войны финские фольклористы нашли проживавших в Швеции ингерманландских эмигрантов. Так, Мартти Хаавио и Лаури Хонко получили возможность продолжить сбор ингерманландского духовного фольклора. По традиции в Ингерманландии пели в основном женщины. В собрании фольклора финского народа в отделе Ингерманландии из 1200 записей певцов, имена которых известны, только 104 (около 9 %) записи мужчин. Чаще они играли на кантеле, а будучи пастухами – на духовых инструментах: тростниковых свирелях, пастушьих рожках и пр. Женщины пели как в будни, так и в праздники, а также в связи с какими-либо событиями. Более искусные были запевалами, остальные просто присоединялись к пению. Обычно было пение в движении: в хороводе, цепочкой, танцуя, играя, на качелях или просто идя по деревенской дороге. На песенные традиции значительное влияние оказывала и оказывает лютеранская церковь. Народ заново научился петь духовные песни, которые и сегодня звучат в возрожденных приходах Ингерманландии. Некоторые пожилые люди, представители старого поколения, возможно, еще умеют петь старинные народные песни. Лучше всего исполняются рифмованные народные песни - рёнтюшки (частушки).
Тематические группировки
подробнее…
Фольклор (ингерманландские финны)
Рубрики
Наряду с Карелией Ингерманландия являлась сокровищницей финского народного творчества. Ингерманландию "нашли" в середине 1800-х гг., собирание фольклора длилось до революции. Особенно хорошо сохранились женские лирические песни калевальской метрики, традиция причитаний и исполняемая мужчинами традиционная инструментальная музыка. Для ингерманландской женской песни был характерен славянский тип пения, т. е. ведение диалога между запевалой и хором; этот тип распространён и в Европе. Долгое время традиция пения и причитаний являлась музыкой семейных праздников и проведения свободного времени у молодёжи. Со временем песни калевальской метрики сменились на рифмованные народные песни; со своей стороны культуру пения изменили увлечение хоровым пением и духовная музыкальная культура. В настоящее время ингерманландцы считают более своими песни рёнтушки. Сайт Русской Христианской Гуманитарной Академии: http://www.rchgi.spb.ru/
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Хозяйство (ингерманландские финны)
Рубрики
Хозяйственный уклад финских крестьян той или иной местности, в первую очередь, определялся не удаленностью от городских центров, а уровнем развития коммуникаций (железных и шоссейных дорог). На первый взгляд, все деревни Северной Ингерманландии (Карельского перешейка) находятся вблизи Петербурга, однако на практике отсутствие удобного сообщения с городом повлияло на развитие молочного промысла. Если жители окрестностей Токсова еще могли раз в неделю возить молоко на лошадях в город, то для крестьян из более северных деревень (например, из Никуляс) дорога оказывалась слишком долгой, что приводило к необходимости торговать продуктами переработки молока - сметаной и маслом. В тех же Никулясах, по утверждению информантов, широко практиковалось выращивание льна для изготовления домотканой одежды, которую давно уже не носили в большинстве местностей. Южная Ингерманландия, напротив, отличалась сетью железных дорог и наличием уездных городских центров. Регулярность связи с рынком обеспечила высокую активность местных финских хозяйств, в том числе и находящихся на удалении до 100 км от Петербурга. В свою очередь, это вело к распространению элементов городской культуры. Существенное воздействие на культуру ингерманландских финнов оказывало иноэтничное окружение. На Карельском перешейке и в ряде волостей Южной Ингерманландии (Дудергофская волость), где финны составляли до 90% населения, естественным последствием изолированности явилось слабое владение русским языком, необходимым для активного участия в отхожих промыслах. В Юго-Западной Ингерманландии финны расселялись чересполосно с православным населением. В результате постоянных межэтнических контактов развились явления культурного синкретизма (двуязычие, празднование престольных праздников по образцу русских, случаи наличия православных икон в лютеранских семьях). Чистяков А.Ю. Локальные особенности традиционно-бытовой культуры ингерманландских финнов в начале XX в. // Этнографическое изучение Северо-запада России (итоги полевых исследований 1996 и 1997 гг. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) I и II межведомственные научные конференции аспирантов и студентов. – СПб., 1998.
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Хутора
Рубрики
ХУТОРА, поселения (преим. однодворные), обособленные усадьбой на земельном участке, находящемся в индивидуальном пользовании или владении. В рус. традиции Х. называли х-ва в фин. деревнях разбросанной планировки (в т. ч. поселения ингерманландских финнов в юж. части Карельского перешейка) – фактически скопления отд. Х. В сев. части Карельского перешейка (Выборгская губ.) развитию хуторского х-ва способствовал выкуп помещичьих (т. н. донационных) земель, начавшийся по инициативе пр-ва Вел. княжества Финляндского в 1867 (в остальной ч. Финляндии передел общинных земель был проведен по королевскому указу 1757). Х. просуществовали до окончательного перехода Выборгской Карелии в состав СССР в 1944, сопровождавшегося полной сменой населения. Перенос построек в более компактные поселения проводился в 1950-55. Строения, перенос к-рых считался нецелесообразным, уничтожались спец. комсомольскими отрядами. Х. в зап. части Лен. обл. возникли во второй пол. XIX в. в связи с массовой миграцией эстонских крестьян, к-рые воспроизводили в новых условиях привычный хуторской тип расселения. Под влиянием контактов с эстонцами в нач. XX в. в рус. говорах Ингерманландии хутора называли также «грунты» от эст. «крунт» – двор, х-во (зафиксировано в рукоп. материалах переписи 1920). После начала Столыпинской аграрной реформы (1906) и позднее, в 1920-е, на Х. стали выделяться рус., фин., ижорские. вепсские х-ва. Это привело к формированию нового типа расселения, представлявшего собой дер., окруженные Х. Выделение на хутор не означало прекращения всех связей с деревенской общиной (хуторяне выпасали скот в деревенском стаде, пользовались общим деревенским колодцем и т. п.), тогда как эстонский хутор был замкнутой хоз. системой. В годы коллективизации (1929-39) хуторяне могли вступать в колхозы, не переезжая в деревни. Так в Ингерманландии возникали колхозы, часть или большинство членов к-рых жили на Х. Ликвидация Х. произошла в 1939, согласно Пост. ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания», к-рое, среди пр., упоминало Лен. обл. как терр. со значительной долей хуторских х-в. Пост. предусматривало срок до 1 сент. 1940, но власти на местах принимали «повышенные обязательства» и сселили хуторян в деревни до нач. уборки урожая 1939. При отказе хозяев добровольно перевезти свой дом в дер., это проходило в принудит. порядке: обычно представители власти сбрасывали с дома крышу и не позволяли ее восстанавливать. См. также: Ингерманландия, Выборгский р-н, Приозерский р-н. Лит. : Ютиккала Э. Отдельные этапы заселения в исторический период // Финляндия: Геогр. сб. М., 1953. С. 282-288; Крюков А.В. О расположении, структуре и типологии финских деревень в Ингерманландии (1830–1930 гг.) // Петербургские чтения-97. Петербург и Россия. СПб., 1997. С. 201-223; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 123-168. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Церковные праздники
Рубрики
В ходе экспедиции 1999 г. в Усть-Лужской волости Кингисеппского района и в Волосовском районе Ленинградской области сотрудниками отряда были обследованы финноязычные этнические общности (водь, ижора, ингерманландские финны) и русские, населяющие Ингерманландию. Следует отметить, что население региона неоднородно по вероисповеданию: финны являются лютеранами, а водь, ижора и русские - православными. В ходе исследования календарной обрядности этих этнических общностей были выявлены следующие праздники, связанные с поминовением усопших (т.е. с посещением кладбища и совершением там определенных действий): Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Радуница, Родительские субботы. Библиография: Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) – IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Цыгане
Рубрики
ЦЫГАНЕ (самоназвание – рома), этническая общность в составе нас. Лен. обл. Потомки мигрантов из Германии и Швеции, относившиеся к группе «русские рома», отмечены на терр. совр. Лен. обл. в нач. XVIII в. В 1733 Сенат издал указ, позволяющий Ц. «жить и торговать лошадьми» в Ингерманландии, они были включены в подушную подать. По вероисповеданию большинство Ц. были правосл., но в Ингерманландии также отмечены лютеране. Занимались торговлей, ремеслами, проф. нищенством и попрошайничеством, особым занятием у женщин является гадание. В 1897 в С.-Петерб. губ. насчитывался 271 ц. В 1926 и 1928 были приняты постановления верх. органов СССР и РСФСР, к-рые должны были способствовать переходу Ц. к оседлому образу жизни, в 1930-е проводились мероприятия по привлечению Ц. в колхозы. В 1941-44 Ц., оказавшиеся на оккупированной нем. войсками терр., подлежали уничтожению. В 1956 принят указ През. Верх. Совета СССР о привлечении Ц. к оседлому образу жизни и пост. Совета Министров РСФСР № 685 от 20 окт. 1956 «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Постепенно у части Ц. появляется постоянное место жительства. По официальным данным, в 2002 в Лен. обл. насчитывалось 4,6 тыс. Ц. (в реальности, вероятно, больше, т. к. числ. кочевых ц. плохо поддается учету). На терр. обл. имеются разл. группы Ц., в т. ч. котляры, или кэлдэрары – потомки румынских Ц., мигрировавшие в Россию в сер. XIX в. (окрестности пос. Лесколово); кишиневцы – потомки мигрантов из Бессарабии сер. XIX в. (г. п. Тайцы). Кочевой образ жизни ведут венгерские Ц., а также цыгане-люли (выходцы из Таджикистана, мусульмане), появившиеся в Лен. обл. в последние годы. В СПб. функционирует Сев.-зап. центр соц. и правовой защиты рома (цыган) (в рамках С.-Петерб. отделения об-ва «Мемориал»), занимающийся соц. и правовой защитой Ц. Лит.: Деметер Н., Бессонов Н., Кутенков В. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000; Сайт Н.В. Бессонова «Цыгане России». – http://zigane.pp.ru А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
подробнее…
Шёгрен Андрей Михайлович (1794-1855), ученый
Рубрики
ШЁГРЕН (Sjogren) Андреас Йохан (Андрей Михайлович) (1794–1855), этнограф, лингвист. Акад. СПб. АН (1831). Родился в Финляндии в семье сапожника. Учился в гимназии в Борго (Порвоо), в 1819 окончил Абосский (Туркусский) ун-т со степенью д-ра философии. С 1820 жил в СПб., изучал рус. яз. и историю. В 1822-23 служил библиотекарем у гр. Н.П. Румянцева. В 1823 совершил поездку по Приладожью. В 1824-26 путешествовал по Новгородской, Олонецкой, Архангельской губ., Финляндии; в 1826-28 продолжил путешествие по Вятской, Казанской, Пермской губ. Ш. изучал локальную историю, местные диалекты, стремился выявить финно-угорские корни в населении рус. Севера, копировал архивные док-ты. В 1829 – адъюнкт СПб. АН. В 1833 Ш. первым описал ингерманландских финнов как особую группу, выделил в их составе этнические группы савакот и эвремейсет. Ш. заинтересовался культурой и языком нас. Ингерманландии еще в 1816, когда провел студенческие каникулы в дер. Губаницы (ныне – Волосовский р-н). В 1835-38 совершил путешествие на Сев. Кавказ, где изучал яз. осетин с целью определения его места среди индоевропейских яз. В 1844 издал «Осетинскую грамматику с кратким словарем осетино-российским и российско-осетинским». В 1846 и 1852 посетил Лифляндию и Курляндию, где изучал ливов (малочисл. прибалт.-фин. этническая общность) и кревингов – потомков води, переведенных нем. рыцарями в Прибалтику в XV в. Ш. стал единственным исследователем, зафиксировавшим культуру кревингов перед их окончательной ассимиляцией. Материалы этой экспедиции Ш. хранятся в архиве РГО. Похоронен на Митрофаньевском кладб. в СПб. (могила не сохр.). Соч.: Uber die finnische Bevolkerung des St.-Peterburgischen Governements. SPb, 1833. Лит.: Академик А.М. Шегрен // Журнал Министерства народного просвещения. 1855. Ч. LXXXVI. Отд. V. С. 1-8; Branch M. A. J. Sjogren studies of the North. Helsinki, 1973. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Шведы
Рубрики
ШВЕДЫ (самоназвание – свенскар), этническая общность. Швед. яз. относится к германской группе индоевропейской языковой семьи. Верующие – лютеране. В наст. время проживают в осн. в Швеции (7,75 млн. чел.) и Финляндии (300 тыс., имеют компактные ареалы расселения). На Руси IX–XI вв. выходцы из Скандинавии составляли компонент нас. Ладоги, скандинавские дружины (викинги, в рус. традиции – варяги) играли важную роль в полит. жизни. В XIII в. Швеция подчинила осн. терр. Финляндии, что сопровождалось христианизацией региона. Ш. компактно селились на Туркуском архипелаге, нек-рых участках побережья Балтийского моря вплоть до р. Кюми на востоке (Аландские о-ва были заселены выходцами из Швеции еще в VI в.). Центром швед. культуры на терр. совр. Лен. обл. стал г. Выборг. Попытки Швеции расширить свои владения до р. Нева к нач. XIV в. потерпели неудачу. В XVII в. швед. власти раздавали дворянам во владение земли в Ингерманландии, однако обычно владельцы управляли поместьями, не переселяясь в них. В результате Сев. войны Швеция утратила свои владения в Приневье и на Карельском перешейке. В XVIII в. в Выборге, принадлежавшем России с 1710, адм. языком стал немецкий, но после присоединения Выборгской губ. к Вел. княжеству Финляндскому в 1811 им снова стал шведский. В Финляндии Ш. (или шведоязычное нас.) составляли привилегированные слои об-ва (в т. ч. творческую интеллигенцию), были наиболее квалифицированными ремесленниками. Подъем фин. нац. движения в XIX в. сопровождался в среде интеллигенции сменой швед. идентичности на финскую, выразившейся во мн. случаях и в переводе фамилий. В 1863 фин. яз. официально получил равные права со шведским, а в 1922 был издан закон, провозгласившей финский и шведский гос. языками Финляндии. Шведоязычное нас. сохранялось в Выборге до Сов.-финл. войны, когда было эвакуировано вглубь Финляндии. Лит.: Шлыгина Н.В. Финляндские шведы // Этнические меньшинства в современной Европе. М., 1997. С. 172-193; Шведы на берегах Невы. Стокгольм, 1998; Страницы Выборгской истории. Вып. 1-2. Выборг, 2000, 2004. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Шлиссельбург, г.
Рубрики
ШЛИССЕЛЬБУРГ (в 1944-92 – Петрокрепость), город в Кировском р-не. В 1996–2005 – отд. муниц. образование. Нас. – 12,4 тыс. чел. Расположен у истока р. Нева, на ее левом берегу. Ш. связан автобусным сообщением с Кировском и СПб. Ближайшая ж.-д. ст. Петрокрепость находится на правом берегу Невы, в период навигации перевоз осуществляют теплоход и частные катера. Начало Ш. положила крепость Орешек, построенная новгородцами в 1323 (здесь в 1323 был заключен Ореховецкий мирный договор, определивший рус.-швед. границу на Карельском перешейке). В швед. период Орешек, переименованный в Нотебург (Ореховый город), – центр Нотебургского лена Ингерманландии. В 1702 Орешек отвоеван Петром I, переименован в Шлиссельбург («Ключ-город»), получил статус города. В 1780 Ш. – уездный гор. С.-Петер. губ. В 1784 разработан первый ген. план Ш., предусматривающий создание регулярной планировки. Во время Вел. Отеч. войны в 1941-43 Ш. был оккупирован, сильно пострадал во время боев (крепость Орешек оставалась под контролем сов. войск). В янв. 1943 в р-не Ш. была прорвана блокада Ленинграда. В 1763 в Ш. возникло ситценабивная ф-ка, впоследствии – Шлиссельбургская мануфактура, к-рая работала до 1941. Ныне Ш. – центр судостроительной и судоремонтной промышленности. В гор. находятся Невский судостроит. и судоремонт. з-д, опытный судостроит. з-д «Нордстрой», Охтинская верфь (стр-во и ремонт яхт и катеров водоизмещением до 100 т). Работает швейная ф-ка «Волна». В Ш. начинаются Ладожские каналы. У выхода в Неву Староладожского кан. сохр. гранитная наб., четырехкамерный шлюз (1836) и Петровский мост на колоннах (1824-32), на Малоневском кан. в 1839-41 построен Горбатый мост, по к-рому в XIX в. проходила Архангелогородская дорога. Работы по перестройке шлюзов Ладожского кан. в 1820-е изображены на литографиях худ. К.П. Беггрова. Пам. культовой архитектуры Ш. являются Благовещения Пресвятой Богородицы собор (к нему приписана часовня в честь Казанской иконы Божией Матери перед вост. фасадом собора), Николая Чудотворца Святителя ц., на терр. крепости Орешек – Иоанна Предтечи Рождества собор. В 1909-10 в Ш. был построен кам. католический храм Воздвиженья Креста Господня (закрыт в 1930-е, взорван в 1978). В 1957 в сквере у пристани установлен пам. Петру I (по модели скульп. М.М. Антокольского). Работают Шлиссельбургская библиотека городская, Музей истории города Шлиссельбурга, Лен. обл. мор. лицей, дет. худож. школа, культурно-спорт. комплекс «Невский», в здании к-рого размещаются концертный зал, дет. муз. школа. В крепости находится Шлиссельбургская крепость «Орешек», музей. Издается газ. «Невский исток». См.: Шлиссельбурга города герб, Шлиссельбургская крепость. Лит.: Новорусский М.В. Путеводитель по Шлиссельбургу. М.; Пг., 1923; Гоголицын Ю.М., Гоголицын Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 272-279; Официальное представительство администрации г. Шлиссельбург. – http://www.shlisselburg-lenobl.ru/ А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Эвремейсет
Рубрики
ЭВРЕМЕЙСЕТ (ayramoiset, эвремейсы, эвримейсы), этническая группа ингерманландских финнов. Потомки переселенцев XVII в. в Ингерманландию из обл. Эуряпяэ на Карельском перешейке. Э. в большей степени, чем савакот, сохраняли архаические элементы культуры. В XIX в. отличием жен. костюма Э. была рубаха с вышивкой (обычно красного цвета). Диалект Э. близок диалектам ижор. Э. проживали на Карельском перешейке в окрестностях дер. Вартемяги и г. п. Токсово, в р-не пос. Лисино-Корпус, по юж. побережью Финского зал. – от Стрельны до Сойкинского п-ова. На Дудергофских высотах (в р-не пос. Ропша) расселялись чересполосно с савакот. Исследователи XIX в. относили к Э. ингерманландских финнов Кургальского п-ова и междуречья Луги и Нарвы, к-рый в наши дни считаются отд. группой – потомками переселенцев с о-вов Финского зал. По данным П.И. Кёппена, в сер. XIX в. Э. насчитывалось 29 тыс. чел. На рубеже XIX–XX вв. в результате процесса этнической консолидации групповое самосознание Э. сменилось общефинским. Этноним Э. в XX в. вышел из употребления. Лит.: Чистяков А.Ю. Этнические группы ингерманландских финнов в XVII–XIX вв. // Петербургские чтения-97. Петербург и Россия. СПб., 1997. С. 160-166. А.Ю. Чистяков
Авторы
подробнее…
Этническая история. Территория расселения (водь)
Рубрики
Водь - древнейшее известное нам население северо–запада Ленинградской области. Археологические находки и данные лингвистики указывают на то, что формирование води относится к I тыс. н. э., когда произошло отделение води от древнеэстонских племен. Со второй половины I тыс. н.э. начинаются контакты води и славян. В русских летописях водь впервые упоминается под 1069 г. Исследователи выделяют три группы води: северо-западную, к которой принадлежит сохранившееся водское население; ассимилированные северо-восточную (расселялась в окрестностях Копорья) и южную (окрестности г. Гдова, Псковская обл.). Исторические сведения о води очень скудны. Поскольку водь жила на окраинах новгородских владений, летописи обходят ее историю молчанием, отмечая только наиболее значительные события – бедствия, войны. По ним можно представить лишь некоторые стороны жизни средневековых вожан. Особенно часто водь упоминается при описании военных столкновений, затрагивающих интересы Древнего Новгорода. Территория, названная в летописях Водской землей, была основной частью владений Новгорода на северо-западе. В 1478 году, когда Новгород был покорен Иваном III и все новгородские владения разделены на пятины, одна из пятин стала называться Водской, хотя ее границы выходили далеко за пределы древней Водской земли, захватывая даже Карелию. Так территория расселения води вошла в состав Русского централизованного государства. Водь являлась особой волостью Новгородского государства. Однако эта волость не была волостью – колонией, а представляла собой одну из частей самого государства. Она выполняла чрезвычайно важные обязанности, обусловленные географическим положением, являясь форпостом борьбы Новгорода за независимость. Водские земли находились на границе новгородских земель и Тевтонского ордена и были ареной вооруженных столкновений. В середине XV века немецкие рыцари угнали большую группу води на территорию Латвии в район г. Бауска, где вплоть до середины XIX века сохранялась группа их потомков, известная под этнонимом кревинги. В 1617 году, когда по Столбовскому миру северо-западная часть русских земель временно отошла к Швеции, название «Водская земля» было забыто, а эта территория получила название «Ингерманландия». Часть води была ассимилирована финнами. К этому времени относятся шведские описи деревень и уникальные, большей частью не опубликованные, официальные документы из ингерманландского архива в Швеции. В 1943 г. водь как и остальное финноязычное население территории, оккупированной немецкими войсками, была вывезена в Финляндию. По возвращению в СССР в 1944–1945 гг. и до середины 1950-х гг. существовали ограничения на расселение в местах прежнего проживания. На рубеже XIX–XX вв. водь населяла западную часть современной Ленинградской области (Кингисеппский р-н) – окрестности д. Котлы и нижнее течение реки Луги. В настоящее время водь проживает в нескольких деревнях в низовьях р. Луги. Использованные источники: 1. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008) 2. Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорские земли Новгородского государства // Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б.Д. Греков. – [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940. – С. 100–148; 110–111. 3. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71-88; 71–74. 4. Народы мира : ист. – этногр. справ. / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М. : Сов. энциклопедия. – 1988. – С. 125–126. 5. Рябинин Е.А. Водь // Природа. – 1992. – № 3. – С. 78-86.
Тематические группировки
подробнее…
1 2